Научная статья на тему 'Медиаграмотность пенсионеров XXI века (из опыта реализации госконтракта)'

Медиаграмотность пенсионеров XXI века (из опыта реализации госконтракта) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
617
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / МЕДИАТЕКСТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

Одним из непременных условий социализации личности в посттрудовой период на современном этапе развития общества является медиаграмотность и медиакультура. В работе исследуются основные проблемы обучения медиакультуре пенсионеров в рамках реализации госзаказа Министерства социальных отношений области. Медиакультура может стать посредником и интегратором во взаимодействии между властью и обществом, социумом и личностью, разными общественными и социальными группами. Обозначены проблемы, возникающие в процессе обучения, намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаграмотность пенсионеров XXI века (из опыта реализации госконтракта)»

УДК 37; 316.77

Т. В. Савельева

Миасский филиал Челябинского государственного университета, Миасс

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ XXIВЕКА (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСКОНТРАКТА)

Одним из непременных условий социализации личности в посттрудовой период на современном этапе развития общества является медиаграмотность и медиакультура. В работе исследуются основные проблемы обучения медиакультуре пенсионеров в рамках реализации госзаказа Министерства социальных отношений области. Медиакультура может стать посредником и интегратором во взаимодействии между властью и обществом, социумом и личностью, разными общественными и социальными группами. Обозначены проблемы, возникающие в процессе обучения, намечены пути их решения.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, социализация, пенсионный возраст, медиатекст, электронные ресурсы социальной активности.

Высокий процент людей старшего поколения в социальной структуре российского и европейского общества продолжает увеличиваться. Естественный прирост населения в развитых странах продолжает падать. Это заставляет научный мир обратиться к проблемам социализации людей на завершающем этапе жизненного пути. Задача исследований подобной тематики - изучить социально-экономические, социокультурные, психологические факторы, способствующих сохранению взаимодействия индивида с социумом, созданию условий для эффективной самореализации личности, что, по мнению специалистов, даст возможность создания комфортного социального пространства. В Европе этот возраст называют третьим, в некоторых странах - элегантным, возрастом сеньоров, Петер Петерсон, рассматривая демографический сдвиг в Великобритании в сторону постарения общества в ближайшие десятилетия, называет его «седым рассветом» [1]. В России это возраст дожития.

В традиционном обществе люди старшего возраста - хранители духовного, социокультурного опыта народа, их миссия - передача этого опыта другим поколениям. Однако в постиндустриальном, информационном обществе смена парадигм осуществляется настолько быстро, что новые требования, предъявляемые экономикой, социальными институтами, идут вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому функция передачи опыта, необходимого для комфортного существования в обществе, переходит от старшего поколения, наоборот, к младшему. В силу этих причин в обществе складывается стереотип поколения пожилых людей, которые не способны в полную силу участвовать в трудовой деятельности, активно вступать в общественные отношения с другими социальными слоями общества и его социальными институтами и влиять на ход развития общественных процессов. Людям пожилого возраста необходима так называемая третья социализация (первая - адаптация молодежи в обществе, вторая - трудовая, профессиональная социализация) [2. С. 32]. Одним из непременных условий социализации личности в посттрудовой период на современном этапе развития общества является медиаграмотность и медиакультура.

Информационное общество рассматривается в научном дискурсе как «общество, которое основывается на широком использовании информационных сетей и информационных технологий, в котором производится большое количество информации и коммуникационных товаров и услуг и в котором существует развитая индустрия производства разнообразного информационного содержания» [6]. Владение информацией в современном мире обеспечивает удовлетворение базовой потребности человека. Однако несмотря на внушительное число научных исследований по анализу медиасреды и медиакультуры, учебных пособий по этой тематике, термин «медиаобра-зование» до сих пор воспринимается как неологизм, а его понимание неоднозначно.

В материалах ЮНЕСКО под медиаобразованием (media edication) понимается «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуника-

ции, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география» [3. С. 12]. А. В. Шариков обобщает российский и международный опыт медиаобразования, выделяя три основных направления развития данного явления: «У истоков международного течения медиаобразования лежат три ключевые концепции: тяготеющая к эстетическому подходу концепция «визуальной грамотности «, тяготеющая к социолингвистическому подходу «критическая» концепция и тяготеющая к социально-политическому подходу «социально-педагогическая» концепция» [8. С. 8].

Медиаграмотный человек способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к хаосу информационного потока, сопротивляться манипуляциям, налаживать эффективную коммуникацию с помощью информационных средств и технологий как на межличностном уровне, так и в социальном плане. Проблемы социализации и медиаграмотности увязывают вместе не только в России. Существует международная программа «Электронный гражданин», разработанная под эгидой Фонда ECDL (Европейские компьютерные права) - ведущей международной организации, которая занимается разработкой и внедрением единых квалификационных стандартов в области ИКТ [8. С. 17]. Программа обучения состоит из трех блоков - базовые навыки, поиск и обработка информации и работа с онлайн сервисами. Курс сопровождается учебниками, методическими пособиями для преподавателей, рабочими тетрадями. Обучение проводится очно, в специально оборудованных классах, с помощью преподавателей и волонтеров, а также самостоятельных занятий. Качество полученных компетенций подтверждается независимым тестом, который слушатели проходят по окончании курса. При успешной сдаче теста обучающийся получает международный сертификат - Паспорт электронного гражданина. Сегодня он действует в 70 странах мира.

В Челябинской области курсы компьютерной грамотности, информационной грамотности, медиаграмотности старшего поколения появились с 2004 года. Начало им положил Южно-Уральский Центр медиаобразования [8. С. 8]. Под социальную группу людей пенсионного возраста в центре подходят два реализуемых проекта: «Медиаобразование как фактор преодоления социально-культурных барьеров и противоречий в коммуникативной сфере и формирования меди-акультуры» (для широких кругов общественности) и «Информация для всех» (в том числе, для неблагополучных слоев населения). Сегодня практически каждый университет имеет в своем перечне дополнительных образовательных программ заявленный или реализованный модуль ме-диаобразования для людей пенсионного возраста.

Программа, реализуемая в Миасском филиале ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» называется «Компьютерная грамотность населения. Пользователь электронных государственных услуг». Реализовывалась она в рамках госконтракта, заказчик - Министерство социальных отношений Челябинской области. Курс рассчитан на 32 часа очного обучения, реализован в шести группах общей численностью 84 человека и включал в себя следующие темы:

• Знакомство с компьютерной техникой

• Работа с папками, файлами и внешними носителями информации (флэш-картой)

• Работа с текстовым редактором

• Интернет

• Личное информационное пространство

• Средство сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети Интернет

• Общественная активность средствами сетевых коммуникаций. Общественное сообщество пользователей сайта государственных услуг. Ресурсы сообщества пользователей государственных услуг в электронном виде и практика их использования.

• Принципы работы и основные разделы портала электронного правительства.

• Облачные технологии и практика доступа к удаленным данным на портале государственных услуг

• Мобильный доступ к порталу государственных услуг населению

Как видно из тематики занятий, главная цель обучения - вовлечение человека в информационное пространство. Основными компетенциями при этом являются умения находить необходимую информацию, анализировать ее достоверность, сохранять, передавать, организовывать

личное информационное пространство, пользоваться электронными услугами, предоставляемыми различными организациями и учреждениями. При организации обучения мы столкнулись со следующими трудностями.

Во-первых, несмотря на примерно одинаковый возрастной и социальный контингент обучающихся - неработающие пенсионеры, уровень первичных знаний был очень разным. Одни не видели в глаза компьютер, другие имели электронную почту, аккаунты в соцсетях, вели активную переписку с детьми, родственниками, одноклассниками. Следовательно, обычные групповые занятия без предварительной дифференциации по уровню медиаграмотности не дают желаемого эффекта. Так на примере одной из первых групп можно отметить: за три пары занятий по теме «Общественное сообщество пользователей сайта государственных услуг. Структура портала госуслуг» большинство обучающихся смогли только зарегистрироваться на портале, более или менее заполнить личными данными кабинет пользователя и записаться через портал на прием к врачу или выйти в Пенсионный фонд. Только при включении в работу волонтеров-студентов (не более 2-3 обучающихся пенсионного возраста на одного волонтера-студента) процесс начинает продвигаться.

Во-вторых, медиаграмотность многими подменяется компьютерной грамотностью. Между тем, именно критическое отношение к медиатекстам является одной из ключевых компетенций медиаграмотного человека. Только в этом случае медиакультура сможет стать посредником и интегратором во взаимодействии между властью и обществом, социумом и личностью, разными общественными и социальными группами. Наиболее усердно слушатели осваивают инструменты сети Интернет, связанные с реализацией возможностей оплаты ЖКХ и госпошлин, приобретения железнодорожных билетов, поиска информации о социальных льготах, заказа в Интернет-магазинах (аптеках).

Анализ медиатекста традиционно понимается как «метод исследования информационного сообщения» [7. С. 16]. Медиатекст воплощен в каком-либо медиажанре (телевизионная передача (в свою очередь, имеет тематическую и жанровую классификацию) кинофильм, материал в прессе, интернет-ресурс). Трудно представить себе, что обыкновенный потребитель медиаконтента будет проводить всесторонний последовательный анализ медиатекста, который включает в себя: определение вида и статуса СМИ, жанра сообщения, поиск возможных ошибок, неточностей или заведомого искажения информации, характеристику языка, особенностей звукового решения и видеоряда, анализ художественно-изобразительных средств, определение потенциального адресата, цели медиасообщения, соответствие этих целей и средств воплощения медиатекста. Однако каждому доступен анализ на бытовом уровне и определение, насколько достоверным, художественным, безопасным с точки зрения медиасреды является то или иное информационное сообщение.

В-третьих, неумение критично воспринимать информацию может обернуться склонностью к мифологизации среды, опасностью манипулирования сознанием, отсутствием медиабезопас-ности используемого информационного пространства. О том, как появляются информационные слухи, и о механизмах мифологизации окружающего пространства в XXI веке мы уже писали в работе, посвященной рассмотрению в информационном пространстве падения Челябинского метеорита 2013 года [5. С. 121-124].

Из тем, которые не затрагивались в программе, реализуемой МФ ЧелГУ, но вызвавших интерес у обучающихся, были: обзор популярных графических редакторов, понятие о графических файлах и форматах, размеры и разрешение рисунков, стандартные средства создания, редактирования и обработки графики, даже создание комиксов с помощью компьютерной графики, также понятие о презентации, обзор популярных презентационных программ, создание презентации, темы, вставка текста и рисунков в слайды, настройка анимации и переходов слайдов.

Многие исследователи говорят о том, что медиаобразованию для людей пенсионного возраста от силы существовать еще лет 10-15, так как родившимся после 1985 года, то есть тем, кому к эпохе распространения персональных компьютеров было уже лет 10, не понадобятся курсы информационных технологий независимо от их профессии и образования. Однако, на наш взгляд, медиасреда сегодня развивается столь стремительно, что успеть за ней могут лишь те, кто следит за всеми новинками в силу своих профессиональных интересов или личностной увлеченности. Остальные с трудом ориентируются в новых возможностях интернет-ресурсов, интерактивных

медиатекстов, их раздражает обилие иностранных терминов, зависимость более молодого поколения от лайков, результатов накрутки и т.п. Кроме того, не надо забывать о небольшом, но все же существующем проценте населения, намеренно бойкотирующем информационную среду по идеологическим или религиозным соображениям, тех, кто не видит плюсов кино, телевидения, интернета. Медиакультура открывает безграничные возможности для общения, творчества, бизнеса. Поэтому к вопросам перспектив медиаобразования для людей пенсионного возраста необходимо подходить серьезно. Мы ждем от специалистов в этой области постоянно обновляющихся словарей, учебных пособий, в том числе самоучителей, а также каких-либо дискуссионных площадок, клубов, где можно было бы обсудить возникающие проблемы.

Таким образом, медиаобразование нужно рассматривать как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, а медиаобразование людей старшего поколения как важный и востребованный проект.

Список литературы

1. Луханин, И. И. Медиаобразование как средство социальной реабилитации пенсионера [Электронный ресурс] / И. И. Луханин, И. С. Напреев, И. Г. Потапенок // Медиасфера и медиаобразование. - 2015. - URL: http://www.institutemvd.by/components/ com_chronoforms5/chronoforms/ uploads/20160415110719_Luhanin_i_dr.pdf. (дата обращения: 09.10.2017).

2. Милькаманович, В. К. Социальная геронтология: учеб.-метод. комплекс [Текст] / В. К. Милькаманович. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. - 328 с.

3. Мониторинг информационного общества и обществ знаний: статистические данные [Текст] / Издание на русском языке подготовлено Е. И. Кузьминым, В. Р. Фирсовым. - СПб.: ЮНЕСКО, 2004. - С. 12.

4. Нескоромных, Н. И. Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве [Текст] / Н. И. Нескоромных, А. М. Мамадалиев // Медиаобразование. Media Education. - 2017. - № 1. - С. 163-175.

5. Савельева, Т. В. Мифологизация события в аспекте безопасности медиасреды [Текст] / Т. В. Савельева // Вестник ЧелГУ. -Челябинск: Челябинский государственный университет, 2013. - № 22 (313). - С. 121-124.

6. Хайруллина, Ю. Р. Особенности социализации пенсионеров в современном обществе (на материалах конкретно-социологических исследований в Казани) [Электронный ресурс] / Ю. Р. Хайруллина, О. В. Николаева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - № 2. -URL: http://www.vestnykeps.ru/0211/60.pdf (дата обращения: 09.10.2017).

7. Челышева, И. В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском кинообразовании: основные подходы и тенденции [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - М., 2006. -№ 2.- С. 16-21.

8. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М.: АПН, 1990. - 68 с.

MEDIA EDUCATION OF SENIORS OF THE XXI CENTURY (EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONTRACT)

Saveleva T. V., Miass Branch of Chelyabinsk State University, Miass, tatjana.saveljeva2010@yandex.ru

Indispensable condition ofsocialization of the personality during the post-labor period at the present stage of development of society is the media literacy and media culture. In work the main problems of training in the media culture of pensioners within implementation of the state order of the Ministry of the social relations of area are investigated. Media culture can become the intermediary and the integrator in interaction between the power and society, society and the personality, different public and social groups. The problems arising in the course of training are designated, ways of their decision are planned.

Keywords: media education, media literacy, socialization, retirement age, media text, electronic resources of social activity.

References

1. Luhanin, I. I. (2015), "Mediaobrazovanie kak sredstvo sotsialnoy reabilitatsii pensionera" [=Media education as a means of social rehabilitation of a pensioner], in: Mediasfera i mediaobrazovanie [=Mediosphere and media education], available at: http://www.institutemvd.by/ components/com_ chronoforms5, accessed 09.10.2017. (In Russ.).

2. Milkamanovich, V. K. (2010), Sotsialnaya gerontologiya [=Social gerontology], Minsk, RIGHTEOUS BSU, 328 p. (In Russ).

3. Monitoring informatsionnogo obschestva i obschestv znaniy: statisticheskie dannyie (2004) [=Monitoring of the information society and knowledge societies: statistical data], SPb., YuNESKO, 12 p. (In Russ.).

4. Neskoromnyih, N. I. (2017), "Strategii adaptivnogo povedeniya lits pozhilogo vozrasta v internet-prostranstve" [=Strategies for adaptive behavior of the elderly in the Internet space], in: Mediaobrazovanie [=Media education], no. 1, pp. 163-175. (In Russ.).

5. Saveleva, T. V. (2013), "Mifologizatsiya sobyitiya v aspekte bezopasnosti mediasredyi" [=Mythology of the event in the context of media security], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], no. 22 (313), pp. 121-124. (In Russ.).

6. Hayrullina, Yu. R. (2011), "Osobennosti sotsializatsii pensionerov v sovremennom obschestve (na materialah konkretno-sotsiologicheskih issledovaniy v Kazani)" [=The Peculiarities of Socialization of Pensioners in Modern Society (Based on the Data of Sociological Research in Kazan)], in: Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [=Bulletin of Economics, Law and Sociology], no. 2, available at: http:// www.vestnykeps.ru/0211/60.pdf, accessed 09.10.2017. (In Russ.).

7. Chelyisheva, I. V. (2006), "Genezis problemyi analiza mediateksta v rossiyskom kinoobrazovanii: osnovnyie podhodyi i tendentsii" [=The Genesis of the Problem of Media Text Analysis in Russian Film Education: Basic Approaches and Trends], in: Mediaobrazovanie [=Media education], no. 2, pp. 16-21. (In Russ.).

8. Sharikov, A. V. (1990), Mediaobrazovanie: mirovoy i otechestvennyiy opyit [=Media Education: World and Domestic Experience], Moscow, 68 p. (In Russ.).

Савельева Татьяна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Миасский филиал Челябинского государственного университета, Миасс.

tatjana.saveljeva2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.