Научная статья на тему 'Материнство как социокультурный феномен'

Материнство как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / PARENT SCHOOL / DEMOGRAPHIC PROBLEM / VALUES OF MATERNAL EDUCATION / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / FAMILY EDUCATION / МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е.

В статье рассматривается материнство как один из наиболее важных институтов современного общества. Наблюдая за развитием материнства, можно проследить за изменениями, происходящими в обществе. Именно поэтому проблемы материнства это проблемы общественности, которые затрагивают все сферы деятельности общества в целом. В статье проанализированы взгляды выдающихся ученых по проблеме роли матери в воспитании детей, в укладе современной семьи. По мнению авторов, процесс воспитания лежит в сфере раскрытия и реализации феномена материнства как жизненной основы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motherhood as a sociocultural phenomenon

Motherhood is one of the most important institutions of the modern society. Reviewing the development of motherhood, one can study the changes occurring in the society. That is why the problems of motherhood are the problems of the community, affecting all areas of the social activities. The article analyses the views of eminent scholars on the role of a mother in the upbringing of children, in the way of modern family life. According to the authors, the process of education lies in discovery and implementation of the motherhood phenomenon as a vital foundation of the society.

Текст научной работы на тему «Материнство как социокультурный феномен»

УДК 37.018.15 Быстрова Наталья Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининского университета)

Плотникова Екатерина Евгеньевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и современных

образовательных технологий

Борисоглебского филиала

Воронежского государственного университета

МАТЕРИНСТВО

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация:

В статье рассматривается материнство как один из наиболее важных институтов современного общества. Наблюдая за развитием материнства, можно проследить за изменениями, происходящими в обществе. Именно поэтому проблемы материнства - это проблемы общественности, которые затрагивают все сферы деятельности общества в целом. В статье проанализированы взгляды выдающихся ученых по проблеме роли матери в воспитании детей, в укладе современной семьи. По мнению авторов, процесс воспитания лежит в сфере раскрытия и реализации феномена материнства как жизненной основы общества.

Ключевые слова:

материнство и детство, материнская школа, демографическая проблема, ценности материнского воспитания, историко-педагогический анализ, семейное воспитание.

Bystrova Natalia Vasilievna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Vocational Education and Educational Systems Management Department, Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Plotnikova Ekaterina Evgenyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Modern Educational Technologies Department, Borisoglebsk branch of Voronezh State University

MOTHERHOOD AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Summary:

Motherhood is one of the most important institutions of the modern society. Reviewing the development of motherhood, one can study the changes occurring in the society. That is why the problems of motherhood are the problems of the community, affecting all areas of the social activities. The article analyses the views of eminent scholars on the role of a mother in the upbringing of children, in the way of modern family life. According to the authors, the process of education lies in discovery and implementation of the motherhood phenomenon as a vital foundation of the society.

Keywords:

motherhood and childhood, parent school, demographic problem, values of maternal education, historical and pedagogical analysis, family education.

В современной России особое беспокойство вызывают изменения общественного сознания в отношении к семье и материнству как ценностям, распространение девиантного материнства - пренебрежение ребенком, насилие, агрессия, апатия, отказ от ребенка, характеризующиеся растущей проблемой социального сиротства. Кроме того, рост социальной напряженности в обществе привел к трансформации общественных взглядов на материнство и воспитание детей, роль женщины в современном социуме [1].

Благосостояние России и ее будущее процветание подорваны высокой смертностью, низкой рождаемостью, негативными изменениями в репродуктивном здоровье молодых людей. Решение обозначенных проблем осуществляется через различные президентские программы и ряд целевых региональных программ. Медицинская и материальная помощь, входящая в их основу, направлена на поддержание благоприятной среды для рождения и воспитания детей. Тем не менее все это может быть неактуальным, если будут отсутствовать личностные смыслы продолжения рода, не будет развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям, молодежи не будут привиты ценности материнства и семьи [2].

Материнство является одной из наиболее важных, основополагающих человеческих ценностей, поэтому роль матери и материнского воспитания оценивалась в течение многих веков. Материнство с философских позиций рассматривается в качестве важнейшей основы общекультурного развития человечества, поскольку женщина является хранительницей не только домашнего очага, но и моральных ценностей, традиций, обрядов, национальной культуры в целом. Ядро культуры, представленное ценностными приоритетами, воспитывается и формируется матерью, корректируется обществом и передается подрастающим поколениям. Первостепенная природа отношений

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)

матери и ребенка явилась основанием того факта, что образ Великой Матери в качестве исторического и культурологического феномена рассматривался в разнообразных аспектах научно-исследовательских работ [3].

Известно, что философы античного мира, такие как Демокрит, Платон и Аристотель, рассматривали вопрос о материнстве с естественной, природной точки зрения. Философы Средневековья - Августин, Ф. Аквинский, Тертуллиан - также выделяли биологический аспект материнства как основной и отмечали эту роль для женщины первоочередной, хотя и признавали как лучший вариант для нее безбрачие и бездетность, то есть полное посвящение себя служению Богу.

В эпоху Возрождения и Просвещения появились новые тенденции в мировоззрении человека, допускающие не только природную функцию материнства, но и социальную (не обязательную), исходя из культурного и социального баланса и желания, соответственно, женской половины. В образе женщины начинают утрачиваться традиционные представления только как о домохозяйке, ее уже воспринимают на новом уровне. Женщине определяют задачу не только родить здорового малыша, но и выполнять первоначальные шаги в его воспитании [4].

В русской культуре понимание материнства связано с появлением христианства. Именно в православных канонах женщине отводится высокое предназначение, ее материнство снимает противоречие между «божественным и тварным», природным и культурным [5]. Это проявляется в христианской интерпретации материнской миссии женщины, представляется нам концептуальным для исторического и педагогического изучения материнства, так как традиционно воспитание готовности к материнскому статусу происходило через подавление инстинктов плоти, а с развитием эмансипации - через сдерживание социальных устремлений. Именно в древнерусской культуре проявились четкие очертания идеального образа женщины, предназначение которой - материнство. Основными чертами этого образа являлись целомудрие, идея духовной чистоты, ответственность за духовное формирование ребенка.

Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) был одним из первых, кто осмыслил и осознал значимость периода детства и его важность в образовательном процессе. Опираясь на последние научные данные эпохи, обобщив передовой опыт воспитания и обучения, он впервые научно обосновал и разработал классно-урочную систему и единую систему образования. Колоссальной заслугой Я.А. Коменского выступает то обстоятельство, что он раскрывал правильное воспитание в раннем и дошкольном возрасте в первую очередь как средство предохранения детей от случайных вредных воздействий, а во вторую - как крепкую основу для всего дальнейшего образования. Великий педагог считал, что без хорошего первоначального воспитания ребенка в семье пострадает все последующее воспитание и образование человека, тем самым возлагая на семью грандиозную ответственность за развитие ребенка. Стремясь выявить сущность образования, Я.А. Коменский в «Материнской школе» и в «Великой дидактике» определяет задачу научить детей всему и основательно. Семейное воспитание в то время педагог не мог обойти своим вниманием, поскольку кроме семьи не существовало других форм первоначального воспитания ребенка, и потому создал собственную систему предшкольного образования. С помощью своей «Материнской школы» он стремился поддержать матерей и нянь, помочь им «правильно, разумно» выстраивать воспитательный процесс детей раннего и дошкольного возраста [6]. В данном отношении прогрессивные взгляды Я.А. Коменского предшествуют идеям известных зарубежных (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.) и отечественных (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский и др.) педагогов, которыми было высоко оценено значение семейного воспитания и роль в нем матери.

В годы советской власти в рамках большевистской идеологии женщины являлись «отсталыми элементами», которые должны были в самые кратчайшие сроки с помощью пропаганды и политического образования участвовать в строительстве иного государства. Целый ряд исследователей полагают, что большая численность «политически отсталой силы» большевикам внушала значительные опасения. Большевистские идеологические тезисы о «политической отсталости», «порабощении» и «темноте» женщин в целом отражали некоторые сомнения в готовности нового правительства «к советской трансформации». Власть большевиков определяет основные позиции женщин в необходимости совмещения социальных и семейных обязанностей. Призывы первых революционных лет об избавлении женщин от «оков семьи» будут реализованы на практике в основном в создании дошкольных образовательных учреждений. И это на самом деле было институализацией системы тотальной (двойной) занятости женщин [7; 8].

В XX в. на фоне феминизма и постмодернизма со временем происходит ослабление понимания материнства как духовной и культурной ценности, усиленно меняются модели женского поведения. Статус матери в самореализации женщины стал быстро снижаться. Динамика социальных и культурных изменений, быстрый рост информационных технологий и средств массовой информации вызвали обострение разногласий в ценностно-смысловой ориентации поколений, которые

привели к усложнению материнского воспитания, снижению статуса материнства и увеличению количества гражданских браков. На сегодняшний день в приоритете у молодежи социальный успех и самореализация, материнство выступает как препятствие на пути к профессиональной карьере и личностному успеху. Историко-педагогический анализ подтверждает необходимость междисциплинарного подхода в изучении материнства, рассматривая данную категорию в единстве духовных, биологических и социальных проявлений [9].

Таким образом, проведенный анализ ценностей материнского воспитания свидетельствует о необходимости и значимости материнской школы как ступени современного образования, делает возможным оценку ее неповторимости и нового взгляда на проблему. В данном контексте особое внимание следует уделить исследованиям современных неонатологов, неврологов, физиологов и других специалистов в области перинатологии, доказавших способность плода к восприятию образовательных воздействий начиная с четырнадцати недель внутриутробного развития [10]. Подобные достижения позволяют утверждать, что процесс воспитания ребенка следует начинать не с момента рождения, с раннего возраста, а с «зарождения». Что видится возможным только в условиях материнской школы, ибо лишь в близком круге общения, в семье могут быть надежно удовлетворены основные потребности малыша, выявлены его внутренние потенциальные силы, сформирована познавательная сфера, служащие основой всему последующему образованию [11].

Ссылки:

1. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования в России // Образование и наука. 2007. № 2. С. 36-42.

2. Плотникова Е.Е. Развитие познавательной активности детей в процессе реализации здоровьесберегающей функции материнской школы // Культура физическая и здоровье. 2011. № 11. С. 32-34.

3. Плотникова Е.Е. Развитие познавательной активности ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 12. С. 236-242.

4. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие. М., 2009. 256 с.

5. Там же.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 407.

7. Быстрова Н.В. Формирование школьной системы обучения в Нижегородской губернии в 1917-1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 32-36.

8. Маркова С.М. Становление школьной системы образования в Нижегородской губернии в 20-е гг. ХХ в. : монография. Н. Новгород, 2007. 144 с.

9. Быстрова Н.В., Царева О.С. Дошкольные образовательные учреждения в Нижегородской губернии в годы советской власти // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2015. № 5 (49). С. 458-466.

10. Плотникова Е.Е. Функции материнской школы в аспекте непрерывного образования // Детский сад от А до Я. 2015. № 4 (76). С. 69-80.

11. Плотникова Е.Е. Развитие познавательной активности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.