Научная статья на тему 'Медиа: проблемы власти и свободы'

Медиа: проблемы власти и свободы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
898
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сальный Р. В.

Учебное пособие В.В.Прозорова затрагивает широкий пул проблем: отношение аудитории и медиа; свобода выбора читателя, слушателя, зрителя; свобода средств массовой информации в отношении выбора темы, выбора аудитории; медийная власть над сознанием человека; зависимость СМИ от власти и денег; их ответственность влияние на сознание человека и т.д. Книга предназначена для аудитории, интересующейся влиянием журналистики на общественное мнение и сознание, желающей понять механизмы воздействия медиа и механизмы их восприятия, стремящейся узнать что-то новое о профессии журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа: проблемы власти и свободы»

В монографии дана обширная информация о ролевых функциях субъектов информационного общества: государства как выразителя общественного интереса, российского бизнеса и некоммерческих структур, их роли в формировании медиарынка, состоянии современной российской журналистики.

Теме «Медиаобразование и социализация личности» в книге отведена отдельная глава. Основываясь на общепринятых определениях понятия «медиаобразование» (Российский энциклопедический словарь, материалы ЮНЕСКО, концепция медиаобразования Л.Мастермана и др.), автор высказывает свою точку зрения, с которой нельзя не согласиться. По мнению исследователя, медиаобразование - это комплексный процесс, воздействующий на формирование медиакультуры личности и оказывающий влияние на ментальную идентичность российской молодежи. При этом Н.Б.Кириллова разграничивает понятия «медиаобразование» и «медиаграмотность», отмечая их тесную взаимосвязь.

Подводя итоги осуществления медиаобразования на практике, Н.Кириллова подчеркивает, что «перспективы медиаобразования в России напрямую связаны с процессом социальной модернизации, проблемам формирования основ гражданского общества и соответственно медиакультуры ХХ1 века».

Книжная полка Медиа: проблемы власти и свободы

Р.В.Сальный

Резенция на учебное пособие: Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики. М.: Флинта; Наука, 2005. 272 с.

Учебное пособие В.В.Прозорова затрагивает широкий пул проблем: отношение аудитории и медиа; свобода выбора читателя, слушателя, зрителя; свобода средств массовой информации в отношении выбора темы, выбора аудитории; медийная власть над сознанием человека; зависимость СМИ от власти и денег; их ответственность влияние на сознание человека и т.д.

Книга предназначена для аудитории, интересующейся влиянием журналистики на общественное мнение и сознание, желающей понять механизмы воздействия медиа и механизмы их восприятия, стремящейся узнать что-то новое о профессии журналиста.

В начале книги автор пишет о возможных выражениях власти, о ее отношении с народом: «Журналистика обладает действительной властью над душами и умами массовых потребителей».

Конечно, сила влияния медиа на сознание потребителя зависит от его способности критически осмысливать воздействие медиатекстов, от его уровня медиавосприятия. Но в любом случае медиа формируют «общую картину мира». Можно только говорить о различном представлении этой картины у каждого человека, что уже зависит от особенностей отдельной личности (среда, в которой развивается человек; уровень образования; генетический код и т.д.).

Далее автор пишет о том, что развитие человеческого осознания мира происходит в соответствии с тремя родами литературы: эпическим, лирическим и драматическим. Но, развиваясь, человек переходит на новый этап освоения действительности, оценивает мир с уже развитой способностью восприятия, соответствующей определенному роду литературы. Например, подросток, воспринимая мир в соответствии с лирическим родом («осваивает собственное душевное пространство», его «посещают открытия и откровения»), уже имеет способность к эпическому освоению действительности («неуспех в школе», «беззащитность перед чей-то агрессией»).

В параграфе «Подступы к общей поэтике СМИ» рассказывается о границах художественного и внехудожественного текста, о формировании эстетических впечатлений. В нем звучит проблема, решение которой иногда является одной из главных для журналиста, который хочет добиться возникновения у своего читателя нужного ему эффекта реальности переживания описываемого факта. Как раз художественность текста и является ключом к решению этой задачи. Чем более художественно написан текст, то есть способен вызвать яркий образ, реальность происходящего, тем с большим интересом он будет воспринят. Так, если журналист хочет завоевать аудиторию, ему следует стремиться к художественности своего текста.

Интересно сравнение автора трех видов медиа с тремя основными литературными родами: газетно-журнальные издания соответствуют эпическому роду, радио - лирическому, телевидение - драматическому. Человек, перерабатывая информацию, предоставляемую разными видами медиа, по-разному ее воспринимает, и автор описывает это восприятие в соответствии с тремя литературными родами. «Эпическая доминанта - это сосредоточение человеческого познания на нечетко-множественной окружающей реальности, на ее внешних очертаниях и глубинных явлениях...»

При создании статьи журналист может только на словах - описанием какого либо факта, явления, донести до читателя смысл. Это значит углубиться настолько сильно, использовать такие приемы в описании, чтобы человек при прочтении мог воспринять этот факт или явление в как можно более полном объеме.

«Лирическая доминанта, - отмечает В.В.Прозоров, - - более или менее стойкое фокусирование интереса главным образом на собственном «Я», на определенных и неожиданных объемах его бесконечного и чаще всего трудно поддающегося осознанию душевного пространства». Действительно, лирическое восприятие происходит с открытием глубин внутреннего мира. Если подросток только начинает знакомство с этим видом восприятия, то взрослый человек уже реже обращается к нему. Но внутреннее пространство так обширно и глубоко, что и взрослый человек сможет каждый раз, проникая вовнутрь, открывать что-то новое для себя, сделать шаг в сторону понимания механизмов восприятия, что сделает его мир богаче.

«Драматическая доминанта - прежде всего переключение внимания на конфликтные процессы взаимодействия, диалогического контакта моего «Я» с любым другим «Я» многоголосого мира». С этим трудно не согласиться, и именно поэтому телевидение, чтобы привлечь/заинтриговать внимание зрителя, создает сюжеты на конфликтной основе.

В своей работе автор описывает отрицательное отношение российских писателей Х1Х - начала ХХ веков к журналистике. Возможно, такое отношение сформировалось в понимании власти журналистики и участии в этой деятельности «недобросовестных» людей. В.В.Прозоров считает, что причиной этой «недобросовестности» являлась несвобода журналистов. А в наше время добросовестность журналистов может зависеть от мнений коллег «по цеху», от мнений аудитории.

«Потенциальный получатель мультитекстов в первую очередь выступает в роли свободного изъявителя своей воли, свободного избирателя», - пишет В.В.Прозоров. Выражение «своя воля» означает, что человек сам выбирает информацию, которая оказывает влияние на его развитие. Развитое критическое мышление помогает человеку правильно оценить информацию, например, отсеять ту, которая несет негативный потенциал. Социализация личности во многом зависит от качества и уровня образования, которое получает человек. Медиа дают нам «второе» образование, то как мы воспринимаем медиатексты, скажется и на его качестве, и на его уровне. В этом смысле цель медиаобразования видится в развитии критического мышления и возможности лучше понять медийные механизмы. В своей книге В.В.Прозоров часто упоминает о связи журналистики с медиапедагогикой: «От журналистской критики - полшага до уже давно необходимого нашему обществу медиаобразования. Повышение образовательного ценза СМИ - социальная проблема большой важности».

О достоинствах этой книги можно говорить, рассматривая ее с разных сторон. Она полезна для тех, кто собирается избрать профессию журналиста, для тех, кто уже на пути к получению данной специальности, для уже состоявшихся журналистов. Полезна она и для преподавателей на факультетах журналистики, широкого круга медиапедагогов в вузах и школах, для наиболее продвинутых читателей, интересующихся проблемами медиа и социума.

Книжная полка

Д.Е.Григорова

Общество в эпоху новых технологий

Рецензия на учебное пособие: Новые аудиовизуальные технологии/Отв. ред. К.Э.Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

Возросшая роль электронных средств массовой коммуникации, их динамичное развитие и усовершенствование - главный предмет рассмотрения в данном учебном пособии. Авторы поднимают вопрос о месте и значимости аудиовизуальных технологий в культуре и жизни современного общества. Произошедшая переориентация от печатного текста к электронному привела к тому, что экранные медиа стали не только одним из условий формирования личности, но и средой обитания человека, и даже своеобразным субъектом культуры.

В настоящее время человек существует в пространстве радио, телевидения, компьютеров, мобильной связи и т. д., с их помощью познавая мир и общаясь с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.