2. Загвязинский, В.И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования / В.И. Загвязинский // Доклад на ученом совете Тюменского государственного университета. - 2010. - URL: http://www.utmn.ru/docs/2241.doc (дата обращения 11.02.2022).
3. Кулагина, Ю.А. Информационно-коммуникационная компетентность: теоретический аспект / Ю.А. Кулагина // Педагогические науки. - 2014. - № 4 (19). - С. 99-102.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская Академия наук, Российский фонд культуры - 3-е издание, стереотипное исправленное и дополненное - Москва: АЗЪ, 2006. - 938 с.
5. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография / [В.П. Бедерханова и др.]; под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. - Москва: Народное образование, 2014. - 128 с.
6. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2011. - 233 с.
7. Санько, А.М. Профессиональная компетентность педагога: банк тестов: учебное пособие / А.М. Санько, Н.Б. Стрекалова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2018. - 128 с.
8. Холодная, М.А Расширенный текст доклада на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» / М.А. Холодная // Научные ведомости. Гуманитарные науки. - 2013. - № 20 (19). - С. 243-250. - URL: http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html (дата обращения 12.02.2022).
9. Хупсарокова, А.М. Предметно содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога / А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №1.
10. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2022. - 406 с.
11. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - Москва: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
Педагогика
УДК 371.3
магистрант Старостина Анна Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ШУБЕРТИАНА В ШКОЛЕ (О МУЗЫКЕ Ф. ШУБЕРТА В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ)
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты работы педагога-музыканта в общеобразовательной школе. Авторы анализируют специфику преподавания музыки одного из основоположников романтизма Ф. Шуберта. Обращается внимание на целесообразность изучения его творчества в классах с углубленным изучением немецкого языка и культуры. В качестве одного из подходов предлагается анализ сочинения, не вошедшего в основную программу - сборника «Лебединая песня». Выбор этого опуса для занятий обусловлен возможностью проследить за развитием ключевого в XIX веке образа героя-романтика. В статье обосновывается эффективность применения междисциплинарных связей, позволяющих отметить универсализм указанного образа, его присутствие как в музыке, так и в поэзии, живописи. В статье обращается внимание на то, что, несмотря на планомерное изучение Шуберта на уроках музыки, из поля зрения все же выпадают его поздние опусы. С этой целью авторы и предлагают обратиться к вокальному циклу «Зимний путь», а также фрагментам «Лебединой песни». Последнее сочинение связано с рядом важных для биографии композитора фактов. Сборник был издан после его смерти на основе автографов, однако, составлен так, что в нем явно просматриваются черты цикла - жанра, ключевого в наследии Шуберта. Он также является доминирующим в музыке других романтиков. Слушание его песен, равно как и внимание к вошедшим в него стихам является эффективным инструментом воспитания эстетического вкуса подростков. Помимо этого, анализ музыкального и поэтического текстов стимулируют школьников к размышлениям над заложенными в них смыслами, идеями. Последнее, в свою очередь, служит толчком к гуманитарной исследовательской деятельности. Таким образом, включая указанные сочинения как в урочную, так и во внеурочную деятельность, педагог-музыкант способствует активизации творческих и интеллектуальных способностей своих учеников.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, романтическая песня, поэзия, вокальный цикл, восприятие, анализ, стиль.
Annotation. The article deals with the methodological aspects of the work of a teacher-musician in a secondary school. The authors analyze the specifics of teaching music by F. Schubert, one of the founders of romanticism. Attention is drawn to the expediency of studying his work in classes with in-depth study of the German language and culture. As one of the approaches, it is proposed to analyze the work that was not included in the main program - the collection «Swan Song». The choice of this opus for classes is due to the opportunity to follow the development of the key image of the romantic hero in the 19th century. The article substantiates the effectiveness of the use of interdisciplinary links, which allow us to note the universalism of this image, its presence both in music and in poetry and painting. The article draws attention to the fact that, despite the systematic study of Schubert in music lessons, his later opuses still fall out of sight. For this purpose, the authors propose to turn to the vocal cycle «Winter Way», as well as fragments of the «Swan Song». The last work is connected with a number of important facts for the composer's biography. The collection was published after his death on the basis of autographs, however, it is compiled in such a way that it clearly shows the features of the cycle - a genre that is key to Schubert's legacy. It is also dominant in the music of other romantics. Listening to his songs, as well as attention to the verses included in it, is an effective tool for educating the aesthetic taste of adolescents. In addition, the analysis of musical and poetic texts stimulates students to reflect on the meanings and ideas embedded in them. The latter, in turn, serves as an impetus for humanitarian research activities. Thus, including these compositions both in class and in extracurricular activities, the teacher-musician contributes to the activation of the creative and intellectual abilities of his students.
Key words: musical pedagogy, romantic song, poetry, vocal cycle, perception, analysis, style.
Введение. Трудности восприятия классической музыки современными школьниками (иное время, иной эмоциональный мир, ритм жизни, ценности и приоритеты) обсуждаются сегодня многими исследователями - педагогами, психологами, социологами. Однако, сталкиваясь с ними, преподаватели-музыканты, каждый по-своему, все же находят
пути их преодоления. Выходов здесь несколько. Дисциплина «Музыка» связана с другими предметами гуманитарного и художественно-эстетического цикла, а это значит, что педагогу предоставляется возможность «игры» на межпредметных связях. Молодое поколение сегодня быстрее управляется с новейшими техническими средствами, цифровыми технологиями, и это тоже является инструментом погружения в классику. Современные дети часто оторваны от обыденной художественно практики, простого любительского музицирования, а потребность, между тем, все же в нем испытывают, и этот своеобразный «мост к прекрасному» тоже используется педагогами как возможность для коррекции и «шлифовки» музыкального вкуса.
В данной статье речь пойдет об освоении школьниками музыки великого австрийского композитора, одного из основоположников романтизма в музыке, Франца Шуберта (1797-1828). Прожив короткую жизнь, он оставил богатейшее наследие: более 600 песен, 9 симфоний, более 100 хоровых опусов, ряд музыкально-сценических произведений, множество фортепианных. Музыка Шуберта мелодична, она привлекает к себе, вызывает желание вслушиваться в нее, однако, модус романтического мировосприятия не всегда воспринимается молодым поколением. Что же может послужить стимулом для внимания к этой музыке? Изучению творчества Шуберта способствует упомянутый метод художественных параллелей: романтическая поэзия - романтическая музыка - романтическая живопись. Так, например, поэтические строки И. Эйхендорфа (стихотворение «Отшельник») и меланхолические пейзажи К.-Д. Фридриха («Монах на берегу моря», «Зимний пейзаж», «Горный пейзаж с радугой» и др.) могут сопровождать звучание шубертовских песен. Однако, педагогу необходимо обучить своих подопечных и пониманию собственно музыкального содержания шубертовских опусов, без опоры на ассоциативные связи. Делать это предстоит постепенно, шаг за шагом приближаясь к сути шубертовских миров.
Несколько слов следует сказать о месте творчества Шуберта в школьной программе. Оговоримся, что мы опираемся на наиболее востребованную сегодня программу Е.Д. Критской [8, 9]. Благодаря ей, современные дети изучают самые популярные произведения Шуберта, начиная с младших классов: уже в начальной школе слушают знаменитые песни «Аве Мария» и «Форель», фортепианную «Баркаролу», в пятом классе изучают «Фореллен-квинтет», в шестом - шубертовские баллады, в том числе «Лесного царя», в седьмом - камерную музыку, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи В. Мюллера и «Неоконченную» симфонию. Таким образом, в старших классах опыт постижения музыки Шуберта достигает богатства и разнообразия в жанровом отношении.
Глядя на этот перечень, нельзя не заметить, что Шуберт предстает островком гармонии, прекрасного и светлого мировосприятия, но от внимания ускользают его поздние, более сложные и драматические опусы, а значит, и представление о творчестве становится неполным. Изучение фрагментов цикла «Зимний путь» и сборника «Лебединая песня», на наш взгляд, могло бы существенным образом дорисовать композиторский портрет Шуберта. Это лучше делать в старших классах (уже достаточно подготовленных к восприятию более сложного материала), либо на факультативных занятиях, во время творческих проектов, например, в рамках музыкально-литературных гостиных. Целесообразным представляется изучение указанных опусов в специализированных классах, немецкоязычных школах и гимназиях, школах с гуманитарным уклоном, так как многие из песен Шуберта вообще и поздние, в частности, содержат немецкие культурные коды, их героем становится скиталец, константный для этой культуры образ. Исследователь пишет: «Мотив странствия и фигура странника - устойчивый топос в немецкой культуре...» [7].
Целесообразность изучения позднего Шуберта в средних и старших классах продиктовано еще и психологическими особенностями, спецификой восприятия подростков, отличающегося рефлексией, психологической обостренностью, тем обстоятельством, что юные начинают задумываться о любви, в том числе, неразделенной, что близко миру шубертовского героя. Известно, что многие из известных исполнителей с благодарностью вспоминают свое знакомство с музыкой Шуберта именно в школьные годы. Об этом, в частности, пишет британский певец Иэн Бостридж в книге «Зимний путь» Шуберта: анатомия одержимости»: «Я впервые столкнулся с музыкой Франца Шуберта и поэзией Вильгельма Мюллера.. в школе, когда мне было двенадцать или тринадцать лет. Наш потрясающий школьный учитель Майкл Спенсер постоянно поощрял наши самые амбициозные до абсурда музыкальные проекты ...». Бостридж поясняет, что сочинением, услышанным в школьных стенах и потрясшем его, была песня «Пастух на скале» (Der Hirt auf dem Felsen), одно из самых последних произведений Шуберта [2].
Сказанным выше обусловлена актуальность обращения к заявленной теме.
Цель данной статьи - раскрыть пути и методы изучения фрагментов вокального цикла «Зимний путь» и сборника «Лебединая песня» Франца Шуберта на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы.
Изложение основного материала статьи. Вокальный цикл «Зимний путь» интересен прежде всего как продолжение «Прекрасной мельничихи»: здесь тот же герой, но постаревший, тот же поэт - Вильгельм Мюллер, то же стремление авторов проникнуть в психологию романтической личности - тонкой, ранимой, мечтательной и отверженной. Однако, все двадцать четыре песни этого цикла, очевидно, будут тяжелы для восприятия даже старшеклассников. В этом случае педагогу лучше опираться на принцип избирательности и остановить внимание своих подопечных лишь на нескольких, например, на первой песне, «Спокойной спи» и последней - «Шарманщик». Знакомя школьников с песнями «Зимнего пути», педагог должен обратить их внимание на связь стиля позднего шубертовского цикла с музыкальной символикой Баха, в частности, на общий для обоих композиторов интонационный строй. Использование слухового анализа при первом прослушивании песен и обсуждение вызванного ими эмоционального отклика может происходить с напоминанием фрагментов музыки Баха.
Ассоциации с Бахом у школьников, безусловно, вызовут и отрывки из сборника «Лебединая песня». Ю.Н. Хохлов по этому поводу пишет: «Важную роль играют в мелодике Шуберта некоторые . попевки - поступенное восхождение от репетированной V ступени к приме тоники., различного рода обороты, включающие ... острый интервал уменьшенной терции. Эти заставляющие вспомнить об И.С. Бахе и его фуге cis-moll из I тома «Хорошо темперированного клавира» обороты встречаются во многих песнях драматического характера - от самой ранней . и до «Зимнего пути» и «Лебединой песни» ( «Двойник» на текст Гейне)» [11, С. 68-69].
Вовлечение в орбиту внимания песен «Зимнего пути» предоставляет еще одну возможность - познакомить обучающихся с современными их транскрипциями, среди которых можно встретить как классические, созданные представителями академической традиции (оркестровая транскрипция «Шубертиана» Аскольда Мурова), так и поп-образцы (песня «Шарманщик» в исполнении Стинга).
В классах с углубленным изучением немецкого языка (поэзии, литературы, культуры) уместно познакомить школьников с таким произведением Шуберта, как сборник «Лебединая песня». Во-первых, в него входят номера, пользующиеся популярностью и любовью меломанов, например, известная «Серенада» на слова Л. Рельштаба, а, во-вторых, он раскрывает суть романтических коллизий в музыке, литературе, искусстве. Здесь звучат темы расставания, утраты, тщетности человеческих усилий в борьбе с судьбой. Таким образом, апелляция к «Лебединой песне» обогатит представление школьников о таком направлении, как романтизм, на материале для них новом, неизбитом, что послужит
расширению культурного, интеллектуального кругозора и подстегнет к собственным научным изысканиям. Обратившись к подобным штудиям на материале «Лебединой песни», школьники могут обнаружить любопытные факты.
К сожалению, в исследовательской шубертиане не так много специально посвященных «Лебединой песне» страниц, однако некоторые из трудов содержат сведения об истории создания опуса, изданного, как известно, после смерти композитора [3, С. 670-671]. Согласно одному из источников, «глава венского музыкального издательства Роберт Тобиас Хаслингер, обратившись к брату Шуберта, выкупил у него последние сочинения композитора. Разобравшись с произведениями, он объединил песни на стихи Гейне и Рельштаба, а помимо этого произвольно добавил еще одну песню на текст Иоганна Зайдля. Никакой связывающей сюжетной линии между композициями не было, редактор просто сгруппировал их по поэтам и дал циклу название - "Лебединая песня"» [10]. Любопытно, что автор данного высказывания, констатируя факт отсутствия связи между песнями (качество, необходимое для цикла), называет произведение не сборником, а именно циклом. Отдельного внимания заслуживают стихи поэтов, которые здесь собраны, и, если имя Иоганна Зайдля, известного поэта, писателя, драматурга и археолога, сегодня, быть может, не так хорошо известно, то два других значительных имени - Гейне и Рельштаб, на слуху отнюдь не только у знатоков литературы романтической эпохи. Немецкий поэт, публицист и сатирик Генрих Гейне был одним из тех, к чьим стихам постоянно обращался не только Ф. Шуберт, но и другой крупный композитор-романтик, Р. Шуман. Имя Людвига Рельштаба обычно упоминается не только в связи с поэтическим творчеством, жанрами романа и сатирического рассказа, но и как имя немецкого музыкального критика, выступавшего за новые идеалы в искусстве (в этом он совпадал с Р. Шуманом и концепцией его «Новой музыкальной газеты») [4].
Дискуссионный вопрос - сборник «Лебединая песня» или цикл - педагог-музыкант может решить вместе со своими воспитанниками, школьниками старших классов, в рамках внеурочной деятельности, сделав его почвой для их музыкально-аналитических изысканий. В этом случае, естественно, произведение необходимо изучить целиком. Аргументом в пользу цикла здесь выступает поэзия, а именно то, что в разных стихах, по сути, один герой - романтик, тщетно ищущий счастья и гармонии с этим миром. Он может быть представителем разного рода занятий и даже сословий, но суть его от этого не меняется. Сошлемся на мнение исследователя: «...существеннейшая черта цикла - единство сюжетно-драматургического плана, единство героя» [1, С. 20]. Трудно не заметить в «Лебединой песне» и явных перекличек, сюжетных и образных параллелей с циклами «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Однако, композиция целого все же обнаруживает явную двухчастность с посткриптумом. Первую часть представляют семь песен на слова Л. Рельштаба, вторую - семь на слова Г. Гейне, в качестве посткриптума, возвращающего героя в светлый и счастливый мир, выступает последняя песня, «Голубиная почта» на сл. И.Г. Зайдля. Первая часть этого сборника или квазицикла представляет собой некий гармоничный мир, несмотря на присутствие в нем драматически напряженных песен («Предчувствие воина»). В нем есть своя лирическая кульминация (любимая многими меломанами «Серенада»). Во второй, «гейневской», части можно наблюдать образование микроциклов, образно-тематических арок. Эта часть модулирует из области света в сферу трагического. Так, в качестве микроцикла, например, предстают №№ 9-11: девятая песня «Портрет» - это монолог-воспоминание о потерянной навсегда возлюбленной. Ее оттеняет мажорная десятая песня, «Рыбачка», простодушно-безыскусная, в лирическом размере 6/8, с ритмом колыхания, создающим морской колорит. Одиннадцатая песня, «Город» с драматичными октавами и «рокотом» в аккомпанементе, а также мотивом «волны», основанном на гармонии уменьшенного вводного септаккорда, вновь возвращает к семантике девятой песни и теме скорби: образ города, где герой потерял свою возлюбленную, словно возвращает все на круги своя.
С чисто методической точки зрения, целостное знакомство и восприятие «Зимнего пути» и «Лебединой песни» необходимо в том случае, если ставить перед школьниками задачу создания творческой, исследовательской работы на основе этого материала. Здесь полезна будет интеграция педагога-музыканта с другими предметниками, с теми, кто ведет литературу и язык. На уроках музыки или факультативных занятиях, предназначенных для всего класса, полезнее будет остановиться на избранных номерах, вошедших в состав «Лебединой песни». Кроме уже упомянутой «Серенады», которая легко слушается, запоминается и которую вполне можно попробовать исполнить вместе с учениками, это могут быть, например, песни «Атлант» и «К морю».
Восьмая песня о «злополучном Атланте», душа которого предстает «миром скорбей», дает повод поговорить об особой выразительной роли фортепианной партии. Уже во вступительных тактах она создает особое ощущение тревоги и напряжения, благодаря тремолирующему на звуках тонического трезвучия, переходящего в увеличенный квартсекстаккорд, фону и октавным унисонам в левой руке, уменьшенной кварте, своего рода лейтинтонации всей песни. Нужно обратить внимание и на октавное ostinato в партии фортепиано, которое передает в музыке ощущение тяжести.
Двенадцатая песня «У моря» имеет черты монолога. Об этом свидетельствуют особенности ее мелодики, развивающей за счет нешироких интонаций, повторяющихся звуков. В отличие от «Атланта», песня опирается на привычную для Lied строфическую структуру: в первом предложении господствует мажор, во втором появляются минорные краски. Это усиливает экспрессивное звучание мажорной и светлой поначалу монологической вокальной партии. Напряжение подчеркивает пунктир, традиция применения которого снова напоминает о Бахе и семантике «усталого». «спотыкающегося» шага. На сопоставлении мажора и минора строится и вторая строфа песни. Применяя лаконичные средства выразительности в вокальной партии, Шуберт придает большое значение аккомпанементу, который здесь, как и в «Атланте», играет комментирующую роль. Во вступительных тактах именно за счет аккомпанемента создается ощущение тревожного ожидания. Впоследствии он звучит в хоральной фактуре, предстающей знаком духовного мира, передавая состояние возвышенности исповеди героя.
Все эти детали музыкального текста, разумеется, важны, прежде всего, для самого педагога, как материал для слухового анализа со школьниками и грамотной расстановки смысловых акцентов на занятии. Нотный текст также, на наш взгляд, должен присутствовать при прослушивании, по возможности, надо использовать его трансляцию на интерактивную доску. Продуктивно максимальное использование компьютерных ресурсов, в том числе способствующих визуализации материала [5]. С помощью новых технологий надо дать послушать песни не в одном исполнении, а в нескольких, чтобы у ребят была возможность услышать нюансы исполнительских интерпретаций. Понятно, что реакция на это будет зависеть от множества факторов, включающих степень подготовленности, музыкальной чуткости, однако, отказываться от этого все же не стоит.
Выводы. Привлекая в качестве материала опусы Шуберта «Зимний путь» и «Лебединая песня», педагог содействует развитию нескольких аспектов эстетической и интеллектуальной культуры своих воспитанников:
1. совершенствуя вкус, способствует формированию духовно-нравственных ценностей [6];
2. содействует диалогу с инокультурной традицией;
3. обогащая представление школьников о художественном наследии, расширяет их кругозор;
4. стимулирует к аналитическим изысканиям, намечая маршрут для будущей профессии.
Литература:
1. Богомолов, С.Н. Песни Франца Шуберта как высокий жанр: автореферат дис..кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Богомолов Сергей Николаевич. - СПб., 2000. - 21 с.
2. Бостридж, Иэн. «Зимний путь» Шуберта: анатомия одержимости / Бостридж Иэн. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=645595&p=1 (дата обращения: 10.03.2022).
3. Жизнь Франца Шуберта в документах [Текст]: По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам: [Перевод] / Сост., общ. ред., введ. и примеч. Ю. Хохлова. - М.: Музгиз, 1963. - 840 с.
4. Леонтьева, О.Т. Рельштаб Г.Ф.Л. / О.Т. Леонтьева // Музыкальная энциклопедия. - URL: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/music/articles/769/relshtab-g-f-l-.htm (дата обращения: 10.03.2022).
5. Лобашев, В.Д. Инфографика и наглядность в процессах подготовки студентов ПетрГУ / В.Д. Лобашев // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 4. - С. 3.
6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 2.
7. Петри, Э.К. Жанр Ständelieder как отражение немецкого культурного кода / Э.К. Петри // Вестник ННГУ. - 2015. -№ 2(2). - URL: https: //cyber.ru/article/n/zhanr-st-ndelieder-kak-otrazhenie-nemetskogo-kulturnogo-koda (дата обращения: 10.03.2022).
8. Сергеева, Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 64 с.
9. Сергеева, Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2016. - 126 с.
10. Ф. Шуберт «Лебединая песня». - URL: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/f-shubert-lebedinaya-pesnya (дата обращения: 10.03.2022).
11. Хохлов, Ю.Н. Песни Шуберта. Черты стиля / Ю.Н. Хохлов. - М.: Музыка, 1987. - 302 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Соколова Ольга Юрьевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
МЕДИА КАК ПРОСТРАНСТВО И ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Целью статьи является изучение подходов к использованию медиа как пространства и инструмента формирования инклюзивной культуры будущего педагога. Представлен анализ основных понятий теории медиа. Обозначены взаимоотношения теорий медиа в контексте отражения значимых социальных феноменов. В статье применены методы изучения медиакомпетентности студентов, получающих педагогическое образование. Исследование основывается на предложенной А.В. Федоровым модели медиакомпетентности. Для достижения целей исследования вопросы, предложенные А.В. Федоровым, были дополнены. В контексте информированности студентов изучалась роль репрезентации в медиа лиц с нетипичным развитием. В исследовании приняли участие студенты (142 человека) педагогического ВУЗа. Результаты исследования позволили выявить отдельные показатели медиакомпетентности будущих педагогов. Также были проанализированы способы репрезентацию образа «другого» человека. Анализ результатов исследования позволил инициировать медиаобразовательную концепцию формирования инклюзивной культуры будущих учителей. Медиаобразовательная концепция предполагает погружение в тематическую медиасреду с целью формирования как инклюзивной культуры, так и значимых медиакомпетенций. Важным аспектом реализации медиаобразовательной технологии является учет предпочтений целевой аудитории. Кроме этого, авторами отмечается важность понимания того, что медиа в данном случае выступает как инструмент и пространство социального диалога, а не как исключительно технология. Полученные результаты могут быть важны для практиков образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: медиа, диалог, будущий педагог, образ, педагогика, культура, инклюзия.
Annotation. The purpose of the article is to study approaches to the use of media as a space and tool for the formation of an inclusive culture of a future teacher. An analysis of the basic concepts of media theory is presented. The relationship of media theories in the context of reflecting significant social phenomena is indicated. The article applies methods for studying the media competence of students receiving pedagogical education. The study is based on the proposed A.V. Fedorov models of media competence. To achieve the goals of the study, the questions proposed by A.V. Fedorov, were supplemented. In the context of students' awareness, the role of representation in the media of persons with atypical development was studied. The study involved students (142 people) of a pedagogical university. The results of the study made it possible to identify individual indicators of media competence of future teachers. The ways of representing the image of the "other" person were also analyzed. Analysis of the results of the study made it possible to initiate a media education concept for the formation of an inclusive culture of future teachers. The media education concept involves immersion in the thematic media environment in order to form both an inclusive culture and significant media competencies. An important aspect of the implementation of media education technology is taking into account the preferences of the target audience. In addition, the authors note the importance of understanding that the media in this case acts as a tool and space for social dialogue, and not only as a technology. The results obtained may be important for practitioners of the educational process of higher education.
Key words: media, dialogue, future teacher, image, pedagogy, culture, inclusion.
Введение. Исследователи феномена медиа на протяжении всего 20 века пытаются осмыслить это явление как социальный, культурологический, экономический фактор развития общества с одной стороны, и как фактор влияния на него - с другой. Среди наиболее значимых отечественных и зарубежных исследователей феномена медиа можно назвать М. Маклюэн, Н. Луман, Х. Ортега-и-Гассет, К.Б. Йенсен, Е.Л. Вартанова, И.В. Жилавская, А.В. Федоров и другие. Для решения задач (или достижения целей) данного исследования мы исходили из следующих ключевых положений