Научная статья на тему 'МЕДИАМАТЕРИАЛ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

МЕДИАМАТЕРИАЛ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаматериалы / мотивация / педагогика / media materials / motivation / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милушев Вильдан Рафаэльевич

Ключевым моментом в обучении является мотивация обучающихся. В данной статье рассматривается использование медиаматериалов в качестве мотивирующей составляющей при обучении школьным предметам. В исследовании подчеркивается, что использование медиаматериалов способствует повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам, улучшению усвоения материала и развитию навыков коммуникации и критического мышления. Более того, медиаматериалы могут быть использованы для достижения конкретных образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милушев Вильдан Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key point in learning is the motivation of students. This article discusses the use of media materials as a motivating component in teaching school subjects. The study emphasizes that the use of media materials contributes to increasing students' interest in the subjects studied, improving the assimilation of the material and developing communication and critical thinking skills. Moreover, media materials can be used to achieve specific educational goals.

Текст научной работы на тему «МЕДИАМАТЕРИАЛ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

информационного общества только человек, обладающий информационной культурой и постоянно работающий над ее совершенствованием, умеющий самостоятельно приобретать и создавать знания, может полноценно жить, трудиться и развиваться. Применение метода проектов в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» можно рассматривать как перспективное средство формирования информационной культуры и подготовки к жизни в условиях информационного общества.

Аннотация. Информация является основным ресурсом современного общества. Развитие общества в эпоху информатизации и активное влияние информационных технологий на этот процесс приводят к изменениям в системе образования. Востребованным сегодня является специалист, владеющий совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для работы с информацией с целью профессиональной и личностной самореализации и саморазвития. Наличие информационной культуры, умения взаимодействовать с цифровой средой и самостоятельно приобретать и создавать знания, является необходимым условием безболезненной адаптации к естественной динамике современной цифровой среды. В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык», которую отличает высокая информационная насыщенность, как эффективного средства формирования информационной культуры на примере проектной деятельности.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, информатизация образования, проект, иностранный язык, цифровая среда, взаимодействие.

Annotation. Information is the main resource of modern society. The development of society in the era of informatization and the active influence of information technology on this process are changing the educational system. In-demand knowledge and skills for today's workforce is the capacity to work with information for professional and personal self-realization and self-development. Information culture, the ability to interact with the digital environment and to acquire and create knowledge independently is a prerequisite for a painless adaptation to the natural dynamics of the modern digital environment. The article considers the potential of the discipline "Foreign language", which is distinguished by high information density, as an effective means of forming information culture on the example of project activity.

Key words: information culture, information technology, informatization of education, project, foreign language, digital environment, interaction.

Литература:

1. Везетиу, E.B. Технологии реализации проектно-коммуникативной деятельности студентов гуманитарных специальностей / // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 71-2. - С. 89-93

2. Кашина, Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук / Екатеринбург. - 1997. - 187 с.

3. Малкова, Т.В. Изменение роли преподавателя и требований, предъявляемых к нему, в условиях модернизации системы образования / Т.В. Малкова, И.Х. Телякова, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Вопросы педагогики. 2022. - № 5-2. - С. 217-220

4. Уразова, А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России /А.В. Уразова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 71. -С. 154-158

УДК 371

МЕДИАМАТЕРИАЛ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

аспирантМилушее Вилъдан Рафаэлъееич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Сегодня в условиях быстро меняющегося мира, педагогическая наука и практика сталкиваются с вызовом, связанным с тем, как обеспечить эффективное обучение в современных условиях. Учитывая, что современные обучающиеся отличаются от предыдущих поколений своей активной жизненной позицией, имеют много разнообразных интересов и находятся в условиях информационного перенасыщения, педагоги вынуждены искать новые подходы к обучению, чтобы заинтересовать и мотивировать обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Один из способов повышения мотивации обучающихся на занятиях - использование медиаматериалов. Медиаматериалы - это различные средства массовой информации, такие как видео, аудио, графика и т.д., которые могут быть использованы на уроке для обогащения учебного материала и привлечения внимания обучающихся.

Одним из преимуществ использования медиаматериалов на уроке является их способность увлечь и заинтересовать обучающихся. Возможность видеть, слышать и взаимодействовать с учебным материалом в более наглядной и интересной форме способствует более глубокому пониманию учебной темы и, как следствие, повышению мотивации обучающихся на занятиях [5]. Кроме того, использование медиаматериалов может способствовать развитию критического мышления у обучающихся. Они могут анализировать, сравнивать и оценивать информацию, представленную в медиаформате, что помогает им развивать критические навыки, необходимые в современном мире [5]. Например, использование видео материалов на уроках может представить для обучающихся различные ситуации, вызвать эмоции и ассоциации, что позволяет им лучше запоминать учебный материал. Также возможно использование интерактивных технологий, таких как игры, тесты и викторины, которые позволяют обучающимся взаимодействовать с учебным материалом и тем самым лучше его усваивать.

Однако следует учитывать, что использование медиаматериалов на уроках может иметь как позитивные, так и негативные аспекты. Например, некоторые медиаматериалы могут содержать неточности или искажения, что также может повлиять на качество обучения. Поэтому, для того чтобы эффективно использовать медиаматериалы на уроках, необходимо применять разнообразные методы и подходы, учитывая специфику учебной дисциплины и потребности обучающихся. Важно также учитывать возможные негативные аспекты использования медиаматериалов и контролировать их использование, чтобы не допустить ухудшения качества обучения. Например, слишком большое количество информации и визуальных эффектов может привести к перегрузке обучающихся и затруднению восприятия информации. Поэтому важно контролировать количество и качество медиаматериалов и использовать их только тогда, когда это действительно необходимо для достижения учебных целей. Для достижения этих целей могут использоваться различные методы и подходы, которые могут быть определены в зависимости от специфики учебной дисциплины и потребностей обучающихся [1].

Первое, что необходимо учитывать, это специфику школьного предмета. Разные дисциплины могут требовать разного типа медиаматериалов и методов их применения. Например, в области естественных наук может быть полезным использование анимации и визуализации для иллюстрации процессов и явлений. Поэтому необходимо анализировать учебный материал и выбирать медиаматериалы, наиболее соответствующие целям и задачам урока [3].

Также необходимо учитывать индивидуальные потребности обучающихся. Например, современным школьникам приемлемо визуальное и зрительное восприятие информации, поэтому использование видео и презентаций может быть наиболее эффективным способом обучения [3].

Третий подход к эффективному использованию медиаматериалов - это разнообразие методов применения. Например, можно использовать медиаматериалы не только в ходе изложения нового материала, но и как дополнительный инструментарий для самостоятельной работы обучающихся, либо для проведения внеурочных мероприятий [5]. Наконец, медиаматериалы могут служить дополнительным источником информации, который позволяет получить представление о теме с разных точек зрения и увидеть ее в динамике. Этот метод может быть особенно эффективен при изучении сложных и абстрактных тем [3].

Медиаматериалы могут быть также использованы в качестве средства общения и коммуникации между педагогом и обучающимися. В этом случае медиаматериалы могут помочь привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к учебному материалу. Например, можно использовать видео-конференции для проведения дистанционных уроков, использовать интерактивные презентации или мультимедийные материалы для обсуждения темы в классе [3].

Еще один метод - это использование медиаматериалов в качестве средства проверки знаний и оценки успеваемости обучающихся. В этом случае медиаматериалы могут использоваться для создания тестов и заданий, которые позволяют оценить знания обучающихся. Например, можно использовать видео-материалы для составления тестовых вопросов или заданий [3].

В 2017 году опубликовано масштабное исследование, которое подтверждает, что медиатехнологии могут быть мощным инструментом для эффективного обучения младших школьников. Авторы проанализировали результаты 122 научных статей и подтвердили, что использование технологий оказывает значительное влияние на эффективность обучения младших

школьников [5]. Однако, авторы исследования также проанализировали влияние моделирующих переменных на эффект использования технологий, таких как предметная область, тип приложения, длительность вмешательства и окружающая обучающая среда. Было обнаружено, что наибольшее влияние технологии оказывают на предметы, такие как математика и чтение. Также было установлено, что эффект использования технологий в обучении зависит от типа приложения, применяемого в процессе обучения. Например, виртуальная реальность может быть более эффективной для обучения определенных предметов, чем обычные видеоуроки [5]. Также авторы исследования обнаружили, что длительность вмешательства и окружающая обучающая среда также влияют на эффективность использования технологий. Более длительное использование технологий может улучшить эффективность обучения. Также, использование технологий в более интерактивной и стимулирующей обучающей среде может привести к лучшим результатам [5].

В качестве альтернативного примера можно привести исследование, выполненное на базе Российского государственного гуманитарного университета. Исследование включало в себя группу студентов-филологов, которые занимались на специально организованных занятиях с использованием медиаматериалов [2]. В исследовании было выявлено, что использование медиаматериалов в процессе обучения может существенно повысить уровень коммуникативной компетенции студентов-филологов. Особенно это относится к таким аспектам, как способность оценивать речевые средства и умение составлять свои высказывания в соответствии с коммуникативными задачами. Однако авторы исследования также подчеркивают важность того, чтобы использование медиаматериалов осуществлялось с осторожностью и с учетом специфики учебного процесса. Это означает, что не все типы медиаматериалов могут подходить для каждого урока, и педагог должен уметь подбирать подходящие материалы, которые наилучшим образом подойдут для достижения поставленных образовательных целей [2].

Таким образом, исследования подтверждает, что использование медиаматериалов является эффективным инструментом современного школьного образования и необходимо учитывать специфику учебного процесса и потребности обучающихся [4].

Выводы. Использование медиаматериалов в учебном процессе может оказать положительное влияние на формирование образовательных качеств современного школьника. Эффективность использования медиаматериалов зависит от правильной выборки и использования материалов, учета уровня подготовки обучающихся, а также соответствия задачам учебного процесса.

Аудиовизуальные медиаматериалы могут способствовать развитию мотивации обучающихся и улучшению качества образовательного процесса. Результаты исследования показали, что педагоги должны учитывать специфику учебного процесса и подбирать материалы с учетом целей и задач обучения. Использование медиаматериалов в учебном процессе является перспективным направлением для повышения качества образования.

Аннотация. Ключевым моментом в обучении является мотивация обучающихся. В данной статье рассматривается использование медиаматериалов в качестве мотивирующей составляющей при обучении школьным предметам. В исследовании подчеркивается, что использование медиаматериалов способствует повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам, улучшению усвоения материала и развитию навыков коммуникации и критического мышления. Более того, медиаматериалы могут быть использованы для достижения конкретных образовательных целей.

Ключевые слова: медиаматериалы, мотивация, педагогика.

Annotation. The key point in learning is the motivation of students. This article discusses the use of media materials as a motivating component in teaching school subjects. The study emphasizes that the use of media materials contributes to increasing students' interest in the subjects studied, improving the assimilation of the material and developing communication and critical thinking skills. Moreover, media materials can be used to achieve specific educational goals.

Key words: media materials, motivation, pedagogy.

Литература:

1. Chauhan, S. A meta-analysis of the impact of technology on learning effectiveness of elementary students / S. Chauhan // Computers & Education. - 2017. - V. 105. - P. 14-30

2. Дельвиг, H.A. Формирование коммуникативной компетенции студентов-филологов с помощью использования медиаматериалов / H.A. Дельвиг, А.Е. Лурис // Проблемы современного педагогического образования. -2018,- № 60-2. -С.119-122

3. Ибрагимов, Х.И. Педагогика и воспитание / Х.И. Ибрагимов // Экономика и социум. - 2021. -№ 1-1 (80). - С. 608-611

4. Остроумова, О.Ф. Использование рекламных видеороликов как средства формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза при обучении французскому языку / О.Ф. Остроумова, А.И. Остроумов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 15. - №. 7. - С. 2391-2396

5. Разина, Т.В. Психология и педагогика высшей школы / Т.В. Разина // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология. Геология. Химия. Экология. - 2019. - № 10. -С. 13-14

УДК 373

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

воспитатель Мищенко Татьяна Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 город Ейск муниципальное образование Ейский район (г. Ейск);

кандидат педагогических наук, доцент Родионова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Постановка проблемы. Проблема преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников не теряет своей актуальности на протяжении длительного временного периода. Вопросы преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников раскрыты в работах Л.А. Лебедевой, Н.Б. Истоминой [3], A.A. Столяра, A.B. Белошистой [1].

Мы можем предположить, что успешность реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогов. Повышение профессиональной компетентности педагогов и их готовности к реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников связано с организационно-методическим сопровождением их педагогической деятельности.

Исследователь М.М. Поташник рассматривает методическое сопровождение педагогов как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей [5].

Считаем целесообразным провести выявить затруднения педагогов в работе по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников.

Изложение основного материала исследования. В качестве инструментария, позволяющего выявить уровень сформированное™ профессиональной компетентности педагогов и их готовности к реализации преемственности в образовании старших дошкольников и младших школьников, используется педагогическая диагностика.

В исследовании принимали участие 15 педагогов (педагог-психолог, 9 воспитателей подготовительных к школе групп дошкольной образовательной организации, 5 учителей первых классов общеобразовательной школы). Исследование осуществлялось до апробации организационно-методической модели, отражающего работу с педагогами по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников, и после, что позволило нам сделать выводы об эффективности предлагаемой нами системы методической работы.

Исследование проводилось нами в три этапа.

Цель первого этапа: выявление уровня знаний педагогов о направлениях реализации преемственности в образовании старших дошкольников и младших школьников.

Для реализации данной цели, нами было проведено анкетирование педагогов, участвующих в исследовании.

Первый вопрос в анкете «Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает понятие «преемственность в образовании?». При ответе на него 60% (9педагогов) отметили, что «Преемственность в образовании - это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка»; 26% (4 педагога)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.