Материальное обеспечение сотрудников камчатской милиции в 1924 - 1930 гг.
А.Ф. Пасечник
В статье рассмотрены проблемные вопросы материального обеспечения сотрудников милиции, работающих в специфических условиях северо-востока России в 1924- 1930 гг.
Ключевые слова: денежное содержание сотрудников милиции, тарифные разряды и должностные оклады, материальное обеспечение, минимальный предел заработной платы, финансирование, прожиточный минимум, премирование.
В период Гражданской войны содержание рабоче-крестьянской милиции осуществлялось за счет бюджета РСФСР. Сотрудники милиции обеспечивались денежным довольствием, зимним и летним обмундированием и продовольственным пайком на общих основаниях с военнослужащими Красной Армии, несущими гарнизонную службу. В конце 1922
- начале 1923 гг. был осуществлён перевод снабжения милиции и уголовного розыска с государственного бюджета на средства местных бюджетов, в результате, финансирование органов внутренних дел значительно уменьшилось, стало осуществляться по «остаточному принципу» и на протяжении 1920-х гг. оставалось одним из самых низких в стране.
Перевод финансирования органов милиции Камчатки на средства местного бюджета произошел с 1.04.1923 г., что резко ухудшило материальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел. С данного времени для работников Камчатской милиции устанавливались следующие нормы расходов (на сотрудника в год): на канцелярские и типографские расходы - 12 р. 50 копеек; на телеграфные расходы - 2,5 слова в день (24 дня в месяц) по 7 копеек за слово; на водоснабжение - 0,3 ведра в день по 5 копеек за ведро (24 дня в месяц); на очистку помойных ям - 10 рублей; на освещение
- 30 фунтов керосина по 5 рублей 25 копеек за фунт (на стекла и фитили - 10% от стоимости керосина) [1]. Расходы на
отопление, учитывая продолжительность отопительного периода (8 месяцев), составляли 18 рублей за сажень дров. Сотрудники милиции также обеспечивались бесплатной медицинской помощью в фельдшерских пунктах, имеющихся в каждом районе. Кроме того, строевой состав пользовался казенной квартирой с отоплением и освещением [2].
С целью урегулирования вопросов оплаты труда и улучшения бытовых условий работников милиции Камчатский Губернский Революционный Комитет (КГРК) устанавливает единые тарифные ставки милиционерам по всей Камчатской губернии, приравненные к прожиточному минимуму на северо-востоке России (34 рубля в месяц). Так, согласно Постановлению КГРК № 53 от 09.06.1923 г., для сотрудников камчатской милиции вводятся следующие тарифные категории: начальник губернской милиции - 14 категория; помощник - 13 категория; начальник уездной милиции - 12 категория; начальник волостной милиции - 11 категория; старший милиционер - 9 категория; младший милиционер - 8 категория. Для сравнения, тарифные ставки сотрудников советских учреждений составляли: председатель Уревкома - 17, уполномоченный по Чукотскому уезду -16, секретарь Уревкома - 15, делопроизводитель - 12, бухгалтер - 14, машинистка - 9, уездный инструктор - 14, учитель
- 11, фельдшер - 11 [3]. В соответствии с данной тарифной сеткой был установлен
Пасечник Александр Федорович — преподаватель ФЗО Дальневосточного юридического института МВД РФ, майор милиции (г. Петропавловск-Камчатский). E-mail Welss(&nail. ru
и размер денежного содержания сотрудников, который включал в себя должностной оклад, процентную надбавку за «загруженность работой», целевую надбавку на жилищное строительство (0,75% от зарплаты), начисления на социальное страхование (10% от зарплаты), начисления месткома (1% от зарплаты) и стаже-вые надбавки. В итоге, зарплата камчатских милиционеров в 1924 г. составляла: начальник губернской милиции - 192 р. 92 коп. (оклад - 148 р. 92 коп., надбавка
- 44 р. 67 коп.), помощник начальника губгормилиции милиции - 133 р. 62 коп., начальник уездной милиции - (оклад -119 р. 68 коп, пецз&ввкя - 11 р. 97 коп.), начальник волостной милиции - 123 р. 62 коп. (оклад - 107 р. 98 коп., надбавка
- 16 р. 06 коп), старший милиционер - 85 р., делопроизводитель - 85 р., младший милиционер - 75 р. 82 коп. О низких ставках денежного содержания сотрудников милиции свидетельствуют данные о заработной плате других категорий работников [4]. Так, жалование служащих районных исполкомов (РИКов) составляло: председатель РИКа - 250 рублей 61 коп., заместитель председателя -217 рублей 93 копейки, секретарь РИКа - 217 рублей, секретарь волостного революционного комитета - 158 рублей 70 копеек, машинистка - 85 рублей [5]. Таким образом, после перевода финансирования милиции на местный бюджет возникает значительный разрыв в ставках заработной платы сотрудников органов внутренних дел (прежде всего милиции) и других государственных служащих. В документах того времени отмечалось, что «зарплата сотрудников милиции сильно отстает от других ведомств», «волостные милиционеры вынуждены залезать в долги, и тем самым ставят себя в зависимость от населения и торговцев», «заработная плата у милиционеров мизерная, выплачивается нерегулярно, обмундирования не хватает» [6].
В 1923 - 30 гг. расходы на содержание милицейского аппарата в Камчатской губернии (с 1926 г. - округе) составили: 1923/24 гг. - 55.917 рублей, 1924/25 гг.
- 121.201 рубль, 1925/26 гг. - 117.254 рубля, 1926/27 гг. - 101.600 рублей, 1927/28 гг. - 69.198 рублей, 1928/29 гг. - 67.500 рублей, 1929/30 гг. - 61.700
рублей [7]. В процентном соотношении расходы на содержание милиции к иным расходам губернии составляли в 1923/1924 гг. - 14,4% всех средств, в 1924/1925 - 6,2%, в 1925/1926 - 4,4%, 1926/27 гг. - 9,88% , 1927/28 гг.-12%, 1928/29 гг. - 9% , 1929/30 гг. -8 %
Особенностью 1920-х гг. являлось то, что низкая оплата труда сотрудников милиции наблюдалась на всей территории России. Пытаясь решить данную проблему, советское правительство принимает ряд постановлений, касающихся повышения заработной платы сотрудников милиции [8]. Однако поиск средств для повышения денежного содержания работников милиции НКВД РСФСР полностью возлагал на губернские исполкомы. Таким образом, учитывая хронический недостаток средств в местных бюджетах, увеличения денежного содержания работников милиции России не произошло.
На северо-востоке России реальная возможность улучшения денежного содержаний сотрудников появилась только во второй половине 1926 г., когда в результате проведенного изменения административно-территориального устройства Камчатской губернии произошло 50% сокращение штатов административного отдела и милиции, что дало возможность повысить тарифный разряд оставшимся сотрудникам милиции. На основании Постановления Камчатского Окружного революционного комитета и административного отдела № 3998 от 22.09.1926 г. начальнику Окружного административного (он же начальник милиции и уголовного розыска) отдела устанавливалась 15 тарифная категория (зарплата - 329 рублей в месяц), а начальникам восьми районных административных отделений - 12 категория (зарплата - 193 рубля в месяц). Кроме того, начальникам милиции Чукотского, Анадырьского, Пенжинского и Карагинского районов устанавливалась процентная надбавка «за особо суровые условия», которая составляла 20% (зарплата - 206 рублей 25 копеек). Аналогичная тарифная категория и надбавка 20% устанавливались начальнику милиции г. Петропавловска-Камчатского «ввиду его перегруженности работой, связанной с выполнением обязанностей начальника
исправительного трудового дома, судебного исполнителя и начальника уголовного розыска». Процентная надбавка «за загруженность работой» в размере 10% вводилась для начальников Болыперец-ской, Усть-Камчатской, Тигильской и Карагинской районных милиций (зарплата - 165 рублей 20 копеек). Выла увеличена заработная плата милиционерам за службу в наиболее отдаленных районах округа (Анадырьский, Чукотский, Пенжинский), размер которой составил: младший милиционер - 95 рублей в месяц, старший милиционер -112 рублей в месяц [9].
Однако увеличение денежного содержания оказалось кратковременным. Уже с 1.01.1926 г. на северо-востоке России вводится коэффициент 1:7 (в Анадырь-ском, Чукотском, Пенжинском и Кара-гинском районах 1:8), одновременно с которым произошло снижение должностных окладов начальникам районных милиций, а также тарифных разрядов старшим и младшим милиционерам. В результате возникла парадоксальная ситуация, когда на фоне сокращения зарплаты работникам милиции, произошло ее увеличение другим категориям работников. На совещании Камчатского окружного революционного комитета от 7 марта 1929 г. было констатировано, что «денежное содержание милиционеров отстает от зарплаты работников других ведомств и вместо закрепления и поднятия квалификации милицейского аппарата имеет место массовая текучесть» [10].
В рассматриваемый период местные власти пытались улучшить материальное положение работников милиции. Так, на основании Постановления КГРК от 16 мая 1924 г. № 22, вводится система премирования сотрудников камчатской милиции за «особое усердие, находчивость, самоотверженность и преданность РК власти» [11]. Премирование сотрудников осуществлялось два раза в год (к 1 мая и 1 ноября). Размер премии сотруднику не должен был превышать 2000 рублей в год. Премиальный фонд образовывался за счет 15% отчислений от штрафных сумм, взыскиваемых в судебно-административном порядке за нарушение обязательных постановлений
КГРК, незаконное хранение и сбыт спиртных налитков и спиртосодержащих веществ. Однако премиальные выплаты не сыграли существенной роли в улучшении материального положения милиции, так как носили разовый характер и были незначительными .
Таким образом, перевод финансирования милиции из средств местных бюджетов сказался самым отрицательным образом на ее деятельности. Нельзя ожидать от сотрудников добросовестного выполнения своих обязанностей при отсутствии материальной базы. Принимавшиеся меры по улучшению материального положения работников милиции, их условий труда и быта носили разовый характер и не могли кардинально решить накопившиеся проблемы. Слабое финансирование со всей отчетливостью свидетельствует, что в системе государственного аппарата милиция занимала второстепенное место.
Литература и источники:
1. ГАКО. - Ф. 81. - О. 1. -Д. 1. -А. 330 -331.
2. ГАРФ. - Ф. 393 НКВД. - О. 46. -Д. 109. -Л. 108.
3. ГАРФ. - Ф. 393 НКВД. ~ 0. 46. - Д. 109.-А. 110.
4. ГАКО. - Ф. 81. - О. 1.-Д. 1.-Л. 339 -341.
5. ГАКО. - Ф. 81. - О. 1.-Д. 1.-А. 11 -13.
6. ГАКО.-Ф. 179.-О. 1.-Д. 1.-А. 11.
7. ГАКО. Ф. 81. - О. 1. -Д. 1. -А. 23 ;Д.
6.-А. 123- 124;ГАКО.-Ф. 81.-0. 1.-Д
7. -А. 135- 137; 146; ГАКО. - Ф. 81. - О.
1. -Д. 8.-А. 402, 431, 453, 469, 553, 557, 584; ГАКО. - Ф. 30. - О. 1.-Д 4. -Л. 53.
8. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 3 октября и 11 ноября 1927 г. Данные документы предусматривали повышение в 1927 - 28 гг. заработной платы сотрудников милиции и уголовного розыска, а также устанавливали минимальный предел заработной платы для милиционеров, работающих в сельской местности. Весомое значение для улучшения материального положения сотрудников имело Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1927 года •О мерах по улучшению быта и службы
работников рабоче-крестьянской милиции». В данном нормативном акте впервые было предусмотрено установление для работников периодической надбавки за выслугу лет к основному окладу, которая выплачивалась младшим, а вводится государственное страхование строевого состава милиции и активного состава угро на случай смерти или инвалидности при исполнении или вследствие исполнения ими служебных обязанностей. Впоследствии, 7мая 1928 г., было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР *Об установлении периодических прибавок к заработной плате за выслугу
лет работников строевого (общегосударственной и ведомственной милиции) и активного состава уголовного розыска». Согласно вышеуказанному документу были установлены три периодические надбавки к заработной плате в следующем размере: за три года выслуги -10%, за шесть лет - 20%, за девять лет - 30% основного оклада.
9. ГАКО. - Ф. 30. - О. 1. -Д. 4. - А 151 -152.
10. РГИА (Д.В). - Ф. Р. 4315. - О. 1. -Д 12. -А. 135.
11. ГАКО. - Ф. 25. -О. 6. -Д 2. - А 258.
Роль администрации Восточной Сибири по закреплению Тихоокеанского побережья Дальнего Востока за Россией (конец XVIII - середина XIX вв.)
А.И. Макаренко
В данной статье рассматривается роль администрации Восточной Сибири по закреплению Тихоокеанского побережья Дальнего Востока и формированию основ обеспечения пограничной безопасности в данном регионе в конце Х\Ш - середине ХЕК вв.
Ключевые слова: Северная Пацифика, Амурский вопрос, территориальные приобретения, восточные границы, пограничное пространство.
В конце XVIII века обстановка в Тихоокеанском регионе формировалась под влиянием военного и внешнеполитического факторов, что вызвало актуальную необходимость обеспечения безопасности владения Российским государством открытыми здесь землями от возможных претензий иностранных стран с востока и юго-востока. Эволюция взглядов на защиту государственных интересов в образовавшихся дальневосточных пограничных пространствах России, формирование новых границ стимулировали появление и развитие форм и способов обеспечения пограничной безопасности, совершенствования административных организационных структур.
Постепенное освоение Сибири и Дальнего Востока привело к созданию на этих
обширных территориях острогов, поселений и городов, которые последовательно становились форпостами русского проникновения далее на восток и на юг. русские землепроходцы и мореходы установили подлинные местные названия всех островов, нанесли их на многочисленные чертежи и карты, получившие международное признание. Кроме того, они, соорудив первое морское судно на берегах Тихого океана, проложили морские пути на Камчатку, Курилы и в Японию. Обретение Курильских островов явилось важным этапом в процессе освоения русскими людьми Дальнего Востока. Эти территории стали стратегической естественной защитой страны, а открытием морского пути из Охотска на Камчатку завершилось первоначальное освоение
Макаренко Андрей Иванович - ст. преподаватель Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации, адъюнкт (г. Хабаровск). E-mail [email protected]