22. Shakespeare W. As You Like It. Signet Classic, 1963.
23. Nabokov V.V. Lolita. Penguin classics, 2000.
24. Nabokov V.V. Despair. Random books. 1989 P. 75.
25. Waugh E. Decline and Fall. Prose. Memoirs. Essays. Moscow, 1980.
26. Sapir E. A study in phonetic symbolism. Journal of Experimental Psychology. 1929; № 12 (3): 225 - 239.
27. Ma W., Thompson W.F. Human emotions track changes in the acoustic environment. Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2015; Vol. 112 (47): 14563 - 14568.
28. Monaghan P., Mattock K., Walker P. The role of sound symbolism in language learning. Journal of experimental psychology. 2012, № 38: 1152 - 1164.
29. Tsur R. Size-sound symbolism revisited. Journal of Pragmatics. 2006; № 38: 905 - 924.
30. Gordon M., Heath J. Sex, sound, symbolism, and sociolinguistics. Currant Anthropology. 1998; Vol. 39 (4): 417 - 449.
31. Shrum L.J., Lowrey T.M., Luna D., Lerman D.B., Liu M. Sound symbolism effects across languages. International Journal of Research in Marketing. 2012, № 29): 275 - 279.
32. Newman S. Further experiments in phonetic symbolism. American Journal of Psychology. 1993: 53 - 75.
33. Walker P. Cross-sensory correspondences and symbolism in spoken and written language. Journal of Experimental Psychology. 2016, № 42: 1339.
34. Westbury C. Implicit sound symbolism in lexical access: evidence from an interference task. Brain Language. 2005, № 93: 10 - 19.
35. Poe E.A. Raven. An anthology of English and American Verse. Moskau, 1972.
36. Po 'E.A. Voron. Amerikanskaya po'eziya v russkih perevodah. HIH - HH vv. Moskva, 1983.
37. Thomas D. The Poems of Dylan Thomas. New directions publishing. 2003.
38. Severyanin I. Stihotvoreniya. Po'emy. Arhangel'sk, 1998.
39. Pushkin A.S. Mednyj vsadnik. Izbrannye proizvedeniya. Moskva, 1937.
Статья поступила в редакцию 17.07.20
УДК 070.1
Lin Chuanzhao, postgraduate, Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MEDIA IMAGE OF THE POLITICAL LEADER OF CHINA IN THE CONTEXT OF THE "CHINESE DREAM". In this article, the media image of Xi Jinping is regarded as an embodiment of the image of the "Chinese dream". In Russian and Chinese media discourse, Xi Jinping is associated with the image of the "Chinese dream", with the idea of a better future, which he seeks to achieve. Xi Jinping managed to bring closer the achievement of the declared ideal, his policy is being implemented successfully. The publications of the official state publication "People's Daily" for the period from June 1, 2018 to June 1, 2019 are analyzed. As a result of the study, it was concluded that the image of Xi Jinping in the People's Daily newspaper is inextricably linked with the idea of the "Chinese dream". In publications, his activities are usually seen as work to overcome the problems existing in Chinese society. Moreover, since the activities to realize the "Chinese dream" have not been completed, the image of Xi Jinping is more likely associated with prospects and opportunities than with a static state of confidence and prosperity. At the same time, the media image of Xi Jinping is a kind of indicator of the changes taking place in modern Chinese society.
Key words: media image, media presentation, political leader, "Chinese dream", China.
Линь Чуаньчжао, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
МЕДИАОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА КНР В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «КИТАЙСКОЙ МЕЧТЫ»
В статье анализируются особенности медиаобраза политического лидера КНР в контексте реализации концепции «китайской мечты». Проанализированы публикации официального государственного издания «Жэньминь жибао» за период с 1 июня 2018 по 1 июня 2019 года. В результате исследования сделан вывод о том, что образ Си Цзиньпина в газете «Жэньминь жибао» неразрывно связан с идеей «китайской мечты». В публикациях его деятельность, как правило, рассматривается как работа по преодолению существующих в китайском обществе проблем. При этом, поскольку деятельность по воплощению «китайской мечты в жизнь» еще не завершена, образ Си Цзиньпина, скорее, ассоциируется с перспективами и возможностями, чем со статичным состоянием уверенности и благополучия. В то же время медиаобраз Си Цзиньпина является своеобразным индикатором изменений, происходящих в современном китайском обществе.
Ключевые слова: медиаобраз, медиарепрезентация, политический лидер, «китайская мечта», Китай.
Особенностью современного развития Китая является влияние политики реформ и открытости, которая проводится в стране с 1978 года и тесно связана с личностью политического лидера того периода Дэн Сяопина. В результате реализации этой политики, которая потребовала от руководителей страны весьма решительных действий, с начала 2000-х гг. экономика Китая начала стремительно расти. Также усилился авторитет страны на международной арене, что, в свою очередь, связано с реализуемой с 2007 года политикой «мягкой силы», главной целью которой является привлечение внимания других стран к китайскому языку и культуре. Стоит отметить, что сама концепция «мягкой силы» была сформулирована американским исследователем Дж. Наем, определявшим эту политику как soft-механизм, работающий в мире, где уже невозможно исключительно силовое доминирование [1, с. 35]. Следует также подчеркнуть, что именно политика «мягкой силы» тесно связана с концепцией «китайской мечты» и направлена на ее достижение, а именно на возрождение традиционных ценностей и китайской нации как таковой. Согласно государственной программе к 2020 году благодаря этой политике должно быть достигнуто среднезажиточное общество, а к 2050 году - модернизация [2, c. 38]. В рейтинге стран, также реализующих политику «мягкой силы» - Soft Power 30 index - Китай занимает 27 место. Согласно этому индексу экономическое влияние Китая не подвергается сомнениям, тогда как его роль влиятельного государства на данном этапе неочевидна, поскольку политика «мягкой силы» сопровождается конфликтами [3].
Тема «китайской мечты» занимает в национальном медиадискурсе ключевое место, все СМИ стремятся подчеркнуть важность этого глубоко патриотичного концепта и необходимость общих усилий для ее достижения. «"Китайская мечта" принадлежит каждому гражданину Китая, и в это же время она принадлежит всему народу в целом. Она объединяет в себе мечты и стремления каждого
человека, и в то же время она напрямую связана с будущим всей страны. И подобная мечта действительно существует. Просто вдумайтесь, мы желаем себе всего самого наилучшего и надеемся, что блистательное будущее ждет и нашу страну в целом. И когда мы говорим о будущем страны, все мы видим примерно одну и ту же картину: цивилизованность, демократию, сильное правовое начало, процветание, богатство и равные возможности роста и развития для каждого человека» («Китайская мечта» воплощает в себе интересы и ценности всего китайского народа) [4].
«Китаю нужна «мечта»», - озвучил еще в октябре 2012 года, за месяц до знаменитой речи Си Цзиньпина на страницах «The New York Times» Томас Фридман в статье «Китаю нужна собственная мечта» [5]. В публикациях упоминается, что современное китайское общество дает каждому человеку свободу выбора своего жизненного пути, новые возможности, а также защиту и одобрение со стороны общества. «Китайская мечта» - это не государственное принуждение, она дает богатство и разнообразие выбора. В «китайской мечте» сочетаются лучшие китайские традиции, и вместе с тем она открывает новую страницу в мировой истории.
Однако необходимо отметить, что в ряде китайских СМИ не скрывается, что у «китайской мечты» есть и обратная сторона. В течение последних десятилетий Китай развивался очень быстро, но одновременно с этим накопились и проблемы, которые требуют решения. Вместе с тем формулировка «китайской мечты» дает возможность не просто наметить цели, но и реально осознать, куда движется государство, что для него особенно важно.
На идею «китайской мечты» возлагаются такие надежды, потому что сейчас, в эпоху развития плюрализма, она помогает примирить общественные, политические и идеологические начала, создает идейное ядро для общества [6].
Несмотря на процессы диверсификации, у всех китайцев есть собственные мечты и устремления, именно поэтому задачей политиков в рамках идеи является как развитие плюрализма, так и строительство рыночной экономики.
Таким образом, как уже было отмечено выше, «китайская мечта», воплощающая интересы и ценности нации, занимает важнейшее место в медиадис-курсе страны в целом. И очень значимое место в контенте, связанном с этой концепцией, занимает репрезентация политического лидера как персоны, реализующей эту ключевую национальную задачу, как реформатора, способствующего активным изменениям в обществе. Здесь важно также подчеркнуть, что в целом китайская политическая система основана на так называемом «патернализме с китайской спецификой», восходящем к древней культуре Китая. Тысячелетиями политическое лидерство осмыслялось китайскими философами, которые считали, что нравственные качества лидера влияют на единство государства или, напротив, - на его деградацию. Древнекитайские философы в качестве главных особенностей политического лидера называли мораль, великодушие, гуманность, образованность, искусство управления государством и т.д. [7, с. 51]. Таким образом, к политическим лидерам в Китае традиционно существует особое отношение, которое характеризуется безусловным уважением и полным доверием. Те ценности, которые продвигаются политическими лидерами, воспринимаются как важные и необходимые.
Китайские исследователи считают, что имидж политических лидеров включает в себя внешность, речь, поведение и «идеологическую силу» [8, с. 66], что успешный имидж лидера увеличивает сплоченность общества [9, с. 41]. Образы предыдущих лидеров Китая исследователи рассматривали как «слишком простые и идеализированные» [10, с. 35], при этом подчеркивалось, что их имидж основан, прежде всего, на репрезентации в СМИ. [11, с. 25] Особенностью, свойственной для китайского медиадискурса, является то, что репрезентация лидера страны в традиционных СМИ осуществляется более активно, чем в новых медиа: «Различия в формировании имиджа в традиционных СМИ и новых медиа обусловлены их возможностями. Традиционные СМИ, особенно печатные, не способны использовать мультимедийность, гипертекстуальность новых медиа, в них основной акцент делается именно на содержании публикаций. Для Китая характерным является то, что, согласно закону, именно традиционные СМИ являются основным источником информации» [12, с. 20].
Методология. Представляется, что особенности репрезентации в СМИ политических лидеров в Китае, а также специфика и характеристики их медиаобра-зов является интересным и актуальным объектом для исследования. При этом выдвигается гипотеза о том, что сцецифика медиаобраза политического лидера в Китае тесно связана с особенностями государственной политики, в частности с реализацией национальной концепции «китайской мечты», именно через призму продвижения этой концепции китайские СМИ презентуют деятельность и образ политика. Образ политического лидера в китайских СМИ является, с одной стороны, инструментом продвижения государственной политики, а с другой стороны -своеобразным индикатором происходящих в обществе изменений.
Методы исследования - количественный и качественный контент-анализ наиболее репрезентативных в контексте исследования публикаций.
В качестве объекта исследования была выбрана официальная государственная газета «Жэньминь жибао», самая крупная в Китае.
Субъект исследования - образ и особенности репрезентации современного политического лидера - Председателя КНР Си Цзиньпина - в контексте концепции «китайской мечты».
В выборку попали публикации, содержащие словосочетания «Си Цзинь-пин», была выявлена частота упоминаемости имени Си Цзиньпина (7 526). Далее для качественного анализа были отобраны публикации, в которых затрагивается реализация «китайской мечты» и роль в этом Председателя Си Цзиньпиня.
Период исследования - с 1 июня 2018 по 1 июня 2019 года.
Результаты исследования
Общее число публикаций с упоминанием лидера КНР в газете «Жэньминь жибао» за год - 7 526. В газете «Жэньминь жибао» в выбранный период используются следующие определения к Си Цзиньпину (см. табл. 1).
Таблица 1
Наиболее частые определения Председателя КНР Си Цзиньпиня в публикациях (в% к общему числу публикаций)
определение перевод % к 7 526
Си Цзиньпин 7526 100%
Генеральный секретарь Си Цзиньпин 2888 38,3%
Генеральный секретарь Си 2894
Товарищ Си Цзиньпин 2024 26,8%
Председатель государства Си Цзиньпин 1982 26,3%
Председатель государства Си 368
Председатель государства Си Цзиньпин 880 11,6%
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си 80 1%
Председатель Центрального военного совета 296 3,9%
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая, Председатель государства, Председатель Центрального военного совета Си Цзиньпин 233 3%
Общее число публикаций с упоминанием «китайская мечта» в газете «Жэньминь жибао» за наш выбранный период - 1 129. В газете «Жэньминь жи-бао» в выбранный период используются следующие определения (см. табл. 2)
Таблица 2
определение перевод % к 1 129
ФЯ? китайская мечта 1129 100%
ФЯ? Си Цзиньпин и китайская мечта 5 0,4%
Китайская мечта о великом процветании китайской нации 491 43,4%
$1ФЯ? Осушествить китайскую мечту 159 14%
*0ФЯ? Вместе выполнить китайскую мечту 32 2%
№ЯФЯ? Вместе создать китайскую мечту 49 4%
ФЯШФЯ? Китайсий путь Китайская мечта 10 0,8%
Как было отмечено выше, что в качестве объекта исследования было выбрано официальное издание «Жэньминь жибао», что, безусловно, накладывает отпечаток на особенности репрезентации деятельности лидера КНР Так, в ее публикациях в максимальной степени присутствует идеологический пафос, и постоянно подчеркивается роль Председателя Си в стремительном развитии страны, что благодаря его политике Китай полон энергии и решительности, чтобы воплощать потребности граждан и план развития в жизнь.
О деятельности Си Цзиньпина сообщается преимущественно в публикациях, представляющих собой отчеты с заседаний ЦК КПК, и поскольку он является лицом партии, репрезентация его деятельности является ключевой частью репрезентации деятельности партии в целом. Также в «Жэньминь жибао» публикуются полные стенограммы партийных заседаний, которые также возглавляет Си Цзиньпин. Такие публикации составляют самую большую долю среди тех, в которых упоминается имя Си Цзиньпина.
«Си Цзиньпин призвал народ Китая строить социализм с китайской спецификой в соответствии с возможностями и вызовами новой эпохи. В первую очередь речь идет об укреплении мощи Китая: экономической, производственной, интеллектуальной. Во-вторых, необходимо обеспечить «всеобщее процветание». Предполагается, что к 2035 году Китаю удастся если не преодолеть, то хотя бы минимизировать разрыв в региональном развитии, неравенство между городом и деревней, сбалансировать уровень жизни населения. А до 2050 года Китай намерен искоренить неравенство между богатыми и бедными и достичь «всеобщего процветания». В-третьих, исторической миссией Коммунистической партии Китая является возрождение китайской нации. К 2050 году Китай должен стать социалистической культурной державой. Китайская цивилизация будет крепнуть, а влияние ее мягкой силы - расти. И, наконец, в-четвертых, Китай призван играть ведущую роль на мировой арене и вносить весомый вклад в процветание всего человечества» [12,с. 174].
Газета в своих публикациях продвигает идею о том, то именно Си Цзиньпин способствует наступлению новой эпохи и достижению «китайской мечты»: «Си Цзиньпин подчеркнул, что история не может быть выбрана, ее можно понять сейчас, и она может быть создана в будущем. Новая эра - это эпоха великого развития и великих достижений китайской нации, а также эпоха великого развития и великих достижений соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива. Путь вперед не может быть гладким, но, пока мы работаем вместе и работаем вместе, мы, безусловно, сможем создать большое будущее для великого омоложения китайской нации».
Интересно, что в публикациях газеты часто подчеркивается представление Си Цзиньпина о себе как лидере, о том, какими качествами он должен обладать, в частности: быть самоотверженным, чтобы оправдывать доверия китайского народа, быть бескорыстным и жертвовать собой ради развития Китая. Таким образом издание стремится донести до китайской аудитории идею о том, что председатель посвятил себя родине, партии и народу.
Также в «Жэньминь жибао» есть тексты, в которых показывается, как Си Цзиньпин характеризует роль СМИ в реализации политики достижения «китайской мечты»: «Си Цзиньпин выступает за развитие СМИ, за то, чтобы основные медиа имели сильную связь с гражданами, влияние и авторитет. СМИ должны формировать единую повестку, чтобы все люди поверили в общие идеалы и убеждения, чтобы национальные ценности и этика были тесно связаны между собой и усиливали общую позитивную энергию».
В газете показывается, что деятельность политического лидера является во многом новаторской, отмечается, что в его высказываниях очень часто используются такие слова, как равенство, уважение, привязанность, справедливость, приверженность и мудрость. При этом политический лидер обладает большим человеческим обаянием для эффективного продвижения его медиаобраза. Он часто обращается непосредственно к людям, к народу, подчеркивая этим свои гуманистические взгляды: «Пока мы будем сильно полагаться на людей, не будет никаких трудностей и опасностей, которые мы не сможем преодолеть, и не будет великого дела, которое не может быть достигнуто».
Газета часто подчеркивает те изменения, которые произошли на пути к «китайской мечте» в экономике, политике и социальной сфере. Конечно, это делается в традиционной для нее пафосной «партийной» риторике: «Си Цзиньпин отметил, что за последние 40 лет китайской реформы и открытости китайский народ опирался на свою мудрость и трудолюбие, чтобы совершить исторический скачок: встать, разбогатеть, стать сильнее и начать славное путешествие великого омоложения китайской нации. ... Китай сегодня - это результат работы китайцев!».
Таким образом, при описании деятельности Си Цзиньпина в газете очень активно используется риторика процветания, связанная с концепцией «китайской мечты». Действия политического лидера описываются таким образом, чтобы их позитивное влияние на будущее Китая становилось очевидным. Также в «Жэньминь жибао» уделяется внимание тому объему работы, который уже был проделан политическим лидером. При этом собственно личность политического лидера в газете раскрывается мало - все внимание журналистов сосредоточено на том, чтобы показать позитивный вклад руководителя, характер изменений Китая. Си Цзиньпин в «Жэньминь жибао» описывается как политик, работающий на благо государства.
В публикациях «Жэньминь жибао» подчеркивается реформаторская деятельность Си Цзиньпина («всестороннее углубление реформ», «структурные реформы в сфере предложения», «углубленное реформирование аппарата и системы»), проводится мысль, что его работа нацелена на повышение благосостояния народа, ликвидацию нищеты и создание более комфортных условий для жизни.
Таким образом, проведенный анализ публикаций «Жэньминь жибао» показал, прежде всего, что с образом Си Цзиньпина тесно связана установка, что именно благодаря его деятельности «китайская мечта» становится все
Библиографический список
ближе к реальности, а картина желаемого будущего уже не кажется такой утопичной.
Подтверждается гипотеза о том, что специфика репрезентации лидера КНР соответствует «патернализму с китайской спецификой», о чем говорилось выше, а именно: его образ максимально позитивен и оптимистичен, к его персоне выражается максимальное уважение, он не подвергается критике (даже неявной), а скорее, идеализируется. Партийная риторика присутствует во всех ключевых публикациях, в которых он упоминается.
Позитивное отношение СМИ к образу Си Цзиньпина настолько велико, что в контексте решения государственных задач обыгрывается даже его имя: на китайском языке ВД (хиё х( - Сюэ си) означает «учиться», что созвучно фамилии Председателя КНР - х( j¡npíng. Иероглиф «учиться» можно перевести буквально как «Изучай Си» или «учиться у Си». В 2019 году в Китае даже появился агрегатор новостей, статей, видео- и документальных фильмов о председателе Си и его политической философии «Xuexi Qiangguo» xuëxí qianggu6).
Название можно трактовать и как «учиться, чтобы укрепить страну» и
как «изучать образа мыслей Си Цзиньпина, чтобы укрепить страну».
Образ председателя КНР в СМИ действительно очень тесно увязан с идеи «китайской мечты» и ее реализацией. В публикациях СМИ его деятельность, как правило, рассматривается как работа по преодолению еще существующих в обществе проблем. При этом, поскольку деятельность по воплощению «китайской мечты в жизнь» еще не завершена, образ Си Цзиньпина, скорее, ассоциируется с перспективами и возможностями, чем со статичным состоянием уверенности и благополучия.
Деятельность Си Цзиньпина освещается преимущественно в новостях, подробных отчетах и репортажах. Поскольку «Жэньминь жибао» - это государственная партийная газета, именно она отчитывается перед общественностью о деятельности лидера КНР политике и главных принципах руководства. Ее важнейшей задачей является конструирование и направление общественного мнения. Си Цзиньпин дал обещание китайском народу, что лучшая жизнь будет достигнута. Председатель КНР признает свою ответственность перед народом и постоянно говорит о том, что «китайская мечта» будет достигнута в любом случае. Главная цель Си Цзиньпина - сделать так, чтобы китайский народ жил хорошо. Именно это подчеркивается в публикациях «Жэньминь жибао».
Таким образом, медиаобраз Си Цзиньпина в китайских СМИ, в том числе в газете «Жэньминь жибао», неразрывно связан с идеей «китайской мечты». Представляется, что вне контекста концепции «китайской мечты» его образ как реформатора был бы недостаточно убедительным и перспективным. В то же время можно расценивать медиаобраз Си Цзиньпина как своеобразный индикатор изменений, происходящих в современном китайском обществе, поскольку его образ презентуется так, чтобы у аудитории складывалось впечатление о том, что Китай в результате реализации «китайской мечты» в обозримом будущем станет новым мировым лидером.
1. Минасян Н. Концепция «Мягкой силы» в контексте теорий международных отношений. 21-й век. 2G17; № Э (44): 35 - 42.
2. Ван Цин сон. Научная коннотация и путь реализации китайской мечты. Шанхай: Издательство морской академии наук, 2G16.
3. China - Soft power. The Soft Power 30. 2G2G. Available at: httpsV/softpowerôG.com/country/china/
4. Новосельцев С.В. Концепция «Китайской мечты» и её практическое применение. Сравнительная политика. 2G16; №1 (22): 5 - 21.
5. Thomas L. Friedman. China NeedsIts Own Dream. Available at: http://www.nytimes.com/2G12/1G/GЭ/opinion/friedman-chinaneeds-its-own-dream.html?_r=G
6. Морозова Н.В. Роль языка в политическом дискурсе КНР Историческая психология и социология истории. 2G16; № 1: 72 - 85.
7. Линь Ч., Смирнова О.В. Патернализм с китайской спецификой: философские аспекты политического лидерства в национальном медиадискурсе Китая. Российско-китайские исследования. 2G19; Т. Э, № Э (б): 51 - 59.
8. И С. Важная роль имиджа лидера в формировании имиджа правительства. Администрация и закон. 1999; № б: бб - 78.
9. Ван В., Гон Х. Формирование образа лидера правительства на основе социально-личностной перспективы. Технико-экономические и управленческие исследования. 2GG6; № Э (Э): 41.
1G. Суй С. Исследование медиа-имиджа национального лидера в 2010 году в газете «Жэньминь жибао». Шанхай: Шанхайский университет иностранных языков, 2G11: Э5.
11. Ху Л. Исследование по медиа образу национального лидера Китая в СМИ. Сучжоу: Университет Сучжоу, 2G12: 25.
12. У И. Как Китай улучшить имидж национального лидера? Социальные наблюдения. 2С1Э; № Э5: 2G - 25.
13. Си Цз. Си Цзиньпин: о государственном управлении. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2G17: 174.
References
1. Minasyan N. Koncepciya «Myagkoj sily» v kontekste teorij mezhdunarodnyh otnoshenij. 21-j vek. 2G17; № Э (44): Э5 - 42.
2. Van Cin son. Nauchnaya konnotaciya i put' realizacii kitajskoj mechty. Shanhaj: Izdatel'stvo morskoj akademii nauk, 2G16.
3. China - Soft power. The Soft Power 30. 2G2G. Available at: httpsV/softpowerôG.com/country/china/
4. Novosel'cev S.V. Koncepciya «Kitajskoj mechty» i ee prakticheskoe primenenie. Sravnitel'naya politika. 2G16; №1 (22): 5 - 21.
5. Thomas L. Friedman. China NeedsIts Own Dream. Available at: http://www.nytimes.com/2G12/1G/GЭ/opinion/friedman-chinaneeds-its-own-dream.html?_r=G
6. Morozova N.V. Rol' yazyka v politicheskom diskurse KNR. Istoricheskaya psihologiya i sociologiya istorii. 2G16; № 1: 72 - 85.
7. Lin' Ch., Smirnova O.V. Paternalizm s kitajskoj specifikoj: filosofskie aspekty politicheskogo liderstva v nacional'nom mediadiskurse Kitaya. Rossijsko-kitajskie issledovaniya. 2G19; T. Э, № Э (б): 51 - 59.
8. I S. Vazhnaya rol' imidzha lidera v formirovanii imidzha pravitel'stva. Administraciya i zakon. 1999; № б: бб - 78.
9. Van V., Gon H. Formirovanie obraza lidera pravitel'stva na osnove social'no-lichnostnoj perspektivy. Tehniko-'ekonomicheskieiupravlencheskieissledovaniya. 2GG6; № Э (Э): 41. 1G. Suj S. Issledovanie media-imidzha nacional'nogo lidera v 2010 godu v gazete «Zh'en'min'zhibao». Shanhaj: Shanhajskij universitet inostrannyh yazykov, 2G11: Э5.
11. Hu L. Issledovanie po media obrazu nacional'nogo lidera Kitaya v SMI. Suchzhou: Universitet Suchzhou, 2G12: 25.
12. U I. Kak Kitaj uluchshit' imidzh nacional'nogo lidera? Social'nyenablyudeniya. 2G^; № Э5: 2G - 25.
13. Si Cz. Si Czin'pin: o gosudarstvennom upravlenii. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 2G17: 174.
Статья поступила в редакцию 16.07.20