продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.
Можно выделить два основных направления использования государственных материальных резервов. Первое из них лежит в сфере обеспечения национальной безопасности в широком смысле и связано с созданием условий для первоочередного и бесперебойного обеспечения населения, государственных структур, предприятий необходимыми для поддержания жизнедеятельности в критических условиях, вызванных неэкономическими причинами (войны и вооруженные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.). Второе же направление, тесно связанное с первым, - экономическое.
Экономическое предназначение государственных материальных резервов состоит в восстановлении порядка нормального функционирования хозяйственной системы в случае ее трансформации или сбоев в нормальном функционировании вследствие проявления комплекса внутренних и внешних факторов. По нашему мнению, в современных условиях именно экономические функции материального резерва приобретают большее значение. Это связано как с адаптацией государственных институтов к рыночным условиям, так и с относительным снижением угроз глобального военного противостояния.
Использование запасов государственного материального резерва для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок регламентируется статьей 14 Федерального закона N 79-ФЗ. Эти действия могут осуществляться в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. Для этого Правительство Российской Федерации уполномочено принимать решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм.
Создание и использование государственных резервов материальных ресурсов в интересах обеспечения устойчивости экономического развития региональной экономики основывается на ряде принципов, среди которых наибольшую роль играют следующие:
определенность целевого предназначения. Резервирование необходимо осуществлять с учетом потенциальных возможностей возникновения критических ситуаций в стране и регионах;
оптимальность размещения. Территориальное расположение материальных резервов, с одной стороны, должно обеспечить их сохранность и защищенность при возникновении критических ситуаций, а с другой - их рациональное размещение относительно
потенциальных регионов (мест, районов) реализации угроз экономической безопасности;
мобильность и оперативность применения. Этот принцип подразумевает поддержание высокой степени подготовленности материальных резервов к перемещению к местам их непосредственного использования;
достаточность. Объемы хранимых материальных ресурсов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по предупреждению рисков и ликвидации последствий их реализации;
экономичность. Объемы затрат на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов должны быть минимально возможными.
С учетом текущих и перспективных задач России, опыта управления рисками и осуществления государственной стратегии устойчивого развития, по мнению автора, на современном этапе следует переосмыслить роль государственных материальных резервов в системе обеспечения устойчивости экономического развития страны и ее регионов. Резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками не только техногенного, политического и т.д., но и экономического характера. Комплексный подход к вопросам накопления и использования государственных материальных резервов с использованием апробированных и разработанных рыночных механизмов позволит более эффективно расходовать значительные по объему государственные средства, выделяемые на эти цели.
Литература:
Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. - 201 с.
Пригожин И.Р. Определено ли будущее? - М.: Институт компьютерных исследований, 2005.
Баутин Н.Н., Леонтович Е.А. Методы и приёмы качественного исследования динамических систем на плоскости. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.
Земсков А.Е. Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. №3.
Голоскоков А.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
ПаштоваЛ.Г. Риск-менеджмент на предприятии // Справочник экономиста. - №5. - 2003.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кузьменко О.А., к.э.н., соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный
технологический университет»
Рассматриваются понятие консолидированной отчетности для группы предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Раскрыты контролирующие, регулирующие, аналитическая, информационная функции отчетности.
Ключевые слова: отчетность, консолидация, группа предприятий, функции отчетности.
THE ECONOMIC ESSENCE OF THE CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS AND FUNCTIONS OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES
Kuzmenko O., PhD, applicant of Accounting and Audit chair FSBEIHPO «Volga State Technological University»
Discusses the concept of the consolidated financial statements for a group of housing and utilities sector. Revealed control, regulatory, analytical, reporting functions.
Keywords: accounting, consolidation, group companies reporting functions.
Методология и техника консолидирования финансовой отчетности разработана и раскрыта в международных и в национальных учет-ных стандартах большинства экономически развитых стран. Консолидированная бухгалтерская отчетность представ-ляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хо-зяйственных взаимоотношениях [3, с. 327]. Самостоятельное существование неболь-
ших организаций, юридически и экономически взаимосвязанных, вызвано тем, что ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.
При составлении консолидированной отчетности становится возможным представление финансового состояния и результа-тов
деятельности группы в целом. Каждая организация, входящая в состав концерна ЖКХ обязана вести бухгалтерский учет собственных операций, оформлять их результаты, составлять финансовую отчетность.
В экономической литературе выделено основных подхода к составлению консолидированной отчетности: аналитический подход и консолидация.
Аналитический подход позволяет представить информацию в финансовой отчетности с такой степенью аналитичности, которая дает представление о деятельности концерна ЖКХ и каждой из входящих в этот концерн организаций.
Консолидация, напротив, укрупняет разрозненные показатели отчетности ЖКХ, исключает из форм отчетности расчеты внутри концерна.
Эти подходы обоснованы самим определением консолидированной отчетности, несмотря на то, что в экономической литературе разными авторами трактуется по разному: Пучкова С.И. и Ново-дворский В.Д. считают, что консолидированная отчетность - это отчетность, составляемая материнской (холдинговой) компанией; представляет собой результаты особого свода финансовой отчетности организаций материнской компании, ведущих свой бухгалтерский учет и составляющих свою финансовую отчетность, как если бы они являлись единой хозяйственной единицей [5, с. 32]. Несколько в упрощенном виде дает определение Козлова Т.В.: "консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность группы взаимосвязанных организаций (концерна), рассматриваемых как единое целое" [4]. Понятие консолидированной отчетности в работах Ковалева В.В. и Патрова В.В. выглядит следующим образом: "консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях" [3]. Определение консолидированной отчетности в международных стандартах финансовой отчетности раскрыты иначе. Так, МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" предусматривает формирование консолидированной отчетности для группы компаний, а формирование отдельной финансовой отчетности - для материнской компании. "Отдельная финансовая отчетность определяется как финансовая отчетность, представляемая материнской компанией, инвестором ассоциированной компании или участником совместно контролируемой компании, в которой инвестиции усчитывают-ся на основе непосредственной доли участия, а не представленных в отчетности результатов и чистых активов объектов инвестиций. Другими словами, это не консолидированная отчетность компании, которая попадает под требование консолидации в соответствии с МСФО (IAS) 27" [1, с. 505].
Рассматривая множество разных формулировок можно сделать вывод о том, что консолидированная отчетность рассматривается лишь с точки зрения корпораций, холдингов, концернов, при этом следует обратить внимание на то, что данные предприятия представляют собой коммерческие образования, и, как правило, не име-
ют в уставном капитале государственного (муниципального) имущества. Мнение автора в данном вопросе сводится к тому, что понятие консолидированной отчетности можно применить и в отношении муниципальных организаций, а именно их концерна. Таким образом, консолидированная отчетность - это отчетность различных предприятий юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, которая составляется по итогам отчетного периода с помощью специальных методов свода информации. Можно представить один из субъектов, формирующих консолидированную отчетность, - жилищно-коммунальный холдинг (рис. 1).
На наш взгляд, имущественное и финансовое положение головного предприятия должно быть представлено таким образом, что все входящие в отчет дочерние организации являются единым предприятием. Исходя из этого можно предположить, что консолидированная отчетность будет формироваться не только крупными коммерческими предприятиями, но и иными предприятиями, в том числе и содержащими государственное (муниципальное) имущество.
В своей основе консолидированная отчетность муниципального образования выглядит как сводная отчетность (данное понятие рассмотрено ранее). По нашему мнению составление сводной отчетности является не уместным, вследствие громоздкости. Это связано с тем, что в период рыночных преобразований появилось огромное множество расчетов между предприятиями: взаимозачетов и взаиморасчетов. Следовательно, составление отчетности по муниципальному образованию путем построчного суммирования не будет находить понятного отражения из-за дублирования записей. Что же касается составления консолидированной отчетности Группы муниципальных организаций, то она будет иметь схожий вид, что и консолидированная отчетность холдинга, корпорации и т.п.
В связи с тем, что созданные филиалы и дочерние общества муниципального образования владеют имуществом материнской организации на основе хозяйственного ведения, мы рассматриваем всю группу как единую организацию.
Для детализации теоретических и практических основ составления отчетности необходимо, на наш взгляд, определить цель ее представления, которая сводится к следующему: формирование полной, достоверной информации, а также ее представление пользователям (внутренним и внешним). При этом составление консолидированной отчетности требует решение следующих задач:
- унифицирование и облегчение процедуры составления обобщающей отчетности для концерна муниципальных организаций;
- оценка имущественного и финансового положения концерна;
- обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпоративных групп со стороны внешних пользователей и правительства;
- достоверное представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании;
Водоснабжение Электроэнергия Теплоснабжение Услуги связи Автоуслуги и т.д. Рис. 1. Жилищно-коммунальный холдинг
13? TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA
- полное и прозрачное представление полезной информации в целях принятия управленческих решений.
Главная задача консолидированной отчетности сводится к составлению отчетности, исключающей внутригрупповые операции. При этом показатели отчетного периода при объединении отдельных отчетностей рассматриваются с точки зрения концерна, как единого экономического субъекта и исключаются (элиминируются). Этот процесс и является консолидированием или консолидацией.
Здесь необходимо сразу оговориться, что задачи концерна и отдельного общества будут идентичны, но при этом цели, задачи и функции отчетности отдельного общества и консолидированной отчетности могут не совпадать. Для достижения цели и поставленных задач по формированию консолидированной отчетности существуют определенные методы и способы, без которых нельзя вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. К ним относятся:
1. Сбор информации;
2. Документирование хозяйственных операций;
3. Анализ и группировка информации.
4. Объединение. В консолидированной отчетности должны быть исключены все внутригрупповые операции и их результаты, то есть экономическое положение концерна должно быть представлено без повторного счета.
5. Дополнение. Консолидированная отчетность не заменяет существующую отчетность, а лишь дополняет ее. Важно отметить, что консолидированная отчетность, также как и отчетность отдельного общества, сама по себе, рассмотренная обособленно, не дает достаточной и необходимой информации для использования. В консолидированной отчетности "влияние отдельных обществ на общие результаты нивелируется, оценка результатов того или иного общества становится невозможной, так как в результате объединения данных различных обществ: (прибыль одного дочернего обще-
ства может "скрывать" убытки другого, аналогично и с финансовым положением; если концерн состоит из обществ, работающих в различных видах бизнеса, то се консолидированная отчетность может не раскрывать отдельные детали, в случае, если отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности этой Группы (сегментарная отчетность)" [4].
Исходя из того, что консолидированная отчетность адресована внутренним и внешним пользователям (владельцам, руководству, наблюдательному совету, работникам общества, инвесторам, кредиторам и т.п.), поэтому будет также целесообразным сформулировать ряд функций консолидированной отчетности:
Информационная функция. С ее помощью становится возможным получение информации в целом по группе или ее структурным единицам. Данная функция делится на составляющие:
- документирование операций и результатов внутри концерна;
- документирование методов ведения и способов составления консолидированной отчетности;
- представление экономических взаимосвязей внутри концерна муниципальных организаций;
- представление более полной и полезной для принятия управленческих решений и анализа информации по отчетам каждого из входящих в концерн обществ;
- дополнение (не замена) отдельных финансовых отчетов.
Контролирующая функция. Консолидированная отчетность
может быть использована в качестве средства контроля тех или иных процессов материнской компанией. Кроме этого, она обеспечивает возможность контроля деятельности крупных корпоративных групп со стороны правительственных органов.
Функция планирования и регулирования. Используется внутренними и внешними пользователями. Внутренние потребители мо-
Таблица 1. Отличие внешней и внутренней консолидированной отчетности
№ п/п Критерии оценки Внешняя консолидированная отчетность Внутренняя консолидированная отчетность
1. Периодичность составления Составляется один раз в год, причем с большим интервалом во времени Составление такой отчетности должно осуществляться ежемесячно либо ежеквартально, причем кратчайший срок максимально приближен к концу соответствующего периода
2. Основание для составления Составляется частично на бухгалтерских, проверенных аудитором данных. Важным является следование принципам составления данного вида отчетности Составляется на основе не бухгалтерских, а оценочных данных. Исключительно важным является ни сколько точность, сколько скорость.
3. Потребители отчетности Составляется для Группы в целом. Детальная расшифровка осуществляется только для наиболее значительных данных в пояснительной записке. Подразделяется на отдельные общества, области деятельности, регионы и т.д., вплоть до попро-дуктного деления.
4. Форма отчетности Форма и состав данной отчетности регламентируется нормативными документами соответствующего государства Составляется в произвольной форме и касается данных оперативного управления и контроля. А именно: - данные о выручке от реализации продукции, услуг; - финансовые результаты; - основные элементы затрат и т.п. Для контроля и управления ресурсами необходимо знать данные об источнике ресурсов, направлении использования, суммы инвестиций и прочие.
Сходством является необходимость составления данных форм отчетности с использованием единообразных принципов и правил. Методы их составления данных должны использоваться последовательно в течение нескольких отчетных периодов.
гут использоваться для планирования деятельности Группы, регулирования тех или иных процессов внутри нее, включая финансирование и финансовое планирование прибылей, внутренней выплаты дивидендов. Например, в США материнская компания на основе определения величины консолидированной прибыли решает вопрос целесообразности объявления и выплаты дивидендов дочерними обществами.
Функция сравнения и анализа. Она обеспечивает возможность сравнительного анализа деятельности и экономического положения как сдельных обществ внутри Группы, так и отдельных Групп между собой.
Основное внимание нами было уделено финансовой - публичной консолидированной отчетности, которая представляет собой информацию об экономическом положении и развитии концерна. При всей своей полноте и достоверности данная информация является недостаточной для руководства концерна в силу ее определенной ограниченности и не оперативности. Именно это является дополнительной причиной необходимости ведения так называемого управленческого, или оперативного "консолидированного бухгалтерского учета", который должен отражать всю информацию, необходимую для консолидации, а также возникающую в ее результате. Кроме этого, "консолидированный бухгалтерский учет" должен оперативно - ежемесячно, ежеквартально, а не только на конец года - быть способным представить данные о состоянии дел в концерне - оперативную отчетность. В силу своей управленческой направленности такая "внутренняя консолидированная отчетность" отличается от годовой финансовой и по форме, и по содержанию. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения "внутренней" и "внешней" консолидированной отчетности в таблице 1.
Несмотря на определенные различия обе формы консолидированной отчетности образуют единую систему. При этом возникает вопрос: будет ли внутренняя консолидированная отчетность являться базой для внешней консолидированной отчетности или это совершенно независимые друг от друга формы, которые служат разным целям.
По нашему мнению, две эти ситуации вполне реальны и зависят от целей и функций управления. В случае, если первоочередной является функция управления - «контроль», то внутренняя консолидированная отчетность служит фундаментом для внешней отчетности. Поэтому принципы и методы составления должны быть одинаковы для обоих видов отчетности. Другая ситуация, когда эти формы служат цели предоставления информации пользователям, то говорить о взаимозависимости двух видов отчетности внешней и внутренней неправомерно.
Литература:
1. Применение МСФО: в 3 ч. / Пер. с англ. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнайтед Пресс, 2010. Ч. 1. - 1056 с.
2. Плотникова В.В. Законодательное регулирование формирования консолидированной отчетности // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2010. № 4(49).
3. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М., 2000 г.
4. Козлова Т.В. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Канд. диссерт. - М., 1997 г.
5. Пучкова С.И., Новодворский В.Д. Консолидированная отчетность: Учебное пособие / Под ред. Н.П.Кондракова. - М.: ФБК-Пресс, 1999. - 224 с.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ
Сучков Е.В., к.э.н., соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный
технологический университет»
В статье рассмотрен метод моделирования и возможность его применения для формирования показателей, соответствующих задачам стратегического развития корпораций.
Ключевые слова: моделирование, бухгалтерская информация, баланс, показатели.
METHODOLOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF STRATEGIC CORPORATE DEVELOPMENT INDICATORS
Suchkov E., PhD student, PhD, applicant of Accounting and Audit chair FSBEIHPO «Volga State Technological University»
The paper presents a method of modeling and the possibility of its application for the formation of indicators, consistent with the objectives of the strategic corporate development.
Keywords: modeling, financial information, balance figures.
Методический инструментарий формирования показателей отчетности может быть развит при помощи моделирования. Моделирование принято считать самым распространенным методом любого направления науки. "Моделирование бухгалтерской процедуры - одно из средств концептуальной реконструкции фактов хозяйственной жизни хозяйственных процессов" [207, с. 128]. Применительно к бухгалтерскому учету моделирование следует рассматривать гораздо шире, чем в выше приведенной цитате М.Алле, поскольку моделировать можно не только факты хозяйственной жизни, но и хозяйственные процессы, учетные системы, показатели отчетности и др.
Определение, которое дает моделированию Я.В.Соколов: "моделирование - метод бухгалтерского учета, позволяющий изучать факты хозяйственной жизни и хозяйственные процессы непрямо и непосредственно, а через специально созданные их образы и описания -символы", - основано на построении моделей, имеющих системообразующие признаки.
Построение бухгалтерских моделей можно классифицировать по разным признакам. Еще Э.К. Гильде доказал, что все учетные объекты связаны информационными потоками по схеме "вход-выход", что использовано им при моделировании нормативного учета в промышленности. Построение аналитического баланса тоже можно отнести к моделированию. Определение структуры формализованной системы информационного обеспечения любого управленческого решения (либо пользователей) также требует использования инструментария моделирования.
Четыре критерия классификационных признаков бухгалтерского моделирования, выделенные Я.В.Соколовым, представлены следующим образом:
"К1 - по степени обобщения все учетные модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные. Первые позволяют наиболее подробно, полно изобразить объект, вторые стремятся выделить главные, наиболее существенные признаки; первые характерны для счетоводства, вторые для счетоведения;
К2 - по форме выделяют модели аналитические и иконографические, первые представлены, как правило, математическими формулами, вторые - схемами, графиками, рисунками;
К3 - по подходу к решению задач модели делятся на однозначные и итерационные. Первые представляют собой однозначное описа-