Научная статья на тему 'Материальное резервирование как метод обеспечения устойчивости экономической системы региона'

Материальное резервирование как метод обеспечения устойчивости экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ / БОЛЬШИЕ СИСТЕМЫ / ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ / РАЗВИТИЕ / MATERIAL RESERVATION / STATE RESERVES / SYSTEM STABILITY / LARGE SYSTEMS / CATASTROPHE THEORY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земсков А. Е.

Статья посвящена роли материального резервирования, определению принципов создания и использования государственных резервов в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL RESERVATIONAS ABACKUPMETHOD TO ENSURESTABILITY OF THE ECONOMICSYSTEM OF THE REGION

The article focuses on the role of materialreservations,define principles of creation and use of state reserves in the region.

Текст научной работы на тему «Материальное резервирование как метод обеспечения устойчивости экономической системы региона»

галтерского учета современных авторов, в которых капитал рассматривается во взаимосвязи с денежными потоками, с одной стороны, и как предмет бухгалтерского учета, - с другой. Предметом бухгалтерского учета является движение капитала, осуществляемого посредством денежных и материальных потоков по видам финансово-хозяйственной деятельности организации: обычной (операционной), финансовой и инвестиционной. Новое видение предмета и объектов бухгалтерского учета заставляет задуматься об уточнении объектов экономического анализа, развитии систем показателей, характеризующих состояние предприятия.

Литература:

1. Баретенев С. А. История экономических учений: Учебник. - М.: Экономиста, 2003. - 456 с.

2. Елецкий Н. Д., Корниенко О. О. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов вузов. Серия "Учебный курс". -Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2002. - 400 с.

3. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: Учеб.-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 688 с.

4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.).

5. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.

6. Пачоли Л., Трактат о счетах и записях/Под ред. Я.В.Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 320 с.: ил.

7. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. Учеб. пособие для студентов эк. вузов. - М.: ЮНИТИ, 1996.

- 638 с.

8. Экономическая теория: Хрестоматия. 2-е изд..Сост., ком-мент., словарь, предм. Указ. - Е. Ф. Борисов. - М.: Высш. Шк., 2000.

- 432 с.

9. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 1999. 320 с.

МАТЕРИАЛЬНОЕ РЕЗЕРВИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Земсков А.Е., соискатель кафедры мировой и региональной экономики Московской академии предпринимательства при

Правительстве Москвы

Статья посвящена роли материального резервирования, определению принципов создания и использования государственных резервов в регионах.

Ключевые слова: материальное резервирование, государственные резервы, устойчивость системы, большие системы, теория катастроф, развитие.

MATERIAL RESERVATIONAS ABACKUPMETHOD TO ENSURESTABILITY OF THE

ECONOMICSYSTEM OF THE REGION

Zemskov A., the applicant of the global and regional economy of the Moscow Academy of business of the Government of Moscow Thearticle focuses onthe role of materialreservations,define principlesof creation and useof state reservesin the region. Keywords: material reservation,state reserves, system stability, large systems, catastrophe theory, development.

Общественный прогресс, на всем доступном для наблюдения и научного анализа историческом материале, неизменно связан с усложнением социальной структуры общества, повышением уровня сложности технологической основы функционирования человеческого общества. Социальные и технологические взаимодействия, в свою очередь, сложным образом переплетаясь, выступают в качестве экономического базиса общества.

То есть, с позиций теории больших систем, можно сделать вывод, что экономические системы стран и регионов эволюционируют по пути повышения сложности их внутренней организации и набора внешних связей со средой (в свою очередь сами эти внешние связи могут быть описаны как большие системы). Данный вывод коррелирует с наблюдаемыми различиями в уровнях сложности экономик стран мира и общем уровне их развития: как правило, в экономически развитых странах экономические системы более масштабные и сложные, чем в странах развивающихся.

Сложность организации экономических систем оказывает двоякое влияние на их устойчивость как способность противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям и сохранять заданные макроэкономические параметры.

С одной стороны, повышение сложности организации системы, за счет синергетических эффектов, в том числе индуцированных и перекрестных, вызывает к жизни механизмы самоорганизации и адаптации. Результатом этого является повышение резистентности системы к возмущающим факторам, как внутреннего, так и внешнего свойства. То есть, применительно к экономическим системам, справедливо сделать вывод о наличии тенденции к повышению уровня их экономической устойчивости по мере эволюции структуры и организации системы.

С другой стороны, имеется прямо противоположная тенденция. Ее существо состоит в том, что усложнение организации системы, за счет мультипликативных механизмов, сходных с механизмом «цепной реакции» в физике, способно не только приводить систему в неустойчивое состояние, но и полностью разрушать ее от не-

значительного внешнего или внутреннего импульса. При этом скачкообразный переход системы в новое качество может быть спровоцирован изначально незначительными изменениями, которые вызывают лавинообразную трансформацию системы. То есть, сущность второй тенденции, применительно к региональным экономическим системам, состоит в снижении уровня их устойчивости по мере эволюции структуры и организации системы, что определяется системными факторами, развивающейся по мере усложнения системы.

Исключив этнические, политические, религиозные и иные факторы, отметим, что сложно организованные хозяйственные системы, например Древнего Рима или Древнего Китая, в которых присутствовало развитое разделение труда, активно протекали урба-низационные процессы, разрабатывались и внедрялись в производство новые технологии и т.д., не смогли противопоставить сравнительно примитивным племенам, не обладающих столь же развитой хозяйственной практикой. Или, например, террористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (США) не только привела к прямому ущербу в виде гибели людей, разрушения зданий, утраты другого имущества и т.д., но также вызвала временную приостановку финансовых расчетов в стране, в том числе межбанковских, общий спад деловой активности. Причиной этого факта был не столько психологический шок от произошедшего трагического события, сколько технологическая сложность экономики США, ее существенная зависимость от качества функционирования инфраструктуры в масштабе всей страны. Достаточно показательны также примеры влияния на экономическую устойчивость вспышек инфекционных заболеваний. Так, широко известен значительный ущерб, нанесенный быстрорастущей экономике Китая вспышкой заболеваемости атипичной пневмонией. Аналогичные факты касаются начавшейся в 2009 г. в Мексике пандемии «свиного гриппа».

Таким образом, можно сделать основополагающий для нашего исследования вывод, что по мере развития экономики, вопросы обеспечения экономической устойчивости приобретают все боль-

шее значение. Особенно важным является данный вывод для нашей страны. Это связано с тем обстоятельством, что помимо общей закономерности роста значимости угроз для стабильности развития экономики и ее устойчивости, Российская Федерация на современном этапе своего развития испытывает влияние еще одного фактора.

Динамический анализ развития систем свидетельствует, что они развиваются неравномерно: периоды сравнительно плавного, эволюционного, инерционного развития сменяются прохождением так называемых «точек бифуркации». В этих точках устойчивость системы резко снижается, так как именно здесь начинаются переходные процессы, направленные на формирование и закрепление качественных изменений в системе. Система после прохождения точки бифуркации может как сохранить присущее ей генетическое ядро основных элементов и подсистем, так и качественно обновиться, вплоть до разрушения ее как единой системной целостности.

Если говорить о России, то ее экономика в современный момент находится в точке «тройной бифуркации». То есть одновременно наблюдаются существенные, фундаментальные изменения ее базовых подсистем, элементов и связей по трем направлениям: технологическому, социально-экономическому и управленческому. Кроме того, имеются и флуктуационные изменения, также оказывающие дестабилизирующее воздействие на экономику страны.

К таковым относятся, во-первых, технологические изменения, связанные с прохождением российской экономической системой нижней точки кондратьевского цикла, что ставит перед экономикой страны задачу перехода кновым технологиям, смены господствующего технологического уклада. Многочисленные исследования показывают, что накопившееся технологическое отставание от более экономически развитых стран мира (США, Японии, Германии и др.) может стать необратимым. В этой связи необходимо активизировать работу по формированию нового технологического уклада, переходу к модели инновационно-ориентированного развития, что будет способствовать повышению устойчивости экономической системы.

Во-вторых, социально-экономические изменения, увязывающиеся нами с общемировой тенденцией постиндустриализации, значение которой для России особенно возросло под влиянием внешне- и внутриэкономической либерализации, встраивания нашей страны в глобальную экономическую систему. Постиндустриальным обществом называют стадию развития, пришедшую на смену индустриализму в экономически развитых рыночных странах во второй половине ХХ в. Это понятие впервые было введено Д. Бел-лом в 1960-х годах. Постиндустриальное общество называют также посткапиталистическим, информационным, технотронным. В таком обществе сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного и сельскохозяйственного производства. Соответственно, переход к постиндустриализму требует структурных изменений в экономике всей страны.

В-третьих, управленческие преобразования, которые обусловлены начатой в конце 1980-х гг. политикой смены основополагающих сущностных черт организации национальной хозяйственной системы: переход от командно-административной модели управления к преимущественно рыночной. Мы не будем обсуждать в данной работе качество проведения мер по разгосударствлению экономики, так как это - тема отдельного серьезного анализа, отметим лишь несомненную дестабилизацию экономики вследствие их реализации. Аналитического материала по этому поводу в современной экономической литературе, по нашему мнению, приведено вполне достаточно. В том числе, многие авторы (Л. Абалкин, С. Глазьев, Д. Львов, В. -Сенчагов и др.) достаточно аргументировано увязывают снижение уровня экономической устойчивости РФ именно с управленческим фактором и последствиями его проявления.

В-четвертых, флуктуационные изменения носят несистемный, ситуационный характер. Они связаны с естественной стохастичнос-тью внешней и внутренней среды больших систем. Обычно эти случайные изменения действуют подобно разнонаправленным векторам, частично компенсируя друг друга, но эти «векторы» могут и складываться, вызывая серьезную дестабилизацию. Именно подобная раз-балансировка имела место на ипотечном рынке США (2007 - 2008 гг.), что вызвало развитие глобального финансового кризиса, который с 2009 г. в полной мере затронул и российскую экономику.

В современной экономике риск ошибок и их цена существенно возрастают, так как эти ошибки, складываясь с объективно присущей, как было отмечено выше, российской экономике неустойчи-

востью, могут привести к кризису и даже к катастрофическим последствиям. Для снижения или ослабления отрицательного влияния этих ошибок экономическая система должна иметь определенные резервы, «запас прочности». То есть, проблема оценки и учета экономического риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления экономическими системами и, прежде всего, региональными.

Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено множеством факторов, среди которых: отсутствие полной информации, ее асимметрия; наличие групп интересов (конкурентов); элементы случайности и мн. др.

Риск предполагает возможность наступления неблагоприятного события. Причем, как принято считать в классической теории вероятностей, снизить риск до нуля, полностью ликвидировать его невозможно. Поэтому при выстраивании стратегии и тактики управления экономическими системами, важно не избежать риска вообще (что не исключает применения стратегии «уклонения от риска»), а предвидеть его и принять наилучшее (оптимальное) решение относительно того или иного критерия.

В литературе существует значительное число дефиниций понятия «риск». В общем случае, применительно к экономическим исследованиям, под риском, как правило, понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Таким образом, риск - это конкретно-историческая экономическая категория. Риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Если первоначально, на ранних ступенях развития общества, риск можно ассоциировать с чувством страха, испытываемым человеком из-за угрозы гибели, то по мере развития товарно-денежных отношений, риск становится экономической категорией. Соответственно, с риском тесно связано такое, сравнительно новое для экономической науки понятие как «экономическая устойчивость».

Как и в отношении экономического риска, в сфере экономической устойчивости в последние годы наблюдается значительное усиление исследовательской активности. Мы можем это связать с «социальным заказом» натакого рода исследования, вызванным прохождением нашей страной точки «тройной бифуркации». Что же касается теоретического аспекта, то можно отметить, что исследовательская активность привела к появлению нового терминологического поля экономической утойчивости и нарастанию его разнообразия и противоречивости.

Различные специалисты предлагают весьма отличающиеся точки зрения на экономическую устойчивость, ее сущность, структуру, механизмы ее обеспечения и т.д. Тем не менее, в большинстве источников высказывается мнение, что экономическая устойчивость связана со способностью противостоять угрозам экономической системе, их нейтрализацией и уменьшением отрицательных последствий от их воздействия. При этом для качественной и количественной оценки угроз экономической устойчивости, как правило, применяется терминологический аппарат, концептуальные положения и методологический инструментарий экономической рискологии, как комплексной науки, объектом изучения которой являются экономические риски.

Фундаментальными причинами возникновения рисков снижения экономической устойчивости на уровне региона являются следующие:

отсутствие у экономических субъектов полной и достоверной информации относительно истинного состояния и тенденций развития всей экономической системы;

случайности (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, политические события, эпидемии, новые открытия и изобретения, обесценивающие существующие технологии и др.);

сознательное противодействие прогрессивному развитию той или иной экономической системы (например, международные экономические санкции, вооруженные конфликты и др.).

Даже беглый анализ указанных причин приводит к заключению, что полностью устранить угрозы устойчивости экономического развития, гарантированно защитить региональную хозяйственную систему от рисков не представляется возможным. Это обусловливает необходимость специального управления рисками, получившего название риск-менеджмента. Основными инструментами риск-менеджмента являются:

страхование;

хеджирование;

уклонение от риска;

компенсация риска и его последствий;

локализация;

распределение (диссипация) риска; резервирование и др.

Перечисленные меры не в состоянии обеспечить абсолютную защиту экономической системы от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить, а также сгладить их последствия.

Особо подчеркнем, что устранить неопределенность будущего в хозяйственной деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск является неотъемлемой частью экономической жизни. Не случайно, понятие риска тесно связывается с существом предпринимательства, являющегося движущей силой экономического развития. Тем не менее, в значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного управления, включающего широкий круг мероприятий по противодействию угрозам экономической устойчивочти, например, за счет диверсификации хозяйственной деятельности. Наибольший эффект, по нашему мнению, может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками.

Рассматривая методы риск-менеджмента в контексте обеспечения экономической устойчивости, отметим одно важное обстоятельство: арсенал допустимых и реально применимых способов противодействия угрозам существенно зависит от иерархического уровня хозяйственной системы, исследуемой в качестве объекта управления. Общая зависимость, по нашему мнению, такова. Чем выше уровень системы, тем более ограниченным становится перечень методов управления. Это обусловлено тем, что по мере увеличения масштабов хозяйственной системы происходит сокращение числа ее связей с другими системами, использование потенциала которых позволяет снизить уровень угроз экономической устойчивости.

Например, если рассматривать хозяйственную систему микроуровня, то для снижения рисков устойчивого развития можно использовать страхование, перераспределить риски между участниками инвестиционного проекта, отказаться от взаимодействия с поставщиками, которые признаны неблагонадежными, в пользу других контрагентов и т.д. На глобальном же уровне рассмотрения - уровне мирового хозяйства, рассматриваемого как единая система - хозяйственные взаимодействия этой системы с другими аналогичными отсутствуют, и в этом случае можно полагаться только на внутренние ресурсы.

То есть, мы логично приходим к важному методологическому выводу, до сих пор не нашедшему адекватного отражения в экономической и управленческой литературе, о том, что резервирование ресурсов с целью их использования в критических ситуациях для нейтрализации угроз устойчивочти экономического развития и смягчения последствий их проявления, является основополагающим, наиболее общим методом управления региональными экономическими системами.

Метод резервирования ресурсов может реализовываться в различных формах. В частности в хозяйственных системах нано-, микро- и мезоуровней он проявляется в форме самострахования, то есть создания материальных и денежных страховых (резервных фондов) непосредственно в самой системе. В условиях достаточно развитых товарно-денежных отношений, как правило, самострахование осуществляется в виде резервирования финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов, связанных с противодействием угроз устойчивости экономического развития. Величина резерва финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов определяется потенциальными рисками, влияющими на стоимость выполнения мероприятий по их нейтрализации.

Если рассматривать уровни региональной, национальной, мировой хозяйственной систем, то создание резервов в виде фондов денежных средств (золотовалютные резервы, стабилизационные фонды и пр.) оказывается сравнительно менее эффективным мероприятием, по сравнению с материальным резервированием. Не случайным, например, нам представляется принятый в международной практике норматив достаточности золотовалютных резервов страны. Он составляет сумму, необходимую для оплаты импортных поставок в течение трех месяцев. Считается, что в течение этого срока либо будут ликвидированы угрозы экономической устойчивости (например, стабилизируется конъюнктура мирового

рынка), либо произойдет институциональная перестройка национальной экономики, направленная на ее адаптацию кновым условиям.

Наличие же материальных резервов в виде потребительских товаров, сырья и материалов, а также готовых изделий производственного назначения позволяет немедленно использовать эти ресурсы в случае возникновения или угрозы возникновения критической ситуации. За счет исключения промежуточных операций по приобретению на финансовые средства из резервного фонда и поставки конечным потребителям необходимых материальных ресурсов, материальное резервирование оказывается более оперативным, а, следовательно, действенным методом управления.

Таким образом, если говорить о современной экономике России и ее регионах, то поддерживать такое состояние, при котором на длительный период времени обеспечиваются достойные условия жизни и гармоничного развития личности, социально-экономической стабильности общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, на наш взгляд, невозможно без проведения оптимальной политики материального резервирования.

Опыт исторического развития также подтверждает, что заблаговременное создание материальных резервов является действенным средством обеспечения устойчивости и стабильности экономического роста любого государства. Так, меры по созданию запасов продовольствия в России, нередко подвергавшейся неурожаям и голоду, уходят вглубь истории вплоть до XVI в., когда начали создавать государственные запасы хлеба, покрывавшие трехлетнюю потребность населения городов.

Если раньше в качестве «нештатных» ситуаций рассматривались только война и проявления стихийных сил природы, то сейчас к ним добавились экономические риски и техногенные или антропогенные катастрофы. Каждая такая ситуация требует концентрации в сжатые сроки больших объемов разнообразных материалов (сырья) и готовой продукции. Государственное резервирование должно обеспечить в условиях бедствий, таких как землетрясения, наводнения, засухи и неурожаи, крупные лесные пожары и прочее, во-первых, первоочередные потребности населения региона, во-вторых, деятельность самих сил ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций до того момента, пока промышленность и сельское хозяйство смогут нормализовать свою работу, в-третьих, ресурсное обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Наличие резерва материальных активов делает государство не только более независимым на мировом рынке, но и дает возможность оказывать регулирующее воздействие на внутреннюю экономическую ситуацию в стране. Резервы позволяют при необходимости в критическом периоде поддержать отрасли экономики, отдельные регионы и предприятия. Вместе с тем, при создании государственного материального резерва в условиях рыночного хозяйства необходимо минимизировать нагрузку на государственный бюджет, исключить ситуации создания «мертвого капитала», обесценивающегося в физически и морально стареющих запасах.

Масштабы резервирования ресурсов можно проиллюстрировать следующими показателями. Только для ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 г. в России были созданы резервы финансовых средств на общую сумму 10,3 млрд. руб. и материальных ресурсов стоимостью свыше 5,5 млрд. руб. Из резервного фонда Правительства России, в связи с чрезвычайными ситуациями, была оказана помощь 23 субъектам Российской Федерации на общую сумму более 2 млрд. руб.

Государственные материальные резервы, как в России, так и за рубежом, играют важную роль в обеспечении экономической стабильности общества. Такое рассмотрение их роли является традиционным для большинства литературных источников и нашло закрепление в законодательной и нормативно-правовой базе. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с последующими изменениями), государственный материальный резерв Российской Федерации предназначен для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов,

продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.

Можно выделить два основных направления использования государственных материальных резервов. Первое из них лежит в сфере обеспечения национальной безопасности в широком смысле и связано с созданием условий для первоочередного и бесперебойного обеспечения населения, государственных структур, предприятий необходимыми для поддержания жизнедеятельности в критических условиях, вызванных неэкономическими причинами (войны и вооруженные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.). Второе же направление, тесно связанное с первым, - экономическое.

Экономическое предназначение государственных материальных резервов состоит в восстановлении порядка нормального функционирования хозяйственной системы в случае ее трансформации или сбоев в нормальном функционировании вследствие проявления комплекса внутренних и внешних факторов. По нашему мнению, в современных условиях именно экономические функции материального резерва приобретают большее значение. Это связано как с адаптацией государственных институтов к рыночным условиям, так и с относительным снижением угроз глобального военного противостояния.

Использование запасов государственного материального резерва для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок регламентируется статьей 14 Федерального закона N 79-ФЗ. Эти действия могут осуществляться в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. Для этого Правительство Российской Федерации уполномочено принимать решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм.

Создание и использование государственных резервов материальных ресурсов в интересах обеспечения устойчивости экономического развития региональной экономики основывается на ряде принципов, среди которых наибольшую роль играют следующие:

определенность целевого предназначения. Резервирование необходимо осуществлять с учетом потенциальных возможностей возникновения критических ситуаций в стране и регионах;

оптимальность размещения. Территориальное расположение материальных резервов, с одной стороны, должно обеспечить их сохранность и защищенность при возникновении критических ситуаций, а с другой - их рациональное размещение относительно

потенциальных регионов (мест, районов) реализации угроз экономической безопасности;

мобильность и оперативность применения. Этот принцип подразумевает поддержание высокой степени подготовленности материальных резервов к перемещению к местам их непосредственного использования;

достаточность. Объемы хранимых материальных ресурсов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по предупреждению рисков и ликвидации последствий их реализации;

экономичность. Объемы затрат на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов должны быть минимально возможными.

С учетом текущих и перспективных задач России, опыта управления рисками и осуществления государственной стратегии устойчивого развития, по мнению автора, на современном этапе следует переосмыслить роль государственных материальных резервов в системе обеспечения устойчивости экономического развития страны и ее регионов. Резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками не только техногенного, политического и т.д., но и экономического характера. Комплексный подход к вопросам накопления и использования государственных материальных резервов с использованием апробированных и разработанных рыночных механизмов позволит более эффективно расходовать значительные по объему государственные средства, выделяемые на эти цели.

Литература:

Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. - 201 с.

Пригожин И.Р. Определено ли будущее? - М.: Институт компьютерных исследований, 2005.

Баутин Н.Н., Леонтович Е.А. Методы и приёмы качественного исследования динамических систем на плоскости. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.

Земсков А.Е. Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. №3.

Голоскоков А.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

ПаштоваЛ.Г. Риск-менеджмент на предприятии // Справочник экономиста. - №5. - 2003.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кузьменко О.А., к.э.н., соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный

технологический университет»

Рассматриваются понятие консолидированной отчетности для группы предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Раскрыты контролирующие, регулирующие, аналитическая, информационная функции отчетности.

Ключевые слова: отчетность, консолидация, группа предприятий, функции отчетности.

THE ECONOMIC ESSENCE OF THE CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS AND FUNCTIONS OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

Kuzmenko O., PhD, applicant of Accounting and Audit chair FSBEIHPO «Volga State Technological University»

Discusses the concept of the consolidated financial statements for a group of housing and utilities sector. Revealed control, regulatory, analytical, reporting functions.

Keywords: accounting, consolidation, group companies reporting functions.

Методология и техника консолидирования финансовой отчетности разработана и раскрыта в международных и в национальных учет-ных стандартах большинства экономически развитых стран. Консолидированная бухгалтерская отчетность представ-ляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хо-зяйственных взаимоотношениях [3, с. 327]. Самостоятельное существование неболь-

ших организаций, юридически и экономически взаимосвязанных, вызвано тем, что ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.

При составлении консолидированной отчетности становится возможным представление финансового состояния и результа-тов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.