Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018
№ 6 (30). С. 61-65. иллил лг^ил
УДК 7.012(07) М. А. МЕРЕНЯШЕВА, А. в. МЕРЕНЯШЕВА
Матрешка как идеальная модель обучения методу художественно-композиционного моделирования в дизайне
В данной работе обобщается пропедевтический опыт обучения методу художественно-композиционного моделирования в дизайне. Матрешка рассматривается как идеальная модель обучения, адекватно отражающая сущность дизайн-знания. На ее примере демонстрируется схема метода: восприятие, понимание и мышление, необходимым звеном которого является исследование смысловыражающих структур модели, начиная от ее понятия, отражающего типологическую предназначенность, и кончая анализом практического опыта ее использования в различных областях дизайна. Автор акцентирует внимание на дидактических возможностях данной модели, поскольку функция игрушки обучать играя, давать возможность познавать и одновременно решать задачи самоопределения. Матрешка, ставшая символом России, носителем непреходящих духовных ценностей, хранителем опыта прошлого в настоящем, дает возможность налаживать диалог между традиционной и новой эстетикой, используя игровой принцип, общий в эстетике различия: смысле и абсурде. Ее можно отнести к востребованным моделям практико-методического дизайн-знания, знания «В» профессии, образующего связку между объектным знанием и действенными механизмами творчества.
Ключевые слова: матрешка, пропедевтическая модель, метод художественно-композиционного моделирования в дизайне, субъективность, изоморфность, смыслообразование
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 61-65.
M. A. MERENYASHEVA, A. V. MERENYASHEVA
Nested doll as ideal model of training in a method of art and composite modeling in design
In this article we propaedeutic experience of training in a method of art and composition simulation in design is generalized. The nested doll is considered as the ideal model of training which is adequately reflecting design knowledge entity. On its example the diagram of a method is shown: perception, understanding and thinking which necessary link is the research the smyslovyrazhayushchikh of structures of model, beginning from her concept reflecting typological predestination and finishing the analysis of practical experience of its use in different areas of design. The author focuses attention on didactic opportunities of this model as function of a toy to train playing, to give the chance to learn and at the same time to solve problems of selfdetermination. The nested doll which became the character of Russia, the carrier of inherent cultural wealth, a saver of experience of the past in the present gives the chance to adjust a dialog between a traditional and new esthetics, using the game principle, the general in a distinction esthetics: sense and nonsense. It can be carried to demanded models of the praktiko-methodical design knowledge, knowledge "In" a profession forming a sheaf between object knowledge and effective mechanisms of creativity.
Keywords: nested doll, propaedeutic model, method of art and composite modeling in design, subjectivity, isomorphism, sense education
ропедевтику дизайна сегодня принято рассматривать как современную школу художественно-композиционного моделирования (ХКМ), что позволяет четко и кратко разъяснять суть феномена дизайна, его генетическую инновативность, зависимость от традиций, «культурный слух» и предназначение. Ведь уже само понятие «моделирование» предполагает обязательное наличие у обучаемого «парка форм», образов, обеспечивающих «интеллектуальную пластичность дизайна» [1, с. 215], создающих условия для «игры воображения», составляющей суть его метода [2, с.35]. Доказано, что творческий процесс - это «интеллектуальное видение», интуиция - перегруппировка информации, которая уже была усвоена, процесс её синтеза, поиска аналогий, ассоциаций [3, с.183].
Процесс художественного моделирования включает три этапа: восприятие, понимание и мышление, результатом же его можно считать продукт, наделенный новым смыслом. Поскольку пропедевтика сама является моделью профессии в миниатюре, то ее задача и цель - обобщая практический опыт дизайна, изыскивать в нем инвариантную сущность - его принципы, разъяснять смысл идеальных моделей [4, с.195].
Теоретики считают, что субъективность дизайна, как главное проявление его принадлежности к искусству, может быть понята только при изучении всего процесса генезиса дизайна. А по мнению практиков обучение лучше всего проводить на моделях. История же дизайна, искусства - не что иное, как история идеального моделирования. «Накопление смыслов» происходило в течение длительного периода становления дизайна как профессии. С этой точки зрения может быть предложена следующая типология идеальных моделей в дизайне: знак, слово, символ, миф, смысл (материальный его носитель). Эти формализованные предпосылки дизайна, демонстрирующие наполнение его языка смыслом, выступают в обучении методу ХКМ отдельными дидактическими единицами. Собственно, их значение исследовано и обобщено на различных этапах развития теории дизайна (философская и психолого-педагогическая база - теория развивающего обучения), которые могут служить вехами обучения его методу [5, с.12].
Дизайн всегда исследование и эксперимент [6, с. 83]. Отсюда вытекают этапы ХКМ: сначала -выяснение значения и ценностей, которые несет в себе идеальная модель, выбранная в качестве аналога проектирования, затем поиск средств выразительности для отражения своего отношения к ней и смысла, вкладываемого во вновь создаваемый художественный образ.
Дизайнеров неслучайно называют вечными детьми, главный принцип метода - «игра», фантазия, а поэтому смелость в развенчании стереотипов [3, с. 185]. Именно ей и надо учиться. Метафорическое формообразование - один
из выразительных эффективных исторически наиболее зарекомендовавших себя способов художественного смысловыражения. Именно метафора превращает дизайн в игру. Процесс ее синтеза, поиска аналогий, ассоциаций приводит к рождению ещё не получивших словесной оболочки образов, развивает интуицию, учит мастерству моделирования. Подтверждение тому - методики обучения ХКМ, начиная от разработок А. Э. Коротковского и Е. А. Гайворонского и кончая эмпирическим опытом многочисленных «детских» школ дизайна, которыми будем считать все довузовское дизайн-творчество, начиная с 9 летнего возраста, когда использование в обучении приемов образного и понятийного обобщения начинает становиться осмысленным [7, с.158].
Итак, целостность художественного образа, идеальной модели в дизайне, обеспечивается субъективизацией его смысла (функционального предназначения и эстетической ценности). Создавая свою модель, учащийся должен определиться с типологией ее аналогов, художественными смыслами, исторически в них уже заложенными и художественными принципами, которые когда-либо уже использовались в культуре, искусстве для придания им нового звучания и значения. Подобное исследование обязательно должно быть проведено самостоятельно, ибо смысл существует только будучи самостоятельно понятым и выраженным. Кратко и лаконично смысл отражен в слове, понятии, обозначающем выбранную модель-аналог. Изменение смыслов, выразительности можно наблюдать в различных областях искусства, дизайна, в опыте практического использования данной модели. Анализируя этот опыт, необходимо четко определить цель использования данной модели для нового образа и осознавать, что ее смысл уже существовал (понятие «нарративности» [8, с. 106]). Важно, чтобы вновь закладываемый, был выражен эмоционально и убедительно, но при этом позволил не утерять исторической многозначности образа.
Акцентируя художественность, как главный принцип дизайна, мы не можем не упомянуть о тенденциях современного искусства, которые в нем отражаются. Существует мнение, что они заключаются в отображении в художественных образах их многомерного внутреннего содержания, смысла с помощью двух качеств, привносимых автором. Это - ирония, отсутствие претензии на владение единственно верным смыслом их прочтения. И цитатность, диалог с множеством эпох и стилей, личностей и идей, глубина и яркость которого зависит от богатства интеллектуального и духовного мира, как автора, так и зрителя [9, с. 305].
Объектом нашего исследования мы неслучайно выбрали матрешку, относимую в дизайне по типологии к игрушкам, чья основная функция в
Perspectives с^ Science & Education. 2017. 6 (30)
истории культуры - обучать, давать возможность познавать и одновременно решать задачи самоопределения [10, с. 18]. Продемонстрируем на ее примере схему исследования модели в истории дизайна и обобщим опыт ее использования в художественно-композиционном моделировании.
родием, а появление по времени совпадает с возникновением «русского стиля», восстановлением и развитием традиций народной крестьянской игрушки, поиском национального самосознания, творческим осмыслением национальных художественных традиций. Пер-
Рис. 1. Коллекция «Матрешка» на тему курсового проекта «Изразец».
(Автор: Мереняшева А.)
Итак, матрёшкой называют русскую полую разнимающуюся посередине деревянную игрушку в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера [11]. В основе ее «имени» лежит слово «матерь», ассоциирующееся с плодо-
вые русские матрёшки были созданы как забава для детей, помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Позже по ним стало можно судить о разнообразии традиций ремесленных центров русской народной культуры.
Сегодня Матрешка существует в двух видах — как традиционный русский сувенир и как дизайн-арт объект, ушедший от традиционности, но сохранивший «русскость».
Например, необычная 3-х метровая матрешка Малевича на Арбате, выполненная по заказу известной аптечной сети. Три лица - известные портреты «Девушка с гребнем в волосах», «Крестьянин в поле», «На сенокосе» изображены на ней таким образом, что создают видимость нескольких фигур, спрятанных внутри в зависимости от ракурса [12].
Преданный «игрушечной» архитектуре «бумажный архитектор» Юрий Аввакумов в своем творчестве также верен матрешке. Так в 1986 он видел в ней архитектурный архетип — ведь любое здание является футляром для человека, а на Второй московской биеннале современного искусства — предложил в качестве модели модернизации роддома, как «метафору формы для рождения новой формы» [13].
А в здании MATREX Бориса Бернаскони на архитектурной биеннале в Венеции матрешка стала символом производства идей, искусства, метафорой души, уникальным сочетанием сложной геометрии, минималистской формы, знаковости и скрытого внутреннего содержания, идеальным архитектурным телом. Она — «объект-игрушка и супер форма» [14].
Поэтому к принципу матрёшки дизайнеры всё чаще обращаются в изготовлении мебели, что позволяет значительно сэкономить пространство, сделать функциональным даже самое крошечное жилище [15].
Игровой принцип матрёшки основан на интересе поиска малого в большом, на ожидании чуда рождения нового в знакомом, его мы видим и в самом дизайне, олицетворяющем единство и многообразие мира, несущем идею отражения большого в малом, что позволяет говорить об изоморфности этих двух феноменов, судить о дидактических возможностях матрешки в качестве модели проблемной области практи-ко-методического дизайн-знания, знания «В» профессии.
Рассмотренные примеры ее использования как идеальной модели, позволяют сделать вывод о сохранении в многочисленных субъективных трактовках образа главного типологического принципа - игры и добавлении к нему функциональных требований областей дизайна, в которых он использовался.
Наконец, последний пример демонстрирует результаты нашего творческого поиска нового образа матрешки в одноименной коллекции дизайна одежды (рис.1). Ее цель - трансляция традиций русского искусства с использованием его знаковых, символических образов и игрового принципа в дизайне, который дает возможность налаживать диалог между традиционной и новой эстетикой, являясь общим в эстетике различия: смысле и абсурде [16, с. 154]. Дизайн-игра помогает реализовать проектную концепцию, выводя ХКМ на уровень стиле образования в рамках данной культуры, вырабатывая подходы к сознательному использованию признаков стиля, выпукло отражая смысл дизайнерского предложения в виде парадоксального тезиса, неожиданной метафоры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дизайнерское образование. История. Теория. Практика /под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 407 с.
2. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6. С.34-35.
3. Розетт И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. - 2-е изд., исп. и доп. М.: Университет, 1991. 342 с.
4. Мереняшева М. А. Художественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и инновации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress. com/archive (дата обращения: 17.05.2014)
5. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.
6. Мереняшева М. А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайнера [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 17.05.2014)
7. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно - дизайнерского формообразования. М.: Архитектура - С, 2004. 312 с.
8. Мереняшева М. А. Дизайн-концепция как художественно-композиционная модель в контексте дизайн-образования. Вербальная и визуальная составляющие [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3. URL: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/04/3-2-22.pdf (дата обращения: 17.05.2014)
9. Лавринова Н. Н. К вопросу о сущности современного искусства. VIII Поленовские чтения. Искусство и педагогика -теоретическое и практическое: материалы Международной научно-практической конференции-форума. / Институт развития образования в сфере культуры и искусства; отв. Ред. М. В. Никольский. Тамбов: Принт-сервис, 2017. 368 с.
10. Новиков А. И. Дизайн российской игрушки: аспекты генезиса [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. 2005. № 6. URL: http://vestnik.osu.ru/2005_9_1/2.pdf (дата обращения: 10.11.2017)
11. Матрешка / Толковый словарь Ожегова. URL: http://endic.ru/ozhegov/Matreshka-15273.html (дата обращения: 17.05.2017)
12. На Арбате появилась матрешка Малевича / DOM&podium - журнал о модных решениях для интерьера дизайна и стиля. URL: http://domagazine.ru/news/sobytiya/na-arbate-poyavilas-matreshka-malevicha (дата обращения: 17.05.2017)
№3. Зародыши архитектуры. "РодДом" в галерее ВХУТЕМАС / Газета "Коммерсантъ" №34 от 03.03.2007, С. 9. URL: http:// www.skuratov-arch.ru/wp-content/uploads/2013/01/3ародыши-архитектуры.pdf (дата обращения: 17.05.2017)
34. Борис Бернаскони: «Архитектура следует информации» / The Art Newspaper Russia. URL: http://www.theartnewspaper.ru/
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
posts/3002/ (дата обращения: 17.05.2017)
15. Мебель-матрёшка - функциональное решение для маленькой квартиры / Novate.Ru. URL: http://www.novate.ru/ blogs/221215/34279/ (дата обращения: 17.05.2017)
16. Дуброва О. И., Мереняшева М. А. Русский костюм в стиле «деконструктивизм» [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 17.05.2014)
1. Design education. History. Theory. Practice / under V.R. Aronov, V.F. Sidorenko's general edition. M.: MSTU of A.N. Kosygin, 2007. 407 pages.
2. Merenyasheva M.A. Entity of design and its art principles. Professional education. Capital. 2014. No. 6. pp. 34-35.
3. Rosettes I.M. Imagination psychology: Experimental and theoretical researches of internal regularities of productive cerebration. - 2nd prod., and add. Moscow, University, 1991. 342 p.
4. Merenyasheva M.A. Art and composition simulation in the context of design education. Traditions and innovations. Perspectives of science and education. 2014. No. 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (Available at: 17.05.2014)
5. Zinchenko V.P. Posokh Osipa Mandelshtama and Mamardashvili's Tube. By the beginnings of organic psychology. M.: New school, 1997. 336 p.
6. Merenyasheva M.A. A method of art and composition simulation in training of a profession of the designer. Perspectives of science and education. 2014. No. 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (Available at: 17.05.2014)
7. Melodinsky D.L. School architecturally - design shaping. M.: Architecture - With, 2004. 312 pages.
8. Merenyasheva M.A. The design concept as art and composition model in the context of design education. Verbal and visual making. International research and development. 2014. No. 3. URL: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/04/3-2-22. pdf (Available at: 17.05.2014)
9. Lavrinova N. N. To a question of an entity of the modern art. VIII Polenovsky readings. Art and pedagogics - theoretical and practical: materials of the International scientific and practical conference forum. / Institute of development of education in the sphere of culture and art; отв. Edition M.V. Nikolsky. Tambov: Print service, 2017. 368 pages.
10. Novikov A. I. Design of the Russian toy: aspects of genesis. Bulletin of regional public institution. 2005. No. 6. URL: http://vestnik. osu.ru/2005_9_1/2.pdf (Available at: 10.11.2017)
11. Nested doll / Explanatory dictionary by Ojegov. URL: http://endic.ru/ozhegov/Matreshka-15273.html (Available at: 17.05.2017)
12. On the Arbat the nested doll of Malevich / DOM&podium - log about fashionable decisions for an interior of design and style appeared. URL: http://domagazine.ru/news/sobytiya/na-arbate-poyavilas-matreshka-malevicha (Available at: 17.05.2017)
13. Architecture germs. "Maternity hospital" in gallery the Kommersant VHUTEMAS / Newspaper No. 34 of 03.03.2007, Page 9. URL: http://www.skuratov-arch.ru/wp-content/uploads/2013/01/3ародыши-архитектуры.pdf (Available at: 17.05.2017)
14. Boris Bernaskoni: "The architecture follows information" / The Art Newspaper Russia. URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/3002/ (Available at: 17.05.2017)
15. Boris Bernaskoni: "The architecture follows information" / The Art Newspaper Russia. URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/3002/ (Available at: 5/17/2017)
16. Furniture nested doll - the functional decision for the small apartment / Novate.Ru. URL: http://www.novate.ru/ blogs/221215/34279/ (Available at 5.05.2017)
17. Dubrova O. I., Merenyasheva M.A. The Russian suit in deconstructivism style. Perspectives of science and education. 2014. No. 3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (Available at: 5.12.2017)
REFERENCES
Информация об авторах Мереняшева Марина Анатольевна
(Россия, Пенза) Доцент кафедры «Дизайн и ХПИ» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: marino4kaM@yandex. ru
Information about the authors
Merenyasheva Marina Anatolia
(Russia, Penza) Associate Professor of the Department "Design and Artistic interior design" Penza state University of Architecture and Construction. E-mail: marino4kaM@yandex. ru
Мереняшева Александра Владимировна
(Россия, Пенза) Студентка архитектурного факультета, направление подготовки - дизайн Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Merenyasheva Alexandra Vladimirovna
(Russia, Penza) Student of the architectural faculty, specialty - design. Penza state University of Architecture and Construction.