ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.03 ББК 74.026.4
Коханая Ольга Евгеньевна
доктор культурологии, кандидат философских наук, зам. директора института масс медиа по научно-творческой деятельности, зав. кафедрой связей с общественностью, Московский государственный университет культуры и искусств, 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, e-mail: [email protected]
Kokhanaya Olga Evgenievna
Dr. in culture, PhD in Philosophy, head of The Institute of mass media at scientific and creative activity, head of department of Public Relations, Moscow State University of Culture and Art, 141406, Khimki, Bibliotechnaya st., 7, e-mail: [email protected]
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
В статье рассмотрена проблема воздействия средств массовой коммуникации на детей. Автор анализирует состояние и перспективы медиаобразования в современной России.
Ключевые слова: дети, аудитория, массовые коммуникации, медиаобразование, информационное общество, система ценностей.
MEDIA EDuCATIoN AND THE RisiNG GENERATioN
In article problem of mass communication means influence on the children are considered. The author analyze the condition and future development of media education in modern Russia.
Keywords: children, audience, mass communication, media education, information society, value system.
Современное общество мы характеризуем как информационное. Объективной закономерностью развития социума стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличиваются объемы передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ослабляет способность думать, раз-
мышлять. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности — все это не в последнюю очередь обусловлено состоянием современных средств мас-
совой коммуникации в целом и для детей в частности.
Сегодня семья и школа отказались от большей части своей ответственности за воспитание детей, а в образовавшееся пустое пространство вошли те, которые, возможно, скоро станут единственным настоящим большим воспитательным агентством — СМИ. Дети с ранних лет становятся целевой аудиторией средств массовой информации, аудиторией, за которую борются производители информационного продукта. При этом детская и юношеская журналистика во многом ответственна за становление и развитие личности ребенка, она закладывает морально-нравственные принципы и формирует вкус. Часто то, что семья и школа видят перед собой, — это совершенный mass-boy (массовый ребенок), которого уже невозможно ничему научить. Массовый ребенок очень отличается от типичного ребенка, которого можно теперь встретить лишь в книгах по эволюционной психологии. «Что может быть в голове у этого поколения детей процессора, которые с колыбели только и знают, что видеоигры, компьютеры, Интернет и SMS? Каким оно будет? Жестоким, эгоцентричным, неуважительным и антисоциальным?.. Станет ли оно «поколением попрыгунчиков», не способных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов «настойчивость» и «усилие»?.. Детвора находится сейчас в самом сердце мультимедийной революции» [4, с. 112].
Пассивность по отношению к масс-медиа, как бы там ни было, в XXI в. уже просто неприлична. Эта идея пришла из США. Там те, кто еще не достиг пятнадцати лет, уже сделали выбор в пользу Интернета, отвернувшись от телевизора. Потре-
бление телепродукта обозначенной аудиторией заметно снизилось за последние 5 лет. Жестокое сравнение, долгое время бывшее очень модным за океаном, иллюстрирует эту перемену. С одной стороны, поколение «сидячих картофелин»: тучный пятидесятилетний мужчина, развалившийся в кресле, загипнотизированный телеэкраном, погрузивший свои жирные руки в огромный пакет с чипсами. Напротив — поколение Интернета: молодой человек, сидящий за компьютерным столом, устремленный к монитору с увлеченным видом, в одной руке — чашка кофе, в другой — компьютерная мышь.
Все чаще встречаются дети 4—5 лет, не умственно отсталые, но в общем недоразвитые: они не понимают простых вопросов, в ответ либо молчат, либо пытаются рассказать что-нибудь связное; дети застенчивы, полны страхов и в то же время невероятно конкурентны; стесняются проявить себя с лучшей стороны (рассказать, чем порадовали сегодня маму), но кривляются без стеснения в присутствии малознакомых взрослых, задирают других детей на глазах у родителей, дразнятся, «корчат рожи», громко хохочут, демонстративно повторяя нелепости и непристойности, и наотрез отказываются преодолевать даже минимальные трудности. Типичный современный подросток (особенно в городе) не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с ребятами по двору игру... Притязания у детей завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, ослаблен. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца. И в результате мы имеем внутренний конфликт, дискомфорт, неврозы.
Что же касается родителей, то в них силен стереотип традиционно доверчивого отношения к искусству, литературе и СМИ для детей. И это вполне естественно. Для нормальных взрослых дети неприкосновенны. А между тем разрушительные тенденции в массовом искусстве для детей с каждым годом все усугубляются. Некоторые СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние масс-медиа — это, как правило, бизнес, главная цель которого — извлечение прибыли. Сегодня можно смело говорить о целой медиаимперии для детей и подростков. Нынешние медиа-паскудники развращают миллионы детей и издевательски уверяют опешивших взрослых, что не развращают, а просвещают. Излишним было бы приводить цитаты из журналов «Молоток», «Cool», «Cool-Girl», «Yes», «Вот так!» и др. Неслучайно против издателей журналов «Cool» и «Cool-Girl» московской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 242 УК РФ («Порнография»). Содержится ли в данных журналах мягкая порнография, и чем она принципиально отличается от жесткой эротики, судить компетентным экспертам. Болезненно состояние нашего общества: откровенное развращение детей при помощи журнальных текстов, снабженных соответствующими иллюстрациями, нуждается в долгом судебном разбирательстве и многочисленных научных экспертизах.
С началом новой, постсоветской эпохи в нашей стране закончилась пора, когда родители могли себе позволить роскошь не интересоваться содержанием журналов, которые читают их дети («Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист»), и
у родителей сложился стереотип, который не позволяет ассоциировать детско-юношескую периодику с угрозой психическому, нравственному и физическому здоровью ребенка. В «Семейном кодексе РФ» [7, ст. 63, п. 1] прописано: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей. Родители имеют возможность обратиться с жалобой на периодические издания, предназначенные для их детей, в районный суд или в прокуратуру, ссылаясь на ст. 135 («Развратные действия») и ст. 242 («Незаконное распространение порнографических материалов или предметов»).
Ведущий руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е. Маркова занимается изучением воздействия СМИ на детей и подростков. В одной из своих работ она пишет о широкомасштабном социальном эксперименте, жертвой которого являются дети — новое поколение, которое легко и просто можно воспитать так, как нужно сильным мира сего на потребу своим личным задачам и интересам. Кратко теорию «глобалистского проекта» можно изложить так: ресурсы планеты ограничены, а людей слишком много — нужно бы их сократить, не прибегая к откровенному насилию. Деторождение следует ограничивать. Половые извращения возводятся в ранг нормы и всячески превозносятся, чтобы основной инстинкт удовлетворялся без нежелательной беременности. Манипуляторы способны довести большую часть молодежи по кривой
дорожке до тюрьмы. Можно будет не бояться восстаний, предводителями которых могли бы стать храбрые, энергичные, пассионарные личности. Людьми, которые будут сидеть перед экраном с открытым ртом и слепо доверять телеавторитетам, легко управлять.
Портрет поколения XXI в. — «творение» многих социальных, идеологических и других институтов современной цивилизации. Американский психолог Альберт Бандура (1925—1988) писал, что, согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые, приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем копирования поведения кино- и телегероев: «Ввиду высочайшей эффективности и широкого распространения телемоделирования, средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль в формировании человеческого поведения и социальных отношений» [2]. Таким образом, огромное число малолетних телезрителей ежедневно усваивают новые формы поведения, демонстрируемые по телевизору, и являются участниками одного из новых экспериментов по моделированию поведения детей.
В ходе ряда исследований было обнаружено, что современные детские СМИ с помощью набора определенных техник навязывают новые установки, модели поведения. Яркие картинки, звукоряд сильно воздействуют на фантазии — и лучшие образцы добротного искусства и родительские нотации блекнут на этом фоне.
Рассмотрим некоторые из этих установок на примере мультсериала «Покемоны».
Установка 1 — агрессия. Карманные монстры уничтожают друг
друга, и притом мастерски — у кого лучше получится. Даже взрослые попадаются на эту садистскую удочку (коррида, петушиные, собачьи бои). Кроме того, по законам восприятия художественного произведения, ребенок идентифицирует себя с героями, а ему предлагают только жестоких и агрессивных героев. В детях развивается садомазохизм, что умело стимулируется аудио- и видеорядом. Эстетизированный садизм оказывает разрушительное влияние на психику. Первые звоночки прозвенели еще в «Томе и Джерри». Сейчас все делается уже по новейшим технологиям.
Установка 2 — демонстративность на грани безумия. Следствием идентификации является и то, что дети, при крайней стеснительности, ведут себя просто дико: ведь так хочется подражать развязному демонстративному поведению мультипликационных, телевизионных и журнальных героев — и приходится себя ломать. От этого страдает психика ребенка.
Установка 3 — девиантное поведение в семье. В сериале «Телепузики» есть серия «Украшение»: букет, перевязанный ленточкой, висит на елке, затем появляется уже у одного из героев за поясом, а потом — и воткнутый телепузику в зад. При этом телепузик бегает, как собачонка, все вокруг задорно смеются, а мы помним, что это малышовая обучающая передача. Кроме девиантного, хулиганского поведения, подспудно внедряются гомосексуальные мотивы в нарушение всех табу. Мультсериал «Симпсоны» — для детей постарше. Грубость и разнузданность здесь не просто дикость и маразм, а целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение хулиганского поведения по отношению к родственникам.
Установка 4 — затормаживание психического развития. Растет число детей, которые не могут на слух воспринимать информацию в школе, страдают недоразвитостью речи и эмоций. Это дети, «воспитанные» телевизором. Английский доктор, эксперт по речи Салли Ворд утверждает: «За последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них». Существуют и специальные приемы приучения к экрану — теледолбежка. Основные ее правила: нарезка, никаких длиннот, «клиповый монтаж». Результат: сужение внимания, разорванность сознания, эмоциональное отупение; объемные и серьезные материалы не воспринимаются, дети не могут выстроить даже простую логическую цепочку.
Есть и такой прием: игровые эпизоды вклиниваются в программу и повторяются несколько раз в неделю. Например, такая гипнотизирующая вставка из «обучающего» сериала «Телепузики»: три корабля медленно, друг за другом проплывают, разрезая носом волну и, сделав круг, уплывают. Причем с сюжетом этот заплыв никак не связан. Или такой пример: на стоящее посреди поля дерево прилетают по очереди 15 птиц. Каждая слегка вертит хвостом, садится на ветку и застывает, в точности копируя движения предыдущих. Это растягивается минуты на три-четыре. С виду — абсурд. Мерцающий свет, ритмичность экранного действа и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. Маленький человечек впадает в транс и уже некритично воспринимает все, что льется с экрана. «Телепузики» — последовательное создание человека-дебила, который
будет сидеть перед экраном с «открытым ртом» и проглатывать абсолютно любую информацию.
Установка 5 — воспитание неудачников. Испокон веку детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда сопровождали моралью. Это азы педагогики. В мультфильмах «новой волны» эти принципы постоянно нарушаются. Неправильное поведение изображается достаточно часто и без оценочных комментариев. Например, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв «Пора спать!» прыгают в люк, расположенный в холме... Кроме того, ребенка приучают нарываться на опасность. Телепузик качается на качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается».
Ляля два раза качнулась и упала. Встала, опять села на качели. И так раз шесть!.. Телепузики играют в мяч: методично показаны их многочисленные промахи, неудачи. Так сызмальства формируется психология неудачников.
Установка 6 — подражание уродству. Обратимся к «Улице Сезам»: та же пропаганда девиантного и неуспешного поведения. Персонажи на редкость уродливы. Ребенок подражает не только их поведению, но и мимике, жестикуляции, ухваткам. Их физиономии одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. Так почему детей притягивает гадость? Гадости щекочут нервы. Острые эмоции (от самого прекрасного или от самого ужасного) — сильная стимуляция. Но после такой стимуляции все остальное кажется им пресным. Особенно опасны новые технологии манипулирования сознанием для детей с тонкой психикой, повышенно чувствительных, эмоционально неустойчивых, возбудимых.
Такова нынешняя детская аудитория, растущая и воспитываемая в современной медиасреде. Ей адресованы современные средства массовой информации и коммуникации.
Не менее сложно выглядит ситуация с влиянием современной медиасреды на школьников. В проведенной Институтом социологии РАН серии исследований зафиксировано, что сегодня далеко не все школьники ориентированы на позитивные ценности и этого даже не скрывают. Любимыми героями, «на которых они хотели бы походить, являются, по их собственному признанию, ведьмы из сериала «Зачарованные», Гарри Поттер, Человек-паук, киллеры из компьютерных игр и прочие суперсущности, наделенные магическим всесилием, — те, кого все боятся, те, кто все может, те, успех к которым приходит не как следствие совершенствования их душевных качеств (этому учат классические сказки), а просто в силу везения или овладения некими тайными знаниями. Характеризуя любимых персонажей, они предпочитают такие определения, как прикольный, смешной, клевый, крутой, классный. Можно напомнить и о тревожных статистических данных о возросшем числе правонарушений среди подростков» [1, с. 7].
Средства массовой информации стали в последнее время ведущим институтом социализации и инкультурации, в мире происходит масштабная коммуникативная революция. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ неуклонно обостряется [3]. Это хорошо осознается во многих странах: с начала 1990-х гг. в Канаде, Австралии, некоторых европейских государствах действуют программы всеобщего массового медиаобразования. В России должного рас-
пространения оно пока не получило, хотя необходимость в этом возрастает. Медиаобразование призвано выполнять гуманную функцию подготовки учащихся, юных граждан к жизни в современном информационном пространстве.
Основы медиаподготовки должны закладываться в средних школах, в системе довузовского образования. Это может быть отдельный самостоятельный курс, например, «Медиакультура» или «Введение в теорию коммуникации и СМИ», возможно введение элементов медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. В стране накоплен достаточный опыт профессионального и массового медиаобразования, создана Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (президент — доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров), появились разнообразные научные исследования по данному вопросу [8], существуют уже разработанные стандарты обучения, ведутся научные разработки (особенно активно на базе факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова), по программе Юнеско «Информация для всех» выпускается журнал «Медиаобразование», работает большое количество энтузиастов в рамках высшей и средней школы, курсов повышения квалификации по всей России [9, с. 240]. Да, это еще не система всеобщего медиаобразования, но активные попытки ее создания.
Медиаобразование в XXI в. — это процесс с помощью и на материале средств массовой коммуникации формирования личности с целью развития культуры общения с масс-медиа (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.), развития
творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам творческого, практического самовыражения при помощи медиатехники.
Результаты реализации меди-аобразовательных целей крайне актуальны — это включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний [6], использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ, формирование умений:
- интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них, устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «шума»;
- овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
До тех пор, пока медиаобразование не станет действительно
обязательным в средних школах, средних специальных учебных заведениях, пробелы необходимо восполнять в вузах. Речь идет о студентах любых непрофильных специальностей, которых следует обучать грамотному восприятию, постижению и использованию современных средств массовой коммуникации. Однако осуществлять подобную подготовку невозможно лишь силами кафедр журналистики или ком-муникативистики — даже там, где они есть. Чтобы реализовать данную актуальную задачу, требуется корректировка квалификации филологов, культурологов, историков, социологов, психологов. Общая цель подобных занятий — подготовка преподавателей, способных сформировать у молодежи адекватное (объективное, творческое, критическое) отношение к разного рода СМИ.
В процессе модернизации медиаобразование приобретает особое внимание как фактор социализации личности. М. Маклюэн когда-то отметил: «Чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа.» [5]. Время подтвердило правоту знаменитого канадского социолога. Медиаобразование не только воздействует на формирование медиакультуры личности, но и существенно влияет на ментальную идентичность молодого поколения россиян. С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI в., медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более востребованным, а главное — необходимым в современной российской социокультурной ситуации.
список использованной литературы
1. Адамьянц Т.З. Общественное мнение России о проблемах отечественных СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 2.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
3. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе // Человек. 1999. № 1.
4. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / пер. с фр. А. Лущанова: Сер. «Психология детства: современный взгляд». Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский, 2003.
6. Медиаобразование в школе. М.: МедиаМир, 2010.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3: принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 30.06.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008.
8. См.: работы О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Е.Л. Вартановой, Л.С. Зазнобиной, Я.Н. Засурского, Н.Б. Кирилловой, А.П. Короченского, А.А. Новиковой, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, Н.Ф. Хилько, И.В. Челышевой, А.В. Шарикова и др.
9. Страшнов С.Л. Курсы повышения квалификации преподавателей университета по проблеме медиаобразования // Современное журналистское образование: синтез теории и практики / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2010.