Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическое сопровождение / преемственность в обучении математике / дошкольное образование / начальное образование / methodological support / continuity in teaching mathematics / preschool education / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Татьяна Александровна, Родионова Оксана Николаевна

В статье рассматривается проблема реализации преемственности дошкольного и начального образования. Цель статьи: представить результаты экспериментальной работы, отражающей работу с педагогами по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников. Научная новизна исследования заключается в успешной апробации специально разработанных методико-математических заданий, которые создали условия непосредственного включения педагогов в процесс подготовки к реализации преемственности. Представлены показатели и уровни готовности педагогов к реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников, а также результаты экспериментальной работы. Данная статья может быть полезна в использовании педагогам дошкольного, начального школьного образования, будущим бакалаврам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Татьяна Александровна, Родионова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of implementing the continuity of preschool and primary education. The purpose of the article: to present the results of an experimental work that reflects the work with teachers to implement continuity in teaching mathematics to older preschoolers and younger students. The scientific novelty of the study lies in the successful testing of specially developed methodological and mathematical tasks that created the conditions for the direct involvement of teachers in the process of preparing for the implementation of succession. The indicators and levels of readiness of teachers to implement continuity in teaching mathematics to older preschoolers and younger schoolchildren, as well as the results of experimental work, are presented. This article may be useful for teachers of preschool, primary school education, future bachelors.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Остроумова, О.Ф. Использование рекламных видеороликов как средства формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза при обучении французскому языку / О.Ф. Остроумова, А.И. Остроумов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 15. - №. 7. - С. 2391-2396

5. Разина, Т.В. Психология и педагогика высшей школы / Т.В. Разина // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология. Геология. Химия. Экология. - 2019. - № 10. -С. 13-14

УДК 373

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

воспитатель Мищенко Татьяна Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 город Ейск муниципальное образование Ейский район (г. Ейск);

кандидат педагогических наук, доцент Родионова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Постановка проблемы. Проблема преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников не теряет своей актуальности на протяжении длительного временного периода. Вопросы преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников раскрыты в работах Л.А. Лебедевой, Н.Б. Истоминой [3], A.A. Столяра, A.B. Белошистой [1].

Мы можем предположить, что успешность реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогов. Повышение профессиональной компетентности педагогов и их готовности к реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников связано с организационно-методическим сопровождением их педагогической деятельности.

Исследователь М.М. Поташник рассматривает методическое сопровождение педагогов как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей [5].

Считаем целесообразным провести выявить затруднения педагогов в работе по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников.

Изложение основного материала исследования. В качестве инструментария, позволяющего выявить уровень сформированное™ профессиональной компетентности педагогов и их готовности к реализации преемственности в образовании старших дошкольников и младших школьников, используется педагогическая диагностика.

В исследовании принимали участие 15 педагогов (педагог-психолог, 9 воспитателей подготовительных к школе групп дошкольной образовательной организации, 5 учителей первых классов общеобразовательной школы). Исследование осуществлялось до апробации организационно-методической модели, отражающего работу с педагогами по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников, и после, что позволило нам сделать выводы об эффективности предлагаемой нами системы методической работы.

Исследование проводилось нами в три этапа.

Цель первого этапа: выявление уровня знаний педагогов о направлениях реализации преемственности в образовании старших дошкольников и младших школьников.

Для реализации данной цели, нами было проведено анкетирование педагогов, участвующих в исследовании.

Первый вопрос в анкете «Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает понятие «преемственность в образовании?». При ответе на него 60% (9педагогов) отметили, что «Преемственность в образовании - это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка»; 26% (4 педагога)

дали ответ «преемственность в образовании - это плавный переход на новую ступень, непрерывность образования»; 14% (2 педагога) затруднились с ответом.

По второму вопросу анкеты «Что, на Ваш взгляд, относится к формам реализации преемственности?», 53% (8 педагогов) отметили следующий ответ: взаимопосещение уроков, занятий; экскурсии в школу; совместные методические мероприятия. 33% (5 педагогов) отметили -правильно организованный режим дня детей; физическая нагрузка соответственно возрасту; совместная работа с родителями. 14% (2 педагога) отметили, что оба варианта ответов верны.

Анализ ответов на третий вопрос «Является ли работа с родителями одним из направлений по организации реализации преемственности?», дал следующие результаты. 60% (9педагогов) ответили утвердительно; 26% (4 педагога) дали ответ «родители не имеют отношения к преемственности»; 14% (2 педагога) затруднились с ответом.

При ответе на четвёртый вопрос «Ознакомлены ли Вы с нормативными (ФГОС НОО, ФГОС ДО), методическими документами (образовательные программы) следующей (предыдущей) ступени образования?», 46% (7 педагогов) опрашиваемых ответили, что ознакомлены и хорошо ориентируются в содержании документов. 40% (6 педагогов) опрошенных ответили, что знакомы, но не очень поверхностно. 14% (2 педагога) опрошенных ответили, что не знакомы, так как им достаточно знать содержание документов своей образовательной организации.

Пятый вопрос анкеты звучал следующим образом «Необходима ли, на Ваш взгляд, организация целенаправленной работы по организации преемственности?». 53% (8 педагогов) анкетируемых дали утвердительный ответ «да, конечно, необходима». 40% (6 педагогов) анкетируемых ответили, что не нужно организовывать такую работу, нужно лишь ориентироваться на требования к выпускнику детского сада. 7% (1 педагог) опрошенных считают, что такая работа не нужна.

Анализ шестого вопроса анкеты «Что, по Вашему мнению, определяет готовность ребёнка к школьному обучению?» дал следующий результат: 53% (8 педагогов) ответили «это интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухомоторных координаций и др.». 33% (5 педагогов) ответили «хороший интеллект, умение читать, писать, считать». 14% (2 педагога) затруднились с ответом.

Седьмой вопрос анкеты был составлен следующим образом «Сохраняется ли, на Ваш взгляд, преемственность в содержании учебного материала по математике в дошкольной образовательной организации и начальной школе?», 21% (3 педагога) ответили, что преемственность сохраняется; 72% (11 педагогов) затруднились с ответом; 7% (1 педагог) ответил, что не понимает вопрос.

Восьмой вопрос анкеты звучал следующим образом, «Необходима ли, на Ваш взгляд, организованная работа по подготовке педагогов по реализации преемственности в дошкольном и начальном образовании?». 33% (5 педагогов) анкетируемых считают такую работу важно и необходимой; 40% (6 педагогов) считают достаточным включить работу по реализации преемственности в план самообразования; 27% (4 педагога) анкетируемых не считают такую работу необходимой.

На следующий вопрос «Считаете ли Вы, достаточным уровень своих профессиональных знаний и компетенций для работы по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников?» 26% (4 педагога) анкетируемых ответили утвердительно; 53% (8 педагогов) считают свой уровень удовлетворительным и хотят его повысить; 21% (3 педагога) считают свой уровень недостаточным.

В заключительном вопросе анкеты педагогам предлагалось ответить на следующий вопрос «От чего, на Ваш взгляд, зависит решение проблемы преемственности в обучении старших дошкольников и младших школьников, в Вашей образовательной организации?» 79% (12 педагогов) анкетируемых ответили, что решение проблемы зависит от методического сопровождения педагогической деятельности по повышению профессиональных знаний, компетенций педагогов, и их готовности к реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников. 14% (2 педагога) ответили, что для решения данной проблемы нужно перестроить рабочий график педагогов; 7% (1 педагог), ответили, что не думали об этом.

Для анализа результатов анкетирования нами были взяты за основу следующие критерии готовности педагогов по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников.

Сформированность профессиональных знаний и компетенций по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников на достаточном уровне

предполагает: знание и понимание сущности категории «преемственность», теоретико-методологических и психолого-педагогических основ преемственности дошкольного и начального общего образования; знание нормативно-правовых документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного и начального общего образования, Профессиональный стандарт, СанПиН 2.4.1 3049-13 и другие); овладение способами организации образовательного процесса, определение эффективных методов, форм, содержания с учётом преемственности; готовность педагога выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста для решения задач по реализации преемственности обучения старших дошкольников и младших школьников.

Сформированность профессиональных знаний и компетенций по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников на недостаточном уровне предполагает: понимание сущности категории «преемственность»; знание нормативно-правовых документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного и начального общего образования, Профессиональный стандарт, СанПиН 2.4.1 3049-13 и другие); несформированность умения организовывать образовательный процесс с включением в него эффективных методов, форм, содержания с учётом преемственности; отсутствие интереса к организации партнерского взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста для решения задач по реализации преемственности обучения старших дошкольников и младших школьников.

Сформированность профессиональных знаний и компетенций по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников на поверхностном уровне предполагает: общее представление о понятии «преемственность»; отсутствие инициативы в восприятии нового в педагогической деятельности; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, проанализировав результаты первого этапа исследования, можно сделать вывод о том, что 46% (7 педагогов) анкетируемых показывают достаточный уровень сформированности профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме. 40% (6 педагогов) показывают недостаточный уровень сформированности профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме; 14% (2 педагога) показывают поверхностный уровень сформированности профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме.

Опираясь на результаты первого этапа исследования, мы приступили ко второму этапу, целью которого являлось создание и апробации организационно-методической модели реализации преемственности в математической подготовке дошкольников и младших школьников, частью которой была методическая работа с педагогами (воспитателями и учителями).

Нами были проведены методические мероприятия и разработаны методико-математические задания, направленные на повышение профессиональных знаний и компетенций педагогов по рассматриваемой проблеме.

Первое педагогическое мероприятие (семинар «Преемственность в дошкольном и начальном образовании») было проведено с целью повышения знаний педагогов о рассматриваемой нами проблеме и путях её решения. Для закрепления полученных знаний педагогам было дано задание, составить кроссворд по теме семинара. В итоге педагоги выделили сущность, роль, понятия, направления, пути реализации преемственности дошкольного и начального образования, проблемы и перспективы.

Нами подготовлена программа круглого стола «Содержание учебного материала по математике в дошкольной образовательной организации и начальной школе». Для проведения данного мероприятия педагогам было дано предварительное задание: заполнить таблицу для педагогов дошкольного образование «Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет» на основе анализа инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой; для учителей первых классов - «Содержание обучения математике в первом классе» опираясь на программу по математике для обучающихся 1-4 классов, разработанную на основе обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ходе мероприятия был осуществлён анализ двух образовательных программ, при котором сопоставлялись содержание, цели и последовательность тем в обучении математике старших дошкольников и младших школьников в рамках преемственности.

Следующее методическое мероприятие - семинар-практикум «Математика от детского сада до школы» было направлено на работу по учебнику первого класса по математике с целью определения преемственных связей в обучении математике в дошкольной образовательной организации и начальной школе. В ходе работы на семинаре были сделаны выводы о том, что дети в первом классе опираются на полученные знания в дошкольной образовательной организации. Итогом семинара-практикума стало установление преемственной связи в обучении математике старших дошкольников и младших школьников.

Далее мы приступили к третьему этапу нашего исследования. Цель данного этапа: определить эффективность апробации организационно-методической модели реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников. Для достижения поставленной цели, нами было проведено повторное анкетирование респондентов.

Сформированность профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме на достаточном уровне показали 66% анкетируемых (10 педагогов). Сформированность профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме на недостаточном уровне показали 27% опрошенных (4 педагога). Сформированность профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой проблеме на поверхностном уровне показали 7% (1 педагог).

После апробации организационно-методической модели реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников, диагностируемые нами показатели сформированности профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой нами проблеме на достаточном уровне значительно возросли; показатели сформированности профессиональных знаний и компетенций по рассматриваемой нами проблеме на недостаточном и поверхностном уровнях снизились.

Выводы. В описанном нами исследовании, мы отразили организационно-методические основы преемственности в обучении математике дошкольников и младших школьников. Предложили и апробировали организационно-методическую модель реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников. Проведённая нами работа по повышению профессиональных компетенций, знаний и готовности к работе по реализации преемственности в обучение математике старших дошкольников и младших школьников, позволяет нам сделать вывод об эффективности её реализации и представляет один из подходов к её решению.

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации преемственности дошкольного и начального образования. Цель статьи: представить результаты экспериментальной работы, отражающей работу с педагогами по реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников. Научная новизна исследования заключается в успешной апробации специально разработанных методико-математических заданий, которые создали условия непосредственного включения педагогов в процесс подготовки к реализации преемственности. Представлены показатели и уровни готовности педагогов к реализации преемственности в обучении математике старших дошкольников и младших школьников, а также результаты экспериментальной работы. Данная статья может быть полезна в использовании педагогам дошкольного, начального школьного образования, будущим бакалаврам.

Ключевые слова: методическое сопровождение, преемственность в обучении математике, дошкольное образование, начальное образование.

Annotation. The article deals with the problem of implementing the continuity of preschool and primary education. The purpose of the article: to present the results of an experimental work that reflects the work with teachers to implement continuity in teaching mathematics to older preschoolers and younger students. The scientific novelty of the study lies in the successful testing of specially developed methodological and mathematical tasks that created the conditions for the direct involvement of teachers in the process of preparing for the implementation of succession. The indicators and levels of readiness of teachers to implement continuity in teaching mathematics to older preschoolers and younger schoolchildren, as well as the results of experimental work, are presented. This article may be useful for teachers of preschool, primary school education, future bachelors.

Key words: methodological support, continuity in teaching mathematics, preschool education, primary education.

Литература:

1. Белошистая, A.B. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций для ВУЗов / А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2016.

2. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа. - 2002. - № 7.

3. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - 4-еизд., стереотип. / Н.Б. Истомина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей и методических разработок / сост. O.A. Блохина. - Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019.

5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод, пособие / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2011.

6. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Математика». -Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. - URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matem atika_proekt_.htm

7. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017.

УДК 371

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

аспирант Налиеайко Константин Владимирович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Старшие классы в школе - время профессионального выбора учеников. Важно, чтобы старшеклассники сделали правильный профессиональный выбор. И важная роль в этом отводится педагогическому коллективу. Деятельность учителей направлена на помощь ученикам в выборе профессии, их самоопределении и профессиональном самовыражении.

Сегодня на рынке труда многоженство новых профессий, о которых мало что известно. Задача педагогов - помочь старшеклассникам познакомиться с ними. Также важно рассказать о специальностях, которые утратили актуальность. В ходе педагогической поддержки педагог помогает ученику не просто выбрать профессию, а увидеть себя в этой роли. Именно этим обусловлена значимость педагогической поддержки старшеклассников в их профессиональном определении.

Социально-экономическая ситуация в мире усложняется с каждым годом. Время диктует новые требования к специалистам. Профессии очень быстро устаревают и также быстро появляются новые. Есть специальности, которые теряют актуальность, а следовательно, и дешевеют. В таких условиях старшеклассникам очень трудно определиться с выбором будущей профессии. Им надо учитывать не только свои желания, особенности характера и склонности, способности, но и состояние рынка труда. Молодые люди, выбравшие устаревший специальности, не смогут устроиться на работу и профессионально реализоваться. Именно поэтому им требуется помощь взрослых.

Изложение основного материала исследования. Сегодня на профессиональное самоопределение молодежи огромное влияние оказывает не пример родителей, а медиасфера, особенно блогеры. Они транслируют успешную богатую жизнь без особых усилий. Молодежь видит, что можно зарабатывать деньги удаленно, снимая ролики, настраивая рекламу. Популярны такие профессии как таргетолог, копирайтер, монтажер и сценарист роликов [5]. На этом фоне врачи, учителя, инженеры, пожарные выглядят не так привлекательно. Но не все могут работать онлайн, эта сфера сложнее, чем мы видим с экрана. Поэтому важно направить молодежь на верный путь профессионального самоопределения. Особую роль в профессиональном самоопределении старшеклассников играет педагогическая поддержка учителей.

Педагогическая поддержка - система психолого-педагогических методов и средств, способствующих формированию готовности школьника к профессиональному выбору в процессе формирования его ценностных ориентаций, способностей, самосознания, повышению конкурентоспособности на профессиональном рынке труда и адаптации к быстро меняющимся условиям становления и реализации собственной профессиональной карьеры [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.