Информационное пространство. Медиадискурс
тмшя^тшш
Information Space. Media Discourse
УДК 32:316.46(510)
DOI: 10.17150/2587-7445.2019.3(3).54-61
Патернализм с китайской спецификой: философские аспекты политического лидерства в национальном медиадискурсе Китая
Аннотация. В статье анализируются основные подходы к исследованию такого явления, как политическое лидерство, его понимание в контексте китайской философии, а также сделан анализ присутствия темы политического лидерства в национальном медиадискурсе. В современном мире политическое лидерство играет важнейшую роль в развитии каждой страны, поскольку в условиях глобализационных процессов оно является одним из ключевых моментов распространения влияния государства на общество. Благодаря средствам массовой информации деятельность политического лидера становится публичной, и Китай не является исключением. Здесь также репрезентация политического лидерства занимает важнейшее место в национальном медиадискурсе. Научная новизна статьи заключается в том, что ранее не проводились исследования философских аспектов политического лидерства в национальном медиадискурсе. В статье уделяется внимание также влиянию медиадискурса на процесс изменений в представлении о политическом лидерстве в Китае. Методология исследования заключается в анализе научных публикаций и практического опыта функционирования китайского общества. Также проведен контент-анализ публикаций СМИ по заданной проблеме. По результатам анализа сделан вывод о том, что институт политического лидерства в Китае имеет много специфических характеристик, вытекающих из доктрины «патернализма с китайской спецификой». Также подтвердилась гипотеза о том, что современные представления о политическом лидерстве в Китае имеют тесную связь с китайской философией, и эта связь прослеживается в национальном медиадискурсе.
Линь Чуанчжао
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Российская Федерация
О.В. Смирнова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Российская Федерация
Дата поступления: 08.06.2019
Дата принятия к печати: 26.08.2019
Дата онлайн-размещения: 3.10.2019
Ключевые слова. Политическое лидерство, китайская философия, патернализм с китайской спецификой, медиадискурс.
© Линь Чуанчжао, Смирнова О.В., 2019
54
mm
Smirnova O.V.
№01^2019^260
2019^10^30
Paternalism with Chinese Characteristics: Philosophical Aspects of Political Leadership in China's National Media Discourse
Lin Chuanzhao
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation Smirnova O.V.
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Received: June 8 2019 Accepted: August 26 2019 Available online: October 3 2019
Abstract. The article analyzes the main approaches to the study of such a phenomenon as political leadership, its understanding in the context of Chinese philosophy and also makes an analysis of presence of the political leadership topic in the national media discourse. In today's context, political leadership plays a crucial role in development of each country, since in terms of globalization processes it is one of the key moments of the spread of state influence on society. Thanks to the media, the activities of the political leader become public, and China is no exception - here also the representation of political leadership occupies a prominent place in the national media discourse. The scientific novelty of the article lies in the fact that no philosophical aspects of political leadership in the national media discourse have been previously studied. The article also focuses on the influence of media discourse on the process of change in the perception of political leadership in China. The research methodology consists in the analysis of scientific publications and practical experience in the functioning of Chinese society. It also carries out a content analysis of media publications on a given problem. Based on the results of the analysis, it makes a conclusion that that the institution of political leadership in China has many specific characteristics arising from the doctrine of «paternalism with Chinese characteristics». It also confirmed the hypothesis that modern ideas about political leadership in China have a close relationship with Chinese philosophy and this relationship is traced in the national media discourse.
Key words. Political leadership, Chinese philosophy, paternalism with Chinese characteristics, media discourse.
Введение
Проблема лидерства в политической деятельности относится к категории «вечных», она является объектом для изучения историков, философов, социологов, психологов, политологов, религиозных мыслителей. Наличие в системе государственной власти политического лидерства рассматривается как движущий инструмент для развития общества и страны в целом.
О качестве лидеров-политиков говорили многие китайские философы, в том числе такие, как Лао Цзы, Конфуций, Гуань Чжун и др. В своих философских трудах они описывали образ идеального лидера, который бы в условиях войны смог повести за собой людей. При этом философ Гуань Чжун считал, что закон все же находится на порядок выше правителей [1].
Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления новых подходов к исследованию феномена лидерства на современном этапе формирования политической системы, в условиях когда общество находится в постоянной трансформации, но при этом многие факторы и тенденции его развития невозможно объяснить без глубокого понимания образовавшихся ранее структурных и институциональных процессов и взаимосвязей. В этом контексте представляется актуальной поставленная в статье цель проанализировать особенности политического лидерства на примере Си Цзиньпиня как главы Коммунистической партии Китая с точки зрения доктрины «патернализма с китайской спецификой», а также провести анализ китайского медиадискурса в рамках освещения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Провести анализ теории политического лидерства; в рамках поставленной цели проанализировать труды таких выдающихся китайских философов, как: Лао Цзы, Конфуций, Гуань Чжун и других; сформулировать на основе изученных материалов ключевые представления о политическом лидерстве в контексте китайской философии.
Провести анализ китайского медиадискурса, связанного с темой политического лидерства, охарактеризовать основные особенности представления в СМИ этой темы.
Основной гипотезой данного исследования стал тезис о том, что современные представления о политическом лидерстве в Китае имеют тесную связь с китайской философией и эта связь прослеживается в национальном медиадискурсе.
Период исследования: июнь 2018 — май 2019 гг. Объект исследования: китайские печатные и интерне—СМИ национального масштаба.
Теория политического лидерства в контексте китайской философии
Понятия «политический лидер», «политическое лидерство» обширно применяются в общественно-политической практике, а также разрабатываются в таких науках, как политология, социология, философия, психология и др. [2] Базовая трактовка понятия «политический лидер» — руководитель организации, политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. [3] Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером [4].
В контексте российско-китайских отношений необходимость в теоретическом исследовании политической системы КНР и ее отдельных институтов ведется и представляется особенно важной. Китайские исследования в сфере политики складывались на базе классических ценностей, индивидуальностей и реалий собственной социальной культурной системы, они в значительной степени были обусловлены историко-культурными особенностями китайской политической системы, так называемого «патернализма с китайской спецификой» [5].
Особое внимание лидерам-правителям уделяли древнекитайские мудрецы Гуань Чжун, Лао Цзы, Конфуций, которые считали, что от морально-нравственных свойств лидера зависит единство, благоденствие государств или же их кризис и распад. Они формировали собирательное представление о политическом лидере и общие концепции, в соответствии с которыми политический лидер Китая «смог бы повести за собой людей, покорить соседей и быть правителем крепкого объединенного китайского государства» [6].
Ведущими чертами характера правителя, приводящими страну к бедствию, считались, по воззрению Лао Цзы, заносчивость, пренебрежение другими, неготовность поменять свое соображе-
ние [7]. Иными словами, демонстрация абсолютного лидерства и независимости от других. Правитель должен уметь быть лояльным и принимать чужую точку зрения, по мнению Лао Цзы [8].
Наставление Конфуция: «Сумей одолеть себя, чтобы возвратиться к Правилам» [9] — стало основным для его модели личности политического лидера. Ключевой тезис конфуцианства заключается в том, что каждый человек, занятый в системе управления (от правителя до младшего бюрократа), обязан устремляться к моральной безукоризненности [10].
Таким образом, по мнению древнекитайских мудрецов, во главе страны обязан стоять политический лидер с высокими моральными свойствами, великодушный, гуманный, достойный, образованный «благородный мужчина», который искусно управляет. Он наилучший, «высший», «старший», вследствие этого ему обязаны повиноваться «темные люди», «низкие», «младшие».
В современных условиях в КНР существует тренд на глобальное лидерство, который обусловлен следующими условиями экономического и политического развития страны:
Во-первых, Пекин стремится использовать фактор лидерства для поддержания роста китайской экономики в расчете на более масштабный и комфортный выход китайского капитала, товаров и услуг на мировые рынки. Если прежде Китай использовал свой экономический вес второй экономики мира для усиления глобального политического присутствия, то теперь глобальное лидерство должно помочь национальной экономике сохранять динамику и стабильность в условиях замедления темпов экономического роста.
Во-вторых, глобальное лидерство Китая под руководством Си Цзиньпина призвано укрепить внутриполитические и внутрипартийные позиции Си в преддверии съезда в условиях нарастающего давления на Си и справа (мало реформ), и слева (мало социализма), и со стороны недовольных антикоррупционными чистками военных и чиновников (чистки ослабляют экономику и международный авторитет Китая).
Тема политического лидерства в китайском медиадискурсе
Основным объектом в исследовании, ставившего задачу анализа национального медиадискур-са в контексте политического лидерства, является газета «Жэньминь жибао», которая освещает деятельность государственных органов власти и приводит комментарии ее представителей в свя-
зи с различными политическими ситуациями1. После участия в ПМЭФ Си Цзиньпина это издание подготовило материал по итогам выступления китайского политического лидера на экономическом форуме в Санкт-Петербурге [11].
В обзорной статье говорится о великом искусстве управления, выступлении китайского политического лидера с предложением укрепить стратегическое взаимодействие между Китаем и Россией. По итогам встречи между лидерами двух стран свой комментарий газете дал китайский посол в России Ли Хуэй. Он отметил, что налаженные контакты между Россией и Китаем позволят на принципах взаимоуважения решать вопросы с обеспечением глобальной безопасности и установлению справедливости (здесь речь идет об итогах обсуждения ограничений и санкций). Китайский посол также отметил, что реализация всех целей в рамках стратегического сотрудничества будет осуществляться в соответствии с нормами международного права и двусторонними соглашениями в области сотрудничества [12].
В китайской политике отмечается приверженность легизму — идее Гуань Чжуна о том, что мудрому правителю следует полагаться на закон, а не на свою мудрость [1]. Жизнеспособность этой идеи подтверждается публикациями в газете «China Daily», выходящей на английском языке. Целая серия статей в этом издании посвящена теме так называемой торговой войны. В одной из публикаций приводится пресс-релиз от китайского правительства, который информирует международное сообщество о мерах, предпринимаемых китайскими властями для стабилизации торговых отношений [13]. Отмечается, что в связи с наличием определенных разногласий во внешней политике власти Китая будут принимать стимулирующие меры для выхода отечественных производителей на другие международные рынки сбыта [14]. В частности, указывается, что по инициативе Си Цзиньпина Китай расширит трансграничные зоны для осуществления международной электронной торговли. Такая возможность предусматривается рядом двусторонних соглашений о свободной торговле. Здесь же приводится сообщение таможенной администрации с отчетом о росте экспорта китайской продукции, приводится информация о сокращении импорта из других стран.
Многие публикации в СМИ подтверждают следование еще одной философской установке Гуань Чжуна, который считал, что в руках государя
1 Жэньминь жибао. URL: http://russian.people.com.cn/.
должна находиться вся экономическая и политическая власть. Так, в газете «Янчэн Ваньбао» действующий председатель Си Цзиньпин часто именуется совершенным правителем. В издании часто попадаются публикации, которые описывают заслуги политического лидера в улучшении жизни народа [15]. Более того, подразумевается, что сегодняшняя забота о самых низах требует добросовестного служения верхам. Здесь прослеживается еще одна философская установка, которая подразумевает установление оптимальных отношений между верхами и низами (китайский лидер в таких условиях сохраняет свой авторитет, а низы общества не относятся небрежно к выбранной ими деятельности).
Впрочем, в газете South China Morning Post можно увидеть следование другой философской концепции Лао Цзы. Она сводится к тому, что в представлении философа политический лидер говорит мало, свои силы и время он направляет на работу, когда же цель достигнута, люди могут сказать за себя, что они это сделали сами [8]. Так, в преддверии саммита G20 на сайте издания была опубликована короткая заметка о том, что перед его началом команды Китая проведут очередные консультации по обсуждению условий торгового сотрудничества. В заметке не приводится фамилий чиновников, место встречи для переговоров и их рамки. Подразумевается, что обе группы представят свои предложения для обсуждения и рассмотрят возможность заключения соглашения.
В философской концепции Лао Цзы можно проследить одну интересную мысль, построенную на истории китайских правителей. Философ отметил, что все предыдущие цари Китая получили власть, сделав выбор в пользу справедливости, а кто-то утратил ее, столкнувшись с несправедливостью [7]. Китайский философ сравнивал мудрость политического лидера с даром предвидения. Пример этого дискурса можно увидеть в электронной версии газеты South China Morning Post и публикации, посвященной ядерной проблеме Ирана2. Так, в одной из публикаций сообщается, что китайское правительство предвидело очередной этап кризиса в урегулировании ядерной проблемы Ирана и даже было уверено в том, что другие страны решатся на увеличение контингента своих военных на Ближнем Востоке. В публикации содержится призыв к сдерживанию любых действий, которые могут угрожать глобальной безопасности. Другие страны предлагают перестать действовать в одностороннем порядке и обратиться к нормам международного права.
2 South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com.
Свой комментарий газете дал глава МИД Китая Лэ Юйчен, который призвал власти других стран проявлять сдержанность в вопросах наращивания своего присутствия на Ближнем Востоке.
В китайских СМИ деятельность политических лидеров больше рассматривается не как управление, а как работа над улучшением и исправлением ситуации. Здесь прослеживается устойчивая связь с философскими идеями Конфуция. Именно он рассматривал политическое лидерство как управление общественно-политическим порядком [10]. В трудах философа большое внимание уделяется качествам лидеров. Конфуций представлял лидера в роли человека, способного выполнять обязанности и правильно себя вести. Так, в газете China Daily недавно появилась статья о планах превращения Шанхая в международный финансовый центр3. В публикации отмечается, что работа над исправлением ошибок ведется Центральным банком, в частности, отмечается, что доступ на финансовый рынок Шанхая будет открыт для дочерних иностранных финансовых компаний, более того, на территории Шанхая планируется открыть пилотную зону международной свободной торговли. Планируется, что Центральный банк увеличит число опционов и участников рынка финансовой торговли, все это должно привести к укреплению национальной валюты и улучшению ситуации в сфере международного финансового сотрудничества.
Также в китайских СМИ много публикаций, в которых можно увидеть следование учениям Конфуция о наличии двух типов людей в условиях государства и его социального строя — управляющих (благородных чиновников) и управляемых. Каждому типу людей отводятся свои функции и полномочия. Задача управляющих — искусно управлять, а задача управляемых — послушаться.
Выводы
Институт политического лидерства в Китае в целом имеет заметную специфику. Это проявляется хотя бы в том, что в соответствии с Конституцией КНР, формальным главой государства является Председатель Китайской Народной Республики, однако, в этом же документе закреплена руководящая роль Коммунистической партии Китая; это означает, что реальным руководителем страны является именно Председатель КПК (по аналогии с советской политической моделью, которую переняла КНР). Несомненно, данное противоречие нашло свое решение в китайской политической реальности: практически с самого образования Китайской Народной Республики и установления
3 China Daily. URL: https://www.chinadaily.com.cn/ business/money.
власти КПК функции главы КНР и Председателя Компартии исполняет один человек, являясь институциональным руководителем в политической системе Китая.
Анализ публикаций в СМИ, связанных с темой политического лидерства, выявили и подтвердили, что современное китайское общество по-прежнему подвержено идеям китайской философии, в том числе:
— идеям о великом искусстве управления;
— идея Гуань Чжуна о том, что мудрому правителю следует полагаться на закон, а не на свою мудрость;
— философской установке Гуань Чжуна, который считал, что в руках государя должна находиться вся экономическая и политическая власть;
— философской установке, которая подразумевает установление оптимальных отношений между верхами и низами (китайский лидер в таких условиях сохраняет свой авторитет, а низы общества не относятся небрежно к выбранной ими деятельности);
— концепции Лао Цзы о том, что в представлении философа политический лидер говорит мало, свои силы и время он направляет на работу, когда же цель достигнута, люди могут сказать за себя, что они это сделали сами;
— тезису Лао Цзы, в котором он сравнивал мудрость политического лидера с даром предвидения;
— философским идеям Конфуция о политическом лидерстве как управлении общественно-политическим порядком;
— учению Конфуция о наличии двух типов людей в условиях государства и его социального строя — управляющих (благородных чиновников) и управляемых.
Даже в результате пилотного исследования содержания СМИ можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что современные представления о политическом лидерстве в Китае имеют тесную связь с китайской философией и эта связь прослеживается в национальном медиадискурсе. Представляется, что дальнейший анализ позволит эту гипотезу укрепить.
Список использованной литературы
1. Гуань Чжун. Китайский легизм / Гуань Чжун. — URL: https://vikent.ru/author/768/.
2. Белоусова Е.С. Патернализм как специфический тип лидерства в политической системе КНР / Е.С. Белоусова // Социум и власть. — 2016. - № 4 (60). - С. 50-53.
3. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран : учеб. пособие / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. — Москва : Аспект Пресс, 2015. — 416 с.
4. Организационное поведение : учебник / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 432 с.
5. Соломонова И. Китайское лидерство в мировой торговле — это иллюзия/ И. Соломонова // Republic. — 2014. — 11 авг. — URL: https://republic.ru/posts/l/1141195.
6. Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в трудах китайских философов / О.Ф. Лейченко // Концепт. — 2014. — № 10. — С. 136-140.
7. Лао-цзы. Дао дэ Цзин. Книга о Пути и Добродетели : сборник / Лао-цзы. — Москва : Терра, 2008. — URL: ttps://bookz.ru/authors/lao-czi/dao-de-c_356/1-dao-de-c_356.html.
8. Лао Цзы. Дао лидера (Дао Дэ Цзин) / Лао Цзы, Д. Хейдер. — URL: https://www.e-reading.club/ bookreader.php/1013658/Czy_-_Dao_lidera.htm.
9. Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций. — Москва : Мир книги, 2009. — 300 с.
10. Классическое конфуцианство : в 2 т. / сост. А. Мартынов, И. Зограф. — Санкт-Петербург : Нева ; Москва : ОлмаПресс, 2000. — Т. 1 : Лунь юй. — 381 с.
11. Си Цзиньпин. Речь на Петербургском международном экономическом форуме в России // Международное радио Китая. — 2019. — 8 июня. — URL: http://russian.cri.cn/news/ homeList/380/20190608/299948.html.
12. Ли Хуэй. Дружим регионами : интервью Российской газете / Ли Хуэй. // RG.RU. — Москва, 2018. — 9 сент. — URL: https://rg.ru/2018/09/09/posol-knr-v-rf-rossiia-i-kitaj-sozdadut-put-k-sovmestnomu-procvetaniiu.html.
13. Pelosi N. A New Direction for America / N. Pelosi // Speaker of the House. — URL: http:// www.speaker.gov/issues?id=0007.
14. Fenghuang wang. Китайские СМИ: Россия несправедливо владеет Сибирью / Fenghuang wang. — URL: https://politobzor.net/180375-kitayskie-smi-rossiya-nespravedlivo-vladeet-sibiryu.html.
15. Haass R. Testimony / R. Haass // United States — China Relations at the Era of Globalization : Hearing Before the Committee on Foreign Relations of the United States Senate). — 2008. — 15 may. — URL: https://www.cfr.org/report/us-china-relations-era-globalization.
References
1. Guan Zhong. Chinese Legalism. VIKENT.RU. Available at: https://vikent.ru/author/768/. (In Russian).
2. Belousova E.S. Paternalism as a Specific Type of Leadership in the Political System of PRC. Sotsium i vlast = Society and Power, 2016, no. 4 (60), pp. 50-53. (In Russian).
3. Pronkin S.V., Petrunina O.E. Gosudarstvennoeupravleniezarubezhnykhstran [State Management of Foreign Countries]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015. 416 p.
4. Latfullina G.R., Gromova O.N. (eds). Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2014. 432 p.
5. Solomonova I. Chinese Leadership in World Trade is an Illusion. Republic, 2014, August, 11 Available at: https://republic.ru/posts/l/1141195. (In Russian).
6. Leichenko O.F. Political Leadership in the Writings of Chinese Philosophers. Kontsept = Koncept, 2014, no. 10, pp. 136-140. (In Russian).
7. Tao Te Ching. Tao te Ching. Kniga o PutiiDobrodeteli[The Book of the Way and its Virtue]. Moscow, Terra Publ., 2008. Available at: ttps://bookz.ru/authors/lao-czi/dao-de-c_356/1-dao-de-c_356.html. (In Russian).
8. Tao te Ching, Heider D. Dao lidera [Tao leader]. Available at: https://www.e-reading.club/ bookreader.php/1013658/Czy_-_Dao_lidera.htm (In Russian).
9. Confucius. Suzhdeniya i besedy [Discussions and Conversations]. Moscow, Mir knigi Publ., 2009. 300 p.
10. Martynov A., Zograf I. (eds). Klassicheskoe konfutsianstvo [Classical Confucianism]. Saint-Petersburg, Neva Publ., Moscow, OlmaPress Publ., 2000. Vol. 1. 381 p.
11. Si Jinping. Speech at the St. Petersburg International Economic Forum in Russia. Mezhdunarodnoe radio Kitaya = CRIRussian .ru, 2019, June, 8. Available at: http://russian.cri.cn/ news/homeList/380/20190608/299948.html. (In Russian).
12. Li Hui. Friends regions. RG.RU, Moscow, 2019, September, 9. Available at: https://rg.ru/2018/09/09/posol-knr-v-rf-rossiia-i-kitaj-sozdadut-put-k-sovmestnomu-procvetaniiu.html. (In Russian).
13. Pelosi N. A New Direction for America. Speaker of the House. Available at: http://www.speaker. gov/issues?id=0007.
14. Fenghuang wang. Chinese Media: Russia Has Siberia Unfair Available at: https://politobzor.net/ 180375-kitayskie-smi-rossiya-nespravedlivo-vladeet-sibiryu.html. (In Russian).
15. Haass R. Testimony. In United States — China Relations at the Era of Globalization (Hearing Before the Committee on Foreign Relations of the United States Senate), 2008, May, 15. Available at: https://www.cfr.org/report/us-china-relations-era-globalization.
Информация об авторах
Линь Чуанчжао — аспирант, кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация, г. Москва, e-mail:[email protected]
Смирнова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: [email protected]
шшштт
Lin Chuanzhao (ШМ) —
Smirnova O.V. —
Authors
Lin Chuanzhao — PhD Student, Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Olga V. Smirnova — PhD in Philology, Associate Professor, Vice-Dean, Head of the Department of Periodical Press, Faculty of Journalism. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Чуанчжао Линь. Патернализм с китайской спецификой: философские аспекты политического лидерства в национальном медиадискурсе Китая / Линь Чуанчжао, Смирнова О.В. // Российско-китайские исследования. — 2019. — Т. 3, № 3. — С. 54-61. DOI: 10.17150/2587-7445.2019.3(3).54-61.
For citation
Chuanzhao Lin, Smirnova O.V. Paternalism with Chinese Characteristics: Philosophical Aspects of Political Leadership in China's National Media Discourse. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 3, pp. 54-61. (In Russian). DOI: 10.17150/2587-7445.2019.3(3). 54-61. (In Russian).