Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗВРЕДНЫХ УРОВНЕЙ ГЕРБИЦИДА ЛИНУРОНА И ДИХЛОРФЕНИЛОКСИМОЧЕВИНЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗВРЕДНЫХ УРОВНЕЙ ГЕРБИЦИДА ЛИНУРОНА И ДИХЛОРФЕНИЛОКСИМОЧЕВИНЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF THE SAFE LEVELS OF THE HERBICIDE LINURONE AND DICHLORPHENYLOXYUREA IN WATER BODIES

On the basis of experimental results obtained the author suggests the maximal permissible concentrations in water bodies of linurone (1.0 mg/l) and of dichlorphenyloxyurea (0.8 mg), that are Emitted by the sanitary-toxicologic index of noxiousness. These standard levels have been approved by the sanitary legislation.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗВРЕДНЫХ УРОВНЕЙ ГЕРБИЦИДА ЛИНУРОНА И ДИХЛОРФЕНИЛОКСИМОЧЕВИНЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

недействующей. Результаты выполненной работы были одобрены секцией гигиены воды и санитарной охраны водоемов союзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены населенных мест».

Поступила 6/11 1975 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE FLOTATION REAGENT T-66 IN THE WATER BODIES AND ITS MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION

L. V. Kudrin, S. M. Pavlenko, S. D. Zamyslova, A. N. Sergeev

The flotation reagent T-66 may cause contamination of water bodies. In order to set its hygienic standard levels in the water bodies a complex of hygienic investigations was carried out for the purpose of finding out the features of the effect produced by the substance on the organoleptic properties of water, the sanitary regimen of the water body and the body of warmblooded animals under conditions of acute and chronic sanitary-toxicological experiments carried out with the use of a wide range of modern methods.

A special toxicological index of noxiousness was determined for the hygienic standardization of the flotation reagent T-66 content in water bodies. In a chronic sanitary-toxicological test performed on warm-blooded animals the authors found, that the concentration of the substance at a level of 0.2 mg/1 is subthreshold (noneffective) and the concentration at a level of 2 mg/l is threshold. The maximum permissible concentration of the flotation reagent T-66 is set at a level of 0.2 mg/l.

УДК 613.63 632.954.2

Н. Н. Мироненко

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗВРЕДНЫХ УРОВНЕЙ ГЕРБИЦИДА ЛИНУРОНА И ДИХЛОРФЕНИЛОКСИМОЧЕВИНЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Саратовский медицинский институт

Гербицид линурон относится к производным группы мочевины и предложен для борьбы с сорняками на посевах моркови, сон, гороха, картофеля и некоторых других сельскохозяйственных культур. Дихлорфенил-оксимочевина (ДХФМ) является промежуточным продуктом при производстве линурона. Оба эти вещества могут с производственными стоками попадать в водоем и оказывать неблагоприятное воздействие на качество воды.

При изучении влияния линурона и ДХФМ на органолептические свойства воды установлено, что порог ощущения первого из них по запаху (запах в 1 балл) составляет 3,3 мг/л, а второй — 7,8 мг/л, по привкусу — соответственно 4,3 и 14,2 мг/л. Таким образом, пороговыми по органолеп-тическому признаку вредности следует считать концентрации линурона и ДХФМ, равные 3,3 и 7,8 мг/л.

Влияние линурона и ДХФМ на общий санитарный режим водоема изучали при концентрации первого вещества от 0,3 до 33 мг/л и второго — от 0,7 до 78 мг/л. Установлено, что линурон в концентрации 6,6 мг/л и ДХФМ в концентрации 15,6 мг/л незначительно влияют на первую и вторую фазы минерализации органических веществ. Следовательно, эти концентрации можно считать пороговыми и по влиянию на общий санитарный режим водоемов.

Для выяснения токсического действия линурона и ДХФМ на организм теплокровных животных проведены острые, подострые и хронические опыты на белых мышах, белых крысах и кроликах. В острых опытах на животных определены параметры токсичности обоих веществ. Их средне-смертельные дозы, вычисленные методом пробит-анализа по В. Б. Прозоровскому, представлены в таблице.

Как видно из таблицы, видовая чувствительность мышей, крыс и кроликов к воздействию препаратов приблизительно одинакова. По величине ЬОЛ0 изучаемые вещества можно отнести к малотоксичным соединениям. В клинической картине острого отравления на первый план высту-

пают симптомы, указывающие на вовлечение в патологический процесс нервной системы. Кратковременное возбуждение у животных сменяется угнетенным состоянием, нарушается координация движений. У некоторых крыс зафиксированы парезы или параличи конечностей.

Для выяснения кумулятивных свойств и токсикодинамнческой характеристики линурона и ДХФМ проведен подострый опыт на 50 крысах, которым ежедневно в течение 2 мес вводили испытуемые вещества из расчета 1/10 и Чьо 1-О50 каждого. Степень выраженности кумулятивных свойств оценивали по отношению суммарной дозы, вызвавшей гибель 50% животных в хроническом эксперименте к при однократном введении. Установлено, что оба вещества обладают мало выраженными кумулятивными свойствами. Коэффициент кумуляции первого из них равнялся 11,5, второго — 10,2. При выборе тестов для санитарно-токсикологического эксперимента учтены литературные данные о возможном токсическом действии изучаемых веществ на организм теплокровных животных (Н. Е. Михайлов; С. И. Авдюшкина, и др.).

Полученные данные свидетельствуют о том, что введение линурона и ДХФМ влечет за собой отставание в приросте веса, гипохромную анемию, снижение содержания БН-групп, понижение активности ферментов холинэстеразы и пероксидазы, уменьшение содержания витамина С в надпочечниках, повышение относительного веса печени и понижение веса надпочечников.

Хронический опыт проведен на крысах-самцах в течение 7 мес. Лину-рон вводили животным в дозах 5, 0,5 и 0,05 мг/кг, а ДХФМ — в дозах 4, 0,4 и 0,04 мг/кг. Применяли тесты, оказавшиеся наиболее чувствительными в условиях подострого опыта. Обнаружить видимых изменений общего состояния и поведения животных во всех опытных группах не удалось. Показатели морфологического состава крови колебались в пределах фоновых. При введении линурона в дозе 5 мг/кг с 3-го месяца затравки отмечалось статистически достоверное снижение пероксидазной активности крови (Р С 0,001), при дозе 0,5 мг/кг в первые месяцы наблюдалась тенденция к снижению пероксидазной активности, но к концу эксперимента в опытной группе показатели ее были на уровне фоновых. Аналогичные изменения пероксидазной активности определены при введении ДХФ.М в дозах 4 и 0,4 мг/кг.

У белых крыс, получавших линурон в дозе 5 мг/кг и ДХФМ в дозе 4 мг/кг, зарегистрировано снижение содержания ЭН-групп, увеличение количества 17-кетостероидов в суточной порции мочи и уменьшение витамина С в надпочечниках. Дозы линурона и ДХФМ в концентрациях 0,05 и 0,04 мг/кг оказались недействующими.

Ряд авторов (Г. В. Ломонова; В. С. Бурый и И. И. Швайко; Н. И. Шуйская) сообщают, что производные мочевины влияют на функцию щитовидной железы. В связи с этим мы исследовали функциональное состояние щитовидной железы методом изотопной индикации радиоактивным йодом. Как показали результаты наблюдений, под влиянием обоих веществ процент поглощения радиоактивного йода щитовидной железой подопытных животных, получавших линурон в дозах 5 и 0,5 мг/кг и ДХФМ в дозах 4 и 0,4 мг/кг, был на 10—25% ниже, чем в контроле. Скорость выведения радиоактивного йода также при этом была замедлена. Дозы линурона 0,05 мг/кг и доза ДХФМ 0,04 мг/кг не влияли на функцию щитовидной железы.

Среднесмертельные дозы линурона и дихлорфенилоксимочевины для лабораторных животных в остром опыте

ЬЭ,, (в мг/кг)

Вещество мыши крысы кролики

Линурон ДХФМ 2480—221,6 2000—240,0 2150—502,3 1850= 500,2 2250 1800

Как говорилось выше, в картине острого^отравления преобладали симптомы, указывающие на поражение нервной системы. Мы определяли действие малых доз линурона (0,5 и 0,05 мг/кг) и ДХФМ (0,4 и 0,04 мг/кг) на функциональное состояние нервной системы, исследуя условнорефлектор-ную деятельность животных по двигательно-пищевой методике в камере Котляревского. Результаты оценивали по скорости появления и закрепления рефлексов, количеству выпадений рефлексов после упрочения, величине латентного периода и силе двигательных реакций на световой и звуковой раздражители. Линурон в дозе 0,5 мг/кг и ДХФМ в дозе 0,4 мг/кг вызывали нарушение условнорефлекторной деятельности животных (на 4-м месяце эксперимента имелись случаи выпадения рефлексов на свет, а на 5-м — и на звонок); меньшие дозы (0,05 и 0,04 мг/кг) действия не оказывали. jgj?^

Наряду с изучением токсических свойств линурона и ДХФМ при непосредственном воздействии на организм животных был проведен эксперимент на крысах для выявления влияния обоих соединений на их потомство. Затравку подопытных животных производили линуроном в дозах Ч100 LD60, 0,5 и 0,05 мг/кг, а ДХФМ — в дозах V100 LD50, 0,4 и 0,04 мг/кг в течение 6 мес. Применяли метод учета способности к воспроизводству потомства путем спаривания животных в конце затравки. Половину беременных самок забивали на 19—20-й день беременности, у них подсчитывали количество живых и мертвых плодов, число мест имплантации, в яичниках измеряли количество желтых тел. Другую половину беременных самок наблюдали вплоть до естественных родов, у них учитывали срок наступления родов, число родившихся крысят, наличие или отсутствие у них уродств. Родившихся крысят периодически взвешивали, отмечали время появления у них шерсти и открытия глаз. В полуторамесячном возрасте у крысят исследовали состав периферической крови, содержание SH-групп в сыворотке крови и активность пероксидазы. Установлено, что изучаемые вещества во всех испытуемых дозах не оказывали отрицательного влияния на рост и развитие потомства животных.

Результаты экспериментального исследования послужили основанием для гигиенического нормирования линурона и ДХФМ в водоемах.

Выводы

1. Пороговая концентрация линурона по влиянию на органолепти-ческие свойства воды находится на уровне 3,3 мг/л, ДХФМ — на уровне — 7,8 мг/л.

2. По величине LD60 линурон и ДХФМ можно отнести к малотоксичным соединениям; препараты обладают слабо выраженными кумулятивными свойствами.

3. Доза линурона 0,05 мг/кг (1 мг/л) и доза ДХФМ 0,04 мг/кг (0,8 мг/л>. являются недействующими в условиях хронического санитарно-токсиколо-гического эксперимента.

4. Сопоставляя результаты исследования, следует рекомендовать в качестве предельно допустимой для водоемов концентрацию линурона-1 мг/л и концентрацию ДХФМ 0,8 мг/л, лимитируемые по санитарно-ток-сикологическому признаку вредности.

Материалы настоящей работы доложены на пленуме секции гигиены воды и санитарной охраны водоемов при проблемной комиссии «Научные основы населенных мест» АМН СССР 24/VI 1974 г. в Рязани. Предложенные санитарные нормативы линурона и ДХФМ утверждены и включены в санитарное законодательство.

ЛИТЕРАТУРА. Авдюшкина С. И. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1968, вып. 6, с. 650—656. — Бурый B.C., Швайко И. И. — Там же, с. 645—650. — Л о м о я о в а Г. В.— В кн.: Гигиена и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, с.326—

329. — Михайлов Н. Е. — В кн.: Промышленные загрязнения водоемов. Вып. 8. М., 1967, с. 72. —Шуйская Н. И. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. Вып. 12. М., 1971, с. 137—142.

Поступила 23/X11 1974 г.

AN EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF THE SAFE LEVELS OF THE HERBICIDE LINURONE AND DICHLORPHENYLOXYUREA IN WATER BODIES

N. N. Mironenko

On the basis of experimental results obtained the author suggests the maximal permissible concentrations in water bodies of linurone (1.0mg/l) and of dichlorphenyloxyurea (0.8 mg), that are limitted by the sanitary-toxicologic index of noxiousness. These standard levels have been approved by the sanitary legislation.

УДК 613.32:546.27

Г. В. Вербицкая

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ БОР

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Объектом нашего исследования был один из малоизученных микроэлементов питьевой воды — бор. Необходимость изучения бора связана со все возрастающим поступлением его во внешнюю среду ввиду расширяющегося применения этого микроэлемента в различных отраслях промышленности (Т. Попов и Р. Ангелиева), наличием бора в значительных концентрациях в опресненной воде (Ю. А. Рахманин и соавт.), существованием природных борных биогеохимических провинций, в которых рядом авторов отмечено развитие специфических эндемических заболеваний у животных (А. В. Ананичев; В. В. Ковальский и Н. К. Шахова), а также с отсутствием достаточных данных о влиянии повышенного содержания бора в питьевой воде на организм животных и человека.

В качестве борсодержащих веществ изучали буру и борную кислоту — соединения, в которых бор наиболее часто встречается в водоисточниках. Верхние параметры токсичности бора в условиях острого опыта изучали на 6 видах лабораторных животных, наиболее чувствительными из них к токсическому воздействию бора оказались кролики, морские свинки и собаки (LD 60 около 300 мг/кг). Среднесмертельные дозы вещества для черных мышей, белых мышей и белых крыс находились в пределах 470— 700 мг/кг. Полбвых различий в чувствительности животных к бору не отмечалось.

В 4-месячных подострых опытах, проведенных на морских свинках при пероральном введении буры и борной кислоты в дозах, составляющих V10 LD50, установлено, что бор не обладает выраженными кумулятивными свойствами. Для изучения токсикодинамических свойств бора был дополнительно поставлен подострый эксперимент на кроликах. Буру и борную кислоту вводили 5 раз в неделю из расчета 710 LD50 по бору, т. е. 31 мг бора на 1 кг веса. Учитывая данные литературы о тесной связи между микроэлементами и активностью ферментов in vivo и in vitro, мы изучили влияние бора на активность каталазы и холинэстеразы в цельной крови, аспар-тат- и аланин-аминотрансфераз в сыворотке крови. О действии бора на углеводный обмен судили по определению активности в сыворотке крови амилазы, фруктоза-1,6-фосфатальдолазы и лактатдегидрогеназы, определяли содержание общего сахара в крови и характер гликемических кривых при внутривенной нагрузке галактозой.

Результаты исследований показали (рис. 1), что наиболее ранним и выраженным явилось повышение активности обеих трансаминаз, в отношении аспартат-аминотрансферазы оно наступило уже на 1-м месяце интоксикации. При этом коэффициент де Ритиса (соотношение трансаминаз) на про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.