Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КИЛЬВАЛЯ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КИЛЬВАЛЯ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КИЛЬВАЛЯ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

УДК 613.32:632.95

Канд. мед. наук И. И. Авезбакиев, Б. А. Пулатов

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КИЛЬВАЛЯ

В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены н профзаболеваний,

Ташкент

Для борьбы с сосущими вредителями на сельскохозяйственных культурах, в частности на хлопчатнике, применяется фосфорорганический препарат кильваль (намидатнон) производства фирмы <Рон-Пуленк> (Франция). Кильваль (вамидатион) — 0,0-диметил-8-2-(1-Ы-метилкарбамоилэтилмеркапто)-этилтиофосфат — в чистом виде представляет собой белое кристаллическое вещество с температурой плавления 46—48°. Технический препарат имеет температуру плавления 33—38°, хорошо растворим в воде. Выпускается он в виде 40% концентрата эмульсии — легко подвижной жидкости темно-фиолетового цвета. Кильваль — инсекто-акарицид внутрирастительного действия. По инсектицидной активности он приближается к метилмеркаптофосу, незначительно превосходит его по продолжительности действия.

Широкое применение кильваля в сельском хозяйстве и вызванная этим возможность попадания его в водоемы, отсутствие в литературе сведений о влиянии этого препарата на ор-ганолептические свойства воды и санитарный режим водоемов, а также ограниченность литературных данных о его токсикодинамических свойствах послужили основанием для проведения настоящей работы.

Пороговые концентрации кильваля по запаху определяли, используя исходные концентрации его. Результаты исследований показали, что кильваль на уровне 5 мг/л придает воде резкий чесночный запах. Запах на уровне 1 балла обнаруживается испытателями при концентрациях кильваля от 0 до 1,25 мг/л, запах на уровне 2 баллов — при концентрации 0,16—2,5 мг/л. Подобные колебания пороговых концентраций послужили основанием для статистической обработки результатов исследований, которые приведены в таблице.

Стабильность запаха в воде изучали, используя различные концентрации вещества, соответствующие 1, 2, 3, 4, и 5 баллам. Показано, что запах интенсивностью 5 баллов сохраняется до 3 сут, а затем снижается до 3—4 баллов сохраняется на этом уровне до Юсут. Запах интенсивностью 1 балл исчезает к 3—5-м суткам. Запах в 2 балла исчезает на 7—10-е сутки. Это позволяет отнести кильваль к довольно стабильным с гигиенической точки зрения веществам.

Влияние препарата на санитарный режим водоема изучали путем динамического наблюдения за процессами биохимического потребления кислорода (BIÍKs), а также в условиях моделей водоемов. Первые серии опытов, связанных с изучением действия кильваля на динамику ВПК» проведены с использованием концентраций 3, 0,3 и 0,03 мг/л. Выявлено, что кильваль в испытанных концентрациях не тормозит БПКь и даже несколько стимулирует его. Незначительное повышение ВПК отмечается при концентрации кильваля 0,03 и 0,3 мг/л. Параллельные наблюдения за развитием и отмиранием сапрофитной микрофлоры показали, что, как и следовало ожидать, кильваль в концентрации 0,3 мг/л стимулирует ее рост. При всех испытанных концентрациях не наблюдалось заметного воздействия препарата на процессы аммонитрикации и нитрификации по сравнению с контролем.

Литературные данные о токсичности кильваля для теплокровных животных немногочисленны. Как указывают Klimmer и Plaff, его среднесмертельная доза (LDS0) для белых мышей составляет 53 мг/кг, для крыс — 77,5—105 мг/кг. Т. И. Искандаров и соавт. отмечают, что LD5o кильваля для мышей равна 42 мг/кг, для крыс — 114 мг/кг. По данным Л. И. Сасинович, LD60 того же вещества для белых мышей составляет 43,5 мг/кг, для белых крыс — самок — 88 мг/кг и самцов — 103 мг/кг. Нами острый опыт проведен на 70 белых крысах, 70 белых мышах и 32 кошках. Результаты острого опыта обработаны методом наименьших квадратов (В. Б. Прозоровский). Оказалось, что LD60 кильваля для белых мышей, крыс и кошек равна соответственно 40^:5,8, 103±8,6 и 117=tl2,5 мг/кг.

Клиническая картина острого отравления кильвалем характеризовалась следующими симптомами. Животные становились угнетенными, малоподвижными. Через 20—30 мин после затравки у них наблюдалось нарушение координации движения, непроизвольное мочеиспускание, иногда легкий тремор. Постепенно нарастала адинамия, животные

Таблица 1

Данные о влиянии кильваля на органолептические свойства

воды

Интенсивность запаха (в баллах) л М о т Р Нижняя доверительная граница (в мг/л)

1 2 57 37 0,36 0,807 0,178 0,366 0,0236 0,0602 0,31 7,5% 0,31 0,69

впадали в коматозное состояние и находились в нем до гибели. Гибель их отмечалась в течение 1 сут.

Токсичность кильваля при многократном пероральном поступлении в организм изучена в опытах на 40 белых крысах, которые были разбиты на 4 группы (по 10 особей в каждой). 1-я группа ежедневно получала V10 LD6o препарата (10,3 мг/кг), 2-я — 1/20 LD60 (5,15 мг/кг) и 3-я —Vb0 LD50 (2,06 мг/кг); 4-я группа была контрольной. Длительное поступление кильваля в организм животных во всех 3 дозах вызывало функциональное изменение отдельных органов и систем. Хотя животные за период опыта получили суммарно дозы, превышающие в 2,5—12,6 раза LDS0, гибели их не отмечалось.

С целью определения уровня безвредности кильваля для организма теплокровных животных и установления пороговых доз при длительном воздействии его малых количеств был поставлен хронический санитарно-токсикологический эксперимент на 40 белых крысах. В эксперименте вели наблюдение за их общим состоянием и весом, морфологическим составом периферической крови (содержание эритроцитов, лейкоцитов и гемоглобина), активностью холинэстеразы цельной крови, содержанием витамина С в плазме крови и некоторых органах, определяли весовые коэффициенты внутренних органов, а также проводили гистологическое и гистохимическое исследование органов. Животные были разбиты на 4 группы (по 10 особей в каждой). 1-я группа получала ежедневно в течение 12 мес Vioo LD5e препарата (1,03 мг/кг), 2-я группа — V200 LD50 (0,515 мг/кг) и 3-я группа — V4oo (0.26 мг/кг); 4-я группа была контрольной.

Судя по результатам хронического эксперимента, многократное поступление в организм кильваля в относительно небольших количествах сопровождается нарушением функционального состояния, а также структурными изменениями ряда органов и систем при отсутствии клинических проявлений интоксикации и гибели животных. Произведенные расчеты показали, что за весь период животные 1—2-й и 3-й групп получили суммарную дозу препарата, превышающую в 3,65—0,916 раз среднесмертельную.

При введении пестицида крысам в дозах 1,03 и 0,515 мг/кг у них наблюдались периодические изменения морфологического состава крови (гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов), угнетение активности холинэстеразы, изменение содержания витамина С в плазме крови, печени и надпочечниках, а также увеличение весовых коэффициентов печени и надпочечников.

В большинстве случаев степень выраженности изменений избранных нами показателей была более выраженной у крыс, получавших кильваль в количестве 1,03 мг/кг, следовательно, эта доза может считаться действующей. Поскольку описанные выше изменения у животных, получавших препарат в количестве 0,515 мг/кг, были выражены слабо, эта доза принята как пороговая.

У крыс, которым вводили кильваль в дозе 0,26 мг/кг, не установлено статистически достоверных изменений гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов, содержания витамина С в плазме крови, печени и надпочечниках. Активность холинэстеразы находилась на уровне контроля, весовые коэффициенты печени и надпочечников не отличались от контрольных. При гистологическом исследовании органов животных не обнаружено патологических изменений. Учитывая все это, мы отнесли дозу кильваля, равную 0,26 мг/кг, к недействующей К

ЛИТЕРАТУРА. И с к а н д а р о в Т. И., К у р Д. А., П а к Л. В. и др. — В кн.: Материалы Республиканской научно-практической конференции по проблемам гигиены в условиях Узбекистана. Ташкент, 1970, с. 212—218.—П розоровскийВ. Б.— «Фармакол. и токснкол.», 1962, № 1, с. 115—119.—Сасинович Л. М. —В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Вып. 4, Киев, 1966, с. 127—129. — К 1 i ш m е г О. R., Р 1 a f f W. — tArzneimittel-Forsch»., 1955, Bd 5, S 584.

Поступила 3/1II 1975 г.

УД К 615.285.7:547.558.1].015.4:612.35

Н. М. Воробьева, В. С. Лапченко

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕЧЕНИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ ФОСФОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ

Лаборатория токсикологии научно-исследовательского института гигиены питания, Киев

Как известно, для суждения о физиологическом состоянии печени нельзя ограничиться изучением какой-либо одной функции. В настоящем сообщении приводятся результаты изучения некоторых показателей функцнонального состояния печени при хронической интоксикации фосфорорганическими пестицидами.

1 Использованные тесты, недостаточные по эффекту и объему, не позволили раскрыть токсикодинамических особенностей изучаемого инсектицида. — Ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.