УДК 94 (470+571)
МАТЕРИАЛЫ ЭТНОИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВАЙНАХОВ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX века. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ
© 2009 г К.З. Махмудова
Чеченский государственный университет, Chechen State University,
ул. Шерипова, 32, г. Грозный, 364907, Sheripov St., 32, Grozny, 364907,
admin@chesu. ru [email protected]
Прослеживается процесс количественного и качественного накопления этноисторических материалов и дается характеристика источников.
Ключевые слова: анализ источников, факты историографии, экспедиции Петербургской академии наук, изучение Кавказа, И.А. Гюльденштедт, П.С. Паллас, Готлиб Георги, Ян Потоцкий, Г.Ю. Клапрот, историко-этнографические традиции, вайнахи.
In article process of quantitative and qualitative accumulation of ethno historical materials is traced and the characteristic of sources is given.
Keywords: the analysis of sources, the facts of a historiography, expedition of the Petersburg Academy of sciences, studying of Caucasus, I.A. Gjuldenshtedt, P.S. Pallas, Gotlib Georgi, JanPototsky, G.J. Klaprot, historical-ethnographic traditions,vaynahs.
В период последней трети XVIII в. до последней трети XIX в. накоплен значительный исследовательский материал, который можно подразделить на материалы научно-академических исследований и труды ученых иностранцев, находившихся на службе в России, сводные монографические работы, в основе которых лежат неизданные источники, материалы военно-административного краеведения, отразившие официальное изучение народов Кавказа царизма, материалы национальных историографов.
Первая группа материалов относится к последней трети XVIII - началу XIX в. и имеет свои особенности. В ней одновременно присутствуют источники и факты историографии, поскольку они были собраны и оформлены в научные труды по итогам академических экспедиций, организованных Петербургской академией наук.
Во второй половине XVIII в. Петербургская АН развернула подготовку к пяти комплексным экспедициям, рассчитанным на ряд лет (1768-1774 гг.) с целью изучения Европейской России, районов Урала, Сибири, Северного Кавказа и Закавказья [1]. Три экспедиции, или, как их называли, «отряды», именовались «Оренбургскими», а две - «Астраханскими». Руководителями всех экспедиций были назначены крупнейшие ученые своего времени - профессор П.С. Паллас, доктор и адъютант И.И. Лепехин, профессор И.П. Фальк, и др.
Путешествие по низовьям Волги, Восточному Кавказу и берегам Каспийского моря возглавлял профессор С.Г. Гмелин, а исследование Верхней Волги, Дона, части Украины, Северного Кавказа и Грузии -академик И.А. Гюльденштедт.
Иоганн Антон Гюльденштедт в 1769-1774 гг. возглавил «Астраханский» отряд экспедиции. Он оставил бесценные сведения о чеченцах, ингушах, кистинцах, карабулаках и других вайнахских этнических группах.
Первым из ученых «объединил» в историографическом плане нахоязычные группы населения. Даже само именование территории расселения вайнахов «Кистенией» объединяло этнические общества от высокогорья Северо-Восточного Кавказа вплоть до рек Терека и Сунжи. Он объездил земли по рекам Терек, Камбилеевка, Сунжа, Аксай. В апреле 1770 г. сопровождал генерала Медема, производившего «рекогносцировку» Чечни, посетил чеченскую деревню Давлет Гирей (Старый Юрт).
Материалы экспедиции легли в основу главного труда Гюльденштедта «Путешествия по России и Кавказским горам», изданного в 1787 и 1791 гг. на немецком языке академиком П.С. Палласом [2, с. 285-286]. Многие страницы текста Паллас воссоздал из набросков исследователя, большая часть которых находилась на отдельных листках, без связи между собой и касались местностей, Палласом не посещенных. Издание, предпринятое позже под редакцией Г.Ю. Клапрота, вышло под названием «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа» [3].
В описании Гюльденштедта, в части, посвященной нашему краю и народам его населяющим, охвачены все стороны, но очень кратко, в соответствии со следующим планом: географическое положение, границы, общественный строй, хозяйство, внутреннее административное деление области, язык, религия, внешность и нравы. Особую ценность представляет собой карта Кавказа, на которой очерчена и территория расселения вайнахов, что является само по себе серьезным историческим источником. Для Кавказа в целом труд Гюльденштедта стал первым и наиболее основательным описанием, которого, по словам М.А. Полиевктова, «не было еще ни в русской, ни в западноевропейской кавказоведческой литературе» [4]. Все исследователи после Гюльденштедта обраща-
лись к его наблюдениям. Они стали своеобразным ориентиром и вместе с тем источником при «добыче» новых знаний о кавказских народах.
В ряду академических экспедиций 1768-1775 гг. экспедиция И.П. Фалька также имела значительный успех. Он исследовал Восточное Предкавказье [5]. В 1773 г. во время путешествия по Кавказу И.Фальк побывал в Кизляре, Щедрине (ст. Щедринская), Барагу-нах (Брагунах), Новогладской (Новогладковской). Впервые «Записки путешествия академика Фалька» были опубликованы в 1824 г. и не стали предметом достаточного внимания историков и этнографов Чечни и Ингушетии. В своих «Записках...» он приводит сведения, полученные путем собственных наблюдений и из собранных им «достоверных известий» во время пребывания в «стране при Тереке». Ценнейшими в «Записках» являются сведения о земледелии у чеченцев, разводимых сельскохозяйственных культурах и их урожайности. Материалы Фалька достоверно воссоздали картину хозяйственного быта чеченцев на рубеже ХУШ-Х1Х вв.
Знаменитый немецкий натуралист и путешественник, ученый-энциклопедист, впоследствии действительный член Российской академии наук Петер Симон Паллас двадцать лет спустя после Гюльденштедта в 1793-1794 гг. возглавил экспедицию на Северный Кавказ, в Астраханский край и Крым. Экспедиция на Северный Кавказ позволила собрать богатые и разнообразные материалы, вошедшие затем в капитальные труды и ряд статей по географии, экономике, политическом устройстве, истории, этнографии, археологии, нумизматике, эпиграфике и языках различных народов Кавказа.
В книге П.С. Палласа [6] есть отдельная глава «Описание народов, населяющих Кавказ, особенно черкесов», в которой представлены многочисленные сведения, отражающие исторические и этнографические реалии вайнахов. Паллас делает немаловажное замечание: «На Кавказе живет некий народ, который совершенно отличается от других кавказских народов по языку, облику и чертам лица.» [6]. Далее он описал облик, хозяйственные занятия, религиозные представления и обряды, а также затронул вопрос этногенеза и языковой дифференциации вайнахских групп населения. Сведения о вайнахах, которые приводится в «Заметках.» Палласа, носят обзорный характер. Они составлены на показаниях сведущих лиц (например, полковника Штедера), а также на основании литературных источников.
Палласу принадлежит и авторство труда «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницею всевысочайшей особы», изданного в Санкт-Петербурге в 1787 г. Это произведение он приписал императрице Екатерине II, хотя всю работу по составлению словаря проделал сам. Словарь начинается словами «бог, небо, отец, мать» и оканчивается числительными 1-10, 100, 1000, также содержит транскрипцию 285 слов на 200 европейских и азиатских языках, в том числе и кавказских. Чеченский, ингушский и бацбий-ский языки он представил как подразделение одного
языка, имеющего древнейшее происхождение. Именно Гюльденштедт и Паллас положили начало «лингвистическому изучению Кавказа и лингвистической классификации кавказских народов» [2, с. 283].
Другой известный исследователь Иоган Готлиб Георги - натуралист, доктор медицины, член Петербургской академии наук, Прусской, Римско-Императорской и ряда других европейских академий первоначально работал помощником Фалька, а после его смерти вместе с академиком Палласом, а затем и самостоятельно возглавлял отдельные маршруты. Георги собрал естественно-научные и этнографические материалы. На Северном Кавказе он не был, но при описании народов, пользовался материалами Гюльденштедта.
Георги составил коллекцию рисунков представителей различных народов Российского государства, которые частично опубликованы в его основном труде, вышедшем в 4 томах в 1799 г. [7]. Появление этой работы свидетельствовало о том, что собирательная деятельность академических экспедиций имела результат, было накоплено достаточное количество материалов для составления первых этнографических обзоров народов Северного Кавказа. Примечательно, что собирательное название Кавказских горцев черкесами им не употреблялось, и он, собственно говоря, вслед за Гюльденштедтом именовал каждый этнос своим именем.
Российское правительство принимало ряд других мер по специальному изучению Северного Кавказа. Так, по его заданию, ученые-иностранцы, находившиеся на службе России, совершали свои путешествия и оставили многочисленные описания края. В этой связи значительный интерес представляют изыскания Якоба Рейнеггса. В течение трех лет с 1781 по 1783 г. он совершил пять экспедиций по Кавказу и составил карту Кавказа, хотя и неточную (к примеру, все реки Кавказа впадали в Каспийское море). Изучая кавказские языки, дополнив собственные наблюдения существовавшей литературой о Кавказе еще в 1781 г., он передал Палласу краткое описание Грузии и своего путешествия по Кавказу. В 1786 г. Паллас поднес Потемкину рукопись своего главного труда, изданного значительно позднее, уже после смерти Рейнеггса (возможно, в 1797 г.).
Издание 2-томного «Всеобщего, исторического и топографического описания Кавказа» с приложением предпринял Ф.Э. Штедер. Книга имела успех и спрос в Германии, так как многие исследования Рейнеггса в Европе до того не были известны. Вскоре книга была переведена на английский язык и издана в Лондоне в 1807 г. Её полного перевода на русском языке нет до сих пор. Перевод отрывка, посвященного вайнахам, осуществил дагестанский ученый В.Г. Гаджиев. Перевод сделан и нами. Он довольно большой и заключает в себе разнохарактерные сведения: кратчайший очерк истории чеченцев с древнейших времен, границы проживания, небольшой словарь слов, сведения об общественном устройстве, семейных отношениях, о численности и племенном составе, жилищах и поселениях, пище, религии, обычаях и проч. Имеется не-
большой очерк о шейхе Мансуре. Труд - скорее занимательное произведение, нежели научное исследование. И это необходимо учитывать, особенно в части характеристики общественного строя и семейных отношений.
Историк, географ, этнограф, археолог и почетный член русской академии наук граф Ян Потоцкий, по рождению представитель крупнейшего польского дворянского рода, осенью 1797 г. совершил путешествие по Северному Кавказу. Материалы изысканий были оформлены в научный труд под названием «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи» и опубликован в Париже в 1829 г. в двух томах. Издание было осуществлено немецким языковедом-ориенталистом Г.Ю. Клапротом после его многочисленных дополнений [2, с. 287].
Именно Потоцкий высказал мнение об этногене-тической связи алан и карабулаков [8]. Относительно чеченцев и ингушей он сообщает краткие сведения о языке, религии и обычаях, более того, оставил рисунки, сделал зарисовки с натуры чеченцев, будучи в Ка-барде. Во всех описаниях Потоцкого упор сделан на историю, археологию, этнографию, фольклор, но попутно много отдельных заметок бытового характера.
Описывая ингушские обычаи, исследователь значительное внимание уделяет обычаю кровной мести. Месть за кровь члена рода Потоцкий объясняет как существование социального института, связанного с родовым строем. Он полагает, что это не что иное, как языческий ритуал, аналогичный существовавшему некогда у древних римлян.
Другое наблюдение связано с поклонениями языческим идолам. Потоцким описываются находки у ингушей в виде маленьких серебряных идолов без определенной формы, так называемые «цуумы». Он отмечает, что «циу» было одним из главнейших божеств до проникновения в горные общества вайнахов христианства, а затем мусульманства. Приведены также примеры имен, произошедших от названий домашних животных и птиц. Подобные свидетельства отражают языческий характер верований в некоторых ингушских обществах в конце XVIII в.
Успешная активизация российской политики на Кавказе требовала подробного изучения путей сообщения между севером и югом Кавказа и составления военно-стратегических карт. Более того, русское правительство предполагало строить Военно-Грузинскую дорогу и привлекало на работу военных лиц. Одним из них был дивизионный квартирмейстер на Кавказской линии Леонтий Леонтьевич Штедер. В 1781 г. он совершил экспедицию по Кавказу, обследовав горные области Центрального Кавказа, преодолев путь от Моздока через земли кабардинцев, чеченцев, ингушей, карабулаков и осетин в Грузию. На Штедера была возложена не только задача составить военно-топографическую карту, но и производить минералогические изыскания, описать население степей и гор и склонять горцев к переселению на плоскость, а также привлекать их на сторону России. Штедер оставил дневник своего путешествия 1781 г., содержащий довольно подробные сведения о племенном составе, общественном строе, религии, пище, одежде,
хозяйстве, поселениях и женщинах, семейных отношениях, обычаях аталычества, гостеприимства, кровной мести у ингушей, карабулаков и осетин, кабардинцев, а также о взаимоотношениях названных народностей между собой.
Подчеркивая трудолюбие этих народов, развитие у них различной домашней промышленности и ремесел, отмечал: «Эти горцы - народ здоровый, сильный, проворный и кропотливый... могли бы быть вдвойне более многолюдными и хорошими подданными, если бы они имели законное государственное устройство» [9].
В начале XIX в. Академия наук успешно продолжала собирание материалов по истории, культуре и быту народов России усилиями ученых различных специальностей. В 1807-1808 гг. осуществлена последняя экспедиция лингвистом-ориенталистом Генрихом-Юлиусом Клапротом. Им обследовалась культура и быт чеченцев и ингушей и других горских народов Кавказа. Экспедиция академика Клапрота собрала этнографические, археологические, нумизматические и особенно лингвистические материалы народов. До сих пор существуют самые разноречивые оценки итогов экспедиции и научного наследия Кла-прота. Вместе с тем он предвосхитил многие позднейшие научные открытия в вопросах этногенеза некоторых кавказских народов, в частности осетин и вайнахов.
Начиная с Клапрота в кавказоведении завоевала право на самостоятельное существование теория об этноисторических связях некоторых народов Кавказа с древними культурами Востока. Ученый предвосхитил оформление гуманитарного направления в кавказоведении. По всей видимости, Клапрот, будучи учеником Потоцкого, заимствовал не только идеи, но и научные материалы предшественника. Без сомнения, это помогло ему справиться со сложными научными заданиями по подробному описанию «племенного состава населения» Северного Кавказа, социально-политического строя, хозяйственных занятий, нравов и обычаев горских народов.
Академические экспедиции в дальнейшем не снаряжались на Северный Кавказ, но исследования, осуществленные Российской Академией наук за столь короткий промежуток времени, внесли неоценимый вклад в научное познание северокавказского края и его многочисленных народов, в том числе вайнахов.
Анализ изученных источников показывает, что многочисленные сведения о вайнахах, собранные в указанный период, заложили историко-этнографические традиции их изучения. Вместе с тем они не лишены и тенденциозных замечаний и характеристик, свойственных снисходительному европоцентристскому взгляду исследователей того времени. В последующем они стали объектами поверхностных компиляций.
Став первыми источниками по истории и культуре бесписьменных народов Северного Кавказа, труды ученых XVШ-XIX вв. написаны на основе личных наблюдений, в них присутствует ценная информация, которая имеет значение и для современной исторической науки.
Литература
1. Орбели Р.Р. Кавказоведение. Азиатский музей / Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М., 1972.
2. Кавказский этнографический сборник. М., 1995. Т. 1.
3. Гюльденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа // Путешествия г-на академика И.А. Гульденштенда через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 гг. СПб., 1809.
4. Полиевктов М. Европейские путешественники XIII-XVIII вв. по Кавказу Тифлис, 1936.
5. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою АН по предложению ее претендента. Записки путешествий академика Фалька. СПб., 1824. Гл. 10.
6. Паллас П.С. Заметки о путешествии в южные наместничества российского государства в 1793 и 1794 гг. // Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в Х^ХГХ вв. Майкоп, 1997.
7. Георги Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений одежд, жилищ, украшений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Предисловие на немецком языке в переводе на российский язык по многим направлениям и вновь сочиненное. СПб., 1799. Т. 1-4.
8. Потоцкий Я. Путешествие из Москвы в Астрахань и окрестные страны в 1797 // Северный Архив. 1828. № 1-2.
9. Штедер Л.Л. Осетины во второй половине XVIII в. по наблюдениям путешественника Штедера. Орджоникидзе, 1940.
Поступила в редакцию 14 мая 2009 г.