Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / профессиональная подготовка / педагогические основы обучения / средства массовой информации.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

В представленной статье автор предпринял попытку рассмотрения медиаобразования как новой социальной функции, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом. Она предполагает непосредственное вовлечение в процесс медиаобразования аудитории СМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-369-371 NIION: 2021-0079-9/23-563 MOSURED: 77/27-025-2023-09-563

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат психологических наук, e-mail: mail@law-books.ru

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В представленной статье автор предпринял попытку рассмотрения медиаобразова-ния - как новой социальной функции, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом. Она предполагает непосредственное вовлечение в процесс медиаобразования аудитории СМИ.

Ключевые слова: образование, профессиональная подготовка, педагогические основы обучения, средства массовой информации.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Associate Professor, Department of Government and civil law disciplines North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences

MEDIA EDUCATION AS A MODERN MEDIA PARADIGM

Annotation. In the presented article, the author made an attempt to consider media education as a new social function, which can only be implemented by the joint efforts of the journalistic community, socially responsible business, government, and civil society in general. It involves the direct involvement of the media audience in the media education process.

Key words: education, vocational training, pedagogical foundations of training, mass media.

В цифровую эпоху, когда каждый человек ведет помимо реальной, еще и цифровую жизнь в соцсетях, сам становится средством массовой информации, попадает под влияние своего окружения, влияет на это окружение и может влиять на глобальную медийную повестку, на первый план выходит именно парадигма меди-аграмотности, а медиаобразование имеет существенный потенциал для развития в качестве самостоятельного и полноценного направления педагогики - медиапедагогики.Медиаобразова-ние - как новая социальной функции функция сегодня актуализируется в связи с расхождением целей (подчас не заметным) производителей и потребителей информационного продукта, рассогласованностью механизмов их взаимодействия. Это конфликт интересов уже привел к тому, что в СМИ наблюдается невосполнимый отток аудитории, и в особенности аудитории молодежной. Она существенно изменила медиа-предпочтения и креативно конструирует свою медиареальность. Сегодня мы говорим о систем-

ном кризисе журналистики и возникновении новой медиасреды.

Средства массовой информации как агент социализации выполняют очень важную социализирующую функцию. Во-первых, СМИ предоставляет информацию людям. Эта информация применяется людьми для создания образа, модели или обстоятельства, формирующих их реальность. Эта созданная реальность помогает людям моделировать и демонстрировать необходимое поведение и, таким образом, формировать часть информации, с помощью которой люди строят образ реальности, в соответствии с которым люди реализуют свое поведение.

Во-вторых, средства массовой информации предоставляют ценности, нормы, модели и символы, которые люди используют для личной и социальной сплоченности.

Наконец, именно через средства массовой информации развивается и строится личная идентичность. Через взаимодействие со СМИ индивидуум может выработать собственное

определение, применяемое в личностной идентичности как индивидуального, так и социального лица. Идентичность есть потребность психическая и социальная, так как она способствует как зрелости личности, так и социальной сплоченности. Вопрос состоит в том, чтобы узнать, в какой степени средство связи способно воздействовать на связное направление или, наоборот, порождать разрушение.

Нынешнее поколение детей подвергается воздействию различных форм средств массовой информации. Количество времени, которое дети проводят в средствах массовой информации по сравнению с любыми другими агентами социализации вызывает озабоченность родителей и педагогов. Эта экспозиция в основном не находится под контролем взрослых, так как в большинстве городских районов молодежь имеет доступ к интернету смартфонам, планшетам, игровым приставкам и другим видам видеоигр. Эти СМИ по мнению психологов воздействуют на социально-психологические аспекты личности.

Учителя отметили, что с внедрением в обучение планшетов часть работает с планшетами без особых усилий по сравнению с некоторыми взрослыми. Отмечается большое количество детей, выполняющих поиск любой информации в интернете с большой легкостью. Данные показали, что большинство педагогов разделяют мнение, что средства массовой информации оказали огромное влияние на поведение и речь учащихся. Исследование установило, что дома большинство подростков проводят большую часть своего времени, либо за прослушиванием радио, либо за просмотром телевизионных программ, слушают музыку и смотрят клипы или играют в видеоигры в Интернете. Современные подростки имеют свободный доступ к средствам массовой информации и больше подвержены воздействию средств массовой информации, чем любое другое предыдущее поколение. Уровень воздействия колеблется от применения портативных устройств, компьютеров, радио, телевидения и видеоигр.

Воздействие СМИ может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от содержания, которое дети подвергаются воздействию через все эти средства массовой информации. Подрастающее поколение имеет доступ к широкому спектру печатных, электронных и цифровых средств массовой информации, таких как телевидение, видеоигры, YouTube и другие веб-СМИ. Тем не менее, средства массовой информации могут быть положительно использованы для развития детского таланта и в то же время, в случае неконтролируемого поведения может быть разрушительным и развращающим поведение современных детей.

Хотя средства массовой информации оказывают негативное влияние, в то же время есть и некоторые специальные образовательные и очень информативные программы на телевидении, которые помогают учащимся развивать социальные навыки, навыки критического мышления и навыки решения проблем. Эти навыки являются ключевыми для социального развития и помогают моделировать поведение подростков.

Современное поколение подвергается различному влиянию СМИ. Каждый родитель должен осуществлять контроль за выбором средств массовой информации, с которыми знакомятся их дети. К тому же родители также должны контролировать объем контента средств массовой информации, к которому имеют доступ их дети, это может быть связано с ограничением времени, затрачиваемого на средства массовой информации. К примеру, время видеоигр или время, проведенное на телевидении среди других средств массовой информации. Родители должны подтвердить содержание средств массовой информации, которым подвергаются их дети, чтобы избежать негативного воздействия средств массовой информации. Таким образом, взрослеющий ребенок сегодня сталкивается с разнообразными средствами массовой информации, которые борются за то, чтобы формировать их поведение. Средства массовой информации, в частности, телевидение и Интернет увеличили объем информации, доступной детям. Однако отметим, что бесконтрольный доступ к средствам массовой информации может привести к информационной перегрузке, что изменит социализацию современного молодого человека, его навыки и умения. Путем подражания подросток, вероятно, перенимает определенные модели поведения, изображаемые персонажами средств массовой информации.

В заключение отметим, что именно средства массовой информации сильно влияют на то, как подростки относятся друг к другу. Закономерно, что проводившие значительное время в гаджетах, более агрессивны и менее контактны. В случаях, когда подростки постоянно подвергаются воздействию жестоких средств массовой информации, их уровень агрессии повышается.

Как следствие, одной из основных задач медиаобразования является необходимость донести до каждого члена общества важность ответственного подхода к формированию собственной репутации в цифровом мире, осознание того, что все написанное и сказанное в публичной цифровой сфере никуда не исчезнет и останется в общем доступе, а впоследствии может стать компрометирующим обстоятельством.

Список литературы:

[1] Жилавская И.В. О современной концепции медиаобразования // Социально-гуманитарные знания. 2012. №8.

[2] Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО "Информация для всех», 2015. 450 с. Соловьев П. Л. Медиаграмотность и медиаобразование в эпоху цифровой коммуникации.

[3] Астахова Л.В. От медиаинформационной грамотности - к коммуникативно-когнитивно-управленческой культурной компетенции: императивы общества знания // Медиаобразование. 2017. №2.

[4] Фатеев Владимир Николаевич Медиакомпетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки менеджеров // Челябинский гуманитарий. 2014. №3 (28).

[5] Машекуашева М.Х. К вопросу о роли средств массовой информации в предупреждении преступности. Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 5. С. 253-256.

Spisok literatury:

[1] ZHilavskaya I.V. O sovremennoj koncepcii mediaobrazovaniya // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2012. №8.

[2] Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya. M.: MOO "Informaciya dlya vsekh», 2015. 450 c. Solov'ev P. L. Mediagramotnost' i mediaobrazovanie v epohu cifrovoj kommunikacii.

[3] Astahova L.V. Ot mediainformacionnoj gramotnosti - kkommunikativno-kognitivno-upravlencheskoj kul'tumoj kompetencii: imperativy obshchestva znaniya // Mediaobrazovanie. 2017. №2.

[4] Fateev Vladimir Nikolaevich Mediakompetentnost' kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgotovki menedzherov // CHelyabinskij gumanitarij. 2014. №3 (28).

[5] Mashekuasheva M.H. K voprosu o roli sredstv massovoj informacii v preduprezhdenii prestupnosti. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16. № 5. S. 253-256.

"^mmmmmmmmmmmmmmmmsm!^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.