Научная статья на тему 'Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе'

Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цатурова И., Яковлев А., Афанасьев М., Аветисова К.

«Сегодня, чтобы путешествовать, нужны паспорт и билет. В будущем паспортом для мобильности станут образование и способность к обучению в течение всей жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе»

142 Высшее образование в России • № 12, 2006

строиться наши отношения с ним и с другими людьми этого искусственно созданного мира. Однако здесь иллюзия выдается за действительность, а виртуальный человек - за творца культуры, которая тем самым обесчеловечивается.

Особенно откровенно говорят и пишут об этом теоретики и практики постмодернизма, проекта конструирования виртуальной реальности с использованием электронно-компьютерных технологий и международных сетей типа Интернет. Происходит подмена оригинала закодированным информационным знаком, неповторимой личности - искусственной моделью. Наступает утрата реальности, происходящая по причине пребывания в виртуальных пространствах, полного отождествления себя с искусственными моделями, полного переноса души в эти инфернальные сферы. Грядет своеобразная «смерть » живого человека. А вместе с ней и похороны культуры.

Этому может противостоять только решительный поворот общества к духовному измерению действительности, которое

должно стать главным как в традиционных, так и в технических медийных средствах культуры. Уместно вспомнить здесь слова Д. Мережковского, сказанные им в период глубокого кризиса российской культуры: «Есть путь в культуру из дикости, но нет из одичания. Культура неповторима. Сущность ее - непрерывность, неугасимость, огонь ее может поддерживать, но угасив, -не зажжешь. Духа не угашайте - вот сейчас самые нужные из слов человеческих». Может, и сейчас это самые нужные и важные слова? И не только для России, но и для всего человечества!

Литература

1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модер-

на к постмодерну. - М., 2005.

2. Поздняков Э.А. Философия культуры. - М.,

1999.

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние

расширения человека. - М., 2003. - С.16.

4. Носов Н.А. Виртуальный человек. Очерк

по виртуальной психологии детства. - М., 1997; Дворко Н.И. Профессия - режиссер мультимедиа. - СПб., 2004.

И. ЦАТУРОВА, профессор А. ЯКОВЛЕВ, ст. преподаватель М. АФАНАСЬЕВ, студент Таганрогский радиотехнический университет

К. АВЕТИСОВА, магистрант Хельсинкский университет искусств и дизайна

«Сегодня, чтобы путешествовать, нужны паспорт и билет. В будущем паспортом для мобильности станут образование и способность к обучению в течение всей жизни ».

Это заявление было сделано семь лет назад в Хартии Кёльнского саммита. Интересно отметить, что описанное в документе будущее наступило очень скоро, а изменения, о которых говорили лидеры ведущих индустриальных держав в 1999 г., происходят быстрее, чем на них успевает реа-

Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе

гировать человечество. Их стремительность в значительной мере обусловлена достижениями в сфере науки и высоких технологий. Для объяснения новейших явлений, явившихся результатом компьютерной и информационной революции, общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты концепции так называемого «информационного общества».

Становление глобального информационного общества и развитие ИКТ способствовали тому, что образование не только стало рассматриваться в функции передачи знаний

Образование. Культура. СМИ_143

от поколения к поколению, но и получило особый, приоритетный статус как один из важнейших факторов, имеющих критическое значение для становления как отдельной личности, так и гражданского общества в целом, а также для ускорения общественного развития, экономического роста и обеспечения национальной безопасности.

Эти идеи получили развитие на Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходивших в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г., где было отмечено, что ИКТ обладают огромным потенциалом для расширения доступа к качественному образованию для всех, а также для модернизации и придания инновационного характера самому процессу обучения.

Специалисты в сфере образования осознали необходимость поиска адекватных стратегий адаптации устаревающей образовательной парадигмы к нуждам общества, что в свою очередь привело к развитию идеи «обучения в течение всей жизни», появлению компетентностного подхода, а также концепций применения ИКТ в образовании, где основными направлениями стали компьютерное обучение («E-learning», «computer-enhanced learning ») и медиаоб-разование («Media education», «Medien-padagogik »).

Основное отличие между ними заключается в том, что в компьютерном обучении упор делается на эффективное использование новых достижений ИКТ (в первую очередь компьютеров и компьютерных программ, интерактивных досок, мультимедиа плееров, карманных компьютеров, высокоскоростных цифровых сетей, сети Интернет и т.д.), в то время как в поле зрения ме-диаобразования попадают как различные способы применения ИКТ в образовании, так и сами медийные средства передачи и сообщения информации, а также связанный с ними набор компетенций, подразумевающий способность находить, анализировать, оценивать информацию и обмениваться сообщениями, используя различные

медиатехнологии и способы доступа к информации.

Кроме того, медиаобразование предполагает развитие уобучаемых способности к критическому мышлению, к восприятию медиа как средства конструирования реальности, умения распознавать предвзятость, возможную «сфабрикованность» сообщения, а также осознание того, что медиа являются продуктом определенной культуры.

В контексте медиаобразования исследователями выделяются такие направления, как медиакомпетенция («media competence/literacy», «Medienkompetenz»), информационная грамотность ( «information literacy»), электронная грамотность («digital literacy»), критическая грамотность ( «critical literacy»), визуальная грамотность («visual literacy») и др. Зачастую эти понятия дублируют друг друга. Сегодня предпринимаются попытки их разграничить и уточнить содержание, чтобы затем синтезировать различные аспекты медиаобразо-вания в единую концепцию.

Несмотря на повышенный интерес академического сообщества к проблеме медиа-образования и наличие определенной теоретической базы, на наш взгляд, остро ощущается нехватка методических моделей и практических разработок, которые могли бы быть использованы в педагогической практике. Мы предлагаем рассматривать в качестве одной из задач медиаобразования формирование медиакомпетенции ( «media competence»). С нашей точки зрения, этот термин является наиболее удобным для применения в сфере образования.

Уточнение места медиакомпетенции в компетентностной парадигме вообще и её влияния на уровень коммуникативной компетенции в частности позволит поставить педагогические цели, выработать адекватные этим целям методики, создать приемы и подготовить соответствующую платформу для формирования у обучаемых представления о медиа, для обучения с помощью медиа, а также для более активного внедрения ИКТ в учебный процесс.

144 Высшее образование в России • № 12, 2006

На наш взгляд, российские вузы имеют достаточный потенциал для активного участия в реализации проектов, направленных на достижение этой цели. В частности, Таганрогский государственный радиотехнический университет, успешно реализующий инновационную программу в рамках национального проекта «Образование», имеет богатый опыт международного сотрудничества в сфере медиаобразования.

В 2004 г. кафедра лингвистического образования ТРТУ начала сотрудничество с Научно-исследовательским центром профессионального образования университета г. Тампере (Финляндия) и медиалабора-торией университета искусств и дизайна г. Хельсинки (Финляндия).

20 декабря 2004 г. в рамках данного сотрудничества состоялась видеоконференция на тему «Система глобального университета». В обсуждении приняли участие около 150 студентов, преподавателей и ученых из России и Финляндии. Год спустя, 12 декабря 2005 г., состоялся второй видеосеминар «Медиаграмотность и медиа-компетенция». В работе семинара, помимо ТРТУ и университетета г. Тампере, приняли участие ученые из Университета искусств и дизайна г. Хельсинки (Финляндия). На семинаре обсуждался широкий круг вопросов, посвященных интернет-образованию и формированию медиакомпетенции, а также проблемы интеграции России в общеевропейскую образовательную систему и участия российских университетов в международных образовательных проектах.

В весеннем семестре 2006 г. в рамках сотрудничества между ТРТУ и университетами Финляндии проводился интерактивный курс «Новые медиа, коммуникация и мирное сосуществование в глобальном информационном обществе». Целью курса являлось формирование медиакомпетенции у студентов-переводчиков. В курсе обсуждался широкий круг вопросов, в частности проблемы образования нового типа, совмещающего достижения науки и развитие технологии с искусством, гуманитар-

ными науками и вопросами религии; «медиаграмотность» как многогранное понятие, включающее в себя когнитивные, эмоциональные, эстетические и нравственные аспекты; медиаобразование как процесс, протекающий в течение всей жизни и требующий хорошо скоординированной работы всех его участников: представителей сферы образования, профессионалов в области мультимедиа и технологий и деятелей неправительственных организаций.

Ведущим лектором курса выступил проф. Тапио Варис, председатель комитета ЮНЕСКО по медиаобразованию. Курс включал в себя 8 сеансов интернет-связи между медиалабораторией Хельсинкского университета искусств и дизайна и конференц-залом Ученого совета ТРТУ. Занятия проводились на английском языке. Перед каждым занятием студенты обязаны были ознакомиться с рядом материалов, ссылки на которые предоставлялись очередным лектором на интернет-странице курса (http:// mlab.uiah.fi/~kavetiso/ tsure/ seminar_2006.html). В течение каждого двухчасового сеанса проводилась лекция, после которой следовали краткая сессия вопросов и ответов и дискуссия по проблемам, рассматриваемым в лекции.

Работа студентов велась так, как это принято в европейских университетах: в течение недели после занятия студенты должны были писать эссе на заданные темы, вести электронные учебные дневники и загружать их на одну из веб-страниц курса, где их мог прочитать проф. Т. Варис (http:// e-research.mylivepage.com/).

Итоговая оценка складывалась из активности студента во время сеансов связи, своевременного представления записей из электронного учебного дневника и финального эссе по одной из проблем, обсуждённых в течение курса. Лучшие эссе по курсу будут опубликованы в сборнике студенческих научных работ, ежегодно выпускаемом университетом г. Тампере. По окончании курса участникам был выдан сертификат международного образца, свидетельству-

Образование. Культура. СМИ_145

ющий об успешном овладении ими содержанием курса и о сформированности ме-диакомпетенции.

Проведение такого курса, который стал первым образовательным проектом подобного рода в России, не только является хорошим примером участия российского университета в международных образовательных проектах и способствует интеграции России в общеевропейскую образовательную систему, но и заставляет российских специалистов в области образования задуматься над тем, что инструменты, которые медиаобразование дает обучаемому, являются необходимым условием его функциональности в контексте становления глобального информационного общества.

Для развития концепции инновационного образования в 2006-2007 учебном году кафедрой лингвистического образования Таганрогского государственного радиотехнического университета планируются проведение более углубленного и расширенного интерактивного медиакурса с привлечением других университетов России, выразивших желание участвовать в проекте (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Пятигорский государственный лингвистический университет, Волгоградский государственный университет), а также дальнейшие исследова-

ния в области формирования у студентов и преподавателей медиакомпетенции.

Реализация целей медиаобразования, в частности формирование медиакомпетенции у обучаемых, по нашему мнению, позволит придать образованию инновационный характер, а также сделать его инструментом развития инновационного общества, основанного на знаниях и компетенциях.

Библиография

• Кёльнская хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни», 18 июня 1999 г.

- http:// www.g7.utoronto.ca/ summit/ 1999koln/ charter.htm

• «Тунисское обязательство». Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г. - http://www.itu.int/ wsis/ doc2/tunis/ off/ 7-ru.doc

• ECML book. Guideline for Media Literacy in

Education. European Centre for Media Literacy, 2004.

• Московская декларация со встречи министров образования государств - членов Группы восьми. Москва, 1-2 июня 2006 г.

- http:// www.mon.gov.ru/ news/ announce/ 2550/

• «Образование для инновационных обществ

в XXI веке». Саммит «Группы восьми». Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. - http: / / www.mon.gov.ru/ news/ announce/2753/

Л. АКОЕВА, соискатель ГРТК «Алания»

С началом демократических преобразований в стране, пробудивших интерес к национальной истории, культуре, искусству, на телевизионное вещание в полиэтнич-ных регионах возлагается особая миссия.

Республика Северная Осетия - Алания на карте России занимает всего 8 тыс. кв. км, однако на этой территории, большую часть которой занимают горы, живут пред-

Просветительское телевидение в полиэтничном регионе

ставители около 90 национальностей. При этом осетины составляют 58,3% от общей численности населения республики, русские - 25,4%, остальные 16,3% населения РСО - Алания - люди других национальностей: армяне, грузины, украинцы, чеченцы, кабардинцы, народности Дагестана, татары, евреи и др. Таким образом, Осетия является хранительницей многообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.