Научная статья на тему 'Лестница путь познания'

Лестница путь познания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1187
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОПЕДЕВТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОНЯТИЕ / АРХЕТИП / СИМВОЛ / ЛЕСТНИЦА / МЕТОД МЕТАФОРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / EXHIBITION DESIGN / CONCEPTUAL ART / SCHOOL CHILDREN / SYSTEMATIC APPROACH / ARTISTIC COMMUNICATION / EXHIBITS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мереняшева Марина Анатольевна, Подсекина Марина Александровна

Статья обобщает опыт дизайн-пропедевтики в применении исторического, культурологического и семиотического подходов к обучению методу художественнокомпозиционного моделирования. Акцентируется значимость модели-понятия «архетип Лестницы» как интегратора традиций различных областей Культуры. На примере дизайн-концепций Лестниц-символов демонстрируется генезис сущностного принципа профессии. Практическая значимость исследования заключается в популяризации языка дизайна и возможностей метода метафоры в поиске выразительности художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stairway the way of cognition

The article reviews the exhibition design as an area of joint undergraduate and professional design, analyzes its potential in promoting the objectives of the design vision. The phenomenon of exhibition design is structured as a conceptual creativity and improvisation training which is essential to the understanding of the essence of the profession. The exhibits are named by means of artistic communication, activating associative creativity of the viewer.

Текст научной работы на тему «Лестница путь познания»

РДК 74р.037.3

m

M. А. Мереняшева, М. А. Подсекина

Лестница — путь познания

Статья обобщает опыт дизайн-пропедевтики в применении исторического, культурологического и семиотического подходов к обучению методу художественно-композиционного моделирования. Акцентируется значимость модели-понятия «архетип Лестницы» как интегратора традиций различных областей Культуры. На примере дизайн-концепций Лестниц-символов демонстрируется генезис сущностного принципа профессии.

Практическая значимость исследования заключается в популяризации языкадизайна и возможностей метода метафоры в поиске выразительности художественного образа.

Ключевые слова: дизайн-пропедевтика,художественно-композиционное моделирование, модель,понятие,архетип,символ,лестница,метод метафоры,художественный образ

M. A. Mereniasheva, M. A. Podsekina

Stairway — the way of cognition

The article reviews the exhibition design as an area of joint undergraduate and professional design, analyzes its potential in promoting the objectives of the design vision. The phenomenon of exhibition design is structured as a conceptual creativity and improvisation training which is essential to the understanding of the essence of the profession. The exhibits are named by means of artistic communication, activating associative creativity of the viewer.

Keywords: exhibition design,conceptua1 art,schoo1 children,a systematic approach,artistic communication, exhibits

Г/Т""?*^ оризонталь и вертикаль. Вместе они 1 образуют лестницу — первоэлемент Ч^х архитектуры и дизайна. Не будь этих антагонистичных понятий, мы не смогли бы объяснить, что такое лестница. Мы воспользовались ими для того, чтобы продемонстрировать важность для дизайн-пропедевтики его формализованных предпосылок: понятий, архетипов, символов, выступающих в роли простейших моделей, обеспечивающих содержательно-смысловую мотивацию творчества, одновременно формирующих фундамент профессионального мышления, соответствуя стадиям его исторического развития [1,2].

Дизайн — феномен культуры, рожденный для того, чтобы гармонично сочетать в себе искусство и науку, логику и интуицию, традицию и инновацию[3]. Только основательность, логичность системы традиционных знаний, которую можно сравнить с горизонталью лестницы, делает возможной инновативность дизайна, создает условия для взлета по вертикали его ин-Цуиции, обеспечивает жизненность его как искусства.

Подтверждение тому слышится в словах В. Кандинского: «Жизнь^дуковная, которой часть

и один из могучих двигателей есть искусство, есть движение сложное, но определенное и способное принять выражение в простой форме — вперед и вверх. Это движение есть путь познания» [4].

Рассматривая дизайн как художественно-композиционное моделирование (далее ХКМ), смыслообразование, творческий процесс разрушающий стереотипы обыденного сознания, мы предлагаем значимость метода ХКМ в обучении профессии продемонстрировать на примере Лестницы, будто бы простого и общеизвестного понятия-архетипа.

Существует мнение, что именно интерпретация традиции, стремление ее сохранить, понять и передать закрепляется в различных формах культурных архетипов. В прошлом веке легендарный русский поэт Велемир Хлебников обратился к художникам мира с утопическим призывом о строительстве общемирового языка смыслов и знаков, «азбуки понятий». Мы присоединяемся к мнению «певца Лестницы^» Юр. Авакумова (рис.12), что таким универсальным языком может стать мифологический или морфологический язык, первой буквой которого будет «Л», а понятием — Лестница [5].

БезЧесТЙйцЫ вообще нТВйяо-оы'йрхитек— рУры Ир Она связывает пространства, позволяет сооружать этаж над этажом, дополняет Строительные структуры диагональными направлениями, осуществляет непрерывность ¡Пространственных связей через прерывистую, расчлененную на ступени форму.

Эта простейшая архитектурная форма демонстрирует нам неисчерпаемость своих пластических и образных решений.

Лестница — символ связи между верхом и низом, между небом и землей; олицетворение

РЗДЩЩ цели прюеКтаРЧ«

На основе изучения истории и функциойаль-ных особенностей Лестницы показать неисчерпаемую многозначность, универсальность ее формы.

Главные задачи проекта:

Проанализировать художественно-образное, идеологическое значение Лестницы на исторических примерах.

Исследовать истоки художественной образности Лестницы, как важнейшего элемента в устройстве мира, в мифологии различных народов.

Рис. 1. "Философская" лестница. Спильная Д., 17 лет Рис. 2. "Лестница - лотос". Кулахметова П. 16 лет Преподаватель: Мереняшева М. А.

постепенного подъема вверх. Она давно уже стала философским понятием, символом развития и совершенствования различных сфер деятельности человека.

Наша Лестница — начало пути познания тайн будущей профессии, объект исследования, понятие, идеальная модель в дизайне, несущая смысл, вызывающая ассоциации, стимулирующая творчество.

На эмблематическом уровне Лестница, ве-Цущая вверх, означает храбрость, смелость [7]. Это объясняет смелость наших ассоциаций.

Движение по Лестнице познания, творческий поиск художественных образов рождает различные формы соединения философии и архитектуры, предполагает обращение к архе-аипам.

Предложить свои концепции образов Лестницы как символа архитектуры различных исторических стилей, символа развития и совершенствования различных областей дизайна, других сфер деятельности человека.

Итак, Лестница, как архитектурный элемент, имеет светлую и темную, «подлестнич-ную» стороны. Как путь познания, она характеризуется чередованием тайн и постижением истины. Линии, образующие лестницу, Вертикаль и Горизонталь, имеют противоположный символический смысл. Вертикаль -символ вознесения и прогресса, активного, действующего, основного элемента сотворения. Горизонталь - древний знак горизонта, земной поверхности, символ пассивного поведения.

ОснивбшШгаЙщйй* дИрвИрРрЩрир принцип Тайцзи (чередование света - Ян и тьмы -Инь) символизирует взаимопроникновение и соединение противоположностей: Дух — материя, время — пространство, небо — земля. Это верховный, разумный принцип вселенной, который порождает «живую материю».

Рис. 3. «Лестница - мировое дерево». Беребицкая Е., 16 лет Рис. 4. «Пегас - летящая лестница». Подсекина М., 16 лет Преподаватель: Мереняшева М. А.

Графически светЯ

лой и темной половинками, который удивительно напоминает винтовую лестницу в плане. В архитектурном, дизайнерском творчестве благодаря идее рождается материальный образ. Так родилась и «философская» лестница (рис.1).

А теперь о лестнице познания.

Важнейшие приемы и средства композиции: ритм, симметрия и асимметрия, светотень, динамика и статика, открытость и замкнутость являются взаимными противоположностями, связаны между собой и приводят к достижению выразительности и цельности композиции. Особое влияние на характер композиции оказывают контраст и нюанс. Контраст — резко выраженная противоположность. Нюанс — оттенок, тонкое различие, едва заметный переход.

Композиционно наша Философская лестница представляет собой бесконечное пространство, заполненное цилиндрическими вертикалями, выросшими из графического круга Тайцзи, имеющими горизонтальные насечки.

Концепция стилизованной Лестницы—лотоса, как символа духовного восхождения, уходит корнями в древнеегипетскую культуру (рис.2). В архитектурных сооружениях Египта открыты все основные элементы формообразования и гармонии, стерта грань между функцией, образом и декором. Для достижения этой целостности все архитектурные, скульптурные и декоративные элементы стилизованы. Стилизация фигур египетских рельефов гениально проста. Наследие этой великой культуры еще долго будет питать культуру человечества. А тайна совершенства — лотос, универсальный мотив египетского искусства и архитектуры, где колонны-лотосы означают вечную мудрость.

Образ Лестницы—мирового дерева навеян мифологией (рис.3). Многоэтажная вселенная в мифологии сложное сооружение, состоящее из самостоятельных миров, которые изолированы не полностью, сообщаются между собой. С земли можно попасть на небо или спуститься в преисподнюю. Связующим элементом служит мировое древо, так называемая ось мира, пронизывающая все мироздание.

Рис. 5. «Лестница - башня». Мельников А., 16 лет Рис. 6. «Механическая лестница». Янков А., 16 лет Преподаватель: Мереняшева М. А.

Диктуемый природой принцип развития, размельчения и размножения форм в направлениях снизу вверх и от центра к периферии, приобщает формотворчество к планетарному порядку вещей. На тяжелое зодчий ставит легкое, на легкое — легчайшее, сквозное, пространственное, постепенно разуплотняя, «растворяя» объект в воздухе. Это — осознанное и неосознанное копирование строительным искусством структуры дерева.

Летящая лестница — символ полета человеческой фантазии (рис.4). Образ ее навеян мифическим Пегасом, чудесным крылатым конем, который был укрощен греческим героем Белле-рофонтом при помощи золотой уздечки, полученной им от Афины, богини мудрости.

Образ неприступной Лестницы — башниИ многозначного символа, интересен своей монументальной простотой, лаконичностью и совершенством форм. В качестве прообраза выбрана не реальная башня, а ее формула, супрематические шпили К. Малевича, которые взлетаюЯ в космическую бездну, подобно совершенным лестницам (рис.5).

Часы — своеобразный символ вечного движения. Они олицетворяют мировой порядок. Представленная Механическая лестница, меЦ-фора на часовой механизм, акцентирует роль техники, прокладывающей новые дороги в восприятии мира, дизайне (рис.6).

Рис. 7. «Город - Лестница цивилизации». Горстков Е., 15 лет Преподаватель: Мереняшева М.А.

Рис. 8. «Город - вечное движение». Ножкина Д., 16 лет Преподаватель: Мереняшева М. А.

■ ■■- - Если леетнйца'" — олицетворение подъема вверх, то ничто лучше ни характеризует цивилизацию, чем город — ее основа, узел сосредоточения. Поэтому город рассматривается как Лестница цивилизации (рис.7). Дан анализ изменения роли поселения и дороги, первичных элементов в культуре и цивилизации за

время существования города. Проведено исследование содержательности форм городской среды от древнего города, модели мира, до современного, формы которого связаны с общественными идеями, отражают социальные структуры.

Лестница - архитектурный элемент, суть которого также движение. Большой

Рис. 9. «Музыкальная лестница». Тимонина А., 16 лет Рис. 10. «Лестница современной моды». Марова А., 17 лет Преподаватель: Мереняшева М. А.

город мы осознаем как непрекращающееся движение. Художественный образ динамичного города представлен в концепции «Город — вечное движение» (рис.8).

врючающшрртщру-пошц (рис.10)у*з11|

мент средового дизайна для проведения одноименного шоу. Составляющие образ части имитируют ткань, нить и цветок.

Рис. 11. «Лестница - антигравитация». Оцоколич В., 16 лет Преподаватель: Мереняшева М. А. Рис. 12. Юр. Авакумов. Из серии «Ьа БсаЪ» - Источник: http://avvakumov.com/AgitArch/

LaScala_files/Media/Sketch-5/Sketch-5.jpg

Музыкальная лестница проводит интересную параллель между музыкой и архитектурой (рис.9). Ритмические повторы живут внутри музыки. Лестница, как архитектурный элемент, существует благодаря ритму ступеней. Музыка символизирует порядок и гармонию творения. Точно найденное соотношение архитектурных элементов между собой и с целым создает эффект масштабной соразмерности и гармонической уравновешенности.

Целенаправленно программируя смену разнообразных пространственных ощущений, архитектор выстраивает драматургию пространственного действия. Там, где это удается, архитектура по силе эмоционального воздействия уподобляется музыке — своего рода «музыке пространства», напрямую обращенной к внутреннему духовному миру человека.

В формировании пластического образа музыкальной лестницы участвуют стилизованные музы, покровительницы изящных искусств.

Лестница современной моды не только отражает тенденции ее формообразования, но и предлагает ее пластический образ—символ,

Ткань — древний символ покрывала, скрывающего истину. В нашем случае — тайну гармонии. Древние называли небо «покрывалом богов». Но ткань ткется. В основе ее — чередующиеся вертикальные и горизонтальные нити, т. е. та же лестница. В «Упанишадах» Верховный Брахма обозначается как «тот, на ком миры переплетаются как основа и уток». У даосов преобладание инь или ян, представляется как чередующиеся волны нити в основе ткани. Французский философ Р. Генон, ревностный толкователь понятий и символов, принадлежащих Традиции, видит в ткачестве эквивалент вертикали и горизонтали космического креста, «креста материи», где вертикаль означает различные ступени бытия, а горизонталь - степень развития этих ступеней [8].

С античных времен цветы ассоциируются с женской красотой и звездами: цветы — это земные звезды, являющиеся образом Центра и ар-хетипическим образом души. Голубой цветок — символ недоступного.

Итак, ткань и нить, прообразы форм, вошедших в синтезированный образ лестницы-поди-

у$а, ?уже в Щревних миф1х^1тЩй£ь;''!обЪяснйть райны мироздания. Они же — главный материал, используемый для осуществления самых невероятных фантазий современной моды. Третий ррообраз — цветок, символ непревзойденной женской красоты, гармонии и непременный атрибут «небесных покрывал». Ассоциации позволили нам в Лестнице-символе осваивать эстетические свойства выбранных образов-аналогов. В проекте представлены основные направления развития формообразования современной моды.

В изменчивости ее пластического языка мы ищем идеал красоты. Интенсивность современной жизни требует простых и ярких образов.

И, наконец, Лестница-антигравитация — фантазия чистой воды, закономерность появления которой доказана всем ходом развития архитектуры (рис.11).

2.

3.

4

5

6

7

8

1. 2. 3.

Информация об авторах Мереняшева Марина Анатольевна

(Россия, Пенза) Доцент кафедры «Дизайн и ХПИ» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: Marino4kaM@ya.ru

Подсекина Марина Александровна

(Россия, Пенза) Студентка архитектурного факультета Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Авангардные фантазии Лисицкого, Леонидова, Мельникова, Малевича — архитектурные эксперименты с атектоничными формами, именно они проектируют пространственное мышление архитектора и дизайнера.

Наш проект «Лестница — путь познания» — начало постижения тайн будущей профессии, одна из которых — тайна художественного образа.

Метод ХКМ позволил нам показать неисчерпаемую многозначность и универсальность Лестницы. Мы наглядно продемонстрировали, что истоки образности в архитектуре, дизайнерской деятельности нужно искать в Культуре, самых различных ее областях: философии, художественной культуре, языке символов. Приобщение к ней раздвигает горизонты кругозора и эрудиции, позволяет проследить генезис сущностных принципов профессии дизайна, понять его роль в интеграции традиций Культуры.

Information about the authors

Mereniasheva Marina Anatol'evna

(Russia, Penza) Associate Professor of the Department "Design and applied art" Penza State University of Architecture and Construction E-mail: Marino4kaM@ya.ru

Podsekina Marina Aleksandrovna

(Russia, Penza) Student of the faculty of architecture Penza State University of Architecture and Construction

ЛИТЕРАТУРА

Мереняшева М.А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайн // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (дата обращения: 25.10.2014).

Мереняшева М.А. Слово как идеальная художественно-композиционная модель в дизайне // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.10.2014).

Мереняшева М.А. Художественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и инновации // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (дата обращения: 25.10.2014).

Кандинский В.О. О духовном в искусстве / В.О. Кандинский. М.: МАШМИР, 1992. 15 с.

Yuri Avvakumov /AgitArch. URL: http://avvakumov.com/AgitArch/LaScala.html (дата обращения: 25.10.2014).

Гутнов А. Мир архитектуры / А. Гутнов. М.: Молодая гвардия, 1985.

Андреева В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. М.: АСТ, 2001. Генон Р. Символика креста. URL: http://coollib.com/b/189582 (дата обращения: 25.04.2014).

REFERENCES

Mereniasheva M.A. Method the artistic modeling in the teaching profession design. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 2. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (accessed 25 October 2014). Mereniasheva M.A. Word as an ideal artistic model design. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific researches and innovations, 2014, no. 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (accessed 25 October 2014). Mereniasheva M.A. Artistic and compositional modeling in the context of design education. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2014, no. 2. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (accessed 25 October 2014).

Kandinskii VO. O dukhovnom v iskusstve [On the spiritual in art]. Moscow, MAShMIR Publ., 1992. 15 p.

Yuri Avvakumov / AgitArch. Available at: http://avvakumov.com/AgitArch/LaScala.html (accessed 25 October 2014).

Gutnov A. Mir arkhitektury [World of architecture]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 1985.

Andreeva V. Entsiklopediia simvolov, znakov, emblem [Encyclopedia of symbols, signs, emblems]. Moscow, AST Publ., 2001. Genon R. Simvolika kresta [The symbolism ofthe cross]. Available at: http://coollib.com/b/189582 (data obrashcheniia: 25.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.