Анализ результатов ответов на вопрос об ассоциациях показывает достаточно низкую осведомлённость участников исследования о проблеме. Важно, что 31% ассоциирует в негативной коннотации. Лишь 10% студентов смогли назвать реальных или медиа-персонажей, отражающих проблематику нетипичного развития. Это позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию инклюзивной медиакомпетентности является актуальной.
Укажите, по вашему мнению, - какой процент населения земли имеет инвалидность?: в мире живет 15-30% людей с инвалидностью - 75% опрошенных; в мире живет 5-15% людей с инвалидностью - 25%.
Укажите, какой процент людей в вашем окружении имеет инвалидность?: менее 1% людей с инвалидностью в окружении 50% опрошенных; 2-5% людей с инвалидностью в окружении 50% опрошенных.
Анализ ответов на вопросы о репрезентации людей с инвалидностью в глобальном масштабе и на персональном уровне: по мнению 75% опрошенных, в мире живет 15-30% людей с инвалидностью, однако в своем окружении люди с ОВЗ занимают менее 1% у 50% ответивших, у второй половины участников исследования это число составляет от 2 до 5%, тогда как в соответствии со статистическими данными ВОЗ это около 15% населения. Таким образом, очевидно, что репрезентация нетипичного человека не соответствует реальному положению дел.
Результаты эмпирического исследования показали высокую мотивацию студенческой аудитории к взаимодействию с медиасредой в контексте инклюзии, обозначили основные источники информации об изучаемой проблеме; а также неравномерность в осознании медиа-образа человека с инвалидностью.
Эмпирические данные определили мотивы и факторы инициации создания медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры студентов педагогического вуза. Структурными компонентами медиаобразовательной концепции будут выступать следующие направления деятельности:
• в соответствии с теорией всеобщих медиа обеспечивается доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментом понимания круга вопросов, связанных жизнью людей с ограниченными возможностями и их ближайшего окружения;
• формирование навыков критического мышления и восприятия медийного контента, в том числе в контексте инклюзии;
• содействие формированию творческой интерактивной среды, способствующей медийной активности в исследовании, и распространении идей инклюзии.
Отдельные вопросы реализации медиаобразовательной концепции развития инклюзивной культуры отражены в предыдущих исследованиях [5].
Выводы. Краткий обзор возможностей использования медиа в целях создания пространства для мультикультурного диалога и формирования инклюзивной культуры будущих педагогов позволяет сделать ряд заключений:
1. Проблема формирования инклюзивной культуры будущего педагога средствами медиа нуждается в последовательном осмыслении и практической апробации.
2. Реализация медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры будущих педагогов требует учета предпочтений студентов в каналах получения информации по жанрам, видам и т.д.
3. Содержание медиаобразовательной концепции - это динамичное образование, изменяющееся вслед за развитием собственно медиатехнологий, но при этом фокусирующееся исключительно на отражение актуальной социальной тематике, формирующее диалогичное пространство, а не собственно технологических решениях.
Таким образом, можно говорить, что предложенные направления стратегии погружения студенческой аудитории в медиапространство, с целью выявления его возможностей для отображения образа другого и его реализации там, оправданы. Думаем, что анализ медиапространства как инклюзивной среды для всех без исключения, может быть использован в рамках медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры будущих педагогов.
Литература:
1. Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - М.: МГУ, 2019. - 224 с.
2. Жилавская, И.В. К вопросу о концепции теории всеобщих медиа / И.В. Жилавская // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2018. - № 24. - С. 1-16.
3. Федоров, А.В. Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования / А.В. Федоров // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. - 2011. - № 1. - С. 3.
4. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. - 2012. - №1 (1). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 03.03.2022).
5. Tjurina N.S., Sokolova O.Y. The image of the "other" as revealed through visual arts: backgrounds and perspectives В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. - London, 2020. - С. 1023-1031. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.108
6. Wang, Z., Xu, X., Han, Q. et al. Factors associated with public attitudes towards persons with disabilities: a systematic review. BMC Public Health 21, 1058 (2021). https://doi.org/10.1186/s12889-021-11139-3
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
МЕДИА КАК РЕСУРС ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОСОБЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Аннотация. Целью статьи является изучение возможностей медиа как среды для самореализации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В статье акцентируется особая роль визуальных медийных средств в решении задач самореализации и информирования общества. Подчёркивается роль этих ресурсов в решении задач актуализации для социума характеристик социокультурного, идеологического, эмоционального свойств. Актуальность темы определяется ростом популяции людей с ограниченными возможностями с одной стороны и постоянно развивающимися возможностями мультимедиа - с другой. Так же важна роль доступности медийного контента для массового потребителя. Решающую роль играют коммуникативные возможности медиа, значительно упрощающие «доставку» творческого продукта аудитории. В статье раскрываются ресурсы языка визуальных медиа в общении между субкультурами, для этого применяется содержательный анализ творческих работ, содержащихся в медийном пространстве. В статье уделено
внимание медийной активности людей с ограниченными возможностями здоровья: проанализировано творчество людей указанной категории, его место в медиапространстве. Уточнены условия расширения информированности и осведомлённости как характеристик социума по отношению к жизни и возможностям людей с ограничениями жизнедеятельности. В статье применены методы исследования медийного контента, формируемого с участием авторов, имеющими ограниченные возможности здоровья. Изучены возможности самопрезентации лиц с нетипичным развитием. Применяется содержательный, дискурсивный анализ образцов искусства, созданных людьми с инвалидностью. В статье продемонстрированы примеры творческой самореализации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, полученные посредством изучения тематического медиаконтента. Предложен ряд аргументированных выводов о потенциале визуальных медиа в области обеспечения условий творческой самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья и в решении просветительских задач. Полученные результаты могут быть полезны в практике образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: визуальные медиа, язык, образ, педагогика, творчество, культура, искусство, инклюзия.
Annotation. The purpose of the article is to study the possibilities of media as an environment for self-realization of people with disabilities. The article emphasizes the special role of visual media in solving the problems of self-realization and informing society. The role of these resources in solving the problems of updating the characteristics of socio-cultural, ideological, emotional properties for the society is emphasized. The relevance of the topic is determined by the growth of the population of people with disabilities, on the one hand, and the constantly evolving multimedia capabilities, on the other. The role of accessibility of media content for the mass consumer is also important. The decisive role is played by the communicative possibilities of the media, which greatly simplify the "delivery" of the creative product to the audience. The article reveals the resources of the language of visual media in communication between subcultures, for this purpose a meaningful analysis of creative works contained in the media space is used. The article pays attention to the media activity of people with disabilities: the creativity of people of this category, its place in the media space is analyzed. The conditions for expanding awareness and awareness as characteristics of society in relation to the life and opportunities of people with disabilities are clarified. The article uses methods for studying media content formed with the participation of authors with disabilities. The possibilities of presenting persons with atypical development were studied. A meaningful, discursive analysis of art samples created by people with disabilities is applied. The article demonstrates examples of creative self-realization of people with disabilities obtained through the study of thematic media content. A number of reasoned conclusions about the potential of visual media in the field of providing conditions for the creative self-realization of people with disabilities and in solving educational problems are proposed. The results obtained can be useful in the practice of the educational process of higher education.
Key words: visual media, language, image, pedagogy, creativity, culture, art, inclusion.
Введение. Ключевыми, определяющими суть термина "самореализация" (self-realisation) неизменно остаются такие слова, как «осуществление», «восможность», «индивидуальность». Вопрос самореализации, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья поднимается такими исследователями как Дерманова И.Б., Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е., С.Л. Рубинштейн, Суслова М.Ю., Ткаченко В.С., Ф. Бэкон, Маслоу А., Л. Фейербах и другие. В качестве психологических условий успешности самореализации можно рассматривать уверенность в себе и позитивную самооценку [4, С. 31.
Л.С. Выготский подчеркивал, возможность предотвращения реализации дефекта в социальном плане, если обеспечить доступ человека с атипичным развитием к культуре как источнику и условию развития высших психических функций [1, С. 131.
Осмысление роли медиа в качестве социального, культурологического, экономического фактора развития общества стало направлением научной мысли ХХ-ХХ1 столетий. Среди отечественных и зарубежных исследователей феномена медиа можно назвать М. Маклюэна, К.Б. Йенсена, Е.Л. Вартанову, И.В. Жилавскую и других. ^
Для достижения цели исследования мы исходили из ряда положений теории медиа: К.Б. Йенсен, характеризуя уровни медиа, относит к первому уровню все медиа, которые определяются участием человека: язык, речь, песня, танец, живопись и т. д. Далее он рассматривает возможность объединения на одной платформе медиа всех уровней (интернет, ПК) [5, С. 61. М. МакЛюэн считает, что окружающие человека явления цивилизации (книги, деньги, реклама, деньги, дороги, электричество, средства коммуникации и пр.) обусловливают его связь с окружающей средой и меняют способ общения и восприятия внешней информации [3, С. 25]. И.В. Жилавская подчёркивает «сквозной», универсальный характер медиа [2, C. 11.
Одной из значимых проблем настоящего времени является тема социокультурной абилитации, реабилитации, интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, одним из важнейших условий для этого должно быть просвещённое общество, базирующееся на ценностях инклюзии.
Изложение основного материала статьи. Интерес к творчеству людей с ограниченными возможностями, разнообразных подходов к формированию диалога двух культур в последние годы во всем мире достаточно высок. Это не в последнюю очередь объясняется значительно увеличившимся благодаря электронным средствам коммуникации, сети Интернет спектром возможностей «доставить» свой творческий продукт непосредственно к зрителю, В исследовании R. McMillen, F.A. Alter делается вывод о том, что «социальные сети могут оказать положительное влияние на людей с ограниченными возможностями в отношении социальной интеграции. А также показано, как художественные музеи могут использовать социальные сети для лучшего общения и социального включения людей с ограниченными возможностями» [6, C. 51.
Исходя из классификации медиа по способам восприятия, мы остановимся на визуальных медиа, к которым относятся видео и фото сервисы, а конкретно - на тех, которые позволяют презентовать произведения пространственного искусства -арт объекты, произведения живописи и графики, - те, что не имеют временной шкалы измерения и зритель может сам регулировать время, которое он отведёт на восприятие такого контента.
Для достижения поставленной цели были определены задачи: изучение медиаконтента, созданного людьми с ограниченными возможностями здоровья по критериям качества и успешности компенсации и реабилитации (абилитации); изучение влияния такого тематического контента на отношение общества к людям с ОВЗ.
Визуальные медиа обладают уникальным потенциалом хранить и транслировать не только фактическую информацию, но и комплекс характеристик эмоционального, социокультурного и идеологического свойства за все периоды своего существования. В целях данного исследования мы будем рассматривать потенциал таких визуальных медиа, как творчество, отраженное в интернет - пространстве. В решении поставленных задач принимали участие студенты третьих курсов ГАОУ ВО МГПУ, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» с различными профилями подготовки.
Анализ студенческой аудиторией творчества лиц с инвалидностью в медиапространстве с учетом предложенных критериев дал результаты: в сети Интернет студенты нашли и проанализировали информацию о людях с ограниченными
возможностями здоровья, для которых творчество стало средством самовыражения, а медиа - средством информирования человечества о себе и своём потенциале, рассмотрим ряд примеров.
Слабовидящий художник Майкл Уильямс из Мемфиса, родившийся в 1964 г., увлекся искусством, наблюдая за творчеством мамы художницы. Для работы Уильямс использует мощное увеличительное стекло и наклоняется вплотную к холсту. На одну картину художник тратит от двух недель до года.
Живущий в Далласе Джон Брамблитт (John Bramblitt) утратив зрение впал в депрессию, справиться с которой смог благодаря занятиям живописью. Чтобы создавать картины, он касается натуры, а затем рисует на бумаге маркером, который оставляет выпуклый след. Он утверждает, что различает краски ощупью и отмечает, что внутренняя гармония вернулась благодаря занятиям живописью.
В Италии, Голландии, Чехии и Китае известна яркая живопись слепорождённого художника самоучки из Турции Эшрефа Армагана. Он работает масляными красками так же при помощи пальцев. В 2009 году принял участие в рекламной кампании автомобиля Volvo S60.
Лиза Фиттипальди (Lisa Fittipaldi), дипломированный финансовый аналитик, в 1995 г. вместе со зрением потеряла профессию, погрузилась в депрессию до тех пор, пока ей не попали в руки краски. Слушая аудиокниги, Лиза изучала основы изобразительного искусства. Для того, чтобы ориентироваться на поверхности холста, Лиза помещала сверху верёвочную сетку, Работы Фиттипальди участвуют в выставках по всему миру, она написала книгу «A Brush with Darkness» («Кисть во тьме»), где описывает свой опыт обучения изобразительной деятельности «вслепую».
Англичанин Артур Эллис в 60-х годах ХХ века получил степень по изобразительному искусству. В 2006 году потерял зрение и слух. Эллис является носителем синдрома Шарля Бонне, при котором слепые люди испытывают периодические яркие зрительные галлюцинации, которые он включает в свои произведения. Эллис создал технику, в которой применяется пластилиноподобная масса для разметки контуров.
Харьковчанин Дмитрий Дидоренко был профессиональным художником. Участвуя в поисковой экспедиции, Дмитрий подорвался на мине, оставшейся в земле со времён Второй Мировой войны, и ослеп в результате полученных ранений. После этого он продолжил заниматься творчеством, у него состоялось около 20 персональных выставок на родине, в США, Японии, России.
Лариса Владиславовна Павлова, незрячая художница из Санкт-Петербурга, обучившаяся изобразительной деятельности по методике Ю.А. Нашивочникова, не только смогла реализоваться творчески, но и проводит дистанционные мастер-классы по рукоделию и щедро делится приёмами создания рельефных и плоских изображений.
Британец Кит Салмон после окончания университета работал скульптором и художником. В 1989 году ослеп. Салмон, который до того, как утратил зрение, был активным альпинистом и путешественником, продолжает совершать походы по холмам Великобритании, а затем пишет то, что он видел когда-то, объединяет это с тем, как он ощущает окружающее сейчас.
Один из знаковых глухих художников в отечественной культуре - Александр Мартьянов (1960-2021), создавший логотип ВОГ (Всероссийское общество глухих), оформлявший книги, словари, буклеты, логотипы конкурсов по заказу ВОГ. В 1989 году в США стал лауреатом фестиваля «THE DEAF WAY» («Путь глухих»), где одним из первых показал VV-искусство (искусство визуальной миниатюры).
Глухой художник и рассказчик Алексей Гладков (1961-2014) получил базовое образование на художественно-оформительском отделении Политехникума ЛВЦ в Павловске. Затем закончил МГХИ им. В.И. Сурикова. Работы Гладкова относятся к разным жанрам: это и пейзаж, и обнаженная натура, и гротескные композиции, связанные с жестами.
Среди художников с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечен китаец Хуанг Гофу 1970 г.р., с раннего возраста мечтавший стать великим художником, но электротравма в детстве привела к ампутации рук. К 12 годом он научился писать картины с помощью ног. В 18 лет он бросил школу чтобы зарабатывать - рисовал на улицах, собирая публику. Услышав, что рисовать ногами некрасиво, он научился рисовать, держа кисть ртом. Музей Чунцин (Chongqing Talents Museum) предложил Гофу должность старшего куратора.
Выводы. Результаты эмпирического исследования показали высокую мотивацию студенческой аудитории к взаимодействию с медиасредой в контексте инклюзии, обозначили основные источники информации об изучаемой проблеме; а также неравномерность в осознании медиа-образа человека с инвалидностью.
Результаты изучения творчества людей с ограниченными возможностями, представленного в медийном пространстве и возможностей медиапространства в решении задач социализации и включения в культурный диалог людей с ограниченными возможностями и общества позволил сделать ряд выводов:
• Примеры случаев творческого самовыражения лиц с различными нарушениями позволяет снять основной общественный стереотип о том, что инвалид не способен к творчеству. Компенсаторные механизмы, волевые усилия, развитая эмоциональная сфера позволяют человеку проявлять себя и реализовывать свое восприятие этого мира.
• Примеры успешной (с учётом исторических реалий) компенсации в социальном плане - результаты частных обстоятельств: личностного потенциала, помощи близких и т.п.
• Остаётся риск того, что социальная абилитация (и реабилитация) не состоятся, потому что нужного стечения обстоятельств не произойдёт, системная помощь людям с особенностями развития не может охватить всех нуждающихся.
• Погружение в медиапространство творчества людей с нетипичным развитием позволяет снижать стигматизацию, повышать интерес, уважение, развивать диалогичные отношения внутри социума.
Творчество людей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях новых коммуникационных возможностей, в том числе, визуальных, стало доступно широкой аудитории и способно стать своеобразным мостом для развития культурного диалога. Язык визуальных медиа может успешно использоваться людьми с ограниченными возможностями в творчестве, создавая развивающую и принимающую социальную среду.
Краткий обзор возможностей использования медиа в целях создания пространства для самореализации и формирования инклюзивной культуры будущих педагогов позволяет сделать заключение о том, что творчество людей с особенностями развития, будучи более широко представленным в массовой культуре, способно изменить общественные установки по отношению к меньшинствам «других» людей, способно быть «культурным мостом», предназначенным для преодоления водораздела между «другие» и «мы».
Литература:
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5. Общие вопросы дефектологии / Л.С.Выготский. - Москва: Педагогика, 1983. - 368с.
2. Жилавская, И.В. К вопросу о концепции теории всеобщих медиа / И.В. Жилавская // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2018. - № 24. - С. 1-16.
3. МакЛюэн, Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн. - М: Кучково поле, 2007. - 464 с.
4. Ромек, В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2011. - 23 с.
5. Jensen, K.B. Media // The International Encyclopedia of communication. Maiden (USA), Oford (UK), Carlton (Australia), 2008 / K.B. Jensen. - Blackwell. - P. 2811-2817.
6. McMillen, R, Alter F.A. Social media, social inclusion, and museum disability access, 2017 / McMillen R., Alter F.A. -Museums & Social Issues 12(3). - P. 1-11
Педагогика
УДК 377
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы актуализации и внедрения проектной деятельности в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях профессионального образования. Подчеркиваются особенности внедрения проектной технологии обучения и проектного метода в современную систему профессионального образования, формируются закономерности и принципы отдельных аспектов практики применения, а также изучаются особенности коррекции результатов формирования проектной деятельности в зависимости от типологии проектов. Авторами подчеркивается, что формирование проектной деятельности - это сложный механизм адаптации существующей методологии под условия подготовки специалистов, базирующейся на принципах межпредметности, компетентности, практико-ориентированности и непрерывности образовательных процессов.
Ключевые слова: профессиональное обучение, метод проектов, технология проектного обучения, профессиональное образование.
Annotation: In this article, the authors consider the issues of updating and implementing project activities in the process of training highly qualified specialists in the context of vocational education. The features of the introduction of project-based learning technology and the project method into the modern system of vocational education are emphasized, patterns and principles of individual aspects of the practice of application are formed, and the features of correcting the results of the formation of project activities depending on the typology of projects are studied. The authors emphasize that the formation of project activities is a complex mechanism for adapting the existing methodology to the conditions of training specialists, based on the principles of interdisciplinary, competence, practice-oriented and continuity of educational processes.
Key words: vocational training, project method, project training technology, vocational education.
Введение. Процессы подготовки высококвалифицированных гибких и адаптивных специалистов на современном этапе - это основная задача профессионального образования. Её достижение является вполне возможным, однако, требует внедрения комплекса подходов к организации деятельности обучающихся. В текущих условиях, педагоги вынуждены осуществлять подбор технологий, форм и методов обучения, нацеленных на оптимизацию процесса формирования знаний, умений, навыков и компетенций. Главная идея - это поиск «идеальной» точки соприкосновения ряда установок педагогической системы, приводящих к гармонизации принципов научности, самоорганизации, приоритетности наряду с актуализацией вопросов теоретической и практической подготовки. Особую перспективность в этой связи приобретает технология проектного обучения, в основе которой лежат принципы формирования и осуществления проектной деятельности для обучающихся. В тоже время, необходимо четко выстраивать план деятельности студентов в ходе работы с проектами, соотнося его целевые и результативные ориентиры, а также содержание, деятельность и формы работы с рядом профессиональных задач, что позволит подстроить технологию проектной деятельности под особенности подготовки специалистов в профессиональном образовании.
Таким образом, формулировка цели статьи - произвести комплексный теоретический анализ особенностей формирования проектной деятельности обучающихся в условиях профессионального образования и выявить закономерности и принципы данного процесса.
Изложение основного материала статьи. Формирование проектной деятельности - это сложный процесс адаптации технологии проектного обучения под современные условия функционирования системы профессионального образования, позволяющий максимально гармонизировать применение технологии с необходимыми принципами организации деятельности, применяемыми методами обучения, а также процессами формирования знаний, умений, навыков и компетенций студентов с опорой на практические аспекты деятельности. Как таковая, проектная деятельность рассматривается исключительно с позиции её достоинств в области укрепления основ командного взаимодействия, формирования коммуникативных, поисково-исследовательских компетенций, развития навыков самоорганизации деятельности, установления критического мышления и так далее [6]. В тоже время, проблемным становится соотношение проектной технологии обучения с содержанием учебных дисциплин и корректировка образовательной системы под современные принципы построения взаимодействия. Это также предполагает учет модульного и компетентностного подходов с упором на непрерывность образовательных процессов, их практико-ориентированность с формированием ряда ключевых компетенций (отраженных в соответствующем ФГОС).
Все вышеизложенные аспекты так или иначе учитываются педагогом в ходе его методической и проектировочной деятельности, во время которой прорабатывается комплексный механизм внедрения проектного обучения в процесс подготовки по какой-либо учебной дисциплине. Внедрение метода проектов позволяет улучшить такие аспекты (с позиции результативности образования), как развитие креативности, творческой активности, способности к формированию оптимальных путей решения поставленных задач, адаптивности, интеграции в контексте взаимодействия (параллельная индивидуальная и групповая деятельность; в том числе их сочетание в ходе образовательной подготовки), ориентации на