ЛИ ЯНЬХУЭЙ
доцент Шэнъянского педагогического университета
(КНР)
ЕЛ. ФЕДОТОВА
доктор педагогических наук,профессор Иркутского государственного педагогического университета
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, способности, потребности выступают сегодня важнейшим ориентиром гуманизации образования в целом. Обращаясь вновь к принципам, которые лежат в основе развития педагогического образования, необходимо констатировать, что ведущим, определяющим среди них является принцип гуманизации1. Исходя из этого одной из главных целей высшего педагогического образования является создание и поддержание условий, обеспечивающих полноценное физическое, психологическое, личностное, профессионально-педагогическое развитие каждого студента.
Обобщая и анализируя различные точки зрения на проблему гуманизации высшего профессионального образования в КНР и РФ, мы пришли к выводу о возможности выделения ряда направлений гуманизации высшего педагогического образования в данных странах с учетом трех основополагающих аспектов: концептуального, содержательного, организационно-методического.
Реализация концептуального аспекта связана с переориентацией образования на гуманистические начала и разработкой новой концепции подготовки будущего учителя, опирающейся на идею становления и развития человека как личности.
В настоящее время в российских учебных заведениях всех уровней проводится большая работа по реализации Программы модернизации образования. Осуществляемые преобразования касаются и пересмотра системы высшего педагогического образования, ориентиром для которой должен стать личностный потенциал студента. По мнению В.А. Сластенина, итоговым результатом педагогического образования является формирование у будущего учителя профес-
сиональной культуры, которая представляет собой систему профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, общечеловеческой идеи, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволит учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень его развития. В свете сказанного профессиональное становление учителя можно трактовать как самоопределение его личности в культуре2.
Известный китайский ученый-педагог, директор Института педагогических наук Китая Чжу Сяомань и профессор Да Цзолин сформулировали новую концепцию подготовки учителя, способного к автономному росту, а значит, к самостоятельному выбору, рефлексии, самоорганизации и саморазвитию, обладающего развитой субъектностью, идущего в ногу со временем3. Субъектное образование станет господствующей ценностной ориентацией высшего педагогического образования4.
С учетом аспекта концептуализации основными условиями гуманистического обучения и воспитания в системе высшего педагогического образования Китая, на наш взгляд, являются: ориентация на всестороннее развитие личности, творческое становление человека в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов; понимание студента как субъекта учебно-педагогической деятельности; построение общения участников образовательного процесса на диалогической основе; осуществление обучения и воспитания с опорой на личностно-деятельностный подход.
Следующий — содержательный — аспект связан с пересмотром и определением ценностной ориентации учебных дисциплин
© Ли Яньхуэй, Е.Л. Федотова, 2007
ЛИ ЯНЬХУЭЙ, Е.Л. ФЕДОТОВА
системы высшего педагогического образования, их структуры и содержания в соответствии с гуманистической парадигмой.
Так, китайский ученый Гао Ти считает, что проектирование учебных курсов в рамках системы высшего педагогического образования должно базироваться на идее становления и развития человека как личности (юйжень)5. Автор указывает, что переосмысление ценностной ориентации учебных курсов, совершенствование структуры и содержания системы высшего педагогического образования Китая обусловлены реформой общего образования и требованиями профессионализации (специализации) педагогической профессии.
На текущем этапе проводимая в Китае реформа общего образования направлена на гуманистическую заботу о человеке. Ее основная цель — создание системы общего образования, соответствующей требованиям воспитания качеств личности (сучжи цзяоюй). Это показывает изменение ценностных ори-ентаций при построении системы общего образования, проявляющееся в таких аспектах, как стремление к всестороннему развитию каждого учащегося, использование автономного, сотруднического, исследовательского способов учебно-познавательной деятельности с целью раскрытия субъектности человека, провозглашение демократизации отношений учителя и ученика.
В условиях реформы общего образования самыми актуальными проблемами стали изменение общей цели высшей педагогической школы, направленное на снижение доли специальных дисциплин и одновременное усиление подготовки специалистов широкого профиля через взаимопроникновение гуманитарных и естественных наук; подчеркивание ценности дисциплин гуманитарного цикла для формирования у будущих педагогов общей и педагогической культуры; подготовка специалистов, отличающихся высоким уровнем общей и профессионально-педагогической компетентности, и др. Как отмечает Ван Цзэнун, содержание дисциплин высшей педагогической школы должно в полной мере отразить гуманизм, с тем чтобы она смогла готовить будущих учителей, отвечающих потребностям системы общего образования, обладающих опережающим
сознанием, творческой инициативой и способностью к инновациям6.
Одной из первоочередных задач педагогического образования в России является глубокое обновление его содержания, ориентированное на становление общей и педагогической культуры, профессиональной компетентности педагога. В основную образовательную программу подготовки учителя, реализуемую в условиях базового педагогического образования, входит три взаимосвязанных блока дисциплин (общекультурный, психолого-педагогический и предметный), на которые отводится соответственно 25, 18 и 57% учебного времени. «Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов. Такая деятельность в каждом блоке представлена практикумами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию7. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования должны входить гуманитарные знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Как в Китае, так и в России общепринятым стало то, что организация содержания обучения должна строиться на принципах гуманизации и фундаментализации с учетом целесообразности пропорций каждого цикла дисциплин в общей структуре учебного плана.
Организационно-методический аспект заключается в диалогизации педагогического процесса и его построении на основе применения активных форм и методов обучения и воспитания.
Как пишет российский исследователь В.В. Рябчиков, в современных условиях, когда проблемы гуманизации и гуманитаризации образования выходят на первый план, в педагогических исследованиях все большее внимание уделяется диалогу субъектов обучения. Диалогизация рассматривается в
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
качестве ведущего принципа организации педагогического взаимодействия, одного из кардинальных оснований для различения «центрированного» вокруг личности образования8. Важнейшим условием становления субъект-субъектных отношений в ходе профессионального педагогического образования, линией его гуманитаризации выступает переход от дискурсивного академического изложения содержания дисциплин к построению в ходе профессиональной подготовки «живого знания»9.
Подобная ситуация наблюдается и в сфере образования в Китае. Ряд теоретиков и педагогов-практиков высказывают мысль о том, что одним из специфических компонентов гуманизации образования на разных уровнях является диалог между его субъектами (обучающими и обучаемыми), и придают важное значение диалогизации педагогического процесса. Мы также считаем, что необходимо реализовывать принцип диалогизации в образовательном пространстве в соответствии с современными требованиями в рамках гуманизации и гуманитаризации образования. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации обучения и воспитания. Это обусловлено применением продуктивных методов и форм обучения для содействия становлению и развитию личностных профессиональных качеств будущего учителя.
Таким образом, гуманитарной основой педагогического образования является продуктивное ценностно-смысловое общение, взаимодействие преподавателей со студентами, позволяющее с наибольшей полнотой раскрыть и обогатить их духовно-нравственный потенциал на основе диалектического единства в ходе решения обучающих, воспитывающих и развивающих задач учебного процесса и внеаудиторной работы10. Развитие педагогического образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки учителя на основе личностного, индивидуального, культурологического, аксиологического и других личностно и профессионально ориентированных подходов, обеспечивающих ста-
новление личности выпускника, обладающей широким культурным, научным, социальным и профессиональным потенциалами".
Суммируя изложенное, мы полагаем, что гуманизация высшего педагогического образования в ходе ее реализации приобретает систематический и комплексный характер. Как утверждают российские исследователи H.H. Никитина и Н.В. Кислинская, гуманизация педагогического образования предполагает преобразование всей системы педагогического образования: не только его целей, но и содержания, образовательных технологий, которые должны создавать «личностно утверждающие ситуации», обеспечивающие превращение студента в субъекта учебной и профессиональной деятельности, изменение системы отношений в педагогическом процессе, критериев оценки его результативности12.
Примечания
1 Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных процессов в высшем педагогическом образовании. СПб., 2005. С. 49.
2 Сластенин В.А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма. М., 2000. С. 234-239.
3 Чжу Сяомань, Да Цзолин. Подготовка учителя, способного к автономному росту, посредством комплексного развития // Курс—учебник—методика преподавания. 2002. № 1. С. 59—63.
4 Гао Ти. Исследование и практика курсов высшего педагогического образования в новый век. Тяньц-зинь, 2000. С. 40.
5 Там же. С. 41.
6 Ван Цзэнун, Цао Хуйинь. Сравнительное исследование устройства курсов образования учителя в Китае и за рубежом. Пекин, 2003. С. 279.
7 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие. М., 2004. С. 50—51.
8 Рябчиков В.В. Полемический диалог в образовательном процессе: концептуальные основы // Вестник Иркутского государственного педагогического университета совместно с Восточно-Сибирским институтом МВД РФ: материалы общерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2006. Вып. 7. С. 150.
9 Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М., 2000. С. 54.
10 Ярмакеев И. Гуманитарные смыслы педагогического образования // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 45.
11 Никитина H.H., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие. М., 2004. С. 81.
12 Там же.
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)