Научная статья на тему 'Исследование и внедрение информационных коммуникационных технологий в учебный процесс подготовки лингвистов-переводчиков'

Исследование и внедрение информационных коммуникационных технологий в учебный процесс подготовки лингвистов-переводчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИАПРОДУКТ / ИКТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELEСTRONIC EDUCATIONAL SYSTEM / MEDIACOMPETENCE / MEDIAPRODUCT / INFORMATIONAL COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цатурова Ирина Андреевна, Аветисова Ксения Александровна

Рассматриваются цели и задачи создания электронной образовательной среды как одной из информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также ее внедрение в процесс подготовки лингвистов-переводчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цатурова Ирина Андреевна, Аветисова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation and introduction of informational communication technologies in the process of training linguists-interpreters

The aim of developing an electronic educational system as an informational communication technology and its introduction into the process of training interpreters are investigated.

Текст научной работы на тему «Исследование и внедрение информационных коммуникационных технологий в учебный процесс подготовки лингвистов-переводчиков»

ИССЛЕДОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ

И.А. Цатурова, К.А. Аветисова

Аннотация. Рассматриваются цели и задачи создания электронной образовательной среды как одной из информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также ее внедрение в процесс подготовки лингвистов-переводчиков.

Ключевые слова: медиакомпетенция, медиапродукт, ИКТ, электронная образовательная среда.

В последнее десятилетие усилия высшей школы России направлены на совершенствование учебного процесса по подготовке специалистов новой формации, готовых к созданию и использованию современных ИКТ в своей будущей профессиональной деятельности. Такая установка правительства обязывает работников высшей школы исследовать и широко внедрять в учебный процесс ИКТ [1-4].

Кафедра лингвистического образования Таганрогского технологического института Южного федерального университета с 2002 г. сотрудничает по проблеме исследования и внедрения ИКТ в учебный процесс с двумя университетами Финляндии: Университетом искусства г. Хельсинки и университетом в г. Тампере. Основная цель сотрудничества -исследование и формирование медиакомпетенции как средства повышения качества языкового образования.

Российский национальный проект «Образование» выдвигает своим главным приоритетом развитие инновационной образовательной системы. В чем же заключается основная суть инноваций в сфере образования?

Если обратиться к официальному сайту национального проекта «Образование», в разделе «высшее образование» сущность инноваций и инновационного вуза декларируется следующим образом: «Исходя из того, что объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет, помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию» [5]. Иначе говоря, инновационное образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости -приобретать знания самостоятельно.

В последнее десятилетие становление глобального информационного общества и развитие ИКТ способствовали осознанию необходимости поиска адекватных стратегий адаптации устаревающей образовательной парадигмы под нужды общества, что привело к развитию идеи

«обучения в течение всей жизни», появлению компетентностного подхода к обучению, а также концепций применения ИКТ в образовании.

На Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходивших в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г., было отмечено, что ИКТ обладают огромным потенциалом для расширения доступа к качественному образованию для всех, а также для модернизации и придания инновационного характера самому процессу обучения.

Несмотря на осознание возможностей, которые Интернет, новые медиа, гражданская журналистика, электронные базы данных, интерактивные обучающие программы открывают для повышения качества образования, а также устойчивый интерес к их внедрению в образовательный процесс и наличие определенной теоретической базы, на наш взгляд, имеет место ощутимая нехватка методических моделей и практических разработок, которые могли бы быть использованы в педагогической практике.

Одним из эффективных средств, направленных на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения в период обучения, является создание электронных информационных образовательных сред по блокам академических дисциплин, которые представляют собой совокупность учебных, научных, методических и программно-технических средств. С нашей точки зрения, методический аспект создания и функционирования информационных образовательных сред является наиболее приоритетным.

Это обусловлено следующими факторами: во-первых, это особенности общения между участниками учебного процесса в информационной образовательной среде и функционирования самой среды.

Общение в информационной образовательной среде, в отличие от традиционного общения в учебной аудитории, происходит опосредованно и имеет ряд особенностей: например, стандартные схемы взаимодействия в аудитории (основные из них: «преподаватель - студент», «студент - студент») приобретают новые характеристики (такие, например, как асинхронность, т.е. отложенность по времени, отсутствие непосредственного визуального контроля, преобладание письменного общения над устным) и дополняются другими типами взаимодействий (например, «студент - преподаватель - информационный объект» и «студент - преподаватель - внешний партнер». Внешним партнером могут выступать, например, автор веб-публикации, носитель иностранного языка, студент другого вуза, представитель администрации вуза. При этом участники процесса могут общаться с внешним партнером - автором информационного объекта не только через созданный им контент, но и напрямую (например, по e-mail, через форум, блог или гостевую книгу).

На наш взгляд, для успешной реализации этих типов взаимодействий в информационной образовательной среде должны быть созданы следующие условия: необходимо разработать методические модели ор-

ганизации общения в информационной образовательной среде, принципы общей модерации в среде, создания динамической контентной базы. Например, в том случае, если преподаватель сам выступает в роли автора информационного объекта, то ему приходится заранее продумывать структуру, содержание, функции, возможные операции, учитывать особенности пользовательского интерфейса среды, а это требует значительных материальных, трудовых и временных затрат.

Второй важный аспект успешного функционирования информационной образовательной среды и взаимодействия в ней субъектов учебного процесса обусловлен медийной природой информационных объектов, составляющих контент этой среды. Отсюда возникает необходимость развития у студента медиакомпетенции.

Медиакомпетенция - это многоаспектное понятие, позволяющее спроецировать традиционное представление об умении понимать, интерпретировать и производить печатные тексты на новые средства коммуникации. В современном представлении медиакомпетенция включает в себя несколько компонентов:

- способность понимать и интерпретировать не только печатный текст, но также визуальные статические и динамические изображения и звуковые образы; осознание того, как организация значений изображения или его элементов используется для создания сообщения, а также понимание механизмов его воздействия на получателя;

- способность понимать, как организованы масс-медиа и как они используются для создания сообщений;

- способность понимать, что различные отправители сообщений находятся в определенных контекстах с различными социальными, культурными и личными аспектами и ценностями.

Выделяются также несколько аспектов медиакомпетенции, которые в своей совокупности позволяют их обладателю соответствовать современному представлению о компетентности в XXI в.

1. Технологическая компетенция, включающая в себя средства доступа к медиа, их наличие и умение ими пользоваться. Сама по себе технологическая компетенция является необходимым условием для двух следующих аспектов.

2. Критическое восприятие (критическая компетенция) - наличие критического мышления для понимания того, как функционируют медиа. Взамен пассивного потребления медиапродукции в широком смысле этого слова студенты приходят к пониманию того, что представляемая медиареальность была специально «сконструирована» и, следовательно, отражает определенный набор ценностей, намерение продать какой-либо продукт, вызвать у получателя сообщения определенное эмоциональное состояние или сформировать определенное мнение.

3. Способность производить и распространять медиаконтент.

Таким образом, представляется, что медиакомпетенция является

одной из общих компетенций. Поскольку современная реальность характеризуется проникновением медиа во все сферы жизни и в опреде-

ленном смысле сама является медиапродуктом, в информационном обществе медиакомпетенция становится своего рода «макрокомпетенцией», напрямую взаимодействующей со всеми другими компетенциями, в первую очередь с коммуникативной (как в родном языке, так и в иностранном).

В научно-образовательном центре при кафедре лингвистического образования ТТИ ЮФУ разработан проект создания инновационной информационной образовательной среды для блока дисциплин «Мир изучаемого языка» и «Практический курс основного иностранного языка» образовательной программы специальности 031202 «Перевод и переводоведение» в средах СДО «Прометей» и Microsoft Learning Gateway.

На первом этапе создаваемая информационная образовательная среда объединит в себе построенные по принципу Web 2.0 интерактивные средства методической поддержки курсов «Мир изучаемого языка «Великобритания», «Мир изучаемого языка «США» и «Практический курс основного иностранного языка» с возможностью дальнейшего использования приобретенного опыта для внедрения инновационных механизмов электронного обучения в образовательную программу специальности 031202 и других специальностей университета.

Целью создания образовательной среды является повышение качества образовательного процесса через реализацию личностно-ориентированного, профессионально-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и применение ИКТ в учебном процессе.

Задачи электронной образовательной среды:

- отработка приемов субъект-субъектных взаимодействий по схеме «преподаватель - студент» и «студент - студент» в информационной образовательной среде;

- формирование у студентов медиакомпетенции, позволяющей на практике реализовать принцип «обучения через всю жизнь»;

- использование среды для реализации механизмов асинхронного обучения и разработки индивидуализированных студенческих образовательных траекторий;

- исследование возможностей использования новейших разработок в области информационных коммуникационных технологий в учебном процессе;

- интенсификация самостоятельной работы студента с одновременным уменьшением аудиторной нагрузки студентов и преподавателей.

В связи с планируемым внедрением единой информационной научно-образовательной среды ТТИ ЮФУ на базе средств Microsoft Learning Gateway представляется, что полученный опыт организации учебного процесса с помощью электронных информационных образовательных сред позволит в дальнейшем достаточно быстро и эффективно перейти на обучение с использованием инновационных технологий электронного образования.

Литература

1. Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе // Высшее образование в России. М., 200б. № 12.

2. Multiple Visions of Multimedia Literacy: Emerging Areas of Synthesis. Renee Hobbs, Temple University, 2005.

3. ECML book. Guidelines for Media Literacy in Education. European centre for Media Literacy, 2004.

4. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми». Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. Режим доступа - http://www.mon.gov.ru/news/ anounce/2550

5. Веб-сайт национального проекта «Образование». Режим доступа - http://www.rost.ru/ projects/education/ ed3/ed31/aed31.shtml#qwl

INVESTIGATION AND INTRODUCTION OF INFORMATIONAL COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING LINGUISTS-INTER-PRETERS

Tsaturova I.A., Avetisova K.A.

Summary. The aim of developing an electronic educational system as an informational communication technology and its introduction into the process of training interpreters are investigated.

Key words: mediacompetence, mediaproduct, informational communication technology, electronic educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.