Научная статья на тему 'Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ'

Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1145
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / АРТ-КРИТИКА / МЕДИАКРИТИКА / ПОЗНАНИЕ / ОЦЕНКА / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Короченский А. П.

Различные области творческо-критической деятельности от литературной критики до кинокритики традиционно рассматриваются главным образом как оценочная деятельность. При этом не учитывается дуальная природа критики как познавательно-оценочной деятельности, хотя оценка без познания оцениваемых явлений не может быть действительной. Свойство критики как когнитивного и одновременно социально-ориентирующего, регулирующего феномена рельефно проявляется в ме-диакритике современной критике средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ»

УДК 316.776

МЕДИАКРИТИКА КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ

Различные области творческо-критической деятельности - от литературной критики до кинокритики - традиционно рассматриваются главным образом как оценочная деятельность. При этом не учитывается дуальная природа критики как познавательно-оценочной деятельности, хотя оценка без познания оцениваемых явлений не может быть действительной. Свойство критики как когнитивного и одновременно социально-ориентирующего, регулирующего феномена рельефно проявляется в ме-диакритике - современной критике средств массовой информации.

Ключевые слова: критика, арт-критика, медиакритика, познание, оценка, СМИ.

Критическое познание охватывает составную часть человекосотворенного мира - духовного и материального, определяемую как культура. Расширительное определение культуры характеризует её как имеющую знаковую природу систему кодирования, воспроизводства и передачи добытых человечеством знаний во времени и пространстве. Эта система пронизывает все сферы духовной и материально-предметной деятельности, обеспечивая как накопление, селекцию, репродукцию знания, цивилизацион-ного опыта, исторической памяти, так и производство, распространение новых знаний и умений в процессе социальной коммуникации.

Критику можно охарактеризовать как самопознание, саморефлексию культуры -однако с оговоркой, что это критическое самопознание дополняется изучением отношений культуры с естественным миром и с многообразной социальной практикой -поскольку человек, выступающий в качестве познающего субъекта, включен не только в систему культуры, но и в более обширную систему общественных отношений, в систему взаимодействия с природной средой.

Критика способствует продуктивной селекции накопленных знаний и исторического опыта, их выборочной социальной ретрансляции. Она охватывает процессы социальной коммуникации, обеспечивающие распространение культуры в обществе, поскольку они также нуждаются в критической проверке на эффективность, адекватность общественным потребностям. Критическое познание культуры предусматривает не только определение её качеств и особенностей, проявляющихся на данном этапе развития общества, но также выявление и отрицание знаний и опыта, не отвечающих критериям истинности либо исторически и социально исчерпавших себя, и потому не выдерживающих проверку критическим разумом и социальной практикой.

Через критику, предполагающую конструктивное сомнение, критическое суждение, проверку на истинность через соотнесение с критериями рациональности и с практикой, осуществляется определение ценности накопленных человечеством и приобретаемых им новых знаний. Благодаря критике обеспечивается испытание текущей ценности исторического культурного опыта через его проверку на адекватность развивающейся общественной практике, на соответствие определенным социальным и культурным идеалам и нормативам, сложившимся на данном этапе развития общества.

Критика осуществляет также постоянную ревизию действующих социально-культурных нормативов, отрицая при этом одни нормативы и утверждая другие, и способствует культивированию и обновлению различных социально-нормативных систем (идейных, этических, эстетических, профессиональных, поведенческих и пр.), призванных регулировать деятельность людей в обществе. Таким образом критика

А.П. Короченский

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

Korochensky @ bsu. edu.ru

реализует свою социально-ориентирующую, регулирующую роль.

В институте критики воплощен синтез познания и социальной ориентации, осуществляемой через познавательную операцию оценивания, воплощающую двуединую сущность критики как когнитивного феномена и вместе с тем явления общественной регуляции. Не удивительно, что в современном мире наряду с традиционными видами арт-критики (литературной, музыкальной, театральной, кинематографической и пр.) получили развитие критика архитектуры, дизайна - а также и кулинарная критика, когда обозревается и подвергается критической оценке искусство представителей различных кулинарных школ и ресторанов, либо производится критическое рассмотрение продукции ав-топрома в различных телевизионных специализированных автомобильных программах и журналах-автообозрениях.

В условиях нарастающей медиатизации современного социума, когда СМИ приобрели невиданное распространение и беспрецедентное воздействие на политическую и общественную жизнь, культурные процессы, всё большее значение приобретает относительно новая область критического творчества - критика средств массовой информации (медиакритика).

Основным материалом для анализа, интерпретации и оценки в критике средств массовой информации являются опубликованные медийные произведения (медиа-тексты), весь содержательный комплекс СМИ. Критическому рассмотрению подвергаются содержательные и формальные аспекты медийных произведений (медиатек-стов), являющихся продуктом деятельности журналистов и других творческих работников, а также репродуктивного воспроизведения в средствах массовой информации творческих работ (музыкальных произведений, кинофильмов и т.д.), созданных вне медийных организаций.

В содержании периодических изданий, в передачах радио и телевидения велика доля форм и жанров, свойственных искусству либо пограничным с ним областям творчества, а также гибридных, смешанных документально-художественных форм. Включаемые в содержание СМИ, они приобретают новые коммуникационные характеристики, выступая в качестве медиатекстов. Это объясняет их нахождение в поле зрения отечественных и зарубежных критиков СМИ, которые анализируют и оценивают как журналистский компонент медийного содержания, так и другие его компоненты (художественный, рекламный, справочный). По этой причине медиакритике свойственна близость к другим областям критико-журналистского творчества - кинокритике, литературной, театральной, музыкальной критике - вплоть до взаимопроникновения. Одним из примеров такого взаимопроникновения является критико-журналистское творчество некоторых авторов публикаций в разделе "Media" журнала "Искусство кино", которое охватывает проблематику телевещания и Интернета, не имеющую отношения к кинематографу или к кинопоказу по ТВ.

Сегодня, когда периодическая печать, радио и телевидение превратились в разветвлённый высокотехнологичный информационно-экономический комплекс, действующий под влиянием рыночных законов спроса и предложения, конкуренции и взаимовлияния, представляется недостаточной преимущественная концентрация внимания критиков на анализе медийного содержания, а также на рассмотрении творческого вклада их создателей. Критическое познание медиатекстов не может быть адекватным и исчерпывающим без учёта влияния разнообразных факторов информационного производства и социальной среды на процесс создания медиаконтента и интеракции СМИ и их аудитории.

Функционирование средств массовой информации включает три ключевых элемента, являющихся объектом внимания медиакритики: текстопорождение (создание медийного содержания), медиатексты как таковые, социальная «жизнь» опубликованным медиатекстов.

Под текстопорождением понимается сложная многоступенчатая деятельность по подготовке медиатекста - от изучения автором социальной действительности и рождения творческого замысла до его воплощения в условиях реального информаци-

онного производства. В силу особенностей информационного производства в СМИ как индивидуально-коллективной деятельности в рамках медийной организации тексто-прождение включает в себя как личные творческие и организационные усилия авторов-создателей медиатекстов, так и (со)участие других сотрудников медийной организации в производстве этих текстов. Профессиональные коммуникаторы, работающие для СМИ, включены в систему отношений микросоциума - медийной организации.

В современных условиях деятельность средств массовой информации представляет собой сложный сплав творчества, коммерческого расчёта и технологического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы.

Журналисты, другие творческие работники средств массовой информации, обычно действуют в качестве членов редакционной команды, сотрудников медийной организации, представителей определённого профессионального сообщества, подчиняясь при этом определённой корпоративной политике и будучи обязанными придерживаться определённых профессиональных стандартов. Они обязаны подчиняться организационным схемам служебного взаимодействия сотрудников, действующим в их медийной организации. Даже если создатели контента связаны с медийной организацией договорными отношениями, в формировании их условий последнее слово остаётся за организацией. Эта же организация осуществляет селекцию произведений, предназначаемых для репродукции в качестве медиатекстов (художественных и документальных фильмов, музыкальных записей и пр.).

Поэтому, признавая важность критического рассмотрения наиболее важных индивидуально-творческих аспектов работы создателей медиатекстов, необходимо также уделять пристальное внимание организационным и другим значимым сторонам их деятельности по созданию медийного содержания. В первую очередь речь идёт об экономических аспектах информационного производства, во многом определяющих в наши дни деятельность создателей медиаконтента в условиях рынка.

В условиях высокотехнологичного информационного производства всё более значимыми становятся и технологические аспекты текстопорождения. Технологии, используемые в информационном производстве (особенно на телевидении), зачастую имеют определяющее значение при реализации творческих замыслов создателей медиаконтента. В некоторых случаях значимыми являются правовые и профессионально-этические аспекты текстопорождения в недрах медийной организации.

Медиакритика обязана познавать и оценивать не только микроконтекст текстопорождения, обусловленный внутриорганизационным взаимодействием создателей содержания СМИ, но и его социальный макроконтекст. Деятельность творцов медиаконтента так или иначе вписана в систему отношений данного общества, испытывает влияние доминирующих в нём экономических, идеологических, культурных, правовых, эстетических и морально-этических установок и нормативов, которые не могут не оказывать влияние на создаваемые медиатексты. Так, например, появление и эволюция медийных форматов в условиях рыночного функционирования СМИ тесно связана с состоянием конъюнктуры рынка. В наши дни медиакритики и практики всё чаще говорят о «диктате» медийных форматов, превратившихся в некое подобие «прокрустова ложа», радикально ограничивающего творческое самовыражение коммуникаторов. Неучёт экономических причин возникновения этого явления серьезно ограничивает его критическое познание.

Определение общественного значения и ценности медийного содержания требует критического его изучения в контексте, формируемом социальной средой функционирования СМИ. Медиакритика способна выявлять степень адекватности и полноты отображения социальных явлений и процессов в СМИ, соотнося с объективной реальностью картины и образы действительности, сформированные средствами массовой информации. Она определяет возможные искажения и когнитивные "дыры", об-

разующиеся в случаях, когда создатели медийного содержания невольно или преднамеренно опускают часть информации, необходимой аудитории для адекватного знания и понимания общественных реалий. Таким образом медиакритика выявляет степень социального реализма средств массовой информации. Изучение идеальной картины реальности, формируемой средствами массовой информации, с целью определения степени её социального реализма неразрывно связано в медиакритике с познанием общества, социальных явлений и процессов, поскольку именно исследование социальной практики и взаимодействия общества со средствами массовой информации даёт ключ к исследованию картины мира, отображаемой в печатной и электронной прессе, на истинность. При определении степени истинности этой картины критик выступает в роли партнёра аудитории СМИ, которая объективно нуждается в высокой степени социального реализма печатной и электронной прессы. Социальный реализм средств массовой информации является важным условием эффективной адаптации аудитории к условиям общественной среды и подготовки к рациональному преобразующему воздействию на эту среду.

Учитывая беспрецедентно возросшую социальную роль печатной и электронной прессы, специфику её функционирования в современных условиях, медиакритика обязана постоянно держать в поле зрения многообразные отношения средств массовой информации с обществом, с различными его институтами. В этих отношениях печатная и электронная пресса может представать не только в роли поставщика актуальной социальной информации, знаний об непрерывно изменяющемся окружающем мире, но и в качестве инструмента духовного управления обществом, средства обеспечения обратной связи между гражданами и властями. Всё это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации. Медиакритика, воплощённая в журналистских текстах (именуемая иначе журналистской критикой СМИ или журналистской медиак-ритикой) может быть определена как оперативное оценочное познание социального функционирования средств массовой информации

Медийная критика представляет собой единое комплексное, системное явление. В современных условиях усиливается взаимовлияние и взаимозависимость разнородных средств массовой информации, которые действуют в системе, образуют единый социальный институт. В силу этого существуют объективная основа и необходимость изучения в рамках медиакритики деятельность критиков СМИ, представляющих различные критико-журналистские специализации (критика периодической печати, телекритика, критика радио, критика Интернет-коммуникаций). Данные специализации не могут рассматриваться в отдельности, в отрыве друг от друга - несмотря на то, что каждая из них имеет определённую специфику, производную от особенностей той или иной медийной отрасли. Потребность в комплексном, системном критическом анализе, интерпретации и оценке СМИ будет увеличиваться по мере развития происходящих уже сегодня процессов конвергенции средств массовой информации - например, в форме Интернет-вещания, которое предлагает аудитории синтетичный контент, сочетающий разнородные медиатексты всех типов.

Изучение состава авторов медиакритических публикаций позволило выявить, что в настоящее время журналистской деятельностью, имеющей целью критическое познание и оценку медийной практики и связей прессы с обществом, занимаются три основные группы (типа) критиков. К первой относятся учёные и исследователи массовых коммуникаций, представляющие как журналистскую науку, так и другие области общественных и гуманитарных наук (социологию, психологию, искусствоведение, киноведение и пр.). К данной группе принадлежат Б. Борецкий, С. Муратов, Т. Адамьянц и другие представители академического сообщества, совмещающие исследования с критико-журналистской деятельностью в научной, профессиональной и массовой прессе. Вторую группу составляют профессиональные коммуникаторы (сотрудники медийных организаций). Третья группа состоит из активистов-общественников, занимающихся критико-

журналистской деятельностью в целях воздействия на общественное мнение и медийную практику с позиций и от имени гражданского общества. Общественные активисты, занимающиеся медиакритикой, зачастую имеют опыт практической работы в редакциях и (или) журналистское образование. Основными типами аудитории произведений медиак-ритиков являются: сообщества профессионалов - создателей медийного содержания; академические сообщества исследователей массовых коммуникаций; массовая аудитория СМИ - что не исключает и обращения критиков к смешанной аудитории. Наиболее значительные произведения медиакритики вызвали дискуссии и получили большой резонанс как в сообществах медийных профессионалов, так и в обществе в целом.

К настоящему времени сформированы три вида медиакритической деятельности, дифференцирующиеся по субъектно-объектным признакам: l) научно-экспертная; 2) «внутрицеховая» (внутрикорпоративная); з) массовая медиакритика, обращенная к широким общественным кругам. Медиакритическая активность представителей гражданского общества позволяет отметить начало формирования четвертого вида, условно именуемого гражданской медиакритикой.

Медиакритике в её «внутрицеховой» и массовой ипостасях, когда журналисты должны подвергать критическому разбору и оценке деятельность своих же коллег по медийному «цеху», свойственная определённая корпоративная ограниченность. С учётом этого перпспективнымы представляются как развитие «перекрестной» критики (например, когда деятельность телевидения подвергается анализу в периодических изданиях и сетевой прессе, а критические обзоры печатной прессы включены в телепрограммы), так и дальнейший прогресс научно-экспертной и гражданской критики средств массовой информации.

Познавая и оценивая деятельность СМИ, медиакритики способны осуществлять «подгонку» медийного комплекса под общественные потребности, помогая профессиональным коммуникаторам и аудитории лучше разобраться в процессах, происходящие в медиасфере, и сформировать определенное общественное мнение по отношению к ним. В свою очередь, изменение отношения потребителей контента к СМИ способно вызвать корректировку в деятельности производителей медийного содержания, разворачивая её от обслуживания узких экономико-корпоративных интересов к служению обществу.

Список литературы

1. Можейко М.А. Критика как феномен культуры: этапы исторической эколюции. // Время. Искусство. Критика. Сборник научных трудов под ред. Л.П. Саенковой. Вып. 2 - Белорусский госуниверситет - Минск - 2010.

2. Хойт М. Кому и зачем нужна медиакритика? // Журналистика и медиаобразование -2010. Сб. трудов IV Международнеой научно-практической конференции. НИУ «БелГУ» -Белгород - 2010.

MEDIA CRITICISM AS VALUATION-COGNITION CREATIVE ACTIVITY

Different kinds of criticism - in the field between literary criticism to cinema criticism - traditionally seems predominantly as an valuation creative activity. But the essence of criticism really is dual because this phenomenon has as cognitive and in the same time social-regulative functions. Valuation without cognition is non-valid, and the criticism without capacity to produce the influence to society is non-valid too.

Key words: criticism, art-criticism, cognition, valuation, mass media.

А. P. Korochensky

Belgorod

State

University

e-mail:

Korochensky @ bsu. edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.