Литература:
1. Богомолов, С.Н. Песни Франца Шуберта как высокий жанр: автореферат дис....кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Богомолов Сергей Николаевич. - СПб., 2000. - 21 с.
2. Бостридж, Иэн. «Зимний путь» Шуберта: анатомия одержимости / Бостридж Иэн. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=645595&p=1 (дата обращения: 10.03.2022).
3. Жизнь Франца Шуберта в документах [Текст]: По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам: [Перевод] / Сост., общ. ред., введ. и примеч. Ю. Хохлова. - М.: Музгиз, 1963. - 840 с.
4. Леонтьева, О.Т. Рельштаб Г.Ф.Л. / О.Т. Леонтьева // Музыкальная энциклопедия. - URL: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/music/articles/769/relshtab-g-f-l-.htm (дата обращения: 10.03.2022).
5. Лобашев, В.Д. Инфографика и наглядность в процессах подготовки студентов ПетрГУ / В.Д. Лобашев // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 4. - С. 3.
6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 2.
7. Петри, Э.К. Жанр Ständelieder как отражение немецкого культурного кода / Э.К. Петри // Вестник ННГУ. - 2015. -№ 2(2). - URL: https: //cyber.ru/article/n/zhanr-st-ndelieder-kak-otrazhenie-nemetskogo-kulturnogo-koda (дата обращения: 10.03.2022).
8. Сергеева, Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 64 с.
9. Сергеева, Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2016. - 126 с.
10. Ф. Шуберт «Лебединая песня». - URL: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/f-shubert-lebedinaya-pesnya (дата обращения: 10.03.2022).
11. Хохлов, Ю.Н. Песни Шуберта. Черты стиля / Ю.Н. Хохлов. - М.: Музыка, 1987. - 302 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
МЕДИА КАК ПРОСТРАНСТВО И ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Целью статьи является изучение подходов к использованию медиа как пространства и инструмента формирования инклюзивной культуры будущего педагога. Представлен анализ основных понятий теории медиа. Обозначены взаимоотношения теорий медиа в контексте отражения значимых социальных феноменов. В статье применены методы изучения медиакомпетентности студентов, получающих педагогическое образование. Исследование основывается на предложенной А.В. Федоровым модели медиакомпетентности. Для достижения целей исследования вопросы, предложенные А.В. Федоровым, были дополнены. В контексте информированности студентов изучалась роль репрезентации в медиа лиц с нетипичным развитием. В исследовании приняли участие студенты (142 человека) педагогического ВУЗа. Результаты исследования позволили выявить отдельные показатели медиакомпетентности будущих педагогов. Также были проанализированы способы репрезентацию образа «другого» человека. Анализ результатов исследования позволил инициировать медиаобразовательную концепцию формирования инклюзивной культуры будущих учителей. Медиаобразовательная концепция предполагает погружение в тематическую медиасреду с целью формирования как инклюзивной культуры, так и значимых медиакомпетенций. Важным аспектом реализации медиаобразовательной технологии является учет предпочтений целевой аудитории. Кроме этого, авторами отмечается важность понимания того, что медиа в данном случае выступает как инструмент и пространство социального диалога, а не как исключительно технология. Полученные результаты могут быть важны для практиков образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: медиа, диалог, будущий педагог, образ, педагогика, культура, инклюзия.
Annotation. The purpose of the article is to study approaches to the use of media as a space and tool for the formation of an inclusive culture of a future teacher. An analysis of the basic concepts of media theory is presented. The relationship of media theories in the context of reflecting significant social phenomena is indicated. The article applies methods for studying the media competence of students receiving pedagogical education. The study is based on the proposed A.V. Fedorov models of media competence. To achieve the goals of the study, the questions proposed by A.V. Fedorov, were supplemented. In the context of students' awareness, the role of representation in the media of persons with atypical development was studied. The study involved students (142 people) of a pedagogical university. The results of the study made it possible to identify individual indicators of media competence of future teachers. The ways of representing the image of the "other" person were also analyzed. Analysis of the results of the study made it possible to initiate a media education concept for the formation of an inclusive culture of future teachers. The media education concept involves immersion in the thematic media environment in order to form both an inclusive culture and significant media competencies. An important aspect of the implementation of media education technology is taking into account the preferences of the target audience. In addition, the authors note the importance of understanding that the media in this case acts as a tool and space for social dialogue, and not only as a technology. The results obtained may be important for practitioners of the educational process of higher education.
Key words: media, dialogue, future teacher, image, pedagogy, culture, inclusion.
Введение. Исследователи феномена медиа на протяжении всего 20 века пытаются осмыслить это явление как социальный, культурологический, экономический фактор развития общества с одной стороны, и как фактор влияния на него - с другой. Среди наиболее значимых отечественных и зарубежных исследователей феномена медиа можно назвать М. Маклюэн, Н. Луман, Х. Ортега-и-Гассет, К.Б. Йенсен, Е.Л. Вартанова, И.В. Жилавская, А.В. Федоров и другие. Для решения задач (или достижения целей) данного исследования мы исходили из следующих ключевых положений
формирующейся теории медиа: идеи М.Маклюэна о том, что медиумом (посредником) являются окружающие человека предметы культуры (электричество, книга, реклама, деньги, дороги и пр.), изменяющие коммуникацию индивида с окружающей средой и трансформирующие его способ общения и восприятия внешней информации. Фактически, М. Маклюэн рассматривал данных посредников с точки зрения среды обитания человека или пространства.
Учитывая, что медиа как совокупность средств и инструментов отражения окружающей действительности, не может не обращаться к различной социальной тематике. Одной из важнейших проблем сегодня для всего общества является тема инвалидности и необходимости формирования принимающего общества или общества, основанного на ценностях инклюзии. Таким образом, возникает общественный запрос на формирование инклюзивной культуры на групповом и индивидуальном уровнях.
Изложение основного материала статьи. Одним из важнейших носителей инклюзивной культуры является педагог. Проблема формирования инклюзивной культуры отражена в работах отечественных ученых, например, В.В. Хитрюк: «Инклюзивная культура это составляющая профессионально педагогической культуры, определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования» [4, С. 821. Мы видим, что первичная характеристика в данном определении - это ценности. Присвоение ценностей всегда происходит через соответствующее культурное поле. Предполагаем, что целенаправленное использование тематического медиаконтента может служить инструментом формирования инклюзивной культуры будущих педагогов. С этой точки зрения представляется важным, что интеграция медиа и инклюзии позволит формировать у студентов критическое мышление; стремление к поиску и трансляции достоверной, соответствующей современному уровню знаний информации; использование недискриминационного языка.
Исходя из традиционной классификации медиа по способам восприятия для целей данной статьи, мы остановимся на визуальных медиа. К визуальным медиа принято относить видео и фото сервисы, социальные медиа, в том числе.
Визуальные медиа обладают уникальным потенциалом хранить и транслировать не только фактическую информацию, но и комплекс характеристик эмоционального, социокультурного и идеологического свойства за все периоды своего существования. В целях данного исследования мы будем рассматривать потенциал таких визуальных медиа, как творчество, отраженное в интернет - пространстве. В практике подготовки будущих педагогов использование данного ресурса способно осуществлять как аксиологическую функцию, непосредственно влияя на зрителя через ощущения, но и являться уникальным по ресурсоёмкости и универсальности языком диалога в медийном пространстве внутри социума и между субкультурами, объединяя их и нивелируя различия, обусловленные, в частности, ограниченными возможностями. Исследование факторов, определяющих отношение к людям с инвалидностью, проведённое коллегами из Китая, показало, что осведомленность стимулирует положительное отношение к людям указанной категории, так же, как и то, что частота и качество контактов влияют на это отношение [61.
Для того чтобы реализовать поставленные цели были запланированы и реализованы этапы исследования: выбор диагностического инструмента; собственно исследование; анализ результатов; формулировка идей решения выявленных проблем.
Таким образом, целями данной статьи явилось изучение возможностей использования визуальных медиа как инструментов общения, просвещения и формирования нравственно-этических и социальных норм диалога общества и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Для достижения поставленной цели исследования были выбраны следующие направления: изучение медиакомпетентности будущих педагогов в аспекте инклюзии. Выбор методов определялся задачами, теоретическими основами исследования, их инструментальностью.
В исследовании приняли участие студенты ГАОУ ВО МГПУ, обучающиеся по специальности «Педагогическое образование» (98 чел.) и «Специальное (дефектологическое) образование» (44 чел.). Исследование проводилось в период февраль-апрель 2021 года.
Для исследования медиакомпетентности студентов были использованы, рекомендованные А.В. Федоровым [3] блоки вопросов и заданий, дополненные вопросами, связанными с медиа аспектами инклюзии. Студенты отвечали на вопросы в приложении Microsoft Forms:
1. Какие жанры привлекают вас в СМИ, освещающих вопросы инклюзии? (Нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа: информационные - заметка, отчет, интервью, репортаж и т.п.; аналитические, публицистические - статья, рецензия, обозрение, очерк, пор трет, памфлет, ток-шоу и т.п.; литературные - роман, повесть, рассказ, новелла, стихотворение и т.п.; игры/конкурсы; другие).
2. Какие жанры привлекают вас в фильмах/телесериалах о людях с инвалидностью и ОВЗ? (Нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа - документальный, сатира, сказка, трагедия, драма, триллер, комедия, фантастика, другое).
3. Медиа - образ человека с инвалидностью ассоциируется для Вас с.......(продолжите предложение).
4. Укажите, по вашему мнению, - какой процент населения земли имеет инвалидность?
5. Укажите, какой процент людей в вашем окружении имеет инвалидность?
Ответы на вопросы исследовательской методики оценки медиакомпетентности студентов показали следующие результаты:
Какие жанры привлекают вас в СМИ, освещающих вопросы инклюзии? (нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа): информационные 90%; аналитические/публицистические2%; литературные 5%. Количественный анализ результатов показывает, что информационный жанр является для студентов предпочтительным, что позволяет сделать вывод о готовности студентов самостоятельно анализировать полученную информацию. Важно, чтобы информация соответствовала в данном случае, критериям инклюзивности (достоверность, современный уровень знания, недискриминационный язык, позитивная реалистичная ориентация).
Какие жанры привлекают вас в фильмах/телесериалах о людях с инвалидностью и ОВЗ?: документальный 70%; драма 7%; триллер 23%. Ответ на второй вопрос исследования также демонстрирует тенденцию на самостоятельный анализ видеоконтента, который отражает реалистичную картину изучаемой действительности. В телевизионном секторе более 80% ответивших выбирают фильмы и сериалы.
Анализ на вопрос о предпочтениях в выборе видеопродукции позволяет сделать вывод о высоком потенциале ресурсов кинематографа в контексте формирования инклюзивной культуры будущих педагогов. Однако здесь также остается актуальна проблема отбора соответствующего контента.
«Медиа - образ человека с инвалидностью ассоциируется для Вас с ...»: затруднились с ответом 27%; соотнесли вопрос с темой медиа, привели примеры 10% (например, Ник Вуйчич или «До встречи с тобой»); медиаобраз скорее негативный 31% (коляска, лузер и т.д.); медиаобраз позитивный 35% (сила духа, такой же как все человек, преодоление, благотворительность).
Анализ результатов ответов на вопрос об ассоциациях показывает достаточно низкую осведомлённость участников исследования о проблеме. Важно, что 31% ассоциирует в негативной коннотации. Лишь 10% студентов смогли назвать реальных или медиа-персонажей, отражающих проблематику нетипичного развития. Это позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию инклюзивной медиакомпетентности является актуальной.
Укажите, по вашему мнению, - какой процент населения земли имеет инвалидность?: в мире живет 15-30% людей с инвалидностью - 75% опрошенных; в мире живет 5-15% людей с инвалидностью - 25%.
Укажите, какой процент людей в вашем окружении имеет инвалидность?: менее 1% людей с инвалидностью в окружении 50% опрошенных; 2-5% людей с инвалидностью в окружении 50% опрошенных.
Анализ ответов на вопросы о репрезентации людей с инвалидностью в глобальном масштабе и на персональном уровне: по мнению 75% опрошенных, в мире живет 15-30% людей с инвалидностью, однако в своем окружении люди с ОВЗ занимают менее 1% у 50% ответивших, у второй половины участников исследования это число составляет от 2 до 5%, тогда как в соответствии со статистическими данными ВОЗ это около 15% населения. Таким образом, очевидно, что репрезентация нетипичного человека не соответствует реальному положению дел.
Результаты эмпирического исследования показали высокую мотивацию студенческой аудитории к взаимодействию с медиасредой в контексте инклюзии, обозначили основные источники информации об изучаемой проблеме; а также неравномерность в осознании медиа-образа человека с инвалидностью.
Эмпирические данные определили мотивы и факторы инициации создания медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры студентов педагогического вуза. Структурными компонентами медиаобразовательной концепции будут выступать следующие направления деятельности:
• в соответствии с теорией всеобщих медиа обеспечивается доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментом понимания круга вопросов, связанных жизнью людей с ограниченными возможностями и их ближайшего окружения;
• формирование навыков критического мышления и восприятия медийного контента, в том числе в контексте инклюзии;
• содействие формированию творческой интерактивной среды, способствующей медийной активности в исследовании, и распространении идей инклюзии.
Отдельные вопросы реализации медиаобразовательной концепции развития инклюзивной культуры отражены в предыдущих исследованиях [5].
Выводы. Краткий обзор возможностей использования медиа в целях создания пространства для мультикультурного диалога и формирования инклюзивной культуры будущих педагогов позволяет сделать ряд заключений:
1. Проблема формирования инклюзивной культуры будущего педагога средствами медиа нуждается в последовательном осмыслении и практической апробации.
2. Реализация медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры будущих педагогов требует учета предпочтений студентов в каналах получения информации по жанрам, видам и т.д.
3. Содержание медиаобразовательной концепции - это динамичное образование, изменяющееся вслед за развитием собственно медиатехнологий, но при этом фокусирующееся исключительно на отражение актуальной социальной тематике, формирующее диалогичное пространство, а не собственно технологических решениях.
Таким образом, можно говорить, что предложенные направления стратегии погружения студенческой аудитории в медиапространство, с целью выявления его возможностей для отображения образа другого и его реализации там, оправданы. Думаем, что анализ медиапространства как инклюзивной среды для всех без исключения, может быть использован в рамках медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры будущих педагогов.
Литература:
1. Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - М.: МГУ, 2019. - 224 с.
2. Жилавская, И.В. К вопросу о концепции теории всеобщих медиа / И.В. Жилавская // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2018. - № 24. - С. 1-16.
3. Федоров, А.В. Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования / А.В. Федоров // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. - 2011. - № 1. - С. 3.
4. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. - 2012. - №1 (1). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 03.03.2022).
5. Tjurina N.S., Sokolova O.Y. The image of the "other" as revealed through visual arts: backgrounds and perspectives В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. - London, 2020. - С. 1023-1031. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.108
6. Wang, Z., Xu, X., Han, Q. et al. Factors associated with public attitudes towards persons with disabilities: a systematic review. BMC Public Health 21, 1058 (2021). https://doi.org/10.1186/s12889-021-11139-3
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
МЕДИА КАК РЕСУРС ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОСОБЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Аннотация. Целью статьи является изучение возможностей медиа как среды для самореализации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В статье акцентируется особая роль визуальных медийных средств в решении задач самореализации и информирования общества. Подчёркивается роль этих ресурсов в решении задач актуализации для социума характеристик социокультурного, идеологического, эмоционального свойств. Актуальность темы определяется ростом популяции людей с ограниченными возможностями с одной стороны и постоянно развивающимися возможностями мультимедиа - с другой. Так же важна роль доступности медийного контента для массового потребителя. Решающую роль играют коммуникативные возможности медиа, значительно упрощающие «доставку» творческого продукта аудитории. В статье раскрываются ресурсы языка визуальных медиа в общении между субкультурами, для этого применяется содержательный анализ творческих работ, содержащихся в медийном пространстве. В статье уделено