Научная статья на тему 'МАТРИЦА ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АППАРАТНОЙ КОСМЕТОЛОГИИ)'

МАТРИЦА ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АППАРАТНОЙ КОСМЕТОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АППАРАТНАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ / ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ / РЫНОК / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / МАТРИЦА ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова В.М., Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В., Бабуриди М.А.

Аппаратная косметология, являясь ведущей отраслью косметологической индустрии в России, демонстрирует стабильный рост, но существенно зависит от влияния на нее факторов микро- и макросреды рынка. Оценка этих факторов должна проводиться предприятием комплексно, чтобы заблаговременно выявить вектор их воздействия и разработать или скорректировать стратегические направления развития бизнеса. Для реализации такой комплексной оценки предложена авторская методика, основанная на расчете четырех групп индексов (IFM, IFMV, IFMVR, IFMVM) и построении матрицы выбора стратегических направлений развития бизнеса с подробным описанием возможных стратегий. Методика разработана для отрасли аппаратной косметологии, но может быть применена и для других отраслей и видов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATRIX FOR THE SELECTION OF STRATEGIC DIRECTIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT BASED ON THE ASSESSMENT OF FACTORS OF THE MICROAND MACRO-ENVIRONMENT OF THE MARKET (ON THE EXAMPLE OF THE INDUSTRY OF HARDWARE COSMETOLOGY)

Hardware cosmetology, being the leading branch of the cosmetology industry in Russia, demonstrates stable growth, but significantly depends on the influence of factors of the micro- and macro-environment of the market. The assessment of these factors should be carried out by the enterprise in a comprehensive manner in order to identify in advance the vector of their impact and develop or adjust strategic directions for business development. To implement such a comprehensive assessment, an author's methodology is proposed, based on the calculation of four groups of indices (IFM, IFMV, IFMVR, IFMVM) and the construction of a matrix for selecting strategic directions for business development with a detailed description of possible strategies. The technique was developed for the industry of hardware cosmetology, but can be applied to other industries and types of business.

Текст научной работы на тему «МАТРИЦА ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АППАРАТНОЙ КОСМЕТОЛОГИИ)»

=capterra&utm_medium=cpc&utm_campaign=review-websites&utm_term=kb&utm_source_capterra=capterra.

12. van der Borgh et al., 2012 M. van der Borgh, M. Cloodt, A.G.L. Romme. Value creation by knowledge- based ecosystems: evidence from a field study. R&D Manage., 42 (2012), pp. 150-169.

13. Bray, David A., Knowledge Ecosystems: A Theoretical Lens for Organizations Confronting Hyperturbulent Environments. Organizational dynamics of technology-based innovation: diversifying the research agenda, T. McMaster, D. Wastell, E. Ferneley, and J. DeGross, eds., Springer, June 2007, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=984600.

14. K. Valkokari. Business, innovation, and knowledge ecosystems: how they differ and how to survive and thrive within them. Technol. Innov. Manage. ev., 5 (8) (2015), pp. 17-24.

15. Dougherty and Dunne: Organizing Ecologies ofComplex Innovation. 1216 Organization Science 22(5), pp. 1214-1223.

16. Baum J. A. C., Cowan R., Jonard N. 2010. Network-independent partner selection and the evolution of innovation networks. Management Science, 56: 2094-2110.

17. Franzoni and H. Sauermann. Crowd science: The organization of scientific research in open collaborative projects. Research Policy, 2014, vol. 43, issue 1, 1-20

18. Perkmann and Schildt, 201 M. Perkmann, H. Schildt. Open data partnerships between firms and universities: the role of boundary organizations. Res. Policy, 44 (2015), pp. 1133-1143

19. Ostrom. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press, Cambridge, UK (1990).

20. G. Gavetti and D. Levinthal. Looking forward and looking backward: Cognitive and experiential search. Administrative science quarterly 45 (1), 113-137, 2000.

21. Nickerson and Zenger, 2004 J.A. Nickerson, T.R. Zenger. A knowledge-based theory of the firm—The problem-solving perspective. Organ. Sci., 15 (2004), pp. 617-632.

22. J.T. Macher. Technological development and the boundaries of the firm: a knowledge-based examination in semiconductor manufacturing. Manage. Sci., 52 (2006), pp. 826-843.

23. T. Felin, T.R. Zenger. Closed or open innovation? Problem solving and the governance choice. Res. Policy, 43 (2014), pp. 914-925.

24. H. Lopez-Vega, F. Tell, W. Vanhaverbeke. Where and how to search? Search paths in open innovation. Res. Policy, 45 (2016), pp. 125-136

25. von Hippel, G. Von Krogh. CROSSROADS-Identifying viable "Need-Solution Pairs": problem solving without problem formulation. Organ. Sci., 27 (2015), pp. 207-221.

26. Gulati R., Wohlgezogen F., Zhelyazkov P. 2012. The two facets of collaboration: Cooperation and coordination in strategic alliances. Academy of Management Annals, 6: 531-583.

27. Franzoni and Sauermann, 2014 C. Franzoni, H. Sauermann. Crowd science: the organization of scientific research in open collaborative projects. Res. Policy, 43 (2014), pp. 1-20.

28. https://www.valamis.com/hub/knowledge-management#:~:text=Knowledge%20management%20is%20the%20conscious,they%20develop% 20significant URL: https://www.valamis.com/hub/knowledge-management#:~:text=Knowledge%20management%20is%20the%20conscious,they %20develop%20significant.

29. Межонова Л.В., Масюк Н.Н. Университетский комплекс: инновационные подходы к управлению. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 32-37.

30. Супруненко В.Н., Масюк Н.Н. Институциональные изменения в электронном образовании (e-learning). Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 11-1. С. 240-246/

31. 31 .Раменская Л.А. (2020). Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. Т. 11, № 4. С. 16-28. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-2.

32. Managing quality in education ecosystems: the emerging challenges. URL: https://www.globalfocusmagazine.com/managing-quality-in-education-ecosystems-the-emerging-challenges//

EDN: CISWWF

В.М. Михайлова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, nika157@mail.ru,

V.M. Mikhailova - candidate of economics sciences, associate professor of the department industry and project management, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Д.Г. Куренова - к.филол.н., доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, ipatovadaria@yandex.ru,

D.G. Kurenova - candidate of philological sciences, associate professor of the department advertising and public relations, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

E.В. Кривошеева - к.э.н., доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, keselz@mail.ru,

E.V. Krivosheeva - candidate of economic sciences, associate professor of the department advertising and public relations, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

М.А. Бабуриди - магистр кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, mariadomarenko@gmail.ru,

M.A. Baburidi - master's degree department of industry and project management, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

МАТРИЦА ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АППАРАТНОЙ КОСМЕТОЛОГИИ) MATRIX FOR THE SELECTION OF STRATEGIC DIRECTIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT BASED ON THE ASSESSMENT OF FACTORS OF THE MICRO- AND MACRO-ENVIRONMENT OF THE MARKET (ON THE EXAMPLE OF THE INDUSTRY OF HARDWARE COSMETOLOGY)

Аннотация. Аппаратная косметология, являясь ведущей отраслью косметологической индустрии в России, демонстрирует стабильный рост, но существенно зависит от влияния на нее факторов микро- и макросреды рынка. Оценка этих факторов должна проводиться предприятием комплексно, чтобы заблаговременно выявить вектор их воздействия и разработать или скорректировать стратегические направления развития бизнеса. Для реализации такой комплексной оценки предложена авторская методика, основанная на расчете четырех групп индексов (IFM, IFMV, IFMVR, IFMVM) и построении матрицы выбора стратегических направлений развития бизнеса с подробным описанием возможных стратегий. Методика разработана для отрасли аппаратной косметологии, но может быть применена и для других отраслей и видов бизнеса.

Abstract. Hardware cosmetology, being the leading branch of the cosmetology industry in Russia, demonstrates stable growth, but significantly depends on the influence of factors of the micro- and macro-environment of the market. The assessment of these factors should be carried out by the enterprise in a comprehensive manner in order to identify in advance the vector of their impact and develop or adjust strategic directions for business development. To implement such a comprehensive assessment, an author's methodology is proposed, based on the calculation of four groups of indices (IFM, IFMV, IFMVR, IFMVM) and the construction of a matrix for selecting strategic directions for business development with a detailed description of possible strategies. The technique was developed for the industry of hardware cosmetology, but can be applied to other industries and types of business.

Ключевые слова: аппаратная косметология, факторы макросреды, факторы микросреды, рынок, стратегии развития, матрица выбора.

Keywords: hardware cosmetology, macroenvironment factors, microenvironment factors, market, development strategies, selection matrix.

Доля России на мировом рынке эстетической медицины и косметологии достигает 15 % [1]. Российский рынок довольно глубоко интегрирован в международную бьюти-индустрию, поэтому санкционные меры в отношении страны могут существенно изменить рыночную конъюнктуру и даже поставить под угрозу само существование этого бизнес-сегменте.

Аппаратная косметология, которая за последние 5 лет демонстрирует стремительный рост популярности, сильно зависит от импорта: практически 90 % косметологического оборудования и комплектующих поставляются в Россию из-за границы - Западной Европы, Южной Кореи, Китая и США. Поэтому предприятие может столкнуться с нехваткой комплектующих из-за введенных санкций, или комплектующие вырастут в цене, что приведет к еще большему росту издержек и понижению рентабельности бизнеса. По словам дистрибьюторов косметологических аппаратов, на сегодняшний день клиенты (производители) выкупили не только складские запасы, но и модели, представленные в шоу-румах, а с учетом надвигающегося энергетического кризиса последствия для некоторых изготовителей будут катастрофическими [2]. Это грозит и приостановкой инвестиций в развитие косметологии, и снижением производственных мощностей, и еще более стремительным ростом стоимости продукции.

Потенциальной проблемой эксперты считают и увеличение доли серого рынка в бьюти-индустрии. Использование нелицензированных марок, подмена этикеток, контрафактная продукция - вот только малая часть проблем, с которыми может столкнуться бизнес в ближайшее время. В зоне риска находятся прежде всего официальные производители, которые не смогут конкурировать с низким ценником серого импорта. А после нормализации ситуации вернуть покупателей международным брендам будет непросто.

При этом основным залогом успеха аппаратной косметологии представители отрасли считают высокую эффективность и стойкость результатов. По состоянию на начало апреля 2022 г. загрузка популярных аппаратов в салонах красоты составила около 80-90 %. На протяжении 2017-2019 годов объем рынка в денежном выражении рос в среднем на 15 %. Но в 2020 г. произошло снижение объема рынка на 17,5 % [3]. Закрытие клиник весной 2020 г. стало испытанием на прочность для большинства представителей косметологической отрасли: вернуться к практике смогли не многие. Поэтому спрос на косметологиче-ское оборудование в этот период сильно снизился. Но уже в 2021 г. рынок демонстрировал рост, который составил 23,5 %, при этом прогнозы отраслевых экспертов относительно его развития до 2025 г. остаются очень позитивными. Данные прогнозы подтверждаются изменениями в структуре мирового косметического рынка [2; 4]. Всё сказанное даёт основание полагать, что исследуемая нами отрасль подвержена сильному влиянию внешних факторов, способных как дестабилизировать ее, так и подстегнуть развитие.

Авторами предпринята попытка в рамках проведенного исследования показать, что комплексная оценка факторов микро- и макросреды рынка позволит выявить уровень их влияния на отрасль и определить выбор стратегических направлений развития бизнеса.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что требуется инструмент, позволяющий выбирать стратегические направления развития бизнеса в зависимости от изменяющихся рыночных условий. Таким инструментом может выступить матрица выбора стратегических направлений развития бизнеса на основе оценки факторов микро- и макросреды рынка.

Цель исследования предполагает: а) разработку системы факторов микро- и макросреды рынка; б) определение удельного веса влияния каждого фактора на эффективное функционирование предприятия; в) выделение групп индексов, которые позволяют определить выбор стратегических направлений развития бизнеса; г) разработку матрицы выбора стратегических направлений развития бизнеса; д) описание предложенных маркетинговых стратегий.

Методы исследования: методы группировок, сравнения; системное описание процессов и явлений.

1. Исследование факторов микро- и макросреды рынка аппаратной косметологии.

Для разработки маркетинговой стратегии развития предприятия необходимо рассмотреть факторы микро- и макросреды рынка. Для этого воспользуемся перечнем факторов, собранных и сгруппированных в блоки специально для рынка аппаратной косметологии (таблица 1).

Оценивать факторы предлагается при помощи экспертного опроса по 5-ти балльной шкале (1 - фактор не влияет, 5 -фактор оказывает сильное влияние на развитие деятельности предприятия). Экспертами выступили: руководитель предприятия, заместитель директора по финансам и сбыту, менеджеры по продажам, специалист по рекламе и приглашенный маркетолог. Экспертный опрос проводился в августе 2022 г.

Таблица 1 - Оценка факторов микро и макросреды рынка для предприятия, работающего на рынке аппаратной косметологии (на примере ИП Турунин А.Н.) (разработано авторами)

Фактор Оценка Удельный вес фактора Значение фактора с учетом удельного веса

1 2 3 4

Факторы макросреды (IFM) [4; 5]

1 Политические факторы:

- поддержка рынка со стороны государства 1 0,1 0,1

- сложность получения лицензий и разрешений на ведение бизнеса в области услуг аппаратной косметологии 4 0,3 1,2

- санкции, влияющие на бизнес 5 0,3 1,5

- правовые вопросы использования технологий электронной коммерции 5 0,1 0,5

- правовое регулирование продвижения в среде интернет 5 0,2 1

PF I 1 I 4,3

Продолжение таблицы

1 2 3 4

2 Экономические факторы:

- изменение потребительских доходов 5 0,3 1,5

- уровень инфляции 3 0,1 0,3

- уровень курса валют 4 0,2 0,8

- уровень налогов 2 0,1 0,2

- инвестиции в развитие интернета 5 0,3 1,5

ББ I 1 I 4,3

3 Социально-демографические факторы:

- изменение демографии в стране 2 0,05 0,1

- состояние половозрастной структуры населения 5 0,4 2

- доля трудоспособного населения 4 0,05 0,2

- темп роста аудитории в среде Интернет 5 0,2 1

- отношение к красоте 5 0,3 1,5

I 1 I 4,8

4 Научно-технические факторы:

- скорость устаревания аппаратного косметологического оборудования 4 0,3 1,2

- новые технологии в производстве аппаратного косметологического оборудования 5 0,3 1,5

- адаптация к инновациям рынка 5 0,2 1

- государственная политика в отношении новых технологий 3 0,1 0,3

- развитие интернет-технологий 5 0,1 0,5

СБ I 1 I 4,5

Факторы микросреды (внешняя среда) (IFMV) [4; 6]

1 Поведение потребителей:

- отношение к аппаратной косметологии 5 0,3 1,5

- отношение клиентов к интернет-покупкам 3 0,1 0,3

- отношение клиентов к ценам на рынке 4 0,2 0,8

- отношение потребителей к современным средствам маркетинговых коммуникаций 3 0,2 0,6

- лояльность покупателей 2 0,1 0,2

CBF I 1 I 3,4

2 Поведение конкурентов:

- количество конкурентов на рынке 3 0,2 0,6

- уровень цен конкурентов 4 0,2 0,8

- уровень конкурентной борьбы (использование различных элементов симуляционного поведения на рынке) 5 0,4 2

- используемые конкурентные стратегии 2 0,1 0,2

- конкурентоспособный потенциал фирм-конкурентов 5 0,1 0,5

CCF I 1 I 4,1

3 Поведение поставщиков комплектующих:

- количество поставщиков на рынке 5 0,3 1,5

- сроки доставки комплектующих 5 0,3 1,5

- условия работы с поставщиком 4 0,2 0,8

- конкурентоспособность поставщика 2 0,1 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ассортимент комплектующих 3 0,1 0,3

CSF I 1 I 4,3

4 Отраслевые показатели рынка:

- уровень спроса на рынке 5 0,4 2

- уровень потенциала рынка 2 0,2 0,4

- уровень насыщенности рынка 3 0,2 0,6

- изменение доли рынка 2 0,1 0,2

- уровень пропорциональности рынка 2 0,1 0,2

CMF I 1 I 3,4

Факторы микросреды (внутренняя ресурсная среда) (IFMVR) [4; 6; 7]

1. Трудовые ресурсы:

- обеспеченность трудовыми ресурсами 3 0,1 0,3

- квалификация персонала 3 0,2 0,6

- уровень производительности труда 4 0,2 0,8

- подходы к управлению трудовыми ресурсами 2 0,2 0,4

- трудовой потенциал персонала 4 0,3 1,2

LRF I 1 I 3,1

2. Информационные ресурсы:

- использование Интернета для коммуникаций с потребителями 2 0,2 0,4

- наличие маркетингово-информационной системы на предприятии 2 0,2 0,4

- наличие сервисов для организации эффективной работы в социальных сетях 1 0,2 0,2

- автоматизация процессов, связанных с логистикой 2 0,3 0,6

- наличие электронного документооборота 1 0,1 0,1

IRF I 1 I 1,7

3. Финансовые ресурсы:

- уровень ликвидности 3 0,2 0,6

- уровень оборачиваемости 3 0,2 0,6

- уровень рентабельности 2 0,3 0,6

- уровень деловой активности 3 0,2 0,6

- уровень платежеспособности 3 0,1 0,3

FRF I 1 I 2,7

4. Материальные ресурсы:

- наличие комплектующих для производства оборудования 3 0,3 0,9

- качество имеющихся комплектующих 4 0,2 0,8

- доступность комплектующих 5 0,1 0,5

- уровень логистики 5 0,2 1

- уровень транспортной инфраструктуры для доставки комплектующих 3 0,1 0,3

MRF I 1 I 3,6

Факторы микросреды (внутренняя маркетинговая среда) (IFMVM) [6; 7; 8]

1. Товарная политика

- широта ассортимента 2 0,1 0,2

- количество новинок 1 0,4 0,4

- качество оборудования 4 0,3 1,2

- полнота ассортимента 2 0,1 0,2

- рентабельность ассортимента 1 0,1 0,1

Р11 I 1 I 2,1

2. Ценовая политика:

- уровень цен 3 0,2 0,6

- используемые ценовые стратегии 1 0,2 0,2

- стимулирование сбыта посредством цены 1 0,3 0,3

Продолжение таблицы

1 2 3 4

- работа в области снижения издержек 1 0,1 0,1

- наличие скидок 2 0,2 0,4

Р21 I 1 I 1,6

3. Сбытовая политика:

- используемые форматы торговли 2 0,2 0,4

- функциональность интернет-сайта как сбытовой площадки 2 0,3 0,6

- наличие посредников 1 0,1 0,1

- качество обслуживания 3 0,3 0,9

- сервисное обслуживание 4 0,1 0,4

Рз1 I 1 I 2,4

4. Коммуникационная политика:

- наличие традиционных средств рекламы 1 0,1 0,1

- наличие рекламы в среде Интернет 2 0,3 0,6

- наличие рекламы в социальных сетях 1 0,2 0,2

- активность по стимулированию сбыта 1 0,3 0,3

- наличие стратегий позиционирования 1 0,1 0,1

Р41 I 1 I 1,3

Для определения направления развития бизнеса необходимо определить значение выделенных групп. Так:

а) индекс, оценивающий макросреду (ТЕМ), определяется по формуле

IFM = (PF + EF + SF + CF ):4 (1)

IFM = (4,3 + 4,3 + 4,8 + 4,5): 4 = 4,5.

Следовательно, факторы макросреды влияют на деятельность предприятия сильно, и поэтому их необходимо учитывать в первую очередь при разработке маркетинговой стратегии предприятия. В большей степени влияют социально-демографические факторы, поскольку старение населения приводит к росту спроса на аппаратную косметологию, что, в свою очередь, предполагает сосредоточение усилий на стратегии сегментирования рынка. Также сильное влияние оказывает научно-технический прогресс. Для развития предприятию необходимо мониторить новинки на рынке и сосредоточить свои усилия на инновационной стратегии развития продукта;

б) индекс, оценивающий внешнюю микросреду (IFMV), определяется по формуле

IFMV = (CBF + CCF + CSF + CMF) : 4 (2)

IFMV + (3,4 + 4,1 + 4,3 + 3,4) : 4 = 3,8.

Следовательно, факторы внешней микросреды, такие как поставщики, конкуренты, потребители достаточно сильно влияют на уровень развития и функционирования предприятия, поэтому их также необходимо учитывать при разработке маркетинговой стратегии. Нужно не просто время от времени обращать внимание на деятельность конкурентов, но осуществлять постоянный мониторинг их действий, касающихся товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики, выявлять конкурентные позиции на рынке и в соответствии с полученными результатами выстраивать собственную конкурентную стратегию, которая своевременно должна корректироваться; необходимо выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с поставщиками, вести базу данных по реальным и потенциальным поставщикам, чтобы снизить зависимость от их возможного негативного влияния; нужна грамотная коммуникационная политика относительно потребителей с учетом изменений в их предпочтениях и поведенческих паттернах и одновременно формированием новых потребностей и ожиданий [9; 10];

в) индекс, оценивающий внутреннюю ресурсную микросреду (IFMVR), определяется по формуле

IFMVR = (LRF + IRF + FRF + MRF) : 4 (3)

IFMVR = (3,1 +1,7 + 2,7 + 3,6) : 4 = 2,8

Как видно, ресурсы предприятие использует на среднем уровне. Недостаточно внимания уделяется информационной деятельности и финансовой политике. Следует сосредоточить усилия в области цифровой стратегии, а также в области финансовой стратегии;

в) индекс, оценивающий внутреннюю маркетинговую микросреду (IFMVR), определяется по формуле

IFMVM = (PiI + P2I + P3I + P4I) : 4 (4)

IFMVM = (2,1 +1,6 + 2,4 +1,3) : 4 = 1,85

Результат оценки показывает отсутствие внимания предприятия к элементам комплекса маркетинга. Необходимо проработать каждый из элементов комплекса маркетинга и активизировать/трансформировать те из них, которые в исследуемой отрасли должны иметь особую конфигурацию (например, для клиник и медицинских организаций традиционный комплекс «4P» трансформируется в более актуальный «4C» [11], «4V» [12] или «4R» [13]).

Для удобства определения маркетинговой стратегии развития предприятия в соответствии с предлагаемыми факторами и индексами предлагается следующая матрица (рисунок 1).

В таблице 2 представлено описание предложенных маркетинговых стратегий.

Определим стратегическое направление развитие бизнеса для предприятия ИП Турунин А.Н (рисунок 2) [11].

ТБМУЯ

0 1,6 1,7 3,3 3,4 5,0

низкий средний высокий

ж к и 5 Стратегия пересмотра методов Стратегия адаптации к требо- Стратегия лидера

о 3 м 3,4 управления ваниям рынка

ж 3,3 ШМУ

ТЕМ Я ^ и ^ о 1,7 Стратегия усиления маркетингового поведения Отраслевая стратегия Стратегия продвижения

низкий 1,6 0 Стратегия выживания Стратегия диверсификации Стратегия мотивации и коммуникации

1БМУМ

Рисунок 1 - Матрица выбора стратегических направлений развития бизнеса (разработано авторами)

Таблица 2 - Характеристика предложенных маркетинговых стратегий (разработано авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название стратегии Характеристика

Стратегия пересмотра методов управления Применяется, когда уровень влияния макрофакторов высокий. Уровень использования комплекса маркетинга низкий. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников высокий, а уровень использования ресурсов низкий. При таких условиях необходимо пересмотреть механизм использования ресурсов и внедрять различные рациональные модели их использования. Полностью пересмотреть работу в отношении комплекса маркетинга [14].

Стратегия адаптации к требованиям рынка Применяется, когда уровень влияния макрофакторов высокий. Уровень использования комплекса маркетинга средний. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников высокий, а уровень использования ресурсов средний. То есть у предприятия есть ресурсы для того, чтобы адаптироваться под изменяющиеся условия рынка. В этом случае можно развивать товарную политику за счет внедрения новых технологий, проводить маркетинговые кампании и т.д. [15]

Стратегия лидера В данном случае можно поглощать мелкие компании, проводить широкомасштабные рекламные кампании, оптимизировать рекламные и маркетинговые бюджеты, переманивать квалифицированный персонал, дискредитировать конкурентов и т.д.

Стратегия усиления маркетингового поведения Применяется, когда уровень влияния макрофакторов средний. Уровень использования комплекса маркетинга низкий. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников средний, а уровень использования ресурсов низкий. В данном случае необходимо на постоянной основе проводить маркетинговые исследования и искать варианты эффективного маркетингового поведения на рынке [14]

Отраслевая стратегия Применяется, когда уровень влияния макрофакторов средний. Уровень использования комплекса маркетинга средний. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников средний и уровень использования ресурсов также средний. При таком положении рекомендуется ориентироваться на развитие отрасли, оценивать спрос и предложение, при этом ориентироваться на изменение состояния отрасли посредством соотнесения ресурсных возможностей бизнеса и имеющихся у него потенциалов для рациональной адаптации к маркетингово-коммуникационным трансформациям внешней и внутренней предпринимательской среды

Стратегия продвижения Применяется, когда уровень влияния макрофакторов средний. Уровень использования комплекса маркетинга высокий. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников средний и уровень использования ресурсов высокий. В данном случае у предприятия есть ресурсы для продвижения, и для улучшения своего положения на рынке рекомендуется продвигать продукты различными инструментами

Стратегия выживания Применяется, когда уровень влияния макрофакторов низкий. Уровень использования комплекса маркетинга низкий. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников низкий и уровень использования ресурсов низкий. При таком положении необходимо осуществлять поиск внутренних резервов для удержания завоеванных рыночных позиций

Стратегия диверсификации Применяется, когда уровень влияния макрофакторов низкий. Уровень использования комплекса маркетинга средний. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников низкий и уровень использования ресурсов средний. Подразумевает, что предприятие должно изучать другие рынки и их осваивать. Для более подробных действия можно воспользоваться матрицей И. Ансоффа

Стратегия мотивации и коммуникации Применяется, когда уровень влияния макрофакторов низкий. Уровень использования комплекса маркетинга высокий. Уровень воздействия поставщиков, конкурентов и посредников низкий и уровень использования ресурсов высокий. При этом положении необходимо использовать все многообразие коммуникационных и мотивационных инструментов [16; 17]

ТБМУЯ

0 1,6 1,7 3,3 3,4 5,0

низкий средний высокий

й 5

и к о с Стратегия пересмотра методов управления Стратегия адаптации к требованиям рынка Стратегия лидера

ыв 3,4

ТЕМ средний 3,3 1,7 Стратегия усиления маркетингового поведения Отраслевая стратегия Стратегия продвижения ТЕМУ

низкий 1,6 0 Стратегия выживания Стратегия диверсификации Стратегия мотивации и коммуникации

ШМУМ

Рисунок 2 - Матрица выбора стратегический направлений развития бизнеса для предприятия ИП Турунин А.Н

Так, предприятию ИП Турунин А.Н. рекомендуется выбрать стратегию адаптации к требованиям рынка. В этом случае упор необходимо делать на развитие товарной политики за счет внедрения новых технологий, проводить активные маркетинговые кампании, совершенствовать ценовую политику и т.д.

Таким образом, используя представленный подход, можно оценить эффективность функционирования предприятия и уровень влияния на него различных факторов, что в итоге позволяет выбрать наиболее подходящую маркетинговую стратегию, что в итоге будет способствовать укреплению его рыночных позиций и повышению конкурентоспособности в целом.

Источники:

1. Подсанкционная красота: сумеет ли российская бьюти-индустрия выстоять в условиях санкций. - URL: https://ap-cosmetics.ru/blog/novosti/kak-sankcii-vliyayut-na-beauty-industriyuy/ (дата обращения: 17.10.2022 г).

2. Прогноз рынка косметологии в России. - URL: https://gidmark.ru /catalog/prognoz-ryinka-kosmetologii-v-rossii (дата обращения: 17.10.2022 г).

3. Подсанкционная красота: сумеет ли российская бьюти-индустрия выстоять в условиях санкций. - URL: https://ap-cosmetics.ru/blog/novosti/kak-sankcii-vliyayut-na-beauty-industriyuy/ (дата обращения: 17.10.2022 г).

4. Крапивина В.В., Фролова Т.А. Современное состояние и перспективы развития аппаратной косметологии // Энергосбережение и эффективность в технических системах. Материалы VIII Международной научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов. - 2021. - С. 182-183.

5. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В. Исследования и прогнозирование в рекламе и маркетинге. - Краснодар.: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. - 368 с.

6. Щепакин М.Б. Маркетинг (ситуационные задачи и тест-контроль): практикум / М.Б. Щепакин, В.М. Михайлова, Д.Г. Куренова, Е.В. Кривошеева; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018. - 408 с.

7. Воронина Н.В., Стексова С.Ю. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала предприятия в условиях неопределенности и риска // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2019. - №3(54). - С. 47-52.

8. Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Управление ресурсами производственных предприятий хлебопекарной отрасли. - Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2014. - 154 с.

9. Pavlovskaya O., Kurenova D., Murtazina G., Kolosova O. The impact of ad-vertising on social processes // Mind & Society, 2021.

10. Пейтерс М. Трансформация потребителя. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия. PwC, 2020. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf (дата обращения 20.10.2022 г).

11. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете. - М.: Эксмо, 2019. - 224 с.

12. Wu Jinming «4V» - Marketing Mix In the New Economy // China Industrial Economy. - 2001. - .№6. - Р. 70-75.

13. Ettenberg E. «4R» - The Next Economy. - Beijing: Enterprise Management Publishing House. - 2003. - 260 р.

14. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Куренова Д.Г. Моделирование управления использованием трудовых ресурсов предприятия при построении его маркетингового поведения на рынке // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-2 (75). - С. 585-594.

15. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Бондаренко А.Г. Совершенствование маркетингового поведения субъектов сферы услуг в условиях меняющегося рынка (на примере рынка гостиничных услуг) // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. - № 3. - С. 509-534.

16. Щепакин М.Б. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эффективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства: монография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин и др. - Краснодар.: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 342 с.

17. Щепакин М.Б., Облогин М.В. Михайлова В.М. Факторная модель управления развитием рынка оптовой и розничной торговли в национальной экономике // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 1095-1122.

EDN: CMWYPT

А.В. Моисеев - к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, moiseew_a@rambler.ru,

A.V. Moiseev - candidate of economic sciences, associate professor of the management and marketing department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕМЯН САХАРНОЙ СВЕКЛЫ IMPROVING THE EFFICIENCY OF TECHNOLOGICAL METHODS OF REGIONAL PRODUCTION SUGAR BEET SEEDS

Аннотация. Отмечается, что процесс совершенствования технологических приёмов регионального производства семян сахарной свеклы является по-прежнему весьма актуальным. Однако производство семян сахарной свеклы все еще сохраняет высокую трудоемкость, оставаясь в лидерах по этому показателю среди отраслей сельхозпроизводства. Семеноводство нуждается не только в дальнейшем совершенствовании существующих технологических приемов, но и в разработке новых подходов производства посадочного материала при снижении трудозатрат, повышении производительности труда, экономии материально-денежных затрат, повышении прибыли и рентабельности в процессе производства семян сахарной свеклы. Целью исследования стала разработка системы совершенствования приемов производства семян сахарной свеклы повышенной семенной продуктивности при снижении затрат труда и средств. Сообразно поставленной цели решались задачи уточнения технологических приемов сева сахарной свеклы с контролем параметров посадки; доработки технологических приемов по уходу, уборке и хранению корнеплодов-штеклингов маточного производства сахарной свеклы. В заключение показывается, что сахарная свекла является высокопродуктивным культурным растением, выращивание и переработка которого имеет большую экономическую и социальную значимость.

Abstract. It is noted that the process of improving the technological methods of regional production of sugar beet seeds is still very relevant. However, the production of sugar beet seeds still retains a high labor intensity, remaining in the leaders in this indicator among agricultural industries. Seed production needs not only further improvement of existing technological techniques, but also the development of new approaches to the production of planting material while reducing labor costs, increasing labor productivity, saving material and monetary costs, increasing profits and profitability in the production of sugar beet seeds. The aim of the study was to develop a system for improving the methods of production of sugar beet seeds with increased seed productivity while reducing labor and money costs. In accordance with the set goal, the tasks of clarifying the technological methods of sowing sugar beet with the control of planting parameters were solved; finalizing technological methods for the care, harvesting and storage of root crops-shteklings of the mother sugar beet production. In conclusion, it is shown that sugar beet is a highly productive cultivated plant, the cultivation and processing of which has great economic and social significance

Ключевые слова: сахарная свекла, экономика, семеноводство, гибриды, выращивание, болезни, параметры технологии, совершенствование.

Keywords: sugar beet, economy, seed production, hybrids, cultivation, diseases, technology parameters, improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.