Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна, Сушков Андрей Валентинович

В данной статье рассматриваются проблема взаимодействия подростков с медиасредой, в контексте формирования медиакультуры подрастающего поколения. Приводятся основные подходы определению понятий медиакультуры и медиаобразования, анализируются особенности и возможности медиаобразования, как фактора формирования медиакультуры у учащихся. Обозначены компоненты, характеризующие формирование медиакультуры, также в статье уделяется внимание сущности и значению медиаграмотности в процессе освоения учащимися медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA FORMATION AS A FACTOR OF FORMATION OF MEDIA CULTURE

This article discusses the problem of interaction of adolescents with the media environment, in the context of the formation of media culture of the younger generation. The main approaches to the definition of the concepts of mediaculture and media education are given, the features and possibilities of media education as a factor in the formation of media culture among students are analyzed. The components characterizing the formation of media culture are identified, the article also focuses on the essence and meaning of media literacy in the process of mastering media culture by students.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Спирина Мария Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Сушков Андрей Валентинович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблема взаимодействия подростков с медиасредой, в контексте формирования медиакультуры подрастающего поколения. Приводятся основные подходы определению понятий медиакультуры и медиаобразования, анализируются особенности и возможности медиаобразования, как фактора формирования медиакультуры у учащихся. Обозначены компоненты, характеризующие формирование медиакультуры, также в статье уделяется внимание сущности и значению медиаграмотности в процессе освоения учащимися медиакультуры.

Ключевые слова. Медиакультура, медиаобразование, медиаграмотность, медиасреда, медиатекст.

Annоtation. This article discusses the problem of interaction of adolescents with the media environment, in the context of the formation of media culture of the younger generation. The main approaches to the definition of the concepts of mediaculture and media education are given, the features and possibilities of media education as a factor in the formation of media culture among students are analyzed. The components characterizing the formation of media culture are identified, the article also focuses on the essence and meaning of media literacy in the process of mastering media culture by students.

Keywords. Media culture, media education, media literacy, media environment, media text.

Введение. На сегодняшний день культура, формируемая медиасредой, существенно влияет на усвоение детьми и молодёжью различного спектра социальных норм, на формирование ценностных ориентаций. Индустрия кино, телевидение, компьютерные игры, видео социальные сети и иной контент, распространяемый посредствам сети Интернет, печатные издания и мобильная связь предлагают самые различные нормы и стандарты жизни, зачастую противоречащие друг другу. Даже зрелый человек не всегда в состоянии критически переработать информацию и объективно оценить роль и влияние средств массовой информации и коммуникации на его жизнь.

Поэтому так важно научить молодое поколение правильной ориентации в информационном потоке и его рациональном использовании - ведь совсем отказаться от её применения и услуг не только не рационально, но и не менее пагубно для успешной социализации личности в современном обществе.

Изложение основного материала статьи. Одной из существенных проблем современной медиакультуры является адекватность восприятия медиаконтента. Для её решения во всём мире предпринимаются усилия по развитию медиаобразования. Согласно «Российской педагогической энциклопедии», к основным задачам медиаобразования относят подготовку нового поколения к жизни в современных условиях, к восприятию и осознанию различной информации.

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации».

В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. дается следующее определение «медиаобразования»: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными СМК, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний».

В наши дни также имеет место более широкое понимание медиаобразования - не только как определенного компонента школьного или вузовского образования, но и как долговременной общественно-просветительской деятельности, ориентированной на детей и взрослых. Сторонники данного подхода понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие личности в обществе.

В целом необходимо отметить, что в современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у потребителей различного рода медиаконтента способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанной на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций. Внимание уделяется развитию самостоятельного критического мышления по отношению ко всему спектру СМК, на приобретение практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией.

В контексте воспитания медиакультуры у подростков, под ней нужно понимать ту область культуры, которая формируется во взаимодействии подростка со СМИ и СМК в самом широком их понимании.

Главная цель медиаобразования - формирование медиакультуры личности, её социализация, формирование способности к диалогу и управлению социально-культурной сферой.

Выделим также основные подходы к целям медиаобразования, которые разные авторы в целом сводят к следующему:

- изучение и освоение медиареальности в общем;

- установление социокультурных связей между человеком и медиакультурными процессами;

- изучение закономерностей массовых коммуникаций, взаимодействие человека в мире медиа;

- освоение языка сми;

- овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование сегодня становится социокультурным явлением, частью основных прав каждого гражданина на свободу самовыражения и права на информацию, является инструментом демократии. Оно позволяет человеку овладеть способностями использования медиа в коммуникации; обеспечивает знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые посредством медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории.

Средства передачи информации создают условия для развития человека, овладения широким кругом информации. Но в тоже время объективно они формируют потребителя определённой информации. Станет ли этот потребитель активным субъектом культуры - зависит от многих дополнительных условий:

• Подготовленности человека к взаимодействию с медиа.

• Включенности медиа в его реальную жизнедеятельность.

• Влияния семьи.

Вот почему в современных условиях так велика роль медиаобразования.

В Германии и Австрии медиаобразование включено в инвариантную часть школьных программ и призвано вооружить учащихся компетенциями, необходимыми для жизни в информационном обществе (как в урочной, так и во внеурочной форме).

В Великобритании сложился традиционный подход к необходимости медиаобразования, сфокусированный на том, что СМИ, по сравнению с «классическим, высоким» искусством, начисто лишены культурных ценностей и пропагандируют фальшивые позиции и идеологии.

Современная система образования призвана формировать умения учиться, добывать информацию, а не столько запоминать и заучивать отдельные стройные системы фактов. В этих условиях особое значение приобретает информатизация образования и повышение информационной культуры личности, которая рассматривается как «составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий.

Отсутствие должного внимания к медиаобразованию несмотря на очевидные успехи в этой области -симптом болезни нашей образовательной системы: неумение считаться с той средой, в которой живут сегодня наши дети и подростки и будут жить завтра.

Формирование медиакультуры в целом основано на ряде компонентов. Первый компонент - опыт. Чем больше опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем больше потенциал для развития на фоне не смешения реальностей. Максимально опыт контактов с медиа у школьников можно сформировать путём частого использования информационных технологий в различных видах деятельности (применение учителем авторских компьютерных презентаций, электронных учебников).

Второй компонент - наличие умений и приложение умений в сфере медиа. Наилучшим способом достигается путём проблемного коллективного обсуждения и рецензирования медиатекстов (статей, фильмов, телепередач, сайтов сети Интернет): сопоставление и обсуждение кинофильмов, статей, книг; подготовка рефератов, посвященных проблемам медиакультуры; устные коллективные обсуждения медиатекстов. Проектная деятельность с использованием исследовательских, поисковых методов, методов решения проблем, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся, также может выступить существенным подспорьем формирования данного типа культуры. Решение проектных проблем должно предусматривать умение интегрировать и рецензировать информацию, отбирать и применять знания из различных областей науки, творческих областей и масс-медиа.

Третий компонент - готовность к самообразованию. Проявляется тогда, когда ученик часто использует и объективно оценивает медиаресурсы, готов самосовершенствоваться, используя эти ресурсы. Изучив интернет-ресурсы, накопив собственный материал по конкретной тематике, ребята могут представить результаты в виде видеофильма, компьютерной презентации, осмысливая таким образом использованные ресурсы, приобретая свои и получая возможность делиться ими, путём размещения в Интернете.

Собственно, на этих и подобных компонентах и строятся медиаобразовательные модели, среди которых можно выделить модель Л. Мастермана, делающую акцент на критичном восприятии информации и культурологическую медиаобразовательную модель, акцентирующую внимание на самовыражении человека в мире медиа.

Рассматривая формирование медиакультуры подростков, можно отметить, что теоретической основой содержания медиаобразования должно стать сочетание двух важнейших направлений:

- знакомство учащихся с образно-языковыми особенностями того или иного медиа, формирование навыков их анализа и творческой деятельности на их основе;

- использование развивающего воспитательного и художественно-эстетического потенциала кино, телевидения, видео, компьютерных технологий и других медиа в работе с учащимися.

В целом варианты освоения медиакультуры в рамках современной школы должны способствовать:

- реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию;

- формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;

- формированию личной и активизации общественной позиции школьника;

- освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов;

- возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами;

- интенсификации освоения знаний и умений, формированию целостной, единой картины мира.

С медиаобразованием тесно связано такое понятие, как «медиаграмотность». «Медиаграмотность» - то, что помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в обществе. Медиаграмотный учащийся должен быть способен осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к медиаконтенту и сопротивляться манипуляциям, т.е., обучение медиаграмотности должно предоставить учащимся возможность:

- развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструирует реальность;

- получать знания социального, культурного, политического и экономического и иного знания и распространяемых ими ценностей;

- развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;

- декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

- анализировать и применять разнообразие использования и создания медиатекстов;

- осознавать тайные мотивы создания медиатекстов;

- понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов;

- приведём также несколько трактовок понятия «медиагроматность»:

- способность осваивать, интерпретировать, анализировать и создавать медиатексты;

- способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах;

- процесс подготовки «медиаграмотного человека», обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа.

Выводы. В центре медиаобразования должна быть личность. Необходимо учитывать интересы и вкусы пользователей, возраст, образование и воспитание. Поэтому задача обучения не только в формировании критического мышления, но и в развитии умения отстаивать свои медиапредпочтения. Формирование медиакультуры - скорее диалог, чем трансляция готовых рецептов и идеалов. Нельзя навязывать свои вкусы, даже путём ссылки на высокие образцы медиакультуры.

Подытоживая сказанное, отметим, что в настоящий момент, несмотря на отдельные успешные разработки в данной области, в целом вопросам формирования и развития медиакультуры по-прежнему не уделяется достаточного внимания со стороны школы.

Литература:

1. Бондаренко Е.А. Детская тележурналистика в формировании медиакультуры [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация: Международный журнал. URL: http://mic.org.ru/index.php/1-nomer-2012/66-bondarenko-2 (дата обращения: 17.06.2021).

2. Дрофа Е.В. Формирование медиакультуры современного школьника [Электронный ресурс] // URL: http://ito.edu.rU/2015/Rostov/V/2/V-2-3.html (дата обращения: 17.06.2021).

3. Кириллова Н.Б. Зачем нужна медиакультура // Уральский Федеральный округ. - 2004. - № 1. -С. 1-4.

4. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2006. - 448 с.

5. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.

6. Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 8 p.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

СТУДЕНЧЕСКИЙ ФОРУМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Аннотация. В статье представлен анализ опыта организации студенческого научного форума для студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение». Представлена история развития форума, актуальные этапы организации форума, методы и приемы организации проектной деятельности со студентами.

Ключевые слова: проектное обучение, научный форум, проектные умения.

Annotation. The article presents an analysis of the experience of organizing a student scientific forum for students studying in the direction of "Vocational training". The history of the forum development, the actual stages of the forum organization, methods and techniques of organizing project activities with students are presented.

Keywords: project training, scientific forum, project skills.

Введение. Современные требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций на рынке труда диктуют необходимость и актуальность формирования и развития у обучающихся умений и навыков проектной деятельности. Начиная с 2017 года, когда Министерство образования науки представило модель реализации проектно-ориентированных программ, ориентирующих вузы и колледжи на реализацию стратегии активизации проектного обучения, формирование готовности обучающихся к выполнению проектов различного типа в командном режиме, реализовывать полный жизненный цикл проектной деятельности.

Профессиональные образовательные организации представляют опыт различных форматов внедрения проектного обучения, механизмов вовлечения студентов и педагогов в проектную деятельность. Научно-исследовательский и практический интерес представляет опыт ряда российских вузов, в частности:

- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», с 2014 года реализует проектное обучение «как вид учебной деятельности, как часть учебно-профессиональной подготовки бакалавров [1, с. 151. «Проектное обучение рассматривается как вид отдельной, специально-организованной деятельности студентов, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности» [1, с. 15]. Формат организации проектной деятельности - проектно-учебные лаборатории. Уделяется главенствующее внимание разработке и реализации в практику междисциплинарных проектов лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.