Научная статья на тему 'Материалы для истории русской педагогической литературы XIX bеka (продолжение) педагогическая литература первой половины XIX века'

Материалы для истории русской педагогической литературы XIX bеka (продолжение) педагогическая литература первой половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы для истории русской педагогической литературы XIX bеka (продолжение) педагогическая литература первой половины XIX века»

Обращаясь к источникам

М. И. Демков

Матеріальі ДЛЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВІКА* (Продолжение)

Педагогическая литература первой половины XIX віка.

14. Руководство*къ дидактикоь, или наувіз преподаванія, составленное по Нимейеру Александромъ Ободовскимъ. С.-Пб. 1837,166 стр. in 8°.

„творенге лимеиера „urunclriss d.er iürzieiiung und des Unterrichts“, говорить r. Ободовскій, столь известно, что излишне было бы распространяться о достоинстве оиаго. Порядокъ и полнота мыслей, светлый взглядъ на предметъ, простота и удобопонятность, практическое направленіе выводовъ, спокойный духъ наблюдательности, не-увлекаемый никакою педагогическою партією, умеренность и безпри-страстіе въ еужденіи о предметахъ сомнительныхъ или спорныхъ все сіє даетъ системе сего знаменитаго педагога решительное преимущество предъ всізми другими (стр. 1). Въ 1S35 году издано было мною его (Яимейера) „Руководство въ педагогике“,—ныне ободренный пользою и успехомъ своего тогдашняго предпріятія, а более быстро возрастающею потребностью лучшихъ методъ обученія, Р'ІЗШИЛСЯ я издать и сію вторую часть, содерясащую въ себ-fe дидактику“.

Авторъ говоритъ, что обученіе отличается отъ воспитанія не столько но своей цЄліі, сколько по способу и средствамъ доотиясепія оной. „Образовать открывающаяся способности, возбудить силы, доставить имъ надлежащее упражненіе, укрепить, приспособить въ требоватямъ - жизни, приблизить питомца въ идеалу возможнаго совершенства, къ какому только назначенъ отъ природы по своей индивидуальности—все eie составляешь дЄль воспитателя. Сей последней желало бы сіє обргі-зованіе, чрезъ возбужденіе силъ въ питомце, довести до степени само-стоятельнаго стремленія въ совершенству такъ, чтобы содЄлать всякое руководство къ дальнейшему образованно вовсе не нужнымъ“ (стр. 1).

Авторъ убежденъ, „что тольво чрезъ изученіе теорій преподаванія и методъ, признанныхъ по опыту за лучшія, наставники, или по крайней мере тЄ. кои готовятся къ сему званію, могутъ избегнуть мно-гихъ ошибокъ и снискать искусство преподаванія“ (стр. 6). „При обу-ченіи всякому предмету, какая бы спеціальная цЄль ни предполагалась, въ кавой бы особой силе души оно ни относилось, должно непрестанно имЄть въ виду цЄлость человека со всЄми его способностями и силами. Симъ тольво способомъ возможно избежать односторонности въ образованіи (стр. 11). Хорошее преподава,ніе дМствуетъ всегда вмЄстЄ и на умственный способности и на способности чув-ствованія и даже на нравственность“ (стр. 12).

„Душевная сила, равно какъ и телесная, какъ вообще, такъ и въ своихъ отдельныхъ способноетяхъ развивается постепенно. Посему первое правило методы еостоитъ въ томъ, чтобы во всявомъ возрасте преимущественно возбуждать тЄ душевный силы, которыя ему свойственны“ (стр. 15). Всякое преподаваніе должно имЄть основатемъ

* Известия по народному образованию. 1911. № 9. С. 264-324.

хорошо обдуманный планъ. Планъ долженъ постепенно выходить отъ) легкаго къ трудному, отъ первоначальнаго къ высшему, дабы одно знаніе проистекало изъ другого (стр. 17). Г. Ободовскій настаиваетъ, что „не должно требовать отъ ученика ничего, что выше его силъ, что непомірно напрягало бы его способности и могло лишить охоты и бодрости“ (стр. 25). Преподаваніе должно возбуждать охоту къ уче-нію: „даже труднейшее ділается легкимъ и пр!ятнымъ, если учитель уміегь возбудить и поддержать охоту къ учебному матеріалу“ (стр. 27). „Охота же къ ученію должна быть возбуждаема не страхомъ, не надеждою, но самымъ предметомъ, чувствомъ возрастающей силы ученика и пользы приміненія. Ч-Ьмъ боліє любви къ предмету видно въ самомъ учителі, чЪмъ живіе его преподаваніе, гЬмъ боліє усер-дія къ ділу обнаруживается въ немъ самомъ, тЬмъ боліє прилежії-нія будетъ йміть и самый ученикъ“ (стр. 28).

„Учащіеся должны ділать свои примічанія о томъ, что говорится, сами обдумывать предметъ, повірять своимъ умомъ, давать свои су-жденія, всі ихъ умственный способности: чувственный и душевныя внимательности, сила сужденія, проницательность, остроуміе, должны приходить въ самостоятельную діятельность (стр. 33). Что касается вопросовъ, ппедлагаемыхъ учащимся, то каждый долженъ быть ясенъ, опреділень, простъ, кратокъ, при томъ йміть свойство возбуждать, напрягать и упражнять душевныя силы ученика“ (стр. 42).

„Ученики должны замітить, что преподаватель всею душею предашь своему ділу, занимается имъ охотно, самъ стремится къ большему совершенству, знакомъ во всіхь частяхъ съ своею наукою, радуется успЬхамъ и знаетъ * всі пріемьі“ (стр. 51). ’

15. Нормальный курсъ для перваиачалъныхъ иаставииковъ, или руководство къ физическому, нравственному и умственному воспита-нію въ первоначальныхъ школахъ. Сочиненіе барона Деоюерандо. С.-Пб. 1838. 319 стр., іп 8°.

Нормальный курсъ бар. Дежерандо представляетъ достаточно подробный учебникъ педагогики. Для своего времени онъ былъ соста-вленъ довольно удовлетворительно. Переводчикъ его Александръ Ху-дяковъ посвятилъ свой трудъ С. С. Уварову, тогдашнему министру народнаго просвіщенія.

Книга эта, какъ видно изъ предисловія, была составлена Дежерандо для воспитанниковъ Парижской нормальной школы. „Если раз-смотримъ прежде всего будущія услуги ваши,—говорить авторъ, обращаясь къ воспитанникамъ, — обществу со стороны их1! содержанія и

ціли, то увидимъ, что оні посвящены пользамъ нравственности и просвіщеній, т. е. въ строгомъ смислі самымъ драгоціннійшимь пользамъ, потому что съ ними свя8ано все, что есть возвьішенній-шаго въ человічестві. Чімь можемъ мы всего лучше содійствовать истинному счастію, людей, какъ не помощью имъ въ пріобрітеніи власти надъ способностями, которыми они одарены для снисканія счастья? (стр. 5). Улучшеніе состоянія трудолюбивыхъ классовъ теперь боліє чімь когда либо составляетъ одно изъ величайшихъ го-сударственныхъ попеченій.., и это улучшеніе основывается существенно на распространен^ средствъ къ успіхамь нравственности и умственнаго ооразованія (ІЬ.). Отъ васъ требуется одно изъ труд-нМшихъ условій—неистощимое терпінів. Вамъ безпрестанно будуть встрічаться препятствія и трудности, которыя должно будетъ пре-одолівать спокойнымъ постоянствомъ“ (стр. 7). „Спрашиваю васъ прелсде всего: любите ли вы дітей? Нравится ли вамъ быть съ ними? Это самый вірний признакъ вашего призванія/ потому что онъ ручается за ваше усердіе, за ваше постоянство въ исполненіи трудной обязанности вами принимаемой и въ то же время представлявсь самое вірное средство бёзъ усилія пріобрісти ту власть иадъ вашими учениками, которая такъ необходима вамъ“ (стр. 15). „Вы любите дітей, это самое дійствительное средство, чтобъ уміть руководить ихъ; но его еще не довольно—успіхь наставника зависитъ всего боліє отъ его характера“ (стр. 16). .

И прежде всего Дежерандо рекомендуетъ будущимъ учиТелямъ снокойствіе, которое даетъ необыкновенную силу всякому слову. „Надобно, чтобы въ васъ никогда не замічали ни мрачности, ни не-терпінія, ни своенравія, ни вспыльчивости, ни слабости (стр. 7). Твердость ваша будетъ ими повелівать, но одна доброта можетъ овладіть ими (стр. 18). Вы должны знать напередъ, что нужень большой, огромный запасъ доброты тому, кто посвящаетъ себя должности первоначальнаго наставника“ (іЬ.). Указывая на важность при-міра, Делсерандо говорить: „они (діти) скоріе уступають силі при-міра, нелсели понимаютъ толкованія; въ нихъ размншленія заміня-ются подражаніемь“ (стр. 20).

„Если наставникъ хочетъ, чтобы исполнялись его правила въ училищі, то пусть самъ онъ первый будетъ вірвнь принятому имъ правилу; пусть духъ порядка присутствуетъ во всіхь его распоряже-ніяхь, во всіхь его дійствіяхь, потому что порядокъ есть основа и душа всякаго правила“ (стр. 23).

Воспитаніє, по мн'Ьнно автора, учитъ познанію жизни, а подъ словомъ жизнь онъ разумЪетъ все то, въ чемъ действительно со-стоитъ существование человека.

Воспитаніє д±лаетъ человека способнымъ управлять своими поступками, даетъ умЄнье быть полезнымъ и другимъ и самому себе (стр. 39), научаетъ его исполнять свои обязанности (стр. 40). Вос-питаніе не творитъ: оно способствуете, помогаешь, благонріятствуеть усп'Ьхамъ тЪхъ силъ, которыми природа одарила человека (ІЬ.). Каждый изъ насъ ц-Ьлую лдань долженъ трудиться надъ своимъ воспа-татемъ, оно должно продолжаться до гроба (стр. 41).

Въ отдЪлгЬ физическаго воспитанія Дежерандо придаетъ большое значеніе двилсенію. „Всего необходимее, говоритъ онъ, и для поддеряіанія здоровья дЄтєй и въ то же время для развитія ихъ силъ умеренное, разнообразное и правильное движеніе“ (стр. 49). „Ничего н'Ьтъ полезнее какъ пріучать дЄтєй ходить мернымъ шагомъ п учить ихъ вмЄстЄ целымъ строемъ делать различныя правильныя двидсенія“ (стр. 51).

Объ училищномъ ділі авторъ говоритъ: „Прежде всего старайтесь, чтобы домъ, занимаемый учнлищемъ, былъ сколь можно здоровіє, т. е. сухъ, пом'Ьстителенъ, съ хорошо устроенными воздухопроводами и обращенъ на солнце: потому что солнечный св^тъ имЄєть благодетельное вліяніе на здоровье человека. Потомъ тщательно наблюдайте, чтобы воздухъ въ комнатахъ былъ св-Ьжимъ, и чтобы наблюдалась въ нихъ строгая чистота“ (стр. 57).

„Вниманіе Дежерандо называетъ окомъ духа человЄческаго. Всякое изученіе начинается внимашемъ и на немъ основывается; всякой уснЬхъ въ изученіи зависитъ отъ вниманія, ваше преподаваніе, ваши слова, образцы, вами предлагаемый книги, все это имЄєть пользу для ученика только при помощи вниманія съ его стороны“ (стр. 65).

Авторъ ратуетъ противъ скучныхъ школъ, гдЄ тяжелые уроки однообразно гнетутъ еще слабые умы. Для запоминанія необходимо хорошее пониманіе: „пусть только хорошо пойметъ ученикъ, тЄмь лучше удержитъ въ памяти“ (стр. 82). Такимъ образомъ „все, что молено присоветовать лучшаго для образованія сужденія о поняпяхъ, можно выразить однимъ правиломъ: „стараться, чтобы дитя ясно понимало то, о чемъ судитъ“ (стр. 91).

Авторъ стоитъ за знакомство съ вещами, а не съ одними словами: „школы наши почти все подвержены очень важному заблужденію въ томъ, что въ нихъ очень исключительно обучаю'хъ словамъ и слишкомъ

преиебрегаютъ самими вещами въ ихъ действительности" (стр. 117). Лучшая метода не та, что передаетъ дитяти готовыя познанія,* но которая научаетъ его самимъ собою доходить до нихъ, которая, помогая ему въ ученьи,.заставляешь самого изучать, изслідовать (стр. 136). Но вообще элементарное ученіе должно вестись наглядно: ' „ наглядность въ отношеніи къ обученію, почти то же,! что собраніе травъ къ ботаникі, разсіченіе труповъ къ анатоміи, опытность къ мудрости“ (стр. 142). •

* Дежерандо очень хорошо толкуетъ ціль вопросовъ: „Ціль вопро-совъ довести ученика до сознанія того, что онъ знаетъ и. что думаешь пробуя мыслить вслухъ“ (стр. 158). • .

„Любите другъ друга—сій священныя слова должны быть написаны на всЪхъ стЬнахъ училища“ (стр. 173). Наставнику предстоитъ важная задача: развить въ воспитанникахъ совість—эту высшую изъ нравственныхъ способностей нашихъ. Совість есть тотъ внутренній голосъ, который научаетъ насъ распознавать'добро и зло и возві-щаетъ намъ священныя повелінія. Посредствомъ совісти человікь становится своимъ собственнымъ указателемъ и судьею (стр. 180). „Всего чаще намъ будетъ удаваться пробужденіе голоса совісти въ нашихъ питомцахъ посредствомъ разговоровъ съ ними наедині... Иногда мы будемъ также бесідовать съ п/Ьлымъ собран1омъ учени-ковъ, представляя имъ въ благопріятную минуту образцы похваль-ныхъ діїгь; тогда впечатлініе, произведенное на нихъ, еще боліє укріиится всею силою взаимнаго между ними сочувствія. Тогда so-лосъ совісти тЬмъ лучше отзовется, что встрітигь во всЬхъ серд-цахъ единодушный отголосокъ“ (стр. 183).

„Обыкновенно дЬтямъ чаще указываюсь йа погрішности, чімь на добрыя свойства. Поступайте совсЬмъ иначе:; поставляйте все чаще на видъ дітямь все хорошее, учите ихъ добродітели по ея собственнымъ образдамъ, а не указатемъ на все противное ей“ (стр. 184).

Авторъ посвящаетъ цілую бесіду (XY) труду и порядку. „Въ труді заключается, говоритъ онъ, для человіка залогъ его независимости, могущества, средство къ благосостоянію, источникъ насла-жденій, право на уваженіе и въ немъ же воспитаніе находитъ очень важное для себя, пособів; Такъ какъ человіку предназначено трудиться, и подъ этимъ только услов1емъ Провидініе даровало ему власть на землі: то навыкъ къ труду по одному уже этому—можно назвать существеннымъ началомъ воспитанія, потому что онъ приго-товляетъ человіка совершить назначеніе“ (стр. 284).

„Слава труду! вотъ надпись, которая должна быть начертана на зданш школы; вотъ правило, которое должно быть напечатано въ серд-цахъ нашщъ питомцевъ.

Заблаговременно породить въ детяхъ охоту и навыкъ къ труду, значить снабдить ихъ противояд1емъ отъ скуки, самымъ в’Ьрнымъ предохранительнымъ средствомъ отъ бедности, отъ распутства, отъ множества пороковъ (стр. 287). Сообщить дЪтямъ охоту и навыкъ къ труду значитъ дать самое лучшее направлете ихъ нравственнымъ способностям^ значитъ образовать ихъ нравы и упражнять въ прь ученш себя ко многимъ добродетелямъ (стр. 292). Трудъ можно назвать нравственною гимнастикою, укрепляющею силы душевныя“ (стр. 29В). .

16. Основныя начала педагоът въ применены къ сельскому образованно въ Россш. С.-Пб. 1846, стат. 2. Авторъ кн. Вл. Лъвовъ.

Въ первой статье „О духовномъ образованы земледельческаго класса въ Россш“ авторъ говорить о распространены грамотности въ русскомъ народе, указывая, что основате прочнаго благосостоятя крестьянъ заключается въ нихъ самихъ—въ ихъ образованы, которое должно быть основано на религы, и что главною целью этого образовашя должно быть познаше и исполнете крестьянами сво-ихъ обязанностей. Во 2-й статье авторъ разсматриваетъ вопросъ— „въ чемъ долженъ состоять процессъ духовнаго образовашя много-численнаго земледельческаго класса въ Россы“. .

По словамъ автора, „духовныя способности человека должны быть достаточно развиты; чемъ умнее человекъ, темъ скорее можетъ онъ понимать; чемъ больше у него, силы воли, темъ скорее можетъ онъ поступать по убеждетю разсудка. Но духовное развитее человека не можетъ совершаться по произволу: нельзя заставить сорокалетняго крестьянина быть умнее; нельзя заставить его понимать то, чего онъ не можетъ понимать. Лишь попечешями о человеке съ детства его, съ самой его колыбели, можно достигнуть более или менее совершеннаго развитая всехъ способностей его. Следовательно, должно обратиться къ воспитанш крестьянъ. Одно только правильное воспиташе можетъ образовать человека согласно предположенной цели; только благоразумнымъ воспитатемъ можно дать правильное направлете какъ духовной, такъ и физической природе его“ (5 стр.). .

Вопросъ о воспитанш человека прюбрелъ особенную важность въ наше время, когда, после многихъ попытокъ къ основ атю прочнаго

Чаеть XXX (1911, 9), отд. 2. 7

благоденствія челов'Вческихъ обгцествъ, люди стали убеждаться, на-конецъ, что никакія формы правленія, никакія учреждеиія не могутъ быть вполне благодетельны до тЄхь поръ, покамЄсть нравственное состояніе человека не будетъ итти, по крайней мірі, съ этими боліє или меніе совершенными формами, и что направленіе духовной жизни человека зависишь преимущественно отъ его воспитанія (стр. 6). ... ;

„Всякая система воспитанія будетъ шатка и неопределенна, цока-мЄсть не сознаетъ ясно и положительно тЄхь началъ, которыя служать ей основашемъ“, и авторъ пытается дать такія основанія.

„Высшая ціль воспитанія человека, г.оворитъ кн. Львовъ, сделать его такимъ, чтобы онъ былъ по волі Творца своего“. Только за исполненіе воли Божіей обещано человеку вЄчноє блаженство (стр. 10). „И такъ чєловЄкь имЄєгь обязанности къ Богу и ближнему,-^-обязанности, которыя онъ долженъ свято исполнять, ибо онЄ установлены не произволомъ человеческимъ, а самймъ Богомъ. Но чтобы исполнять обязанности, необходимо познать ихъ. Всякое же познаніе требуетъ известной степени развитія духовной природы человека: тотъ не познаетъ, кто не можетъ познать, и тотъ не исполнить, кто не можетъ исполнить“. Такимъ образомъ, задача воспитанія определяется тЄснЄє: развить духовныя способности человека такъ, чтобы онъ могъ познать и исполнить свои обязанности. Въ задачу воспитанія входитъ: „образованіе духовной и физической природы человека“. Развитіе ума и воли: вотъ главный предмета духовнаго обра-зованія человека.

Обязанность воспитанія прежде всего лежитъ на матери. Для исполненія этой важной обязанности мать должна имЄть соответственный назначенію своему познанія и способности. Отсюда, очевидно, необходимость и важность образоваиія женщины (стр. 15).

„Лучшее средство къ образованно русскаго народа указано, и состоитъ во всенародномъ распространеніи грамотности“ *).

„Одна изъ господствующихъ идей въ русскомъ педагогическомъ міре состоитъ въ томъ, что чЄмь чєловЄкь болЄе знаетЪ, чЄмь онъ имЄєть болЄе свЄдЄній, тЄмь онъ умнее. На основаній этого поло-женія, принимаемаго многими за аксіому, главное стараніе воспитателя обращено преимущественно на то, чтобы сообщить воспитаннику какъ можно болЄе свЄдЄній. БЄдному ребенку набивають го-

*) См. объ этомъ ниже подъ № 19,

лову самыми разнообразными свЄдЄніями по разнымъ отраслямъ . наукъ, не заботясь много о пользе, какую должно приносить человеку всякое вообще знаніе. А между шЪмъ познанія приносять существенную пользу въ той только степени, въ которой они могутъ быть усвоены познающимъ; изъ одного и того же знанія одинъ извлекаешь много полезнаго, другой мало, третій нисколько. Масса •свЄдЄній, получаемыхъ ребенкомъ не пропорціонально степени его умственнаго развитія, скорее’вредна для него нежели полезна. Она действуешь гибельно на его духовную природу, оставляя въ недЄя-тельности главнЄйніія способности души, и изощряя на счетъ ихъ щамять (стр. 21 и 22). Изъ этого делаетъ выводъ авторъ, что главное достоинство книжекъ, назначаемыхъ для дЄтскаго чтенія, заключается не въ сумме свЄдЄній, которыя онЄ могутъ сообщить ребенку, а въ способе изложенія свЄдЄній полезныхъ, въ такомъ способе, который возбуждалъ бы къ деятельности юный умъ, заставлялъ >бы его размышлять, соображать, однимъ словомъ, действовать.

17. А. Асбтонасьевъ. Мысли о enr.nuw.auiu. С.-Пб. 1846, стр. 23 іп 16°.

Эта маленькая брошюра отличается дельнымъ изложешемъ. По словамъ автора, „Воспитаніе должно приготовить человека для общества, для жизни въ государстве, должно возрастить и образовать въ немъ понятія, чувствованія и волю, по духу, законамъ и требовашямъ шого общества, въ которомъ человекъ будетъ жить, по обширности .того поприща, на которомъ онъ предназначается действовать“ (стр. 2).

Авторъ различаешь три рода воспитанія: физическое, умственное 'И нравственное и считаетъ, что „воспитаніе умственное только тогда достигаешь своей цЄли, когда оно: а) согласуется съ духомъ отечества или духомъ національносте и Ь) когда своего роднаго не унижаюсь для древняго и заморскаго. Къ несчастію у насъ нерідко появляются схоластики и педанты, у которыхъ и есть только хоро-шаго, интереснаго, образцоваго, велвкаго у грековъ и у римлянъ, ихъ учениковъ. Что пріобрЄтешь юный питомецъ, при такомъ взгляде наставника, изъ неумЄстнаго патріотизма Спарты и демократій Аеинъ, изъ римской республики всегда мятежной и изъ деспотизма, господствовавшая по ея паденіи? Какую пользу извлечетъ онъ изъ язычества чрезъ древнихъ, изъ ихъ гаданій, изъ ихъ нравовъ и законовъ! Отвечаемъ положительно—никакой! Но дайте иной оборотъ дЄлу; показывайте всегда историческими фактами своей исторіи, что все прекрасное и благородное есть и у насъ дома; только разность въ фор-

махъ. Проведите параллель между жизнью древнихъ и нашею, покажите нашу личную безопасность, спокойств1е, направляйте сужден!е, мнешя питомцевъ по тому, что истинно, положительно и прекрасно въ нашемъ отечеств* и потомъ уже дайте ему волю говорить о Риме и Аеинахъ.“

Говоря о качествахъ и обязанности наставниковъ, г. Афтонасьевъ указываешь, что, „прежде всего наставникъ или воспитатель долженъ стараться заслужить доверенность своихъ воспитанниковъ, привязать-ихъ къ себе, заставить себя любить, уважать, а иногда, когда нужно сделаетъ ихъ послушными и покорными. Лучшее средство быть любимому детьми^ самому любить,ихъ“ (стр. 5).

Воспитатели должны входить въ ирямыя сношещя съ родителями питомцевъ, чтобы удобнее согласить виды и дейетшя домашняго воспиташя съ воспитатемъ заведетя (стр. 8). Наставники обязаны давать откровенно отчетъ родителямъ на счетъ умственныхъ „способностей, наклонностей, добрыхъ качествъ и недостатковъ детей ихъ (стр. 8). Воспитатель или наставникъ можешь видеть, хорошъ ли заведенный имъ порядокъ по следующимъ признакамъ: если между питомцами нетъ ни страху, ни боязливаго шептанья, ни притворнаго почтетя, ни недоверчивости, ни желатя прятаться, но всегда ясныя, открытая, довольный; лица, полная доверчивость, свободная и благородная поступь, свободная речь, открытый, не потупленный взглядъ, живая и одушевленная физющшя. Заведенная имъ дисциплина, должна быть более кроткая, дружеская, отеческая, чемъ строгая, школьная, судейская (стр. 11). Сила характера влечетъ къ прекрасному и великому. Умейте только дать ей нравственное направлеще и не .уничтожьте подъ гнетомъ строгости или безмернаго поелаблешя (стр.. 12)..

18. Плат паиодиой школы. Н. П. Огарева. 1847г.

Декабристъ Н. П; Огаревъ занимался вопросомъ объ улучшенш участи помещичьихъ крепостныхъ крестьянъ. Апат1я крестьянъ, ихъ лень, грубость нраврвъ, приводили его въ ужасъ, отнимали.. у него энерпю. „Я, къ несчастш^ писалъ онъ въ одномъ письме, поставленъ въ тяжелое положеше > хлопотать съ мужиками, которыхъ здравый смыслъ развращенъ вл1ятемъ многочисленной дворни со всеми ,ея лакейски-аристократическими замашками, местничествомъ и ленью“..

Вопросы народнаго образовашя еще съ 30-хъ годовъ занимали Огарева. Уже около 1836 г. онъ пишетъ и бросаешь, не кончивъ, трактата „о воспиташи“, несколько позднее онъ изобретаешь „новую методу обучетя въ народныхъ училищахъ“ и проситъ друга прислать

книгъ о ланкастерской системі, чтобы сравнить ее со своей. Л/Ьтомъ 1847 г. посылаешь въ Москву, къ Грановскому и Коршу, разработанный до мелочей планъ народной школы и зат'Ьмъ въ письмахъ часто повторяешь просьбу оприсьілкі ему учителя 1). Огаревъ прежде всего предлагаешь согласиться въ основатяхъ (principes) народнаго образованія; И спрашиваешь: „чего нашъ народъ не знаетъ?“ Онъ не знаетъ, по Огареву, 1) личнаго достоинства чоловіка, отсюда отсут-ствіе понятій чести, права и гражданства. 2) Иародъ не знаетъ никакого научнаго объяснетя естественныхъ явленій и приложенія науки къ промышленности.

Въ плані школы сельскаго хозяйства Огаревъ разбираешь, прежде всего, образъ жизни учениковъ, гді, между прочимъ, сказано, что „обязанность учителя—всегда высказывать, во-первыхъ—безнолеэность и не нужность обмана, а потомъ его подлость“.

Это единственный путь пріучить къ честности. Тілесньшь наказаній въ школі не существуешь. Maximum наказанія —■ отдільньїй арестъ. По § 14 ученики должны знать напередъ, что по окончаніи курса, въ награду за успіхь, они получать освобожденіе отъ крі-постнаго состоянія, съ условіемгь пробыть 4 года въ своемъ краі. Въ 1-мъ году въ школі Огарева два первые місяца посвящаются грамоті по методі Жакото. Ученики учатся считать по: пальцамъ и на счетахъ и писать цифры; они учатся читать печатное по ;гра-жданскимъ буквамъ. Учатся ариеметикі. Утренній классъ занимается ариеметикой и объяснетемъ атмосферическихъ явленій (метеорологіей и физикой). Къ концу зимы даются понятія о химіи. Съ весны знанія учениковъ въ физикі и химіи прилагаются къ ,почві: и растительности. Во 2-мъ году преподается геометрія, отъ физики переходять *ъ механикі. Химія переходитъвъ количественный анализъ. 3-й годъ. Физика и механика преподаются подробніе. Присовокупляется. популярное изложеніе астрономіи. Химія, не прекращая приложеній къ земледілію и физіологіи растеній, переходишь въ физіологію живот-ныхъ и прилагается къ скотоводству. Дается понятіе* о геологш и ботаникі, преподаются лісоводство, технологія и сельское хозяйство. 4-й годъ продолжаются естественный науки со включеніемь анатоміи и краткой зоологіи. Преподается сельская и техническая архитектура. Сверхъ того, изучается грамматика, географія, политическая зкономія,

*) Планъ этотъ отысканъ Гертензономъ въ Московскомъ Румянцевскомъ музей среди бумагъ Е. 0. Корша. См. „Н. П. Огаревъ и его крепостные“. М. Гершензона. „Научное Слово“, книга 1У, 1903, оттуда мы и дЪлаемъ выдержки.

кос-что объ исторіи, сообщается понятіе права, нравственности и прямое нападеніе на предразсудки и ділается критическій обзоръ на-шихъ постановленій.

Читатели видятъ, какъ все это нагромождено, поверхностно и неудобоисполнимо. Никакая народная школа въ мірі не въ состояніи этого выполнить въ 4 года. Самъ Огаревъ чувствовалъ, что проектъ его грішить чрезмерными требованіями, но онъ отделывается словами: „МнЄ скажуть, что это почти университетскій курсъ. Если бы и такъ, что же за біда? Но размеръ науки и практическая цЄль покажуть, что это—не университетскій курсъ, а именно тотъ который должень образовать селянина“.

Сверхъ этого теоретическаго курса, по плану Огарева, полагалась телесная работа.

1-й годъ зимой: столярное, кузнечное, слесарное и мЄдноє ремесло. Летомъ: огородъ. ,

2-й годъ зимою: въ мастерскихъ ученики дЄлак>ть усовершенство-ванныя полевыя орудія и модели несложныхъ машинъ.

3-й годъ. Ученики строять модели мельницъ, молотилокъ. Летомъ: огородъ.

4-й годъ. Зимою продолжаютъ устройство моделей. Летомъ: строятъ какой-нибудь заводь, который сами пускають въ ходъ на 5 зиму *).

Все это также весьма непрактично и невыполнимо, но на это олЄдуеть смотріть какъ на идею (впослЄдствіи осуществленную въ иномъ виде) низшихъ сельско-хозяйственныхъ и ремесленныхъ школь.

Самъ же Огаревъ возлагаетъ многое на свой планъ и говоритъ: „Данныя всЄ говорять въ пользу моего плана. Наука выведетъ изъ незнанія. Предразсудки не будуть имЄть пищи, а напротивъ того, наука нечувствительно перебросить изъ нихъ совсЄмь въ другую сферу. Воспитаемъ мы людей практическихъ, къ ділу прилагаемыхъ, здоровыхъ умомъ и тЄломь; добросовістньгаь, потому что имъ не будеть ни примера, ни поощренія къ обману; мужественныхъ ду-хомь, потому что ихъ отучать отъ испуга и пріучать къ чувству самостоятельности; трудолюбивыхъ—это уже обязанность учителя и моя пристроить къ труду. Они выйдутъ свободными людьми, хотя и обязуются остаться .4 года въ нашемъ крае, чтобы у спіть имЄть вліяніе и обучать другихъ“ *).

х) Ьос. сіі. стр. 102. а) ІЬі(і. стр. 103.

19. О всенародномъ распростри<-не-пт грамотности въ Рпппги на религтЩьнравственномъ основана Книжки I, П,~Ш, ГУ*. Из дате второе. Отъ Императорскаго Моек* окаго общества сельскаго хозяйства. Москва. Въ университетской ¡шографш 1849.

При учрежденш Императорскаг Московскаго общества сельскаго хозяйства, сказано въ этой книжк , просвещенные его основатели видели необходимость въ образова в ш старость и прикащиковъ, часто безграмотныхъ, коимъ вверялось управлете крестьянами и хозяй-ствомъ въ иметяхъ. Они сознали пользу науки сельскаго хозяйства и учредили въ Москве земледельческую школу для приготовлетя прикащиковъ и управителей. Незабвенный основатель и президента общества кн. Д. Вл. Голицынъ двадцать пять летъ въ заседашяхъ общества постоянно утверждалъ и п пддерживалъ мысль о необходимости науки сельскаго хозяйства и проев!; цешя земледельцевъ. Въ иметяхъ своихъ онъ приказывалъ обучать ггетю и церковному петю кре-СТЬЯНСКИХЪ мальчиковъ, говоря, ЧТ‘ > это смягчаетъ грубость сердечную и привлекаетъ народъ къ церкви. Онъ требовалъ, чтобы и въ земледельческой школе учили воспитанз- иковъ церковному пенио по но-тамъ, и всегда съ удовольств!емъ слушали» это пете 1). Учете, соединенное съ трудолюб!емъ и нравств* ино-религюзнымъ воспитатемъ,— вотъ чего требуетъ народное образовате. Оно необходимо и для земледельца, и для ремесленника, и для торговца, и для кого жъ оно не необходимо 2). Въ одномъ месте авторъ говорить: „Народная нравственность требуетъ и въ классе промышленниковъ и фабричныхъ необходимо основате, на котором г. бы утверждаясь, она могла противодействовать развращенш и соблазнамъ. Другаго основашя, кажется, и быть для сего не можетъ, какъ образовате, приличное на-значетю каждаго класса работают пхъ,1 соединенное съ трудолюб1емъ и правилами исповедуемой веры, введенными, чрезъ исполнете ихъ, въ привычку, которая какъ уже давно замечено, есть вторая натура“ 3).

Прежде, сообщаетъ авторъ (г. Масловъ), написалъ я статью „Объ образованш комитетовъ при общее вахъ сельскаго хозяйства, для рас-пространетя грамотности между крестьянками въ помещичьихъ иметяхъ“; она помещена въ № 6 Жур. сел. хоз. 1845 и напечатана отдельно подъ назватемъ „О женскихъ школахъ“. Статья эта была пе-

*) Стр. 2.

а) Сц>. 4.

а) Стр. и.

репечатана во многихъ хозяйственныхъ и литературныхъ журналахъ и въ Журналы Министерства Народнаго Просвгьщенія съ сочувствіемЬ и одобренюмъ. Мысль о распространен^ грамотности въ народі чрезъ матерей разнеслась по Россіи во всеуслышаше. Она была нова для многихъ, даже весьма добрыхъ и умныхъ хозяевъ; нужно было ее исполнить. Это заставило меня написать вторую статью: „О распространеніи грамотности между крестьянами въ помЄщичьихь имініяхь“. Издавая особою книжкою статьи мои о всенародномъ распространеніи грамотности въ Россіи и преимущественно между крестьянками: въ поміщичьихь имініяхь, я желалъ содействовать распространенно въ русскомъ народі мысли о важнійшемь предметі для его нравствен-наго и гражданскаго быта. Желалъ, чтобы книжка моя проникла и въ палаты вельможъ, и въ тихіе кабинеты лицъ духовныхъ, и въ хижины поселянъ, и послужила къ убіжденію въ необходимости обратить вниманіе на нравственное образованіе матерей-крестьянокъ“.

„Желалъ, чтобы оні, подъ руководствомъ ‘ просвіщенньшь и добрыхъ священниковъ отцевъ духовныхъ, узнали, ЧТО ВЪ ЭТОЙ КНИЖКІ діло идетъ о грамоті, изучивъ которую по книгамъ, читаемымъ въ церкви, оні ближе познакомятся и съ Вірою православною, и съ обязанностями къ Богу и ближнему.. Пользу этого оні узнають и въ богатомъ состояніи и въ бЄдномь“ *). Авторъ постоянно развиваетъ мысль, что „для поддержанія добрыхъ нравовъ, еще сохраняющихся въ народі, и для противодійствія развращенія ихъ, необходимо всенародное распространеніе церковной грамотности при помощи духовныхъ лицъ и помЄщиковь “ 2).

Приглашая вcixъ благомыслящихъ соотечественниковъ высказать свое мнініе о пользі раснространенія грамотности между крестьянками, авторъ желалъ, „чтобы на этотъ предметъ было обращено всеобщее вниманіе благомыслящихъ людей, любящихъ человечество и истинцыд пользы отечества. Предметъ этотъ, ¡конечно,; величайшей важности, ибо касается просвіщеній и нравовъ миллюновъ земле-дельцевъ и низшаго въ гражданскомъ быту класса народа “і. • ; >

Авторъ стоить сначала за распространеніе церковной грамотности, какъ таковой, которая ведетъ прямо къ познанію Закона Божія и обязанностей христіанскихь. Распространеніе въ народе церковной грамотности не можетъ не содействовать и распространенію грамот-

*) Стр. 15.

*) Стр. 19.

ности гражданской, но иміеть то предъ нею преимущество, что прежде -знакомить съ религіозно-нравственньїми основаніями жизни и дійств у етъ на сердце, смягчая его грубость, а вмісті съ тімь и осві-щая темныя понятія разума о важяійшихь предметахъ настоящей и будущей жизни. Говоря агрономически: это есть лучшій способъ приготовленія земли для принятія благихъ сімянь нравственныхъ и просвіщенія *). На вопросъ: какія взять учебиыя книги для распро-страценія во всемъ народі грамотности, авторъ отвічаеть: послі церковной^ азбуки Часовникъ, а затімь Псалтырь. Эти три книги; «эбранныя для первоначальнаго ученія грамоті, могли бы вмісті съ тімь составить и библіотеку. для практической, христіанской жизни,

О Часослові авторъ говорить: „изучая эту книгу, содержащую въ себі псалмы и молитвы, въ какое бы время ученица ни вошла въ церковь, она будетъ слышать ей уже знакомый, а потому боліє по-нятныя слова молитвъ, а при томъ будетъ знать и последовательность богослуженія. Какое мудрое сочетаніе грамотности съ церковью и съ практической жизнью. Псалтыремъ оканчивается курсъ ученія чтенію. Говорить ли объ этой царственной книгі, не иміющей себі подобной“.

йтакъ, вотъ полный курсъ книгъ для распространенія грамотности между крестьянками. Если главнійшая ціль при этомъ ученій будетъ та, чтобы познакомить ихъ съ духовными и нравственными ¿началами исповідуемой ими віри и чрезъ то дать опору противъ безнравственности и пролить Світь во тму невіжества: то для первоначальнаго всенародная ученія этихъ * книгъ и достаточно. Изучить ихъ такъ, чтобы оні остались въ памяти, конечно; довольно одного года 2).

Авторъ полагаетъ, что возрастъ ученію грамоті крестьянскихъ дівушекь есть самый приличный отъ 10 до 13 літь.

Его также занимаетъ вопросъ: „кто будетъ учить крестьянокъ грамоті и гді взять учителей“? Но напрасно, говорить онъ, нікото-рые этимъ вопросомъ, затрудняются^,; Учить урамоті можетъ ВСЯКІЙ грамотный и везді. Разуміется, что чімь лучше учитель, чімьудоб-ніе; комната для ученія, тімь приличніе и лучше. Но позаботимся прежде всего о распространеніи церковной грамотности всіми доступными средствами, теперь имеющимися подъ руками, не откладывая діла въ дальній ящикъ и не представляя его труднымъ. Ніть никакой нужды заботиться о томъ, кто выучилъ 10—12-літняго ре-

х) Стр. 45. а) ГЬ., стр. 48.

бенка грамоті и приготовилъ его къ понятію обьясненій и толкова-нш сокращеннаго катихизиса и службы церковной, что собственно есть уже долгъ духовныхъ лицъ, какъ это и принято во всіхь учеб-ныхъ заведеніяхь. Предположимъ, что въ село, въ которомъ всі діти уже грамотный, выученныя читать гсЬмъ бы то ни было, поступаетъ образованный священникъ. Какъ легко ему будетъ сблизиться съ своими . дітьми духовными на основаній христіанскихь и гражд ан-скихъ обязанностей, изложенныхъ въ сокращенномъ для народа ка-тихизисі, напечатанномъ въ церковной азбукі. Здісь нуженъ будетъ только примірь собственной его жизни къ подкріцленію истинъ, уже изученныхъ въ дітстві. Этотъ примірь, безъ сомнінія, будетъ благотворно дійствовать на нравственность народную, ибо народъ учится примірами боліє, нежели книгою. Примірьі трезвости, безкорьістія, состраданія, къ чему призываются всі, особенно служители церкви, проникають народъ довіренностію и уваженіемь къ своимъ пасты-рямъ. Желаніе подкріпляться примірами жизни христіанской производить особенное расположеніе русскаго народа къ чтенію описаній житій святыхъ въ Четьи-Минеяхъ, собранныхъ благочестивымъ и про-свіщенннмь трудолюбіемь св. Димитрія Ростовскаго. Изъ этихъ книгъ, не всімь доступныхъ по дорогой ихъ ціні, могли бы быть изданы для домашняго чтенія народа житія святыхъ особыми книжками и въ такомъ поряцкі, чтобы самые примірьі святой жизни составили, такъ сказать, живую исторію нашей православной вірьі и разнаса-жденіе ея въ Россіи. Такіе примірн и житія святыхъ несомнінно ближе бы касались сердца народа русскаго, нежели переводимые съ иностранныхъ языковъ, нравственные впрочемъ, повісти и разсказы о разныхъ предметахъ и лицахъ. Мы все ищемъ подъ лісомь, не-примічая того, что у насъ подъ руками великій запасъ источниковъ для народнаго, нравственнаго воспитанія *).

И такъ курсъ чтещя для народной грамотности есть обдуманный и освященный временемъ и опытомъ. Остается, сь любовію къ чело-вічеству, приступить къ ділу просто и прежде всего стараться распространить во всемъ народі грамотность церковную, начавши съ жен-скаго пола или будущихъ матерей. Для пер ваго поколінія довольно и одного чтенія съ усвоещемъ чистыхъ понятій о вірі и обязан-ностяхъ христ1анскихъ. Грамотныя матери, можетъ быть, сами почув-ствуютъ потребность и въ письмі, и въ счетоводстві для дочерей

г) Стр. 53.

своихъ особенно между промышленными крестьянами/ но надобно начат^ съ грамотности. Это первая ступень народнаго образованія, въ ко-торомъ поспешность неумістна, а неподвижность гр^хъ на душі любящихъ тму паче світа. Дай Борь, если бы въ два или три поколіти, высказываешь свои пожеланія авторъ, всі крестьянки и крестьяне сділались грамотными; и это было бы уже отрадно для человічества и полезно для отечества *).

Полагая, что читать и писать всі крестьяне,будутъ учиться дома, авторъ излагаешь планъ дальнійшаго ихъ образованія. Это: 1) Законъ Божій, возвьнпающій и укріпляющій души и сердца въ истинахъ и правилахъ вірш, при случайностяхъ жизни и въ благонравіи, 2) правила россШскаго языка и чистописанія, съ русскихъ и латинскихъ прописей (латинскія буквы пригодятся для медицинскихъ и ботаническихъ названій и для нотъ), 3) ариеметика 1-я. часть, 4) начала рисованія (геометрій, архитектуры и механики для мальчиковъ), споспішествую-щія къ умственному представленій) и къ изображенію природы, місто-положеній, различныхъ орудій, машинъ, инструментовъ, къ располо-женію и произведенію построекъ и къ улучшенію всіхь вообще ма-стерствъ и рукоділій, 5) мастерства и рукоділія, 6) церковное по но-тамъ пініє, сердце и мысли возносящее къ гармоній небесной и къ Творцу ея; оно способствуешь развитію силы и гибкости голоса, прилично и пріятно улучшаетъ и облагораживаетъ народные напівьі, 7) исторія: священная и отечественная и всеобщность прочихъ, 8) географія, главнійше отечественная и небесная; послідняя, сверхъ поле8-наго объяснешя правильнаго теченія небеснътхъ шЬлъ, столько же полезна для уничтоженія различныхъ народныхъ суевірій, 9) начала естественной исторіи, въ особенности ботаники, располагающей къ созерцанію природы и познанію свойствъ растеній, въ хозяйствен-номъ и лічебномь отношенгяхъ, 10) изъ медицины (и ветеринарной науки и искусства для мальчиковъ) столько, чтобъ могли ходить за больными, знать и оказывать нужнійшія и простійшія пособія лю~ дямъ и животнымъ; а главнійше, чтобъ уміть сберегать здоровье и предупреждать болізни, 11) начала физики и химіи, сколько то нужно для земледілія и хозяйства.

Планъ этотъ, иесомнінно, практичніе плана Огарева, но выполненъ былъ значительно позже съ учреждешемъ двухклассныхъ сельскихъ и приходскихъ училищъ.

т) Сір. 53.

Автора также занималъ вопросъ: что будетъ читать народъ, выучившись грамот-Ь? На это онъ отв'Ьчаетъ: „то, что вы ему приготовите“. Для первоиачальнаго чтенья у него есть много книгъ боже-ственнаго писатя, приготовленныхъ для него святыми отцами, любившими духовныхъ чадъ своихъ. Одинъ св. Димитргй Ростовсюй, указавши на жит1я святыхъ въ Четьи-Минеяхъ имъ составленный, на свои розыски и пропов-Ьди, на свой алфавитъ духовный и на летопись Россш, уже послужилъ примгЬромъ для народнаго образовашя. Если къ тому присоедините труды Тихона Воронежскаго и н^кото-рыхъ другихъ подвижниковъ, то останется только забота: „какъ бы сделать доступнее народу писашя святыхъ отцовъ“ (стр. 110). Въ статье „О народныхъ сельскихъ библштекахъ“ авторъ рекомендуетъ давать народу полезныя, поучительныя и прхятныя книги для народа, куда относятся книги, И8даваемыя отъ свягМшаго синода для наэидашя народа въ в^рЪ и хриспанской нравственности, элементарныя книги, издаваемыя министерствомъ народнаго проСв-Ьщетя. Къ разряду этихъ книгъ могутъ быть отнесены и сочинеюя известныхъ нашихъ писателей и стихотворцевъ, каковы, наприм^ръ, Ломовосовъ, Державинъ, Карамзинъ, Крыловъ и т.п., сверхъ того книги, издаваемыя по пред-метамъ сельскаго хозяйства и промысловъ. Вообще можно сказать, что книга „О всенародномъ распространены грамотности въ Россш“— выдающаяся и интересная для своего времени.

М. Дсмковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.