Научная статья на тему 'Общество в эпоху новых технологий'

Общество в эпоху новых технологий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
205
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИА / АУДИВОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Григорова Д. Е.

Возросшая роль электронных средств массовой коммуникации, их динамичное развитие и усовершенствование главный предмет рассмотрения в данном учебном пособии. Авторы поднимают вопрос о месте и значимости аудиовизуальных технологий в культуре и жизни современного общества. Произошедшая переориентация от печатного текста к электронному привела к тому, что экранные медиа стали не только одним из условий формирования личности, но и средой обитания человека, и даже своеобразным субъектом культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество в эпоху новых технологий»

В своей работе автор описывает отрицательное отношение российских писателей Х1Х - начала ХХ веков к журналистике. Возможно, такое отношение сформировалось в понимании власти журналистики и участии в этой деятельности «недобросовестных» людей. В.В.Прозоров считает, что причиной этой «недобросовестности» являлась несвобода журналистов. А в наше время добросовестность журналистов может зависеть от мнений коллег «по цеху», от мнений аудитории.

«Потенциальный получатель мультитекстов в первую очередь выступает в роли свободного изъявителя своей воли, свободного избирателя», - пишет В.В.Прозоров. Выражение «своя воля» означает, что человек сам выбирает информацию, которая оказывает влияние на его развитие. Развитое критическое мышление помогает человеку правильно оценить информацию, например, отсеять ту, которая несет негативный потенциал. Социализация личности во многом зависит от качества и уровня образования, которое получает человек. Медиа дают нам «второе» образование, то как мы воспринимаем медиатексты, скажется и на его качестве, и на его уровне. В этом смысле цель медиаобразования видится в развитии критического мышления и возможности лучше понять медийные механизмы. В своей книге В.В.Прозоров часто упоминает о связи журналистики с медиапедагогикой: «От журналистской критики - полшага до уже давно необходимого нашему обществу медиаобразования. Повышение образовательного ценза СМИ - социальная проблема большой важности».

О достоинствах этой книги можно говорить, рассматривая ее с разных сторон. Она полезна для тех, кто собирается избрать профессию журналиста, для тех, кто уже на пути к получению данной специальности, для уже состоявшихся журналистов. Полезна она и для преподавателей на факультетах журналистики, широкого круга медиапедагогов в вузах и школах, для наиболее продвинутых читателей, интересующихся проблемами медиа и социума.

Книжная полка

Д.Е.Григорова

Общество в эпоху новых технологий

Рецензия на учебное пособие: Новые аудиовизуальные технологии/Отв. ред. К.Э.Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

Возросшая роль электронных средств массовой коммуникации, их динамичное развитие и усовершенствование - главный предмет рассмотрения в данном учебном пособии. Авторы поднимают вопрос о месте и значимости аудиовизуальных технологий в культуре и жизни современного общества. Произошедшая переориентация от печатного текста к электронному привела к тому, что экранные медиа стали не только одним из условий формирования личности, но и средой обитания человека, и даже своеобразным субъектом культуры.

В настоящее время человек существует в пространстве радио, телевидения, компьютеров, мобильной связи и т. д., с их помощью познавая мир и общаясь с

другими людьми. Новые аудиовизуальные технологии быстро входят в сферу повседневности и становятся неотъемлемой частью жизни.

Сложившаяся ситуация имеет не только плюсы, но и беспокоит многих ученых, включая и авторов представленного пособия, которое можно охарактеризовать не только как научное, но и познавательное. Его многоаспектность позволяет расширить и углубить знания в области науки, культуры, искусства и др. Несмотря на высокую степень научности, большой объем информативности и обилие терминов, изложение материала, на наш взгляд, доступно для понимания студенческой аудитории. Авторы приводят и описывают любопытные факты, затрагивают актуальные проблемы, т.е. не просто передают информацию, а делают ее интересной.

Все эти факторы в частности, а также креативный подход при создании пособия в целом, являются главными условиями привлечения достаточно широкого круга читательской аудитории: от профессионально заинтересованных людей определенных специальностей, до тех, кто просто желает повысить свою осведомленность в сфере новых технологий.

Следует отметить систематичность изложения основ экранной культуры: от генезиса того или иного явления его эволюции, до состояния и структуры на современном этапе. Например, в главе «Электронная революция» рассматриваемые новые аудиовизуальные технологии представлены от истории возникновения вычислительной техники [§ 4.1.], до нанотехнологий [§ 4.6.].

Особое внимание хотелось бы обратить на обилие новых технических средств, в условиях бурного развития и внедрения которых происходит изменение и преобразование современной социокультурной ситуации. К.Э.Разлогов отмечает, что синтез компьютера с видеотехникой, средств связи и каналов передачи информации, образуют в совокупности некий информационный космос [с. 11]. А на основе нанотехнологий в недалеком будущем возможно погружение инфосферы в мир индивида [с. 14].

Вообще, такое явление, как нанотехнологии представляет огромный интерес. Так, в § 4.6. говорится о надвигающейся наноиндустриальной революции [с. 276]. О том, что «по Москве поползли слухи о чудесах микромира, о новых «подводных лодках кровяного русла», которые меньше эритроцита и потому могут пробираться в самые дальние уголки нашего организма и что - то там ремонтировать». Нанотехнологии могут полностью изменить мир: нанороботы -врачи будут жить в организме человека, а «сельские» нанороботы воспроизведут прямо из травы «мясо и молоко»! [с. 277].

Приведенные примеры, на данном жизненном этапе кажутся нам фантасмагорией. Да и сам автор этого параграфа описывает нанотехнологическое будущее в стиле «фэнтези». Но, несмотря на кажущуюся нереальность вышесказанного, нельзя не отметить, что происходит стремительное развитие нанотехнологий с миллиардным финансированием [с. 277].

Говоря о новых научных разработках, которые, на первый взгляд, представляются поистине сказочными, невольно обращаешься к произведениям научной фантастики. Присущая их авторам прогрессивность взглядов, заключала в себе дар предвидения. Многие описанные в подобных произведениях явления, во времена их создания казались невозможными, тем не менее, сегодня мы можем

обнаружить нечто похожее, но уже в реальной действительности. Например, описанный Жюль Верном подводный корабль «Наутилус», являвшийся в XIX веке чудом - сегодня выглядит вплоне обыденно. А, вспомнив повесть Р.Бредбери «451 по Фаренгейту», можно провести своеобразную параллель с нынешней социокультурной ситуацией, когда происходит процесс переориентации от печатного текста к электронному - эволюция книжной культуры. Возникает конфликт, в котором по мере своей индустриализации техника отрицает культуру, поскольку культура нацелена на разнообразие, а индустрия на глобальную стандартизацию [с. 280]. Этот факт и напоминает нам события, описанные в произведении «451 по Фаренгейту», в котором обозначен процесс упразднения культуры и типизация общества, сведение его к механистичности и роботизированности. Бредбери вводит читателей в дом обычного американца, представляет его жену в ракушках - радиоприемниках, или находящуюся перед четырьмя телевизионными стенами, которые позволяют уйти в фальшивый мир эфира. На одной из стен женщина пила сок, на другой было видно, как этот сок продвигается по пищеводу дамы..., через несколько минут экраны перенесли зрителей в воды моря.

На момент написания повести подобная ситуация казалась нелепой. Но в настоящее время - эпоху экранной культуры - можно говорить и о таких чудесах техники, и о колоссальной привязанности среднестатистического пользователя к нарастающему потоку аудиовизуальной информации.

«Медиапотребление» набирает огромные обороты. Возникает ситуация с появлением новой категории людей, иронично названных американскими социологами Читроном и О'Тулом «видиотами». «По многочисленным фото и карикатурам в массовой прессе сложился стереотип такого персонажа: молодой парень с наушниками часами находится перед экраном цифрового телевизора, на котором можно одновременно смотреть несколько программ.» [с.48].

На ряду с проблемой повсеместного и вездесущего телевидения возникло новое и любопытное явление - «взаимовидение», взаимонаблюдение. Поль Вирильо связывает его с распространением повсюду сетевых камер, благодаря им пользователь интернета может заглянуть в различные уголки мира. Понятно, что дальнейшее развитие такой техники «должно в пределе привести к возможности

т~ч __и и

каждого видеть всех.». В этих условиях возникает ситуация, в которой каждый смотрящий, понимает, что и он может быть увиден другим. Видеонаблюдение, прежде бывшее прерогативой силовых органов, сегодня стало проявлением своеобразной демократизации и реабилитации феномена подглядывания в масштабах планеты [с. 439].

На данный момент, конечно, камеры слежения не стоят в каждой квартире, как например, в фантастическом произведении «1984» Д.Оруэлла. Но сегодня мы можем наблюдать сравнительно новое явление - «реальное» телевидение, с помощью которого зрители в режиме on-line могут следить за всеми сторонами жизни, добровольно (пока еще) согласившихся на это людей - участников так называемых реалити-шоу. И это уже не фантастика.

Итак, развитие новых аудиовизуальных технологий прогрессирует с огромной скоростью, прочно входя в жизнь человека и оказывая на него различного рода влияния. Но в данном контексте следует так же отметить, что

изменение социокультурной обстановки - процесс двуплановый: с одной стороны, технические и информационные средства воздействуют на личность, внося коррективы в ее жизнь, а с другой стороны, новые технологии - продукт деятельности самого человека. Их возникновение обусловлено общественными потребностями и является необходимым условием развития очередного исторического этапа жизни.

Однако, на наш взгляд, говорить о глобальном, кардинальном изменении общества несколько преждевременно, как, впрочем, и провозглашать абсолютное господство экранной культуры. В

современной ситуации еще наблюдается диффузия и взаимодополнения всех культур. И возможность их дальнейшего сосуществования не исключена...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.