Научная статья на тему 'Материалы кпреподаванию семантического синтаксиса: действие испособы его представления в русском языке'

Материалы кпреподаванию семантического синтаксиса: действие испособы его представления в русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЕ / СЛОВА АКЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОЦЕНКА / ACTION / WORDS OF ACTIONAL AREA / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Олзоева Янина Васильевна

Статья посвящена рассмотрению семантики действия иегохарактеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Materials to teaching semantic syntax: action and methods of its presentation in the Russian language

The article is devoted to consideration of action semantics and its characteristics.

Текст научной работы на тему «Материалы кпреподаванию семантического синтаксиса: действие испособы его представления в русском языке»

Олзоева Я.В. Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке

технологии, ВОС - внешняя образовательная среда, 8УД - субъект учебной деятельности, ЦО

- ценностные ориентации. Интеграция таких составляющих, как принципы и подходы личностно-ориентированного образования, содержание образования, личностно-ориентированные педагогические технологии, внешняя образовательная среда, обусловливает проявление студентами субъектности в учебно-познавательной деятельности, что стимулирующим образом воздействует на формирование ценностных ориентаций студентов.

Выводы

Факторная модель формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала

вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающих профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив, связанных субъект-

субъектными взаимоотношениями; содержание гуманистического образования; принципы гуманизма, креативности, диалогичности, открытости, обеспечивающие результативность процесса формирования ценностных ориентаций студентов; методологические подходы: личностноориентированный, системный, деятельностный; современные образовательные технологии;

внешнюю образовательную среду, включающую головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.

Литература

1. Степанов О.В. Молодежь России: стигмация бедности культурой богатства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-166121.html

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. №4.

3. Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / ред. Н.Б.Крылова. - М.: Инноватор, 1996. - С. 99.

4. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. - М.: Мысль, 1984. - 207 с.

5. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.-практ. конф. (16-17 сентября 2004 г.) / гл. ред. А.К. Колесников; отв. ред. И.П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. - 298 с.

6. Козырева О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Образовательные технологии и общество, 2008. - Т. 11 (№1). - С. 375-377.

7. Кузьминов В.И. О методологии педагогического моделирования развития информационно-компьютерной готовности иностранных студентов // Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2010/2010_1/15.pdf

8. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология, 2010. - Т. 1. - №2.

9. Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. - M., 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scholar.ru/speciality.php? page=34&spec_id=102

10. Затонский А.В., Варламова С.А. Формализация влияния внешних связей на качество образования в филиале вуза // Успехи современного естествознания. -2008.-№4-С.22-31. [Электронный ресурс] - URL: www.rae.ru/use/?section =content&op=show_article&article_id=7782832

Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель, Боханский филиал БГУ, e-mail: anmush2006@ yandex.ru

Mushkirova Anna Nikolaevna, senior lecturer, Bokhan Branch, Buryat State University, e-mail: anmush2006@ yandex.ru

УДК 81.367

Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке

© Я.В. Олзоева

Статья посвящена рассмотрению семантики действия и его характеристик. Ключевые слова: действие, слова акциональной сферы, оценка.

Ya.V. Olzoeva

Materials to teaching semantic syntax: action and methods of its presentation in Russian language

The article is devoted to consideration of action semantics and its characteristics.

Keywords: action, words of actional area, assessment.

В лингвистике понятие действия связано прежде всего с глаголом. Семантическое пространство глагольной лексики формируется прежде всего по признаку «акциональность» -«неакциональность», который признается одним из главных критериев классификации глаголов (Т. Б. Алисова, Л. М. Васильев, Г. А. Золотова, У. Чейф и др.). Акциональность понимается как целенаправленное, т.е. зависимое от воли и намерения усилие лица, что открывает факультативную синтаксическую позицию для компонента с семантикой цели [Алисова, 1971, с. 37]. Наличие или отсутствие сем акциональности и цели лежит в основе выделения семантических полей (семантических групп) «Действие», «Состояние» и «Отношение», образуемых глаголами. Ядерное положение в системе глагольных лексем принадлежит акциональным глаголам с прямопереходным и косвенно переходным значением [Степанов, 1981, с. 158]. Задаваемая ими актантная рамка предложения облигаторно включает агент (агенс) и объект (пациенс, пати-ент). У. Чейф подчеркивает, что действие сопровождается агентом (агенсом), а состояние и процесс - патиентами [Чейф, 1975, с. 119].

Изменения, вызываемые действием, осознаются в качестве его сущностной характеристики. Т. А. ван Дейк определяет действие как оператор «физического изменения (выделено нами.

- Я.О.) возможных миров посредством намеренного и контролируемого изменения физического состояния индивидуума» [Дейк ван, 1978, с.283]. Сложность определения действия состоит, в частности, в том, что некоторые действия не направлены на изменение, на результат, они не вырабатывают нового состояния [Вригт фон, 1986, с. 255].

В кругу универсальных первичных смыслов действие занимает центральное место и активно формирует вокруг себя целую область понятийного пространства: событие, процесс, поступок, поведение, акция, акт, дело, предприятие, занятие, подвиг, проказа, преступление, ошибка, нарушение, проступок, выходка, благодеяние, злодеяние, беспорядки, проделка, шалость, дерзость и т.п.: Этой выходкой (как вы называете мое предложение во вторник) я слишком себя связывал (Ф. Достоевский); Двое солдат одновременно захотели выпить. Ночью, ворочаясь с боку на бок, они сказали об этом друг другу. Предприятие было опасное (Ю. Тынянов). Имена, формирующие сферу акциональности, обладают общим аспектом семантики - указание на отрезок объективной действительности, т. е.

на некоторую ситуацию (событие, «положение дел»). Общими свойствами слов акциональной сферы являются: а) принадлежность к заместительно-указательным знакам и, как следствие этого, выполнение анафорической либо катафо-рической функций; б) пропозитивность семантики, что предопределяет их способность замещать целые высказывания: Полиция разогнала демонстрантов. Это событие возмутило общественность; Мать шьет для дочери платье. Это занятие доставляет ей радость. Предельно широкая понятийная основа этих имен предопределяет их способность к обозначению «бесконечного» числа денотатов, «положений дел», в том числе и тех, которые не творятся человеком: Диалектический характер проблем и вопросов, исследуемых в гуманитарных дисциплинах, в подавляющем большинстве случаев не позволяет давать на них абсолютно истинные ответы (за исключением наиболее примитивных вопросов типа «В каком году произошло событие X?» или «Кто был автором произведения У?; В воскресенье жители Приморья наблюдали редчайшее небесное событие - полное затмение звезды первой величины Поллукс из созвездия Близнецов [Национальный корпус русского языка].

Статус общего имени детерминирует функцию классификаторов, для которых типично употребление с оценочными прилагательными, раскрывающими аспекты оценки: Вызов на дуэль с моей стороны будет поступок нечестный (Л. Толстой); Всем было известно, что весь Даргинский поход под началом Воронцова, в котором русские потеряли много убитых и раненых и несколько пушек, был постыдным событием (Л. Толстой); Разбор полетов - длительный процесс, долгое дело, скучное занятие и т.п.

Ряд имен акциональной сферы может быть определен как оценочно-интерпретационный, то есть выражающий ценностное отношение субъекта оценки к действию и не имеющее в силу этого сигнификат. Сложность описания таких слов состоит в отсутствии семантических компонентов, позволяющих различать, например, физические действия (ср.: «писать» и «читать»); в результате под одно и то же наименование типа ошибка, нарушение, проступок, преступление, шалость, выходка, благодеяние, злодеяние и т. п. подводятся различные действия. Н. Д. Арутюнова отмечает, что подобные имена «обладают рыхлым и весьма растяжимым объемом» [Арутюнова, 1988, с. 160]: Учителя стонали от ее проделок то она смешила одноклассниц

комментариями во время урока, то принималась передразнивать, копируя голос и интонации преподавателя (Газ.); Сына одной вдовы в какую-то канцелярию пристроили и много еще благодеяний разных оказали (Ф. Достоевский); По мнению их, этих новых революционеров, все то, что делал Меженецкий и его друзья, все попытки возмущения крестьян и, главное, террор и все убийства: губернатора Кропоткина, Меденцова и самого Александра Второго - все это был ряд ошибок (Л. Толстой); Старушка вскоре была уличена в проступках: жевала тайно сладости, утаенные за столом, во время гулянья заблудилась и потом все свалила на детей, будто бы ее бросивших (Ю. Тынянов); Вечные проказы - А все не виноват (А. Пушкин); Мне показалось, что князь именно ожидает какой-нибудь странной и юношеской выходки с моей стороны (Ф. Достоевский); Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого, а в отношениях к начальству никогда не переступал некоторой последней и заветной черты, за которую проступок не может быть терпим, обращаясь в беспорядок, бунти беззаконие (Ф. Достоевский). Предельная отвлеченность семантики подобных слов детерминирует колебания в выборе наименования, отражающие «не только различное восприятие и оценку... разными лицами, но и субъективные затруднения в правильном определении» тех или иных

действий [Шмелев, 1973, с.117]: - Вы играете на деньги... с учеником?! Ну, знаете... - Директор задыхался... - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение (В. Распутин); - Нет, это не шалость, это злостное хулиганство, - вздохнул Гетманов. И сейчас Гетманов, пытливо глядя на Мащука, повторил: - Нет, не шалость это. -Да ну уж, - проговорил Мащук, - парню пятый год, возраст все же учитывать надо (В. Гроссман); Словом же "выручка" прямо указывалось на то, что это был не блестящий подвиг, а ошибка, погубившая много людей (Л. Толстой); Грань между преступлением и "ненаказуемым деянием" в "служебных" статьях - да в большинстве бытовых тоже - очень тонкое, подчас неуловимое дело (В. Шаламов), ср. также: Один называет нравственностью сниманье ему шляпы на улице; другой называет нравственностью смотренье сквозь пальцы на то, что как он ворует (Н. Гоголь).

Как показывает языковой материал, способы представления действия в русском языке, а именно слова акциональной сферы (существительные), суть либо фиксирование в сознании «положения дел», что характеризует слово событие с его предельно широкой понятийной основой, либо аксиологическое оценивание.

Литература

Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка: монография. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 230 с. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт: монография. - М.: Наука, 1988. - 339 с.

Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избранные труды: монография. - М.: Прогресс, 1986. - 594 с. Дейк ван Т.А. Вопросы прагматики текста // НЗЛ. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. 8. - С. 259-336.

Национальный корпус русского языка. - ИКЬ: http://www.ruscorpora.ru Степанов Ю. С. Имена. Предикаты. Предложения: монография - М., 1981. - 360 с.

Чейф У. Значение и структура языка: монография. - М.: Прогресс, 1975. - 232 с.

Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка): монография. - М.: Наука,

1973. - 280 с.

Олзоева Янина Васильевна, доктор филологических наук, доцент кафедры филологии и методики преподавания Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Olzoeva Yanina Vasilevna, doctor of philological sciences, associate professor, department of philology and methodology of teaching, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina, str., 24 a.

УДК 371.64/69:81

© Л.М. Орбодоева

Профессиональный интеллект в структуре вузовского учебника иностранного языка

Статья посвящена проблеме современной теории вузовского учебника иностранного языка. Учебник рассматривается как модель системы обучения, отражающая современное состояние теории и практики обучения.

Ключевые слова: лингвообразование, теория учебника иностранного языка, интеллект, профессиональный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.