Научная статья на тему 'Медиаобразование как средство нравственного воспитания подростков: практический аспект'

Медиаобразование как средство нравственного воспитания подростков: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
84
15
Поделиться
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛЬМЫ / ДИСКУССИИ / БЕСЕДЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Князев А.А., Мурюкина Е.В.

В статье представлены результатыопределения нравственного уровня воспитанности подростков 7-го класса, описаны некоторые из медиаобразовательных занятий, проведенных с ними. На констатирующем этапе определен уровень нравственной воспитанности подростков. Анализ полученных данных выявил: высокий уровень нравственной воспитанности у 22 % респондентов; средний уровень нравственной воспитанности у 48 %; низкий уровень нравственной воспитанности у 30 % подростков. В дополнение был составлен бланк наблюдения для классного руководителя, результаты которого внесли некоторую корреляцию, которая не была слишком значительной. Медиаобразовательные занятия предполагали использование таких форм работы как беседы, дискуссии, написание мини-эссе. В итоге констатировалось более глубокое понимание учениками следующих ключевых характеристик нравственности: «патриотизм», «сознание гражданского долга»; умение выявлять ключевую идею фильма, в которой подростки рассмотрели нравственную проблематику (важность неравнодушного отношения к бедам нуждающихся, следование своим моральным принципам гуманности, доброте и преданности другу). Результаты написания мини-эссе доказали, что подростки ориентируются на положительные примеры для подражания. На основе экспериментального выявления уровня нравственной воспитанности подростков, проведенных медиаобразовательных занятий сформулированы рядрекомендации, способствующие повышению эффективности использования медиаобразования в нравственном воспитании учащихся.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как средство нравственного воспитания подростков: практический аспект»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Медиаобразование как средство нравственного воспитания подростков:

практический аспект

А.А. Князев,

Донской государственный технический университет

Ростов-на-Дону, Россия, кафедра спортивных дисциплин директор института физической культуры и спорта кандидат педагогических наук, профессор Ростов-на-Дону, ул. Гагарина 1, 344010 lodka161@yandex.ru

Е.В. Мурюкина,

Донской государственный технический университет

Ростов-на-Дону, Россия, кафедра ТМФКиС, кандидат педагогических наук, доцент Ростов-на-Дону, ул. Гагарина 1, 344010 murjukina@yandex. ru

Аннотация. В статье представлены результатыопределения нравственного уровня воспитанности подростков 7-го класса, описаны некоторые из медиаобразовательных занятий, проведенных с ними. На констатирующем этапе определен уровень нравственной воспитанности подростков. Анализ полученных данных выявил: высокий уровень нравственной воспитанности у 22 % респондентов; средний уровень нравственной воспитанности у 48 %; низкий уровень нравственной воспитанности у 30 % подростков. В дополнение был составлен бланк наблюдения для классного руководителя, результаты которого внесли некоторую корреляцию, которая не была слишком значительной. Медиаобразовательные занятия предполагали использование таких форм работы как беседы, дискуссии, написание мини-эссе. В итоге констатировалось более глубокое понимание учениками следующих ключевых характеристик нравственности: «патриотизм», «сознание гражданского долга»; умение выявлять ключевую идею фильма, в которой подростки рассмотрели нравственную проблематику (важность неравнодушного отношения к бедам нуждающихся, следование своим моральным принципам - гуманности, доброте и преданности другу). Результаты написания мини-эссе доказали, что подростки ориентируются на положительные примеры для подражания. На основе экспериментального выявления уровня нравственной воспитанности подростков, проведенных медиаобразовательных занятий сформулированы рядрекомендации, способствующие повышению эффективности использования медиаобразования в нравственном воспитании учащихся.

Ключевые слова: подростки, нравственная воспитанность, показатели, медиаобразование, фильмы, дискуссии, беседы, рекомендации.

Media education as a means of moral education of adolescents: practical aspects

Dr. Alexander Knyazev, Don State Technical University, Rostov-on-don, Russia, Gagarin square 1, 344010

lodka161@yandex.ru

Dr. Elena Muryukina,

Don State Technical University Rostov-on-don, Russia, Gagarin square 1, 344010

murjukina@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of determining the level of moral education of adolescents 7th class, described some of the media education lessons conducted with them. The authors determined the level of moral education of adolescents. Media education classes included the use of such forms as conversation, discussion, writing mini-essays. The auhors stated a deeper understanding of the students the following key characteristics of morality: patriotism, the consciousness of a civic duty; the ability to identify the key idea of the film, in which teenagers are considered moral issues (the importance of a caring attitude to the plight of the needy, following moral principles). The results of writing a mini-essay has proved that adolescents are guided by positive role models. Based on experimental identification of level of moral education of adolescents conducted by the media education classroom, the auhors formulated a number of recommendations to enhance the effectiveness of the use of media education in moral education of students.

Key words: teenagers, moral education, media education, films, discussions, conversations, recommendations.

Введение

Одна из главных целей школы сегодня - повышение эффективности ее образовательной и воспитательной деятельности посредством гармонизации психического состояния учеников, обеспечения успешной социализации, сохранении и укреплении их здоровья, защите прав детей и подростков, а также предупреждение отклонений в их развитии и поведении.

Нравственное воспитание подрастающего поколения с использованием медиаобразовательных технологий - оптимальная и результативная деятельность, что подтверждается итогами работы многих медиапедагогов как советского (О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов и др.), так современного периода (А.А. Левицкая, Е.В. Мурюкина, В.В. Солдатов, А.В. Федоров, И.В. Челышева и др.).

Такие формы нравственного воспитания как классные часы, лекции, беседы и дискуссии, несмотря на свою информативность, не всегда вызывают большой интерес у детей и подростков; в то время как технологии и средства медиаобразования не только выступают в качестве привлекательного воспитательного материала, но и позволяют ученикам критически и творчески осмысливать поступающую информацию.

Отметим, что при выборе фильмов, других медиатекстов следует учитывать как возрастные особенности учеников, так и потребности, интересы, волнующие их жизненные вопросы. При проведении занятий с подростками необходимо так выстраивать взаимоотношения с учащимися, чтобы они могли проявить собственную инициативу и самостоятельность. Также необходимо учитывать, что подростковый возраст характеризуется повышенной ранимостью и переменчивостью настроения, поэтому перед проведением занятий с ними важно создать доверительную атмосферу. Это позволит избежать возможных конфликтных ситуаций.

Материалы и методы исследования

Материалами нашего исследования стали современные воззрения медиапедагогов: Л.М. Баженовой [Баженова, 1991], А.А. Левицкой [Левицкая, 2016], В.В. Солдатова, О.А. Волковой, М.А. Блиновой [Солдатов и др., 2016], А.В. Федорова [Федоров, 2015: 2016], И.В. Челышевой [Челышева, 2014] о том, что нравственное воспитание подрастающего поколения в образовательных учреждениях будет эффективным с использованием медиаобразования. Также нами был изучен опыт, представленный в трудах О.А. Баранова [Баранов, 1973, 2002], С.Н. Пензина [Пензин, 1973, 1987], Ю.Н. Усова [Усов, 1989]. Эмпирическими материалами выступили результаты теста-опросника для подростков, анализ данных бланка наблюдения классного руководителя, педагогическое наблюдение и

пр. Итоги ряда медиаобразовательных занятий с подростками 7-го класса позволили нам определить особенности использования медиаобразования в нравственном воспитании учащихся, разработать рекомендации по его интеграции в образовательное пространство школы.

Методы исследования включали в себя: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ эмпирических данных, опытно-экспериментальная работу, анализ результатов практического эксперимента.

Дискуссия

На сегодняшний день одна из важных задач образования - придать процессу воспитания системный характер. На несколько десятилетий нравственное, эстетическое воспитание перестало быть объектом внимания в школах и других образовательных учреждениях нашей страны. Оно приобрело во многом стихийные черты, что связано с увеличением информационного потока, воздействующего на человека; характера влияний, которые оказывают медиатексты, персонажи фильмов, сериалов, Интернет-герои на нравственное становление личности. Особенно важны аспекты воспитания нравственно-волевой сферы ученика в подростковом возрасте. Этой проблеме были посвящены многие исследования российских медиапедагогов. Так, О.А. Баранов и С.Н. Пензин утверждали, что «нравственное и эстетическое воспитание с помощью кино бифункционально: оно важно и само по себе и как средство этического начала. Не проникнув в эстетическую сущность произведения, невозможно в полной мере заметить, оценить его нравственное содержание, откликнуться на него» [Баранов..., 2005, с. 159]. Они предложили следующее определение нравственного воспитания в процессе медиаобразования: «Нравственное и эстетическое воспитание средствами медиаобразования — социокультурно обусловленный, интегративный процесс целенаправленного взаимодействия, с одной стороны, воспитателей и воспитаннике, с другой стороны, воспитанников с фильмом, который на основе формирования и развития в подрастающем человеке способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни способствует активному творчеству школьника и формированию у него потребности в совершенствовании мира с учетом гуманистических идеалов, непреходящих человеческих ценностей и норм нравственного поведения» [Баранов., 2005, с. 80].

Основной структурной единицей анализа, по мнению российских медиапедагогов [Баженова, 1991; Баранов., 2005; Усов, 1989; Федоров, 2015] может быть фильм, так как в нем для подростков часто заключены «ответы» на жизненно важные для них вопросы. С.Н. Пензиным и О.А. Барановым была разработана и успешно внедрена специальная медиаобразовательная технология, в основу которой заложен деятельностный подход. Мы согласны с мнением этих медиапедагогов, что правильно организуемая деятельность создает условия для саморазвития внутренних структур, результатом чего выступает формирование личности ученика, ее качеств.

Общая схема обсуждения медиатекста предполагает:

- вступительное слово медиапедагога (представление краткой информации об авторах фильма, напоминание о предшествующих работах, чтобы ученики могли выйти за рамки восприятия конкретного кинопроизведения и т.д., то есть вступительное слово несет в себе функцию установки на восприятие медиатекста);

- коллективный просмотр фильма (коммуникативный этап);

- обсуждение кинопроизведения, подведение итогов занятия.

Многие медиапедагоги [Левицкая, 2016; Мурюкина, 2015; Пензин, 1973, 1987; Солдатов, 2016; Усов, 1989; Федоров, 2015; Челышева, 2014] и др. отмечают, что особого внимания требует организация медиаобразовательных занятий с подростками. Школьники

любят кино, имеют определенные навыки его восприятия и не хотят, чтобы их учили «в чистом виде» без учета их умений [Князев, Мурюкина, 2016]. Поэтому важно направлять интерес подростков к кинематографу «в правильное русло; уже на начальном этапе обучения в школе можно и нужно воспитывать отношение к фильму как произведению искусства, подготовить юного зрителя к полноценному восприятию, создать базу для дальнейшей работы по формированию культуры восприятия фильмов» [Баранов, 2005, с. 91].

Необходимо помнить, что главная особенность восприятия подростков -это поэпизодность, фрагментарность, то есть отрыв части от целого и замена целого частью. В этом возрасте ученики не способны охватить фильм целиком даже по составу событий. Согласно мнению О.А. Баранова, С.Н. Пензина, подростки выделяют один или несколько эпизодов, наиболее сильных эмоционально, и на этой основе характеризуют весь медиатекст.

«Это не означает, что эпизод осмысливается в отрыве от произведения, он может вобрать в себя всю совокупность впечатлений от произведения и даже обобщенное представление об увиденном или прочитанном, но только в свернутом виде» [Баранов..., 2005, с. 93]. Однако при этом, неизбежно разрываются причинно-следственные связимежду эпизодами, уходят от внимания детали, и восприятие фильма лишается своей завершенности. Поэтому ведущим мотивом в медиаобразовательной работе с подростками должы выступать нравственный, воспитательный аспекты, которые еще не отрывают их от привычного интуитивно-эмоционального восприятия, но уже готовят почву для перехода к художественному анализу.

Результаты исследования

Итак, мы считаем, что использование потенциальных возможностей медиаобразования поможет сделать данный процесс более эффективным. Нами был проведены экспериментальные исследования в 7«в» классе таганрогской школы № 38. В эксперименте приняли участие 27 учеников (14 девушек и 13 юношей).

На констатирующем этапе мы выявляли уровень нравственной воспитанности подростков. Для этого нами был использован тест-опросник «Размышляем о жизненном опыте» [Щуркова, 2015], состоящий из 30 вопросов. При этом, мы опирались на критерии нравственной воспитанности подростков, разработанным И.Ф. Харламовым:

• «понимание моральных и духовных ценностей, стремлению к демократичному и справедливому обществу;

• доброжелательное патриотичное отношение к родной стране;

• добросовестное отношение к труду, соблюдению рабочей дисциплины;

• отношение к людям, основанное на гуманности, уважении, доброжелательности, заботе о своей семье;

• стремление к сохранению и умножению общественного достояния, бережливому отношению к природе;

• сознание своего гражданского долга, формированию честности и чувства личного достоинства» [Харламов, 1983, с. 334].

Полученные результаты позволили нам выявить следующую картину:

✓ Более 70% подростков в экспериментальной группе разделяют общепринятые моральные и духовные ценности социума, выражают стремление к демократичному и справедливому обществу.

✓ 63% учащихся продемонстрировали доброжелательное отношение к своей родной стране - России. Таким образом, мы можем говорить, что у них развивается патриотизм как важное качество в нравственной структуре личности.

✓ Добросовестное отношение к труду нашло отражение в ответах 65% подростков. Так, на вопрос: «Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?», - выбрали положительный с нравственной позиции ответ восемнадцать учеников из класса. В то время как 35% учащихся ответило: «Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих». То есть мы может говорить о частичной сформированностив классе добросовестного отношения к труду, неумении соблюдать рабочую дисциплину и инфантильному подходу к своим все возрастающим обязанностям.

✓ У двадцати одного опрошенного (77 %) выявлено гуманное и уважительное отношение к людям. Так, отвечая на вопросы, они выбирали такие варианты, включающие взаимовыручку, помощь тем, кто в ней нуждается, защиту невиновных. У 23% подростков ответы, указывающие на уровень развития этого нравственного качества личности, обусловливались ситуацией выбора, например: «Если попросят, то я помогу» и «Если кто-то бросится на помощь, то я тоже подойду». Такие ответы мы рассматриваем как свидетельство определенной комформности учащихся подросткового возраста, что не отвечает показателю истинно гуманного отношения к людям.

✓ 73% респондентов проявили стремление к сбережению и умножению общественного достояния, а также бережливое отношение к природе. Они положительно отвечали на вопросы, о посадке деревьев, облагораживании школьной территории, выбросе мусора только в положенных для этого местах. При этом у шести подростков было выявлено отрицательное отношение к природосберегающей деятельности. В ответах на вопросы теста-опросника мы встречали следующее: «Выброшу обертку в траву, потому что все так делают» и «Стыдно, но выкину по пути, так как мне не хочется нести с собой мусор».

✓ Опросник выявил, что 60% подростков осознают свой гражданский долг, выступают за честность и личное достоинство каждого. В полученных ответах данная позиция нашла отражение в следующем: ученики выбирали приоритет выполнения общественно-полезных дел в ущерб собственным планам или отдыху, обозначали свою активную позицию во внутриклассных делах, требующих незамедлительного решения. У девяти подростков личный интерес преобладал над общественным долгом. Они отвечали следующее: «Увиливаю от общественного поручения, отыскиваю причины, чтобы не принимать участие» и «Отказываюсь решительно, ведь у меня выходной, и я собрался (собралась) погулять с друзьями».

Итак, чтобы показать достаточный уровень нравственной воспитанности учащимся 7«в» необходимо было набрать от 13 до 30 баллов. Восемь учеников экспериментальной группы набрали от 9 до 12 баллов, что характеризуется следующим: малое понимание духовных и моральных ценностей; недобросовестное отношение к труду; небережливое отношению к природе; непонимание своего гражданского долга. Тринадцать респондентов набрали от 13 до 22 двух баллов, что говорит о соответствии норме нравственной воспитанности для их возраста. Шесть подростков набрали от 26 до 28 баллов, что отвечает показателю устойчивых и сформированных морально-нравственных качеств.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, нами был выявлены: высокий уровень нравственной воспитанности у 22 % школьников; средний уровень (условно - нормальный) нравственной воспитанности у 48 % респондентов; низкий уровень нравственной воспитанности у 30% опрошенных.

Отмечен низкий уровень развитости такого нравственного качества, как «патриотизм» (только 63% респондентов выбрали ответы, свидетельствующие о его наличии); осознают свой гражданский долг, выступают за честность и личное достоинство каждого всего лишь 60% подростков. Самым высоким показателем нравственной

воспитанности в классе обладает «отношение к людям, основанное на гуманности, уважении, доброжелательности» (данное качество было выявлено у 77% опрошенных).

Ниже мы представили диаграмму, демонстрирующую уровень нравственной воспитанности учеников 7«в» класса.

Понимая, что ответы, полученные в результате проведения опросника подростков, могут разниться с действительностью, нами был составлен бланк наблюдения для классного руководителя, который опирается на основные показатели нравственной воспитанности.

Проанализировав результаты бланка наблюдения, заполненного классным руководителем, было выяснено, что у 65% учеников-подростков отмечается понимание моральных и духовных ценностей, а также стремление к демократичному и справедливому обществу. Достаточный уровень развития доброжелательного и патриотического отношения к родной стране, по мнению классного руководителя, проявляется у 75% подростков. Учитель отметила, что восемнадцать человек в классе проявляют гуманное и уважительное отношение к людям (80%). Добросовестно относятся к труду и рабочей дисциплине около 75% учащихся. 65% подростков, по мнению классного руководителя, обладают стремлением к сбережению и умножению общественного достояния, проявляют бережливое отношение к природе. Осознают свой гражданский долг, выступают за честность и личное достоинство каждого 63% учеников 7«в» класса.

Можно констатировать, что нами выявлены незначительные расхождения в итогах опроса подростков и результатах наблюдения классного руководителя, а именно:

- уровень понимания духовных ценностей, по мнению классного руководителя, незначительно ниже показателя, полученного в ходе опроса подростков;

- частота проявления такого качества как «доброжелательное и патриотическое отношение к родной стране» согласно бланку наблюдений, заполненному классным руководителем, превышает результат опроса подростков (75% против 63%);

- показатели гуманного и уважительного отношения к людям по итогам проведения обеих методик приблизительно равны (около 80%);

- в отличие от показателей, полученных в ходе проведения теста-опросника подростков (65%), классный руководитель считает, что бережным отношением к природе, стремлению сохранять и приумножать общественное достояние обладает 73% учеников;

- показатели, указывающие на добросовестное отношение к труду, незначительно разнятся (классный руководитель отметила, что таких учеников 75%, но в ходе опроса

Рисунок 1. Уровни нравственной воспитанности подростков

Высокий показатель

Показатель нормы Низкий показатель

учеников был получен результат, согласно которому лишь 65% проявляют данное качество);

- показатели, указывающие на осознание подростками гражданского долга и стремление к честности и личному достоинству каждого, идентичны (около 63%).

Таким образом, при сравнении результатов теста-опросника для подростков и бланка наблюдения классного руководителя, нами определено, что нравственная воспитанность на среднем (норма) и высоком уровнях отмечается у 73% подростков. Наиболее часто встречаемыми качествами, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности, стали: гуманное и уважительное отношение к людям, стремление к сохранению и приумножению общественного достояния, бережному отношению к природе.

На основании полученных данных мы провели ряд занятий по нравственному воспитанию подростков с использованием медиаобразования.

Мы уверены, что процесс нравственного воспитания будет проходить эффективнее с использованием такой формы работы, как коллективный просмотр кинофильмов. Для него мы выбрали современный отечественный фильм режиссера А. Карпиловского «Частное пионерское». Такой выбор обосновывается потребностями подростков, поскольку в кинопроизведении поднимаются вопросы любви и дружбы, долга и ответственности, смелости и отваги. Эти понятия - важнейшие ценности в нравственной структуре личности.

Сюжет фильма не только наполнен патриотизмом, но и побуждает зрителя к эмпатийному восприятию происходящего и сопереживанию главным героям. Для подростков фильм представляет собой особый интерес, поскольку герои фильма - их сверстники. Несмотря на то, что события разворачиваются в 1977 году, основные жизненные перипетии, с которыми сталкиваются главные герои, остаются актуальными и для современных подростков. Диме Терентьеву и Мише Хрусталеву на протяжение всего фильма приходится становиться перед нелегким выбором - принять участие в важном пионерском празднике или спасти полюбившуюся им собаку Савву от неминуемой смерти.

Мы провели занятия, включавшие коллективный кинопросмотр, организацию бесед, дискуссий, а также написание мини-эссе на тему «Мой любимый герой в фильме». В дополнение к этому нами велось наблюдение за учениками, помогающее отследить динамику проявления следующих нравственных качеств: доброжелательного патриотичного отношения к родной стране, понимания моральных и духовных ценностей, гуманности, сознания гражданского долга, стремления к честности и личному достоинству.

Первое занятие началось с ознакомительной беседы. Подросткам 7«в» класса было сообщено, что на трех тематических уроках их вниманию будет представлены фильмы «Частное пионерское», «Частное пионерское-2», «Частное пионерское-3». После краткой вступительной речи ученикам была показана первая серия фильма. Отметим, что с их стороны наблюдался интерес к происходящему. Некоторое сумбурное поведение в начале просмотра сменилось увлеченностью и внимательностью.

По завершении просмотра мы предложили подросткам высказать свое впечатление от увиденного на экране, а также задать интересующие их вопросы. Так, одна из учениц сказала, что ей не совсем понятно, кто такие пионеры. Переадресовывая этот вопрос остальным ученикам, мы выяснили, что многие из них лишь в общих чертах знакомы с такими понятиями, как: «пионерский отряд», «коммунизм», «Советский Союз».

Сделав краткий исторический экскурс, мы спросили подростков: «Похож ли ваш класс на тот, что показывают в фильме?»

Мнения учеников разделились: часть посчитала, что их коллектив не такой ответственный, другие учащиеся, напротив, выступали за то, что их класс активен и

сплочен, как и тот, что был показан в фильме. Были и такие ученики, которые отметили, что класс, где учатся главные герои, не должен служить примером для подражания, поскольку дисциплинированность и внешняя организованность не могут выступать в качестве показателей доброжелательных отношений между одноклассниками. Например, одного ученика 7«в» смутило, что класс негативно отнесся к прогулам Димы и Миши, даже не выяснив, в чем причина такого поведения.

Таким образом, на первом занятии нами было отмечено, что:

- просмотр фильма вызвал интерес подростков, так как в нем рассматриваются те жизненные ситуации и проблемы, которые и сегодня близки подрастающему поколению;

- ученики не смогли прийти к единому мнению по вопросу взаимопонимания между одноклассниками: часть ребят полагало, что представленный коллектив может послужить примером для подражания, другие отметили, что дисциплина и организованность не помогла одноклассникам Димы Терентьева и Миши Хрусталева проникнуться их проблемой, а породила лишь недопонимание и обиду.

На втором занятии мы предложили подросткам выявить и аргументировать свой выбор тех эпизодов, где главные герои попадали в затруднительные для них ситуации. В классе отмечалась активность подростков, они стали внимательнее относится к мнению друг друга, старались выслушать, привести аргументы, если не были согласны с оппонентом.

Следующее занятие предполагало просмотр второго фильма «Частное пионерское 2». По сюжету с главными героями происходят разные события: их ссора друг с другом; недопонимание со стороны родителей и класса. После просмотра мы предложили подросткам выполнить творческое задание: разбиться по группам и создать альтернативный сюжет серии.

Одна из учениц 7«в» класса отметила, что ребята могли бы быстрее выручить своего друга - собаку Савву, не обманывая родителей в начале эпизода: «Я бы не увиливала от расспросов мамы, папы или бабушки, а честно призналась, что прогуливаю репетиции в школе, чтобы спасти собаку».

Другой ученик поспорил с ней, указав на то, что ребята в конце концов признались родителям, но не получили от них помощи и содействия в решении проблемы. Некоторые подростки посчитали, что главные герои и раньше не вели себя таким образом, чтобы им могли доверять.

Прозвучали и такие ответы, как: «...если бы они слушались родителей раньше, не задерживались после школы и выполняли все домашние задания, то им бы поверили и пошли на помощь» и «Димка и Мишка поссорились из-за какой-то девчонки, поэтому они сами виноваты в том, что их собака попала в беду».

Еще один ученик настаивал на том, что у главных героев не было выбора: «.они все правильно сделали. У них очень строгие родители, которые их бы просто не поняли, а посадили под домашний арест. Я бы поступил также».

Некоторые подростки отметили, что ребята находились в опасной для их жизни ситуации. Так, одна из учениц высказалась следующим образом: «.ну и что, подумаешь, родители не выслушали. Диме и Мише следовало бы сразу обратиться в милицию и рассказать, что их собаку похитили».

В дополнение к этому, мы задали ребятам вопрос: «Назовите три нравственных и три безнравственных качества героев, показанных в фильме?».

Все ученики в той или иной мере смогли обосновать свое мнение и подкрепить его конкретными примерами. К числу нравственных качеств, показанных в фильме, подростки отнесли: смелость, доброту, взаимовыручку. Безнравственными поступками главных героев были названы: лукавство, вымогательство, кража, жестокость в обращении с животными.

Таким образом, в процессе проведения этого медиаобразовательного занятия, мы пришли к следующим выводам:

- несколько учеников 7«в» класса смогли предложить альтернативу для решения проблемы главных героев;

- большая часть учеников сошлась на мнении о том, что поступки героев были обоснованы безвыходностью ситуации;

- все подростки смогли выделить в фильме примеры нравственных/безнравственных качеств и эпизодов.

На следующем медиаобразовательном занятии мы показали финальную серию фильма «Частное пионерское - 3». Наши задачи заключались в том, чтобы:

- выяснить мнение подростков о фильме;

- проанализировать ключевую идею фильма, выявленную учениками;

- определить, какой персонаж, по их мнению, может служить примером для подражания, то есть нравственным идеалом.

После завершения просмотра мы попросили подростков высказать свои впечатления. В целом, классу понравилась такая форма занятий, как кинопросмотр. Кинолента А. Карпиловского побудила интерес ребят к истории родной страны. Так, например, некоторые ученики 7«в» расспросили своих родителей о пионерской организации, и о том, насколько события фильма могли соответствовать действительности. Подростки выразили желание и в дальнейшем продолжать такие занятия, что может поспособствовать созданию на базе школы № 38 медиаклуба.

Далее нами был задан такой вопрос классу: «Какова, по вашему мнению, ключевая идея фильма?».

Многие ученики посчитали, что в нем рассказывается о том, насколько важно быть смелым, решительным и отважным. Некоторые подростки отметили, что ключевая идея фильма - преданность и верность своему другу. Также учащиеся полагают, что в фильме заложена идея того, что правильным следует считать такой поступок, продиктованный искренними намерениями, наполненный самоотверженности.

Одна из учениц высказалась следующим образом: «Мальчиков обвиняли в том, что они прогульщики и бездельники, подвели свой отряд, а на самом деле они - настоящие герои, которые сделали больше хорошего, чем весь пионерский отряд их класса».

Несмотря на различные формулировки ключевой идеи фильма, подростки смогли увидеть основной нравственный аспект, который поднимался в нем: важность неравнодушного отношения к бедам нуждающегося, следования своим моральным принципам - гуманности, доброте и преданности другу.

Понимая, что одним из самых низких показателей нравственной воспитанности по результатам констатирующего эксперимента оказалось «сознание гражданского долга, сформированность честности и личного достоинства» мы задалиподросткам следующий вопрос: «В чем заключался гражданский долг главных героев фильма? Исполнили ли они его?».

Для ответа на него мы организовали дискуссию, разделившкольников на группы:

✓ часть подростков признавала тот факт, что Дима и Миша совершили благородный поступок, но утверждала, что с позиции гражданского долга ребята не выполнили своей обязанности - не приняли участия в важном пионерском празднике;

✓ большая часть учеников настаивала на том, что дела организации пионеров в фильме могли отойти на второй план и не были так важны, как спасение собаки Саввы. Были услышаны и такие ответы, как: «Не думаю, что участие в каком-то глупом празднике важнее жизни верного друга» и «Димка и Мишка все правильно сделали, но они все равно подвели учителя и класс. Им повезло, что все сложилось так хорошо в конце».

Мы предоставили подросткам время поразмыслить и определить, в чем же заключается гражданский долг каждого человека. В итоге, наиболее часто встречаемыми ответами стали: выполнение обещанного дела, соблюдение законов, забота о природе, защита страны, доброта, помощь нуждающимся, честность и ответственность. Выписав эти характеристики на доске, мы попросили ребят отметить те, которыми можно описать главных героев фильма. В результате подростки согласились с тем, что Дима и Миша, спасая своего друга, проявили большую часть выделенных ими же качеств, которые характеризуют понятие «гражданский долг». Ученики 7«в» сошлись в том, что главные герои фильма, совершив хороший поступок в «частном» деле, выполнили свой гражданский долг и поспособствовали тому, чтобы преступная деятельность была наказана.

В заключение мы попросили подростков написать мини-эссе на тему: «Мой любимый герой фильма». Его цель - установление представлений учеников-подростков об их нравственном идеале. В большинстве случаев наиболее часто выбираемым любимым героем фильма стал Дима Терентьев. Учащиеся описали его следующим образом: веселый, смелый, решительный, сильный, преданный. Некоторые ученики писали о Мише Хрусталеве и Лене Карасеве, указывая на то, что они добродушны, преданны и всегда готовы прийти на помощь.

Согласно полученным результатам, мы можем утверждать, что подростки ориентированы на положительные примеры для подражания.

Выводы

На основе проведенных исследований уровня развития нравственности, проведенных медиаобразовательных занятий, мы пришли к следующим выводам:

- несмотря на различные формулировки ключевой идеи фильма, учащиеся смогли увидеть основной нравственный аспект, который в нем заложен;

- повысилось понимание учениками таких ключевых характеристик нравственности, как «патриотизм», «сознание гражданского долга»;

- по результатам написания мини-эссе было выяснено, что подростки ориентируются на положительные примеры для подражания.

Мы сформулировали следующие рекомендации, способствующие повышению эффективности использования медиаобразования в нравственном воспитании подростков:

В работе с подростками важно опираться на их возрастные особенности, так как переменчивость настроения и повышенная чувствительность могут негативно повлиять на воспитательный процесс. На медиаобразовательных занятиях необходимо создавать теплую, доверительную атмосферу в классе. Для этого можно использовать тренинговые технологии.

Монотонность и информационная перегрузка негативно влияют на эффективность медиаобразовательных занятий из-за еще неокрепшей нервной системы подростков. Поэтому следует применять разнообразные формы и методы работы: дискуссии, беседы, написание эссе на определенную тему.

Необходимо стремиться к выстраиванию субъект-субъектных взаимоотношений между руководителем и школьниками. Они предполагают,что подростки могут проявлять инициативу и самостоятельность, что развивает их критическое и творческое мышление.

При подборе кинопроизведений следует учитывать возраст учеников, а также волнующие их жизненные вопросы. Так, для подростков особый интерес будут представлять фильмы, сюжет которых поднимает актуальные для их возраста проблемы,например: любви и дружбы, долга и ответственности, смелости и решительности.

Нравственное воспитание - комплексный процесс. Оно должно включать в себя развитие таких качеств, как: патриотизм, гуманность и уважительность к людям, добросовестность, сознание гражданского долга, бережное отношение к природе, понимание моральных и духовных ценностей.

Работа по включению медиаобразования в школьную жизнь не закончена, мы увидели в подростках желание и в дальнейшем продолжать медиаобразовательные занятия.

Литература

Баженова Л.М. Основы аудиовизуальной культуры. Программы учебных занятий для 1-11 классов средней

образовательной школы / Л.М.Баженова, Е.А.Бондаренко, Ю.Н.Усов. М.: Академия педагогических наук,

НИИ Художественного воспитания, Ассоциация деятелей кинообразования, 1991. 62 с.

Баранов О.А. Кинофакультатив в школе. Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1973. 80 с.

Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 87 с.

Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь. 2005. 188 с.

Князев А.А., Мурюкина Е.В. Использование медиа в воспитании спортивной культуры подростков //

Инновации: спортивная наука и практика: материалы Всероссийской с международным участием научно-

практической конференции. Ростов н/Д: ДГТУ, 2016. С. 73-81.

Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Сальный Р.В., Горбаткова О.И., Челышев К.А. Медиакритика в России: творческие портреты / Под ред. А.А. Левицкой. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 288 с. Мурюкина Е.В. Рекомендации по организации эстетически ориентированногокиноклуба для студентов // Медиаобразование. 2015. №. 3. С. 78 - 85.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. унта, 1987. 176 с.

Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: ВГУ, 1973. 152 с.

Солдатов В.В., Волкова О.А., Блинова М.А. Лучшее - детям: из опыта внедрения проекта «100 лучших отечественных фильмов» в образовательной организации // Детское кино - детям: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Шестого Всероссийского детско-юношеского кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. С. 113-149.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 362 с.

Федоров А.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России // Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 70-88.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаобразование и медиакритика: результаты анкетированиястудентов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 6 (108). С. 89-109.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М. : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. 672 с. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Юрист, 1983. С. 334-335.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Эстетический анализ аудиовизуальных ипечатныхмедиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 67-76.

Щуркова Н.Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте». 2015. https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00175.htm

References

Baranov, O.A. Film Education in school. Kalinin, 1973. 80 p.

Baranov, O.A. Media education in school and University. Tver, 2002. 87 p.

Baranov, A.O., Penzin, S.N. The film in educational work with students. Tver, 2005. 188 p.

Bazhenova, L.M. Fundamentals of audiovisual culture. Program training sessions for grades 1-11 middle school / L.M. Bazhenova, E.A. Bondarenko, Y..N. Usov. Moscow: Academy of pedagogical Sciences, research Institute of Art education, the Association of workers of education, 1991, p. 62.

Chelysheva, I.V., Muryukina, E.V.A esthetic analysis of audio-visual and printed media texts in student audience in the process of performing literary and imitating creative assignments. Media education. 2013. № 4, 67-76. Fedorov, A.V. Synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils and students in modern Russia. Innovations in education. 2015. № 3, 70-88.

Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. Media education and media criticism: the results of the survey of students.

Distance and virtual learning. 2016. № 6 (108), 89-109.

Kharlamov, I. F. Moral education of schoolchildren. Moscow: Yurist, 1983, 334-335.

Knyazev, A.A., Muryukina, E.V. The use of media in educating teenagers sports culture // Innovation: sports science and practice: materials of all-Russian with international participation scientific and practical conference. Rostov-on-Don, 2016, 73-81.

Levitskaya, A.A., Fedorov, A.V., Muryukina, E.V., Salny, R.V., Gorbatkova, O.I., Chelyshev, A.K. Media criticism in Russia: portraits. Moscow: Information for all, 2016. 288 p.

Muryukina, E.V. Recommendations on the organization of aesthetically oriented film club for students. Media education. 2015. № 3, 78 - 85.

Penzin, S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh. University press, 1987. 176 p.

Penzin, S.N. Cinema as a medium of education. Voronezh: Voronezh State University, 1973. 152 p. Schurkova, N.E. Test "Reflect on life experiences". 2015. https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00175.htm. Soldatov, V.V., Volkova, O.A., Blinova, M.A. Best - to children: the experience of the implementation of the "top 100 domestic films" in an educational institution. Children's movies - children: materials of all-Russian scientific-practical conference (with international participation), the Seventhall-Russian children's and youth film festival / comp. V.V. Soldatov, foreword. O.A. Baranov. Tver: Tver State University 2016, 113-149.

Usov, Y.N. Film education as means of aesthetical upbringing and artistic development of school children. Moscow, 1989. 362 p.