УДК 37015.4
Н.В. БЫСТРОВА1, Е.Е. ПЛОТНИКОВА2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация
МАТЕРИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются значение и роль института материнства в социокультурной сфере общества; раскрываются основные положения научно-исторических и социально-педагогических аспектов материнства в контексте российского историко-образовательного пространства.
Исследование материнства как социального института современного общества направлены на реализацию следующих целей: разработка научных основ планирования воспитательного процесса в условиях семьи; определение главных направлений реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Авторами раскрыты проблемы материнства как одного из наиболее важных институтов современного общества. Высказано мнение о том, что наблюдение за развитием материнства позволит проследить за изменениями, происходящими в обществе, поскольку данный институт, как зеркало, отражает происходящие процессы в обществе, экономике, культуре, политике, духовной сфере. Именно поэтому проблемы материнства - это проблемы всей общественности, которые затрагивают все сферы ее деятельности. Выявлена динамика деятельности государства по поддержке института материнства и детства. В статье исследованы функции материнской школы: эмоционально-интуитивная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая, социализирующая, образовательная, а также раскрыто понятие материнской школы как наиболее значимой ступени системы непрерывного образования, ее значение в повышении качества образования детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: материнство, материнская школа, функции материнской школы, демографическая проблема, охрана материнства и детства, ценности материнского воспитания.
N.V. BYSTROVA1, C.E.PLOTNIKOVA2
'Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Sts branch of the Voronezh State University, Borisoglebsk, Russian Federation
MOTHERHOOD AS SOCIAL INSTITUTE OF MODERN SOCIETY
Abstract. Motherhood is one of the most important institutions of modern society. Watching the development of motherhood can be traced to the changes occurring in society. This institution as a mirror reflects all the processes occurring in society, economy, culture, politics, the spiritual realm. That is why the problem of motherhood - a problem across society that affect all areas of its activities.
The article deals with the concept of parent school as the most important stage of the continuous education system and its importance in improving the quality of education of children of preschool age. Expands to the current understanding of the phenomenon of maternal school, discusses the functions of the parent school: emotional and intuitive, communicative, value-oriented, School health, psychotherapy, socializing, education.
Keywords: motherhood, parent school function parent school, the demographic problem, maternal and child health, maternal education values.
Социально-экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние на все сферы общественной жизни. Следствием проводимых реформ стали глубокие изменения общественного сознания, имеющие как положительные, так и отрицательные аспекты.
Отрицательным последствием преобразований стала неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся естественной убылью населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности [1]. Кроме того, рост социальной напряженности в обществе привел к трансформации общественных взглядов на материнство и воспитание детей, роль женщины в современном социуме [7]. Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей изменяется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей. К сожалению, в современном обществе все еще встречаются проявления девиантного поведения у матерей -пренебрежение ребенком, насилие, агрессия, апатия, отказ от ребенка [5]. Серьёзную озабоченность вызывает возрастающее число детей, которые остаются без попечения родителей, так называемых «социальных сирот» [6]. Тревогу вызывает наметившаяся тенденция ослабления воспитательной роли семьи.
Актуальность изучения вопросов, связанных с материнством, обусловлена противоречием между остротой проблем, стоящих перед современной семьей, и недостаточным вниманием к вопросам помощи семье и женщине.
Учёные, занимающиеся изучением института семьи, утверждают: статус женщины-матери зависит от отношения общества к материнству. Одного материнского инстинкта для полноценного материнства мало, материнство нуждается в почтительном к нему отношении, а такое возможно только в здоровом обществе. Отсутствие такого отношения к материнству - верный признак деградации социума. По отношению общества к материнству можно судить о том, больным или здоровым оно является. В больном, деградирующем обществе материнство и, следовательно, раннее детство человека - а это основа основ его физического, психического, социального и духовного развития, поскольку именно мать закладывает психо-эмоциональное ядро будущей личности, так много в ней определяющее, -становятся трагически проблемными [2].
Женщина в период раннего материнства испытывает серьёзный стресс, её душевное состояние оказывается противоречиво: с одной стороны, она чувствует мощный сдвиг в сторону своей подлинной зрелости, повышающей её самооценку и самоуважение, с другой, имеет ощущение жизненной зависимости от беспомощного существа, ограничивающего её былую свободу [4]. От состояния матери в этот период многое зависит в судьбе её ребёнка, но состояние самой матери в значительной степени зависит от благорасположения к ней окружающих её людей, от их признания значительности её нового статуса, от реальной помощи ей. Если этого заботливого и деликатного отношения к матери нет, то материнство может стать тяжёлым испытанием, а иногда и трагедией и для матери, и для её ребёнка.
На всех этапах жизни ребенка мать оказывает основополагающее влияние на процесс его социализации. Именно мать, воспитывая ребенка, закладывает основы его дальнейшего поведения в социуме. Детство человека не уходит от него с возрастом, оно остаётся в сердцевине его существа, являясь своеобразной точкой кристаллизации его личности. Именно мать и связанные с ней первые жизненные впечатления наиболее прочно запечатлеваются в развивающейся психике ребёнка, весь его внутренний мир первоначально фокусирован на матери так, что весь окружающий его мир ребёнок воспринимает опосредованно, через мать. Отец становится психологически значимым для ребёнка много позже, в 3 - 4 года. Для новорожденного весь мир заключается в прикосновениях его мамы, звуках её голоса, её запахе, улыбке, вкусе её молока [3]. Именно семья является источником укрепления здоровья ребёнка, развития его нравственных чувств, физических качеств, мотивов поведения и привычек, приобщения к культуре, интеллекта. Большое значение имеет материнская школа на начальном этапе развития ребенка. На данном этапе мать является
единственной воспитательницей ребенка, и ее влияние на все сферы жизни ребенка является определяющим.
О материнстве лучше всех, наверное, сказал Н.Бердяев: «Материнство - космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих её опасностей». Действительно, мать - источник и начало человеческой жизни, настоящая охранительница жизни, первое любящее и любимое существо на свете, первое счастье ребёнка в его земном существовании. Без матери трудно представить себе детство человека счастливым, радостным, наполненным всей музыкой жизни, а детство каждого из нас - это основа, фундамент всего нашего дальнейшего личностного роста и нашей судьбы. Поэтому мать зримо или незримо присутствует в душе каждого человека, какого бы возраста он ни был, потому что первый опыт наших взаимоотношений с матерью во многом определяет весь психоэмоциональный строй нашей души, наше самочувствие в этом мире [13].
В настоящее время единого определения понятия «материнство», отражающего его многоаспектность (в том числе и педагогическую), нет. Словарь русского языка С.И. Ожегова понятие «материнство» толкует как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». Г.Г. Филиппова определяет материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [12].
Материнская школа обеспечивает выполнение определенных функций.
Эмоционально-интуитивная функция заключается в тонкой коммуникативной связи матери с ребенком, ее концентрации на чувствах, состоянии ребенка.
В период беременности, рождения ребенка и после рождения ребенка мать уникальным образом чувствует состояние малыша. Специфичность данного взаимодействия обусловлена особенностями ребенка, который не может выразить свое состояние. Общение матери и ребенка осуществляется на интуитивном, эмоциональном уровне.
Особенность взаимодействия матери и ребенка требует от членов семьи чуткого к ним отношения, создания благожелательной атмосферы [14].
В период беременности, после родов и в период ухода за ребенком происходят значительные изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах матери. Бальзак в своё время очень тонко заметил: «Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни». Материнство даёт женщине особую обострённость её интуиции, расширяет её способность видеть в явлениях окружающего мира особые знаки, сокровенно ей понятные в отношении близких ей людей и её ребёнка в первую очередь [9].
Данные изменения проявляются в следующих аспектах эмоционально-интеллектуальной сферы матери:
• высоким уровнем чувственной связи с ребенком на интуитивном уровне;
• изменениями в речевом поведении, связанными с общим изменением эмоциональной сферы и поведения (baby tolk);
• концентрацией интересов матери на ребенке, понижением интереса к иным сферам жизни и, как следствие, сужением содержания интеллектуальной сферы.
Материнство - святое начало жизни, и отношение к нему должно быть соответствующим. Любой человек входит в свою земную жизнь через мать, и память о внутриутробном существовании в каждом из нас остаётся в глубинных пластах нашей души. Это не память сознания, это память самоощущения младенца в благодатной среде обитания материнского организма. Ребёнок внутриутробно не просто биологический объект, но и психический субъект, и содержание его психики является фундаментом его будущего психического развития уже вне организма матери [20]. Поэтому состояние беременной, её переживания, радости и восторги, тревоги и невзгоды, страдания и печали вместе с ней переживает и её дитя, которое, подобно какому-то волшебному магнитофону, записывает,
запечатлевает, фиксирует в глубинных пластах своей психики все эти её состояния. Этот первичный опыт будет многое определять в последующей жизни человека вплоть до его кончины. Поэтому мать, в полном смысле слова, даёт либо благословение, либо проклятье ребёнку на жизнь в этом мире, и потому так важно для судьбы потомства сделать всё, чтобы материнство женщины не было омрачённым, трагическим, раздавленным.
В период беременности, после родов и в период ухода за ребенком закладываются основы речи, мышления, нравственного развития ребенка. Это актуализирует значение коммуникативной функции материнской школы, берущей своё начало в перинальный период развития ребёнка [18].
Интонирование вокализаций партнера по общению является одним из наиболее эффективных и древних средств эмоциональной синхронизации, которое хорошо выражено у млекопитающих, в том числе и у приматов. Данная форма поведения применяется во внутристадном взаимодействии и ярко выражена во взаимодействии матери с детенышем. В речевом общении взрослых с ребенком подобное интонирование выступает одним из компонентов baby tolk - способа речевого общения с ребёнком. Интонирование вокализаций дает матери возможность сформировать средства невербального взаимодействия с ребенком, определить его эмоциональное состояние, повысить субъективизацию. По мнению Н.Я. Кушнира, объективным показателем ее материнской компетентности является распознавание интонаций плача своего ребенка [17].
Компонентами рассматриваемой функции можно назвать следующие:
• воздействие матери на организацию внутрисемейного общения;
• посредничество матери в установлении контактов всех членов семьи с искусством, литературой, средствами массовой информации;
• влияние матери на многообразные связи членов семьи с окружающей природной средой и на характер её восприятия.
Полноценное своевременное развитие в период раннего детства имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Отставание в раннем возрасте тяжело компенсируется в дальнейшем. По мнению психологов, сензитивным периодом развития речи является возраст от 2 до 5 лет. Мы же считаем, что закладывать основу для развития речи ребёнка необходимо начинать гораздо раньше. Установлено, что у младенцев, находящихся в утробе матери, уже проявляются познавательные таланты (Г. Траби). Дети уже учатся говорить, запоминают повторяемые неоднократно мелодии и песни, узнают истории, которые им читали. Для этого маме вместе с будущим ребёнком рекомендуется слушать тихую, спокойную музыку, русские народные сказки. Было замечено, что новорожденные прекращали плакать, услышав знакомую сказку, мелодию. Услышанное впервые произведение подобного эффекта не производило [15].
В работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинского, Е.А. Флёриной особое внимание уделяется воздействию художественной литературы на речевое и эстетическое развитие ребёнка. А.И. Полозовой подчёркивается существенная роль поэзии. Педагоги (Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина) и поэты (С.Я. Маршак, К.И. Чуковский) совершенно правильно отмечали, что самыми маленькими детьми легко постигается ритм стихотворения. Они способны наслаждаться созвучием строф, красотой их построения. Ритм присущ природе человеческого организма, видимо, поэтому чувство ритма проявляется и появляется очень рано. К.И. Чуковский подчеркивал, что ребёнок, осваивая речь, испытывает необходимую тягу к ритму и рифме. Он с удовольствием подбирает созвучные слова. Стихи шестилетних детей становятся «бесформенны и нестройны, их ритмы начинают хромать и его импровизации выражают уже не экстаз, а чаще всего раздумье, рассуждение», потому что к этому времени ребёнок утрачивает моторное ощущение стиха [11].
Формирование отношений ребёнка к многообразию явлений окружающего мира определяет ценностно-ориентационная функция материнской школы.
В раннем возрасте ценностно-ориентационная функция обеспечивает выработку и становление первоначальных ценностных установок у ребенка. В подростковом возрасте, на
первый план выступает поддержка в формировании убеждений, являющихся ориентирами в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми.
Здоровьесберегающая функция материнской школы заключается в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Данная функция реализуется через гигиеническое воспитание, оптимальную организацию режима дня, рациональное питание, учет возрастных особенностей ребенка.
Психотерапевтическая функция материнской школы обеспечивается созданием атмосферы доверительности в семье. Мать, взаимодействуя с ребенком, создает для него сферу абсолютной защищенности и принятия ребёнка вне зависимости от его таланта и успеха.
Социализирующая функция материнской школы обеспечивает освоение ребенком норм и правил поведения в обществе, сотрудничества, самореализации.
В перинатальный период и период раннего детства, особую роль играет материнская школа. Ведь именно в это время человек наиболее чувствителен к влиянию среды и воспитательным воздействиям. От того, насколько успешно ребенок адаптируется к условиям среды, зависит его дальнейшее развитие.
Важнейшее значение имеет образовательная функция материнской школы.
Образовательная деятельность матери имеет большое значение на всех этапах развития ребенка. Образовательный процесс в семье постоянен и непрерывен. Осуществляемая матерью образовательная функция может иметь как положительный, так и отрицательный характер в плане воздействия на психику ребенка.
На этапе беременности длительные нервные состояния матери сказываются отрицательным образом на формировании мозга ребенка. Ребенок, еще не успев родиться, чутко реагирует на изменения эмоционального состояния матери, состояния ее здоровья [8].
Поэтому на протяжении всей беременности будущей маме необходимо уделять внимание своему физическому и психическому здоровью. Этим она способствует нормальному развитию органов и систем, отвечающих за умственное развитие будущего малыша, создавая тем самым необходимый потенциал для его последующего образования.
На этапе беременности в настоящее время для гармонизации состояния матери и еще нерожденного ребенка применяются различные образовательные программы и методики (рефлексотерапия, различные виды релаксаций, звуковая и цветовая терапии, гипокситерапия, записи классической музыки, ритмические упражнения «Панэвритмия», комплексная методика «Пренатальный университет»). Эффективными методиками, позволяющими влиять на эмоциональное состояние нерожденного ребенка являются игра в «толчки», применение специальных поясов с вмонтированными плёнками с записями.
Данные воздействия положительно влияют на развитие когнитивных структур психики малыша [10].
Таким образом, эффективное исполнение функций материнской школы имеет решающее значение для процесса дальнейшей социализации ребенка. Материнская школа во главу угла ставит задачу создания индивидуальной траектории развития ребенка. Путем организации условий для развития личности ребенка, достигается задача расширения его кругозора, формируется отношение к окружающему миру, развивается речь, мышление.
При этом воспитательное воздействие в рамках материнской школы должно распространяться на все сферы жизни ребенка. Только путем комплексного воздействия можно обеспечить будущее полноценное развитие его личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 134-150.
2. Балаш В.А., Родионова Л.А. Уровень рождаемости в России: основные тенденции и модели исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 12. С. 84-88.
3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи, 2011. 231 с.
4. Брутман В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 110-118.
5. Брутман В.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.
6. Быстрова Н.В. Проблема беспризорности несовершеннолетних в 20-е годы ХХ века (по материалам Нижегородской губернии) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 6.С. 34-44. URL: www.sisp.nkras.ru
7. Быстрова Н.В. Царева О.С. Дошкольные образовательные учреждения в Нижегородской губернии в годы советской власти //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №15(448 2015). № 5. С. 40-49. URL: www.sisp.nkras.ru.
8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. М.: Сфера, 2009. 256 с.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
11. Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Синапс, 1993. 354 с.
12. Мельников В.П. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006. 42 с.
13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
14. Плотникова Е.Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. 2011. №2. С.1-5.
15. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.
16. Саралиева З.Х. Нижегородские семьи: городские и сельские // Нижегородские семьи: городские и сельские. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. 111 с.
17. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.И. Мосовичев. М.: Норма, 2008. 608 с.
18. Целуйко В.М. Одинокая мать и ее ребенок (Психологические проблемы внебрачных детей) // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 1. С. 71-85.
19. Schön R.A., Silven M. Natural Parenting - Back to Basics in Infant Care // Evolutionary Psychology. 2007. № 5(1). Р. 102-183.
20. Van de Kaa, D.J. Europe's Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. № 42 (1). Р. 1-59.
REFERENCES
1. Antonov A.I. Sovremennye demograficheskie tendentsii i analiticheskie prognozy, problem semeyno-demograficheskoy politiki v sotsial'nom gosudarstve [Current demographic trends and analytical predictions, problems of family-demographic policy in the social state]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.18. Sotsiologiya i politologiya, 2010, no. 4, pp. 134-150 (in Russian).
2. Balash V.A., Rodionova L.A. Uroven rozhdaemosti v Rossii: osnovnye tendentsii i modeli issledovaniya [The birth rate in Russia: Main Trends and research model]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta, 2009, no. 12, pp. 84-88 (in Russian).
3. Borisov V.A., Sinel'nikov A.B. Brachnost' i rozhdaemost' v Rossii: demograficheskiy analiz. [ Marriages and births in Russia: demographic analysis] Moscow, SRI family Publ., 2011. 231 p. (In Russian)
4. Brutman V.I. Metodiki izucheniya psikhologicheskog osostoyaniya zhenshchin vo vremya beremennosti i posle rodov [Methods of studying the psychological condition of women during and after pregnancy]. Voprosypsikhologii, 2008, no. 3, pp. 110-118 (in Russian).
5. Brutman V.I. Nekotorye rezul'taty obsledovaniya zhenshchin, otkazavshikhsya ot svoikh novorozhdennykh detey [Some results of a survey of women abandoning their newborn babies]. Voprosy psikhologii, 1994, no. 5, pp. 31-36 (in Russian).
6. Bystrova N.V. Problema besprizornosti nesovershennoletnikh v 20-e gody ХХ hveka (po materialam Nizhegorodskoy gubernii) [ The problem of homelessness among minors in the 20 years of the twentieth century (on materials of the Nizhny Novgorod region)]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem , 2014, no. 6, pp. 34-44. Available at: http:// www.sisp.nkras.ru (in Russian).
7. Bystrova N.V. Tsareva O.S. Doshkol'nye obrazovatel'n yeuchrezhdeniya v Nizhegorodskoy gubernii v gody sovetskoyv lasti [Pre-school educational institutions in the Nizhny Novgorod province during the Soviet era]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, no. 15 (448 2015.-№ 5.), pp. 40-49. . Available at: http:// www.sisp.nkras.ru (inRussian).
8. Gurko T.A. Brak i roditel'stvo v Rossii [Marriage and Parenthood in Russia]. Moscow, Institut sotsiologii RAN, 2008. 325 pp. (In Russian)
9. Zvereva O.L. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie detey rannego i doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie [Family pedagogy and home education of children of early and preschool age: a tutorial] Moscow, Sfera Publ., 2009, 256 p. (InRussian)
10. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [ Children and Society]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 336 p. (In Russian)
11. Kopyl O.A. Gotovnost' k materinstvu: vydelenie faktorov, usloviy psikhologicheskogo riska dlya budushchego razvitiya rebenka [Ready for Motherhood: the allocation of the factors of risk of psychological conditions for the future development of the child]. Moscow, Sinaps Publ., 1993. 354 p. (In Russian)
12. Mel'nikov V.P. Istoriya sotsial'noy raboty v Rossii: uchebnoe posobie [The history of social work in Russia: Textbook]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2006. 42 p. (In Russian)
13. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological support of parenthood] Moscow, Instituta Psikhoterapii Publ., 2003. 319 p. (In Russian)
14. Plotnikova E.E. Soderzhatel'nyy aspect preemstvennosti materinskoyi nachal'noy shkoly [The substantial aspect of the continuity of the parent and elementary school]. Nachal'naya shkola, 2011, no. 2, pp.1-5 (in Russian).
15. Rashkovskiy E.B. Fenomen sem'i (mezhdistsiplinarnye zametk) [The phenomenon of families (multidisciplinary notes)]. Voprosyfilosofii, 2010, no.10, pp. 27-37 (in Russian).
16. Saralieva Z.H. Nizhegorodskie sem'i: gorodskie i sel'skie [Nizhny Novgorod family: urban and rural]. Nizhegorodskie sem'i: gorodskie i sel'skie. N.Novgorod: Publishing house NISOTS, 2009. 111 p. (InRussian)
17. Sotsiologicheskiy slovar' [Sociological Dictionary] otv. red. G.V. Osipov, L.I. Mosovichev. Moscow, Norma Publ., 2008, 608 p. (In Russian)
18. Tseluyko V.M. Odinokaya mat' i ee rebenok (Psikhologicheskie problem vnebrachnykh detey) [ A single mother and her child (Psychological problems of children born out of wedlock)]. Semeynayapsikhologiya i semeynaya terapiya, 2005, no.1, pp. 71-85 (in Russian).
19. Schön R.A., Silven M. Natural Parenting - Back to Basics in Infant Care // Evolutionary Psychology. 2007. № 5(1). R. 102-183.
20. Van de Kaa, D.J. Europe's Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. № 42 (1). R. 1-59.
© Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Быстрова Наталья Васильевна - кандидат Bystrova Natalia Vasilevna- Ph.D., assistant professor of
педагогических наук, доцент кафедры vocational education and management of educational
профессионального образования и управления systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
образовательными системами, Нижегородский University ( Mininsky University) , Nizhny Novgorod,
государственный педагогический университет имени Russian Federation,e-mail: bystrova [email protected] Козьмы Ыинина (Ыннинский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: bystrova [email protected]
Плотникова Екатерина Евгеньевна - кандидат Plotnikova Catherine Evgenievna - Ph.D., assistant
педагогических наук, доцент кафедры педагогики и professor of pedagogy and modern educational
современных образовательных технологий technologies Borisoglebskii branch of the Voronezh
Борисоглебского филиала Воронежского State University , Borisoglebsk , Russian Federation; e-
государственного университета, г. Борисоглебск, mail: plotnikova [email protected] Российская Федерация; e-mail: plotnikova [email protected]