Научная статья на тему 'Формирование медиакомпетенции как основы инновационного языкового образования в высшей школе'

Формирование медиакомпетенции как основы инновационного языкового образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цатурова И. А., Яковлев А. А., Афанасьев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакомпетенции как основы инновационного языкового образования в высшей школе»

Секция лингвистического образования

УДК 81'25:681.3*5

И.А. Цатурова, А.А. Яковлев, М.А. Афанасьев

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Одним из главных приоритетов национального проекта «Образование» является развитие инновационной образовательной системы. В чем же заключается основная суть инноваций в сфере образования?

Если обратиться к официальному сайту проекта, в разделе «высшее образование» сущность инноваций и инновационного вуза декларируется следующим образом: «Исходя из того, что объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет, помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Иначе говоря, инновационное образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно.

В последнее десятилетие становление глобального информационного общества и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствовали осознанию необходимости поиска адекватных стратегий адаптации устаревающей образовательной парадигмы под нужды общества, что в свою очередь привело к развитию идеи «обучения в течение всей жизни», появлению компетент-ностного подхода к обучению, а также концепций применения ИКТ в образовании.

На Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходивших в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г., было отмечено, что ИКТ обладают огромным потенциалом для расширения доступа к качественному образованию для всех, а также для модернизации и придания инновационного характера самому процессу обучения.

Несмотря на осознание возможностей, которые Интернет, новые медиа, гражданская журналистика, электронные базы данных, интерактивные обучающие программы открывают для повышения качества образования, а также устойчивый интерес к их внедрению в образовательный процесс и наличие определенной теоретической базы, на наш взгляд, имеет место ощутимая нехватка методических моделей и практических разработок, которые могли бы быть использованы в педагогической практике.

Одним из эффективных средств, направленных на преодоление основного противоречия современной системы образования (противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения в период обучения), является создание электронных информационных образовательных сред по блокам академических дисциплин, которые представляют собой совокупность учебных, научных, методических и программно-

технических средств. С нашей точки зрения, методический аспект создания и функционирования информационных образовательных сред является наиболее приоритетным.

Это обусловлено особенности общения между участниками учебного процесса в информационной образовательной среде и функционированием самой среды.

Общение в информационной образовательной среде, в отличие от традиционного общения в учебной аудитории, происходит опосредованно и имеет ряд особенностей:

♦ стандартные схемы взаимодействия в аудитории (основные из них: преподаватель-студент, студент-студент) приобретают в информационной образовательной среде новые характеристики (такие, например, как асин-хронность, т.е. отложенность по времени, отсутствие непосредственного визуального контроля, преобладание письменного общения над устным);

♦ эти схемы дополняются другими типами взаимодействий, например, «студент-или-преподаватель - информационный объект» и «студент-или-преподаватель - внешний партнер» (в качестве которого может выступать, например, автор веб-публикации, носитель иностранного языка, студент другого вуза, представитель администрации вуза). При этом участники процесса могут общаться с внешним партнером-автором информационного объекта не только через созданный им контент, но и напрямую (например, по e-mail, через форум, блог или гостевую книгу).

На наш взгляд, для успешной реализации этих типов взаимодействий в информационной образовательной среде должны быть созданы следующие условия: необходимо разработать методические модели организации общения в информационной образовательной среде, принципы общей модерации в среде, а также создать динамическую контентную базу. Например, в том случае, если преподаватель сам выступает в роли автора информационного объекта, то ему приходится заранее продумывать структуру, содержание, функции, возможные операции, учитывать особенности пользовательского интерфейса среды.

В свою очередь, это требует значительных материальных, трудовых и временных затрат.

Ещё один важный аспект успешного функционирования информационной образовательной среды и взаимодействия в ней субъектов учебного процесса обусловлен медийной природой информационных объектов, составляющих контент этой среды. Отсюда необходимость развития у студента медиакомпетенции.

Медиакомпетенция - это многоаспектное понятие, позволяющее спроецировать традиционное представление об умении понимать, интерпретировать и производить печатный текст на новые средства коммуникации. В современном представлении медиакомпетенция включает в себя следующие компоненты:

♦ способность понимать и интерпретировать не только печатный текст, но также визуальные статические и динамические изображения и звуковые образы; осознание того, как организация значений изображения или его элементов используется для создания сообщения, а также понимание механизмов его воздействия на получателя;

♦ способность понимать, как организованы масс-медиа и как они используются для создания сообщений;

♦ способность понимать, что различные отправители сообщений находятся в определенных контекстах с различными социальными, культурными и личными аспектами и ценностями.

Выделяются также несколько аспектов медиакомпетенции, которые в своей совокупности позволяют их обладателю соответствовать современному представлению о компетентности в XXI веке.

1. Технологическая компетенция, включающая в себя средства доступа к медиа, их наличие и умение ими пользоваться. Сама по себе технологическая компетенция является необходимым условием для двух следующих аспектов.

2. Критическое восприятие (критическая компетенция) - сформированность критического мышления для понимания того, как функционируют медиа. Взамен пассивного потребления медиапродукции в широком смысле этого слова студенты приходят к пониманию того, что представляемая медиареальность была специально «сконструирована» и, следовательно, эта реальность отражает определенный набор ценностей, намерение продать какой-либо продукт, вызвать у получателя сообщения определенное эмоциональное состояние или сформировать определенное мнение.

3. Способность производить и распространять медиаконтент.

Таким образом, представляется, что медиакомпетенция является одной из общих компетенций. Поскольку современная реальность характеризуется проникновением медиа во все сферы жизни и в определенном смысле сама является медиапродуктом, в информационном обществе медиакомпетенция становится своего рода «макрокомпетенцией», напрямую взаимодействующей со всеми другими компетенциями, и в первую очередь с коммуникативной компетенцией (как в родном языке, так и в иностранном).

В научно-образовательном центре при кафедре лингвистического образования ТТИ ЮФУ разработан проект создания инновационной информационной образовательной среды для блока дисциплин «Мир изучаемого языка» и «Практический курс основного иностранного языка» образовательной программы специальности 031202 «Перевод и переводоведение» в средах СДО «Прометей» и Microsoft Learning Gateway.

На первом этапе создаваемая информационная образовательная среда объединит в себе построенные по принципу Web 2.0 интерактивные средства методической поддержки курсов «Мир изучаемого языка «Великобритания», «Мир изучаемого языка «США» и «Практический курс основного иностранного языка» с возможностью дальнейшего использования приобретенного опыта для внедрения инновационных механизмов электронного обучения в образовательную программу специальности 031202 и других специальностей университета.

Целью создания образовательной среды является повышение качества образовательного процесса через реализацию личностно-ориентированного, профессионально-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и применение ИКТ в учебном процессе.

Задачи электронной образовательной среды:

♦ отработка приемов субъект-субъектных взаимодействий по схеме «преподаватель-студент» и «студент-студент» в информационной образовательной среде;

♦ формирование у студентов медиакомпетенции, позволяющей на практике реализовать принцип «обучения через всю жизнь»;

♦ использование среды для реализации механизмов асинхронного обучения и разработки индивидуализированных студенческих образовательных траекторий;

♦ исследование возможностей использования новейших разработок в области информационных коммуникационных технологий в учебном процессе;

♦ интенсификация самостоятельной работы студента с одновременным уменьшением аудиторной нагрузки студентов и преподавателей.

В связи с планируемым внедрением единой информационной научнообразовательной среды ТТИ ЮФУ на базе средств Microsoft Learning Gateway представляется, что полученный опыт организации учебного процесса с помощью электронных информационных образовательных сред позволит в дальнейшем достаточно быстро и эффективно перейти на обучение с использованием инновационных технологий электронного образования.

В рамках внедрения инновационных технологий в образовательный процесс в сентябре 2007 года на кафедре лингвистического образования ТТИ ЮФУ прошел международный научно-методический семинар «Формирование инновационных компетенций у обучаемых». Семинар провел известный финский ученый и специалист в сфере проблем коммуникации в глобальном информационном обществе и модернизации образования, профессор Тапио Варис. Он выступил с докладом «Коммуникация и новые виды компетенций», а также провел консультации с исследовательской группой кафедры по ряду совместных проектов. Учитывая то, что кафедра ЛО ТТИ ЮФУ занимается подготовкой бакалавров и дипломированных специалистов в рамках направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», необходимо отметить важность обсуждавшихся проблем для практической адаптации образовательных программ специальности в период становления информационного общества в России с учетом компетентностного подхода к обучению коммуникации (в том числе межъязыковой и межкультурной).

В целом необходимо отметить, что опыт проведения подобных семинаров является очень полезным для создания новых и совершенствования существующих методик обучения межъязыковой и межкультурной коммуникации в условиях современной российской действительности, когда инновации в образовании рассматриваются как центральная движущая сила национальной экономики, основанной на знаниях, а также отвечает духу Южного федерального университета, где придание инновационности образовательному процессу является стратегической задачей. В будущем кафедра ЛО ТТИ ЮФУ планирует продолжать реализацию мероприятий, способствующих выполнению этой важнейшей задачи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе // Высшее образование в России. 2006. №12.

2. Multiple Visions of Multimedia Literacy: Emerging Areas of Synthesis. Renee Hobbs, Temple University.

3. ECML book. Guidelines for Media Literacy in Education. European centre for Media Literacy, 2004.

4. «Образование для инновационных обществ в XXI веке» Саммит «Группы восьми», Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года. http://www.mon.gov.ru/news/anounce/2550

5. Веб-сайт национального проекта «Образование»

http://www.rost.ru/projects/education/ed3/ed31/aed31.shtml#qw1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.