Научная статья на тему 'Медиакомпетентность прокурора: постановка вопроса'

Медиакомпетентность прокурора: постановка вопроса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОНИТОРИНГ СМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврюшенко А. В.

Рассмотрены проблемы внедрения в органах прокуратуры Украины профессиональных подходов к сотрудничеству со средствами массовой коммуникации путем повышения медиакомпететности прокурорских работников. Определена правовая природа, основные составляющие этого феномена и раскрыто методику формирования т. н. «карты СМИ». Акцентировано внимание на необходимости осуществления мониторинга СМИ и разработке медиастратегии в органах прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMPETENCE OF PROSECUTOR: FORMULATION OF THE QUESTION

The problems of implementation of the Prosecutor's Office of Ukraine professional approaches to cooperation with the media communication by increasing media competence prosecutors. Defined the legal nature, the main components of this phenomenon and reveals the method of forming the so-called "Media card". Focused on the necessity of monitoring the development of the media and media strategy in the prosecution.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность прокурора: постановка вопроса»

УДК 342.9:35 А. В. Гаврюшенко,

соискательница при кафедре организации судебных и правоохранительных органов Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОКУРОРА: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Рассмотрены проблемы внедрения в органах прокуратуры Украины профессиональных подходов к сотрудничеству со средствами массовой коммуникации путем повышения медиакомпететности прокурорских работников. Определена правовая природа, основные составляющие этого феномена и раскрыто методику формирования т. н. «карты СМИ». Акцентировано внимание на необходимости осуществления мониторинга СМИ и разработке медиастратегии в органах прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, средства массовой информации, медиакомпетентность, мониторинг СМИ.

Средства массовой информации (далее - СМИ) в современном мире по силе их воздействия на повседневную человеческую жизнедеятельность являются одним из наиболее влиятельных социальных институтов: как доминирующий источник информирования о событиях окружающей среды, они все увереннее берут на себя роль агентов социализации [1, с. 288], которые не только формируют общественное мнение, но и обеспечивают его функционирование. Подтверждаются слова «отца» кибернетики Норберта Винера о том, что действительно жить - это значит жить, имея правильную информацию [2, с. 8].

Несомненно, реализация программ борьбы с преступностью и правонарушениями, эффективность деятельности правоохранительных органов в немалой степени зависит от того, каким образом средства массовой информации будут влиять на формирование правовой позиции граждан, установок и стереотипов массового сознания, на отношение разнообразных социальных групп к правоохранительным органам и их деятельности. В то же время, как утверждают С. Квит, А. М. Омаров, В. И. Гостенина и О. Г. Киселев, А. Ю. Дорский, Н. Б. Кириллова, Е. В. Кондратьев и Р. М. Абрамов, В. Г. Корольков, Н. Н. Назаров, П. Винтер-Шпурк, К. Е. Шеннон, У. Р. Эшби, О. О. Хмельницкий и другие исследователи теории массовых коммуникаций, СМИ способны оказать негативное влияние на общество путем формирования определенных стереотипов восприятия, представлений о доминирующих социальных ценностях, желательных или нежелательных формах поведения и т. д.

Указанное актуализирует поиск органами прокуратуры наиболее оптимальных форм сотрудничества со СМИ, повышения качества материалов, освещающих прокурорскую и другую правоохранительную деятельность, своевременное отслеживание критической информации о работе органов прокуратуры, сообщений о нарушениях закона, которые требуют прокурорского вмешательства, и др. Органы прокуратуры также не могут оставаться в стороне фактов нарушения законодательства в деятельности СМИ, в частности, распространения их каналами подстрекательских или провокационных, а иногда и «инструктивных» информационных сообщений, которые наполнены лишней «технологической детализацией» способов совершения уголовных преступлений и являются своеобразными пособиями преступной деятельности. Для того, чтобы прокурорские работники имели возможность «на равных» разговаривать с представителями коммуникационных технологий, особое значение приобретает овладение

ими глубокими знаниями в этой сфере, то есть медиакомпетентностью, под которой мы понимаем способность прокурорских работников не только получать знания в сфере массовых коммуникаций, но и уметь применять их на практике. С учетом изложенного, цель статьи - раскрыть содержательную компоненту медиакомпетентности и наметить пути ее возможного внедрения в органах прокуратуры с учетом вызовов сегодняшнего дня.

Немецкий исследователь медиапсихологии Петер Винтерхофф-Шпурк, рассматривая компетентность и компетенцию как синонимы, считает, что коммуникативная компетенция состоит из компетенции в использовании информационных технологий (информационная компетенция) и компетенции в обращении с масс-медиа (медиакомпетенция). Первая включает в себя: а) знания и способности, необходимые для того, чтобы эксплуатировать и обслуживать соответствующее оборудование; навыки программирования и знание специальных команд; б) способность и готовность активно и осмысленно использовать информационные технологии, следить за их обновлением и адекватно внедрять их в свою деятельность; в) способность и готовность к социально-критической рефлексии информационных технологий, а также их применение в качестве средства потенциального взаимодействия. Эти составляющие являются техническим аспектом коммуникативной (информационной) компетенции, которым будущие прокуроры овладевают еще во время учебы в высших учебных заведениях.

Медиакомпетенция в ее техническом аспекте заключается в технической способности эксплуатировать и обслуживать оборудования, а также активном или пассивном применении соответствующих медиакодов. Составляющими медиакомпетенции являются также способность к избирательному и рефлексивному восприятию СМИ (медиакомпетенция в Я - аспекте) и знание того, как СМИ и их восприятие влияет на общество [3, с. 236-238]. Считаем, что овладение этим требует соответствующей целенаправленной профессиональной подготовки путем медиаобучения прокуроров в высшем учебном заведении, а в дальнейшем в процессе повышения профессиональной квалификации.

Сейчас обязанность освещения деятельности органов прокуратуры в СМИ возлагается на соответствующие структурные подразделения, которые должны выполнять информационно-аналитические функции и обеспечивать связь со средствами массовой информации и общественностью. На информационные службы (пресс-секретарей) возлагается обязанность собирать, обрабатывать и оперативно предоставлять информацию о деятельности органов прокуратуры в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных Законами «Об информации», «О доступе к публичной информации», «О государственной тайне» и др. Однако наблюдаем низкий статусный уровень указанных работников. Например, в органах прокуратуры РФ такие полномочия возложены на старших помощников прокуроров областей по взаимодействию со СМИ, что значительно повышает требования к этому важному направлению прокурорской деятельности, а именно, обеспечение ее транспарентности [4].

Согласно ст. 6 Закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» [5; 1997. - № 49. - Ст. 299], для освещения деятельности органов прокуратуры их информационные службы имеют право использовать такие формы подготовки и обнародования информации: выпуск и распространение бюллетеней (специальных бюллетеней), пресс-релизов, обзоров, информационных сборников, экспресс-информации и т. п., проведение пресс-конференций, брифингов, организация интервью с руководителями органов прокуратуры для работников отечественных и зарубежных СМИ, подготовка и проведение теле- и радиопередач, обеспечение публикаций (выступлений) в СМИ руководителей или других ответственных работников органов прокуратуры, создание архивов информации о деятельности органов прокуратуры, другие формы распространения официальной информации, не противоречащие законодательству Украины.

Работая со средствами массовой информации, прокурорам, прежде всего, следует учитывать, что массовую информацию составляет социальная информация, понятная по содержанию и доступная по форме и способах доставки. И в этом смысле журналистику можно рассматривать как способ преобразования (перевода) правовых знаний на общепонятную массовую информацию. Понятие «массовая» в указанном словосочетании указывает на такие признаки массовости: направленность на массу (на все население) при отсутствии непосредственного контакта, независимо от размеров и пространственной рассредоточенности аудитории; соответствие потребностям массы в информации; стремление к консолидации, то есть выработка общей для многих позиции; открытость для сотрудничества со всеми желающими и способными к журналистскому творчеству и др. Следует учитывать такие и атрибутивные признаки массовой информации, как ее содержательная актуальность (общественное значение, важность и интерес для широкого круга читателей); хронологическая актуальность или оперативность; точность, достоверность, документализм; повторяемость тем и неповторимость материалов; прагматизм, императивность [6, с. 111-112].

Особенностью освещения материалов о деятельности органов прокуратуры является то, что гласность в этой области рассматривается как важное средство предупреждения преступности, укрепления законности и формирования в обществе объективного мнения по выполнению органами прокуратуры возложенных на них задач и функций. Первоочередное значение должно придаваться освещению результатов деятельности, реально повлиявших на укрепление законности и правопорядка, на восстановление прав граждан и защита интересов государства, а также раскрытию причин и условий, способствовавших совершению преступлений и нарушениям закона, внесению предложений относительно путей их устранения и предупреждения (п. 1.1 Приказа Генерального прокурора Украины № 11 гн от 14.06.2006 г. «Об организации работы органов прокуратуры Украины по реализации принципа гласности»). В условиях, когда происходит оптимизация деятельности прокуратуры Украины в соответствии с европейскими стандартами, задачей ее пресс-службы, как отмечает Генеральный прокурор Украины В. П. Пшонка, должно стать, в частности, прозрачное освещение тех процессов, которые происходят в прокуратуре, доведение до сведения всех и каждого, что реформирование прокурорского следствия не приведет к хаосу и другим негативным последствиям. «Наши граждане, -подчеркивает В. П. Пшонка, - должны знать, что это - объективная реальность, и мы держим ситуацию под контролем» [7, с. 10]. Поэтому пресс-служба органов прокуратуры должна обеспечивать СМИ бесперебойной объективной информацией о развитии прокурорской деятельности, реформировании ее органов путем изыскания для этого все новых и новых информационных поводов позитивного характера. Условием качественного выполнения указанных задач является аналитика, мониторинг освещения СМИ деятельности органов прокуратуры. Он заключается в постоянном, своевременном и непрерывном наблюдении, контроле за деятельностью СМИ, отслеживании совокупного информационного поля с последующей подборкой материалов по заданной тематике, сборе информации для исследования общественного мнения по любому вопросу [8, с. 492]. В журналистиковедении или медиакритике мониторинг является методом изучения публикаций или передач с целью установления их идеологии, содержания контента (объема информации, содержащегося в полном тексте, совокупности текстов), присутствия в журналистике тех или иных лиц и т. п. [6, с. 165].

Вопросы осуществления органами прокуратуры мониторинга СМИ являются малоисследованными, хотя в литературе по вопросам СМИ и коммуникаций общего характера можно найти соответствующие методические рекомендации, большинство которых вполне приемлемы и для прокурорских пресс-служб.

Начинать медиааналитику надо с составления т. н. «Карты СМИ», содержательным наполнением которой служат: перечень СМИ; тираж и состав аудитории данного СМИ, посещение (Интернет СМИ); график выхода изданий, канал и время выхода

ТВ/радиопрограмм, внутренняя структура каждой единицы (главный редактор, редакторы отделов, ключевые корреспонденты). Мониторинг имеет дело с уже освещенным материалом, в котором «все уже сказано»: его только надо проанализировать с целью установления содержания контента (объема информации, имеющейся в полном тексте, совокупности текстов), присутствия в журналистике тех или иных лиц и т. п., и влияния на формирование информационного пространства для создания положительного имиджа органов прокуратуры путем своевременного корректирования их медиастратегии.

Потребность в разработке такой медиастратегии вытекает из положений Бордоской декларации «Судьи и прокуроры в демократическом обществе» от 18 октября 2009 г., разработанной Консультативным советом европейских судей и Консультативным советом европейских прокуроров [9; 2010. - № 3] по обеспечению СМИ необходимыми сведениями для информирования общественности о деятельности судебной системы с соблюдением принципа презумпции невиновности обвиняемого, права на справедливый суд и права на уважение частной и семейной жизни всех лиц, участвующих в процессе. Во исполнение этого судьи и прокуроры должны разработать кодекс добросовестной практики или инструкцию о взаимодействии со СМИ для каждой из этих профессий. Речь идет, прежде всего, об учете общественного интереса, удовлетворения потребностей общенациональной или региональной аудитории в правовой и другой информации. При этом возможен учет таких информационных поводов, как изобличение или выявление преступлений; разоблачение антиобщественного поведения; разоблачение коррупции и несправедливости; раскрытие существенной некомпетентности или халатности; защита здоровья и безопасность людей, защита людей от введения в заблуждение любым заявлением или действием отдельного лица или организации; раскрытие информации, что позволяет людям принять более информированное решение по общественно важным вопросам и проч. [10, с. 98-99] При этом не стоит забывать, что из-за отсутствия системности в освещении фактов коррупции и других злоупотреблений властью существующее фрагментарное повышение осведомленности общества в этой сфере без адекватных и видимых мер приведет к появлению цинизма среди населения и может способствовать росту коррупции [11, с. 217].

Итак, мониторинг СМИ позволяет оперативно оценить состояние освещения деятельности органов прокуратуры в СМИ, выяснить информационные потребности и ожидания потребителей информации (например, путем анализа содержания информационных запросов граждан, поступающих в органы прокуратуры на основании Закона «О доступе к публичной информации»), выявить как возможные пробелы и просчеты в этой работе, так и нарушения законодательства со стороны СМИ. Убеждены, что информация, полученная по результатам мониторинга СМИ, должна побуждать органы прокуратуры действовать соответствующим образом в информационной игре, ставкой в которой является их деловая репутация.

Тем временем, мониторинг общения работников прокуратуры со СМИ демонстрирует его ненадлежащий профессиональный уровень с обеих сторон. С одной стороны, прокурорские работники не всегда в полной мере способны вести диалог на телевидении: не умеют держаться перед камерой, не всегда имеют опрятный вид и правильно выбирают место для общения, не обладают искусством донести информацию до потребителя на понятном ему языке и т. д. Иногда складывается впечатление, что прокурорские работники, участвуя в журналистской «погоне за новостью», забывают положение ст. 63 Закона «О телевидении и радиовещании» [5; 1994. - № 10. - Ст. 43] относительно права лица, дающего интервью, или представившего информацию для телерадиоорганизации, просмотреть и/или прослушать соответствующую передачу перед ее трансляцией на основании письменного заявления. Соответствующие рычаги влияния на СМИ содержатся и в статьях 36, 37 Закона «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» [5; 1993. - № 1. - Ст. 1].

С другой стороны, при освещении материалов по правоохранительной тематике работники СМИ, злоупотребляя свободой слова, прибегают к грубым нарушениям законодательства. Так, соревнуясь за «новость из первых уст», они вопреки требованиям ст. 17 Закона «О борьбе с терроризмом» [5; 2003. - № 25. - Ст. 180] лично информируют общественность о совершении террористического акта, распространяя данные о предметах и веществах, которые непосредственно могут быть использованы для совершения актов технологического терроризма; для освещения «криминальных новостей» демонстрируют материалы оперативной видеосъемки, которая попадает к ним неофициальным путем, и комментируют событие по своему усмотрению и не всегда объективно; игнорируя требования ст. 396 ГК Украины, других законодательных актов и норм международного права, еще до вынесения судом обвинительного приговора или постановления по делу об административном правонарушении обнародуют имя лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления или административного правонарушения; вмешиваются в личную жизнь граждан и др. Нередко такие факты, как правило, не попадают в поле прокурорского внимания.

Итак, современное развитие коммуникационных связей требует медиакомпетентности всех участников правовых отношений в этой области, в том числе и работников прокуратуры. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение соответствующих учебных программ в юридических учебных заведениях.

Список литературы: 1. Смирнов А. А. Роль и место средств массовой информации в механизме детерминации противоправного поведения / А. А. Смирнов // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2012. - № 1(2). - С. 288-299. 2. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. / Н. Винер. - М.: Наука, 1987. - 248 с. 3. Петер Винтерхофф-Шпурк. Медиапсихология. Основные принципы. / Винтерхофф-Шпурк Петер; пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 288 с. 4. Бурсянин В. Работа по взаимодействию со СМИ / В. Бурсянин // Законность. - 2013. - № 2. - С. 36-37. 5. Вщомосп Верховно! Ради Украши. 6. Журналютика. Словник-довщник / авт.-уклад. I. Л. Михайлин. - К.: Академвидав, 2013. - 320 с. 7. ПшонкаВ. 1з виступу на розширеному засщанш колегл з питань оптимiзацii слщчо-наглядових тдроздшв оргашв прокуратури /

B. Пшонка // Вюник прокуратури. - 2013. - № 10. - С. 5-14. 8. Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: учеб. пособие для выс. шк. / под общ. ред.

C. Д. Резника. - изд-е 6-е, испр. и доп. - М.: Академ. проспект, 2009. - 511 с. 9. Вюник Верховного Суду Украши. 10. Keim С. Масовi комушкацп: тдручн. - К.: Вид. Дiм «Киево-Могилянська академiя», 2008. - 206 с. 11. Антикоррупционный набор инструментов. Рекомендации Комитета ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. Глобальная программа против коррупции - июнь 2001 г. // Международные правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинников. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 640 с.

МЕД1АКОМПЕТЕНТН1СТЬ ПРОКУРОРА: ПОСТАНОВКА

ПИТАННЯ Гаврюшенко Г. В.

Розглянуто проблеми запровадження в органах прокуратури Украши професшних пiдходiв до ствпращ з засобами масово! комушкацп шляхом тдвищення медiакомпетентностi прокурорських пращвниюв. Визначено правову природу, основш складники цього феномену та розкрито методику формування т. з. «карти ЗМ1». Акцентовано увагу на необхщносп здшснення мошторингу ЗМ1 та розробщ медiастратегii в органах прокуратури.

Kлючовi слова: прокуратура, засоби масово! шформаци, медiакомпетентнiсть, мошторинг ЗМ1.

MEDIA COMPETENCE OF PROSECUTOR: FORMULATION OF THE QUESTION

Gavryushenko A. V.

The problems of implementation of the Prosecutor's Office of Ukraine professional approaches to cooperation with the media communication by increasing media competence prosecutors. Defined the legal nature, the main components of this phenomenon and reveals the method of forming the so-called "Media card". Focused on the necessity of monitoring the development of the media and media strategy in the prosecution.

Key words: prosecutors, media, media competence, media monitoring.

nocmynuna epeöa^uw 22.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.