Научная статья на тему 'СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ: ТЕМАТИЧЕСКИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ DEAF-ПРЕССЫ)'

СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ: ТЕМАТИЧЕСКИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ DEAF-ПРЕССЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
273
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУХИЕ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПРЕССА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Истомина Ксения Дмитриевна

В статье рассматривается роль отечественной прессы в социальной инклюзии сообщества глухих. Показано, что на фоне интереса к проблематике социальной инклюзии необходимо обратиться к особенностям отдельных групп людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, к своеобразию потребностей людей с нарушениями слуха. Представлены исследовательские перспективы обращения к данной теме и приведены обоснования изучения конкретно данной группы населения - жизненные практики таких людей существенно отличаются, что обусловливает необходимость различных коммуникационных стратегий в процессе их социальной инклюзии. Поскольку в России глухие в большинстве исследований не рассматриваются как отдельная культурная единица и социолингвистическое меньшинство, а исследуются преимущественно через призму инвалидности в целом с последующим обсуждением вовлечения данной категории населения, в данной работе описаны различия между понятиями «социализация», «адаптация», «интеграция» и «инклюзия», а также обоснована концентрация исследовательского внимания непосредственно на процессе инклюзии. Дополнительно авторами описаны особенности сообщества глухих, подходы к их изучению. В статье представлены статистические, документированные и теоретические источники, которые используются в качестве базовой основы эмпирического исследования. С целью получить максимально полное представление о роли прессы в вопросах социальной инклюзии, авторами рассмотрена как общественно-политическая пресса, так и специализированная, направленная непосредственно на сообщество глухих. Указывая на профессиональные просчеты текущей практики СМИ, авторы планируют уделить внимание способам ее оптимизации. С данной целью реализован контент-анализ общественно-политических и специализированных изданий, что позволило сформировать базу для формулирования рекомендаций отечественным медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Истомина Ксения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AS A TOOL FOR SOCIAL INCLUSION OF PEOPLE WITH DISABILITIES: THEMATICALLY UNIVERSAL AND SPECIALIZED EDITIONS (ON THE EXAMPLE OF DEAF-PRESS)

The study examined the role of national press in the process of social inclusion and integration of deaf community. We found that in the light of the problems of social inclusion, it is necessary to address the characteristics of certain groups of people with disabilities, in particular, specific needs of people with hearing impairments. Different life practices of people with hearing disabilities make it important to study this particular segment of population and various communication strategies that facilitate the process of their social integration. Russian academic community does not consider people with hearing disabilities as a separate cultural and sociolinguistic group but as a part of a bigger group of people with different kinds of disabilities. The present study described the differences between the concepts of “socialization”, “adaptation”, “integration" and "inclusion", and also highlighted the importance of studying the process of inclusion. Additionally, the authors described the features of the deaf community and approaches to study this particular segment of population. The article presents statistical, documented and theoretical sources to be used as the basis for empirical research. In order to get the most complete picture of the role of the press in matters of social inclusion, the authors considered both socio-political press and specialized press directly targeting deaf community. Identifying drawbacks of current media coverage the authors explored and showed different ways to improve it. A content analysis of socio-political and specialized publications was implemented, which made it possible to form a basis for the formation of recommendations for domestic media.

Текст научной работы на тему «СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ: ТЕМАТИЧЕСКИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ DEAF-ПРЕССЫ)»

УДК 070-056.2

DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(4).745-759

Истомина Ксения Дмитриевна

Аспирант

Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: psy.ksenia.istomina@mail.ru

Ksenia D. Istomina

PhD Student

Department of Periodicals, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: psy.ksenia.istomina@mail.ru

СМИ как инструмент социальной инклюзии людей с ОВЗ: тематически универсальные и специализированные издания (на примере Deaf-прессы)

Аннотация. В статье рассматривается роль отечественной прессы в социальной инклюзии сообщества глухих. Показано, что на фоне интереса к проблематике социальной инклюзии необходимо обратиться к особенностям отдельных групп людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, к своеобразию потребностей людей с нарушениями слуха. Представлены исследовательские перспективы обращения к данной теме и приведены обоснования изучения конкретно данной группы населения — жизненные практики таких людей существенно отличаются, что обусловливает необходимость различных коммуникационных стратегий в процессе их социальной инклюзии. Поскольку в России глухие в большинстве исследований не рассматриваются как отдельная культурная единица и социолингвистическое меньшинство, а исследуются преимущественно через призму инвалидности в целом с последующим обсуждением вовлечения данной категории населения, в данной работе описаны различия между понятиями «социализация», «адаптация», «интеграция» и «инклюзия», а также обоснована концентрация исследовательского внимания непосредственно на процессе инклюзии. Дополнительно авторами описаны особенности сообщества глухих, подходы к их изучению. В статье представлены статистические, документированные и теоретические источники, которые используются в качестве базовой основы эмпирического исследования. С целью получить максимально полное представление о роли прессы в вопросах социальной инклюзии, авторами рассмотрена как общественно-политическая пресса, так и специализированная, направленная непосредственно на сообщество глухих. Указывая на профессиональные просчеты текущей практики СМИ, авторы планируют уделить внимание способам ее оптимизации. С данной целью реализован контент-анализ общественно-политических и специализированных изданий, что позволило сформировать базу для формулирования рекомендаций отечественным медиа.

Ключевые слова. Глухие, слабослышащие, специализированная пресса, социализация, адаптация, интеграция, инклюзия.

Информация о статье. Дата поступления 8 июля 2021 г.; дата принятия к печати 8 ноября 2021 г.; дата онлайн-размещения 15 декабря 2021

Mass Media as a Tool for Social Inclusion of People with Disabilities: Thematically Universal and Specialized Editions (on the Example of Deaf-Press)

Abstract. The study examined the role of national press in the process of social inclusion and integration of deaf community. We found that in the light of the problems of social inclusion, it is necessary to address the characteristics of certain groups of people with disabilities, in particular, specific needs of people with hearing impairments. Different life practices of people with hearing disabilities make it important to study this particular segment of population and various communication strategies that facilitate the process of their social integration. Russian academic community does not consider people with hearing disabilities as a separate cultural and sociolinguistic group but as a part of a bigger group of people with different kinds of disabilities. The present study described the differences between the concepts of "socialization", "adaptation", "integration" and "inclusion", and also highlighted the importance of studying the process of inclusion. Additionally, the authors described the features of the deaf community and approaches to study this particular segment of population. The article presents statistical, documented and theoretical sources to be used as the basis for empirical research. In order to get the most complete picture of the role of the press in matters of social inclusion, the authors considered both socio-political press and specialized press directly targeting deaf community. Identifying drawbacks of current media coverage the authors explored and showed different ways to improve it. A content analysis of socio-political and specialized publications was implemented, which made it possible to form a basis for the formation of recommendations for domestic media.

Keywords. Deaf, hard of hearing, specialized press, socialization, adaptation, integration, inclusion.

Article info. Received July 8, 2021; accepted November 8, 2021; available online December 15, 2021.

Введение

Во всем мире отчетливо обозначился поворот исследовательского внимания к гуманитарным ценностям общества [1; 2]. В информационное поле активно вовлекаются интересы различных общественных групп, и все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом лиц с различными видами инвалидности в большинстве случа-

ев рассматривают как монолитную целостную группу, не учитывая особенностей разных видов инвалидности, не разделяя их неодинаковых потребностей. Но все же границы данной темы постоянно расширяются, наблюдается переход от постановки общих проблем инклюзии и интеграции к проблематике отдельных групп, которые по своим жизненным (психофизиологическим и культурным) особенностям существенно

отличаются друг от друга. Согласно определению из «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1993 г., «люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний»1. Следовательно, ограниченные возможности здоровья могут быть связаны с самыми различными дефектами, и, как следствие, социокультурные проблемы каждого вида инвалидности стоит рассматривать отдельно наряду с общими проблемами.

В качестве отдельной малой социальной группы среди людей с инвалидностью в данном исследовании мы рассматриваем сообщество глухих. Представители данной группы не только отличаются по своим психофизиологическим проявлениям, но также имеют свое сообщество, свои традиции и праздники, свою культуру общения и язык, что делает их отдельной культурной единицей и позволяет рассматривать как субкультуру.

Научный интерес к социальным проблемам инвалидности в современных социально-экономических условиях обозначен в исследованиях таких ученых, как: Г.П. Артюнина [3], Л.А. Гусева [4], Е.А. Миронова [5] и др. Поскольку большинство социологических исследований в области проблем инклюзии людей с особыми потребностями не проводят четкой дифференциации между категориями инвалидности, особенности глухих и слабослышащих, представ-

1 URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl conv/conventions/disabled.shtml.

ляющих специфическую по своим культурным и социальным особенностям группу, остались малоизученными [6-10], что не способствует созданию условий для эффективной социальной инклюзии.

Массмедиа являются важнейшим ресурсом вовлечения инвалидов в общество, в связи с чем нам представляется необходимым исследовать их роль в вопросе инклюзии данной категории граждан. Мы считаем, что определенный, и немалый, интерес представляют, наряду с общественно-политическими СМИ, специализированные медиа, создаваемые непосредственно для глухих. Исследование данных материалов позволит получить информацию о роли медиа в вовлечении данной группы населения в общество, а также позволит сформировать рекомендации отечественным СМИ.

Новизна темы обусловлена практически полной неизученностью среди отечественных ученых как специализированных медиа для данной группы населения, так и особенностей медиапрезентации сообщества глухих в тематически универсальных СМИ. Существуют работы отечественных авторов, посвященные изучению медиа в данном контексте, однако они весьма немногочисленны и направлены на исследование цифровых социальных медиа [11-13], в то время как в современных российских исследованиях отсутствуют работы, посвященные опыту традиционных, в том числе печатных СМИ, чрезвычайно значимых для людей с нарушениями слуха в силу их особенностей.

Представляя результаты исследования специализированных СМИ для людей с ОВЗ, следует пояснить

некоторые исходные моменты. В фокусе нашего внимания оказались не только указанные массмедиа, но и СМИ общего интереса. У этих типологических кластеров разная аудитория и неодинаковые задачи — и в том случае, когда речь идет об общей социальной проблеме. Тематически универсальные СМИ фиксируют проблему, отражают ее присутствие (или отсутствие) в общественном сознании, знакомят свою большую аудиторию с этой проблемой и таким образом вовлекают ее в понимание и решение проблемы. Специализированные СМИ помогают своей небольшой аудитории обустраивать повседневную жизнь, по возможности включая ее в жизнь всего общества, помогая адаптации и инклюзии. Следовательно, задачи перед этими типами СМИ стоят тактически разные, однако они направлены на решение общей проблемы вовлеченности людей с ОВЗ в социальные практики. Оценивать контент-стратегии разных изданий, следовательно, желательно комплексно.

Социализация, адаптация,интеграция, инклюзия: теоретическо-методологические подходы к исследованию

В контексте нашего исследования важно обозначить и некоторые другие стартовые теоретико-методологические позиции. Как правило, сообщество глухих исследуется в России преимущественно через призму инвалидности в целом, при этом используются такие понятия, как «социализация», «адаптация», «интеграция» и «инклюзия». У термина «социализация» отсутствует единое определение; он описыва-

ется учеными по-разному: как процесс социального научения [14], процесс ролевой тренировки [15], процесс приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил [16; 17]. В целом социализация может быть определена как процесс научения индивида с целью успешного функционирования в обществе.

Понятие «адаптация» также многозначно: уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями [18], защитный механизм для преодоления психологического дискомфорта [19], набор приспособительных реакций для восстановления равновесия между человеком и средой [20], и совокупно может быть определен как процесс приспособления человека к внешним условиям, в том числе социальной среды.

Понятие «интеграции» (от лат. Integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение») исходно определяется как процесс объединения частей в целое [21]. Социальная интеграция означает упорядоченное взаимодействие между индивидами, социальными группами, построенное на отношениях автономии и зависимости между его участниками [22]; социальная интеграция есть полная интеграция общества [23]. Итоговое понимание — активное взаимодействие между индивидами на базе социума.

В последние годы особенно актуальным стало понятие «инклюзия» (от англ. Inclusion — включенность), часто встречающееся в дискурсе инвалидности, а также и в более широких контекстах, отражающих процессы социальной и гражданской гомогенизации общества. Означая процесс реального включения лю-

дей с инвалидностью в активную общественную жизнь, инклюзия предполагает не простое пространственное помещение человека с ОВЗ в общую среду, а создание условий, необходимых человеку для успешного функционирования в данной среде. Социальная инклюзия понимается нами как деятельность по формированию условий среды, способствующих успешной интеграции человека с ОВЗ в общество.

Вторым существенным исходным положением мы считаем необходимость обозначить особенности сообщества глухих как аудитории СМИ. Общая численность населения России на 1 января 2021 г. составляла 146 171 015 чел. по данным Росстата2, при этом, согласно общероссийскому регистру пациентов с нарушением слуха, примерно 9 млн жителей нашей страны являются глухими/слабослышащими, однако точная цифра неизвестна3. Таким образом, согласно данной статистике, около 6 % граждан РФ имеют нарушения слуха. На учете во Всероссийском обществе глухих (ВОГ) состоят более 75 000 членов [24] (2021 г.), но эта цифра не охватывает всех глухих, которые являются частью данной культуры. Шесть процентов населения — немалое число граждан страны, интересы и потребности которого, безусловно, должны быть учтены.

Что же это за аудитория? Согласно классификации Л.В. Неймана, — это глухие и слабослышащие, которые могут воспринимать звуки на разных частотах, отличных от аналогичных показателей здоро-

2 URL: http://www.statdata.ru/russia.

3 URL: https://www.rosmed.info/pro-ject?id=20.

вых людей [25]. Следует также принять во внимание классификацию Р.М. Боскис, которая добавила к этой категории позднооглохших [26]. Различия между ними немалые, но важны не физиологические нарушения, а обозначение самой культуры этого сообщества.

Интерес к данной группе населения возник еще во второй половине XX в. ввиду смены взглядов на глухоту, в связи с чем на Западе сформировалась особая академическая дисциплина DeafStudies [27-29], для которой пока нет устоявшегося термина в русском языке. Данная дисциплина направлена на изучение социальной жизни сообщества глухих и отдельных глухих, включая антропологию, экономику, географию, историю, политологию, психологию, социальные исследования и социологию. Те, кто присоединяются к этой области исследования, участвуют в содействии изменению взглядов и точек зрения более широкого общества в отношении глухих людей [30-32].

Существующие в России современные социологические исследования по инклюзии, инклюзивной культуре, инвалидности не изучают глухих людей как отдельную социальную группу со своими особенностями, хотя с 1980-х гг. появляются небольшие работы Г.Л. Зайцевой [33; 34], В.А. Паленного и В.З. Базо-ева [35; 36] о выделении глухих в социолингвистическое меньшинство. К числу критериев данной социальной группы авторы относят общий исторический опыт, браки внутри группы, идентификацию себя с группой, наличие своего жестового языка, отличного от звукового языка страны, совокупность социальных убеждений, поведенческие нормы, наличие

формальных и неформальных объединений и т.п. Названные особенности, безусловно, характеризуют эту аудиторную нишу СМИ как самостоятельную малую социальную группу, интересы которой нуждаются в удовлетворении.

Сегодня политика государства активно направлена на социальную инклюзию. Так, в связи с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»4, интересы людей с ограниченными возможностями, в том числе и глухих, игнорируются реже, чем ранее, но нельзя сказать, что они учитываются в полной мере. Говоря о потребностях сообщества глухих, согласно поправкам к закону «О СМИ», с 1 января 2020 г. все российские телеканалы обязаны адаптировать часть телепередач для слабослышащих и глухих людей (не менее 5 % программ)5, что подразумевает наличие субтитров или перевод передач на русский же-стовый язык. Глухие и слабослышащие граждане могут более — менее полноценно получать всего 5 % телевизионного контента. Закон, безусловно, делает шаг навстречу глухим и слабослышащим, однако это не создает возможности для полноценного удовлетворения потребности в получении информации.

Данная ситуация вынуждает создавать адаптированный контент внутри сообщества, который предназначен исключительно для глухих и транслируется на их основном

4 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федер. закон от 24 нояб. 1995 г № 181-ФЗ : (ред. от 11 июня 2021) // СПС «КонсультантПлюс».

5 О средствах массовой информации : Закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 : (ред. от 01 июля 2021) // СПС «КонсультантПлюс».

языке общения — русском жестовом языке (РЖЯ). С этой целью создаются онлайн-порталы, где основной контент — видео, на котором глухие/ переводчики жестового языка транслируют новости на РЖЯ. Таким образом, у глухих и слабослышащих появляется возможность получать информацию, предназначенную для всех граждан, в переводе на их язык общения. Однако, несмотря на популярность Интернет-СМИ, до сих пор есть люди, которым трудно освоить современные технологии (например, пожилые). Подобная ситуация вынуждает их обращаться к прессе.

Методически данное исследование построено на использовании метода контент-анализа, основным объектом которого стали публикации российских специализированных изданий для глухих. В России действует Московская городская организация Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ), под чьим патронажем издается журнал «В едином строю» и газета «Мир глухих» (Москва). Преимущественное внимание автора было направлено на выявление особенностей содержательных моделей этих изданий, в связи с чем анализировалась актуальная повестка изданий. Категория исследования «тематика» по итогам разведывательного исследования развернута в 8 признаках категории — «партнерство» (деятельность организации глухих и их партнерство с другими организациями); «общество»(важные события в мире, другие страны, внешняя по отношению к глухим повестка); «повседневность» (жизнь глухих: культура, спорт, отдых, образование, работа); «люди» (биографии, некрологи, интервью); «речь и язык» (РЖЯ, другие жестовые язы-

ки, перевод, билингвизм); «помощь» (слуховые аппараты, кохлеарная имплантация, льготы и специальные условия, услуги переводчиков, обустроенная среда для удобства глухих); «государство» ( новое в законодательстве); «для слышащих» (популяризация знаний о глухих и их жизни, школы жестового языка для слышащих). Проанализировано 400 публикаций (по 200 публикаций журнала и газеты). Период исследования — 2019 г.: известные события, получившие развитие в марте 2020 г. и продолжающиеся сегодня, серьезно изменили медиаповестку, поэтому мы обращаемся к тематически нейтральной практике 2019 г.

Смежным объектом исследования были российские газеты общего интереса: «Российская газета», «Независимая газета», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия» (также 2019 г.). Мы хотели бы пояснить обращение к общественно-политической тематически универсальной общероссийской прессе тем, что именно эти медиа отражают меру интереса общества в целом к той или иной социальной проблеме и показывают, присутствует ли она в национальной медиапо-вестке, включено ли общество в целом в понимание и решение проблем людей с ОВЗ и отдельных групп этих людей. Полученные количественные данные мы рассматриваем как фоновые. Мы также упоминаем наличие специализированных («точечных») изданий для глухих в регионах.

Основные результаты

исследования

СМИ общего интереса. За период 2019 г. в пяти таких изданиях установлено 54 публикации о глухих.

Количество упоминаний в течение года совсем небольшое — в среднем около 11 текстов, т.е. примерно 1-2 публикации в месяц в каждой газете. Наибольшее количество публикаций было выявлено в газетах «Комсомольская правда» (21) и «Московский комсомолец» (17). Далее следуют «Российская газета» (8), «Известия» (7), «Независимая газета» (1). Учитывая типологический статус общероссийских газет, нелегко определить оптимальное количество публикаций о людях с ОВЗ и конкретно глухих. Важно, что публикации вообще имеются, и они достаточно разнообразны по тематике: культурные и спортивные мероприятия среди глухих; важные поправки в законы, которые повлияют на их качество жизни; способы получения помощи — заказ переводчика и пр., результаты работы ВОГ, диспетчерские службы с возможностью общения на РЖЯ и т.д. — значим сам факт включения проблем людей с разными видами инвалидности в новостную медиаповестку, что позволяет обществу постепенно решать проблемы социальной инклюзии.

Однако недостатки в практике СМИ общего интереса имеются; их преодоление в контексте социальной инклюзии необходимо. Помимо тематических лакун, это опасность неэтичного отношения аудитории к проблемам глухих, которые провоцируют сами журналисты: например, часто они используют слово «глухонемой», со второй половины XX в. выходящий из употребления ввиду его некорректности (глухие в разной степени могут говорить, следовательно, немыми они не являются); слово «сурдопереводчик» сегодня также является некоррект-

ным (правильно: перевод жестового языка, переводчик жестового языка [37]; «язык жестов» (правильно Русский Жестовый Язык (РЖЯ). Определение же целевых особенностей обозначенного контента с опорой на указанные стратегии вовлечения является весьма актуальной, но пока нерешенной задачей.

Специализированные издания (deaf-пресса). Пресса для глухих возникла для более полного удовлетворения специфических потребностей данной группы населения: в этих изданиях публикуется информация, влияющая на жизнь глухих и слабослышащих (важные для данной группы населения встречи и собрания, особенности образования и поиск работы, повседневные мероприятия из сферы культуры, спорта и отдыха инвалидов по слуху, биографии выдающихся глухих граждан, особенности жестового языка и перевода, возможности получения помощи, изменения законодательства по отношению к людям с ОВЗ и т.д.) — т.е. такая информация, которая критически важна для этой группы аудитории, но не может по объективным причинам быть представлена в СМИ общего интереса.

Журнал «В едином строю» и газета «Мир Глухих» — не первые отечественные СМИ данного профиля; первая же сеа/-пресса в нашей стране — петроградская газета «Мир глухонемых» (октябрь1916 г.) и «Известия Московского комитета глухонемых» (апрель 1917 г.). Однако в сложившихся на тот момент непростых для страны обстоятельствах оба издания не смогли просуществовать более полугода. Спустя несколько лет 1 февраля 1924 г. вышла в свет газета «Жизнь глухоне-

мых», в 1932 г. превратившаяся в полноценный журнал. В 1941 г. выпуск журнала был прекращен, и следующий номер журнала появился только спустя 16 лет под более корректным названием «Жизнь глухих», а с 1972 г. журнал выпускается под названием «В едином строю».

Несмотря на наличие регулярно выпускаемого журнала, в 1987 г. начала также выходить газета «Маяк», которая в 1998 г. была переименована в популярную сегодня газету «Мир глухих». И газета, и журнал издаются организацией «Всероссийское Общество Глухих». С целью максимального охвата аудитории данные издания не только печатаются, но также и публикуются на сайте ВОГ6. Главными задачами ВОГ являются выражение, защита прав и законных интересов граждан РФ с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в общество.

Обратимся к анализу содержательных моделей этих изданий, данные о которых позволят связать их с решением обозначенных выше проблем социальной инклюзии, с потенциальной эффективностью стратегий вовлечения (табл.).

Как видим, наиболее актуальными в повестке являются вопросы повседневной жизни (32,5 %), которые включают в себя различные аспекты работы, образования, отдыха, культуры и спорта. Стоит отметить, что тематика публикаций, относящаяся к категории «Повседневность», в большинстве случаев связана с темой культуры (выступления глухих артистов, стихи глухих поэтов, кон-

6 URL: https://deafmos.ru/category/new_ mo/gazeta-mg/; https://voginfo.ru/zhurnal-ves/.

Тематика специализированных изданий для глухих

Количество текстов Количество текстов в газете «Мир Глухих»

Тема в журнале «В Едином Строю» В среднем

Партнерство 27 (13,5 %) 29 (14,5 %) 56 (14 %)

Общество 0 (0 %) 3 (1,5 %) 3 (0,7 %)

Повседневность 69 (34,5 %) 61 (30,5 %) 130 (32,5 %)

Люди 71 (35,5 %) 46 (23 %) 117 (29,3 %)

Язык 6 (3 %) 12 (6 %) 18 (4,5 %)

Помощь 25 (12,5 %) 39 (19,5 %) 64 (16 %)

Право 1 (0,5 %) 8 (4 %) 9 (2,3 %)

Для слышащих 1 (0,5 %) 2 (1 %) 3 (0,7 %)

Итого 200 (100 %) 200 (100 %) 400 (100 %)

курсы по живописи, экскурсии в музеи и т.д.). Данный факт свидетельствует о высокой роли культуры во всех ее проявлениях в жизни данного сообщества. На втором месте находится тематика «Люди» (29,3 %), которая рассказывает о глухих гражданах, их жизни и заслугах в виде портретного интервью или некрологов. В данном случае интересно провести аналогию с общественно-политическими СМИ, в которых персонификация текстов связана, в большинстве случаев, с известными личностями, в то время как в специализированной прессе публикации могут быть о простых людях — здесь значим сам факт принадлежности к сообществу глухих. Это важно для обретения социальной идентичности сообщества, для осознания себя полноценными людьми.

На третьем месте по популярности находится тематика помощи глухим в различных вопросах (16 %) — таких, как заказ услуг переводчика, начисление пособия по инвалидности, обеспечение доступной среды и т.д. Популярность данной темы может быть обусловлена имеющимися у глухих ограничениями, а именно

нарушениями слуха, ввиду которых затруднено получение различного рода услуг. Также значимая часть контента отводится «Партнерству» (14 %). Причиной этого может служить тот факт, что оба издания находятся под патронажем МГО ВОГ, в связи с чем освещение работы данной структуры встречается довольно часто.

Остальные темы, встречающиеся в данной газете, упоминаются реже. Так, мало текстов посвящено языку общения глухих — Русскому Жестовому Языку (РЖЯ) — 4,5 %. Тексты, связанные с актуальным законодательством, также встречаются нечасто — в 2,3 % публикаций. Если невысокая доля текстов указанной группы имеет объективные причины, то признать удовлетворительным следующий показатель нельзя — лишь 0,7 % текстов повествуют о событиях в обществе. Фактически это отсутствие «внешней» повестки, которое мы квалифицируем как недопустимую практику. Ни одной из названных стратегий вовлечения эта цифра не соответствует. Некорректными мы считаем и предполагаемые отсылки к воз-

можности обращения глухих к СМИ общего интереса — такая возможность в силу разных обстоятельств не везде и не всегда имеется. Еще одна цифра — 0, 9 % публикаций — характеризует долю контента, обращенную к слышащим гражданам, которые имеют доступ к специализированным СМИ и потенциально могут быть включены не только в повседневную жизнь глухих, но и в их социальную инклюзию, активно участвовать в ней. Цифра, как видим, тоже весьма незначительна. Суммируя полученные результаты, мы можем констатировать, что в специализированных изданиях выявлен разрыв между внутренним и внешним миром данной аудиторной группы, что не способствует ее вовлечению в общественную жизнь.

Говоря о распространении специализированной прессы для глухих, важно упомянуть, что подобных печатных изданий в России мало. Так, помимо московских газеты и журнала, в регионах на данный момент публикуется только газета «Жизнь глухих» в Челябинске, которая также издается ВОГ. Общение с региональными отделами ВОГ показало, что отсутствие местной прессы вызвано недостатком финансирования, что, в свою очередь, компенсируется цифровизацией СМИ — во многих региональных отделениях ВОГ созданы сайты с актуальными новостями. И все же приходится сожалеть о том, что аналоговые СМИ малодоступны, поскольку у значительной части глухих имеется потребность в них.

Подводя итоги исследования, мы можем утверждать, что анализ специализированной прессы показал некоторую «замкнутость» глухого со-

общества. Новостная повестка сосредоточена исключительно вокруг мира глухих и практически не соприкасается с событиями в обществе, что не способствует интеграции глухих. В СМИ общего интереса встречаются упоминания глухого сообщества, однако их ограниченное количество, а нарушения этики свидетельствуют о необходимости совершенствования повестки по данной тематике. Наличие печатных региональных специализированных СМИ также представляется важным. Можно утверждать, что общество в целом принимает концепцию и идеологию социальной инклюзии, однако данный процесс нуждается в развитии.

Если сопоставить результаты исследования с упоминавшимися выше стратегиями вовлеченности, то можно сделать заключение о том, что контент-стратегии двух названных профильных групп печатной периодики обращены к разным аудиторным флангам; их практики направлены на решение различных концепций социальной вовлеченности — что было ожидаемо. Однако оценки этих практик базируются на общей задаче необходимости социальной инклюзии людей с ОВЗ, включая сообщество глухих. Целевая направленность специализированной прессы определяется как адаптационная, в меньшей — и явно недостаточной — степени как интегративная; стратегия социальной инклюзии в контенте специализированных СМИ практически не представлена, что существенно снижает ее эффективность. СМИ универсальной тематической направленности действуют в противоположном направлении — социальной интеграции и инклюзии, однако

действенные стратегии в общероссийских газетах также слабо разработаны. Потребности и интересы аудиторных флангов должны и могут пересекаться на информационном поле социальной инклюзии, но сегодня это еще не решенная задача.

Заключение

Вопросы развития отечественной медиапрактики по решению проблемы социальной инклюзии людей с ОВЗ имеют немалые исследовательские перспективы. Исследования, посвященные данной тематике, актуальны и востребованы. Однако, несмотря на актуальность, исследований по вопросам влияния медиа на инклюзию не только глухих граждан, но и всех людей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно как среди отечественных, так и зарубежных исследователей. Наличие таких проблем, как культурная обособленность медиа для глухих, а также нарушения этики в отечественных СМИ диктует необходимость направить исследовательское внимание в данное русло.

Реализованное исследование было направлено на изучение роли медиа в социальной инклюзии сообщества глухих, а именно роли печатных изданий (все еще актуальных для ряда возрастных групп данной аудитории). Полученные сведения

позволяют сделать вывод о том, что концепции и стратегии современных медиапрактик данного направления нуждаются в оптимизации. Так, исследование позволило сформулировать рекомендации отечественным СМИ: необходимость изучения потребностей глухого сообщества и связанных с ним аспектов жизни позволит журналистам избежать ошибок в написании материалов по данной тематике. Важно повышать осведомленность граждан о глухих и их культуре, способствуя общественному пониманию проблем инвалидности и разнообразия людей с инвалидностью, а также удовлетворять потребности глухих граждан в новостной повестке СМИ, что активно способствуют эффективной и успешной социальной инклюзии всех кластеров людей с ОВЗ. Концепции и практики социальной инклюзии стали глобальным трендом всего мирового сообщества. Важно участие масс-медиа в их продвижении и реализации. Оценивая текущую практику отечественных СМИ различных типов и уровней, следует акцентировать их взаимную направленность, обусловленность контента спецификой задач, стоящих перед ними, выстро-енность стратегий равновесием основных элементов вовлечения. Сегодня мы не можем констатировать, что такие задачи успешно решаются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество / Т.И. Фролова. — Москва : МедиаМир, 2014. — 345 с.

2. Демина И.Н. Медиатизация экономики: аспекты оптимизации экономических медиакоммуникаций в цифровой среде / И.Н. Демина. — DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(2).253-269 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 2. — С. 253-269.

3. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины : учеб. пособие / Г.П. Артюнина. — Москва : Акад. Проект, 2005. — 576 с.

4. Гусева Л.А. Технология социальной реабилитации инвалидов / Л.А. Гусева // Социальное обслуживание. — 2004. — № 3. — С. 33-44.

5. Миронова Е.А. Инвалиды как субъект социальной политики / Е.А. Миронова // Отечественный журнал социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 20-22.

6. Crume P.K. Overview of the Legal Recognition of Sign Languages Around the World / P.K. Crume. — DOI 10.1093/deafed/enz053 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2020. — Vol. 25, iss. 3. — P. 378-379.

7. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы / А.М. Панов // Отечественный журнал социальной работы. — 2007. — № 3. — С. 44-58.

8. Bernhardt K. Extending Language Deprivation to Deaf Education: Review of: Glick-man, N. & Hall, W. Language Deprivation and Deaf Mental Health / K. Bernhardt // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2020. — Vol. 25, iss. 3. — URL: https://doi. org/10.1093/deafed/enz055.

9. Карпова Г.Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности / Г.Г. Карпова // Социологические исследования. — 2010. — № 10 (318). — С. 74-80.

10. Романов П.В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. — 2010. — № 9 (317). — С. 50-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Жилавская И.В. Медиаобразовательный проект «Интернет-журналистика для глухих детей»: из опыта реализации / В.И. Жилавская, А.А. Широбокова // Образовательные технологии и общество. — 2013. — Т. 16, № 2. — С. 596-603.

12. Шамсутдинова Ю.Ф. Проблемы использования социальных медиа людьми с ограниченными возможностями зрения / Ю.Ф. Шамсутдинова // МедиаАльманах. — 2018. — № 2 (85). — С. 68-78.

13. Шамсутдинова Ю.Ф. Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики / Ю.Ф. Шамсутдинова. — DOI 10.30547/mediascope.3.2019.9 // Медиаскоп. — 2019. — № 3. — URL: http://www.mediascope.ru/2570.

14. Скворцова Т.Г. Социализация студенчества в условиях переходного периода российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Т.Г. Скворцова. — Рыбинск, 1998. — 22 с.

15. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер ; пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицыной. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 688 с.

16. Piaget J. The Moral Judgment of the Child / J. Piaget. — London : Kegan Paul, Trench, Trubner and Co, 1932. — 418 p.

17. Kohlberg L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment / L. Kohlberg. — DOI 10.2307/2025030 // Journal of Philosophy. — 1973. — Vol. 70, iss. 18. — P. 630-646.

18. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Н.Е. Шустова. — Саратов, 1999. — 18 с.

19. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер ; пер. с англ. А.А. Анистратенко, И. Знаешевой. — Москва : Э, 2018. — 251 с.

20. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер с англ. В.Б. Ольшан-ског. — Москва : Прогресс, 1969. — 534 с.

21. Социологический энциклопедический словарь : на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / под ред. Г.В. Осипова. — Москва : ИНФРА М-НОРМА, 1998. — 488 с.

22. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс ; пер. И. Тюрина. — Москва : Акад. Проект, 2003. — 525 с.

23. Седов Л.А. Концепции социальной интеграции / Л.А. Седов // Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. — Москва, 1995. — С. 318.

24. Тихенко Г. Зачем глухим нужно платить членские взносы ВОГ? / Г. Тихенко // DeafNet. — 2021. — URL: https://www.deafnet.ru/new.phtml?c=70&id=18989.

25. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учебник / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский ; под ред. В.И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2001. — 224 с.

26. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. — Москва : Сов. спорт, 2004. — 304 с.

27. The SAGE Deaf Studies Encyclopedia / ed. G. Gertz, P. Boudreault. — Thousand Oaks : SAGE Publications, 2016. — 272 p.

28. Fernandes J.K. Inclusive Deaf Studies: Barriers and Pathways / J.K. Fernandes, S.S. Myers. — DOI https://doi.org/10.1093/deafed/enp018 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2010. — Vol. 15, iss. 1. — P. 17-29.

29. Marschark M. Deaf Studies by Any Other Name? / M. Marschark, T. Humphries. — DOI https://doi.org/10.1093/deafed/enp029 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2010. — Vol. 15, iss. 1. — P. 1-2.

30. Варинова О.А. Особенности описания социального сообщества глухих людей / О.А. Варинова. — DOI 10.24158/tipor.2020.7.7 // Теория и практика общественного развития. — 2020. — № 7 (149). — С. 44-48.

31. Schley S. Shifting Dialog and Culture / S. Schley. — DOI https://doi.org/10.1093/ deafed/enz007 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2019. — Vol. 24, iss. 3. — P. 318.

32. Skyer M.E. Injustice in the Absence of Language / M.E. Skyer. — DOI https://doi. org/10.1093/deafed/enz022 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. — 2021. — Vol. 26, iss. 4. — P. 563.

33. Zaitseva G.L. Problems of Sing Language in Soviet Deaf Education / G.L. Zaitseva // Sing and School. — Cliveden, 1987. — Р. 100-108.

34. Зайцева Г.Л. История глухих как дисциплина: что и как изучает история глухих : тезисы / Г.Л. Зайцева // Первый Московский симпозиум по истории глухих. — Москва : МосгорВОГ, 1997.

35. Базоев В.З. Москва и глухие москвичи / В.З. Базоев, В.А. Паленный, А.Б. Славина. — Москва : Нефть и газ, 2012. — 310 с.

36. Базоев В.З. Человек из мира тишины / В.З. Базоев, В.А. Паленный. — Москва : Академкнига, 2002. — 815 с.

37. Варинова О.А. «Сурдопереводчик» и «переводчик русского жестового языка» / О.А. Варинова // Современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 17-20 окт. 2012 г. — Новосибирск, 2012. — С. 544-548.

REFERENCES

1. Frolova T.I. Humanitarian Agenda of Russian Media. Journalism, Man, Society. Moscow, MediaMir Publ., 2014. 345 p.

2. Demina I.N. Mediatization of the Economy: Aspects of Optimizing Economic Media Communications in the Digital Environment. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 2, pp. 253-269. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(2).253-269.

3. Artyunina G.P. Fundamentals of Social Medicine. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2005. 576 p.

4. Guseva L.A. Technology of Social Rehabilitation of Disabled People. Sotsialnoe obslu-zhivanie = Social Service, 2004, no. 3, pp. 33-44. (In Russian).

5. Mironova E.A. People with Disabilities as a Subject of Social Policy. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic Journal of Social Work, 2009, no. 4, pp. 20-22. (In Russian).

6. Crume P.K. Overview of the Legal Recognition of Sign Languages Around the World. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2020, vol. 25, iss. 3, pp. 378-379. DOI:10.1093/deafed/enz053.

7. Panov A.M. Social Support for Disabled People in the Russian Federation: Current State, Problems, Prospects. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic Journal of Social Work, 2007, no. 3, pp. 44-58. (In Russian).

8. Bernhardt K. Extending Language Deprivation to Deaf Education: Review of: Glickman, N. & Hall, W. Language Deprivation and Deaf Mental Health. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2020, vol. 25, iss. 3. Available at: https://doi.org/10.1093/deafed/enz055.

9. Karpova G.G. Disabled People and Cultural Politics: the Issue of Access. Sotsio-logicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2010, no. 10, pp. 74-80. (In Russian).

10. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. People with Disabilities and Society: Twenty Years Later. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2010, no. 9, pp. 5057. (In Russian).

11. Zhilavskaya I.V., Shirobokova A.A. Media Educational Project "Internet Journalism for Deaf Children": from the Experience of Implementation. Obrazovatel'nye tekhnologii i ob-shchestvo = Educational Technology & Society, 2013, vol. 16, no. 2, pp. 596-603. (In Russian).

12. Shamsutdinova Ju.F. Problems of using Social Media Faced by People with Visual Disabilities. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2018, no. 2, pp. 68-78. (In Russian).

13. Shamsutdinova Ju.F. Online Communities for Deaf and Hearing-Impaired People in Popular Social Media in Russia: Quantitative and Qualitative Characteristics. Medias-kop = Mediascope, 2019, no. 3. Available at: http://www.mediascope.ru/2570. (In Russian). DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.9.

14. Skvortsova T.G. Socialization of Students in the Conditions of the Transition Period of Russian Society. Cand. Diss. Thesis. Rybinsk, 1998. 22 p.

15. Ritzer G. Modern Sociological Theory. 5th ed. London, McGraw-Hill, 2000. 625 p. (Russ. ed.: Ritzer G. Modern Sociological Theory. 5th ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 688 p.).

16. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. London, Kegan Paul, Trench, Trubner and Co, 1932. 418 p.

17. Kohlberg L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. Journal of Philosophy, 1973, vol. 70, iss. 18, pp. 630-646. DOI: 10.2307/2025030.

18. Shustova N.E. Social Adaptation of Personality. Cand. Diss. Thesis. Saratov, 1999. 18 p.

19. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press, 1957. 291 p. (Russ. ed.: Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Moscow, E Publ., 2018. 251 p.)

20. Shibutani T. Society and Personality: An Interactionist Approach to Social Psychology. New Jersey, Prentice-Hall, 1961. 630 p. (Russ. ed.: Shibutani T. Society and Personality: An Interactionist Approach to Social Psychology. Moscow, Progress Publ., 1969. 534 p.).

21. Osipov G.V. (ed.). Sociological Encyclopedic Dictionary. Moscow, Infra M-Norma Publ., 1998. 488 p.

22. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, Polity Press, 1984. 402 p. (Russ. ed.: Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2003. 525 p.).

23. Sedov L.A. Social Integration Concepts. In Osipov G.V. (ed.). Sociological Encyclopedic Dictionary. Moscow, 1995, pp. 318. (In Russian).

24. Tikhenko G. Why do we need to pay membership fees to deaf people? DeafNet, 2021. Available at: https://www.deafnet.ru/new.phtml?c=70&id=18989. (In Russian).

25. Neiman L.V., Bogomilsky M.R.; Seliverstov V.I. (ed.). Anatomy, Physiology and Pathology of the Organs of Hearing and Speech. Moscow, Vlados Publ., 2001. 224 p.

26. Boskis P.M. Deaf and Hard of Hearing Children. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2004. 304 p.

27. Gertz G., Boudreault P. (eds). The SAGE Deaf Studies Encyclopedia. Thousand Oaks, SAGE Publications, 2016. 272 p.

28. Fernandes J.K., Myers S.S. Inclusive Deaf Studies: Barriers and Pathways. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2010, vol. 15, iss. 1, pp. 17-29. DOI: https://doi. org/10.1093/deafed/enp018.

29. Marschark M., Humphries T. Deaf Studies by Any Other Name? The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2010, vol. 15, iss. 1, pp. 1-2. DOI: https://doi.org/10.1093/ deafed/enp029.

30. Varinova O.A. Features of the Description of the Social Community of Deaf People. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Ppractice of Social Development, 2020, no. 7, pp. 44-48. (In Russian). DOI: 10.24158/tipor.2020.7.7.

31. Schley S. Shifting Dialog and Culture. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2019, vol. 24, iss. 3, pp. 318. DOI: https://doi.org/10.1093/deafed/enz007.

32. Skyer M.E. Injustice in the Absence of Language. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2021, vol. 26, iss. 4, pp. 563. DOI: https://doi.org/10.1093/deafed/enz022.

33. Zaitseva G.L. Problems of Sing Language in Soviet Deaf Education. In Sing and School, Clevenden, 1987, pp. 100-108.

34. Zaitseva G.L. Deaf History as a Discipline: what and how Deaf History Studies. In First Moscow Symposium on the History of the Deaf. Moscow, 1997.

35. Bazoev V.Z., Palennyi V.A., Slavina A.B. Moscow and Deaf Muscovites. Moscow, Neft' i gaz Publ., 2012. 310 p.

36. Bazoev V.Z., Palennyi V.A. The man from the world of silence. Moscow, Akadem-kniga Publ., 2002. 815 p.

37. Varinova O.A. Sign language interpreter "and" Russian sign language interpreter"In Modern Forms of Organization and Effective Technologies for Training and Rehabilitation of Persons with Disabilities and Disabled People. Materials of Scientific-Practical Conference with International Participation, Novosibirsk, October 17-20, 2012. Novosibirsk, 2012, pp. 544-548. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Истомина К.Д. СМИ как инструмент социальной инклюзии людей с ОВЗ: тематически универсальные и специализированные издания (на примере Deaf-прессы) / К.Д. Истомина. — DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).745-759 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 4. — С. 745-759.

FOR CITATION

Istomina K.D. Mass Media as a Tool for Social Inclusion of People with Disabilities: The-matically Universal and Specialized Editions (on the Example of Deaf-Press). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 4, pp. 745-759. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).745-759. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.