Обращаясь к источникам
М. И. Демков
МАТЕР1АЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В^КА*
Педагогическая литература первой половины XIX віка.
Еще издавая въ с віть въ маргЬ місяці 1909 г. Ш часть своей „Исторіи русской педагогш“, я высказывалъ надежду, что современемъ удастся издать изслідованіе подъ заглавіемь „Русская педагогическая литература XIX в.“, для которой накопилось достаточное количество матеріалові». Но, однако, и теперь ніть возможности довести это изслідованіе въ скоромъ времени до конца, поэтому я рішаюсь оиубликовать собранные матеріали въ той надежді, что, быть можетъ, они облегчать работу будущимъ изсл*дователямъ судебъ русской пе-дагогіи.
Здісь я хотіль бы обратить вниманіе читателей на матеріали по исторіи русской педагогической литературы первой половины XIX в.,, не только оригинальные, но и переводные, для того, чтобы прослідить всю сумму иностраннаго вліянія на русскую педагогику.
Тотъ нравоучительный элементъ, который такъ сильно былъ вы-раженъ въ русской литературі второй половины ХУШ в., продол-жаетъ давать себя знать и въ литературі первой половины XIX в. Однако, мало - по - малу, педагогическіе интересы начинаютъ выдвигаться на первый планъ. Это можно доказать т-Ьмъ, что, кромі книгъ переводныхъ, начинаютъ появляться и самостоятельныя попытки по-строенія педагогическихъ книгь и брошюръ.
Разсмотримъ здісь рядъ изъ нихъ:
1. О воспитаны юношества. Сочиненіе Ивана Богдановича 1).. Москва, 1807 г., стр. 228, іп 12°.
х) Богданович*, Ивааъ Оедоровичъ, педагога, міадшій брать автора „Душеньки“, родился въ 1758 т., сіужиіі въ гвардій, загЬмъ въ теченіе 18-ти діть былъ город-
Небольшая книжка Ивана Богдановича „О воспитаиіи юношества“ въ свое время им'ііла значительный умгЬхъ и представляетъ опытъ самостоятельной обработки вопросовъ, касающихся первона-чальнаго воспитанія, поэтому заслуживаетъ нашего особеннаго вни-манія.
И. Вогдановичъ въ своемъ предисловіи говорить: „Путь сочинителя всегда былъ для меня опасенъ. Я никогда не искадъ его славы, и никогда искать ея не стану. Любовь Отечества и желаніе быть ему полезнымъ—вотъ мои основанія. Оці то были первымъ иобуждешемъ разсм отріть внимательно все, что только до меня доходило о воспи-таніи юношества *). Вникнувъ въ предлагаемыя правила иностранными писателями, и находя нерідко оныя несходственными ни съ физическимъ, ни съ моральнымъ нашимъ ноложетемъ, я предпринялъ такой трудъ, который ежели мало принесетъ пользы читателямъ, я не буду жаліть о потері времени: ибо лучшаго употребленія я никогда не д'Ьлалъ, отдавая отчетъ совісти, никогда она не была такъ довольна“ (стр. 6).
„Извістно, что нравы, обычаи, богослуженія, правленіе, словомъ, всі должности иміють свои національньїе оттінки, которыя всегда остаются оригинальными: слідственно не лучше ль намъ приміняться къ онымъ, нежели быть худою копією“. Изъ этого видно, что авторъ хочетъ построить воспитаніе на нацюнальныхъ началахъ. Онъ врагъ рабской подражательности и сильно противъ нея вооружается.
„Не странно ли покажутся безпристрастному созерцателю нашего образованія непостоянство наше и переміни вкуса? Давно ль было это время, когда во всемъ мы подражали иЬмцамъ! Пользуясь ихъ свідініями, мы воспитывали дітей нашихъ по ихъ формі, старались быть хладнокровны, какъ опи, и въ самыхъ даже бездЬлкахъ мы хотіли германиться. Ихъ столъ, обхожденіе, кривлянье въ танцахъ, все называлось у насъ изящнымъ (стр. 8). Но коль скоро появились французы, исчезло очарованіе. Ихъ веселый нравъ, свободное обхо-жденіе, скорыя и острыя выдумхси, проворство и гибкость, вскружили всімт» головы. Всякъ хотіль йміть учителемъ француза, всякъ хо-
иичииъ въ Сумахъ, а послЪ того тамъ же уЬздпымъ яредводителемъ дворянства. Умсръ 2-го апреля 1831 г. (См. С. А. Венгеровъ. Руссыя книги съ биографическими данными объ авторахъ и переводчиках^ (1708—1893 г.).
х) Изъ этого и последующаго видно, что авторъ серыззпо интересовался педагогическими сочинешями и читалъ, что было лучшаго въ нностранпой лите-ратурЪ.
тіль сділать дітей французами. Віднне німцьі, которые не знали моднаго языка, принялись за ремесла, и мы выиграли больше. Въ теченіе нікотораго числа літь всі заговорили по-французски, и природный языкъ свой такъ смішали, что трудно было угадать, какой націй мы боліє принадлежали. Все, что называлось Парижекимъ, сділалось намъ общимъ. Мы желали, чтобъ воспитаніе произвело чудо, чтобы мы отъ оригиналовъ не были различны. Слухъ сей, какъ видно, везаі распространился: со всіхь сторонъ подъ назватемъ Pans не только загрузили насъ моднымъ товаромъ, но сверхъ чаянія учителя начали ігріізжать къ намъ цілими колоніями. Довольно, когда они говорили по-французски, намъ больше было не нужно“ (стр. 9).
„Черезъ нісколько літь, не знаю чему приписать, соблазнитель-нымъ ли примірамь дотолі любезныхъ натихъ наставниковъ или малымъ успіхамь юношей—изступленіе умалилось. Мы начали при-міняться къ британцамъ, желая воспитывать дітей по ихъ правиламъ. Локкъ сділался любимійшимь писателемъ; его наставленія были не-престаннымъ занятіемь матерей. Многіе, нарядясь въ англійскіе фраки, старались казаться важніє, постоянніе, начали хвалить все, что было изъ Англія; французовъ называть народомъ вЬтрепымъ, хотя бы и не должно осуждать цілую націю по гЪмъ, коихъ мы видимъ здісь“ (стр. 11).
„Вотъ причины, побудившія меня отважиться взять на себя такое діло, которое, я чувствую, что требуетъ не только великой опытности и обширныхъ свідіній, но при томъ такой осторожности, чтобъ воспитанникъ мой не былъ вторымъ Эмилемъ“ (стр. 11). „Прежде нежели я рішился предпринять сей трудъ, заявляетъ Вогдановичъ, я говорилъ съ творцемъ Душиныси, говорилъ съ г. Капнистомъ, съ при-скорбіемь представлялъ имъ, что мы до ньші не иміемь еще такой книги, которая бъ была основапгемъ маціоиальнаю воспитанія“ (стр. 13).
Приведемъ довольно подробныя выдержки изъ этой интересной книжки. .
Глава І. О присмотрі и о обереженій младенца въ первые шесть місяцевь. „Каждая мать лервійшій долгъ иміегь, не лишать младенца той нищи, которая ему предопреділсна природою, и которой соки могутъ назвеїться общими съ его состояшемъ. Девятимісячное оныхъ вліяніе дЬлаетъ ихъ и по рожденію необходимыми: 1) потому что начальное молоко есть такого свойства, которое, по благодіянію
природы, такъ мало имеетъ масллныхъ частицъ, что оно излишняго обременешя слабому новопришсльцу въ св'Ьгь произвесть не можетъ, 2) что оная пища неразделимую связь имеетъ съ его кровью, 3) что никакой возможности нетъ, тотчасъ по рожденш, доставить младенцу такую кормилицу, которая бъ только что разрешилась, а всегда даютъ уже таковыхъ, коихъ молоко вовсе имъ не свойственно, то есть, по прошествш н'Ьеколькихъ иед'Ьль, а иногда и месяцевъ, следственно уже сгустившимся, которое произгюдетъ кислоты“ (16 стр.).
Авторъ возмущается, что матери не кормятъ сами своихъ детей и ноставивъ вопросъ: что-жъ сего причиною? отв'Ёчаетъ: „леность матерей, принятые обычаи, всеобщее небрежете о первЬйшихъ дол-жностяхъ, разсЬяте мыслей о другихъ, ничего не значущихъ пред-метахъ до такой степени, что о семъ почти никто и помыслить не считаетъ за нужное“.
. „Кто себя можетъ уверить, что сысканная кормилица хорошее имеетъ молоко, что она добрап» поведешя, совершенно здорова и никогда подвержена не была припадкамъ, коихъ следы и по изл'Ьче-нш остаются въ сокахъ? Какъ узнать, благонравна ли она или зла? А еле весьма нужно: ибо хотя и трудно доказать, чтобъ все относящееся къ физике действовало и на метафизическое наше состоите; однаколсъ решительно сказать того нельзя, чтобъ пища никакого вл1яшя не имела; какъ бы то ни было, но благонрав1е кормилицы и безъ сей причины нужно, огь него зависитъ покой его окружающихъ. Но хотя бъ и все то было: какими глазами можетъ видеть мать преданнаго чувствами своего младенца не ей, а той, которая его пи-таетъ и действительно -все право на любовь питомца своего имеетъ. Здесь кажется, право сильнаго но къ стати, но есть другое право богатаго. О сколь вы бедны съ пашимъ правомъ. Васъ можно сравнить съ теми, кои храня железо, теряютъ золото. Вы боитесь отстать •отъ собратй, отъ гуляньевъ, отъ театровъ, вы поверяя васъ часть самихъ худымъ наемникамъ“ (стр. 19—20).
. Бываетъ и то, что берутъ кормилицу неволею отъ любимыхъ ими мужей и милыхъ детей. Не тиранство ль это? (№.).
Авторъ относится неодобрительно къ общему обычаю свивать д'Ьтей: „Свиваше по многимъ причинамъ одобрить невозможно 1-е потому, что младенецъ въ начальные шесть месяцевъ столь нежные имеетъ члены, что и малейшая неосторожность можетъ на целый векъ сделать уродомъ, 2-е известно естества воспитателямъ, какое чрезвычайное кровообращеше производится во младенце. Кто ска-
жетъ, чтобы свиваніе не мішало оному и не застанавливало иногда такія мокроты, который при свободі могли бы натурально отділяться и перебігать въ свои назначения“ (24). „Купанье дітей въ семъ возрасті весьма нужно“ (25). „По' прошествіи трехъ місяцевь въ літнєє время и въ хорошую погоду не худо выносить дітей на открытый воздухъ, чтобъ зараніе пріучить къ такой стихіи, которая главнійшее вліяніе иміеть на человіка“. „Чистота комнаты, легкое окуриваніе и самое необходимое число лриставницъ, окружающихъ младенца, суть таковыя принадлежности, которыя ненремінно соблюдать должно“ (стр. 27).
„Чтобы удалить всякую опасность, могущую случиться отъ природной оспы, то можно, когда пройдетъ шесть місяцевь, ребенку привить оспу коровью. Сміло могу увірить, что послі оной натуральная оспа не будеть“ (стр. 81).
Глава И. О присмотрі и обхожденіи въ другіе шесть м’Ьсяцевъ. „Сіверньш житель долженъ терпіливо переносить стужу, а потому съ полугода, не только въ літнєє время, но и въ зимнее (разу-міется не въ жестокіе морозы) должно выносить ребенка на воздухъ“ (стр. 36). „Чімь боліє прибавляется місяцевь къ возрасту, тімь боліє стараться должно уменьшать градусы теплоты въ комнатахъ, въ которыхъ ребенокъ содержится (стр. 36 — 37). Купанья также всегда полезны будутъ дітямь въ семъ возрасті, естьли съ приба-вленіемь місяцевь стараться будутъ, нечувствительно доводить ванны до того, чтобъ оні были боліє прохладны, нежели теплыя (стр. 37)» На віки незабвенный Суворовъ и міль привычку ежедневно мыться въ холодной воді (хотябъ то было зимою), всімь извістно, какъ онъ при понесеній трудовъ до глубокой старости всегда былъ бодръ, не-угомимъ и кріпокь“ (стр. 38).
Глава III. О присмотрі и о еодержакіи до полутора года.
„Многіе начинаютъ кормить дітей до году кашею, хлібомь, а ні-которые, по особливой любви, и конфетами; однакожъ кажется нні, что изъ сего ділають больше забаву, нежели выиолняютъ потребность. Когда мать, или кормилица совершенно здоровы, опі иміють столько молока, сколько необходимо для питанія младенца нужно. Я не совітоваль бы того ділать, разві бы кормящая, по причині бо-лізненньїхь припадковъ, не могла удовлетворять питомца“ (стр. 40). „По окончаніи года ребенокъ довольно иміеть кріпости, .чтобъ сидіть безъ поддержаніл, а потому очень хорошо разстилать на полу мягкой коверъ и давать волю ползать, сколько ему угодно (стр. 43).
Такъ воспитываемый ребенокъ скоро и твердо начнетъ стоять, бодро и сміло ходить, и по возрасту своему долженъ быть силыйзе гЬХЪ, коихъ не спускають съ рукъ“ (стр. 43).
„Въ семъ возрасті у дітей родятся мгновенный желанія брать все въ руки, нерідко и вредныя для нихъ вещи... Чтобъ не чувствовать сихъ непріятиостей (дітскаго крика отъ неисполненія желаній), надобно съ самаго начала пожеланій вооружиться предосторожностью и чего давать не должно, слово нельзя сділать ему закономъ.
їїріучнвь такимъ образомъ ребенка, не только внушается ему зависимость отъ воспитателей, но и предохраняется отъ упрямства, самонравія и злости, которая можетъ действовать на здоровье“ (стр. 50).
Глава IV. О обхожденіи отъ полутора года до трехъ літь.
„По совершеніи полутора года, непременно должно отлучать ребенка отъ груди. Въ этомъ возрасті мяса жъ, пока не было оспы, отнюдь давать не должно; равномерно не пріучать къ конфектаыъ, нерідко умножаюшдмъ глисты, также отъ чая и кофія всевозможно остерегаться“ (стр. 55). „На третьемъ году, не удерживая ребенка отъ евободнаго движенія, примічать должно минуты его отдохновенія, и въ оныя занимать приличными играми, напримірь, можно изъ картузной бумаги вьірізьівать разныхъ звірей и птицъ по числу литеръ алфавита и по каждой штучкі ставить по порядку литеры отъ А до послідней“ (стр. 57).
Глава Т. О воспитаніи отъ трехъ до шести лігь. „По прошествіи трехъ лігь уже должно питомца моего отъ женщикъ отдалить и препоручить въ смотрініе приготовленному дядькі или надзирателю. Въ вьіборі таковаго человіка родители должны нікогда отдать отчетъ своей совісти 1) надобно, чтобы сей человікь былъ благонравный, внимательный, здоровый, способный къ движешямъ и трезвый, 2) чтобы онъ былъ грамотный и держался того наставленья, которое ему письменно дано будегь, 3) чтобы онъ былъ віреігь въ исполнешяхъ, и чтобы по прошествіи каждаго дня докладывалъ о всіхь поступкахъ худыхъ и добрыхъ воспитанниковъ, и какія мірьі взяты имъ были при исправленіи первыхъ, не произвели ль ті міри негодованія или упрямства“. „Всякой благородной поступокъ отличать должно не интересомъ сладкихъ яствъ (сіє прилично лишь наемнику), но ніжній ши ми ласками, веселоетію, пріятньши разговорами и сравненгемъ съ благородными дітьми, которыя послі сділались. подпорами и уті-шеюемъ престарільїхь родителей“ (63 стр.). „Надзиратель, по принятіп
питомца на свои руки, первымъ долгомъ обязанъ, чтобы непременною привычкою сделать священнейшую должность—молитвы, т. е. чтобы по утру и ложась спать ребенокъ съ приличнымъ благоговешсмъ всегда молился“ (стр. 63).
„Занимаясь приличнымъ возрасту разговорами, надзиратель попра-вляетъ ошибки, нечувствительно поселяетъ идеи, поощряетъ любопытство, и, естьли оное выходить иногда изъ меры его понятся откладываешь решеше до родителей“ (ib.).
„Въ продолжешв сего возраста не должно утеснять свободу и не заботиться, что ребенокъ устанетъ. Сей возрастъ, по кровообращенйо, какое въ немъ естественно производится, можотъ назваться возра-стомъ неутомимости; въ часы же отдохновешя надзиратель можетъ забавлять разсказываньемъ нравоучительныхъ, но краткихъ сиазокъ и анекдотовъ, а иногда и читаетъ оныя, ежели питомецъ располо-женъ слушать.
Такимъ способомъ нечувствительно можно возжечь желаме учиться читать, а надзиратель, не упуская того, начинаетъ уроки, однакожъ безъ всякаго принуждетя“ (стр. 65).
„Въ шестилетнемъ возрасте здоровой и острый ребенокъ, особливо во время прогулокъ, по живости своей почти непрестанно делаегь вопросы. Надзиратель всегда долженъ останавливаться и кратко, но ясно все разсказывать. Напримеръ, какой это цветокъ? Какъ онъ црекрасенъ! Къ чему онъ служить?“ (ib.).
„Прогуливаясь и разсуждая, сколько поселяется (sic!) идей въ пер-вомь возрасте? Сколько способовъ къ соделанпо легчайшею методою полезиыхъ впечатленш! Сколько въ таковыхъ прогулкахъ предуготов-лешя? Весьма редко которое бъ гулянье доброму надзирателю не доставило случая приближать питомца къ тЬмь иознашямъ и дей-ств1ямъ душевнымъ, безъ коихъ его существоваше было бы махи-нально.
Добрый надзиратель почти вседневно имеетъ случай развивать по-HHTie и предуготовить душу правильно всегда действовать; словомъ, добрый надзиратель (которые очень редки) есть такой, коего они должны чтить какъ друга“ (стр. 84). Говоря, однако, о качестве хоро-шаго надзирателя и о важности его призвашя, авторъ не задается воиросомъ, откуда и какъ взять хорошихъ надзирателей, ему и въ голову не приходить, что для этого нужна продолжительная педагогическая подготовка.
Глава VI. О воспитанш отъ шести до десяти летъ.
„Встунленіе въ седьмой ГОДЪ, ПО МНІНІІО моему, есть удобнейшее время для начала, ученія классическаго *). Первый годъ сей эпохи долженъ быть введеніемь или только навыкоиъ въ упражненіяхь. А потому въ начальные шесть мЄсяцєвь не должно принуждать ребенка сидіть боліє трехъ часовъ въ сутки, разділяя оные на три части по раземотрінію родителей.
Краткій катихизисъ Платона митрополита будетъ наилучшимъ введеніемь въ Богопознаніе; его доказательства везді ясны, везді убі-дителыш (стр. 89); кто не знаегь Закона Божія, не знаетъ сладчай-шаго чувствованія благодарности, и едва-ли можетъ находить удо-вольствіе въ благотвореніи блилсняго! Правильное же познаніе есть вЬрное руководство къ философіи, ключъ къ гЬмъ таинствамъ, кои кажутся миогимъ непонятными; но кои заключаюсь въ собі умозрительную систему. Напр.: отъ чего я? гді я? кто я? Родители! отъ вашего пниманія зависитъ блаженство вашихъ дітей; не забывайте Бога, въ чемъ состоитъ первейшая ваша обязанность!“ (стр. 95). „Мні скажуть, какъ сділать пріятною такую жизнь, въ которой встрічаются такъ часто искушенья? Помощь Божія и твердое на Него упованіе суть первійшіе столпы нашего существованія (стр. 99). Я бъ совіто-валъ, чтобъ въ плані воспитанія и въ наставленіяхь надзиратель-окихъ предположено было, какъ будто нечаянно представлять юно-шамъ несчастныя жертвы распутстна, пьянства, промотавшихся игро-ковъ, корыстолюбцевъ, словомъ все, что иміеть на себі печать порока. Таковыя картины, сильно дійствуя на воображеніе, произведутъ то, въ чемъ теорія никогда успіть не можетъ“ (стр. 105).
„Отъ семи до осьми літь учебныхъ часовъ въ сутки я полагаю шесть. Науки разділить должно слідующимь образомъ: полтора часа определить для языка французскаго, часъ для письма россійекаго и французскаго; часъ для математики, часъ для исторіп священной, часъ для исторіи світской и полчаса для Закона Божія (стр. 105). Світовая исторія предпочтительно доллсна преподаваться своего отечества. Что пользы Россіянину знать прежде Александрову Сципіо-новъ, Карловъ, Капетовъ и пр., когда о Рурикі, Владимірі, о Ди-митріі и Пожарскомъ, о Ермакі и Минине, о Петре и Екатерине онъ знать не будетъ? Надобно, чтобы младой Россъ восхитился прежде Россомъ, и сближаясь духомъ къ той крови, которая обращается въ его жилахъ, гордился предками своей земли (стр. 107). Исторія сво-
*) Т. в. класснаго. Пшм. М. I.
его отечества, а потомъ и всеобщая есть первійшее руководство для юноши“ (стр. 108). „Всеобщая исторія Миллотова и Кондильякова, въ разсужденіи порядка, чистаго слога, смільїхь разсужденій и безпри-страстной критики, по мнінію моему, суть лучшія. Желательно, чтобы сій писатели были всегда образцами историковъ (стр. 109). Географія, какъ и исторія должны предпочтительно преподаваться своего отечества“' (стр. 113).
„Когда воспитатель усмотришь особливую склонность воспитанника къ какой бы то ни было наукі, то не только позволяется, но должно, какъ можно боліє давать времени на такое упражнение, къ которому онъ самою природою нечувствительно привлекается. Отъ сего то не-впиманія мы до ньіні весьма мало иміемь математиковъ, историковъ, географовъ и литераторовъ“ (стр. 118).
!'лава VII. О руководстве отъ десяти до тринадцати лігь. Въ семь возраоті рекомендуются математическія занятія, а также тілес-ныя зкзерциціи: танцы, фехтованіе и т. п. Авторъ рекомендуетъ земле-дільческія занятія и посіщеніе мастерскихъ художниковъ (стр. 124). „Возрастъ сей есть также приличнійшій иъ образованію свойствъ ду-шевныхъ, къ впечатлінію, какъ долженъ каждый соблюдать свято догматы Религіи, чтить Монарха, повиноваться властямъ, быть добрымъ сыномъ, вірньїмь супругомъ, чадолюбивымъ отцомъ, милостивымъ на-чальнивомъ и во всіхь частяхъ общежитія заслуживать лестное для сердца названіе гражданина (стр. 126). Соблюдете догматовъ религіи состоишь въ сихъ краткихъ словахъ: „Люби Бога и люби ближняго“. Въ семъ кажется все заключается (стр. 127).
Стыдно бы Россіянину было заниматься толы«) красотами слога авторовъ иностранныхъ, а своихъ оставлять бсзъ вниманія и думать, что ихъ провзведенія ничтожны, потбму что они во многомъ различны съ нисателями иностранными“ (стр. 168).
2. Сократъ Ремизовъ. Щастливый вотитанникъ или долгь бла-годарнаго сердца. Россійское сочиненіе. Въ унив. типогр. Москва 1808 г., маленькая книжка въ 16° стр. 84.
Авторъ останавливается на ціли человека гражданина (стр. 41). „ Юноши! старайтесь употреблять въ свою'пользу цвітущіе дни юности; алчная смерть и се не щадитъ; и она равно пожинается, какъ на полі брапи, такъ и въ мирномъ жилищі. Старайтесь проводить время сь пользою, чтобы не жаліть о быстромъ его теченіи. Благовоспи-танішіі человікь не ищетъ ложной славы, въ одержаній какихъ либо побідь надъ ближними своими. Истинная слава его состоять въ по-
біді надъ своими страстями и въ пріобрЄтеніи добродетелей (стр. 42), онъ принимается за мечъ единственно для защищенія любезнійшаго отечества—есть ли жребій его быть блюстителемъ гражданскихъ зако-новъ, не прельщается златомъ, разсыпаннымъ предъ нимъ виновкымъ богачемъ, но защищаешь невшшаго, не разбирая, богатъ-ли онъ, или бЄдонь. Въ общежитіи служить онъ всЄмь вообще и каждому особо полезнымъ совЄтомь; облегчаешь участь страждущихъ подъ тяжкимъ бременемъ бедности и нсщастій, словомъ: онъ истинный герой, без-пристрастный судья и бодрый гражданннъ. Вотъ, любезные друзья, пЄль нашего воспитанія, цЄль человека гражданина“.
Тугь же г. Ремизовъ даетъ советы, какъ следуешь читать книги: „Молодой чєловЄкь долженъ быть весьма остороженъ въ выборе внигъ для чтенія; ибо ошь сего зависишь его нравственность и спокойствіе духа; естьли онъ будешь читать все безъ разбору, то можешь сделаться весьма нещастливъ (стр. 54). Молодые люди должны образовать себя чтеніемь книгъ, но кяигъ такихт.. кои предлагаютъ намъ священныя и полезный истинны (sic), образуюіція наше сердце, шсуоъ и разумъ; сіє то чтеніе возводить человека изъ самаго низкаго состоянія на степень чести и славы. Должно читать книги съ размышлешемъ, наблюдать все, что служить къ истинной пользе—лучше прочесть немного, но обдумать и собственнымъ разумомъ проверить, нежели читать много, но безъ размьшіленія. Читая полезныя книги съ размы-шленіемь, юноша научается основательно думать и самъ себя въ та-комъ случае учишь гораздо более, нежели книга“.
3. Нравоучепге для благородпыя~ъ воспитаниицъ общества благо-родныхъ дЄвиць Института Ордена св. Екатерины, вь 4-хъ частяхъ. Составилъ: Воскресенскаго ІІоводЄвича монастыря протоіерей и бла-городныхь воспитанницъ законоучитель Іаковг Воснресенскій. С.-Пб. 1813 г. стр. 199 in 8°.
Книга посвящена Государыне РІмператрицЄ Марій 0еодоровнЄ.
Въ 1-й части изложено: „о свойствахъ нравоученія и главнейшихъ онаго основаніяхь“. Наука нравоученія, сказано здесь, не есть гада-ніе. Она опирается на началахъ, столь же твердыхъ и очевидныгь, какъ матемагическія истины. Она по примеру другихъ наукъ нмЄєть извЄстішя и нєизмЄнньія правила, располагающія движениями и поли. Таковы суть: всякая тварь должна признавать свою зависимость отъ Творца: а разумной твари надобно жить но разуму, и признающему Творца должно чтить Его. Не должно делать другнмъ того, чего самъ не желаешь терпеть ошь нихъ. ВлагодЄянія заслуживають благодар-
ность. Душа превосходкіе тіла. Чувства должны быть покорены разуму. Надобно быть вірну въсвоихъ обязательствам и т. д. х). Начала нравственности изъ всіхь началъ суть самыя яснійшія и про-стійшія. Книги, въ коихъ почерпаны сін начала, суть во первыхъ сама природа, во вторыхъ—Откровеніе *). Любить Бога изъ уваженія токмо къ безпред'Ьльнымъ его совершенствамъ, а все прочее какъ его даръ: вошь главиыя начала Христіанскаго нравоученія, ниспосылае-маго съ небесъ для усовершенія человіковь“.
„Благо верховное, которое иные полагаютъ, въ безпрепятственномъ шествіи къ большимъ со дня на день совершенствамъ, иныя въ испол-неніи естественыхъ желаній, иные въ качестві духа и расположен^, иные въ надлежащемъ употребленіа силъ, природою данныхъ, иные въ единой добродітели, заключается въ Богі и есть неизмінное, не-оскудноо и вічнеє, оно есть самъ Богь“ 3). О совісти здісь сказано, что „совість есть судъ чоловіка о ділах'ь закона, или по Вольфію, она есть способность судить о нравственности діяній, хороши ли, т. е. оні, или худы, подлежишь ли совершить ихъ или ніть? Добрая совість рождаетъ покой и радость въ душі; худая сопровоясдается скукою, раскаяшемъ, обличеніемь, страхомъ и другими досадительными страстями, которыя вообще называются угрызешемъ совісти“.
Во 2-й части этой книги содержатся правила должностей, до всіхь касающихся. Должности опреділяютея какъ свободныя человіческія діянія, опреділяє.мьіл закономъ и вміняемьія человіку. „Основаніемь сихъ должностей иные полагаютъ сіє: ділай то, что служить къ усовершенствованно тебя и твоего благополучія и удаляйся всего, что тебя н твое состояніе ділаеть несовершеннійшимь или злополучній-шимъ, иные естественное къ тому человіческое расположеніе, ипые особенно разумъ или человіколюбіе. Но ближе всіхь подходятъ къ истині ті, которые волю Божію пріемлють за основаніе нашихъ должностей, и начала нравственности утверждаюсь на неизмінномь и вічномь порядкі и согласованы всіхь вещей созданныхъ, коего учредитель самъ Богь 4). Должности наши вообще разділяютея на три части 1-е въ отношвніи къ Богу, 2-е въ отношсиіи къ самимъ себі и 3-є вь отношоніи къ подобнымъ намъ человікамь 5). Главная долж-
*) § 3, стр. 2.
а) 8 4.
3) Глава 7, § 47, пр. 3.
*) Ч. П, § 2.
*) § 12.
иость въ разсужденіи души состоить въ томъ, чтобъ мы со всевоз-можнымъ тщашемъ образовали и усовершали силы и способности нашего ума. Для сего надлежать стараться о пріобрЄтеніи яснаго о ве-щахъ познанія и со тщашеиъ побеждать невежество *). Въ порядке ученія при образованы ума надлежить держаться слідую щи хъ пра-вилъ: 1) познанія основательныя предпочитать обширнымъ, 2) нуж-ныя полезнымъ, 3) полезныя пріятньїмь (§ 14). Но образуя умъ, не надобно упускать изъ виду образованіе сердца или воли (§ 15). Къ образованію ума и сердца, весьма много способствуешь чтеніе, размыш-леніе и подражаніе (§ 17). При чтеніи надобно руководствоваться наипаче следующими общими правилами: а) не читать съ лишкомъ много, ибо излишество везде вредно, слЄд и здЄсь б) не читать безъ разбору всякія книги, ибо отъ сего родится въ у.мЄ смЄсь необдуман-пыхъ идей в) не читать талія сочиненія, который невидимому для того единственно писаны, чтобы смутить умъ, заразить воображеніе, раздражить чувственность, поколебал, основанія благочестія и добродетели, усыпить совесть, изнЪжитъ душу, сообщить уньїніе и неудо-вольствіе по всему свету, къ людлмъ и къ Промыслу, пополнить сердце пустыми, не сбыточными меч пми“ (§ 18).
„Должности наши, до тіла касающіеся можно видЄть изъ слъдую-щихъ правилъ: 1) храни жизнь твою со всевозможнымъ тщетемъ, избегая всіхь безразсудныхъ опасностей, всего, что можетъ преждевременно прекратить оную 2) пекиея о соблюденіи здоровья, безъ коего самая жизнь есть тяжкое бремя. 3) старайся доставлять себе все потребное, каиъ то пищу, домъ, одЄяніє и проч. 4) бегай вся-каго излишества, яко несообразиагс природе 5) не вдругъ переменяй привычку, она есть вторая натура. (5) будь всегда веселъ а спокоенъ духомъ 7) люби чистый и умеренный воздухъ. Онъ много способ-ствуетъ къ укріпленію тела и ободренію духа. 8) Не пріучай себя безъ нужды къ употребление лекарсгвъ; наблюденіс есть лучшій лекарь. 9) Не предавайся праздности, сему источнику болезней и поро-ковъ, но нровожди жизнь трезвую и трудолюбивую. 10) Блюди отъ иовреждеііія всЄ члены тЄлєсішє, а какъ тЄ, коими чувствуешь, какъ то, зрЄніе, слухъ и проч. !).
И такъ средства къ сохраненію и укрЄпленііо здоровья суть: „умеренность въ пищи и питіи въ удовольсшяхъ, что обыкновенно называется трезвостью, трудолюбіе и тЄлодвижєніє, господство надъ стра-
') 8 13.
*) § 28.
стями, веселое и спокойное сердце, умеренное отдохновеиіе, чистота и цізломудріе“ (§ 29).
„Правила, которыми должны мы руководствоваться въ делахъ ми-лосердія, суть слЄдуіощія: а) благотворить, кому надобно б) благотворить, сколько надобно в) благотворить, какъ надобно г) благотворить, когда надобно д) благотворить, чЄмь надобно. Относительно къ ближиимъ должность заключается въ ыгЬдующихъ двухъ правилахъ: 1) чего! себе не желаешь, того не делай другому 2) чего себе желаешь, то и другому делай и желай“.
Въ ч. ПІ излагаются частныя правила, которыя относятся къ лю-дямъ извЄстньіхь состоянш и положеній.
О должностяхъ супруги и всего женскаго пола здесь говорится *): „яко женщина обязана все свои способности и дарованія, душевныя и тЄлєсньія, физичоскія и нравственный, тщательно, усердно развивать, укреплять и образовать всегда сообразно съ тройственнымъ ея опредЄленіемь супружескимъ, матернимъ и хозяйственнымъ и только на тЄхь предметахъ, и только тЄми способами, которые находятся внутрь границъ женскаго ея званія.
„Яко мать, она имЄєгь долгъ воспитывать своихъ дЄтєй, насаждая въ нихъ первыя сімена добродетелей, содействуя развитію ихъ ду-шевныхъ способностей, и предшествуя своимъ нримеромъ“ г). „Яко на домоправительнице, лежить безотметное обязательство, своимъ трудо-любіемь, хорошимъ расположеніемь всЄхь домашнихъ дЄль, и вообще всЄми хозяйственными свЄдЄніями соблюдать и умножать благосостоя-ніе, честь и домашнее спокойствіе, тЄмь съ большею ревностью и удовольствіемь, что точнымъ исполненіемь всЄхь ея обязанностей споспЄшествуеть она не только домашнему щастію, но и общественному благу государства.
„Женщина должна себя ограничить только домашнимъ кругомъ деятельности, отнюдь не мешаясь ни въ какія общественныя и поли-тическія дела, принадлежащія однимъ мущинамъ, но соблюдая въ домЄ своемъ порядокъ и благоустройство“ 3).
Въ главе 6-й той же III части говорится о должностяхъ родителей въ разсужденіи дЄтєй. „Воспитывать дЄтєй, сказано здЄсь, значить такъ образовать ихъ тЄло и душу, чтобы они заблаговременно научились жить для славы своего Создателя, для счастія своего и для
*) Глава 5, § 22.
а) § 25.
3) § 27, 3.
ближнихъ свовхъ. Или другими словами: воспитывать дітей, значить съ самыхъ младыхъ лЬтъ до совершеинаго ихъ возраста, сверхъ попеченій о сохранеяіи жизни ихъ и здоровья руководствовать къ по-знанію Бога, самихъ себя и тіхь людей, съ которыми они должны будуть жить; следственно и къ познанію и исполненію тіхь обязанностей, которыя возлагаетъ на нихъ Богъ и предержащая власть, ко-горыхъ исполненіе требуетъ отъ нихъ собственное ихъ и ближнихъ благополучів. По сему кто оставляешь хотя одну изъ сихъ принадлежностей, тотъ нарушаешь законъ воспитанія“.
„Родители обязаны наставлять и утверждать дітей въ благочестіи, благоразсудно направлять наклонности, предохранять отъ всякаго зла, и вести къ добродітели, предшествуя имъ въ томъ собственнымъ при-міромь, пріучать къ послушанію и покорности, къ трудолюбію, домостроительству и къ честному съ другими обращенію, внушать въ нихъ любовь къ отечеству и уваженіе ко всему отечеству, исправлять ихъ погрішносте, а въ случаі нужды и наказывать, образовать ихъ способности соотвітственно ихъ званію въ обществі человіческомь, на-конецъ, управлять ими“ ‘).
Въ главі (7) о должностяхъ дітей къ родителямъ, между про-чимь, говорится: „почтеніе, любовь, благодарность, страхъ и повино-веніе суть непремінішя, всегдашнія, священныя обязанности дітей къ родителямъ“ *).
Часть ІУ нравоученія содержитъ правила благоразумія и благопристойности. Она состоитъ изъ ряда афоризмовъ, въ роді слідую-щаго: „Старайтесь наблюдать самую строгую честность въ мысляхъ своихъ и поступкахъ, доказывая сіє не столько словами, сколько ділами“; „будьте уміреннн въ своихъ ожиданіяхь и опасешяхъ, и не надійтесь, чтобъ люди боліє заботились о васъ и ділахь вашихъ, нежели сколько вы и діла ваши въ отношеніи къ нимъ могутъ быть для нихъ полезны“. „Берегитесь принимать совітьі отъ враговъ, глуп-цовъ и завистливыхъ“.
„Нравоученіе“ Воскресенскаго, какъ мы въ другомъ місті говорили, читалось воспитанницами институтовъ въ классахъ до конца жизни Императрицы Марій 3).
4. „Мои мысли о воспитаніи сына“ князя И. И. Барятинскаго. 1815 г.
*) Стр. 138—139.
•) Стр. 149.
3) Денковъ. Исторія русс. иед. ч. III глава XI.
Эти мысли, отчасти напоминающія „Духовную“ Татищева, съ явнымъ англофильскимъ характером^, представляють инструкцію, данную кня-земъ Иваномъ Ивановичемъ Барятинскимъ *) для воспитанія и обра-зованія князя Александра, будущаго фельдмаршала. Инструкція эта любопытна, какъ образчикъ мніній по вопросамъ педагогическимъ одного изъ высокопоставленаыхь лицъ первой четверти XIX віка, но она не могла йміть и не иміла большого значеній, такъ какъ извістна была пемногимъ лицамъ и до 90-хъ годовъ сохранялась только въ рукописи. Впервые она была напечатана въ 1894 г. въ „Русской Старині“, въ Запискахъ Инсарскаго 2). Во всякомъ случаі она достойна вниманія и мы прнведемъ ее здісь почти ціликомь.
27/9 Ивановское 1815 г.
Мои мысли о восіштаніп сына.
До ссмилітняго возраста воспитаніе мальчика должно быть ско-ріе физическое, чімь нравственное; но понятіе о томъ, что справедливо и несправедливо, слідуеть внушить ему какъ молено раніе. Главные недостатки, проявляющіеся въ дітскомь возрасті—ложь и обжорство. Къ первому изъ нихъ надобно быть неумолимымъ, такъ какъ ложь унпжаетъ человіческое достоинство.
Сына моего можно будеть оставить подъ женскимъ присмотромъ до 5 літь. Когда онъ начнетъ бігать и прыгать, надобно стараться укріпить его тіло физическими упражненіямн и холоднымъ купаньемъ, къ которому слідуеть пріучать его постепенно.- Наиболіе полезны річная купанья. Надобно пріобрісти для него дві или три верховыя лошади, на которыхъ онъ будетъ іздить поочередно, но безъ сідла, ибо ничто не можетъ дать такой хорошей посадки, какъ этотъ спо-собъ іздн степныхъ народовъ. Наши крестьянскіе мальчики рано на-чинаютъ іздить верхомъ; пяти и шестиліття діти уже скачуть на отцовскихъ лошадяхъ съ удивительною смілостью.
Князь II. И. Варятипскш долгое время жиль въ Англія, желать былъ два раза: въ первый разъ на дочери англійскаго лорда Шернборна и во второй на графинЬ Марій беодоровні Келлеръ. Англійское иросвіщеніе и порядки, очевидно, произвели на него сильное впечатлініе, п онъ ыечталъ о перссаждеяіи ихъ въ Россію. Разсказываютъ далее, что покойный князь былъ убЬждснъ, что ко времени возраста его дітей англійскіе порядка будуть уже приняты въ Россіп. Сообразно съ этимъ убімкдвнібвд, онъ и старался воспитывать свонхъ дітей.
*) См. Записки Василіа Антоновича Инсарскаго. „Русская Старика“, 1894 г., февраль, стр. 34—39.
Когда моему сыну минетъ 7 літь, то я желалъ бы, чтобы онъ началъ учиться по-славянски, uo-латыни и гречески, и въ особенности родному языку. До 12 літь онъ успіеть пріобрісти нікото-рыя познанія въ этихъ языкахъ, съ 14 или 15 літь будетъ въ со-стояніи съ пользою читать классическихъ авторовъ. Обученіе рисо-ванію и ариеметикі должно начаться одновременно съ изучешемъ мертвыхъ языковъ т. е. съ семилЁтняго возраста. Съ 12 літь надобно развивать въ немъ любовь къ механикі, это будетъ не трудно; стоить только пріобрітать для него съ семи літь небольшія модели, чтобы возбудить его любознательность; въ особенности важно объяснить ему какъ можно ясніє и проще основныя начала механики. Эта наука незамітішмь образомъ приведетъ его къ изученію прикладної математики. Основанная на высшей математик!;, механика предста-вляетъ науку отвлеченную для взрослыхъ, а тімь боліє для дітей. Надобно заставлять его чертить машины, въ особенности, чтобы онъ уміль объяснять ихъ устройство. Вообще, было бы полезно развить въ немъ способность и умінье примінять на каждомъ шагу пріобрі-тенныя имъ знанія, соединяя теорію съ практикою. Механика заставить его нолюбить земледіліе, въ которомъ она' такъ часто встрі-чаетъ нриміненіе, а земледіліе пріохотить его къ химіи, съ которой оно тісно связано. Съ 8 до 15 літь, при об ученій надобно стараться заинтересовать его разными опытами, въ особешіности слідуеть поощрять его нрилежаніе наградами, которыя должны состоять изъ хо-рошихъ книгъ, зомледільческихь орудій и иныхъ предметовъ, относящихся до изучаемыхъ имъ наукъ. Я желаю также чтобы въ его распоряженіе было предоставлено нісколько десятинъ земли, на ко-торыхъ онъ будетъ производить агрономическіе опыты. Это будетъ вмісті съ тімь новый способъ доставить ему необходимое физическое упражненіе. Надобно дать ему легкій, хорошаго устройства плугъ, сошникъ, борону, сіялку, ручную борону и т. п.
Безусловно необходимо, чтобы онъ уміль обращаться со всіми этими орудіями и зналъ, какъ вести многопольное хозяйство; онъ дол-женъ ділать анализы почвы, уміть различать полевыя травы, вести на русскомъ язьікі реестръ посівовь и сбора разводимыхъ имъ ра-стеній. Участокъ земли, данный ему, будетъ разсадникомъ хлібньїхь растеній, устроеннный съ двоякою цілью: для его обученія и для доставки хорошаго качества сімянь для моего обширнаго полевого хозяйства. Деньги, вырученныя имъ отъ обработки земли, пойдутъ въ пользу бідньїхь, онъ самъ будетъ раздавать ихъ. Я желалъ бы, чтобы
въ возрасти 15 или 16 літь онъ былъ въ состояніи собственноручно изготовлять модели нікоторьіхь машинъ.
Химія встрічаеть ежедневно такое обширное и полезное примі-неніе, что она должна входить въ курсъ хорошаго воспитанія. Она составляетъ одну изъ необходимійшихь отраслей знанія для круп-наго землевладельца и даже для государственнаго человіка. Она въ особенности необходима въ нашей страні, гді все еще должно быть создано и гді хорошій хпмикъ можетъ внести просвіщеніе и даже создать нікоторьімь образомь благоеостояніе. Я требую также, чтобы мой сынъ упражнялся въ межеваніи, подъ руководствомъ олытнаго и свідущаго инженера. Знаніе тригонометрія необходимо. Перечень этихъ заняхій показываетъ мое желаніе, чтобы сынъ мой воспитывался въ деревні до тіхь поръ, поїм, не настанетъ для него пора путешествовать т. е. до 16 літняго возраста. Чисто практическое, такъ сказать, воспитаніе, должно вьфаботать въ немъ человека вполні самостоя-тельнаго въ ті годы, когда прочіе мальчики разыгрываютъ еще комедій, упражняются въ танцахъ, ходять въ караулы, забавляются куклами, вообще, проводять время въ пустякахъ.
Я желаю, чтобы онъ уміль обращаться съ топоромъ и плугоыъ, уміль бы хорошо строгать и точить, уміль бы внмірить всякій участокъ земли, плавать, бороться, носить тяжести, іздить верхомъ, прыгать, стрілять,—словомъ, чтобы физическія упражненія развили его тілесно и умственно. Онъ долженъ поставить себі за правило выучивать ежедневно и отвічать наизусть нісколько стиховъ изъ классиковъ на греческомъ или латинскомъ язьїкі. Его память слі-дуетъ упражнять непрестанно.
Надобно пріучать его сочинять на русскомъ язьїкі річи, на темы нравоучительныя и историческія. Въ курсі исторіи надлежитъ прежде всего, проходить съ нимъ отечественную исторію, точно такъ же, какъ и географію. Эти предварительныя познанія чрезвычайно пригодятся ему во время его шестилітняго путешествія по Россіи. Онъ долженъ произносить сочиненный имъ річи, лучше всего одинъ разъ въ місяць, предъ многочисленнымъ собраніемь слушателей 1).
Всі способности развиваются въ путешествіи! Все возбуждается къ физической и умственной діятельности. Во время путешествія, человікь живётъ полною жизнью. Умственныя и физическія силы развиваются бнстріе и съ такою силой и знергіей, о которой юноши,
х) Это ужъ совсімі. на анмійскій дадъ.
воспитанные въ городахъ и университетахъ, не вміють понятія. Мой син’Ь увидитъ то, о чемъ другій діти знають по книгою. Это рано Ііріучитт. его ОТНОСИТЬСЯ критически КО ВСІМ'Ь гёмъ химерамъ, которыми питають юношество въ академіяхь и презирать ті пороки, которые ихъ губятъ, когда они вертятся въ світі. Подъ ВЛІЯНІвМЬ пу-тешествія, кругъ его понятій расширится. Необходимо знакомить его съ исторіей и статистикой каждой страны, которую онъ пoeiтилъ. Такимъ образомъ онъ пріобрітеть массу знаній, которыя профессора статистики и исторіи никогда не были бы въ еостояніи сообщить ему въ четырехъ сгЬнахъ аудиторій. Я желаю, чтобы во время шестиліт-няго путешествія, которое мой сынъ предприметъ цо своему отечеству, его сопровождали: 1) врачъ, хорошій химикъ и ботаникъ, безразлично какой національности; 2) механикъ, англичанинъ, голландець или швейцарець; 3) німець, основательно знающій латинскій и греческій языкъ; 4) какой-нибудь почтенный педагогь, который будетъ руководить его воспиташемъ вообще (я желалъ бы, чтобы этотъ наставншсъ быль твердаго и добраго характера, чтобы онъ былъ честенъ, основательно образованъ, хорошей нравственности, въ возрасті отъ 35 до 40 літь и чтобы онъ ни въ чемъ не отступалъ отъ этого плана воспитанія); 5) кромі того, я лселалъ бы, чтобы моего сына сопрово-ждалъ русскій наставникъ, хорошо знающій Россію, ея законы и исторію. Ему надобно разъяснять, по возможности, всі вновь появ-ляющіеся указы, познакомить его со всіми подробностями нашего судопроизводства, съ чудовищными злоупотребленіями, вкравшимися въ наше законодательство, надобно посіщать съ нимъ и осматривать разныя общественныя заведенія и заводы Россіи, объясняя ему различные способы производства, словомъ, надобно обратить его внима-ніе на все то, что встрітится интереснаго въ разныхъ губершяхъ.
Онъ долженъ вести дневникъ своего путешествія на русскомъ язьікі, переводя его на французскій, англійскій или какой иной языкъ, на которомъ онъ будетъ свободно объясняться. Его слогъ долженъ быть ясный, правильный и сжатый. Я требую, чтобы онъ путешество-валъ четыре года по Европейской Россіи и два года по Азіатской.
По окончаніи его шестилітняго путешествія по отечеству, надобно будетъ послать его моремъ изъ Кронштадта вт> Голландію, изученію которой онъ посвятить годъ, и откуда отправится въ Англію, гді онъ проведегь два года.
По прибьігіи въ эту страну, надобно немедленно пріискать образованного человіка, который могъ бы сопровождать его, съ вышена-
званными лицами, въ поіздку по всімь тремъ королевствамъ Велико-бриханіи. Я желаю, чтобы ему была основательно объяснена конституція этой страны, и чтобы онъ обстоятельно ознакомился со всіми, находящимися въ ней, чудесами современной цивилизаціи.
Пробывъ два года въ Англіи, онъ обьідеть Европу слідующимг путемъ: онъ начнетъ свое путешествіе съ Францій, Испаніи и Италіи, и оттуда по'Ьдетъ въ Швейцарію и Германію и возвратится въ Рос-сію—чрезъ Данію, Норвегію и Швецію. Я считаю лишнимъ настаивать на томъ, чтобы путешествуя по Европі, онъ старался быть наблюдатель-нымъ, полагая, что онъ къ этому привыкнетъ съ 16-літняго возраста.
Возвратившись на родину 25 или 26 літь, онъ, безъ сомнінія, будетъ ей полезенъ. Его надобно будетъ определить въ министерство вдутреннихъ дЬлъ или финансовъ и я полагаю, что онъ будетъ знать Россію лучше многихъ изъ министровъ, выдающихся ділами, изъ коихъ большинство не боліє, какъ царедворцы, занимающіе извістньїя міста, въ то время какъ за нихъ уиравляюгь корыстолюбивые и невіжо-етвонные секретари.
Ніть надобности говорить, что уроки Закона Божія будуть преподаваться ему священникомъ. Это само собою разуміется. Не слідуєте упускать изъ вида преподаванія французскаго, англійскаго и німецкаго языка. Во время путешествія по Россіи, надобно стараться внушить ему любовь къ своей родині, желаніе изучить ее, быть ей полезнымъ и отличиться на службі своего монарха, котораго онъ долженъ уважать и которому долженъ повиноваться, каковъ бы ни былъ его характеръ, какъ своему государю, которому онъ присягалъ служить вірою и правдою. Ежели Господь судить моему сыНу послужить своему отечеству ревностно, доблестно и честно, то онъ можете на закаті дней своихъ поселиться въ своихъ прекрасныхъ помістьяхь, чтобы позаботиться о просвіщеній и благополучіи своихъ кріпостньїхь людей и пріучить ихъ къ занятію искусствами и ремеслами, который увеличатъ его доходы и дадуть вмісті съ тімь занятіе толпі праздной челяди. Я убіждень, что благодаря полученному имъ воспитанію, онъ усовершенствуете все то, что я ему оставлю, сділаеть хорошую карьеру и слідовательно будетъ полезенъ своему отечеству. Прошу мою жену, какъ милость, не ділать изъ него ни военнаго, ни при-дворнаго, ни дипломата. У насъ такъ много героевъ, такъ много украшеиныхъ орденами честолюбцевъ, такъ много царедворцевъ. Рос-сія—больной исполипъ, служить государству и поддерживать его над-лежитъ людямъ родовитымъ и имущимъ“.
Едва vin нужно добавлять, что ннструкція кн. И. Барятинскаго осталась во многихъ частяхъ неисполненною п даже вопреки последней просьбе молодой князь Александръ сделался военнымъ; но на этомъ поприще достигъ высокаго положенія:
5. Наставленій дочери. С.-Пб., 1818, въ типографіи Карла Крайя, стр. 34 in 8°.
Авторъ этой небольшой брошюры неизвЄстент>. Но брошюра эта интересна потому, что выражаетъ взглядъ, госіюдствовавшій въ первой четверти XIX века на воспитаніе женщины. „Любя свое дитя, говорить въ посвященіи роднтелямъ авторъ, я предположилъ единственною целью стараться съ помощію Божіею, сделать изъ него, не блестящую умомъ и светскостью женщину, но послушную дочь, благонравную жену, добрую мать и попечительную хозяйку дома“. Въ наставленій дочери, между прочимъ, говорится: „Жалко смотреть на родителей, которые хлопочутъ, .чтобъ осьмилЄтняя дочь говорила правильно на иностранномъ языке и понимала русскую и цыганскую пляски, а въ 10 и 12 лЄть, чтобъ была совершенная актриса и танцовщица. На сей конецъ не щадять ни денегъ, ни нарядовъ. Какое бываетъ отъ сего добро и слЄдствіє? Родители восхищаются своею дочерью, которая выражая искусно взорами своими н движениями страсти человЄческаго сердца, обращаетъ на себя общее вниманіе, а у дочери осыпаемой неуместными похвалами поселяется тщеславіе, и она поневоле делается кокеткою, ибо ее заставляютъ нравиться танцами. Кроме сего здоровье ее разстраивается преждевременно и она слишкомъ рано отвращается отъ умеренныхъ удовольствій общества. Вообще не можно хвалить обычая возить часто молодыхъ девушекъ по баламъ, театрамъ и маскарадамъ“ (стр. 3). „Есть ли полагаютъ изученіемь многихъ иностранныхъ языковъ, наукъ, искусствъ и знаній, доставить дочерямъ выгоднейшее замужество, то крайне ошибаются: ибо наибольшая часть браковъ основывается ныне на богатстве, меньшая на пріобрЄтеніи связей, самую малую часть составляетъ любовь, а многоученость ни одного“ (стр. 4). „Польза наукъ и знаній слишкомъ ощутительна, дабы согласоваться съ мнЄніємь мечтателя Жанъ-Жава-Руссо. Но жаль, что образованіе умственныхъ способностей человека взяло ньінЄ верхъ надъ нравственнымъ его воспи-таніемь. Знаніе языковъ и наукъ, музыка, пленительный голосъ и танцованіе, хотя доставляють пользу, удовольствіе и услаждаютъ чувства, но не могутъ еще составить нстиннаго счастія. Надобно, чтобъ и блестящее образованіе совершенно было подчинено нравствен-
ному восіштанію, которое одно можетъ доставить человеку спокой-ствіе и истинное счастіе. Доброе воспитаніе, основанное на страхе Бояиемъ, уваженій къ старшимъ себя, любви къ труду, удаленіи нЄги и роскоши, на охоте въ исіюлненіи обязанностей, поселяетъ въ сердце человека спокойствіе, делаетъ довольнымъ собою и укренляетъ его душу въ горестяхъ и превратностяхъ счастія. А какъ природа предназначила девушке быть суиругою, матерью и хозяйкою дома, то на родителей возложена обязанность прилагать все старанія, въ доставленій дочери благонравнаго и соотвЄтственнаго сему предназначен^ воспитанія. Девушка, находясь подъ надзоромъ благоразумной нежной матери, которая стократно ей полезнее отца, познаетъ неприметно тотъ свЄгь, въ которомъ сама будетъ жить и действовать. Она узнаетъ постепенно свои обязанности въ отношеніи родителей, родныхъ, стороннихъ и служителей“ (стр. 6—7). „Для счастія и спо-койствія человека, нужна единая .товмо вЄра; поэтому остерегайся, говорить авторъ дочери, читать книги, кои желая открыть истинны, более ихъ затмеваютъ и вводять въ заблужденія, а другія лаская чувствами самолюбію и слабостямъ чєловЄчєсвимь, осмеивали религію и были виновниками тысячи золъ, угнетающихъ (sic?) несчастное человечество. Исключая весьма немногихъ нравоучительныхъ романовъ, кои доставляють чтешемъ пользу и удовольствіе большая часть изъ нихъ есть самое пустое для благоразумнаго человека чтеніе, а для юношества и незрЄлаго ума крайне вредно, ибо сильнымъ образомъ возбуждаетъ чувствительность и даже страсти“ (стр. 9). „Начни заблаговременно остерегаться самой себя и замечай свои недостатки,, кои конечно будешь имЄть, ибо ни кто не изъять отъ нихъ. Въ семь случае решительность обуздывать самого себя, полезнее всякаго наставленія. Скромность есть главнейшее украшеніе женскаго пола. Она не токмо не затмЄваеть другихъ достоинствъ въ женщине, но еще более придаетъ имъ цЄньі и блеску. Напротивъ женщину занятую собою, обыкновенно не любятъ, охуждаютъ и чемъ более она добивается предпочтенія предъ другими, тЄмь меньше расположены отдать ей и самую справедливость“ (стр. 10—11). „Помни, что истинная свобода человечества состоитъ въ томъ, дабы житіє наше, дела и поступки, подчинять закону, совести и разсудку“ (стр. 11). „Скромное ея (женщины), данное самою природою нредназначеніе состоитъ въ пріобрЄтеніи любви и уваженія тЄхь, коихъ сама любить и обязана любить, а слава въ исполненіи милыхъ, кроткихъ добродетелей,, свойственныхь ея полу“ (стр. 12).
„Будь осторожна, обращается авторъ къ дочери, въ выборе твоихъ друзей и товарищей. Дурная связь губитъ невинность, ибо часто женщины, потерявшія доброе имя, стараются до того же довести и ту, которой онЄ завидують и вовлечь ее въ разные пороки, единственно для того, чтобъ поравнять съ собою, умножить число подоб-ныхъ себ-Ь и чрезъ то не быть самимъ въ унижеиіи. Неосторожный выборъ друга и дурное общество искореняюгь добродетель“ (стр. 14).
Относительно замужества авторъ говорить: „чЄмь ближе подхо-дятъ къ сходству правила супруговъ, сужденія и образъ ихъ мыслей, тЄмь вЄроятнЄе и надежнее будетъ согласное ихъ житіє. Сей пунктъ весьма важенъ въ супружестве, ибо видимъ множество примеровъ, что супруги съ весьма добрыми правилами живутъ несчастно отъ того, что умы ихъ весьма различны, какъ равно мнЄнія и сужденія ихъ, производящія между, ними разнорЄчія и споры о самыхъ даже маловажныхъ вещахъ“ (стр. 26). „Природа не давъ женщине силы и ограничивъ разумъ и характеръ ее въ нЄкоторомь отношеиіи противъ мущины, дала ей въ замену такое преимущество, какихъ сей не имЄєть: какъ-то: любезность, веселость, доброту сердца, чувствительность, терпеніе и гибкость характера. Сій качества, почти общія женщинамъ, даютъ имъ великую поверхность надъ мущинами“ (стр. 27).
„Приложи дочь моя все стараніе узнать въ первое время супружества, свойства супруга твоего, образъ мыслей, правило, самыя привычки и его слабости. Симъ положишь основанія будущему твоему спокойствію“ (стр. 28). „Вышедши за мужъ, дочь моя, ты должна мыслить, что обязана жить для одного только мужа“. „Береги свое здоровье, ибо оно необходимо нулсно для тебя, супруга твоего и детей, ежели Богъ тебе ихъ дасть. Есть ли здоровье и сложеніе твое позволятъ, не отдавай наемнице данной самою природою священной обязанности кормить свое дитя. Передай лучше дитяти съ своимъ молокомъ собственный свой нравъ, свою кровь и духъ, чемъ давать ему все сіє чуждое и наудачу“ (стр. 30—31). Впрочемъ, „кормленіе есть последнее дЄло, главнейшая же обязанность состоитъ въ без-престанномъ наблюденін за нравственностью дитяти и вкорененій пра-вилъ, которыя содЬлалн бы его со временемъ добрымъ и полезиымъ обществу человекомъ“. Отцы и матери слагавшія сію священную обязанность на наемниковъ и живпііе единственно для себя и удоволь-ствій, не должны жаловаться на дЄтєй и упрекать ихъ' неблагодарна ■......■ 1 *
*Демков М. И. Материалы для истории русской педагогической литературы XIX века. Педагогическая литература первой половины XIX в. М., 1911. -60 с.