А. КОРОЧЕНСКИЙ, профессор Ростовский государственный университет
Концепции медиаобразования имеют общую нацеленность на формирование новой коммуникационной культуры, адекватной современной информационной эпохе, в частности - на развитие у обучаемых способностей к самостоятельной критической оценке медийного содержания, наряду с пониманием особенностей социального функционирования средств массовой информации, использования ими различных выразительных средств. Критика медиатекстов является одним из важнейших компонентов медиаобра-зовательной деятельности (как и в чьих интересах они создаются, как они структурированы, что они означают, как представляют реальность и как это представление «прочитывается аудиторией»), а также способствует организации плодотворного взаимодействия масс-медиа и человека, СМИ и общества.
В новейших концепциях медиаобра-зования большое внимание уделяется выработке активных подходов к медийному содержанию с акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практического опыта выявления ложных сведений и искажений в медиатекстах, на выработку стойкого иммунитета против ма-нипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной прессой. Медиаобразование все чаще рассматривается в контексте развития демократии, прав человека, формирования активной общественной позиции людей, их гражданской и политической культуры, а также уме-
Медиакритика и медиаобразование
ния продуктивно взаимодействовать с масс-медиа в качестве субъектов информирования, что чрезвычайно важно в условиях возрастающей интерактивности массовых коммуникаций в современном медиатизированном обществе. Критически мыслящая, социально активная коммуникативная личность, свободно и осмысленно общающаяся с масс-медиа, является идеалом, высшим достижением гуманистически-ориентированного медиаобра-зования.
В ряде стран мира медиаобразова-ние уже превращено в составную часть «формального» (школьного, высшего) образования, дополняемого деятельностью «параллельной школы» - разнообразных культурно-просветительских институтов, работающих с детьми и взрослыми. В наши дни всё большее распространение получает понимание медиаобразования как долговременной образовательно-просветительской деятельности, нацеленной на непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации - информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия [1].
Сфера массовых коммуникаций находится сегодня в процессе революционных изменений, которые требуют от аудитории постоянного обновления познавательного инструментария и прагматических навыков, необходимых для эффективного общения с масс-ме-
диа. В связи с этим вполне закономерны следующие вопросы:
♦ Осуществимо ли медиаобразова-ние вне существующей системы институтов образования и просвещения?
♦ Какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться непрерывное, «пожизненное» развитие коммуникационной культуры граждан, повышение уровня их рационально-критической автономии в общении с масс-медиа?
В формировании современной коммуникационной культуры должны и могут участвовать не только институты «формального» образования и просвещения, но и структуры гражданского общества, средства массовой информации, журналистика и публицистика, располагающие большим потенциалом распространения знаний и развития коммуникационного опыта граждан. Особая роль в этом принадлежит медиакритике - области современной журналистики, осуществляющей критическое осмысление и оценку медиаконтента, всего комплекса проблем социального функционирования масс-медиа.
Медиакритика
Критика предполагает конструктивное сомнение, рациональную проверку накопленного обществом коммуникационного опыта на правдивость и ценность. Благодаря критике, осуществляется постоянная ревизия действующих социально-культурных и иных нормативов в сфере массовой коммуникации, что способствует обновлению и развитию медиакультуры. Таким образом, критика реализует социально-ориентирующую, регулирующую роль в сфере массовых коммуникаций.
В англоязычной литературе термин «media criticism» (медиакритика) применяется для обозначения различных,
хотя и взаимосвязанных явлений. Во-первых, он относится к научному анализу деятельности масс-медиа в исследовательских работах. В этом случае речь идёт о компоненте науки о массовых коммуникациях, нацеленном на оперативное познание и оценку текущей медийной практики на основе применения научных методов. Во-вторых, термин используется применительно к области журналистского творчества, связанного с критико-оценочным познанием медийного содержания и актуальных проблем социального функционирования масс-медиа, - то есть к журналистской критике средств массовой информации, для которой характерно сочетание научного знания с практическим познанием.
Теоретики медиобразования рассматривают медиакритику как элемент педагогической деятельности, нацеленной на обучение и воспитание личности с помощью и на материале масс-медиа с целью формирования культуры общения с ним, а также развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты [2]. При этом понятию «медиакритика» придаётся расширительный смысл: оно охватывает не только и не столько крити-ко-журналистское творчество, но прежде всего производимый в ходе образовательного процесса критический разбор медиатекстов и проблем социального функционирования масс-медиа (кроме периодической печати, телевидения, радиовещания и сетевой прессы, сюда включаются также кино и видео).
Медиакритика является областью современной журналистики, осуществляющей критическое осмысление и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой ин-
формации и производимого ими контента.
В зависимости от состава авторов, аудиторного предназначения критико-журналистских произведений, а также особенностей их содержания медиа-критика предстаёт в трёх взаимосвязанных видах: академической, профессиональной и массовой критики СМИ. Академическая медиакритика развивается в формате научной журналистики, адресованной главным образом исследователям масс-медиа. Внутрикорпоративная представлена работами критиков из числа медиапрофессиона-лов и обращена к «цеховым» сообществам журналистов и других создателей медийного содержания. Произведения массовой медиакритики предназначены для широкой аудитории. Три названных вида медиакритики образуют в совокупности сложное системное триединство, представляющее собой одно из базовых свойств этого явления журналистики.
Медиакритическая журналистская деятельность может осуществляться в различных формах от имени и под эгидой общественных движений, ассоциаций и групп. Данные ее формы, характеризуемые как общественные (гражданские), обеспечивают развитие диалога и взаимодействия между средствами массовой информации и гражданским обществом. В условиях идейно-политического плюрализма и демократии медиакритика обеспечивает публичное выражение существующего многообразия взглядов на деятельность средств массовой информации, способствует развитию общественных дискуссий по проблемам социального функционирования печатной и электронной прессы, выработке согласованных позиций и решений, нацеленных на удовлетворение потребностей общества в массовой информации и на совершенствование деятельности СМИ, государственной
информационной политики и правовой среды функционирования масс-медиа.
Просветительский потенциал журналистской медиакритики
Журналистике, отвечающей своему общественному предназначению, свойствен элемент педагогики, популяризации научных знаний, что роднит её с институтами образования и просвещения. Журналистика способна воздействовать на широкую аудиторию, используя при этом как логико-понятийные, так эмоционально-образные ресурсы - что также свойственно педагогике.
Любая организация образования основывается на систематической передаче знаний обучаемым - главным образом в форме постулированного знания, не предусматривающей его критическое осмысление (при этом авторитарные образовательные модели предусматривают передачу знания без специальной процедуры обоснования его истинности). Педагогическая деятельность, основанная на передаче такого рода знания, часто порождает инерционные тенденции как в самой системе образования, так и - опосредованно - в обществе. В этом смысле любая система образования является консервативной.
Журналистика является более динамичной системой, способной быстрее реагировать на изменяющиеся социальные условия и потребности общества. Выполняя свою просветительскую функцию, она способна оказывать существенное влияние на социализацию и ресоциализацию людей, оперативно реагируя на радикальные изменения общественной среды - в частности, те перемены, которые порождены стремительным прогрессом массовых коммуникаций. Деятельность образовательно-просветительских институтов обычно продолжительна по време-
ни и охватывает лишь отдельные ограниченные категории населения. Журналистские же произведения способны оказывать оперативное воздействие на самую широкую аудиторию. В современном медиатизированном обществе возможности массового воздействия журналистики превосходят потенциал системы образования и просвещения - хотя журналистика существенно уступает последней в систематичности и упорядоченности распространения знаний.
Журналистская критика СМИ является фактором непрерывного воздействия на аудиторию, когда критические произведения регулярно публикуются в специализированных изданиях, постоянных разделах и рубриках, программах на радио и ТВ. Базовой характеристикой медиакритики является её актуальность, обращенность к важнейшим проблемам текущей медийной практики. Лучшие образцы медиакритики гармонично сочетают в себе свойства научности и публицистичности, мобилизуют познавательную активность аудитории, её активно-критическое восприятие медийного содержания. Демонстрируемые в журналистских произведениях конкретные примеры и схемы критического разбора медиатекстов способствуют накоплению у реципиентов познавательного опыта, необходимого для самостоятельного анализа, интерпретации, оценки контента и его презентации в СМИ.
Посвященные различным аспектам медийной практики, произведения критиков СМИ способствуют ознакомлению публики с социальной ролью и механизмами функционирования масс-медиа, с нормами и правилами профессиональной деятельности журналистов и других творческих работников - участников создания медиаконтента. Такая осведомленность облегчает формирование более взвешенного и осоз-
нанно-критичного отношения граждан к средствам массовой информации. Это, в свою очередь, может способствовать как сокращению возможностей медийного манипулирования аудиторией в политических и коммерческих целях, так и более чёткому осознанию и выражению гражданами своих информационных прав и интересов.
Гуманистически-ориентированные медиакритика и медиаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности, во многом совпадающими по своим целям и задачам, но существенно различающимися по применяемым технологиям воздействия.
Особенно наглядным их взаимопроникновение становится в тех случаях, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию. Журналистская медиакритика с её развивающим потенциалом способна существенно дополнить усилия медиапеда-гогов. Публикуемые произведения критиков СМИ вооружают педагогов -представителей медиаобразования ценным материалом для совершенствования содержания образовательного процесса, для дидактического применения в ходе обучения. В свою очередь, педагоги могут и должны использовать потенциал медиакритической журналистики для трансляции в общество медиаобразовательных знаний [3].
Современное состояние
Социально-политические и экономические перемены постсоветского периода в сочетании со взрывообраз-ным развитием новейших форм массовой коммуникации стимулировали радикальное обновление подходов к кри-тико-журналистскому анализу, интерпретации, оценке явлений и процессов в медийной сфере.
В последние годы на фоне усиливающегося общественного недовольства
некоторыми негативными тенденциями в медийной сфере наблюдается активизация российской журналистской критики СМИ. Произведения отечественной внутрикорпоративной медиакрити-ки публикуются в основном на страницах профессиональных изданий - главным образом журнала «Журналист», «российско-европейского журнала о медиа» «Среdа», а также издававшегося в 1999-2002 гг. «журнала о российских СМИ» - «Профессия - журналист». Научно-критическая журналистика развивается главным образом в изданиях, выпускаемых при факультетах и отделениях журналистики российских университетов. Этому способствует, в частности, создание при факультете журналистики МГУ журнала «Ме-ди@льманах» (2003) и сетевого издания «Медиаскоп» (2004), где публикуются преимущественно произведения меди-акритиков - представителей академического сообщества. Заметным общественным явлением стали медиакрити-ческие публикации в журнале «Искусство кино», некоторых «толстых» общественно-политических и литературных журналах. Существенно расширились возможности для влияния журналистской медиакритики на широкую российскую аудиторию: в газетах и журналах существуют колонки медийных обозревателей; постоянные крити-ческо-обзорные разделы, рубрики, программы появились в массовых периодических изданиях, на телевидении.
Оформились различные специализации творческо-журналистской деятельности в области медиакритики. Наряду с критикой телевидения, развивается критика периодической печати, радиовещания, зарождается критика сетевой прессы. Отмечены образцы высокопрофессиональной работы в области журналистской медиакритики. К их числу относятся в первую очередь публикации Р. Борецкого, С. Му-
ратова, А. Вартанова, К. Разлогова, И. Петровской и др.
Беспрецедентное развитие журналистской медиакритики наблюдается ныне в ряде зарубежных стран [4]. Исследователи характеризуют медиакри-тику как цивилизующий фактор, который способствует, в частности, нейтрализации и коррекции некоторых негативных проявлений в деятельности масс-медиа и в их информационном взаимодействии с обществом - в частности, тенденций, порождённых нерегулируемым или недостаточно эффективно регулируемым развитием рыночных отношений в медийной сфере и чрезмерной коммерциализацией массово-информационной деятельности [5]. Ряд видных представителей американской академической медиакритики (Дж. Гербнер, Р. МакЧесни и др.) одновременно являются и деятелями системы медиаобразования, участвуя в работе Фонда медиаобразования (MEF), Акции «Коалиция за медиаобразова-ние» (ACME) и других медиаобразова-тельных организаций.
Российская журналистская медиа-критика, пока еще не вышедшая из стадии становления, тем не менее способна поддержать усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа СМИ, в развитии гражданской активности в отношении печатной и электронной прессы. Медиакритика способна отчасти компенсировать нынешнюю неразвитость отечественной системы «формального» образования и «параллельной школы» в области медиаобразования - в частности, участвуя в развитии коммуникационной культуры взрослых россиян. Теоретик отечественного медиаобразования А.В. Федоров заметил: «На наш взгляд, именно медиакритика (в прессе и Интернете), обращённая не только к ме-
диапрофессионалам, но и к широкой аудитории, может осуществить так называемое «пожизненное» медиаобра-зование самых широких слоёв общества» [6].
Однако родственные области - ме-диаобразование и медиакритика - до недавнего времени развивались изолированно друг от друга. Ряд педагогов, ведущих медиаобразовательную деятельность (А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.) совмещают педагогическую и исследовательскую работу в области ме-диаобразования с подготовкой и опубликованием критико-журналистских разборов содержания масс-медиа. Но в целом медиакритики и педагоги продолжают действовать разрозненно. Участие профессиональных журналистов-критиков СМИ в пропаганде идей меди-аобразования в России и в реализации его целей является сегодня явно недостаточным, поэтому просветительский, развивающий потенциал медиакритики не реализуется в должной мере.
Преодолению сложившейся ситуации призвана способствовать намечающаяся тенденция интеграции медиа-образования и журналистики. В последнее время наблюдается проникновение медиаобразовательных идей и концепций в журналистскую науку и образование. Так, в России на базе факультета журналистики МГУ в 2003 г. была проведена конференция по проблематике медиаобразования, в которой участвовали представители журналистских факультетов и отделений ряда российских вузов. В новейших учебных пособиях по журналистике, в программах журналистских учебных дисциплин впервые появились разделы и материалы о медиаобразовании [7].
Развитие компьютерно-сетевых коммуникаций создаёт принципиально новые возможности для взаимополезного развития и интеграции медиакри-тики и медиаобразования в России.
Первым практическим примером объединения усилий критиков СМИ и меди-апедагогов Юга России стало создание Интернет-сайта «МедиаРевю» [8], где размещены как критико-журналистс-кие публикации, так и научные работы, методические материалы по медиаоб-разованию.
Учитывая прочность инерционных культурных и социально-психологических характеристик общества, устойчивость иррациональных стереотипов массового сознания, сформированных как в предшествующие периоды, так и на современном этапе реформ, формирование современной рационально-критической коммуникационной культуры россиян является сложной долговременной задачей
Литература
1. Землянова Л.М. Зарубежная коммуни-
кативистика в преддверии информационного общества. - М., 1999. - С. 121.
2. Федоров А.В. Медиаобразование: история,
теория и методика. - Ростов, 2001. - С. 38.
3. Короченский А.П. «Пятая власть»? Ме-
диакритика в теории и практике журналистики. - Ростов, 2003.
4. См.: The Media Critics //Columbia Journalism Review. - 2000. - March/April. P. 51-65; Крюгер У. Медиакритика в Германии. http://mediareview.by.ru/articles/ text_002.htm
5. См: Marzolf, M. Civilizing Voices: American Press Criticism. 1880-1950. -NY, 1991; Emery M, Emery E. The Press and America. An Interpretative History of the Mass Media. - NY, 1992. - P. 486506; Lambeth E.B. Committed Journalism: An Ethic for the Profession. - Blooming-ton-Indianapolis, 1992. Ch. 10 (В русском переводе: Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. - М., 1998. - Гл. 10).
6. Федоров А.В. Медиаобразование в педаго-
гических вузах. - Таганрог, 2003. - С. 10.
7. См.: Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб., 2004; Короченский А.П. Медиакритика. Про-
грамма спецкурса для магистерского уровня обучения по специальности «журналистика». - Ростов, 2002. 8. http://mediareview.by.ru
Т. ШАК, доцент Краснодарский университет культуры и искусств
Отечественная система музыкального образования всегда отличалась фундаментальностью благодаря традициям, заложенным еще в XIX веке Петербургской и Московской музыкальными школами. Однако традиции эти давно перешли из разряда академических в оплот академизма, и сегодня в давно отлаженной системе можно констатировать сбой, связанный с содержанием и методами обучения, социальной значимостью выпускаемого специалиста, запросами рынка труда, диктуемыми современной социокультурной ситуацией.
Информатизация обучения, инновационные методики, в том числе и лучшие достижения в области медиаобра-зования, с трудом принимаются в музыкальной педагогике. Интересно, что само понятие «медиакультура» ошибочно ассоциируется у многих профессиональных музыкантов и педагогов с давно устаревшим термином «массовая культура» в не лучших формах ее проявления. Вследствие этого оценить состояние медиаобразования в современном музыкально-образовательном процессе весьма трудно. Скорее, можно констатировать недостаточную осведомленность профессионалов в этой проблеме. Вопросы и недоумение вызывает как сам термин, так и его неточное толкование. Например, курс «Музыкальной информатики», призванный дать элементарную компьютерную
Медиаобразование для музыкантов
грамотность, иногда приравнивают к медиаобразованию.
Причины сдержанного отношения музыкантов к медиаобразованию можно искать на разных уровнях. Это и отмеченный выше академизм консерваторского образования, с трудом принимающий новации, и мотивы психологического характера (для многих музыкантов важнее СЛЫШАТЬ, нежели ВИДЕТЬ; звук для них самозначим, самодостаточен, он замещает видеоряд, а не становится звуковым дизайном). Следует отметить, что и тщательно разработанная методика медиаобразо-вания уделяет, на наш взгляд, весьма скромное внимание музыке как важному компоненту медиатекста.
Современное состояние музыкальной культуры требует определенной корректировки в подготовке музыкантов-профессионалов, и без медиатех-нологий здесь не обойтись.
Наметим некоторые проблемы и выдвинем несколько предложений о формах и методах использования элементов медиаобразования в практике подготовки музыканта. Это прежде всего проблема медиаграмотности, содержащая технический и эстетический компоненты: умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет-технологии;