СРАВНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ АВАНГАРДИЗМА
В РОССИИ И КИТАЕ
Ли Чао, магистрант
Научный руководитель: М.В. Смирнова, д-р искусствоведения, профессор Российский Государственный Университет имени Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n4n
Аннотация. Данная статья представляет собой сравнительный анализ двух систем образования: китайской и российской. Основанием для сравнения служит критерий эффективности практического обучения в рамках высших учебных заведений, в основе которого лежит возможность образовательных нововведений. Также она рассматривает гуманистические идеи новой эпохи в педагогике, связанной с музыкальным образованием, которые являются отступлением от канонов традиционного общества. Прослежены основные события, повлиявшие на развитие новаторского движения инициативных творческих педагогов РФ и КНР образовательного пространства.
Ключевые слова: практическое обучение; системы образования; инновации в Китае и России.
Некоторые университеты на самом деле не знают о важности практического обучения, недостаточно понимают особенности развития информационного общества. В связи с этим, студенты игнорируют возможность собственного развития способностей, не осознают важность синхронного роста знаний. Причин вышеперечисленных проблем много, не только влияние традиционных идей, но и политико-идеологическая работа в колледжах и университетах не стоит на месте. Поэтому важно уделить внимание укреплению практического обучения и развитию инновационных талантов в высших учебных заведениях. Считаем этот опыт актуальным ввиду происходящих трансформационных процессов как в современных учебных заведениях Китая и России, так и педагогическом образовании в целом.
Если говорить об образовательной системе в Китае, то здесь на модернизацию содержания педагогического образования влияют политические, экономические, культурные реформы, а также введение новых технологий в учебный процесс. Например, наличие единого государственного экзамена, по результатам которого абитуриенты становятся студентами вузов.
Содержание высшего педагогического образования модернизируется в соответствии с развитием науки и техники, а также
мировых тенденций развития образования. Это проявлялось в появлении новых предметов (информатика, английский язык, те-лесценаристика, современный менеджмент, современная мировая экономика и политология, основы компьютерного дизайна, программирования на компьютере и т. д.), новых специальностей (учитель информатики, экономики и т. д.), модернизации учебных планов и программ. Примечательно и то, что единых программ для высших заведений в стране не существует, они разрабатываются в самих вузах.
Китайские вузы отличаются тематикой курсов и методикой преподавания, однако государство контролирует их работу и разрабатывает общие директивы по содержанию и технологиям обучения. Вариативность учебных программ способствует нахождению путей совершенствования подготовки будущих учителей к международному уровню. То есть можно говорить об устойчивой тенденцию поступательной модернизации содержания высшего педагогического образования в Китае.
Применение новых информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения расширяет возможности студентов и преподавателей: радио, телевизор, интернет, дистанционное образование, мультимедиа, многоязычное обучение, транснациональное обучение, междуна-
родные предметы. Они помогают раскрыть творческий потенциал студентов, предоставить больше свободы преподавателям, а также подготовить таких учителей, которые в своей будущей работе смогут использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Иные веб-технологии предоставляют возможность общаться онлайн с коллегами для обмена профессиональным опытом.
Использование информационных и коммуникативных технологий влияет также на содержание учебных планов. Например, появился предмет «английский язык». Дистанционное образование широко используется для обучения новых педагогических кадров и повышения квалификации учителей в Китае. Оно дает возможность подготовить большое количество профессионалов за короткое время. Из года в год усиливается тенденция применения аудио и видеотехники в преподавании предметов на разных формах занятий. Таким образом, можем сказать, что применение новых информационных и коммуникативных технологий в системе высшего педагогического образования является устойчивой тенденцией. Совершенствование материальной базы вузов способствует повышению уровня подготовки специалистов [5].
Благодаря усилению в обществе авангардистских течений высшее образование в Китае стало многоуровневым и многопрофильным. Сегодня аспирантура стала доступной почти всем, кто хочет заниматься наукой и имеет соответствующий уровень подготовки. В последнее время в высших учебных заведениях уделяется значительное внимание совершенствованию системы оценивания достижений студентов. В Китае используют 100-балльную систему важных экзаменов. Также распространена и практика устных оценок (одобрение, нотация и т. п.); наград в виде грамот, призов, дипломов, медалей по результатам конкурсов. Практикуется рейтинго-вание студентов. А получение стипендий и других льгот создает новые стимулы для улучшения студентами своих знаний. Наблюдается обмен преподавателями русского, украинского, китайского, английского,
французского языков, художниками, музыкантами, хореографами и тому подобное. Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического образования в Китае, является безусловно положительной тенденцией последних десятилетий [4].
Наряду с положительными тенденциями в развитии высшего педагогического образования в Китае существуют и негативные, среди них: чрезмерная идеологическая направленность в процессе учебы, неравномерное расположение вузов по стране; отставание педагогических вузов от технических по материально-техническому обеспечению учебного процесса. Итак, положительные тенденции преобладают, и поэтому можно утверждать, что процесс модернизации образования в КНР набирает новые обороты, т.к. руководство Китая предпринимает все меры для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, которые должны эффективно работать в учебных заведениях различного уровня. То есть, можем говорить о тенденции повышения качества подготовки учителей в КНР.
Если возвращаться к ситуации профессионального высшего образования в российских вузах, то мы видим, что среди прогрессивных достижений указанного периода особое место заняли зарождения педагогов-новаторов в советском образовательном пространстве. Также важную роль сыграло принятие реформ, связанных с образованием в стране, которое было начато в 1984 году и продолжается по сей день. Одни определяют его периодом зарождения демократических изменений в развитии образования и общества (С. Крысюк, А. Кузьминский), другие -последней попыткой правительства сохранить действующую унифицированную систему образования (Л. Березовская, А. Савченко, А. Сухомлинская). В целом, по мнению современных исследователей, эта реформа изначально была обречена на неудачу, поскольку была инициированной «сверху», провозглашенной по приказу руководящих структур, без разработки научного психолого-педагогического осно-
вания и наличия соответствующего финансового обеспечения. В то же время ученые отмечают существенные изменения, произошедшие в результате внедрения нововведений в образовательное пространство страны.
Прежде всего, ценным было то, что внимание педагогической науки сосредоточилось на разработке, обосновании и освещении вопросов методического обеспечения готовности учителей к творческому труду в условиях изменений; анализе особенностей организации учебно-воспитательного процесса для детей; исследованиях по проблемам развития педагогического мастерства, профессионализма учителей на основе гуманистического и демократического подходов. Преимуществом было и то, что стали использоваться идеи развивающего обучения.
Ощутимый шаг был сделан также в получении иной квалификации преподавателей разных научных дисциплин. Институты повышения квалификации учителей были провозглашены научно-
методическими центрами повышения педагогического мастерства, обобщения и распространения передового опыта учительства. Открытие в институтах кафедр педагогики и психологии, а позже других, способствовало значительному усилению научного, учебно-методического потенциала учреждений, расширению круга функций, которые на них возлагались.
Большим событием в развитии педагогической теории и практики стало в это время возникновение такого перспективного направления в образовании, как движение педагогов-новаторов, что за короткий срок приобрело популярность и благосклонность со стороны общества. Выступая за обновление образования на демократических и гуманистических началах,
они подвергали критике действующую систему образования, официальную педагогическую науку. Ведущие педагоги подчеркивали необходимость обеспечения индивидуального подхода к ребенку как полноценной личности, важность сотрудничества во взаимодействии учителя и учеников [1].
Прежде всего, активистами предлагалось введение в практику работы школы опыта авторских школ и педагогического новаторства (О. Захаренко,
В. Сухомлинский, И. Ткаченко,
В. Шаталов и др.); признание результатов и достижений их экспериментальной деятельности официальной педагогикой и правительством. Представители гуманистического подхода призвали не к декларированию и провозглашению идеи всестороннего гармоничного развития учащихся целью коммунистического воспитание, а реальному его обеспечению средствами расширения представлений о национальной истории, культуре, духовности народа.
Анализируя содержание деятельности учителей-новаторов, можно сделать вывод о том, что педагогика сотрудничества сделала существенный шаг в ликвидации в школах гипертрофии (чрезмерного применения) контрольной функции педагога и усиление взамен его организационной функции. Дальнейшие события в контексте провозглашения курса на демократизацию общества позволяют проследить постепенное восстановление движения за реформирование школьного образования нагуманистических началах. Соответственно, мы можем сделать вывод о том, что образовательные системы в Китае и России очень отличаются друг от друга, однако их объединяет использование методов авангардизма.
Библиографический список
1 Березовская Л.Д. Советская реформа общеобразовательной и профессиональной школы в русле зарождения демократических изменений в УССР (1984-1988) / Л.Д. Березовская // Молодежь и рынок. - 2008. - № 1 (36). - С. 25-31.
2. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
3. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 с.
4. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. - 2005. -№1. - С. 67-74.
5. Чэнь Голян, Чжан Чэньчжу. Стратегия китайского образования и кадровой политики в ближайшие 50 лет // Исследования образовательного развития. - 2003. - №4-5. - С. 3644.
COMPARISON OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL IDEAS OF VANGUARDISM IN
RUSSIA AND CHINA
Li Chao, Graduate Student
Supervisor: M.V. Smirnova, Doctor of Arts, Professor Herzen State University of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article is a comparative analysis of two educational systems: Chinese and Russian. The basis for comparison is the criterion of the effectiveness of practical training in higher education, which is based on the possibility of educational innovations. She also considers the humanistic ideas of a new era in pedagogy related to music education, which are a departure from the canons of traditional society. Traced the main events that influenced the development of the innovative movement, the initiative of creative teachers of Russia and China education space.
Keywords: practical training; education systems; innovations in China and Russia.