кожное введение подопытным животным в I серии опытов небольшой дозы ПГТА приводило к частичной гнпосенси-билизации организма и несколько уменьшало тяжесть общей анафилактической реакции, развивавшейся при повторном воздействии специфического аллергена.
Таким образом, условия сенсибилизации, созданные нами в эксперименте (парентеральное введение с адъю-вантом больших доз культуры), обеспечивают развитие как ГЗТ, выявляемой в кожно-аллергическом тесте, так и ГНТ, которая обнаруживается при внутрисердечном введении ППА. Последнее обстоятельство может быть обусловлено тем, что вырабатываемые к С. ш. антитела избирательно связываются тучными клетками слизистой оболочки дыхательных путей, индуцируя при повторном попадании антигена непосредственно в кровяное русло развитие общей анафилактической реакции по типу поражения бронхолегочного аппарата.
Резюмируя изложенное, можно заключить, что с помощью относительно простых тестов нам удалось дать количественную характеристику аллергенной активности С. ш. штамм А. Сходный методический подход может быть использован для сравнительной оценки сенсибилизирующей способности других штаммов — продуцентов паприна. Не исключено, что этим способом можно будет осуществ-
лять для микробиологического производства отбор про-мышленно ценных штаммов с наименее выраженными аллергенными свойствами и, таким образом, в значительной степени снизить неблагоприятное воздействие микробного фактора на организм работающих. Очевидно также, что гигиеническое нормирование содержания клеток подобных грибов рода Gandida в воздухе производственной зоны при микробиологическом синтезе паприна должно проводиться с учетом индивидуальных аллергенных свойств штамма — продуцента кормового белка.
Литература
1. Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. — Л., 1963.
2. Бе.п Э. // Иммунологические методы: Пер. с англ. — М., 1979.-С. 31—37.
3. Колло Р. М., Кальченко К- И., Платонова Т. А. и др. // Микотическая инфекция и сенсибилизация. — Л.. 1982. —-С. 72—74.
4. Никифоров Ю. Ф-, Яробкова Я. Д. //Микотическая инфекция и сенсибилизация. — Л., 1982. — С. 82—86.
Поступила 28.0Ь.вв
~ УДК «15.477.8.074
Р. А. Степаненко, П. В. Изотова, Г. М. Шмутер, В. И. Погорелова,
О. В. Лебедева
МАТЕРИАЛЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ РЕЗИН МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Киевский медицинский институт
Целью настоящей работы явилось гигиеническое изучение 6 новых образцов резин, предназначенных для изготовления маточных колец. В состав изучаемых образцов (МК-1; МК-1а; МК-2; МК-2а; 52-МК-5-4 и 52-МК-З-З) входят натуральный н синтетический каучук, тиурам, суль-фенамид, каптакс, цинковые белила, масло индустриальное, стеарин, литопон и другие компоненты.
Исследования образцов проводили в соответствии с «Методическими указаниями по санитарно-гигиенической . оценке резиновых изделий, применяемых в медицине» [8]. Они включали оценку внешнего вида образцов, исследование органолептнческих свойств материалов и вытяжек из них. Изучали миграцию компонентов резин в модельную среду, влияние вытяжек из образцов на организм экспериментальных животных.
На исследование образцы поступали в виде пластин. По внешнему внду они соответствовали требованиям, предъявляемым к изделиям из синтетических и полимерных материалов [6]. Поверхность их была гладкой, сухой, блестящей, без посторонних включений. После внешнего осмотра образцы подвергали предварительной обработке (кипячению в течение 30 мин в 2 % растворе соды, а затем 30 мин в дистиллированной воде) в соответствии с условиями по эксплуатации готовых изделий. Обработанные таким образом пластины не изменили своего первоначального цвета, формы, оставались гладкими, блестящими, эластичными. В качестве модельной среды использовали дистиллированную воду. Образцы предварительно обрабатывали, как было указано выше, помещали в дистиллированную воду из расчета 2 мл воды на 1 см2 поверхности материала и выдерживали в термостате при 40 °С в течение 1—10 сут, причем каждые сутки модельную среду заменяли на свежую. После контакта с изуча-? емыми материалами модельная среда оставалась бесцветной, прозрачной, без видимого осадка. Запах вытяжек не превышал 3 баллов. Образцы резин после соответствующей экспозиции в модельной среде полностью сохраняли присущие им свойства.
Результаты изучения миграции компонентов резин в водные вытяжки представлены в таблице. Для изучения миграции химических веществ применяли общепринятый метод тонкослойной хроматографии на бумаге и спектро-фотометрию [6].
Как видно из таблицы, в водных вытяжках из образцов МК-1, МК-1 а, МК-2, МК-2а содержание всех изучаемых компонентов, кроме ионов цинка, незначительно. Не которые из них не обнаруживаются вовсе или их мигра-
Содержание (в иг/л) в водных вытяжках веществ, входящих в состав резин
Наименование изучаемого материала
Вещество ÚÍ £ о« а СМ i «Л c'l «о ОО со ? <м «о
1-е сутки
Каптакс 0,01 0,02 0.075 0,05 0.20 0,20
Альтакс 0,05 0,05 0,075 0,05 0.15 0.10
Сульфепамид Ц — — 0,01 0,01 — —
Тиурам 0,02 0,05 0.05 0.05 0,15 0.15
Цирам — 0,025 0,025 0,02 — —
Цинк 8,00 6,00 2,00 1,00 0,60 0,50
■и сутки
Каптакс _ _ 0.05 _ 0,10 0.15
Альтакс — — 0,075 0.05 — —
Сульфенамид Ц — — — — — —
Тиурам — — 0,015 0.01 0.10 0.05
Цирам — — — — — —
Цинк 1,0 0,50 0,50 4,00 0.50 0.50
цкл прекращается через 2 сут экспозиции. Миграция ионов цинка с увеличением продолжительности экспозиции также понижается, на 3-й сутки содержание цинка остается повышенным практически только в вытяжке из МК-2а. На 10-е сутки миграция цинка из МК-2а снижается до следовых количеств, т. е. наибольшая миграция химических веществ в вытяжке наблюдается в 1-е сутки настаивания.
Каптакс и альтакс определяются в вытяжках из материалов МК-1. МК-1 а, МК-2, МК-2а в относительно невысоких количествах, ниже допустимого уровня.
При санитарно-химнческом исследовании материалов 52-МК-5-4 и 52-МК-З-З установлено, что в 1-е сутки из них мигрируют значительные количества каптакса, аль-такса и тнурама. Содержание каптакса и тиурама в водных вытяжках из этих образцов хотя постепенно и уменьшается, но и на 3-й сутки экспозиции превышает установленные нормы. Учитывая данные литературы о токсичности каптакса и тнурама [9. 11], имеются основания констатировать, что образцы 52-МК.-5-4 и 52-МК-З-З по данным саннтарно-химических исследований не отвечают требованиям, предъявляемым к материалам для изготовления медицинских изделий. Дальнейшее исследование этих образцов резни признано нецелесообразным. Таким образом, санитарно-токснкологическим испытаниям подвергали только образцы резин МК-1, МК-1а. МК-2 и МК-2а.
Вытяжки для затравки животных готовили аналогично вытяжкам для химических исследований. Так как именно в 1-е сутки происходит наиболее интенсивная миграция компонентов из резинссодержащих материалов, то ежедневно новые кусочки образцов заливали дистиллированной водой и выдерживали в течение суток при 40 °С. Вытяжки вводили внутрнбрюшннно из расчета 10 мл на 1 кг массы тела животного. Всего каждому животному сделано 15 инъекций (через день). У животных изучали интегральные показатели. При выборе показателей и методов исследований руководствовались также данными литературы о токсикодинамнке каптакса, альтакса и других веществ, обнаруживаемых в вытяжках из изучаемых образцов |1—5, 7, 9—II]. В опытах по изучению токсичности водных вытяжек из исследуемых материалов гибель животных те наблюдалась. На протяжении всего эксперимента крысы оставались активными, охотно поедали корм. Шерстный покров их был гладким, блестящим; прирост массы тела у животных опытных групп соответствовал контролю. Каких-либо внешних проявлений интоксикации у животных не обнаружено.
Подавляющее большинство исследованных показателей у животных не отличалось от соответствующих показателей у контрольных животных. У крыс, которым вводили вытяжки из образцов МК-1 а, МК-2, МК-2а, актизность аланинаминотрансферазы (АЛТ) в сыворотке выше, чем в контроле, однако активность этого энзима в ткани печени соответствовала контролю. Кроме того, активность АЛТ в сыворотке крови у этих животных не выходила за пределы нормы для крыс. Активность других исследовавшихся ферментов в опытных группах не имела статистически достоверных отличий от контроля. У животных, получавших вытяжки из МК-1, наблюдалось статистически значимое снижение уровня остаточного азота. Все остальные показатели, исследовавшиеся как в динамике (гематологи-
ческие, фагоцитарная активность лейкоцитов, функциональное состояние ЦНС, динамика массы тела и др.), так и в конце эксперимента не отличались от контроля.
Проведенгтые пагоморфологнческне исследования внутренних органов (сердце, легкие, печень, почки, селезенка, мозг, желудок) выявили сохранность их структур и подтвердили отсутствие токсического влияния вводимых вытяжек из резнносодержащих материалов на организм. Кожпо-раздражающее и резорбтнвно-токсическое действие образцов изучали на морских свинках светлой масти путем ежедневных накожных аппликаций вытяжек из них в течение 3 нед. При этом ни местной реакции, ни каких-либо проявлений интоксикации у животных не выявлено. В качестве дополнительного теста по изучению влияния вытяжек образцов непосредственно на слизистые оболочки проведена конъюнктизальная проба, которая была отрицательной у всех морских свинок.
Выводы. 1. При санитарно-химнческом исследовании образцов резин медицинского назначения 52-МК-5-4 и 52-МК-З-З выявлена высокая миграция из них каптакса и тиурама, в связи с чем эти материалы не рекомендованы для изготовления медицинских изделий, имеющих контакт в процессе эксплуатации со слизистыми оболочками.
2. Резины рецептар МК-1, МК-1а, МК-2 и МК-2а по данным саннтарно-химических и токсикологических исследований могут быть рекомендованы для промышленного применения.
Литература
1. Буров Ю. А. // Фармакол. и токсикол. — 1964.— № 6. — С. 714—716.
2. Верховский Г. Я- // Ярославский мед. ин-т: Науч. сессия, 8-я: Тезисы докладов. — Ярославль, 1952. — С. 16— 18.
3. Воробьева Р. С., Каспаров А. А. // Токсикология новых химических веществ, внедряемых в резиновую и шинную промышленность. — М., 1968. — С. 67—71.
4. Вредные вещества в промышленности / Под ред. Н. В. Лазарева.—Л., 1965.— Вып. 1.
5. Горобец Е, К. //Гиг. труда. — 1984. — № 4. — С. 11 — 15.
6. Инструкция по санитарно-химическому исследованию резин и изделий из них, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами: № 1400-75а. — М., 1976.
7. Каскевич Л. М. //Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. — М., 1973.— С. 432—435.
8. Методические указания по санитарно-гигиенической оценке резиновых изделий, применяемых в медицине. — М„ 1975.
9. Никифоров В. А. II Гигиена труда в химической промышленности.— Волгоград. 1975. — Вып. 4. — С 85— 87.
10. Орлов В. С. II Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. — М., 1973.— С. 338— 341.
П. И1чмекая II. И., Мельникова В. В., Чекишев Ю. Г., ТараОай Е. П. // Гиг. и сан. — 1979. — № 2. — С. 82— 83.
Поступила 23.03.88
УДК 616.127-008.М1-02:612.766.11-092.9-07
С. Л. Кузнецов, В. Р. Кучма
ИЗМЕНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕТАБОЛИЗМА МИОКАРДА КРЫС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
I ММИ им. И. М. Сеченова
Изучение метаболизма миокарда при различных режимах физической нагрузки необходимо для научной разработки эффективных способов профилактики переутомления и заболевании, связанных, с функциональным перенапряжением.
Известно, что однократная истощающая физическая нагрузка вызывает разнонаправленные изменения активности ферментов энергетического метаболизма в миокарде и следы этих изменений наблюдаются длительное время после окончания нагрузки [6]. Возможно, динамика актив-