Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА'

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИХОДЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА / АРХАНГЕЛЬСКАЯ И ХОЛМОГОРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВЕНСТВО / ПРИЧТЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ КЛИРИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожевникова Юлия Николаевна

В статье рассматривается малоизученный вопрос о материальном положении сельского духовенства Кольского Севера в последней трети XIX века, другими словами, после введения в 1873 году в крае нового штатного расписания приходских церквей. Основным источником сведений для настоящего исследования стали ранее не привлекавшиеся историками клировые ведомости за 1884 год. Они сохранились в фонде Третьего благочиннического округа Кемского уезда Архангельской губернии, в состав которого тогда входили приходы, располагавшиеся на Карельском и Терском берегах Белого моря. Определяются основные источники доходов местных причтов и их значение; анализируются сведения о казенном жалованье белого духовенства; выявляется степень обеспеченности клириков разными угодьями. На основании выявленных данных делается вывод о существенной разнице в благосостоянии отдельных причтов Кольского Севера. Отдельное внимание уделяется жилищной проблеме, существовавшей почти во всех приходах и значительно осложнявшей повседневную жизнь священников и причетников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL SUPPORT OF THE PARISH CLERGY OF THE KOLA NORTH IN THE LAST THIRD OF THE 19TH CENTURY

The article deals with the little-studied question of the financial situation of the rural clergy of the Kola North in the last third of the XIX century, in other words, after the introduction in 1873 of a new staffing list of parish churches in the region. The main source of information for the study was the clear sheets for 1884, which had not been previously involved by researchers. They were preserved in the fund of the Third Deanery District of the Kemsky uezd (county) of the Arkhangelsk province, which then included parishes located on the Karelian and Tersk shores of the White Sea. The main sources of income of local clergy are determined; information on the state salary of the white clergy is analyzed; the degree of security of clerics with different lands is revealed. Based on the revealed data, it is concluded that there is a significant difference in the welfare of individual parishes of the Kola North. Special attention is paid to the housing problem that existed in almost all parishes and significantly complicated the daily life of priests and clergymen.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА»

Научная статья

УДК 930.253 (470.21)

doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.012

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Юлия Николаевна Кожевникова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Аннотация

В статье рассматривается малоизученный вопрос о материальном положении сельского духовенства Кольского Севера в последней трети XIX века, другими словами, после введения в 1873 году в крае нового штатного расписания приходских церквей. Основным источником сведений для настоящего исследования стали ранее не привлекавшиеся историками клировые ведомости за 1884 год. Они сохранились в фонде Третьего благочиннического округа Кемского уезда Архангельской губернии, в состав которого тогда входили приходы, располагавшиеся на Карельском и Терском берегах Белого моря. Определяются основные источники доходов местных причтов и их значение; анализируются сведения о казенном жалованье белого духовенства; выявляется степень обеспеченности клириков разными угодьями. На основании выявленных данных делается вывод о существенной разнице в благосостоянии отдельных причтов Кольского Севера. Отдельное внимание уделяется жилищной проблеме, существовавшей почти во всех приходах и значительно осложнявшей повседневную жизнь священников и причетников. Ключевые слова:

приходы Кольского Севера, Архангельская и Холмогорская епархия, духовенство, причты, материальное обеспечение, источники доходов клириков Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:

Кожевникова Ю. Н. Материальное обеспечение приходского духовенства Кольского Севера в последней трети XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 130-135. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1.1.012

Original article

MATERIAL SUPPORT OF THE PARISH CLERGY OF THE KOLA NORTH IN THE LAST THIRD OF THE 19TH CENTURY

Yulia N. Kozhevnikova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Abstract

The article deals with the little-studied question of the financial situation of the rural clergy of the Kola North in the last third of the XIX century, in other words, after the introduction in 1873 of a new staffing list of parish churches in the region. The main source of information for the study was the clear sheets for 1884, which had not been previously involved by researchers. They were preserved in the fund of the Third Deanery District of the Kemsky uezd (county) of the Arkhangelsk province, which then included parishes located on the Karelian and Tersk shores of the White Sea. The main sources of income of local clergy are determined; information on the state salary of the white clergy is analyzed; the degree of security of clerics with different lands is revealed. Based on the revealed data, it is concluded that there is a significant difference in the welfare of individual parishes of the Kola North. Special attention is paid to the housing problem that existed in almost all parishes and significantly complicated the daily life of priests and clergymen. Keywords:

parishes of the Kola North, Archangelsk and Kholmogory eparchy, clergy, material support, source of income Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences No. FMEZ-2022-0028. For citation:

Kozhevnikova Yu. N. Material support of the parish clergy of the Kola North in the last third of 19th century // Transactions of the tola Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 130-135. doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.012

Введение

Сложные вопросы о материальном обеспечении православного приходского духовенства, его денежных доходах и жизненном уровне в XIX веке плодотворно изучаются последние два десятилетия. В отечественной историографии звучат разные выводы, подкрепленные общероссийскими статистическими данными или региональными материалами из фондов духовных консисторий; в некоторых работах предпринимаются попытки развенчать тезис, устоявшийся в научной литературе, о бедственном положении причтов [ 1-3]. При этом современные исследователи не обращали отдельного внимания на экономическое положение священников и причетников, служивших в церквах поморских селений Кольского уезда в пореформенный период, ограничиваясь общими словами об «экономической слабости» приходов сурового заполярного края [4: 435].

Основными источниками настоящего исследования стали клировые ведомости за 1884 год, сохранившиеся в Национальном архиве Республики Карелия в фонде Третьего благочиннического округа Кемского духовного правления (Ф. 663)1, в состав которого тогда входили приходы, располагавшиеся на Карельском и Терском берегах Белого моря.

Штатное расписание приходских церквей

В 1869 году Святейший Синод устанавливает утвержденное императором новое положение, регламентирующее состав приходов и причтов в Русской православной церкви2. При составлении штатных расписаний городских и сельских приходских церквей в разных епархиях должны были учитываться «населенность приходов», расположение деревень (расстояние до храма и удобство сообщения с ним), «поместительность зданий храмов», нравственно-религиозное состояние прихожан, «степень привязанности их к своим церквам». Нормированный штат теперь состоял только из двух человек -- настоятеля и одного причетника в звании псаломщика (без диаконов, дьячков и пономарей). При самостоятельных приходских церквах в случае «многочисленности приходского населения» или «по значительному числу приходских деревень и отдаленности их от церкви» настоятелю могли назначаться помощники, или младшие священники. В такие расширенные штаты определялся и второй псаломщик. Таким образом, положение 1869 года было направлено на укрупнение приходов в российских епархиях и сокращение численности штатного духовенства.

Необходимые для составления штатного расписания письменные сведения о положении клириков Архангельской епархии собирались духовными и светскими властями в течение нескольких лет, поэтому на территории Кольского уезда новые штаты вводятся только в 1873 году. До этого времени здесь продолжало действовать расписание церквей 1843 года, по которому государственное пособие получали причты семи приходов с центрами в селах Кандалакша, Кереть, Умба, Поной, Варзуга и Тетрино3.

В клировых ведомостях сохранились сведения о девяти приходах, относившихся в 1884 году к Третьему благочинническому округу Кемского уезда Архангельской губернии -- Кандалакшском, Ковдском4, Керетском, Умбском, Кузоменском, Варзужских Успенском и Петропавловском, Тетринском и Понойском. Причты всех перечисленных приходов, располагавшихся на Карельском и Терском берегах Белого моря, включали по одному священнику и причетнику вне зависимости от размеров местных общин (наименьшее число прихожан зафиксировано в Кандалакшском приходе — 424 человека, наибольшее в Тетринском — 1095 человек). Многовековую историю к тому времени имели сельские приходы с церквами в Поное, Варзуге, Кандалакше, Керети, Умбе. Остальные открывались на протяжении 1840- 1860-х годов и существовали не более 40 лет: Тетринский ( 1843 год), Ковда (1845 год), Кузомень (1861 год).

После введения в крае нового штатного расписания в 1873 году территориально-приходская структура оставалась без изменений до 1890-х годов, когда были созданы Кашкаранский (1890) и Чапомский (1894) приходы, соответственно, отсоединенные от Петропавловского Варзужского и Тетринского приходов. Количество штатных священников не сократилось (расписание 1843 года предусматривало одного иерея для сельских и городских приходов с общиной менее 1500 человек), тогда как число причетников должно было значительно уменьшиться.

Основные источники доходов причтов

Каковы же были источники доходов клириков девяти приходов на Карельском и Терском берегах согласно выявленным архивным документам? Прежде всего, новое штатное расписание 1873 года конкретно определяло размер казенного жалованья для настоятеля-священника и церковного служителя каждого местного прихода. Как видно из представленной таблицы, наибольшие суммы в 1884 году получали причты Никольских церквей в старинных селах Кереть и Ковда — священники Александр Зимин и Михаил Ковтунов, псаломщики Ферапонт Бутаков и Алексий Красовский. Помимо ежегодного жалованья, оба иерея довольствовались от казны дополнительными деньгами «на разъезды» по приходским деревням — 60 руб. Штатные оклады этих клириков были увеличены по особому ходатайству епархиального начальства для Ковдинского прихода в 1882 году, Керетского — в 1883 году. «Содержание причта достаточно», — указывается про них в клировой ведомости. Для прочих священников и причетников предназначались более скромные суммы. При этом следует учитывать, что деньги из казначейств на содержание духовенству выдавались только в конце полугодий, что ставило всех клириков «в кабалу у торговцев, благодетельствующих за большой процент»5.

Казенное жалованье клириков приходов Кольского Севера в 1884 году*

Приход Жалованье, руб.

священника причетника

Кандалакшский 160 60

Ковдский 400 + 60 200

Керетский 400 + 60 200

Умбский 160 60

Кузоменский 140 60

Варзужский Успенский 140 60

Варзужский Петропавловский 140 60

Тетринский 160 60

Понойский 140 50

* Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5.

По сравнению со старым штатным расписанием после 1873 года заметно сократилось денежное пособие, выдаваемое священноцерковнослужителям Кандалакшского прихода: в 1845 году из его состава был исключен старинный Никольский храм в Ковде с переданной ему многолюдной деревней Чернорецкая, где издавна стояла деревянная часовня Воскресения Христова. Также уменьшился размер казенных выплат для Варзужского Успенского прихода, так как территория, которую он охватывал, тоже сузилась: в 1861 году получила самостоятельность кузоменская церковь великомученика Димитрия Солунского.

Одним из важных источников средств для пропитания белого духовенства в Русской православной церкви обычно были земельные и сенокосные участки, а иногда и рыбные ловли, выделенные сельским «миром» причту при открытии прихода6. На Карельском и Терском берегах, однако, сложилась особенная ситуация, обусловленная природно-географическим положением этой территории: во владении местных клириков полностью отсутствовали пахотные земли. Из девяти перечисленных выше приходов только в селе Варзуга иерей Сильвестр Заринский и причетник Александр Гурьев из Петропавловской церкви пользовались небольшим приусадебным участком 600 кв. саженей7.

При этом сенокосами разного качества были обеспечены семеро из девяти причтов: в Кандалакшском (покос «Студеный Лудожный»), Ковдском (200 кв. саженей), Керетском (1 десятина 500 кв. саженей), Кузоменском (три пожни «Фартиха», «Бузун» и «Мякоть», «пользуется сам и снимает сена до 80 пудов»8), Варзужском Петропавловском («три пожни и два поля, могущих прокормить двух коров»9), Тетринском (до 12 десятин), Понойском («Попов ручей», около 1 десятины «на одну корову»10) приходах. Священнику Савватию Гурьеву и псаломщику Николаю Азлову из церкви Воскресения Христова в Умбе от прихожан полагалось ежегодно около четырех возов сена; клирикам Успенского храма в Варзуге, настоятелю Николаю Шкорбатову и дьячку Александру Сидорову — сено «на две коровы».

Не все причты пользовались и рыболовными угодьями. Такую возможность имели клирики в Кандалакшском (тоня Зарецкий наволок, приносившая причту 2-3 руб. в год; также клирики имели право ловить семгу в реке Ниве дважды в год11), Керетском (две тони, сдававшиеся в аренду за 20 руб. в год), Умбском (рыбная ловля на речке Вельмешка, за которую получали от 10 до 25 руб.), Понойском (тоня Попова лахта, где причт сам ловил рыбу) приходах. Служивший в тетринской церкви святителя Василия Великого священник Василий Свериев и помогавший ему псаломщик Николай Иоилев по договоренности со своими прихожанами довольствовались уже выловленной рыбой: «от прихожан положено причту восьмая часть улова из рыбного участка реки Стрельной, откуда доходу получается до 40 руб. в год»12. Следует учитывать, что доходность рыболовных угодий разнилась год от года. Об этом сообщали сами причты. Так, в ведомости за 1844 году понойские клирики писали: «на содержание священно- и церковнослужителей жалованья от казны не положено, и дана от прихожан семужья рыбная тоня, называемая Лахтою, в которой улавливается неравномерное количество пудов семги и продается неодинаковою ценою, а потому содержание <... > в промышленный год бывает посредственно, а не в промышленный очень бедно»13.

Как показывают данные ведомостей 1884 года, хорошим источником денежных средств для местных причтов была плата за требоисправления. В Русской православной церкви фиксированная такса на совершение «обязательных треб» (церковных таинств и обряда отпевания) для прихожан была отменена в начале XIX века: вступавшие в церковный брак, крестившие младенцев или хоронившие умерших родственников по своему желанию могли вознаградить причт любой суммой или не платить вовсе [7: 319]. Такие требы, как молебны или панихиды, всегда оплачивались по договоренности со священником. В Кольском уезде за требоисправление в разных приходах за год собиралось от 40 до 180 руб.: в Кандалакшском -- около 70 руб., Ковдском -- до 85 руб., Керетском -- «получено от прихожан за исправление треб, молебствий и поминовений и славы по праздникам 85руб. », Кузоменском — до 180 руб., Успенском, Петропавловском и Тетринском — до 40 руб., Понойском — от 60 до 80 руб.

Обращают на себя внимание значительные суммы, поступавшие в пользу причта, жившего в Кузомени, — богатом промышленном поселении на реке Варзуге с тремя приходскими храмами, великомученика Димитрия Солунского (построен в 1844 году), Сретения Господня (1863 год), Покрова Божией Матери (приписной в устье Варзуги, 1861 год) сельским училищем Министерства народного просвещения и соляным общественным магазином. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский вице-губернатор Дмитрий Николаевич Островский отмечал, что «благодаря славящемуся по всему Белому морю обильному улову семги, известной под именем Варзуги, сюда осенью собирается многочисленный поморский флот»14.

Только два прихода -- Керетский и Кандалакшский -- имели скромный церковный капитал в банковских билетах, пожертвованный прихожанами в пользу причта (по одному 5 % билету в 100 руб., хранившемуся в конторе государственного банка в Архангельске).

Причтовые дома

По «Уставу Духовных консисторий» (статья 46) при открытии нового прихода по инициативе местных жителей они должны были предоставить причту жилье (построить дом или выделить средства на его аренду)15. При этом отсутствовал закон, по которому прихожане в дальнейшем обязывались капитально ремонтировать или перестраивать причтовые дома16. Таким образом, в решении насущного квартирного вопроса клирики «старых» приходов полностью зависели от возможностей и желания прихожан.

Сносным жильем была обеспечена только часть причтов местных церквей. В лучшем положении находились священник Кандалакшского прихода Стефан Попов и псаломщик Василий Колчин: в 1873 году «усердием прихожан» для них был сооружен добротный двухэтажный деревянный дом «в пять покоев» (правда, без «надворных строений»). В новом же доме, устроенном «на общественный счет», проживал псаломщик Варзужского Петропавловского прихода. Причт, служивший в Успенской церкви в Варзуге, имел два дома с «принадлежащими службами». Ковдинские клирики были вынуждены снимать жилье, так как поставленная когда-то для причта изба пришла в полную ветхость. В Тетринском приходе священник и псаломщик размещались в двух домах, построенных «от общества», а в Керетском — делили один на две семьи. Настоятели Кузоменского, Умбского и Варзужского Петропавловского приходов были вынуждены жить в обветшавших «общественных домах». Для псаломщика в Умбе прихожане арендовали «квартиру в крестьянском доме», в Кузомени имелась старенькая изба «в два покоя». Только в Понойском приходе оба причтовых дома были построены на церковные деньги и «не принадлежали обществу».

Выводы

Основными источниками доходов для местного духовенства служили прежде всего казенное жалованье, которое в последней трети XIX века получали все без исключения священники и псаломщики; плата прихожан за совершенные для них таинства и требы; небольшие сенокосные участки и рыболовные угодья, которые можно было сдавать в аренду, а при желании — пользоваться самим. Уровень материального достатка сельских причтов сильно разнился. В лучшем положении находились клирики, служившие в многолюдных или богатых приходах, в чьем владении были ценные семужьи тони, приносившие ощутимый доход: в Керети, Ковде, Кузомени. Наиболее бедными и малообеспеченными оказались клирики Умбского и Тетринского приходов. Благосостояние понойских клириков во многом зависело от объемов выловленной ими семги на тоне «Попова лахта». При полном отсутствии пахотных земель местные причты могли пользоваться только сенокосами, способными обеспечить корм для 1-2 коров. Сведения о ружном содержании от прихожан продуктами в клировых ведомостях за 1884 год не выявлены. По всей видимости, от него отказались одновременно с переводом духовенства на казенное жалованье. Насущный жилищный вопрос решался в приходах в зависимости от финансовых возможностей местных прихожан. Священники и причетники не могли выделить средства из семейных бюджетов для возведения домов на собственный счет. В будущих исследованиях для лучшего понимания материального положения местных причтов предполагается привлечь аналогичные сведения за более ранний период вместе с данными по остальным благочиниям Архангельской епархии, чтобы провести их сравнительный анализ.

Примечания

1 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5.

2 ПСЗ II. СПб., 1873. Т. 44. № 46974.

3 По расписанию 1843 года. семь уездных церквей были разделены на классы в соответствии с числом прихожан: Предтеченская в Кандалакше (относилась к 4-му классу, ей полагалось 404 руб.), Успенская в Варзуге, Никольская в Керети, святителя Василия Великого в Тетрино, Воскресенская в Умбе (6-го класса, по 270 руб.), Петропавловские в Поное и Варзуге (обе последнего, 7-го класса, по 190 руб.) [5: 115].

4 Несмотря на то, что в 1881 году входившая ранее в состав Ковдского прихода Петропавловская церковь в селе Оланга Кемского уезда получила самостоятельность, в архивном деле есть сведения и об Олангском приходе.

5 Цит. по: N. Логоваракский приход // Архангельские епархиальные ведомости. 1910. № 1. С. 150-151.

6 Так, в Олонецкой епархии полученные от прихожан угодья были наиболее стабильным источником доходов белого духовенства [6: 126].

7 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 47.

8 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 37.

9 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 47.

10 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 56.

11 «Крестьянами издавна положено улавливать рыбу семгу в две ночи в реке Ниве на 29 число августа и 8 число сентября, от чего церковь средним числом получает пользы от 10 рублей до 25 рублей в год». См.: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/2. Л. 1.

12 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 51.

13 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 23-23 об.

14 Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб.: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. С. 79.

15 Устав Духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената / сост. М. Н. Палибин. СПб.: Издание юридического книжного магазина Н. К. Мартынова, 1990. С. 19.

16 «Это достигается добровольным согласием прихожан, иначе ремонт должен быть произведен на церковные средства». См.: Ивановский Я. И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и своду законов). С историческими примечаниями и приложениями. СПб.: Синодальная типография, 1900. С. 167.

Список источников

1. Миронов Б. Н. Жизненный уровень российского приходского православного духовенства в имперской России // Исторический журнал: научные исследования. 2015. № 1 (25). С. 65-80.

2. Мангилева А. В. Материальное положение приходского духовенства Екатеринбургского уезда накануне церковных реформ Александра II // Вестник Вятского гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 65-71.

3. Морозан В. В. Материальное обеспечение сельского приходского духовенства Санкт-Петербургской губернии в XIX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии.

2021. № 1 (6). С. 155-170.

4. Федоров П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX - начало ХХ в.) // Святейший Синод в истории российской государственности: сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием. СПб.: Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2017. С.432-449.

5. Кожевникова Ю. Н. Документы по истории приходов Кольского Севера в фонде Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелии // Труды КНЦ. Гуманитарные исследования.

2022. Вып. 22. Т. 13, № 2. С. 109-120.

6. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII - начале ХХ в. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. 422 с.

7. Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. 384 с.

References

1. Mironov B. N. Zhiznennyj uroven' rossijskogo prihodskogo pravoslavnogo duhovenstva v imperskoj Rossii [The standard of living of the Russian Orthodox parish clergy in Imperial Russia]. Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovanija [History magazine: Researches], 2015, no. 1 (25), pp. 65-80. (In Russ.)

2. Mangileva A. V. Material'noe polozhenie prihodskogo duhovenstva Ekaterinburgskogo uezda nakanune cerkovnyh reform Aleksandra II [The financial situation of the parish clergy of the Yekaterinburg district on the eve of the church reforms of Alexander II]. Vestnik Vjatskogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2014, no. 9, pp. 65-71. (In Russ.).

3. Morozan V. V. Material'noe obespechenie sel'skogo prihodskogo duhovenstva Sankt-Peterburgskoj gubernii v XIX v. [Material support of the rural parish clergy of St. Petersburg province in the XIX century]. Vestnik Istoricheskogo obshhestva Sankt-Peterburgskoj duhovnoj akademii [Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy: scientific journal], 2021, no. 1 (6), pp. 155-170. (In Russ.).

4. Fedorov P. V. Pravoslavnye kochevniki sredi landshaftov Russkoj Laplandii (XIX - nachalo XX v.) [Orthodox nomads among the landscapes of Russian Lapland]. Svjatejshij Sinod v istorii rossijskoj gosudarstvennosti: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [The Holy Synod in the history of the Russian Statehood. Collection of materials of the Russian National Scientific Conference with the international participation]. Saint Petersburg, 2017, pp. 432-449. (In Russ.).

5. Kozhevnikova Ju. N. Dokumenty po istorii prihodov Kol'skogo Severa v fonde Kemskogo duhovnogo pravlenija Nacional'nogo arhiva Respubliki Karelii [Documents on the history of the parishes of the Kola North in the fund of the Kem' spirirtual collegium of Nationak archive of Republic of Karelia]. Trudy KNC RAN. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies], 2022, vol. 13, no. 2, pp. 109-120. (In Russ.).

6. Pavlov A. S. Kurs cerkovnogoprava [The course of Church law]. Saint Petersburg, Lan', 2002, 384 p. (In Russ.).

7. Pulkin M. V. Pravoslavnyj prihod i vlast' v seredine XVIII - nachale ХХ v. [Orthodox parish and government in the middle of the XVIII - early XX century]. Petrozavodsk, Karel'skij nauchnyj centr RAN, 2009, 422 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Ю. Н. Кожевникова — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник.

Information about the author

Yu. N. Kozhevnikova — PhD (History), Leading Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022; принята к публикации 08.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 08.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.