массы семенников, оценивали оплодотворяющую способность животных, изучали эмбриональный материал, полученный при спаривании подопытных самцов с интактными самками. Прямую оценку сперматогенеза осуществляли по ряду функциональных и морфометрических показателей, таких, как соотношение живых и мертвых сперматозоидов, индекс сперматогенеза по Fogg и Cowing, количество нормальных сперматогониев в канальцах, доля канальцев со спущенным эпителием и с 12-й стадией мейоза.
Результаты исследований представлены в табл. 2. Как видно из табл. 2, отмечаются статистически достоверное уменьшение времени подвижности сперматозоидов, уменьшение количества нормальных сперматогониев в канальцах семенников, изменение соотношения живых и мертвых сперматозоидов в сторону увеличения доли последних. Установлено возрастание послеимплантационнон гибели плодов во 2-й группе: 25,48±8,68 % против 3,66± 1,0-1 % в контроле (Я<0,05). Выявлено снижение доли забеременевших самок, несмотря на наличие у всех у них желтых тел: забеременели 76,5 % самок, спаренных с самцами 1-й группы (Я< <0,05) и 72,2 % самок, спаренных с самцами 2-Я группы (Я<0,05). Полученные данные свидетельствуют о явном ухудшении оплодотворяющей способности самцов опытных групп, что, очевидно, отмечено уменьшением процента живых сперматозоидов и сокращением времени их подвижности.
Воздействие газовыделеннй из изучаемых образцов лакокрасочных материалов на организм самцов отразилось и на развитии их потомства. Эмбрионы в опытных группах имели меньшие размеры по сравнению с контрольными, а у тех из них, которые были зачаты от самцов 1-й группы, отмечалось замедление развития костного скелета: коэффициенты длины зачатков окостенения были достоверно меньше, чем у потомства интактных животных (табл. 3). Кроме того, у эмбрионов обеих опытных групп достоверно чаще встречались врожденные аномалии развития: в 1-й группе число эмбрионов с дефектами развития составило 44,7±4,8 % (Я<0,05), во 2-й — 31,3±4,1 % (Я<0,01) при 6,3±1,3% в контроле. В опытных группах встречались такие аномалии, как нарушения развития глаз (микрофталь-мня, монофтальмня), скелетные аномалии, отсутствующие в контроле, где преимущественно наблюдались внутренние и подкожные кровоизлияния.
На основании результатов исследования разработаны гигиенические регламенты применения эмалей ЭП-525 и ФЛ-62 с точки зрения условий труда при их нанесении. Эти материалы рекомендованы для окраски вспомогательных помещений группы «Г» с кратковременным пребыванием людей; они включены в «Дополнение к перечню полимер-
пых материалов и изделий, разрешенных к применению в стронтельстве> (1981).
Результаты настоящего исследования свидетельствуют, что положительная гигиеническая характеристика полимерных лакокрасочных материалов по их общетоксическому действию, даже подтвержденная благоприятными результатами цнтогенетнческих исследовании, еще не гарантирует безопасности материалов в отношении влияния их на репродуктивную функцию мужского организма. Поэтому необходимо изучение последней в рамках общей методической схемы гигиенической оценки новых полимерных материалов |6].
Литература
1. Боков Л. Н., Станкевич К■ И.. Стяжкин В. М. и др.// Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и сырья, используемого для нх синтеза. — Л., 1979._С. 113_117
2. Гусева В. Л.//Гиг. и сан. — 1972. — № Ю. —С. 102— V 103. f
3. Гуськова С. И. Цитогенетические исследования полимерных строительных материалов (Метод, рекомендации). — Ростов н/Д., 1978.
4. Духовная И. С. // Гиг. и сан. — 1980. — № 8. — С. 49.
5. Методические указания на определение вредных веществ в воздухе. — М., 1979. — С. 101—103.
6. Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий. — М., 1980.
7. Методы экспериментального исследования по установлению порогов действия промышленных ядов на генеративную функцию с целью гигиенического нормирования/Саноцкий А. В., Фоменко В. Н., Сальникова Л.С. и др. —М.. 1978.
8. Низяева И. В. // Гиг. труда. — 1982. — № 6. — С. 24-29.
9. Никифоров В. Г. //Общая генетика. — М.. 1965. — С. 113—172.
10. Саноцкий И. В., Фоменко В. И. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм.— М„ 1979.
И. Федорчук С. Я- // Гигиенические аспекты применения полимерных материалов в строительстве. — Ростов н/Д., 1981. —Вып. 4.— С. 79—82. 12. Picciano D. //Mutât. Res. — 1979.— Vol. 66. — P. 169— 173. V»
Поступила 01.04.86
УДК 614.37:1615.462:678.41.033:615.011.17
Ю. Г. Чикишев, Т. П. Зеленева, Е. А. Кузнецова, Э. 3. Ольпинская
ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ МИГРАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ МЕДИЦИНСКИХ РЕЗИН ОТ УСЛОВИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВЫТЯЖЕК
НИИ резиновых и латексных изделий, Москва
Степень пригодности медицинских резиновых изделий определяется в первую очередь их саннтарно-хнмическимн свойствами.
Ранее нами были изучены зависимости миграции низко-молекулярных веществ из резин медицинского назначения от рецептурного состава в водные вытяжки [4). Данная работа посвящена установлению зависимости уровня миграции химических соединений из резин медицинского назначения от эксплуатационных факторов (температуры, времени, удельной поверхности образца) в водные вытяжки и воздушную среду.
Исследованы вещества, мигрирующие из реальных и модельных резин, изготовленных на основе натурального
(ИК) и бутилового (БК) каучуков с тиурамом (ТМТД), сульфенамндом Ц (СА-Ц) в качестве ускорителей вулканизации и белой сажей БС-50 и смесью мел — литопон в качестве наполнителей. Остальная часть рецепта смесей одинакова.
Качество водных вытяжек оценивали по параметрам, приведенным в таблице.
Среди газообразных веществ исследовались соединения, способные образовываться во время вулканизации: сероводород, сернистый ангидрид, меркаптаны, амины, непредельные соединения. Вышеуказанные вещества определяли наиболее чувствительными физико-химическими методами: тонкослойной и газовой хроматографией, УФ-спектроскопи-
Исследуемые параметры и их предельно допустимые нормы в водных вытяжках
Параметр и размерность
Предельно допустимые нормы
ЛрН (Y,)
Мутность (Y2), см-1 Непредельность (Y3), мг Вг2/л
Окнсляемость (Y4), мг Ог/ЮО см2 Концентрация ТМТД (Y5), мг/л Концентрация СА-Ц (Y6), мг/л Концентрация каптакса (Y7), мг/л Концентрация ионов Zn+- (Ys), мг/л Летучие сульфиды (Ys), Na2S/20 см2 Сухой остаток (Y10), мг на 100 мл
вытяжки Стеарин (Yn), мг/л
<20
<0,002 (экспозиция 24 ч) <1,0 <0,03 <0,15 <0,15 <1
<0,05
<5
<0,04
ей по стандартным методикам [2, 3]. Миграционные зависимости изучали с применением метода математического планирования эксперимента. Был использован компромиссный двухуровневый план, позволяющий получить попарно ортогональные главные эффекты и эффекты некоторых двух, факторных взаимодействий [1].
Математическая обработка результатов экспериментов и расчет коэффициентов полиномиальных моделей были произведены на ЭВМ ЕС-1022.
Анализ коэффициентов, входящих в уравнения регрессии, позволяет утверждать, что наибольшее влияние на 8 из 11 изучаемых свойств водных вытяжек оказывает время выдержки образца. С увеличением времени контакта изделий с различными средами возрастало и количество выделяющихся веществ. При анализе полученных данных выявлено, что существует прямая связь между количеством химических веществ, перешедших в воду, н временем контакта резин со средой. Отклонения наблюдаются в том случае, когда происходят улетучивание веществ из модельной среды, окисление, гидролиз и другие реакции, приводящие к уменьшению первоначальной концентрации исследуемых компонентов. Такие изменения наблюдались при изучении миграции в воду цимата, тиурама и др. Временной фактор особенно сказывается на таких интегральных показателях, как мутность, непредельность, сухой остаток.
Величина мутности является одной из важнейших характеристик водной вытяжки резин медицинского назначения. Установлено, что мутность водных вытяжек из резин на основе НК выше, чем из резин на основе БК. При этом отмечено, что в течение 4 ч вытяжки из резин на основе НК (ТА1ТД, мел-литопок) остаются прозрачными и мутность увеличивается к 24 ч экспозиции образца. Для аналогичных резин на основе БК наблюдалась обратная зависимость, т. е. в первые часы настаивания отмечалась опа-лесценция вытяжек, но пссле 24 ч выдержки резин вытяжки становились прозрачными.
Величина сухого остатка с увеличением времени выдержки в исследуемых пределах повышалась в 2 раза практически для всех изученных резин. Так, для резин на основе НК с ТМТД и мел-литопоном она увеличилась от 10,75 до 19,25 мг/л, а для аналогичных резин с БК — от 2,25 до 4,75 мг/л.
Величина окнсляемости и бромирующихся соединений, выделяющихся в водные вытяжкн из резин на основе НК (при максимальной дозировке наполнителя и ускорителя) в течение времени экспозиции от 4 до 24 ч. возрастала более чем в 3 раза (с 30 по 96 мг/л). Летучие сульфиды из резин на основе БК не выделялись во всем изученном интервале времени, а из резни на основе НК происходило их накопление в вытяжке. При постоянной концентрации ТМТД количество мигрирующих сульфидов уменьшалось с увеличением дозировки наполнителя.
Увеличение продолжительности выдержки резин в водной среде (от 4 до 24 с) оказывало большее влияние на
миграцию химических веществ, чем температурный фактор в интервале 30—90 °С. Такая закономерность наблюдалась при изучении миграции ТМТД, СА-Ц, бромирующихся соединений, сульфидов. Повышение температуры вызывало увеличение уровня миграции практически всех веществ, мигрирующих из резин. Наибольшее влияние температура оказывала на окисляекость водных вытяжек, миграцию ионов цннка и летучих сульфидов. При 90 °С из резин с НК, ТМТД и мел-литопэном за 4 ч окнсляемость водной вытяжки возрастала от 3,570 (при 30 °С) и до 8,230 мг 02/ 100 см2, а для резин на основе БК восстанавливающие вещества отсутствовали при 30 °С и концентрация их увеличивалась до 4,105 мг Ог/ЮО смг. Для резин с НК, СА-Ц, мел-литопоном окнсляемость водных вытяжек увеличивалась от 2,605 до 7,265 мг 02/Ю0 см2, а для аналогичных резин с БК — от 0,51 до 5,17 мг 02/100 см2 при изменении температуры от 30 до 90 °С. Увеличение температуры особенно проявлялось при миграции ионов цннка из резин с НК. Гак, для резни с ТМТД и мел-литопоном концентрация Zn■,■2 составляла 0,146 мг/л при 30 °С и 3,854 мг/л при 90 °С (при рН 4,0, времени контакта т=4 ч, отношении объема жидкости к площади поверхности резины БIV =
Для всех изученных резин изменение величины рН (от 4,0 до 9,0) водной вытяжки практически не влияло на миграцию сульфенамида Ц. каптакса, летучих сульфидов. Отмечено небольшое увеличение содержания бромирующихся веществ при подкисленнн раствора. Наиболее сильное влияние рН среды оказывал на миграцию ионов цннка. Установлено, что при рН 9,0 при температуре 30°С даже в течение 24 ч миграции ионов цинка из всех резин не обнаружено. При рН 4,0 из резин на основе НК с ТМТД и мел-литопоном ионов цинка мигрировало в 2—3 раза больше, чем из аналогичных резин с БК (при Т^ЭО'С. т = 4 ч, 5/У = '/2 из первых резни выделялось 2,006 мг/л, а из вторых — 1,341 мг/л, при Т = 90 °С, т = 24 ч и — = '/2 — соответственно 3,854 и 0,914 мг/л). При рН 4,0 с увеличением дозировки наполнителя при постоянной концентрации ускорителя миграция ионов цикла из резин уменьшалась.
Влияние удельной поверхности (Б/У) проявилось для исследованных резин в изменении таких показателей водных вытяжек, как мутность растворов, концентрации ускорителей и ионов цннка. Изменение удельной поверхности от 0,5 до 2 см2/мл приводило к увеличению миграции ускорителя в 1,5—2 раза.
Проведенные исследования показали, что из всех резин при исследуемых условиях отбора проб не выделяются сероводород, сернистый ангидрид и меркаптаны.
Получены следующие уравнения регрессии для газовыделений:
= — О.ЭЭ + б.вгХ! — 8,54Х2 + 42,48Х3 + 8,85Х4 +
+ 17Х5 — 4,6Х„ — 1,16Х7 — Мг.Хв + б.ЗбХ^Хг — — 27,64ХГХ3 + 8.02Х,- X, — 27,37Х2- Х4 -— 27,37Х2-Х3 — 14,30Х2- X., + 1,16Х3-Х,;
Уамины = 7,14 — 15.44Х, — 17,36Х2 + 11Х3 — 4,37Х4 +
+ 12,76Х5 + 3,24Х6 + 0,20Х7 — 3,34Х„ + 31,13Х,- Х2 —
— 5,60Х1.Х3 + 0,94Х1-Х.1—4,55Х2-Х4 + 3,40Х2-Х4 +
+ 9,12Х3-Х4;
У„епредеЛь„ость = 9,42 +8,27Х, - 15,69Х2 -5,01 Х3 -
— 5.42Х, + 2,86Х5— 0,16Х6 + 7,41 X, + 0.44Х« —
— 3,42ХГХ2 + 5,99ХГХ3 -¡-3,42ХГХ, + П,72Х2 Х3 4-
+ 14,82Х2Х4 + 0,30Х3-Х4,
где X, — вид каучука (НК и БК); Х2 — вид ускорителя (ТМТД и СА-Ц); Х3 — время выдержки (6 и 24 ч); X, — вид наполнителя (мел-литопон, БС-50); Х5 — температура выдержки (20 и 70°); Х6 — насыщенность (1/2 и 2/1); Х7 — дозировка ускорителя; Х8 — дозировка наполнителя.
Анализ коэффициентов уравнений показал, что состав
W
— 83 —
и уровень миграции газообразных веществ зависят в большей степени от рецептурных факторов прежде всего природы каучука и ускорителя, чем от условия приготовления вытяжки. Наименьшая миграция летучих соединений наблюдалась из резин на основе БК с сульфенамндом Ц. По величине непредельности газовыделения из резин на основе НК и БК различались между собой значительно меньше, чем соответствующие водяные вытяжки. Амины мигрировали только из резин на основе НК и практически не выделялись из БК. По уровню миграции сероуглерода резины из НК и БК различались незначительно. Выделение непредельных соединении и сероуглерода уменьшалось при увеличении содержания тнурама, уровень миграции аминов не зависел от дозировок 'ГМТД для резин па основе НК и БК.
Наибольшее влияние на уровень газовыделений оказывало время экспозиции. Для непредельных соединений наблюдалась обратная зависимость — чем больше время, тем меньше миграция этих веществ. Вероятно, это можно объяснить низкой температурой кипения летучих продуктов, которые выделяются в первое время экспозиции образцов. Для аминов и сероуглерода выявлена прямая зависимость от времени, причем фактор времени практически не влиял на миграцию непредельных соединений и аминов из резин
на основе БК при 20 "С. Влияние температуры прежде всего сказывалось на миграции аминов и углеводородов. Отмечена прямая зависимость этих показателей от температуры. При 20°С и:-, резин па основе НК мигрировало 4— 7 мг/мг> амнпопроиэводных, с увеличением температуры до 70 °С выделение аминов возрастало в 3—4 раза.
Таким образом, уровень миграции химических веществ зависит в основном от времени контактирования изделия со средой, а также от температуры и площади образцов резиновых изделий.
Литература
1. Бродский В. 3. Многофакторные регулярные планы. -М„ 1972.
2. Инструкция по санитарио-химическому исследованию резин и изделий из них, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. № 1400а — 75. — М„ 1976.
3. Перегуд Е. А., Горелик Д. О. Инструментальные мето- ^ ды контроля загрязнения атмосферы. — Л., 1981. ¿г^р
4. Чикишев Ю. Г., Ольпинскан Э. 3.. Соминский Л. Л. и др.//Гиг. и сан. — 1983. — № 12. - С. 70—72.
Поступила 08.01.86
УДК 613.298:003.575)-06:С.16-056.43+616-056.43-02: (613.298:003.575
П. В. Изотова, Г. М. Шмутер, В. Г. Сук, И. П. Козярин, М. М. Корнилова
ИЗУЧЕНИЕ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ ТИПОГРАФСКИХ КРАСОК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца
Ускорение научно-технического прогресса страны в свете решений XXVII съезда КПСС предусматривает совершенствование производства пищевых продуктов, повышение эстетического уровня их товарного вида, увеличение выпуска фасованных товаров, расширение применения новых видов упаковочных материалов, обеспечивающих длительное сохранение и снижение потерь пищевой продукции. В связи с этим возросла потребность в производстве и обновлении ассортимента красок глубокой (СГ) и флексо-графской (СФ) печати для полиграфического оформления упаковочных материалов, а следовательно, и гигиенической регламентации. Прямой контакт отпечатка краски на материале упаковки с пищевым продуктом отсутствует, так как краска через материал упаковки (фольга, полимерные пленки, специальные виды картона и бумаги) мигрирует в не-значителных количествах, что позволяет отнести такие краски к химическим факторам малой интенсивности. Однако краски специальных видов печати представляют собой сложные композиции, в состав которых могут входить пигменты, наполнители и другие компоненты, обладающие токсичностью или другими нежелательными свойствами. При несовершенстве или нарушении технологии печатания возможны переход краски па внутреннюю сторону упаковки еще в рулоне, контакт отпечатка с кожей рук, слизистой оболочкой полости рта, особенно у детей, что при многолетнем потреблении фасованных продуктов будет способствовать длительному поступлению краски в организм в малых количествах и проявлению их биологических эффектов. Сказанное является основанием для токсиколого-сигиенического изучения такого вида красок, с обязательным исследованием их аллергенных свойств.
Исследуемые краски (фиолетовая СГ 161-280, синяя СГ 11-174, синяя СФ 2.1-170, черная СГ 1.2-2-10, синяя СФ 2.31-172, желтая СФ 2.8-150, черная СФ 2.10-210, синяя СФ 2.10-172) представляют собой сложные многокомпонентные вещества. В их состав входят титановые
белила, печная сажа (ДМГ I052A), фталоцпановые и азо-пигменты, дибутнлфталат, кетонный лак и др.
Целью настоящей работы являлось изучение сенсибилизирующего действия названных выше типографских красок, предназначенных для оформления пергамента, целлофана, полиэтиленовой и поливиннл-хлорндной пленок, меловапцой бумаги, фольги и других упаковочных материалов.
Предварительно была изучена санитарно-химическая характеристика отпечатков красок на материале упаковки [6]. Исследования проводили в соответствии с методическими указаниями Минздрава СССР № 1833-78. Все изучаемые в данной работе краски по прочности фиксации на упаковочном материале и санитарно-химической характеристике соответствовали гигиеническим требованиям и были допущены к дальнейшим испытаниям.
Опыты по изучению сенсибилизирующих свойств красок проводили на двух видах лабораторных животных: на половозрелых белых крысах массой 150—200 г и морских свинках светлой масти массой 300—350 г. Каждую краску исследовали не менее чем на 6 животных.
Сенсибилизирующее действие красителей изучали с помощью кожных тестов, в частности экспресс-методом [1] и комплекса показателей, характеризующих развитие аллергической реакции (абсолютное количество эозинофилов, реакция агломерации лейкоцитов, реакция дробного высаливания комплекса антиген — антитело, гнетаминопектиче-ский индекс, активность гистамипазы [2, 3, 5|).
В качестве сенсибилизирующих были выбраны дозы красок на уровне 0,1 мг/кг для внутрикожного введения морским свинкам и 1 мг/кг для перорального введения крысам. Эти дозы соответствуют максимальным количествам красителей, которые могут попасть в организм из окрашенных упаковочных материалов с продуктами питания.
Краски серии 2.10 для внутрикожного введения и нанесения на кожу разводили на физиологическом растворе. Остальные краски (водонерастворимые) применяли в виде растворов в ацетоне. Контрольным животным вводили вну-
L