Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / цифровизация / медиакультура / медиатехнологии / медиаграмотность / медиакомпетентность / медиаобразование / informatization / digitalization / media-culture / media-technology / media-literacy / media-competence / media-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.П. Кирилина, Т.Г. Везиров

В статье предложена модель формирования медиакультуры в учебно-методической деятельности преподавателя средней профессиональной образовательной организации (СПОО) на примере Астраханского колледжа культуры и искусств. Основой формирования медиакультуры личности преподавателя выступают его медиаграмотность и медиакомпетентность, умение создавать собственные медиапродукты. Проведенный анализ по выявлению медиакультуры преподавателей колледжа показал недостаточный уровень владения информационно-технологической профессиональной компетенцией. Вместе с тем СПОО имеет все необходимые предпосылки и ресурсы для внедрения и использования любых образовательных технологий. Реализация педагогических условий предполагает привлечение преподавателя к созданию собственных учебно-профессиональных медиапроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMING MEDIA-CULTURE IN TEACHING AND METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article proposes a model that serves to form media-culture in the educational and methodological activity of a teacher at a secondary vocational educational organization (SPOO) on the example of the Astrakhan College of Culture and Arts. The basis for the formation of the media-culture of the teacher is his media-literacy and media-competence, the ability to create his own media-products. The analysis to identify the media-culture of college teachers shows an insufficient level of information technology professional competence. At the same time, SPOO has all the necessary prerequisites and resources for the implementation and use of any educational technologies. The implementation of pedagogical conditions involves teachers in the creation of their own educational and professional media-projects.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

эмоциональные реакции, возникающие во взаимодействии с ребенком, уметь их контролировать и учить этому ребенка.

По окончании обучения каждый из кандидатов получает свидетельство установленного образца, которое является одним из необходимых условий для создания приёмной семьи или детского дома семейного типа и хранится в личном деле приёмного родителя и родителя-воспитателя. В процессе обучения кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению копинг-стратегий их поведения. С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Ребенку и чле-

Библиографический список

нам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой, полноценной семьей.

Таким образом, данные направления в рамках деятельности программы Школы приемных родителей создадут условия для развития и гармонизации дет-ско-родительских отношений; проведения коррекционно-развивающей работы с детьми; сформируют готовность к активному обмену опытом между специалистами и приемными родителями, повышению уровня компетентности и психолого-педагогической культуры родителей.

1. Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.10.2017 г). СЗ РФ. 1996; № 1.

2. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г N 423Available at: https://base.garant.ru/195610/

3. Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации. Приказ Минобрнауки РФ ст 20.08.2012 N 623. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134551/

4. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ. СЗ РФ. 2008; № 17, Ст. 1755

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва, 2000.

6. Морозова Е.В. Актуальные проблемы подготовки кандидатов в замещающие родители в аспекте обеспечения психологической безопасности приемных детей. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2013: 89 - 92.

7. Оснон В.Н. К концепции психологического сопровождения семьи. Психологическая наука и образование. 2009; № 3: 44 - 45.

8. Отделкина Т.Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диссертация ... кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2017.

9. Бобрышов С.В., Гузева М.В., Суменко Л.В., Кольцова И.В. и др. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебнoе пoсoбие. Москва, 2020.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Москва, 2004.

11. Терешко Е. Формы устройства ребенка в семью. Available at: http://fondiv.ru/articles/4/366/

12. Хрусталькова Н.А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированно-сти. Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008; № 3 (7): 108 - 115.

13. Bakermans-Kranenburg M.J., Bunkers K.M., DobrovaKrol N.A. et al. The development and care of institutionally-reared. Child Development Perspectives. 2012; Vol. 6, № 2: 174 - 180.

14. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D. et al. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood. Psychoneuroendocrinology. 2017; Vol. 86: 196 - 202.

15. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children. Child Development. 2010; Vd. 81: 212 - 223.

References

1. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 30.10.2017 g.). SZ RF. 1996; № 1.

2. Ob otdel'nyh voprosah osuschestvleniya opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnih grazhdan" (s izmeneniyami i dopolneniyami). Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 maya 2009 g. N 423Available at: https://base.garant.ru/195610/

3. Ob utverzhdenii trebovanij k soderzhaniyu programmy podgotovki lic, zhelayuschih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i formy svidetel'stva o prohozhdenii takoj podgotovki na territorii Rossijskoj Federacii. Prikaz Minobrnauki RF ot 20.08.2012 N 623. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_134551/

4. Ob opeke ipopechitel'stve. Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 2008 g. № 48-FZ. SZ RF. 2008; № 17, St. 1755

5. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. Moskva, 2000.

6. Morozova E.V. Aktual'nye problemy podgotovki kandidatov v zameschayuschie roditeli v aspekte obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti priemnyh detej. Psihologiya i pedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. Novosibirsk, 2013: 89 - 92.

7. Osnon V.N. K koncepcii psihologicheskogo soprovozhdeniya sem'i. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2009; № 3: 44 - 45.

8. Otdelkina T.N. Formirovanie i soprovozhdenie zameschayuschej sem'i kak formy zhizneustrojstva detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2017.

9. Bobryshov S.V., Guzeva M.V., Sumenko L.V., Kol'cova I.V. i dr. Pedagogika ipsihologiya roditel'stva i semejnogo vospitaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

10. Sirota N.A., Yaltonskij V.M. 'Effektivnye programmy profilaktiki zavisimosti ot narkotikov i drugih form zavisimogo povedeniya. Moskva, 2004.

11. Tereshko E. Formy ustrojstva rebenka v sem'yu. Available at: http://fondiv.ru/articles/4/366/

12. Hrustal'kova N.A. Pedagogicheskaya kompetentnost' u roditelej v professional'no-zameschayuschej sem'e: soderzhanie, struktura, kriterii i urovni sformirovannosti. Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2008; № 3 (7): 108 - 115.

13. Bakermans-Kranenburg M.J., Bunkers K.M., DobrovaKrol N.A. et al. The development and care of institutionally-reared. Child Development Perspectives. 2012; Vol. 6, № 2: 174 - 180.

14. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D. et al. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood. Psychoneuroendocrinology. 2017; Vol. 86: 196 - 202.

15. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children. Child Development. 2010; Vol. 81: 212 - 223.

Статья поступила в редакцию 07.05.21

УДК 378.2

Kirilina Yu.P., teacher, Astrakhan College of Culture and Art; senior teacher, Department of Applied Mathematics and Informatics, Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia), E-mail: serene06@mail.ru

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

THE MODEL OF FORMING MEDIA-CULTURE IN TEACHING AND METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER. The article proposes a model that serves to form media-culture in the educational and methodological activity of a teacher at a secondary vocational educational organization (SPOO) on the example of the Astrakhan College of Culture and Arts. The basis for the formation of the media-culture of the teacher is his media-literacy and media-competence, the ability to create his own media-products. The analysis to identify the media-culture of college teachers shows an insufficient level of information technology professional competence. At the same time, SPOO has all the necessary prerequisites and resources for the implementation and use of any educational technologies. The implementation of pedagogical conditions involves teachers in the creation of their own educational and professional media-projects.

Key words: informatization, digitalization, media-culture, media-technology, media-literacy, media-competence, media-education.

Ю.П. Кирилина, преп., ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств», ст. преп., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

университет», г. Астрахань, E-mail: serene06@mail.ru

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: timur.60@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье предложена модель формирования медиакультуры в учебно-методической деятельности преподавателя средней профессиональной образовательной организации (СПОО) на примере Астраханского колледжа культуры и искусств. Основой формирования медиакультуры личности преподавателя выступают его медиаграмотность и медиакомпетентность, умение создавать собственные медиапродукты. Проведенный анализ по выявлению медиакультуры преподавателей колледжа показал недостаточный уровень владения информационно-технологической профессиональной компетенцией. Вместе с тем СПОО имеет все необходимые предпосылки и ресурсы для внедрения и использования любых образовательных технологий. Реализация педагогических условий предполагает привлечение преподавателя к созданию собственных учебно-профессиональных медиапроектов.

Ключевые слова: информатизация, цифровизация, медиакультура, медиатехнологии, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобра-зование.

В связи с изменившимися экономическими и социокультурными условиями в условиях информатизации и цифровизации образования обозначилась проблема поиска новых подходов и приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса. С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при планировании программ обучения становится необходимым применение компетентностного подхода в профессиональной подготовке обучающихся, а также, как отмечается в государственной программе «Информационное общество на 2011 - 2020 гг», развитие информационной образовательной среды, позволяющей обеспечить равный доступ обучающихся к медиасреде, где медиакультура выступает в качестве системы уровней развития личности человека. В такой среде обучающийся способен воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа, а также является активным участником этого процесса и включает в себя культуру передачи информации и ее восприятия.

По мнению Н.А. Параниной, медиакультуру «необходимо рассматривать как механизм взаимодействия со СМИ, ориентированный не только на правильное ее толкование, но и содействующий правильному воспитанию и образованию подрастающего поколения с учетом требований, предъявляемых информационным обществом» [1].

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что медиатехнологии стали неотъемлемой частью современной цивилизации. «Медийная грамотность -способность анализировать, критиковать и усваивать информацию, распространяемую средствами массовой информации различного рода, стала жизненно важным навыком как для молодежи, так и для пожилых людей во многих странах, особенно в относительно более развитых» [2]. Медиаформат образовательного пространства и значительное влияние медиатехнологий на сознание молодежи позволяют говорить о появлении «новой парадигмы медиаобразования» [3].

Основой формирования медиакультуры личности преподавателя выступают его медиаграмотность и медиакомпетентность, которые являются целью и результатом медиаобразования - «процесса развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [4]. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности ИКТ для решения профессиональных задач [5]. В свою очередь, интеграция двух важных компонентов профессионального портрета преподавателя - информационной грамотности и медиаграмотности - позволяет говорить о его новой квалификационной характеристике - медийно-информационной грамотности, медиакомпетентности, высшим уровнем развития которой является медиакультура. Исследователи отмечают необходимость непрерывного медиа-образования преподавателя и повышения его медиакомпетентности и медиагра-мотности в целях формирования соответствующих характеристик обучающихся, мировосприятие которых во многом определяется современной насыщенной медиасредой. Обучающиеся с доверием относятся к преподавателю, владеющему технологиями медиаобразования [6], и воспринимают социальные медиа как пространство для размещения, изучения и обсуждения учебного контента [7].

Медиаграмотность педагога - осмысленный коммуникативный дискурс в рамках массовой культуры; образ мышления, который позиционирует педагога не как потребителя информации, а как языковую личность с задатками медиума, включенную в процесс медиаобразования и постигшую язык (грамматику) медиавзаимодействия [8]. Нередко в научной литературе термины «медиагра-мотность» и «информационная грамотность» употребляются как синонимы, трактующиеся как «совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить, как следует ее оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с правовыми и этическими нормами» [9]. Другие авторы считают медиаинформационную грамотность личности «системой базовых компетенций человека, позволяющих ему эффективно выстраивать коммуникационные отношения в постинформационном обществе и удовлетворять свою потребность в медиаактивности» [10].

Анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что в определении содержания и задач медиаобразования в основном преобладает технический подход и отсутствует методическое обеспечение в решении

данной проблемы, а также неготовность многих преподавателей воспринять новые реалии современного профессионального образования [11].

Таким образом, главная задача современного преподавателя средней профессиональной образовательной организации (СПОО) - определить условия и методы использования средств новых информационных и медиакультурных технологий. Проведенный анализ по выявлению медиакультуры преподавателей колледжа показал также недостаточный уровень владения информационно-технологической профессиональной компетенции. Вместе с тем СПОО имеет все необходимые предпосылки и ресурсы для внедрения и использования любых образовательных технологий (Т.Ю. Ломакина, М.П Сергеева); развитие субъектности обучающихся, их творческих способностей как условие развития медиакультуры; может быть тесно связано с проектной и исследовательски-проектной деятельностью.

Анализ возможностей образовательной среды колледжа подтвердил, что предложенные условия не противоречат, а, напротив, отвечают требованиям к современному образовательному процессу, заключающимся в изменении характера образовательной деятельности педагогов и обучающихся от репродук-тивно-потребительского к проективно-творческому. Реализация педагогических условий предполагает привлечение преподавателя к созданию собственных учебно-профессиональных медиапроектов, медиапродуктов, что позволит решить еще одну проблему, характерную для системы СПОО. В настоящее время сформированные умения не всегда отвечают меняющимся требованиям. Поэтому преподаватель СПОО должен уметь самостоятельно применять полученные знания в новых ситуациях, в новом профессиональном контексте [12].

В учебных планах специальностях 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), 51.02.03 Библиотековедение Астраханского колледжа культуры и искусств ФПОС СПО определены дисциплины, призванные формировать медиакультуру: «Информационные технологии», «Информационные ресурсы», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», «Мультимедийные технологии», «Интернет-технологии», «Программное обеспечение», «Информационная безопасность», «Компьютерный дизайн», «Базы данных, компьютерные справоч-но-правовые системы».

Несмотря на то, что преподаватели используют в педагогической деятельности ИКТ-средства, в образовательных учреждениях этот потенциал применяется недостаточно активно. Это происходит из-за отсутствия технологии формирования медиакультуры в учебно-методической деятельности СПОО.

Потовность преподавателей, создание медиакультурной образовательной среды в совокупности обеспечивают формирование медиакультуры преподавателей в учебно-методической деятельности. Преподавателями были разработаны банки информационных ресурсов для каждой дисциплины, позволяющие обучающимся самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, анализировать и критически оценивать медиатексты; задания для самостоятельной работы, интегрирующие учебное и профессиональное содержание, электронные образовательные ресурсы. Таким образом, анализ результатов формирующего этапа эксперимента показал положительную динамику всех показателей.

Безусловно, некоторую роль в повышении уровня медиакультуры преподавателей играет их общее культурное, личностное, профессиональное развитие в учебно-методической деятельности. Данные наблюдения, а также диагностические результаты педагогического эксперимента позволяют нам сделать вывод о правомерности и целесообразности педагогических условий формирования ме-диакультуры преподавателей в учебно-методической деятельности СПОО.

На основе теоретического анализа проблемы исследования нами предлагается следующая модель формирования медиакультуры в учебно-методической деятельности преподавателя СПОО (рис. 1).

В формировании медиакультуры преподавателя акцент должен быть сделан, прежде всего, на решении медиаобразовательных задач, использовании медиаобразовательных методик и технологий, методов контекстного обучения на основе ИКТ-средств, актуализирующих практические навыки в области ме-диаобразования и дающих возможность получить опыт применения элементов медиасреды в учебном процессе.

С использованием возможностей медиатехнологий в учебно-методической деятельности в Астраханском колледже культуры и искусств занятия проходят более эффективно, творчески, продуктивно, что позволяет формировать медиа-культуру всех участников образовательного процесса.

Рис. 1. Модель формирования медиакультуры в учебно-методической деятельности преподавателя СПОО

Таким образом, использование ИКТ-средств, облачных технологий на учебных занятиях - незаменимый инструментвработесовременного педагога. Квалификация преподавателя влияет на уровень компетентности студентов: чем выше квалификация преподавателя, тем выше ИКТ-компетенрннста еносбу-дентов. Слабая материально-техническая база образовательной организации и нежелание преподавателей повышать свою медиакультуру - главные факторы, на наш взгляд, тормозящие современные образовательные процессы. В каждой образовательной организации необходимо создать мощную материально-техни-

Библиографический список

ческую базу (компьютерная и оргтехника, интерактивные доски, Интернет и др.), обучить персонал для развития медиаобразовательных умений преподавателей и студентов.

В ходе опытно-экспериментальной работы большинство педагогов колледжа культуры и искусств демонстрирует творческий уровень развития меди-акультуры, наиболее слабо у преподавателей развит информационно-коммуникационный уровень. В целом анализ и интерпретация результатов показали положительную динамику всех показателей.

1. Паранина Н.А. Педагогическая технология развития медиакультуры студентов в системе дистанционного обучения. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014; № 1 (27): 252 - 254.

2. Harryl.I.Medialiteracy andculturein theageofnewinformationandcommunicationtechnologies. InternationalJournalofCommunication.2017;Vol. 13,№1:86-101.

3. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005.

4. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004.

5. ФедоровА.В. Медиаобразование:историяи теория.Москва,2015.

6. Mazer J.P., Murphy R.E., Simonds C.J. The effects of teacher self_disclosure via Facebook on teacher credibility. Learning, Media and Technology. 2009; Vol. 34: 175 - 183.

7. Brown C., Czerniewicz L., Noakes T. Online content creation: looking at students' social media practices through a Connected Learning lens. Learning, Media and Technology. 2016;Vol.41:140 -159.

8. Антонова Л.Г Изучение медиаграмотности современной языковой личности. Медиа. Информация. Коммуникация. 2014; № 10: 12 - 14.

9. Григорьев В.В., Кузьмин Е.И. Медиа- и информационная грамотность: новое понятие, контекст, всероссийская конференция. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: медиа- и информационная грамотность в информационном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МЦБС, 2014: 232 - 234.

10. ЖилавскаяИ.В. Медиаобразованиемолодежи.Москва: РИЦМГГУим.М.А. Шолохова,2013.

11. Везиров Т.Г, Абдулаева А.К., Абдулаева П.З. Формирование медиакультуры будущих специалистов в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования. Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практическойконференциисмеждународнымучастием. Казань,2016:48 -51.

12. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Оценка медиакультуры учителя как компонента его квалификационного портрета. Образование и наука. 2018; Т. 20, № 4.

References

1. Paranina N.A. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya mediakul'tury studentov v sisteme distancionnogo obucheniya. Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 1 (27): 252 - 254.

2. Harry I.I. Media literacy and culture in the age of new information and communication technologies. International Journal of Communication. 2017; Vol. 13, № 1: 86 - 101.

3. Fedorov A.V. Mediaobrazovaniebuduschihpedagogov. Taganrog,2005.

4. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost'. Taganrog, 2004.

5. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya. Moskva, 2015.

6. MazerJ.P.,Murphy R.E.,SimondsC.J. Theeffectsofteacherself_disclosureviaFacebookonteachercredibility. Learning, MediaandTechnology.2009;Vol.34:175 -183.

7. Brown C., Czerniewicz L., Noakes T. Online content creation: looking at students' social media practices through a Connected Learning lens. Learning, Media and Technology. 2016; Vol. 41: 140 - 159.

8. AntonovaL.G.Izuchenie mediagramotnosti sovremennojyazykovojlichnosti. Media.Informaciya.Kommunikaciya.2014; № 10:12 -14.

9. Grigor'ev V.V., Kuz'min E.I. Media- i informacionnaya gramotnosf: novoe ponyatie, kontekst, vserossijskaya konferenciya. Medijno-informacionnaya gramotnost'v Rossii: doroga v buduschee: media- i informacionnaya gramotnost' v informacionnom obschestve: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva: MCBS, 2014: 232 - 234.

10. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhi. Moskva: RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2013.

11. Vezirov T.G., Abdulaeva A.K., Abdulaeva P.Z. Formirovanie mediakul'tury buduschih specialistov v usloviyah informatizacii, massovoj kommunikacii i globalizacii obrazovaniya. Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kazan', 2016: 48 - 51.

12. Boronenko T.A., Kajsina A.V., Fedotova V.S. Ocenka mediakul'tury uchitelya kak komponenta ego kvalifikacionnogo portreta. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20, № 4.

Статья поступила в редакцию 07.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.