Научная статья на тему 'Гуманизация высшего педагогического образования в Китае и России: основные аспекты реализации'

Гуманизация высшего педагогического образования в Китае и России: основные аспекты реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / PEDAGOGY / PROFESSIONAL EDUCATION / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Яньхуэй, Федотова Е. Л.

Рассмотрена роль принципа гуманизации в развитии педагогического образования в КНР и в России. Определены пути развития педагогического образования в направлении гуманизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHINA AND RUSSIA: MAIN ASPECTS OF REALIZATION

The role of humanization of tertiary pedagogical education in China and in Russia is discussed. Developmental paths to humanization of pedagogical education are outlined.

Текст научной работы на тему «Гуманизация высшего педагогического образования в Китае и России: основные аспекты реализации»

ЛИ ЯНЬХУЭЙ

доцент Шэнъянского педагогического университета

(КНР)

ЕЛ. ФЕДОТОВА

доктор педагогических наук,профессор Иркутского государственного педагогического университета

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, способности, потребности выступают сегодня важнейшим ориентиром гуманизации образования в целом. Обращаясь вновь к принципам, которые лежат в основе развития педагогического образования, необходимо констатировать, что ведущим, определяющим среди них является принцип гуманизации1. Исходя из этого одной из главных целей высшего педагогического образования является создание и поддержание условий, обеспечивающих полноценное физическое, психологическое, личностное, профессионально-педагогическое развитие каждого студента.

Обобщая и анализируя различные точки зрения на проблему гуманизации высшего профессионального образования в КНР и РФ, мы пришли к выводу о возможности выделения ряда направлений гуманизации высшего педагогического образования в данных странах с учетом трех основополагающих аспектов: концептуального, содержательного, организационно-методического.

Реализация концептуального аспекта связана с переориентацией образования на гуманистические начала и разработкой новой концепции подготовки будущего учителя, опирающейся на идею становления и развития человека как личности.

В настоящее время в российских учебных заведениях всех уровней проводится большая работа по реализации Программы модернизации образования. Осуществляемые преобразования касаются и пересмотра системы высшего педагогического образования, ориентиром для которой должен стать личностный потенциал студента. По мнению В.А. Сластенина, итоговым результатом педагогического образования является формирование у будущего учителя профес-

сиональной культуры, которая представляет собой систему профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, общечеловеческой идеи, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволит учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень его развития. В свете сказанного профессиональное становление учителя можно трактовать как самоопределение его личности в культуре2.

Известный китайский ученый-педагог, директор Института педагогических наук Китая Чжу Сяомань и профессор Да Цзолин сформулировали новую концепцию подготовки учителя, способного к автономному росту, а значит, к самостоятельному выбору, рефлексии, самоорганизации и саморазвитию, обладающего развитой субъектностью, идущего в ногу со временем3. Субъектное образование станет господствующей ценностной ориентацией высшего педагогического образования4.

С учетом аспекта концептуализации основными условиями гуманистического обучения и воспитания в системе высшего педагогического образования Китая, на наш взгляд, являются: ориентация на всестороннее развитие личности, творческое становление человека в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов; понимание студента как субъекта учебно-педагогической деятельности; построение общения участников образовательного процесса на диалогической основе; осуществление обучения и воспитания с опорой на личностно-деятельностный подход.

Следующий — содержательный — аспект связан с пересмотром и определением ценностной ориентации учебных дисциплин

© Ли Яньхуэй, Е.Л. Федотова, 2007

ЛИ ЯНЬХУЭЙ, Е.Л. ФЕДОТОВА

системы высшего педагогического образования, их структуры и содержания в соответствии с гуманистической парадигмой.

Так, китайский ученый Гао Ти считает, что проектирование учебных курсов в рамках системы высшего педагогического образования должно базироваться на идее становления и развития человека как личности (юйжень)5. Автор указывает, что переосмысление ценностной ориентации учебных курсов, совершенствование структуры и содержания системы высшего педагогического образования Китая обусловлены реформой общего образования и требованиями профессионализации (специализации) педагогической профессии.

На текущем этапе проводимая в Китае реформа общего образования направлена на гуманистическую заботу о человеке. Ее основная цель — создание системы общего образования, соответствующей требованиям воспитания качеств личности (сучжи цзяоюй). Это показывает изменение ценностных ори-ентаций при построении системы общего образования, проявляющееся в таких аспектах, как стремление к всестороннему развитию каждого учащегося, использование автономного, сотруднического, исследовательского способов учебно-познавательной деятельности с целью раскрытия субъектности человека, провозглашение демократизации отношений учителя и ученика.

В условиях реформы общего образования самыми актуальными проблемами стали изменение общей цели высшей педагогической школы, направленное на снижение доли специальных дисциплин и одновременное усиление подготовки специалистов широкого профиля через взаимопроникновение гуманитарных и естественных наук; подчеркивание ценности дисциплин гуманитарного цикла для формирования у будущих педагогов общей и педагогической культуры; подготовка специалистов, отличающихся высоким уровнем общей и профессионально-педагогической компетентности, и др. Как отмечает Ван Цзэнун, содержание дисциплин высшей педагогической школы должно в полной мере отразить гуманизм, с тем чтобы она смогла готовить будущих учителей, отвечающих потребностям системы общего образования, обладающих опережающим

сознанием, творческой инициативой и способностью к инновациям6.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в России является глубокое обновление его содержания, ориентированное на становление общей и педагогической культуры, профессиональной компетентности педагога. В основную образовательную программу подготовки учителя, реализуемую в условиях базового педагогического образования, входит три взаимосвязанных блока дисциплин (общекультурный, психолого-педагогический и предметный), на которые отводится соответственно 25, 18 и 57% учебного времени. «Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов. Такая деятельность в каждом блоке представлена практикумами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию7. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования должны входить гуманитарные знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Как в Китае, так и в России общепринятым стало то, что организация содержания обучения должна строиться на принципах гуманизации и фундаментализации с учетом целесообразности пропорций каждого цикла дисциплин в общей структуре учебного плана.

Организационно-методический аспект заключается в диалогизации педагогического процесса и его построении на основе применения активных форм и методов обучения и воспитания.

Как пишет российский исследователь В.В. Рябчиков, в современных условиях, когда проблемы гуманизации и гуманитаризации образования выходят на первый план, в педагогических исследованиях все большее внимание уделяется диалогу субъектов обучения. Диалогизация рассматривается в

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

качестве ведущего принципа организации педагогического взаимодействия, одного из кардинальных оснований для различения «центрированного» вокруг личности образования8. Важнейшим условием становления субъект-субъектных отношений в ходе профессионального педагогического образования, линией его гуманитаризации выступает переход от дискурсивного академического изложения содержания дисциплин к построению в ходе профессиональной подготовки «живого знания»9.

Подобная ситуация наблюдается и в сфере образования в Китае. Ряд теоретиков и педагогов-практиков высказывают мысль о том, что одним из специфических компонентов гуманизации образования на разных уровнях является диалог между его субъектами (обучающими и обучаемыми), и придают важное значение диалогизации педагогического процесса. Мы также считаем, что необходимо реализовывать принцип диалогизации в образовательном пространстве в соответствии с современными требованиями в рамках гуманизации и гуманитаризации образования. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации обучения и воспитания. Это обусловлено применением продуктивных методов и форм обучения для содействия становлению и развитию личностных профессиональных качеств будущего учителя.

Таким образом, гуманитарной основой педагогического образования является продуктивное ценностно-смысловое общение, взаимодействие преподавателей со студентами, позволяющее с наибольшей полнотой раскрыть и обогатить их духовно-нравственный потенциал на основе диалектического единства в ходе решения обучающих, воспитывающих и развивающих задач учебного процесса и внеаудиторной работы10. Развитие педагогического образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки учителя на основе личностного, индивидуального, культурологического, аксиологического и других личностно и профессионально ориентированных подходов, обеспечивающих ста-

новление личности выпускника, обладающей широким культурным, научным, социальным и профессиональным потенциалами".

Суммируя изложенное, мы полагаем, что гуманизация высшего педагогического образования в ходе ее реализации приобретает систематический и комплексный характер. Как утверждают российские исследователи H.H. Никитина и Н.В. Кислинская, гуманизация педагогического образования предполагает преобразование всей системы педагогического образования: не только его целей, но и содержания, образовательных технологий, которые должны создавать «личностно утверждающие ситуации», обеспечивающие превращение студента в субъекта учебной и профессиональной деятельности, изменение системы отношений в педагогическом процессе, критериев оценки его результативности12.

Примечания

1 Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных процессов в высшем педагогическом образовании. СПб., 2005. С. 49.

2 Сластенин В.А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма. М., 2000. С. 234-239.

3 Чжу Сяомань, Да Цзолин. Подготовка учителя, способного к автономному росту, посредством комплексного развития // Курс—учебник—методика преподавания. 2002. № 1. С. 59—63.

4 Гао Ти. Исследование и практика курсов высшего педагогического образования в новый век. Тяньц-зинь, 2000. С. 40.

5 Там же. С. 41.

6 Ван Цзэнун, Цао Хуйинь. Сравнительное исследование устройства курсов образования учителя в Китае и за рубежом. Пекин, 2003. С. 279.

7 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие. М., 2004. С. 50—51.

8 Рябчиков В.В. Полемический диалог в образовательном процессе: концептуальные основы // Вестник Иркутского государственного педагогического университета совместно с Восточно-Сибирским институтом МВД РФ: материалы общерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2006. Вып. 7. С. 150.

9 Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М., 2000. С. 54.

10 Ярмакеев И. Гуманитарные смыслы педагогического образования // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 45.

11 Никитина H.H., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие. М., 2004. С. 81.

12 Там же.

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.