Научная статья на тему 'Планирование и экономический анализ в деятельности физкультурно-спортивной организации'

Планирование и экономический анализ в деятельности физкультурно-спортивной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1764
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ECONOMIC ANALYSIS / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SPORT ORGANIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL / IMPLEMENTATION / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Е.П., Гремина Л.А.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи анализа и планирования деятельности физкультурно-спортивной организации, что предполагает более глубокое изучение и эффективное применение специальных видов анализа, расширенного изучения конкурентной среды спортивной отрасли. С учетом современных социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения направлений долгосрочной позитивной программы деятельности физкультурно-спортивной организации, которая позволит обеспечить ее взаимодействие с органами власти всех уровней, бизнес-структурами, образовательными организациями в аспекте разработки благоприятных условий для ее развития. На федеральном уровне сформирована система финансовой поддержки физкультурно-спортивных организаций (субъектов малого и среднего предпринимательства в области физической культуры и спорта) на разных этапах развития с учетом применения возвратных и невозвратных инструментов финансирования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Одним из направлений ее реализации является участие физкультурно-спортивных организаций в оценке качества профессиональной деятельности выпускников вузов (т.е. потенциального кадрового потенциала), компетентных решать организационно-управленческие профессиональные задачи: организовывать работу малых коллективов исполнителей; работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта; анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND ECONOMIC ANALYSIS IN THE ACTIVITY OF SPORT ORGANIZATION

The problem of the relationship of analysis and planning of sports and sports organizations, which implies a deeper study and the effective use of special types of analysis, the extended study of the competitive environment of sports industry. Taking into account the current social, economic and foreign economic conditions it is necessary to determine the long-term positive trends of the program of activities of sports and sports organizations, which will ensure its interaction with the authorities at all levels, businesses, educational institutions in the aspect of the development of favorable conditions for its development. At the federal level, formed a system of financial support for sports and sports organizations (small and medium enterprises in the field of physical culture and sport) at different stages of development, taking into account the use of returnable and non-returnable financing instruments. Decree of the Russian Government dated June 2, 2016 № 1083-p approved the development strategy for small and medium enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030. One of the ways of its realization is a part of sports and sports organizations in the evaluation of the quality of professional work of graduates (ie, a potential human resource capacity), competent to solve organizational and managerial professional tasks: to organize the work of small groups of performers; to work with the financial and economic documentation in the field of physical culture and sports; analyze and summarize the important problems of the modern development of physical culture and sports with the media.

Текст научной работы на тему «Планирование и экономический анализ в деятельности физкультурно-спортивной организации»

УДК 338:796

ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. П. Гетман, кандидат экономических наук, доцент, Л. А. Гремина, кандидат экономических наук.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи анализа и планирования деятельности физ-культурно-спортивной организации, что предполагает более глубокое изучение и эффективное применение специальных видов анализа, расширенного изучения конкурентной среды спортивной отрасли.

С учетом современных социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения направлений долгосрочной позитивной программы деятельности физкультурно-спортивной организации, которая позволит обеспечить ее взаимодействие с органами власти всех уровней, бизнес-структурами, образовательными организациями в аспекте разработки благоприятных условий для ее развития.

На федеральном уровне сформирована система финансовой поддержки физкультурно-спортивных организаций (субъектов малого и среднего предпринимательства в области физической культуры и спорта) на разных этапах развития с учетом применения возвратных и невозвратных инструментов финансирования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Одним из направлений ее реализации является участие физкультурно-спортивных организаций в оценке качества профессиональной деятельности выпускников вузов (т.е. потенциального кадрового потенциала), компетентных решать организационно-управленческие профессиональные задачи: организовывать работу малых коллективов исполнителей; работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спор-

та; анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации.

Ключевые слова: планирование; экономический анализ; спортивная организация; профессиональные и организационно-управленческие виды деятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что задачи планирования, организации, анализа и управления деятельностью спортивной организации тесно взаимосвязаны с вопросами оценки профессиональной деятельности (образовательным и профессиональным стандартом) ее кадрового персонала, принимающего организационно-управленческие решения с учетом анализа ее внешней и внутренней среды [1].

Внешнюю среду организации, в том числе спортивной, обычно условно подразделяют на следующие тесно связанные составные части: макросреда и микросреда, если на макроокружение спортивной организации трудно оказывать какое-либо влияние или контролировать его процессы, то процессы в микроокружении могут прямо зависеть от выбранной стратегии организации.

Анализируя внешнею среду, в рамках которой функционирует спортивная организация, можно определить комплекс факторов, которые влияют на потенциал ее развития.

Специалисты рекомендуют применять методику T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society), которая дает возможность анализировать группы вопросов, которые связаны с внешней средой, разделяя их на определенные подгруппы для последующего определения и классификации. Любой из выделенных факторов может быть подвергнут

анализу, с целью выяснения трудностей, которые могут возникнуть при работе в данной отрасли, и оценки положительных возможностей.

К внутренней среде спортивной организации относится такая часть маркетинговой среды, которая находится в досягаемости и которая, возможно, постоянно соприкасается и оказывает прямое воздействие на функционирование спортивной организации. Понимание внутренней среды спортивной организации необходимо управленческому персоналу для того, чтобы оценить ее внутренний потенциал, который можно будет мобилизовать для достижения сформулированных в миссии цели и задач.

В рамках темы исследования проанализируем факторы внешней маркетинговой среды спортивной организации.

Под внешней средой принято понимать совокупность активно хозяйствующих субъектов. Также во внешнюю среду организации включают экономические, общественные, природные условия, национальные и межгосударственные институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, которые действуют в окружении спортивной организации, прямо или косвенно влияя на разнообразные сферы ее активности.

Способом определения и оценки влияния на организацию разнообразных факторов является разделение внешних факторов на две ключевые группы: микросреду, или среду прямого воздействия, и макросреду, или среду косвенного воздействия. Среду прямого воздействия принято называть непосредственным деловым окружением организации, которое формирует так называемые субъекты среды, прямо влияющие на функционирование любой организации, в том числе спортивной. К ним относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, законодательные инициативы государственных органов управления.

Факторы среды косвенного воздействия, к которым относят технологические, экономические, социокультурные, политико-правовые и другие факторы, или общее внешнее окружение, как правило, влияют на организацию не столь активно, как факторы среды прямого воздействия. Однако управленцам необходимо организовать постоянный учет таких факторов, так как среда косвенного воздействия более сложна, чем среда прямого воздействия.

Внешняя микросреда организации представляет собой систему, включающую материальные, финансовые и информационные связи.

Кратко охарактеризуем силы, которые входят в анализ среды прямого воздействия.

Потребители. Потребители являются одной из значимых групп влияния в рыночной среде. В задачи анализа потребителей входит составление профиля потребителя, что позволяет определить его потребности для реализации через товар и услуги потребительской ценности [7].

Конкуренты. Анализируя конкурентную среду спор-

тивной организации, необходимо уточнить конкурентные силы, которые определяют привлекательность отрасли и позиции спортивной организации в конкурентной борьбе.

Поставщики. Анализ позволяет выявить, что даже у спортивной организации может быть много поставщиков. Реализация стратегии бизнеса часто напрямую зависит от отношений с поставщиками.

Законодательство и государственные органы управления. Любая, в том числе спортивная организация, выбирает конкретный правовой статус, что влияет на реализацию ее деятельности, налоговые льготы и т. д.

Под макросредой понимается наиболее удаленный от организации внешний уровень, который, так или иначе, влияет на организацию, не оказывая прямого воздействия на ее текущую оперативную деятельность, однако значимый при стратегическом планировании ее деятельности. В анализ макросреды включают такие макрофакторы, как технологические, социокультурные, экономические, законодательно-правовые. Возможные направления влияния на спортивное предприятие каждого из перечисленных выше факторов широко описаны в научной литературе и кардинально не отличаются от их воздействия на предприятие любой сферы деятельности, что позволяет нам в рамках данной статьи не останавливаться на их описании.

К рекомендуемым нами видам и методам анализа внутренней и внешней среды спортивной организации относятся:

SWOT-анализ как методика анализа факторов внутренней и внешней среды.

Для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии и оценки рыночной среды большинство исследователей применяет SWOT-анализ.

SWOT-анализ позволяет определить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, которые исходят от его ближнего окружения или внешней среды.

Под силой организации (Strengths) понимаются преимущества организации, под слабостями (Weaknesses) анализируются недостатки организации.

Возможности и угрозы являются факторами внешней среды, к возможностям (Opportunities) относят при анализе такие силы, учет которых может привести к конкурентному преимуществу организации на рынке.

Анализ угрозы (Threats) позволяет предвосхитить ситуацию, которая может стать причиной потенциального ухудшения положения спортивной организации на рынке.

При проведении анализа рекомендуется определиться с основным направлением развития спортивной организации, то есть с его миссией, провести оценку сил и рыночной ситуации, что даст определенные ориентиры возможностей развития, будет способствовать стратегической цели спортивной организации;

SNW-анализ как инструмент анализа факторов маркетинговой среды.

Под SNW-анализом (акроним от англ. Strength, Neutral, Weakness) специалисты понимают анализ сильных, нейтральных и слабых сторон деятельности организации. Обычно SNW-анализ применяют после проведения SWOT-анализа с целью более углубленного изучения внутренней среды спортивной организации.

В общем виде элементами внутренней среды для SNW-анализа являются: общая стратегия, бизнес -стратегии, организационная структура, финансы, конкурентоспособность продуктов, дистрибуция (маркетинговая логистика), информационные технологии, лидерство, уровень процесса предоставления услуг, уровень маркетинга, торговая марка, персонал организации, репутация (имидж) организации на рынке, отношения с органами государственной власти (административный ресурс); инновации и модернизация; послепродажное и предпродажное обслуживание, степень вертикальной интеграции, корпоративная культура;

PEST-анализ - это инструмент анализа факторов маркетинговой среды, который предназначен для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды. Считается, что эти факторы могут существенно повлиять на стратегию спортивной организации.

К ключевым положениям PEST-анализа относится понимание того, что стратегический анализ этих четырех названных выше компонент должен быть достаточно системным. Отметим, однако, что PEST-анализ индивидуален для любой организации, так как каждой организации соответствует определенный набор «ключевых факторов»; анализ пяти сил Портера - базовая модель оценки перспектив развития спортивной организации [8].

Для анализа отраслей и разработки стратегий бизнеса М. Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году был предложен анализ пяти сил. В пять сил (англ. Porter five forces analysis), согласно М. Портеру, включаются такие направления анализа, как: анализ угроз появления продуктов-заменителей, анализ угроз появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня конкурентной борьбы.

По М. Портеру, данные силы называются «микросредой» и противопоставляются множеству факторов, включаемых в термин «макросреда». Макросреда включает силы, влияющие на способность спортивной организации к обслуживанию клиентов и получению прибыли. Рекомендуется в анализ пяти сил М. Портера включать три силы «горизонтальной» конкуренции, к которой относят: угрозу появления товаров-заменителей, угрозу появления новых игроков и уровень

конкурентной борьбы. Помимо «горизонтальной» конкуренции необходимо анализировать две силы «вертикальной» конкуренции, такие как рыночная власть поставщиков и потребителей.

Анализ пяти сил М. Портера является лишь частью разнообразных стратегических моделей М. Портера. К остальным элементам он относит «цепочку добавленной стоимости» и «типовые стратегии». Согласно М. Портеру, модель пяти сил необходимо применять для анализа ситуации на микроэкономическом уровне, для определения места спортивной организации в отрасли в целом.

Таким образом, теоретическое и методологическое изучение описанных методов и видов анализа целесообразно применять при планировании и анализе деятельности физкультурно-спортивной организации. Соответственно в сфере повышении квалификации ее кадрового менеджмента рекомендуется в первую очередь ориентироваться на изучение комплекса дисциплин (экономическая теория, менеджмент, маркетинг в физической культуре и спорте) позволяющих разработать стратегические решения, обеспечить алгоритм взаимодействия спортивной организации с маркетинговой средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей [2, 3, 6].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. ИНр://кд^1^. ги/кд^к/^т!/БУе^о5.^т!

2. Воеводина С. С. Предпринимательство в физической культуре и спорте: экономико-правовые аспекты: коллективная монография / С. С. Воеводина, Е. П. Гетман, Л. А. Гремина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. - 282 с.

3. Гетман Е. П. Маркетинг в системе менеджмента физической культуры и спорта / Е. П. Гетман. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 151 с.

4. Гетман Е. П. Роль экономико-управленческих дисциплин в развитии профессиональных компетенций выпускников физкультурного вуза / Е. П. Гетман // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -Краснодар. - 2015. - № 17. - С. 146-149.

5. Гремина Л. А. Антикризисные коммуникации в спорте: тенденции и опыт / Л. А. Гремина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013. - С. 68-72 с.

6. Гремина Л. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности спортивной организации / Л. А. Гремина. - Краснодар, 2016. - 120 с.

7. Костецкий А. Н. Маркетинг - ключевые темы. - Часть 1: учебное пособие / А. Н. Костецкий— Краснодар, 2013. - 140 с.

8. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.; 2015. - 618 с.

9. Тарасенко А. А. Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях / А. А. Тарасенко, С. С. Воеводина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2014. - № 4. - С. 81-89.

PLANNING AND ECONOMIC ANALYSIS IN THE ACTIVITY OF SPORT ORGANIZATION

E. Getman, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor L. Gremina, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The problem of the relationship of analysis and planning of sports and sports organizations, which implies a deeper study and the effective use of special types of analysis, the extended study of the competitive environment of sports industry.

Taking into account the current social, economic and foreign economic conditions it is necessary to determine the long-term positive trends of the program of activities of sports and sports organizations, which will ensure its interaction with the authorities at all levels, businesses, educational institutions in the aspect of the development of favorable conditions for its development.

At the federal level, formed a system of financial support for sports and sports organizations (small and medium enterprises in the field of physical culture and sport) at different stages of development, taking into account the use of returnable and non-returnable financing instruments. Decree of the Russian Government dated June 2, 2016 № 1083-p approved the development strategy for small and medium enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030.

One of the ways of its realization is a part of sports and sports organizations in the evaluation of the quality of professional work of graduates (ie, a potential human resource capacity), competent to solve organizational and managerial professional tasks: to organize the work of small groups of performers; to work with the financial and economic documentation in the field of physical culture and sports; analyze and summarize the important problems of the modern development of physical culture and sports with the media.

Keywords: planning, economic analysis, implementation, sport organization, professional, organizational and managerial activities.

References

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vys-shego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaiakul'tura. [The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture] Available at: http://kgufkst.ru/ kgufk/html/svedoo5.html (in Russian).

2. Voevodina S. S., Getman E. P., Gremina L. A. Predprinimatel'stvo v fizicheskoi kul'ture i sporte: eko-nomiko-pravovye aspekty: kollektivnaia monografiia. [Entrepreneurship in physical culture and sports: the economic and legal aspects: the collective monograph ], Krasnodar: KGUFKST, 2016. -282 p. (in Russian).

3. Getman E. P. Marketing v sisteme menedzhmenta fizicheskoi kul'tury i sporta. [Marketing in system of physical training and sports management], Krasnodar: KGUFKST, 2012. - 151 p. (in Russian).

4. Getman E. P. The role of the economic and management disciplines in the development of professional competencies of graduates of sports high school Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta.[ Actual problems of physical culture and sports], Krasnodar, 2015. - № 17. -pp. 146-149 (in Russian).

5. Gremina L. A. Antikrizisnye kommunikatsii v sporte: ten-dentsii i opyt. [Anti-crisis communications in sport: trends and experiences], Krasnodar: KGUFKST, 2013. -pp. 68-72 (in Russian).

6. Gremina L. A. Ekonomicheskii analiz khoziaistvennoi deiatel'nostisportivnoiorganizatsii. [The economic analysis of economic activities of the sports organization], Krasnodar, 2016. - 120 p. (in Russian).

7. Kostetskii A. N. Marketing kliuchevye temy. Chast' 1. uchebnoe posobie. [Marketing key themes. Part 1 tutorial. ], Krasnodar, 2013. - 140 p. (in Russian).

8. Porter M. Konkurentsiia. [Competition.] - M.: 2015. - 618 p. (in Russian).

9. Tarasenko A. A., Voevodina S. S. Professional'nyi standart v sisteme podgotovki sportsmenov v fizkul'turno-ozdorovitel'nykh tekhnologiiakh. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], Krasnodar, 2014. - № 4. - pp. 81-89. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.