УДК 747.037.3
М. А. Мереняшева
Концептуальное творчество и импровизация в обучении школьников выставочному дизайну
Статья рассматривает выставочный дизайн как область стыка довузовского и профессионального дизайна, анализирует его возможности в популяризации цели дизайна — проектирования видения. (феномен выставочного дизайнаструктурируется как концептуальное творчество и импровизация, обучение которым является необходимым условием понимания сущности профессии. Экспонаты выставки названы средством художественной коммуникации, активизирующим ассоциативные творческие возможности зрителя.
Ключевые слова: выставочный дизайн,концептуальное творчество,обучение школьников, системный подход, художественная коммуникация, экспонаты
M. A. Mereniasheva
Conceptual creativity and improvisation in teaching children exhibit design
The article reviews the exhibition design as an area of joint undergraduate and professional design, analyzes its potential in promoting the objectives of the design vision. The phenomenon of exhibition design is structured as a conceptual creativity and improvisation training which is essential to the understanding of the essence of the profession. The exhibits are named by means of artistic communication,activating associative creativity of the viewer.
Keywords: exhibition design,conceptua1 art,schoo1 children,a systematic approach,artistic communication,exhibits
очти все ведущие художники дизай-/'Р') // на прошли обязательное испытание (у выставками. С
выставочной экспо-
Рис. 1. Эль Лисицкий. Международная выставка печати в Кельне. Оформление Советского павильона, 1929 г.
зиции и начался профессиональный дизайн. На выставках были найдены закономерности, логика использования воображения и визуального воздействия, которые и представляют для дизайнеров наших дней профессиональный интерес
ш. „
Соотнесение детского дизайн-творчества в системе непрерывного образования со временем детства Школы дизайна и становления ее принципов, требует внимательного рассмотрения феномена выставочного дизайна, выявления его принципов, раскрывающих сущность профессии [2,3,4].
Проблема обучения основам выставочного дизайна особенно актуальна сейчас, когда во многих школах дети занимаются в системе дополнительного образования. Перед организаторами выставок детских творческих студий встает вопрос — как
учащихся 1-3 классов студии дизайна
огромное разнообразие экспозиционного материала представить в единой композиции, чтобы она имела свое неповторимое лицо. Думаю, даже школьники смогут предложить ее варианты, если еще до монтажа задумаются над концепцией выставки.
Выставочный дизайн сегодня обращен не столько к глазу, сколько к внутреннему миру человека. Он устанавливает со зрителем интеллектуальный контакт. Поэтому главное в «режиссуре» любой выставки — донести до зрителя ее смысл, привлечь ассоциации — пластическое решение придет само собой. Успешно выраженная в пространственных формах идеология выставки приводит к более сильному эмоциональному сближению с ней посетителей, делает ее запоминающейся. Путем организации предметов в пространстве и через влияние на восприятие их зрителем решается особая художественная задача.
Дизайн выставки — своеобразное явление современной культуры, требующее творческой самоотдачи, оригинального образного и пластического видения, острого композиционного мышления. Анализ профессиональной деятельности дизайнера, определение значения и места в ней творческого компонента [5] дают основание рассматривать обучение выставочному дизайну как возможность генерирования нестандартных идей; осуществление связи взрослого и детского дизайна; включение в процесс обучения реальных профессиональных задач.
Особенно важно здесь понимание юными дизайнерами собственной роли. Они уже - не «оформители», а полноправные соавторы выставки, своими средствами раскрывающие ее идею. Они — сценаристы, проектирующие видение, выступающее как цель дизайна.
Дизайн выставки — творчество, импровизация. Дополнительные пространственные эле-
-----
Рис. 2. Макет выставки
менты, если их масштаб, место, информационная обязательность угаданы верно, должны стать не столько самостоятельными творческими произведениями, сколько инструментами, служащими эффективному созданию атмосферы выставки.
Экспонаты, созданные специально для выставки, выступают, как формирующая зрительную реакцию сила, предполагают тот способ художественной коммуникации, при которой зритель почти так же, как и художник, импровизирует на избранную тему, активизируя свои ассоциативные творческие возможности [6]. Такой способ введения в выставочную среду «живого искусства» выступает как посредник между миром выставки и публикой, создающий театрализованную праздничную атмосферу творческой игры, в которую включается зритель.
Дизайн зачастую отождествляют с произвольной стилистической игрой, преследующей единственную цель — оригинальность, разнообразие, экстравагантность любыми средствами.
Дело обстоит намного сложнее. Необходим системный подход к планировке выставки, формирование ее не только экспонатами и экспозицией, но и новаторскими идеями. Выставочный дизайн выступает моделью профессии, упрощая ее структуру, делая по-нятным Дизайн вообще, вскрывая его важ-ные причинно-следственные связи.
Уместно вспомнить об избирательности нашего восприятия. Каждый видит, то, что способен увидеть. Для того чтобы штампы не убили све-
150 ISSN 2307-2447
Рис. 4, 5. «Выставка собак», ведущая к Новогодней Елке в Год Собаки (Преподаватель: Мереняшева М. А)
жесть взгляда, без которого нет самобытности, нужны перемены, мистификации. В искусстве всегда живет потребность в иносказательности. Заимствование формы — та же иносказательность. Поэтому в творчестве формы будущие дизайнеры часто пользуются методом метафоры и знают, что чем очевиднее сравнение или ассоциация, тем сильнее их художественное воздействие.
При выполнении форм — символов выставки ребятам нужны смелая изобретательность и фантазия, лаконизм, замечательное остроумие в использовании материалов. Ведущая роль остается за графической линией, остротой и точностью силуэта, убедительной пластической характеристикой формы. Известно, что цветовое решение экспозиции может влиять на настроение зрителя и восприятие выставки. Смелые локальные цвета могут обеспечить неожиданные композиционные эффекты.
При планировке выставки, мы советуем не придерживаться какой — либо раз и навсегда выбранной схемы, а творчески подходить к решению вопросов, поставленных конкретной ситуацией. В результате родится пространство живое и разнообразное.
Системный подход к организации выставки
— это решение общих вопросов зонирования и определение функциональных связей. Выставка — искусственная среда, предназначенная для человека. Поэтому о человечности этого пространства необходимо всегда помнить.
Каковы же синтезирующие факторы, которые объединяют в ансамбль различные искусства при создании выставки?
Во-первых, это подробная, развернутая тематическая программа выставки, согласно которой комплектуется экспозиция. Выставка должна обнаружить свободу и непринужденность всех видов искусств в овладении темой. Каждое искусство раскроет ее по-своему. Работы изобразительные поведут обстоятельный рассказ. Декоративные композиции вскроют символические, метафорические, ассоциативноэмоциональные пласты материала. Решая задачи, поставленные темой, ни одно искусство не изменит себе. Не тема поднимет искусство на новую высоту, а искусство сообщит теме новое художественное измерение.
Во-вторых, и главным образом — сама экспозиция выставки. Она должна создать условия, в которых экспонаты наилучшим образом выявят свои достоинства и в совокупности сложатся в единое целое.
Таким образом, включенность в проектиро- мотивацию к профессиональному дизайн-модели-
вание выставки своих собственных работ мож- рованию, необходимое условие формирования у
но рассматривать как содержательно-смысловую школьников представлений и понятий дизайна [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Хан-Магомедов С.О. Пропедевтика «Пространство» // Творческие течения, концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков. Вып. 5. М.: ВНиИтАГ, 1995.
2. Мереняшева М.А. Сущность дизайна и его художественные принципы как инварианты метода художественнокомпозиционного моделирования в контексте дизайн-образования // Современные научные исследования и инновации. 2014. №3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.08.2014).
3. Мереняшева М.А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайнера // Перспективы науки и образования. 2014. №2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (дата обращения: 25.08.2014).
4. Мереняшева М.А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна // Современные научные исследования и инновации. 2014. №3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.08.2014)
5. Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн» // Перспективы науки и образования. 2014. №1. URL: http:// pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/ (дата обращения: 25.08.2014).
6. Мереняшева М.А. Дизайн-концепция как художественно-композиционная модель в контексте дизайн-образования. Вербальная и визуальная составляющие // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №3(22). URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.08.2014).
7. Мереняшева М.А. Художественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и инновации // Перспективы науки и образования. 2014. №2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (дата обращения: 25.08.2014).
REFERENCES
1. Khan-Magomedov S.O. Propedevtika «Prostranstvo» // Tvorcheskie techeniia, kontseptsii i organizatsii sovetskogo avangarda. Seriia vypuskov. Vyp. 5 [Propaedeutics "Space" // Creative flow, concept and organization of the Soviet avant-garde. A series of releases. Vol. 5]. Moscow, VNIITAG, 1995.
2. Mereniasheva M.A. Essence of design and its artistic principles as invariants method artistic modeling in the context of design education. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific researches and innovations, 2014, no.3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (accessed 25 August 2014).
3. Mereniasheva M.A. Method artistic modeling in the teaching profession designer. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/ (accessed 25 August 2014)
4. Mereniasheva M.A. Project method in teaching children the language of architecture and design. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific researches and innovations, 2014, no.3. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/03/32852 (accessed 25 August 2014).
5. Das'kova Iu.V To the question of creative autonomy as an important component in the maintenance of professional competence of graduates in the direction of "Design". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1. Available at: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/ (accessed 25 August 2014).
6. Mereniasheva M.A. The design concept as the artistic model in the context of design education. Verbal and visual components. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal - International scientific research journal, 2014, no.3(22). Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (accessed 25 August 2014).
7. Mereniasheva M.A. Artistic and compositional modeling in the context of design education. Tradition and innovation. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ archive14/14-02/ (accessed 25 August 2014).
Information about the author
Mereniasheva Marina Anatol'evna
(Russia, Penza)
Associate Professor of the Department "Design and applied art"
Penza State University of Architecture and Construction E-mail: [email protected]
1S2 ISSN 2307-2447
Информация об авторе
Мереняшева Марина Анатольевна
(Россия, Пенза)
Доцент кафедры «Дизайн и ХПИ» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: [email protected]