Научная статья на тему 'Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества'

Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
488
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MASS COMMUNICATION / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна

В статье рассмотрена проблема воздействия средств массовой коммуникации на детей. Автор анализирует состояние и перспективы медиаобразования в современной России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problem of mass communication means influence on the children are considered. The author analyze the condition and future development of media education in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества»

торые реклама внедряет в сознание людей не должны вступать в противоречие с основными устоями национальной и общечеловеческой культуры - накопленными в ней знаниями, духовными ценностями, общепринятыми нормами поведения людей.

ность культурологическая экспертиза рекламы, которая призвана служить интересам не производителей, а общества в целом и целью которой является охрана культуры и общества от возможного вреда, который реклама способна им нанести. Ценностные установки, ко-Примечания

1. Кармин, А. С. Психология рекламы / А.С. Кармин. - СПб.: Изд. ДНК, 2004.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Изд-во «Аст», 2003.

3. Соколов, Е. Н. Аналитика масскульта / Е.Н. Соколов. - СПб., 2001.

4. Уинзор, Дж. По ту сторону бренда / Дж. Уинзор. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5. Ученова, В. В. Философия рекламы / В.В. Ученова . - М.: Гелла-принт, 2003.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

О. Е. Коханая

Московский государственный университет культуры и искусств

А

В статье рассмотрена проблема воздействия средств массовой коммуникации на детей. Автор анализирует состояние и перспективы медиаобразования в современной России.

Ключевые слова: дети, аудитория, массовые коммуникации, медиаобразование, информационное общество, система ценностей.

In article problem of mass communication means influence on the children are considered. The author analyze the condition and future development of media education in modern Russia

Key words: children, audience, mass communication, media education, information society, value system.

Современное общество мы характеризуем как информационное. Объективной закономерностью развития социума стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличиваются объемы передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ослабляет способность думать, раз-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 182-188

мышлять. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено состоянием современных средств массо-

вой коммуникации в целом и для детей в частности.

Сегодня семья и школа отказались от большей части своей ответственности за воспитание детей, а в образовавшееся пустое пространство вошли те, которые, возможно, скоро станут единственным настоящим большим воспитательным агентством - СМИ. Дети с ранних лет становятся целевой аудиторией средств массовой информации, аудиторией, за которую борются производители информационного продукта. При этом детская и юношеская журналистика во многом ответственна за становление и развитие личности ребенка, она закладывает морально-нравственные принципы и формирует вкус. Часто то, что семья и школа видят перед собой, - это совершенный mass-boy (массовый ребёнок), которого уже невозможно ничему научить. Массовый ребенок очень отличается от типичного ребенка, которого можно теперь встретить лишь в книгах по эволюционной психологии. «Что может быть в голове у этого поколения детей процессора, которые с колыбели только и знают, что видеоигры, компьютеры, Интернет и SMS? Каким оно будет? Жестоким, эгоцентричным, неуважительным и антисоциальным?.. Станет ли оно "поколением попрыгунчиков", не способных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов "настойчивость" и "усилие"?.. Детвора находится сейчас в самом сердце мультимедийной революции» (5, с. 112).

Пассивность по отношению к масс-медиа, как бы там ни было, в XXI веке уже просто неприлична. Эта идея пришла из США. Там те, кто еще не достиг пятнадцати лет, уже сделали выбор в пользу Интернета, отвернувшись от телевизора. Потребление телепродукта обозначенной аудиторией заметно снизилось за последние 5 лет. Жестокое сравнение, долгое время бывшее очень модным за океаном, иллюстрирует эту перемену. С одной стороны, поколение «сидячих картофелин»: тучный пятидесятилетний мужчина, развалившийся в кресле, загипнотизированный телеэкраном, неразлучный с огромным пакетом с чипсами. На-

против - поколение Интернета: молодой человек, сидящий за компьютерным столом, устремленный к монитору с увлеченным видом, в одной руке - чашка кофе, в другой - компьютерная мышь.

Всё чаще встречаются дети 4-5 лет, не умственно отсталые, но в общем недоразвитые: они не понимают простых вопросов, в ответ либо молчат, либо пытаются рассказать что-нибудь связное; дети застенчивы, полны страхов и в то же время невероятно нацелены на борьбу за достижение больших выгод; стесняются проявить себя с лучшей стороны (рассказать, чем порадовали сегодня маму), но кривляются без стеснения в присутствии малознакомых взрослых, задирают других детей на глазах у родителей, дразнятся, «корчат рожи», громко хохочут, демонстративно повторяя нелепости и непристойности и наотрез отказываются преодолевать даже минимальные трудности. Типичный современный подросток (особенно в городе) не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с ребятами по двору игру... Притязания у детей завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, ослаблен. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца. И в результате мы имеем внутренний конфликт, дискомфорт, неврозы.

Что же касается родителей, то в них силен стереотип традиционно доверчивого отношения к искусству, литературе и СМИ для детей. И это вполне естественно. Для нормальных взрослых дети неприкосновенны. А между тем разрушительные тенденции в массовом искусстве для детей с каждым годом все усугубляются. Некоторые СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние масс-медиа - это, как правило, бизнес, главная цель которого - извлечение прибыли. Сегодня можно смело говорить о сложившейся медиаимперии для детей и подростков, которая издевательски уверяет опешивших взрослых, что их деятельность не

развращает детей, а ... просвещает. Излишним было бы приводить цитаты из журналов «Молоток», «Cool», «Cool-Girl», «Yes», «Вот так!» и др. Не случайно против издателей журналов «Cool» и «Cool-Girl» московской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье 242 УК РФ («Порнография»). «Мягкая» ли там порнография или «жесткая» эротика -какая нам, по сути, разница? Главное, что опубликовано все это в детских журналах! Другими словами - налицо откровенное развращение детей при помощи журнальных текстов, снабженных соответствующими иллюстрациями. И - однако же - все это нуждается в долгом судебном разбирательстве и многочисленных научных экспертизах...

С началом новой, постсоветской эпохи в нашей стране закончилась пора, когда родители могли себе позволить роскошь не интересоваться содержанием журналов, которые читают их дети («Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист»). Благодаря таким журналам у родителей сложился стереотип, который не позволяет видеть угрозу в детско-юношеской периодике психическому, нравственному и физическому здоровью ребенка. В «Семейном кодексе РФ» прописано: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей. Родители имеют возможность обратиться с жалобой на периодические издания, предназначенные для их детей, в районный суд или в прокуратуру, ссылаясь на ст. 135 ("Развратные действия") и ст. 242 ("Незаконное распространение порнографических материалов или предметов")» (1, ст. 63, п. 1.) .

Ведущий руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е. Маркова занимается изучением воздействия СМИ на детей и подростков. В одной из своих работ она пишет о широкомасштабном социальном эксперименте, жертвой которого являются дети - новое поколение, которое лег-

ко и просто можно воспитать так, как нужно сильным мира сего на потребу своим личным задачам и интересам. Кратко теорию «глобали-стского проекта» можно изложить так: ресурсы планеты ограничены, а людей слишком много - нужно бы их сократить, не прибегая к откровенному насилию. Деторождение следует ограничивать. Половые извращения возводятся в ранг нормы и всячески превозносятся, чтобы основной инстинкт удовлетворялся без нежелательной беременности. Манипуляторы способны таким образом большую часть молодежи направить на кривую дорожку. Но можно будет не бояться восстаний, предводителями которых могли бы стать храбрые, энергичные, пассионарные личности, поскольку людьми, которые сидят перед экраном с открытым ртом и слепо доверяют телеавторитетам, легко управлять.

Портрет поколения XXI века - «творение» многих социальных, идеологических и других институтов современной цивилизации. Американский психолог Альберт Бандура (1925-1988) писал, что, согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем копирования поведения кино-и телегероев: «Ввиду высочайшей эффективности и широкого распространения телемоделирования, средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль в формировании человеческого поведения и социальных отношений» (3). Таким образом, огромное число малолетних телезрителей ежедневно усваивают новые формы поведения, демонстрируемые по телевизору, и являются участниками одного из новых экспериментов по моделированию поведения детей.

В ходе ряда исследований было обнаружено, что современные детские СМИ с помощью набора определенных техник навязывают новые установки, модели поведения. Яркие картинки, звукоряд сильно воздействуют на фантазию - и лучшие образцы добротного искусства и родительские нотации блекнут на этом фоне.

Рассмотрим некоторые из этих установок на примере мультсериала «Покемоны».

Установка 1 - агрессия. Карманные монстры уничтожают друг друга, и притом мастерски - у кого лучше получится. Даже взрослые попадаются на эту садистскую удочку (коррида, петушиные, собачьи бои). Кроме того, по законам восприятия художественного произведения, ребенок идентифицирует себя с героями, а ему предлагают только жестоких и агрессивных героев. В детях развивается садомазохизм, что умело стимулируется аудио- и видеорядом. Эстетизированный садизм оказывает разрушительное влияние на психику. Первые звоночки прозвенели еще в «Томе и Джерри ». Сейчас все делается уже по новейшим технологиям.

Установка 2 - демонстративность на грани безумия. Следствием идентификации является и то, что дети, при крайней стеснительности, ведут себя просто дико: ведь так хочется подражать развязному демонстративному поведению мультипликационных, телевизионных и журнальных героев. И приходится себя ломать. От этого страдает психика ребенка.

Установка 3 - девиантное поведение в семье. В сериале «Телепузики» есть серия «Украшение »: букет, перевязанный ленточкой, висит на ёлке, затем появляется уже у одного из героев за поясом, а потом - и воткнутый телепузику в зад. При этом телепузик бегает, как собачонка, все вокруг задорно смеются, а мы помним, что это малышовая обучающая передача. Кроме девиантного, хулиганского поведения, подспудно внедряются гомосексуальные мотивы в нарушение всех табу. Мультсериал «Симпсоны» - для детей постарше. Грубость и разнузданность здесь не просто дикость и маразм, а целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение хулиганского поведения по отношению к родственникам.

Установка 4 - затормаживание психического развития. Растет число детей, которые не могут на слух воспринимать информацию в школе, страдают недоразвитостью речи и эмоций. Это дети, «воспитанные» телевизором. Английский доктор, эксперт по речи Салли

Ворд утверждает: «За последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них». Существуют и специальные приемы приучения к экрану - теледолбежка. Основные ее правила: нарезка, никаких длиннот, «клиповый монтаж». Результат: сужение внимания, разорванность сознания, эмоциональное отупение; объемные и серьезные материалы не воспринимаются, дети не могут выстроить даже простую логическую цепочку.

Есть и такой прием: игровые эпизоды вклиниваются в программу и повторяются несколько раз в неделю. Например, такая гипнотизирующая вставка из «обучающего» сериала «Телепузики»: три корабля медленно, друг за другом проплывают, разрезая носом волну и, сделав круг, уплывают. Причем с сюжетом этот заплыв никак не связан. Или такой пример: на стоящее посреди поля дерево прилетают по очереди 15 птиц. Каждая слегка вертит хвостом, садится на ветку и застывает, в точности копируя движения предыдущих. Это растягивается минуты на три-четыре. С виду -абсурд. Мерцающий свет, ритмичность экранного действа и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. Маленький человечек впадает в транс и уже некритично воспринимает все, что льется с экрана. «Телепузики» - последовательное создание человека-дебила, который будет сидеть перед экраном с «открытым ртом» и проглатывать абсолютно любую информацию.

Установка 5 - воспитание неудачников. Издавна детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда сопровождали моралью. Это азы педагогики. В мультфильмах «новой волны» эти принципы постоянно нарушаются. Неправильное поведение изображается достаточно часто и без оценочных комментариев. Например, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв «Пора спать!» прыгают в люк, расположенный в холме. Кроме того, ребенка приучают нарываться на опасность. Телепузик качается на

качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается». Ляля два раза качнулась и упала. Встала, опять села на качели. И так раз шесть раз!.. Телепузики играют в мяч: методично показаны их многочисленные промахи, неудачи... Так сызмальства формируется психология неудачников.

Установка 6 - подражание уродству. Обратимся к «Улице Сезам»: та же пропаганда девиантного и неуспешного поведения. Персонажи на редкость уродливы. Ребенок подражает не только их поведению, но и мимике, жестикуляции, ухваткам. Их физиономии одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. Так почему детей притягивает гадость? Гадости щекочут нервы. Острые эмоции (от самого прекрасного или от самого ужасного) - сильная стимуляция. Но после такой стимуляции все остальное кажется им пресным. Особенно опасны новые технологии манипулирования сознанием для детей с тонкой психикой, повышенно чувствительных, эмоционально неустойчивых, возбудимых.

Такова нынешняя детская аудитория, растущая и воспитываемая в современной меди-асреде. Ей адресованы современные средства массовой информации и коммуникации.

Не менее сложно выглядит ситуация с влиянием современной медиасреды на школьников. В проведенной Институтом социологии РАН серии исследований зафиксировано, что сегодня далеко не все школьники ориентированы на позитивные ценности, и этого даже не скрывают. Любимыми героями, «на которых они хотели бы походить, являются, по их собственному признанию, ведьмы из сериала "Зачарованные", Гарри Поттер, Человек-паук, киллеры из компьютерных игр и прочие суперсущности, наделенные магическим всесилием, - те, кого все боятся, те, кто всё может, те, успех к которым приходит не как следствие совершенствования их душевных качеств (этому учат классические сказки), а просто в силу везения или овладения некими тайными знаниями. Характеризуя любимых персонажей, они предпочитают такие определения, как прикольный, смешной, клёвый, крутой, классный.

Можно напомнить и о тревожных статистических данных о возросшем числе правонарушений среди подростков» (2, с. 7).

Средства массовой информации стали в последнее время ведущим институтом социализации и инкультурации, в мире происходит масштабная коммуникативная революция. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования СМИ неуклонно обостряется (4). Это хорошо осознается во многих странах: с начала 1990-х годов в Канаде, Австралии, некоторых европейских государствах действуют программы всеобщего массового медиаоб-разования. В России должного распространения медиаобразование пока не получило, хотя необходимость в этом возрастает. Медиаобра-зование призвано выполнять гуманную функцию подготовки учащихся, юных граждан к жизни в современном информационном пространстве.

Основы медиаподготовки должны закладываться в средней школе, в системе довузовского образования. Это может быть отдельный самостоятельный курс, например «Медиакуль-тура» или «Введение в теорию коммуникации и СМИ», возможно введение элементов меди-аобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. В стране накоплен достаточный опыт профессионального и массового медиаобразования, создана Ассоциация кинообразования и медиапе-дагогики России (президент - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров), появились разнообразные научные исследования по данному вопросу (см. работы О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Е.Н. Вартановой, Л.С. Заз-нобиной, Я.Н. Засурского, Н.Б. Кирилловой, А.П. Короченского, А.А. Новиковой, С.Н. Пен-зина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, Н.Ф. Хилько, И.В. Челыше-вой, А.В. Шарикова и др.), уже разработаны стандарты обучения, ведутся научные разработки (особенно активно на базе факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова), по программе ЮНЕСКО «Информация для всех» выпускается журнал «Медиаобразование»,

работает большое количество энтузиастов в рамках высшей и средней школы, курсов повышения квалификации по всей России (8, с. 240). Да, это еще не система всеобщего медиаобра-зования, но активные попытки ее создания.

Медиаобразование в XXI веке - это процесс формирования личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью развития культуры общения с масс-ме-диа(прессы, телевидения, радио, кино,видео и др.), развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам творческого, практического самовыражения при помощи медиатехники.

Результаты реализации медиаобразова-тельных целей крайне актуальны - это включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний (7), использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ, формирование умений:

- интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках;

- систематизировать информацию по заданным признакам;

- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

- аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них, устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «шума»;

- овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

До тех пор, пока медиаобразование не станет действительно обязательным в средних школах, средних специальных учебных заведениях, пробелы необходимо восполнять в вузах. Речь идет о студентах любых непрофильных специальностей, которых следует обучать грамотному восприятию, постижению и использованию современных средств массовой коммуникации. Однако осуществлять подобную подготовку невозможно лишь силами кафедр журналистики или коммуникативистики - даже там, где они есть. Чтобы реализовать данную актуальную задачу, требуется корректировка квалификации филологов, культурологов, историков, социологов, психологов. Общая цель подобных занятий - подготовка преподавателей, способных сформировать у молодежи адекватное (объективное, творческое, критическое) отношение к разного рода СМИ.

В процессе модернизации медиаобразова-ние приобретает особое значение как фактор социализации личности. М. Маклюэн когда-то отметил: «Чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа.» (6). Время подтвердило правоту знаменитого канадского социолога. Медиаобразование не только воздействует на формирование медиа-культуры личности, но и существенно влияет на ментальную идентичность молодого поколения россиян. С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более востребованным, а главное - необходимым в современной российской социокультурной ситуации.

Примечания

1. Семейный кодекс Российской Федерации» / от 29.12.1995 N 223-Ф3: принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 30.06.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008.

2. Адамьянц, Т. З. Общественное мнение России о проблемах отечественных СМИ / Т.З. Адамьянц // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2.

3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб., 2000.

4. Зазнобина, Л. С. Медиаобразование в школе / Л.С. Зазнобина // Человек. - 1999. - № 1.

5. Карделлан, К. Дети процессора: Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Кардел-лан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - (Сер. «Психология детства: современный взгляд»).

6. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Жуковский, 2003.

7. Медиаобразование в школе. - М.: МедиаМир, 2010.

8. Страшнов, С. Л. Курсы повышения квалификации преподавателей университета по проблеме медиаобра-зования / С.Л. Страшнов // Современное журналистское образование: синтез теории и практики / под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: МедиаМир, 2010.

ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Т. В. Кузнецова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье представлен алгоритм действий, который обеспечивает логическую последовательность социально-культурного проектирования средствами гуманитарных технологий. Рассматриваются эффективные технологии для решения стратегических задач любого проекта, используемые в деятельности библиотек. В материалах статьи выделены виды проектов и формы их реализации.

Ключевые слова: проектирование, проектно-гуманитарные технологии, библиотечные инновации, культурная среда.

In the article you can see the algorithm of actions, which ensures the logical sequence of socio-cultural projection by the use humanist technologies. Effective technologies are considered to solve strategically problems of any project, which are used in activity of libraries. In materials of the article arts of projects and forms of their implementation are singled out.

Key words: projection, project-humanist technologies, library innovations, cultural environment.

Библиотека в традиционном понимании на протяжении веков представляла собой особую культурную среду, которая выступала хранительницей духовных идеалов, книжного наследия, нравственных ценностей, распространительницей просвещения. Изменение содержания деятельности библиотек в эпоху формирования информационного общества связано с задачей сохранения культурного суверенитета страны и духовной безопасности, что означа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 188-192

ет превращение их в центры инноваций, информационной поддержки населения. В этих условиях требуется поиск технологий, позволяющих создать библиотечно-информационную среду. Проектно-гуманитарные технологии открывают библиотекам возможности для решения общественно значимых проблем.

Именно проектно-гуманитарные технологии направлены на формирование определенного алгоритма действий, обеспечивающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.