Научная статья на тему 'МЕДИАКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ'

МЕДИАКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безродных Татьяна Валерьевна

Статья актуализирует вопросы медиакультуры, медиаобразования дошкольников в аспекте современных социокультурных вызовов. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании формирования медиакультуры дошкольника. Автором проведён анализ теоретической литературы по проблемам медиакультуры, медиаобразования дошкольников. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация современных исследований проблемы позволили автору статьи обосновать феномен медиакультуры дошкольников, сформулировать практические рекомендации педагогам и родителям по формированию медиакультуры дошкольников. Для выявления тенденций современной медиакультуры дошкольников был использован опросный метод с участием педагогов, родителей и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURE OF PRESCHOOLERS IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIOCULTURAL CHALLENGES

The article actualizes the issues of media culture, media education of preschoolers in the aspect of modern socio-cultural challenges. The aim of the study is to provide a theoretical and practical basis for the formation of preschooler's media culture. The author analyzed the theoretical literature on the problems of media culture, media education of preschoolers. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, interpretation of modern research of the problem allowed the author of the article to substantiate the phenomenon of media culture of preschoolers, to formulate practical recommendations for teachers and parents on the formation of media culture of preschoolers. To identify trends in the modern media culture of preschoolers, a survey method was used with the participation of teachers, parents and children.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ»

3. Дмитриева Е.И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций: Дис... канд. пед. наук. - М., 1998.

4. Иванова Н.Г. Инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] http://www.m-есопоту.ш/ай^р?пАг1М=4786

5. Сергиенко Е.Б. Организационно-педагогические модели дистанционного обучения в высшей школе: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Казань, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-modeli-distantsionnogo-obucheniya-v-vysshei-shkole (дата обращения 30.11.2021).

6. Татарчук Г.М. Институционализация дистанционного обучения: социологический аспект. Автореф. дис... канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/institutsionaHzatsiya-distantsionnogo-obucheniya-sotsiologicheskii-aspekt (дата обращения 30.11.2021).

7. Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - М., 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/modeHrovanie-protsessa-distantsionnogo-obucheniya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения 30.11.2021).

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Безродных Татьяна Валерьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

МЕДИАКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. Статья актуализирует вопросы медиакультуры, медиаобразования дошкольников в аспекте современных социокультурных вызовов. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании формирования медиакультуры дошкольника. Автором проведён анализ теоретической литературы по проблемам медиакультуры, медиаобразования дошкольников. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация современных исследований проблемы позволили автору статьи обосновать феномен медиакультуры дошкольников, сформулировать практические рекомендации педагогам и родителям по формированию медиакультуры дошкольников. Для выявления тенденций современной медиакультуры дошкольников был использован опросный метод с участием педагогов, родителей и детей.

Ключевые слова. медиакультура, медиакультура дошкольников, медиакомпетентность дошкольников, медиаобразование дошкольников.

An^taHo^ The article actualizes the issues of media culture, media education of preschoolers in the aspect of modern socio-cultural challenges. The aim of the study is to provide a theoretical and practical basis for the formation of preschooler's media culture. The author analyzed the theoretical literature on the problems of media culture, media education of preschoolers. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, interpretation of modern research of the problem allowed the author of the article to substantiate the phenomenon of media culture of preschoolers, to formulate practical recommendations for teachers and parents on the formation of media culture of preschoolers. To identify trends in the modern media culture of preschoolers, a survey method was used with the participation of teachers, parents and children.

Keywords: media culture, media culture of preschoolers, media competence of preschoolers, media education of preschoolers.

Введение. Междисциплинарность феноменов медиакультуры и медиаобразования подтверждается научным интересом разных научных областей: философии, социологии, лингвистики, филологии, психологии, культурологии и педагогики. Разработке данной проблематики посвящены работы Н.Б. Кирилловой, А.В. Федорова, М.В. Жижиной, А.А. Немирич, С.Л. Троянской, И.В. Челышевой и мн. др.

Современный дошкольник активно осваивает медиапространство, при этом, качество взаимодействия ребенка с ним амбивалентно: с одной стороны, потребности детей формируют медиапространство, определяя контент, способы его потребления с помощью разнообразных, адаптированных под детский возраст девайсов, и т.д., с другой стороны, уже медиапространтво детерминирует потребности ребенка, художественно-эстетические предпочтения, духовно-нравственные ценности, в целом определяя вектор его социализации.

Медиапространство сегодня имманентно присутствует в жизни дошкольников: окружает дома (просмотр телевизора, взаимодействие с планшетом и т.д.), в детском саду (применение ИКТ), при перемещении из детского сада домой и в другие организации (разнообразный рекламный контент) и др.

Изложение основного материала статьи. Медиакультура, с одной стороны, отражает технический прогресс, связанный с переходом общества на новый уровень информатизации. С другой стороны, выступает неким продуктом эволюции культуры человечества, связанной с усилением аудио и визуальных способов воздействия на психику человека. Очевидно, что медиакультура, являясь результатом технического прогресса одновременно понимается как способ взаимодействия человека с человеком, поскольку медиапространство в глобальном смысле создано для того, чтобы обогатить коммуникационные процессы, продолжить взаимодействие в ином формате.

Так, по мнению Н.Б. Кирилловой, медиакультура связана с особым типом культуры информационного общества и влечет за собой формирование новой медиареальности современной медиасреды, медиарынка, медиаменеджмента, медиакритики. Медиа от лат. «media», «medium» означает средство, посредник, термин XX века, введенный для обозначения феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media») [5]. Феномен медиакультуры актуализирует и такие явления как медиапространство, медиасреда, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность.

Медиакультура, формируясь в ответ на взаимодействие человека с медиапространством, очевидно расширяя возможности человека, создает и ряд социокультурных проблем, вызовы которых стали очевидными в последние десятилетия. К социокультурным проблемам, связанным с освоением человеком медиакультурного пространства следует отнести: идентичность личности в условиях глобального распространения массмедиа (проблемы кризиса и конфликта идентичности); влияние специфических видов медиакультуры на психику человека; физическое и психологическое самочувствие личности в условиях медиасреды; социально-психологические эффекты масс-медиа; влияние медиасреды на социализацию личности; медиаобразование как феномен развития личности в медиасреде; гендерные особенности пользователей Интернета; зависимость от виртуальной реальности и киберпространства; влияние медиасреды на досуговые предпочтения; последствия влияния медиа на формирование личности человека, его духовную культуру; психологическая безопасность личности в информационном обществе [3]; использование медиапространства в образовательном процессе

образовательных организаций; развивающий потенциал медиапространства; киберпреступность, в том числе, и в отношении несовершеннолетних; использование медиапространства в качестве альтернативы организации игры с ребенком.

Понятия «медиапространство» и «медиасреда» соотносятся и взаимосвязаны, однако не тождественны друг другу. Медиапространство значительно шире «медиасреды», которая отражает непосредственное взаимодействие медиасредств с ребенком в условиях его ближайшего окружения. Так, Н.С. Баймулдина под мультимедиа-средой как «комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественно для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию» [1].

Медиакультура, по мнению О.И. Молчановой, представляет собой многоуровневую систему развития личности человека, который может находить, по-своему интерпретировать, анализировать любой текст, а также самостоятельно создавать информацию, творить в этой области, самообразовываться [4].

Особое значение в контексте социализации дошкольника и освоения им медиапространства приобретает проблема его медиакомпетентности. Содержанием медиакомиетентности, по мнению О.И. Молчановой, можно назвать: опыт освоения медиапространства; активное приложение умений в сфере медиа (степень развития медиавосприятия, способность анализировать и оценивать медиатекст); готовность к самообразованию.

В науке одновременно выделяется информационная и медиаграмотность. Несмотря на очевидную схожесть указанных понятий, присутствует и принципиальное различие: овладение информационной грамотностью предполагает владение разнообразными видами документальных информационных ресурсов, умение работать с текстами (традиционные печатные документы, электронные документы), медиаграмотность же предполагает овладение медиатекстами для зрительного и слухового восприятия (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, сайт и пр.). Медиатексты отличаются тем, что в них значительная роль отводится изображениям, зрительным образам или визуальному ряду [2]. Эта характеристика особенно важна для дошкольников, которым в силу возрастной специфики, предпочтительнее и изображения, зрительные образы. Это обстоятельство, а также расширенные возможности самостоятельного управления функциями девайса, в значительной мере определяет преимущество медиапространства для дошкольников по сравнению с иными способами получения информации, например, книгой.

На наш взгляд, медиакультура дошкольника весьма предполагает не только медиакомпетентность ребенка, включающую его медиаграмотность, но и медиакомпетентность его непосредственного окружения, прежде всего членов семьи, педагогов и т.д. Поэтому медиакомпетность дошкольника во многом детерминирована медиакомпетностью окружающих его взрослых (преимущественно членов семьи, родителей): умение взрослого использовать развивающий потенциал медиаконтента; дозированное использование гаджетов; умение общаться с ребенком, договариваться, не прибегая к гаджетам; отсутствие зависимого поведения по отношению к медиапространству.

Под медиакомпетентностью дошкольников следует понимать элементарные способности ребенка, связанные с выбором содержания контента, регулированием времени использования девайсов, использованием медиасредств в соответствии с творческими потребностями и задачами на основе и с учетом морально-ценностных установок общества, доступных ребенку по возрасту.

В связи с выше сказанным, медиакультура дошкольника формируется посредством медиаобразования, в процессе создания взрослыми психолого-педагогических условий для грамотного использования медиапространства ребенком. К целевым ориентирам медиаобразования следует отнести следующие: формирование критического мышления личности; адаптация аудитории к существованию в демократическом обществе; обучение аудитории пониманию медиатекстов, социальных, политических и экономических смыслов и подтекстов; обучение аудитории использовать медиа в целях творческого самовыражения (Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова) [7].

Главной целью медиаобразования, по мнению Н.Б. Кирилловой, является формирование медиакультуры личности, ее социализация, формирование способности к диалогу и управлению социально-культурной сферой [5]. Медиаобразование в России можно разделить на следующие основные направления: подготовка будущих профессионалов (журналистов, кинематографистов, медиакритиков, редакторов, менеджеров, продюсеров и т.д.); подготовка будущих педагогов в педагогических вузах и университетах, в системе повышения квалификации; медиаобразование как составная часть общего образования школьников, студентов; медиаобразование в культурно-досуговых центрах; дистанционное медиаобразование; самостоятельное (непрерывное) медиаобразование, которое осуществляется в течение всей жизни человека [5].

Медиаобразование дошкольников представляет собой часть образования, связанную с интеграцией усилий педагогов и родителей по созданию психолого-педагогических условий для обучения элементарному языку медиа, специфике медиакультуры, освоению новых медиаролей с целью нравственного, творческого, интеллектуального развития, социализации в соответствии с ценностями общества.

Анализ современного медиаобразования позволил нам выделить основные подходы в медиаобразовании дошкольников (на основе материала А.В. Федорова) (см. табл. 1).

Таблица 1

Научные подходы в медиаобразовании дошкольников

Название подхода в медиаобразовании Содержание медиаобразования Медиаобразование дошкольников

Социологический Освоение новой культурной реальности, новых социальных ролей, смена содержания прежних ролей, например, в межличностном общении, обучение специалистов в каждой новой сфере, связанных с появлением новых СМИ. Освоение новых форматов обучения и воспитания (обучающие и социальные видеоролики, игровые упражнения, игровые задания), новых социальных ролей в процессе дистанционного обучения, культура общения в мессенджерах, освоение новых социальных ролей родителями, педагогами (например, в условиях дистанционного обучения).

Культурологический подход Формирование языковой, эстетической и этической культуры медиаконтента, эстетическое восприятие и вкус. Формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия, культуры общения (речевой этикет, формы общения и др.), развитие эмоционального этикета.

Гносеологический подход Роль медиа в познании окружающего мира, выявлении новых способов познания, использование возможностей Использование в интеллектуальном развитии ребенка (дидактические интерактивные игры, развивающие компьютерные игры,

медиапространства в научном творчестве. формирование элементарных математических представлений, развитие социального интеллекта и др.).

Семиотический подход Научить «правильно читать», осмысливать медиатексты. Понимание смысла языка медиапространства: графических изображений, видеоконтента, речевых конструкций и т.д.

Гедонистический подход Научить использовать медиапространство в организации разнообразных форм досуга, развлечений. организация семейных форм досуга (виртуальные экскурсии, игры, интеллектуальные викторины и др.), развлечений, праздников, досуговых развлечений и др.

Основываясь на показателях медиакомпетентности личности, выделенных А.В. Федоровым [8], нами определены следующие компоненты медиакомпетентности дошкольников: мотивационный (мотивы развлечения, познания, общения, удовлетворение эстетических, творческих потребностей); контактный (частота общения (контакта) с медиа и произведениями медиакультуры); информационный (владение особой медиатерминологией на элементарном уровне); практико-операционный (деятельностный) (умения выбирать те или иные медиаконтенты, создавать/распространять собственные, способность к использованию медиапространства как источника самообразования); креативный (умение творчески использовать/созидать медиаконтент).

В медиакультуре дошкольников целесообразно выделить следующие аспекты: жанрово-тематический (медиаконтент представлен тематическим и жанровым разнообразием: справочный, новостной, исследовательский, научно-познавательный, развлекательный и др.; исторический, научный, художественно-литературный, мультипликационный и др.); когнитивный (расширение объема знаний, их углубление и понимание, формировать активную субъектную позицию, развитие интереса к исследованиям и опытам, формирование целостной картины мира и др.); эмоционально-психологический (развитие элементов эмоционального интеллекта, решение и предотвращение конфликтных ситуаций, возможность отреагировать эмоции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивные конфликты с окружающими); аксиологический (формирование ценностных ориентиров, интериоризация ценностей; формирование мотивации и ценностного отношения к элементам бытия человека); коммуникативный (обучение конкретным умениям и навыкам общения посредством просмотра мультфильмов, видеороликов, видеокейсов, бесед после просмотра контента); эстетический аспекты (формирование эстетического и художественного вкуса).

Анализируя медиаобразование и медиакомпетентность дошкольников, мы пришли к выводу о том, что под медиакультурой дошкольников следует понимать интегрированную систему элементарных умений и навыков ребенка осуществлять выбор и поиск медиаконтента, творчески его использовать в игре и познании.

С целью изучения состояния медиакультуры современных дошкольников нами было проведено исследование. В нем приняли участие 105 педагогов и родителей, 87 детей, посещающих дошкольные организации. Нами использованы опросные методы (анкетирование педагогов и родителей, анкетирование детей старшего дошкольного возраста).

Качественный анализ результатов исследования позволил заключить следующее: современные родители зачастую используют разнообразные девайсы для отвлечения ребенка, чтобы занять «чем-то»; родителями практически не используется развивающий потенциал медиапространства; родители не обсуждают с детьми просмотренные мультфильмы и др. контент; дети проводят от 2 и более часов в день за просмотром медиаконтента; неконтролируемое потребление некачественного медиаконтента замедляет речевое развитие ребенка (педагоги отмечают проблемы с артикуляцией, поздним возникновением речи и т.д.); дети не осмысливают полученную информацию; дети испытывают трудности с запоминанием линии сюжета; испытывают трудности с сосредоточением на информации; вызывает опасения педагогов и родителей качество детского мультипликационного продукта, частота применения девайсов ребенком в течение дня.

В результате исследования нами были разработаны практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию медиакомпетентности дошкольников: повышать компетентность педагогов по теории и методике медиаобразования; просвещать родителей по вопросам медиакомпетентности дошкольников и медиапсихологическим проблемам; развивать внимание, воображение, память, мышление посредством медиаконтента; не использовать медиаконтент в качестве замены полноценному общению с ребенком, совместной игре, обучению бытовым функциям и т.д. (например, в транспорте дают планшет ребенку, чтобы не плакал, во время уборки дома, чтобы не мешал и т.д.); после взаимодействия с медиапродуктом использовать беседы с ребенком, стимулирующие его любознательность, активизирующие мышление, воображение, мотивацию и т.д.; обсуждать характеры персонажей и особенности развития сюжета, связывать его со своим опытом и опытом других: ставить себя на место персонажа, оценивать факты и мнения, выявлять причины и следствия, мотивы и результаты поступков, реальность действия и т.д. [6]; совместно с ребёнком создавать собственный медиаконтент: видеоролики, презентации, например, по результатам участия в проектной деятельности, интервью на разные темы, например, с воспитателем о специфике профессии, виртуальные экскурсии, например, по детскому саду, по огороду в рамках проекта, виртуальные фотоальбомы, например, по проекту «Моя семья» т.д.; использовать разнообразные игровые задания и упражнения, повышающие медиакомпетентность дошкольника, например, «Фотография за окном», «Опиши героя фильма», «Выразительные средства экрана» [9].

Выводы. Феномен медиакультуры дошкольников актуализирует такие явления как медиапространство, медиасреда, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность дошкольников. Медиакультура, являясь результатом технического прогресса одновременно понимается как способ взаимодействия человека с человеком, поскольку медиапространство в глобальном смысле создано для того, чтобы обогатить коммуникационные процессы, продолжить взаимодействие в ином формате.

Медиаобразование дошкольников представляет собой часть образования, связанную с интеграцией усилий педагогов и родителей по созданию психолого-педагогических условий для обучения элементарному языку медиа, специфике медиакультуры, освоению новых медиаролей с целью нравственного, творческого, интеллектуального развития, социализации в соответствии с ценностями общества. Под медиакомпетентностью дошкольников следует понимать элементарные способности ребенка, связанные с выбором содержания контента, регулированием времени использования девайсов, использованием медиасредств в соответствии с творческими потребностями и задачами на основе и с учетом морально-ценностных установок общества, доступных ребенку по возрасту.

Медиакультура дошкольников представляет собой интегрированную систему элементарных умений и навыков ребенка осуществлять выбор и поиск медиаконтента, творчески его использовать в игре и познании.

Качественной характеристикой медиакультуры дошкольников выступает ее исключительно опосредованный характер, связанный с представленностью и распространением медиаконтента среди этой возрастной группы исключительно при непосредственном участии и взаимодействии взрослого.

В воспитательном аспекте медиакультуры, на наш взгляд, дошкольников функционально выделяются две основные линии: медиапространство выступает качественной характеристикой современного детства и, в связи с этим обладает рядом потенциальных возможностей для развития ребенка, его социализации; медиапространство значительно ограничивает возможности социального, интеллектуального развития ребенка. Взрослые, в связи с этим, зачастую демонстрируют следующие позиции: либо тотально ограничивают воздействие медиапространства на ребенка, либо с младенческого возраста приобщают ребенка к контенту. Обе позиции ущербны, поскольку возможности медиаконтента зависят от взрослых, от содержательного и организационного его наполнения.

Зависимость медиакомпетентности дошкольника от компетентности в этой сфере родителей (семьи) создает с одной стороны, возможности для развития медиакультуры ребенка, с другой стороны, рождает препятствия, трудности, которые продемонстрировали результаты проведенного исследования.

Литература:

1. Баймулдина Н.С. Мультимедийные технологии как эффективный способ обучения в ВУЗе: материалы VIII МНПК. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. - 623 с.

2. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2019. - №46. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/mediyno-informatsionnaya-gramotnost-v-strukture-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-zhumalistov-bibHotekarey (дата обращения: 23.11.2021)

3. Жижина М.В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы // Известия Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-mediakultury-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 28.10.2021).

4. Молчанова О.И. Проблема инфосоциализации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры // Известия СПбГЭУ. - 2017. - №6 (108). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-infosotsiolizatsii-individa-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva-fenomen-mediakultury (дата обращения: 21.11.2021)

5. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. - 2011. - №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mediakultury-k-medialogii (дата обращения: 21.11.2021)

6. Троянская С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2017. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mediakompetentnosti-studentov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.11.2021).

7. Федоров А.В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.evartist.narod.ru/mdo/lit/03/048.doc (дата обращения 12.09.2021)

8. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Прогресс, 2001. - 708 с.

9. Челышева И.В. Игровые технологии в медиаобразовании дошкольников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-mediaobrazovanii-doshkolnikov (дата обращения: 20.11.2021).

Педагогика

УДК 378

преподаватель Беленкова Юлия Сергеевна

Самарский государственный технический университет (г. Самара)

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению рефлексии как важного компонента, обеспечивающего успешность самостоятельной учебной деятельности. Освещена актуальность проблемы поиска эффективных средств обучения и развития метакогнитивных навыков студентов. Обосновывается необходимость создания оптимальных условий для управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. Целью данной статьи является определение педагогических условий развития метапознавательных навыков студентов и навыков рефлексии, выявление метапознавательных стратегий для повышения эффективности познавательной деятельности и самообразования. Рассматривается вопрос организации метакогнитивных процессов в условиях самостоятельной деятельности студентов. В статье анализируются теоретические аспекты рефлексии, а также метакогнитивных навыков, которые обеспечивают эффективность учебно-познавательной деятельности. Представлены некоторые аспекты реализации модели развития метапознавательных навыков и рефлексии студентов в ходе образовательного процесса. Большая роль в успешности познавательной деятельности отводится процессам метакогниции. Представлены результаты применения метапознавательных стратегий и развития метапознавательных навыков и рефлексии студентов в ходе образовательного процесса. Способность выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей определяет готовность к самообразованию, индивидуальному развитию себя как личности.

Ключевые слова: рефлексия, самообразование, успешность обучения, метакогнитивные процессы, метакогнитивные навыки.

Annotation. The article analyzes the reflection as the important element for ensuring the success of self-education process. The relevance of searching for effective means of education and university students' metacognitive skills developing is emphasized. The question of how to organize metacognitive processes during students' independent activity during their work with information is also considered. The purpose of this study is to identify the specificity and the conditions for the metacognitive skills and reflection formation, to determine the efficient learning strategies. The theoretical aspects of reflection as well as metacognitive skills that also affect the success of self-education were reviewed. Some practical aspects of the methods of implementing the model of students' metacognitive skills developing in the process of education are presented. The role of metacognitive processes in students' self-education is significant. The results of the research prove the importance of metacognitive skills and reflection for successful strategy-based cognitive activity and self-education. Due to the formation of metacognitive skills, a learner develops an open

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.