Научная статья на тему 'Управление деятельностью спортивной индустрии'

Управление деятельностью спортивной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью спортивной индустрии»

УДК 796.075

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Л.А. Гремина, кандидат экономических наук, доцент, Е.П. Гетман, кандидат экономических наук, доцент, С.С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

В настоящее время создание и развитие эффективных организационно-экономических инструментов управления спортивной индустрией обусловлено переходом российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития. Они являются необходимым условием реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года. Особенно это важно в развитии механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, с одной стороны, и бизнес-структур спортивной индустрии, с другой. В статье рассматривается актуальная проблема управления деятельностью спортивной индустрии с позиции необходимости теоретического изучения и практического применения модели государственно-частного партнерства (ГЧП). В исследовании раскрыты и проанализированы правовые и экономические аспекты реализации государственно-частного партнерства в деятельности спортивных организаций. Исходя из содержания понятия и складывающейся в России практики, представляется целесообразным активнее внедрять практики государственно-частного партнерства, в которых ведущую роль в спортивной сфере следует отводить государству.

В статье рассматривается позиция Министерства спорта России по вопросу развития государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта. Предложен подход по включению ведущего отраслевого вуза на юге России - Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма - в формирование организационно-управленческих компетенций в сфере государственно-частного партнерства у студентов физкультурно-спортивного направления.

Долгосрочная природа ГЧП проектов создает для бизнеса уникальную возможность стабильного развития и прогнозируемой доходности. А для отраслевого вуза открывается перспективная возможность участия в масштабных государственно-частных проектах Краснодарского края.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; государственная политика; стратегия развития; управление деятельностью; инфраструктурные проекты; спортивная индустрия; магистерская программа.

Введение. В условиях, когда государство все меньше тратит средств на инфраструктурные проекты, альтернативой бюджетному финансированию в спортивной индустрии может стать модель государственно-частного партнерства.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых моделей развития спортивной индустрии. Несмотря на предпринимаемые государством попытки по включению частного бизнеса в решение проблем такой общественно значимой отрасли, как физическая культура и спорт, количество положительно реализованных государственно-частных проектов на российской территории, в том числе в Краснодарском крае - Олимпийский проект, остается невысоким.

Целью исследования является анализ экономической и правовой литературы, который позволяет определить, что государственно-частное партнерство (ГЧП) трактуется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Такое партнерство осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, с целью привлечения в экономическую сферу деятельности частных инвестиций, обеспечения

доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также в задачу исследования входило изучение практического опыта в сфере ГЧП и возможности его применения в организациях спортивной индустрии.

Методы исследования: анализ научной экономической и юридической литературы по изучаемой тематике, контент-анализ.

Результаты исследования. Использование механизмов партнерства получает в настоящее время широкое распространение в Российской Федерации.ГЧП включает различные формы сотрудничества, которые позволяют государству и бизнес-структурами спортивной индустрии извлекать взаимную выгоду.

ГЧП в российских условиях хозяйствования можно рассматривать как инновационный метод, который может быть применен государственным сектором для заключения контракта с частными бизнес-структурами, когда государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения различного рода товарами и услугами выгодным для него способом, а бизнес использует капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Как результат повышается степень позитивного воздействия на экономическое развитие и улучшается качество жизни населения в целом.

Как правило, ГЧП рассматривает конкретные проекты, которые реализуются совместно государственными органами и частными предприятиями, организациями на разного рода объектах собственности: федеральной, региональной и муниципальной [1].

В мире ГЧП традиционно начинается с транспортной инфраструктуры, а затем распространяется на другие сферы, однако, по мнению ряда экспертов, в России этот процесс замедлился во всех сферах деятельности [3]. Основная проблема заключается не столько в законодательном регулировании проектов, сколько в практической реализации ГЧП, о чем можно судить по низкой вовлеченности иностранных инвесторов и партнеров, которых сдерживают санкции и разного рода бюрократические факторы.

В сфере физической культуры и спорта в России вопросам и проблемам развития государственно-частного партнерства (ГЧП) уделяется в последнее время серьезное внимание со стороны органов государственной власти. О перспективности использования потенциала ГЧП как механизма, способного привлечь дополнительные инвестиции в различные отрасли и сферы деятельности национального хозяйства, ведутся дискуссии и на уровне научной общественности. Однако вслед за В.И. Григорьевым, В.А. Плотниковым [3] считаем, что при обсуждении проблемы ГЧП в сфере спортивной индустрии существует некоторая неопределенность. Так, контекст ГЧП в отрасли «Физическая культура и спорт» неоднозначно интерпретируется

учеными. Отсутствует глубокий экономический анализ конкретных форм взаимодействия государства и бизнес-структур. Предлагаются взаимоисключающие проектные подходы и решения. В связи с этим требуется научное уточнение структуры и механизма ГЧП с учетом как общесистемных методов, так и отраслевой специфики [4].

Настоятельной необходимостью становится проведение исследований проблем и путей применения модели и совершенствования механизмов ГЧП в спортивной индустрии, а также поиск возможных путей встраивания в такого рода партнерство отраслевого вуза.

Что касается Министерства спорта России, то его конструктивная и динамичная позиция в этом вопросе обусловлена как дефицитом бюджетных средств, так и необходимостью выполнения разнообразных задач. Министр спорта РФ П. Колобков уверен, что «дальнейшее развитие отрасли невозможно без перехода на механизм ГЧП». Разработан механизм выделения субсидий из федерального бюджета через бюджеты субъектов для частного партнерства. На реализацию ГЧП - проектов в 2018—2020 годах планируется выделить из федерального бюджета 750 млн руб., что, по мнению министра, позволит заключить около 20 соглашений по ГЧП, что, конечно, в масштабах страны нельзя считать достаточным. Председатель межведомственной рабочей группы по вопросам развития государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта при Правительстве РФ Д. Свищев считает «очевидным, что механизмы ГЧП в современных условиях являются единственной возможностью сохранения объемов и темпов развития спортивной инфраструктуры, так как позволяют создать больше за меньшие бюджетные деньги» [6]. Министерство спорта предпринимает активные меры по внедрению технологии ГЧП. Работа проводится по направлениям: совершенствование нормативного обеспечения ГЧП и практическая разработка механизмов содействия реализации проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта. Как положительный факт также можно расценивать то обстоятельство, что в связи с вступлением в силу Закона о государственно-частном партнерстве изменились условия реализации задач Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы», что позволяет инвесторам как взять на себя часть финансирования строительства объекта, так и разрешить вопросы по осуществлению проекта на разных стадиях. Министерством подготовлены и методические рекомендации по реализации проектов ГЧП. В документе описаны ключевые сведения о нормативном регулировании сферы ГЧП с учетом последних изменений в законодательстве. Даются рекомендации по структуре рисков проектов. Прописаны меры, которые должны быть предприняты регионами и муниципалитетами для их успешной реализации. Также текст рекомендаций отражает отраслевую специфику и включает примеры лучших практик.

Распространение положительного опыта реализации проектов ГЧП в регионах и его практическое использование будет способствовать увеличению количества и качества инфраструктурных проектов.

Кроме того, по результатам переговоров с руководством нескольких российских регионов, подготовлен перечень пилотных субъектов для внедрения механизмов ГЧП при реализации проектов в сфере физической культуры и спорта. В список вошли такие области и края, как Москва и Московская область, Белгородская область, Ростовская область, Ленинградская область, Владимирская область, Калужская область, Иркутская область, Республика Карелия, Республика Крым, Красноярский край, Хабаровский край, Ставропольский край. Позицию Минспорта России озвучил Д. Свищев: «Надо создать такие условия, чтобы инвесторы совершенно легально приходили в спорт». И хотя Краснодарский край не вошел в список пилотных субъектов, предпринят ряд организационных мер по подготовке к реализации проектов на основе ГЧП: создан Центр развития государственно-частного партнерства (2015 год); приняты законы и нормативные документы, которые дают право инвесторам на получение налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий [8].

Заключение. Реализация проектов подобного рода требует наличия квалифицированных кадров, что позволяет предложить в качестве образовательной и практико-ориентированной платформы для ГЧП ведущий отраслевой вуз - Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности открытия магистерской программы «Государственно-частное партнерство в области спортивной индустрии» [2]. Также специалисты вуза могут оказывать профессиональную поддержку студентам и выпускникам в открытии и развитии спортивного бизнеса, консультировать в подготовке и реализации ГЧП-проектов в сфере спортивной индустрии [7]. Тем более что Минэкономразвития России совместно с профессиональным сообществом ведет работу по подготовке профессионального стандарта специалиста в сфере управления проектами ГЧП.

Таким образом, практическая реализация сформулированных выше предложений определяет современный путь совершенствования управления в спортивной индустрии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воеводина С.С. Предпринимательство в физической культуре и спорте: экономико-правовые аспекты: коллективная монография / С.С. Воеводина, Е.П. Гетман, Л.А. Гремина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. -282 с.

2. Воеводина С.С. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта / С.С. Воеводина // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2016. - Т. 1. - С. 72-74.

3. Григорьев В.И. Государственно-частное партнерство в развитии физической культуры и спорта / В.И. Григорьев, В.А. Плотников [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.teoriya.ru/ru/node/1856

4. Коваль И. Готовность к рискам / И. Коваль // Бюджет. 2016.

5. Мереминская Е. Государственно-частные проблемы. / Е. Мереминская. // Ведомости. - № 4333. - 2017.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ privgovpartnerdev

7. Остриков А.П. Фильтр Калмана в спорте. Теоретические основы и практическое применение. / А.П. Остриков, А.Ю. Гетман. Актуальные вопросы физической культуры и спорта; сборник трудов НИИ проблем физической культуры и спорта. Краснодар, 2016. - Т. 18. - С. 27-30.

8. РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews

Физическая культура и массовый спорт

MANAGEMENT OF SPORTS INDUSTRY

L. Gremina, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor,

E. Getman, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor,

S. Voevodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: [email protected].

At present the creation and the development of effective organizational and economical instruments for the managerial activity in the sports industry are conditioned by the transition of the Russian economy to an innovative socially-oriented type of development. They represent a successful prerequisite for the implementation of the Strategy for the development of physical education and sports in the Russian Federation until 2020. Such interaction is especially important for the development of the cooperation mechanism among federal, regional and municipal executive bodies in the field of physical education and sports on the one hand and business structures of the sports industry on the other.

The article is devoted to the actual problem of management of the sports industry activity from the standpoint of the need for theoretical study and practical application of the public-private partnership (PPP) model. The research reveals and analyzes the legal and economic aspects of the realization of public-private partnership in the activities of sports organizations. Based on the content of the concept and the practice that is developing in Russia nowadays, it is quite reasonable to actively implement public-private partnership practices where the state plays the leading role in the sports field.

The article examines the position of the Ministry of Sport of the Russian Federation dealing with the development of public-private partnership in the field of physical education and sports. The competent approach for the inclusion of the leading industrial higher educational institution in the south of Russia - the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism into the formation of organizational and managerial competencies in the field of public-private partnership among university students (physical education and sports direction) is proposed in the article.

The long-term nature of PPP projects creates a unique opportunity for business stable development and predictable profitability. And for the industry university a very perspective opportunity for participation in large-scale public-private projects in Krasnodar region opens up.

Keywords: public-private partnership, state policy, development strategy, infrastructure projects, managerial activity, sports industry, master's program.

References:

1. Voevodina S.S. Getman E.P., Gremina L.A. Predprinimatel'stvo v fizicheskoy kul'ture i sporte eko-nomiko-pravovye aspekty [Entrepreneurship in physical culture and sports the economic and legal aspects]. Krasnodar, KGUFKST, 2016, 282 p. (in Russian).

2. Voevodina S.S. Public-private partnership in the field of physical culture and sports. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstven-nogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. [Proceedings of the Scientific and Scientific and Methodical Conference of the Faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism], 2016, vol. 1, pp. 72-74. (in Russian).

3. Grigor'ev V.I., Plotnikov V.A. Public-private partnership in the development of physical culture and sports. Available at: http://www.teoriya.ru/ru/node/185 (in Russian).

4. Koval' I. Gotovnost' k riskam [Preparedness for risks], Byudzhet, 2016. (in Russian).

5. Mereminskaya E. Gosudarstvenno-chastnye problemy [Public-private problems], Vedomosti, no 4333, 2017. (in Russian).

6. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Ministry of [Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev (in Russian).

7. Ostrikov A.P., Getman A.Yu. Kalman filter in the sport. Theoretical bases and practical application. Aktual'nye voprosy fizicheskoy kul'tury i sporta. Sbornik trudov NII Problem fizicheskoy kul'tury i sporta. [Topical issues of physical culture and sports ], vol. 18. Krasnodar, 2016, pp. 27-30. (in Russian).

8. RBK. Available at: http://kuban.rbc.ru/krasnodar/ freenews/(in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.