УДК 796:338. 2
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кандидат экономических наук, доцент Л. А. Гремина,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье рассматриваются проблемы разработки инвестиционной политики, которые позволят определять общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.
Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления ее деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать. Из всех решений наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает обоснование долговременных затрат - капитальных вложений, затрат на научные исследования и другие инвестиции.
Инвестиционная политика является частью общей стратегии, направленной на прирост активов с целью получения в будущем прибыли. Для прогноза инвестиций необходимо обоснование эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего, исходя из этого данная проблема требует дальнейшего изучения.
Основой прогноза является финансовый анализ, имеющий множество различных направлений, одним из которых является выявление резервов предприятия по осуществлению инвестиционного проекта.
В условиях рыночной экономики значение инвестиционной деятельности для хозяйствующих субъектов огромно. Развитие предпринимательства в сфере физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства для привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов при реализации общественно значимых проектов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы.
При развитой конкуренции благодаря внедрению новых технологий достигается не только цель спортивного предпринимательства, но и обеспечивается удовлетворение общественных потребностей. Инвестиционная деятельность позволяет каждому партнеру обновлять технологические процессы, повышать качество и конкурентоспособность услуг, снижать уровень затрат.
Инвестиционные проекты позволяют модернизировать производственные процессы и повышать качество предоставляемых услуг, работ, продукции.
Ключевые слова: инвестиционный анализ; инвестиционная политика; риски; спортивное предпринимательство; кластер; бюджет развития; финансирование; Олимпийский проект.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическая нестабильность, играя существенную роль в дестабилизации условий осуществления инвестиционной деятельности, усиливает недоступность источников финансирования инвестиционных проектов, что особенно остро ощущается в период кризиса. Поэтому выявление резервов инвестиционного развития, ее роста дает возможность для развития спортивного предпринимательства, осуществления инвестиционных проектов в данной области.
Инвестиции - одна из наиболее часто используемых в экономической теории категорий как на макро-, так и на микроуровне [4].
Объектами инвестиционной деятельности являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства в отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, включая имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Классификация инвестиций определяется выбором критерия, положенного в ее основу. Базисным типологическим признаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.
Инвестиционная политика предприятия — составная часть общей экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения его производственного и научно-технического потенциала. Данная политика направлена на обеспечение выживания предприятия в сложной рыночной среде, на достижение им финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития [12].
В современных условиях негативное влияние на развитие предпринимательства в сфере физической культуры и спорта в регионе способны оказать макроэкономические, финансовые и социальные риски.
Макроэкономические риски связаны с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией и могут спровоцировать рост стоимости физкультурно-спортивных услуг и снизить их доступность для населения [10].
Влияние рисков (строительных, производственных, маркетинговых и пр.) может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности.
Для обеспечения ликвидности инвестиций следует взвесить вероятность значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка и стратегии развития предприятия в предстоящем году.
Подобные изменения способны существенно снизить доходность отдельных объектов инвестирования, повысить уровень рисков, что окажет негативное влияние на общую инвестиционную привлекательность предприятия. В силу воздействия этих факторов часто приходится принимать решения о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождаемого капитала. Вот почему целесообразно оценить уровень ликвидности инвестиций в каждый объект. По итогам оценки проводят ранжирование реальных проектов по критерию их ликвидности. Для реализации отбирают те из них, которые имеют максимальный уровень ликвидности.
Применение методов оценки и анализа инвестиционных проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов.
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
- основанные на дисконтированных оценках;
- основанные на учетных оценках.
К первой группе относятся критерии:
- чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV);
- индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index, PI);
- внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR);
- модифицированная внутренняя норма прибыли (Modified Internal Rate of Return, MIRR);
- дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period, DPP).
Ко второй группе относятся критерии:
- срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP);
- коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return, ARR).
Таким образом, для формирования инвестиционной политики предприятия, принятия решения по реализации инвестиционных проектов необходимо применять комплекс методов по оценке эффективности инвестиционных проектов для достижения высокой доходности и снижения объективно существующих рисков рынка [12].
Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности, стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое - в России.
Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций. Край стал лидером рейтинга регионов России по предпринимательской активности, составленного аналитиками агентства деловой информации Top-RF.ru [3].
Развитие предпринимательства в сфере физической культуры и спорта в крае осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства для привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов при реализации общественно значимых проектов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы [7].
При реализации Олимпийского проекта ресурсное обеспечение осуществлялось посредством сочетания различных источников финансирования.
Можно выделить сферы, где максимальное привлечение частного капитала являлось наиболее оправданным: гостиничный бизнес, строительство и эксплуатация горнолыжных центров, услуги бальнеологических центров.
Следует отметить, что часть объектов Олимпийского проекта являлась малопривлекательной для частного капитала, и уже на начальной стадии его реализации произошло переориентирование на бюджетное финансирование.
Так, в новой редакции Программы строительства произошла замена ответственного исполнителя по объектам «Полигоны твердых бытовых отходов» с ин-
вестора (Тоннельный отряд 44) на администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи [4].
Анализ Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта по номенклатуре ответственных исполнителей показывает, что доля инвесторов, закрепленных за объектами Программы, достаточно велика (таблица 1).
Таблица1
Инвесторы Олимпийского проекта
Структура Кол-во объектов Доля, %
Администрация Краснодарского края 61 24
ГК «Олимпстрой» 53 21
Федеральные органы исполнительной власти 39 16
Инвесторы, всего 97 39
В том числе инвестор не определен 13 5
Вместе с тем число закрепленных объектов в Программе строительства за организациями различных форм собственности неадекватно характеризует степень участия, в том числе частного капитала, в олимпийском строительстве, так как объекты, закрепленные за исполнителями, значительно отличаются друг от друга и по значимости для Олимпийских игр (спортивные, обеспечивающие, инфраструктурные), и по масштабам инвестиций (от миллионов до миллиардов рублей).
В соответствии с Программой строительства по 97 объектам ответственными исполнителями являлись частные инвесторы. ГК «Олимпстрой» были проведены конкурсы и заключены соглашения об организации строительства только с четырьмя из них, что характеризует низкую эффективность деятельности ГК «Олимпстрой» по данному вопросу.
По 84 объектам ответственными исполнителями являлись 47 частных инвесторов, среди которых такие крупные компании, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ООО «ФСК ЕЭС», БАЗЭЛ [3].
Привлечение к реализации Олимпийского проекта инвесторов в виде негосударственных компаний шло по пути их льготного кредитования со стороны так называемых «институтов развития», а конкретно - Внешэкономбанка.
Масштаб всех проектов с участием на сегодняшний день ВЭБ как кредитного учреждения составляет чуть менее 98 млрд руб. При этом собственно доля кредитов ВЭБ от средств, используемых в проектах, составляет 51,6 %. Отдельно в рамках Олимпийского проекта Внешэкономбанком кредитовалось строительство четырех объектов: строительство и эксплуатация горнолыжного курорта «Роза Хутор» (инвестор - ООО «Роза Хутор») и других [2].
Условия кредитования объектов связаны с действующей ставкой рефинансирования и некоторым процентом ее превышения. Данная надбавка оговаривается в каждом конкретном случае. Для олимпийских объектов она находилась в диапазоне от 0,4 до 1,1 % годовых.
Общая стоимость строительства объектов и выполнения мероприятий по Программе строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта составила 1 316,2 млрд руб. [4]. Таким образом, из проведенного анализа следует, что механизм государственно-частного партнерства применялся для реализации Олимпийского проекта в крае.
Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г. обусловили повышенный уровень инвестиционной активности в инфраструктурном спортивном секторе экономики. В структуре источников инвестиций в экономику отрасли 31,8 % составляют собственные средства предприятий и 68,2 % - привлеченные средства, в составе которых 23,2 % - бюджетные средства (из них 16,2 % - из федерального бюджета и 4,7 % - из бюджета края) и 8,7 % - кредиты банков [12].
Одной из причин сложившейся ситуации является проблема недостаточной проработанности механизма формирования и развития спортивного кластера в регионе. Необходимо учитывать тот факт, что развитие кластерной формы физической культуры и спорта основывается на использовании факторов производства и природно-ресурсных особенностях конкретной территории. В связи с чем развитие спортивного кластера должно быть направлено не только на интеграцию усилий отдельных субъектов экономической деятельности, но и на создание условий для развития региона, эффективного использования его образовательных, трудовых и инвестиционных ресурсов [9].
Инновационное развитие физической культуры и спорта как вида экономической деятельности означает качественные изменения в данной сфере. Направлениями этих изменений является формирование групп предприятий - кластеров, включающих спортивные инфраструктурные объекты. Вопросы их использования по назначению после проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи остаются актуальными в современных российских кризисных условиях.
Благодаря олимпийскому проекту в спортивной инфраструктуре региона появились современный центр зимних видов спорта - 4 горнолыжных курорта международного уровня, формирующих единую зону катания с общей протяженностью трасс свыше 150 км; деловая и туристическая зона на побережье Черного моря на территории Олимпийского парка.
На территории края строится 88 спортивных объектов (завершено 67 объектов, в том числе 39 спорткомплексов, 6 плавательных бассейнов, 7 ледовых арен, 9 стадионов) (рисунок 1).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ объект построен
I строящимся объект
1
2
3
4
5
1 - универсальный спортивный комплекс
2 - плавательный бассейн
3 - ледовая арена
4 - стадион
5 - прочие спортивные объекты
Рисунок 1 - Спортивная инфраструктура Краснодарского края
К 2017 г. планируется увеличить удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Краснодарском крае, до 40 % и обеспеченность спортивными сооружениями до 8836 единиц, единовременную пропускную способность спортивных сооружений до 32,5 % (сейчас - 27,5 %) [8].
В соответствии с Программой постолимпийского использования олимпийских объектов «Сочи-2014», утвержденной 9 февраля 2013 года заместителем Предсе-
дателя Правительства РФ Д. Н. Козаком, предусмотрена передача 165 олимпийских объектов из 419 (рисунок 2). В собственность Краснодарского края переходят 22 объекта. В настоящее время уточняются экономические показатели, связанные с будущими затратами на эксплуатацию возведенных объектов [13].
Следует отметить, что план передачи олимпийских объектов связан с вопросами финансирования их строительства правообладателями. Так, расходы федерального бюджета на строительство олимпийских спортивных сооружений составили 100 млрд руб., 430 млрд руб. - на инфраструктурные объекты.
IDlhl.ru 10111 ч
План передачи олимпийских объектов 419 объектов
правообладатели объектов после Игр
Рисунок 2 - План передачи олимпийских объектов «Сочи-2014»
Таблица 2
Постолимпийское использование олимпийских объектов
2012 г
2013 г
с 2014 г.
Объект Владелец до Олимпийских игр Владелец после Олимпийских игр Назначение после Олимпийских игр
Лыжно-биатлонный стадион ОАО «Газпром» ОАО «Газпром» Тренировочный комплекс по лыжным гонкам и биатлону
Горнолыжный центр «Роза Хутор» ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта Роза Хутор» ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта Роза Хутор» Горнолыжный курорт, горнолыжный комплекс для тренировок
Санно-бобслейная трасса ГК «Олимпстрой» Минспорта РФ Трасса для тренировок и соревнований
Тренировочная санно-бобслейная трасса ГК «Олимпстрой» Минспорта РФ Трасса для тренировок по бобслею, скелетону и санному спорту
Сноуборд и фристайл-центр ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта Роза Хутор» ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта Роза Хутор» Объект для туристов, тренировок и соревнований по сноуборду и фристайлу
Комплекс трамплинов ОАО «Красная Поляна» - Соревнования по прыжкам с трамплина
Большая ледовая арена ГК «Олимпстрой» Минспорта РФ Велотрек
Центральный стадион Арена для керлинга ГК «Олимпстрой» ОАО «ИСК «Славобласть» Краснодарский край ОАО «ИСК «Славобласть» Футбольный стадион Спортивно-развлекательный центр
Тренировочная арена для хоккея ГК «Олимпстрой» Ставропольский край Арена для тренировок и соревнований на льду
Тренировочный центр для фигурного катания ГК «Олимпстрой» Минспорта РФ Арена для тренировок и соревнований на льду
В таблице 2 отражено постолимпийское использование спортивных объектов Сочи-2014. Таким образом, часть спортивных объектов будет разобрана и выведена из эксплуатации формирующегося спортивного кластера, а часть объектов (таблица 2) будет использоваться по основному назначению и составит потенциальную основу дальнейшего эффективного использования данного кластера.
Следует отметить и спортивную инфраструктуру муниципального образования город Краснодар. В кубанской столице культивируется более 70 видов спорта, на территории города расположено 1084 спортивных сооружений, из них [13]:
- 4 стадиона с трибунами;
- 479 плоскостных спортивных сооружений (спортивные площадки, футбольные поля, спортивные ядра);
- 377 спортивных залов (общая площадь составляет 102700 м2);
- 1 дворец спорта и др.
Единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений — 30991 человек.
В Краснодаре ежегодно строятся новые спортивные сооружения за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджетов, а также за счет спонсорских и инвестиционных средств.
В настоящее время ведётся строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Новознаменский. На прилегающей территории к спортивному комплексу планируется устройство 2 летних теннисных кортов.
По адресу Западный обход за мкр. Энка ведется строительство современного многофункционального спортивного комплекса площадью более 100 тыс. м2, который состоит из 4 отдельно расположенных объектов: баскет-холл на 7,5 тыс. зрительских мест (в настоящий момент введен в эксплуатацию), плавательный бассейн с 50-метровой ванной и бассейном с олимпийской прыжковой вышкой, две ледовые арены, комплекс учебно-тренировочных залов для девяти видов спорта, современный медико-восстановительный центр и другие спортивные сооружения. Площадь застройки комплекса составляет 51 700 кв. м., общая площадь всех сооружений — 103 685 кв. м. [3].
Таким образом, в результате проведенного инвестиционного анализа развития спортивной инфраструктуры края установлена тенденция дальнейшей эксплуатации спортивных сооружений и инфраструктурных инвестиционных объектов на Кубани.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http:www. gov. ru
2. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года: Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. № 1465-КЗ // Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. - 2008. - № 6 (136). - С. 96-157.
3. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08. 12. 2011 № 2227-р [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www. consultant. ru/online/ base/?req=doc;base= LAW;n=123444
4. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14. 10. 2013 № 1201. - Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai. krasnodar. ru, 15. 10. 2013.
5. Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью : учебник / А. П. Агарков, Р. С. Голов. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 208 с. - (Учебные издания для бакалавров). - То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=229935
6. Анализ эффективности реализации крупномасштабных проектов и программ в субъектах Российской Федерации на условиях государственно-частного партнерства. - Аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www. ach. gov. ru/ru/
7. Выступление Виталия Мутко на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. 9 октября 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minsport. gov. ru/press-centre/speeches/7476/.
8. Вакалова, Л. Г. Олимпийский кластер как модель развития высшего образования в области физической культуры и спорта / Л. Г. Вакалова, Е. П. Гетман, С. С. Воеводина// Материалы международной конференции (Сочи, 24-26 января 2013 г.) - Ч. 1. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. - С. 47-49.
9. Вакалова, Л. Г. Анализ Олимпийских игр: издержки и выгоды / Л. Г. Вакалова, С. С. Воеводина, Е. П. Гетман, Л. А. Гремина, Д. Б. Беклубная // «Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития 2013»: сборник докладов международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.). - СПб. : Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2013. - С. 291- 300.
10. Воеводина, С. С., Предпринимательство в физической культуре и спорте: экономическо-правовые основы: Коллективная монография / С. С. Воводина, Е. П. Гетман, Л. А. Гремина; КГУФКСТ. - Краснодар, 2015. - С. 251.
11. Глобальный мониторинг предпринимательства в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// novostimb. ru/news/2014/01/21/vshm-spbgu-provela-globalnyj-monitoring-predprinimatelstva-v-rossii. html
12. Гремина, Л. А. Анализ методов оценки рисков в менеджменте предприятий / Л. А. Гремина // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: изд-во «Издательский дом «ХОРС». - 2013. - № 5. -С. 269-272.
13. Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www. gks. ru.
14. Программа постолимпийского использования олимпийских объектов, утв. Правительством Российской Федерации от 09.02.2013 № 630-п-П9 // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный
ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2014.
15. Рехтина, И. В. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации / И. В. Рехтина, О. А. Шурина // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2015.
16. Тарасенко, А. А. Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оз-
доровительных технологиях / А. А. Тарасенко, С. С. Воеводина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2014. - № 4. - С. 81-89.
17. Чеснова, Е. Л. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта : учебно-методическое пособие / Е. Л. Чеснова, В. И. Лебедев. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 118 с. - ISBN 978-5-4458-3078-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=210947
ANALYSIS AND EVALUATION OF INVESTMENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
L. Gremina, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor
Kuban State University Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, 161 Budennogo street.
In this article development problems of investment policy are considered which will allow to determine the total amount of investments, the ways of own means rational use and additional monetary resources attraction possibilities from the financial market.
Ensuring the effective organization functioning demands economically competent management of its activity which is largely determined by the ability to analyze it. From all decisions long-term expenses studying (capital investments, costs of scientific researches and other investments) has the greatest complexity, uncertainty and risk.
The investment policy is a part of the general strategy aimed at assets increments for the purpose of future profit receiving. The investment forecast requires studying of efficiency versions among projects and the best choice from them.
The forecast basis is the financial analysis which has various directions, one of which is enterprise reserves identification for implementation of the investment project.
Business development in the area of physical education and sports in Krasnodar region is carried out with use of the public-private partnership mechanism for attraction and effective use of the state and private resources at implementation of socially significant projects, including material, financial, intellectual, scientific and technical resources.
At the developed competition caused by new technologies introduction not only the objective of sport business is achieved, but also the satisfaction of public requirements is provided.
Investment projects allow to modernize productions and to increase quality of the provided services, works, production.
Keywords: investment analysis, investment policy, risks, sport business, cluster, development budget, financing, Olympic project.
Referens
1. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomichesk-ogo razvitija Rossijskoj Federacii [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation]. Available at: http: www. gov. ru. (in Russian).
2. Strategy of socio-economic development of Krasnodar region until 2020: the Law of the Krasnodar Territory dated April 29, 2008 № 1465-KZ. Informacionnyj bjul-leten' Zakonodatel'nogo Sobranija Krasnodarskogo kraja [Newsletter of the Legislative Assembly of Krasnodar Region], 2008, no 6 (136), p. 96-157, (in Russian).
3. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporjazhe-nie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08. 12. 2011 № 2227-r [Approval of the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020: Order of the Government of the Russian Federation dated 08. 12. 2011 № 2227-p]. Available at: http:// www. consultant. ru/online/base/?req=doc;base= LAW;n=123444 (in Russian).
4. On approval of the state program of the Krasnodar Territory "Economic development and innovative economy": decree of the Head of Administration (Governor) of Krasnodar Region on 14. 10. 2013 № 1201. Oficial'nyj sajt administracii Krasnodarskogo kraja [The official site of the administration of Krasnodar region]. Available at: http://admkrai.krasnodar.ru (in Russian).
5. Agarkov A. P., Heads R. S. Upravlenie innovacionnoj dejatel'nost'ju [Management of innovative activity]. Moscow, Dashkov&Co, 2014, 208 p., ISBN 978-5-39402328-6.
6. Analysis of the effectiveness of large-scale projects and programs in the Russian Federation on public-private partnership. Analiticheskaja zapiska Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii [Analytical Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http:// www.ach.gov.ru/ru/ (in Russian).
7. Speech by V. Mutko at the meeting of the Presidential Council of the Russian Federation on development of physical culture and sports. October 9, 2014. Available at: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speech-es/7476 (in Russian).
8. Vakalova L. G., Getman E. P., Vojvodina S. S. Olympic 13. cluster as a model for the development of higher education in the field of physical culture and sport. Mate-
rialy mezhdunarodnoj konferencii [Proceedings of the international conference]. Krasnodar: Education-South, 2013, - p. 47-49 (in Russian). 14.
9. Vakalova L. G., Vojvodina S. S., Getman E. P., Gremina L. A., Beklubnaya D. B. Analysis of the Olympic Games: the costs and benefits. «Innovacionnaja jekonomika: prob-lemy i perspektivy razvitija 2013»: sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 - 19 aprelja 2013 ["Innovative Economy : Problems and Prospects 2013 ": Proceedings of the International scientific and practical conference on 18 - 19 April 15. 2013]. Saint-Petersburg University of Management and Economics, 2013, p. 291- 300 (in Russian).
10. Vovodina S. S., Getman E. P., Gremina L. A. Predprinimatel'stvo v fizicheskoj kul'ture i sporte: jeko-nomichesko - pravovye osnovy [Entrepreneurship in 16. physical culture and sports: the economic - legal bases]. Krasnodar, KGUFKST, 2015, 251 p. (in Russian).
11. The Global Entrepreneurship Monitor in Russia. Available at: http://novostimb. ru/news/2014/01/21/vshm-spbgu-provela-globalnyj-monitoring-predprinimatelst- 17. va-v-rossii. html (in Russian).
12. Gremina L. A. Analiz metodov ocenki riskov v menedzh-mente predprijatij [Analysis of risk assessment techniques in the management of the enterprises]. Krasnodar, Publishing house «HORSE», 2013, no 5, p. 269-272 (in Russian).
Federal State Statistics Service. The main indicators of socio-economic development of the Krasnodar Territory [Osnovnye pokazateli social'no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja]. Available at: http:// www.gks.ru (in Russian).
Consultant Plus. Legislation. Version Prof. The post-Olympic use of Olympic facilities approved. The Government of the Russian Federation of 09.02.2013 № 630-p-P9 [Konsul'tant Pljus. Zakonodatel'stvo. Versija Prof. Programma postolimpijskogo ispol'zovanija olimpijskih ob#ektov, utv. Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 09.02.2013 № 630-p-P9]. Moscow, "Consultant Plus", 2014.
Rehtina I. V., Shurin O. A. Jekonomicheskie i pravovye predposylki formirovanija regional'nyh klasterov na ter-ritorii Rossijskoj Federacii [Economic and legal prerequisites for the formation of regional clusters in the Russian Federation]. Moscow, "Consultant Plus", 2015. Tarasenko A. A., Vojvodina S. S. Professional standards in the training of athletes in sports and fitness technologies. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014, no 4, pp. 81-89 (in Russian).
Chesnova E. L., Lebedev V. I. Entrepreneurship in the sphere ofphysical culture and sports [Predprinimatel'stvo v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta : uchebno-metod-icheskoe posobie]. Moscow, Direct Media, 2013, 118 p., ISBN 978-5-4458-3078-8. Available at: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=210947 (in Russian).