Научная статья на тему 'Управление рисками спортивной предпринимательской деятельности в современных экономических условиях хозяйствования'

Управление рисками спортивной предпринимательской деятельности в современных экономических условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SPORTING ENTREPRENEURSHIP / РИСК / ТЕОРИИ РИСКА / RISK / ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / PLANNING AND FORECASTING / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ / MARKETING METHODS (TECHNOLOGIES) / MARKETING ENVIRONMENT MODELS / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / RISK THEORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гремина Л.А., Гетман Е.П.

В статье на основе анализа понятия риска рассматриваются проблемы развития спортивного предпринимательства, предлагается маркетинговый подход к снижению степени влияния экономических рисков на деятельность спортивных организаций. в современных экономических условиях хозяйствования возникает настоятельная потребность в управлении риском: разработке и применении различных методов анализа, оценки и средств предупреждения или снижения возможных потерь от множества типов риска в деятельности предприятий различной отраслевой направленности. Основным при решении этой проблемы являются совершенствование методов анализа и оценки рисков, их классификация, выделение факторов риска и причин их возникновения, определение количественной характеристики степени влияния этих факторов на производственный риск и влияние его на конечные результаты деятельности предприятия. в статье, основываясь на анализе определений понятия рисков производственной деятельности предприятий и их функций, выделяются области риска работы спортивного предприятия в сфере малого и среднего бизнеса. в качестве результативных маркетинговых инструментов анализа рисков предлагаются и обосновываются модели маркетинговой среды. Применение менеджмента спортивной организации маркетинговой системы управления рисками позволяет учесть наиболее значимые, характерные для спортивной деятельности риски, объективно их оценить и повысить эффективность затрат на управление рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing of sporting entrepreneural activity risks in current economic conditions

The article considers problems of the sporting entrepreneurship on the basis of the analysis of risk notion. It is offered the marketing approach to the reduction of the degree of economic risks influence on sporting organizations activity. In current economic traditions there appears the urgent necessity in the risk management: i.e. working out and applying different technologies of the analysis, assessment and means of preventing or lowering possible losses from various risk types in the enterprise activity of different branches. The main thing in the solving of this problem is to perfect risk analysis and assessment technologies, risk classification, picking out their factors and reasons of their appearance. Besides, it is very important to define quantitative characteristics of these factors influence on the production risk and its pressure on the enterprise activity final results. Being based on the definitions of risk notions of the enterprise production activity and their functions it is possible to single out risk branches of the sports enterprise work in the sphere of small and middle business. Marketing environmental models are suggested and grounded as the most successful marketing tools of the risk analysis. The use of the marketing system of the risk control by the sporting organization management allows to take into account the most significant and the most specific risks for the sporting activity, to estimate them in a right way and to increase the expenses of effectiveness for managing them.

Текст научной работы на тему «Управление рисками спортивной предпринимательской деятельности в современных экономических условиях хозяйствования»

УДК 796:338.2

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СПОРТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Кандидат экономических наук, доцент Л. А. Гремина, кандидат экономических наук, доцент Е. П. Гетман,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье на основе анализа понятия риска рассматриваются проблемы развития спортивного предпринимательства, предлагается маркетинговый подход к снижению степени влияния экономических рисков на деятельность спортивных организаций. в современных экономических условиях хозяйствования возникает настоятельная потребность в управлении риском: разработке и применении различных методов анализа, оценки и средств предупреждения или снижения возможных потерь от множества типов риска в деятельности предприятий различной отраслевой направленности.

Основным при решении этой проблемы являются совершенствование методов анализа и оценки рисков, их классификация, выделение факторов риска и причин их возникновения, определение количественной характеристики степени влияния этих факторов на производственный риск и влияние его на конечные результаты деятельности предприятия.

в статье, основываясь на анализе определений понятия рисков производственной деятельности предприятий и их функций, выделяются области риска работы спортивного предприятия в сфере малого и среднего бизнеса. в качестве результативных маркетинговых инструментов анализа рисков предлагаются и обосновываются модели маркетинговой среды. Применение менеджмента спортивной организации маркетинговой системы управления рисками позволяет учесть наиболее значимые, характерные для спортивной деятельности риски, объективно их оценить и повысить

эффективность затрат на управление рисками.

Ключевые слова: спортивное предпринимательство; теории риска; риск; планирование и прогнозирование; маркетинговые технологии; модели маркетинговой среды; активность.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что массовый спорт является приоритетом государственной спортивной политики в России, однако спортивное предпринимательство не получило такого широко развития как это имеет место в торговой,строительной и других отраслях деятельности.

Спортивные услуги населению, оказываемые в рамках спорта для всех, обладают рядом особенностей, среди которых основными можно назвать их высокие капиталоемкость и информоемкость [3 http]. Строительство, оборудование и содержание физкультурно-спортивного сооружения требуют, как правило, значительных капиталовложений, а тенденция расширения ассортимента оказываемых услуг, включение дополнительных и сопутствующих услуг в комплекс обслуживания населения образуют устойчивую предпосылку увеличения данных затрат [3 http, 12, с. 71]. Аналогичная тенденция касается и трудовых ресурсов, которым постоянно требуется не только повышение непосредственно квалификации тренерского и управленческого персонала, что вызывает необходимость повышения оплаты труда, но и возрастают требования к их работе, так как увеличивается информационная компетенция персонала, от работы которого напрямую зависит здоровье потребителя спортивных услуг.

Поэтому, как справедливо отмечают эксперты [12, с. 71-72], проблемы развития спортивной организации

заключаются в ресурсной обеспеченности, основными категориями которых являются финансовые, трудовые, материальные, научно-информационные и другие ресурсы. Однако проблемы поиска и эффективного управления ресурсами в сфере малого и среднего спортивного предпринимательства надо дополнить актуальной проблемой оценки и анализа риска предпринимательской деятельности в названной сфере.

На любом этапе принятия решений предприниматель, в том числе и в сфере спорта, сталкивается с выбором приемлемого для него уровня риска и путей его снижения. Каждый предприниматель имеет свои собственные предпочтения, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержен, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы избежать нежелательных последствий. Подобные действия в экономической науке называют системой управления рисками. В ее составе неотложный характер приобретают задачи по определению сущности и функций риска, разработке классификации рисков, которая учитывала бы специфику рыночной экономики и методики их количественной оценки.

Понятие риска возникло одновременно с зарождением предпринимательства. Однако, несмотря на это, его теоретическая изученность недостаточна. Это обусловлено качественной природой риска и тем, что многие экономисты относили управление рисками к практической деятельности и не видели возможностей для теоретических исследований риска. Отсутствует даже единое понимание таких категорий риска, как производственный риск, хозяйственный риск. Они часто используются как равноправные понятия [7, с. 271-272].

Проблема риска широко обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Риск при этом исследуется в связи с финансовой, банковской, управленческой деятельностью, биржевой игрой, страхованием, а что касается рисков предпринимательской деятельности в сфере спорта, то эта тема недостаточно изучена как на теоретическом уровне, так и явно недооценена ее важность на практическом уровне. Интуитивная организация бизнес-процессов в сфере спорта, недоучет и игнорирование влияний маркетинговой среды не дают возможности активно и эффективно развиваться спортивному предпринимательству.

В экономической науке сложились две основные теории риска: классическая и неоклассическая. В зарубежной экономической литературе исследования предпринимательского риска начались в пятидесятые годы двадцатого столетия, в результате чего возникает такое направление научных исследований, как риско-логия. Эксперты по экономическому и политическому риску проводят исследования, связанные с оценкой риска при строительстве предприятий, при страховании имущества, при заключении финансовых сделок и т. д.; их услугами пользуются банки, компании. Предприятия начинают нанимать менеджеров по риску, ко-

торые разрабатывают программу действий фирмы при столкновении с различными видами рисков.

Теории риска посвящены работы отечественных и зарубежных ученых [1, 6, 7, 8, 13, 14]. Рассмотрим некоторые подходы к пониманию категории «риск». Многие экономисты рассуждают о риске как о возможной опасности или неудаче.

Риск - опасность денежных потерь.

Риск - опасность принятия предпринимательского решения, следствием которого является потеря части прибыли.

Риск - мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности, характеризующаяся возможной опасностью, неудачей, отклонением, убытком.

Риск - вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате; осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Риск - вероятность того, что действительный доход производителя окажется меньше необходимого, запланированного, предполагаемого, то есть - это ситуативная характеристика деятельности, состоящая из неопределенности ее исхода и возможных шагов, с помощью которых ее можно оптимизировать.

Риск - вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Риск - событие с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах [11, с. 438].

Вышеприведенные трактовки сущности риска можно объединить в две группы:

1) объяснение с позиции финансовых результатов: риск - это опасность (или возможность) потерь при наступлении некоторого нежелательного события, величина возможного убытка;

2) через попытку объяснить риск с помощью экономико-математических инструментов: риск - это вероятность отклонения результата от запланированного, связанная в возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации проекта.

Оба подхода объединяет предмет исследования, где под риском подразумевается наличие нежелательных результатов.

Общеизвестно, что экономика - динамичная система, на которую оказывает влияние множество случайных переменных. Они могут оказывать как благоприятное, так и негативное влияние на различные хозяйствующие субъекты, могут не зависеть друг от друга, но могут возникнуть случаи их пересечения, слияния, взаимоусиления. И тогда они либо способствуют деятельности предприятия, либо, наоборот, могут вызвать наступление рискового случая с неблагоприятным исходом.

Анализ многочисленных определений риска позво-

ляет выявить основные черты, которые характеризуют рисковые ситуации:

- случайный характер событий, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

- наличие альтернативных решений;

- известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

Рассматривая определения экономической категории «риск», можно выделить наиболее существенные их недостатки. Некоторые авторы отождествляют понятие «риск» и «неопределенность». неопределенность - это недостаток информации о вероятных будущих событиях. А риск - ситуация, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов.

Некоторые определения не отражают расчет и оценку риска, хотя в случае количественного или качественного определения степени риска необходимо сравнить его значение с какой-либо базовой величиной.

Во многих определениях риск рассматривается только как «негативные последствия» или «убыток», хотя получение сверхприбыли, на наш взгляд, также относится к риску, так как любое отклонение фактической величины от расчетной говорит о том, что при расчете не был учтен какой-то фактор, в одном случае дающий возможность получить положительный, а в другом - отрицательный результат. Поэтому определение риска должно учитывать как негативные, так и позитивные последствия.

Некоторые определения оценивают рискованность сделки после того, как получен результат, что имеет смысл только для создания статистической базы «проб и ошибок», так как в это время уже получен доход (убыток) от данной сделки.

Таким образом, по нашему мнению, предпринимательский риск, особенно в сфере спортивной предпринимательской деятельности, представляет собой характеристику деятельности, осуществляемой коммерческой организацией в ситуации неизбежного выбора, которая отображает неопределенность будущих результатов и вероятность позитивных и негативных последствий этой деятельности. К негативным последствиям деятельности предприятия относится получение таких нежелательных результатов, как потеря прибыли, возникновение убытков при заключении контрактов с поставщиками, торговыми организациями и другие.

На наш взгляд, наиболее приемлемо выделение следующих областей риска деятельности спортивного предприятия в сфере малого и среднего бизнеса:

1) безрисковая - потери не ожидаются, возможно получение расчетной прибыли;

2) допустимого риска - потери имеют место, но они

меньше ожидаемой прибыли, предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность. В этой области предприятие рискует тем, что в результате своей предпринимательской деятельности оно, в худшем случае, произведет покрытие всех затрат, в лучшем - получит прибыль намного меньше расчетного уровня. Этой зоне характерна дебиторская задолженность предприятий с устойчивым финансовым положением, пользующаяся спросом продукция и предоставляемые услуги;

3) критического риска - возможность потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, которые могут привести к потере суммы затрат и прибыли (выручки от предпринимательской деятельности). В этой области предприятие может вкладывать средства в приобретение ценных бумаг других предприятий, осуществлять различные виды лизинга. Такой риск нежелателен;

4) катастрофического риска - потери по своей величине превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной имущественному состоянию предприятия. Катастрофический риск может привести к полному банкротству предприятия, его закрытию, распродаже имущества.

Когда потери уже произошли, говорить о попадании предприятия в какую-либо зону в значительной мере утрачивает смысл, хотя для анализа и учета влияния в будущем, это может быть весьма актуальным.

На наш взгляд, еще до наступления рискового случая, в процессе принятия управленческого решения необходимо определить, в какую область попадет предприятие в результате предпринимательской деятельности. Это имеет смысл, так как предприятие сможет оценить целесообразность данного вида деятельности и необходимость применения различных методов снижения неблагоприятных воздействий.

Из наличия возможности наступления рисковых ситуаций вытекают следующие функции:

- контрольная - позволяющая измерять и учитывать риск в предпринимательской деятельности, контролировать наступление непредвиденных событий;

- предупредительная - побуждающая к разработке мероприятий, направленных на предупреждение непредвиденных событий или снижение степени их влияния;

- репрессивная - риск побуждает к действиям, которые ограничивают уже полученный ущерб и направлены на подавление уже наступившего рискового события;

- сберегательная - с целью снижения степени риска (например, сокращения вероятности и объема потерь) может использоваться резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, которые при этом накапливаются и сберегаются.

В зависимости от сферы влияния или возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние риски появляются в результате деятельности предприятия (основной и вспомогательной). Внеш-

ними называются риски, не связанные с деятельностью предприятия: политические, экономические, технико-технологические, социальные, экологические.

Наличие риска является сильным стимулятором эффективного использования средств и ресурсов любого предприятия, которое, стараясь минимизировать уровень риска из нескольких альтернативных вариантов, выбирает вариант с минимальным уровнем риска. Нахождение оптимального метода анализа, оценки и снижения риска невозможно без использования современных маркетинговых технологий.

Так, маркетинговые процедуры подготовки и принятия решений относительно рынков, целевых сегментов, продвижения давно уже отработаны российскими и зарубежными промышленными и торговыми предприятиями [2 с. 625, 3 http]. Их опыт, как теоретический, так и практический, маркетинговые инструменты анализа ситуации и принятия эффективных решений можно и необходимо изучать и активнее применять в сфере спортивного предпринимательства, что позволяет повышать степень управления риском.

В качестве таких маркетинговых инструментов анализа рисков нам видятся модели маркетинговой среды Ф. Котлера и Дж. Р. Эванса и Б. Бермана [7, с. 17; 15, с. 12-25].

Маркетинговая среда (микро- и макросреда), по Ф. Котлеру, - это совокупность сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности маркетинговых служб и ее менеджмента устанавливать и поддерживать отношения сотрудничества с клиентами, партнерами, сотрудниками организации.

Основными составляющими модели маркетинговой среды Дж. Р. Эванс и Б. Берман рассматривают: контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, уровень удачи (неудачи), достижение целей, обратные связи и адаптацию. К контролируемым факторам относятся как факторы, контролируемые руководством организации, так и факторы, контролируемые маркетинговыми службами. Однако на маркетинговую деятельность спортивного предприятия могут оказывать влияние и факторы, которые не могут управляться ни ее руководством, ни службами маркетинга. Эти факторы получили название неконтролируемых и к ним относятся: потребители, конкуренция, правительство, экономика, независимые СМИ, технологии. Уровень удачи (неудачи) в достижении целей зависит от степени управления контролируемыми факторами и степенью воздействия неконтролируемых факторов на маркетинговые действия. Обратные связи представляют собой средства обеспечения совершенствования маркетинговой деятельности путем слежения за неконтролируемыми факторами и улучшения на основе учета их влияния работы спортивной организации, адаптируя управленческую деятельность к факторам маркетинговой среды.

Анализ маркетинговой среды по этим моделям, на наш взгляд, позволяет повысить степень «управления» рисками при планировании и прогнозировании предпринимательской деятельности в сфере спорта [5, с. 26-27].

Внедрение маркетинговой системы управления рисками дает возможность учесть наиболее значимые, характерные для спортивной деятельности риски, объективно оценить эти риски и привести их к единому интегральному показателю, повысив эффективность затрат на управление рисками и предпринимательской деятельностью в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бернстайн, П. Против богов. Укрощение риска / П. Бернстайн. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 400 с.

2. Бич, Дж. Маркетинг спорта / Дж. Бич, С. Чедвик. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 706 с.

3. Вапнярская, О. И. Зарубежный опыт управления массовым спортом / О. И. Вапнярская М. И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 3: ИНр:// mevriz.ru

4. Гетман, Е. П. Маркетинг в современной экономике / Е. П. Гетман. - Краснодар: НЕОГЛОРИ, 2012. - 88 с.

5. Гетман, Е. П. Маркетинг в системе менеджмента физической культуры и спорта / Е. П. Гетман. - Краснодар, 2012. - 151 с.

6. Гранатуров, В. М. Экономический риск. Сущность, методы, пути снижения / В. М. Гранатуоров. - М.: ДиС, 2012. - 351 с.

7. Гремина, Л. А. Анализ методов оценки рисков в менеджменте предприятий / Л. А. Гремина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 5. -С. 269-272.

8. Дубров, А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / А. М. Дубров. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 176 с.

9. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - М.; СПб.: Вильямс, 2003. - 944 с.

10. Котлер, Ф. Маркетинг XXI века / Ф. Котлер. - СПб.: Нева, 2005. - 432 с.

11. Словарь современной экономической теории Мак-миллана. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 608 с.

12. Тарасенко, А. А. Современные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере фитнеса / А. А. Тарасенко В. И. Осик, О. Г. Лызарь, С. С. Воеводина, И. И. Гусева. Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 71-77.

13. Хохлов, Н. В. Управление риском / Н. В. Хохлов. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 239 с.

14. Чернова, Г. Практика управления рисками на уровне предприятия / Г. Чернова. - М.: Юнити-Дана, 2012. -176 с.

15. Эванс, Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: Сирин, 2002. - 308 с.

MANAGING OF SPORTING ENTREPRENEURAL ACTIVITY RISKS IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Gremina L., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Getman E., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The article considers problems of the sporting entrepreneurship on the basis of the analysis of risk notion. It is offered the marketing approach to the reduction of the degree of economic risks influence on sporting organizations activity. In current economic traditions there appears the urgent necessity in the risk management: i.e. working out and applying different technologies of the analysis, assessment and means of preventing or lowering possible losses from various risk types in the enterprise activity of different branches.

The main thing in the solving of this problem is to perfect risk analysis and assessment technologies, risk classification, picking out their factors and reasons of their appearance. Besides, it is very important to define quantitative characteristics of these factors influence on the production risk and its pressure on the enterprise activity final results.

Being based on the definitions of risk notions of the enterprise production activity and their functions it is possible to single out risk branches of the sports enterprise work in the sphere of small and middle business. Marketing environmental models are suggested and grounded as the most successful marketing tools of the risk analysis.

The use of the marketing system of the risk control by the sporting organization management allows to take into account the most significant and the most specific risks for the sporting activity, to estimate them in a right way and to increase the expenses of effectiveness for managing them.

Keywords: sporting entrepreneurship, risk, risk theories, planning and forecasting, marketing methods (technologies), marketing environment models, activity.

References^

1. Bernstain P. Protiv bogov. Ukroshchenie riska [Against the Gods. The Taming of the risk ].Moscow, Olimp-Biznes, 2012, 400 p ( in Russian).

2. Bich Dzh. Marketing sporta [Sports Marketing] / Moscow , Al'pina Pablisherz, 2010, 706 p ( in Russian).

3. Vapniarskaia O.I. Zolotov M.I. Foreign experience

of managing mass sports. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2003, no. 3 Available at: http://mevriz.ru (Accessed 15 January 2014) (in Russian).

4. Getman E.P. Marketing v sovremennoi ekonomike [Marketing in today's economy]. Krasnodar, NEOGLORI, 2012, 88 p ( in Russian).

5. Getman E.P. Marketing v sisteme menedzhmenta fizicheskoi kul'tury i sporta [Marketing Management System of Physical Education and Sport ]. Krasnodar, 2012, 151 p ( in Russian).

6. Granaturov V.M. Ekonomicheskii risk. Sushchnost', metody, puti snizheniia [Economic risk. Essence, techniques, ways to reduce]. Moscow, DiS, 2012, 351 p ( in Russian).

7. Gremina L.A. Analysis of risk assessment techniques in the management of the enterprises. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and Practice of Community Development] , 2013, no.5, pp. 269-272. ( in Russian).

8. Dubrov A.M. Modelirovanie riskovykh situatsii v ekonomike i biznese [Modeling risk situations in economics and business ]. Moscow, Finansy i statistika, 2010, 176 p. ( in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kotler F. Armstrong D., Sonders G., Vong V. Osnovy marketinga [Fundamentals of Marketing] . SPb, Vil'iams, 2003, 944 p ( in Russian).

10. Kotler F. Marketing XXI veka [XXI Century Marketing]. SPb, Neva, 2005, 432 p ( in Russian).

11. Slovar sovremennoi ekonomicheskoi teorii Makmillana. Moscow, INFRA-M, 1997, 608 p. ( in Russian).

12. Tarasenko A.A. Osik V.l., Lyzar' O.G., Voevodina S.S., Guseva I.I. Modern problems of sports and recreational activities in the area of fitness. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, sport - science and practice], 2014, no. 3, pp. 71- 77 ( in Russian).

13. Khokhlov N.V. Upravlenie riskom [Risk Management ]. Moscow, luniti-Dana, 2011, 239 p ( in Russian).

14. Chernova G. Praktika upravleniia riskami na urovne predpriiatiia [The practice of risk management at the enterprise level].Moscow, luniti-Dana, 2012., 176p ( in Russian).

15. Evans Dzh. R. , Berman B. Marketing [Marketing]. Moscow, Sirin, 2002, 308 p ( in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.