DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.11.154-166 УДК 27-774(=511.12)(470.21)
О. А.Зайцев
«ЛОПАРСКИЕ ПРИХОДЫ» В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Аннотация
Делается попытка проследить формирование «лопарских приходов» в церковноприходской системе Архангельской епархии в XIX - начале XX веков, которое являлось составной частью более масштабного процесса — христианизации саамского населения Кольского Севера, начавшегося в XVI веке с деятельности просветителей Трифона Печенгского и Феодорита Кольского и миссии кольского священника Алексея Симонова в 1681-1682 годов. В статье дается характеристика источников, главным образом Клировых ведомостей православных приходов первого и второго Кольских благочиний Архангельской епархии, на основании которых дается описание 5 лопарских приходов: Печенгского, Пазрецкого, Нотозерского, Ловозерского, Кильдинского и одного колонистского прихода — Китовского, который помимо колоний включал в себя Мотовский погост.
Ключевые слова:
лопарский приход, Кольский Север, христианизация, православная церковь, саами, клировые ведомости.
О. A. Zaytsev
«THE LAPPISH PARISHES» IN THE CHURCH-PARISH SYSTEM
OF THE KOLA NORTH IN THE XIX - THE BEGINING OF THE XX CENTURIES
Abstract
An attempt is made to trace the formation of "Lappish parishes" in the parochial system of the Arkhangelsk diocese in the 19th and early 20th centuries, which was an integral part of a larger process — the Christianization of the Sami population of the Kola North, which began in the 16th century with the activities of the Enlighteners of Trifon Pechengsky and Theodoret Kolsky and the mission Kola priest Alexei Simonov in the years 1681-1682. The article describes the sources, mainly of the cleric registers of the Orthodox parishes of the first and second Kola deaneries of the Arkhangelsk diocese, on the basis of which a description is given of 5 Lappish parishes: the Pechenga, Pazretsky, Notozersky, Lovozero, Kildinsky and one colonist parish — Kitovsky, which in addition to the colonies included Motovsky village.
Keywords:
The Lappish parish, Kola North, Christianization, Orthodox Church, the Sami, cleric registers.
В задачи статьи входит общее описание процесса формирования самостоятельных саамских приходов с середины XIX века до установления советской власти в 1920 году и определение круга проблем, которые требуют отдельного изучения. Рассмотрение источниковой базы и литературы осуществлялось в соответствии с такими аспектами как правомерность и значение названия «лопарские приходы» в клировых ведомостях, место саамских приходов в церковно-приходской системе Российского государства.
Источники
Из архивных (неопубликованных) материалов в качестве основного источника были взяты клировые ведомости православных приходов первого и второго Кольских благочиний Архангельской епархии за период с XIX по начало XX веков. Клировые ведомости по Кольскому Северу в основной своей массе хранятся в Государственном архиве Мурманской области в фондах И-17 «Благочиние Мурманского округа Олонецкой епархии (1824-1938 гг.)», И-20 «Кандалакшский приход (1721-1920, 1927-1931 гг.)», И-67 «2-е Александровское благочиние Архангельской епархии (1899-1918 гг.)», И-73 «2-е Кольское благочиние Архангельской епархии (1883-1899 гг.)». По Кандалакшскому приходу источник хранится в фондах Мурманского областного краеведческого музея в виде прошнурованной книги за 1829-1905 годы [МОМ НВ 2029/25 ПИД].
Клировые ведомости — это годовые отчеты приходского духовенства о состоянии вверенного им прихода. Они состояли из трех частей: ведомости о церкви, ведомости о причте и ведомости о прихожанах. Представляют собой массовый источник как по истории, так и по этнографии. В третьей части документа указывается этническая принадлежность прихожан — «лопари» [например, ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 15. Л. 73-72], а созданные приходы называются «лопарскими» [например, ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-4], поскольку населенные пункты (саамские погосты) являются моноэтническими образованиями или с преобладанием саамского населения. Таким образом, на основании данных этого источника можно реконструировать процесс образования саамских приходов и степень включенности народа в церковноприходскую систему Русской Православной Церкви на Кольском Севере накануне революционного процесса, начавшегося в России в 1917 года.
Среди опубликованных источников отметим «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии». Выпуск III за 1896 год основан на клировых ведомостях за указанный год. Он представляет собой своеобразный экстракт данных из накопленного материала по церковноприходской истории Кольского Севера до 1896 года или за 1895-1896 годы [Краткое историческое описание, 1896].
Другим не менее важным и своеобразным документом является «Отчет священника кольского собора Всемилостивого Спаса Алексея Симонова о поездке по саамским погостам в ноябре 1681 — феврале 1682 г.», который был опубликован три раза: в 1998 году М. Г. Кучинским, в 2004 году А. Ю. Жуковым, и в 2009 году В. В. Калугиным [Кучинский, 1998: 104-111; Жуков, 2004: 298-304; Калугин, 2009]. Оригинал хранится в Российском государственном архиве древних актов: фонд 137 «Боярские и городовые книги» опись 2, дело 114. Нельзя не согласиться с мнением М. Г. Кучинского, который оценил данный источник как представляющий многосторонний интерес, так как он «содержит ценные сведения о духовной культуре саамов в последней четверти XVII века и дает основание критически взглянуть на государственную политику христианизации на окраинах зарождавшейся империи» [Кучинский 1998: 106].
Христианизация кольских саамов до образования «лопарских приходов»
Процесс христианизации кольских саамов, можно сказать, проходил на протяжении всей дореволюционной истории Кольского Севера. Как отмечает С. А. Никонов, «христианизация коренного населения Кольского Севера,
начавшаяся в первой четверти XVI века, требовала не только деятельности здесь «миссионеров-одиночек», но и создания местных монастырей. Уже во второй половине XVI столетия на западе и юге Кольского полуострова существовало, по меньшей мере, три монастыря: Троицкий Печенгский, Петропавловский Кольский и Пречистенский Кандалакшский» [Никонов, 2011: 310].
В конце XVII века «центральная власть озаботилась вопросом христианизации некрещеных народов Московского государства» [Никонов, 2011: 310]. По мнению М. Г. Кучинского, миссионерская деятельность Швеции и Дании среди западных групп саамов на Скандинавском полуострове не осталась без внимания и России, власти которой расценивали это как работу по закреплению данных территорий за собой, что в свою очередь требовало ответа [Кучинский, 1998: 105-106]. Однако, общая картина причин, побудивших российское правительство организовать миссию, будет неполной, если не отметить того факта, что после церковной реформы патриарха Никона во второй половине XVII столетия происходили народные волнения в Карелии и на Беломорье. То есть была потенциальная возможность более широкого распространения старообрядчества, чего государственная власть ни как не могла допустить.
В результате по российской части Лапландии была организована миссия кольского священника Алексея Симонова с ноября 1681 по февраль 1682 года. В ходе расспросов коренного населения, проведенных им в указанный период, выявилось незнание основ православного вероучения [Кучинский, 1998: 107-109; Никонов, 2011: 310; Митрофан, 2017б: 284-285]. Так, в отчете Алексея Симонова относительно Вороненского погоста сообщается следующее: «крещены, де, оне с давних лет, а веры православныя христианства обычаев никаких не знают, и проповеди Святого Евангелия и благочестии поучения ни от кого не слыхали; а от святого крещения лет по двадцати и по тридцати, а иные и до старости у отцев духовных и во церквах не бывали; и тайны святаго покаяния не знают, и тела и крови Господа нашего Иисуса Христа не причащалися и иных таин Святыя православные христианские церкви не держат, для того, что живут, де оне от Кольского острога в дальних местах» [Кучинский, 1998: 107]. Такая ситуация характерна почти для всех посещенных Алексеем Симоновым погостов, кроме Пазрецкого и Нявдемского, и то с большой оговоркой о частичном знании основ православного вероучения [Кучинский, 1998: 109]. Более того, в трех посещенных погостах, Вороненском, Семиостровском и Ловозерском, «обычаи, де они, лопари, держат от прародителей своих» [Кучинский, 1998: 107-108], то есть придерживаются традиционных верований.
В итоге миссии Алексея Симонова жители 8 саамских погостов построили у себя следующие часовни: 1) в честь Рождества Воскресения Христова — Вороненский погост, 16 ноября 1681 года; 2) во имя Пресвятой Богородицы — Семиостровский погост, 26 ноября 1681 года; 3) во имя Богоявления Господня — Ловозерский погост, 22 декабря 1681 года; 4) во имя Воскресения Господня — Масельский погост, 3 января 1682 года; 5) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — Екостровский погост, 18 января 1682 года; 6) во имя Иоанна Предтечи — Бабинский погост, 10 февраля 1682 года; 7) во имя Николая Чудотворца — Нотозерский погост, 12 февраля 1682 года; 8) во имя великомученика Георгия — Сонгельский погост, 15 февраля 1682 года [Кучинский, 1998: 106-109]. В Пазрецком погосте имелась церковь святых князей
Бориса и Глеба, ее же прихожанами являлись и саамы Нявдемского погоста. Оба погоста были приписаны к Кольскому приходу.
Однако, несмотря на результаты миссионеркой деятельности, до середины XIX века не было самостоятельных саамских приходов, а саамские погосты были закреплены за Кольским, Понойским и Кандалакшским приходами, а также Печенгским монастырем (с середины XVI века по 1764 год). Печенгский погост, после секуляризации земель и упразднения монастыря был приписан к Кольскому Собору). После упразднения Кандалакшского и Печенгского монастырей остались только 3 прихода, в состав которых входили саамские погосты: Кольский приход (10 погостов: Кильдинский, Вороньинский, Ловозерский, Масельский, Нотозерский, Сонгельский, Мотовский, Печенгский, Пазрецкий и Нявдемский); Кандалакшский приход (2 погоста: Бабенский и Экостровский) [МОМ НВ 2029/25 ПИД; ГАМО Ф. И-20]; Понойский приход (7 погостов: Семиостровский, Лявозерский, Иокангский, Лумбовский, Каменский, Куроптевский, и Сосновский). И на протяжении длительного времени новые приходы не создавались.
Таким образом, несмотря на всю значимость миссии священника Алексея Симонова, развития церковно-приходской системы на Кольском Севере не происходило вплоть до 1840-х годов.
«Лопарские приходы» и приходы с саамским населением.
В основной своей массе новые приходы стали выделяться из Кольского и Понойского приходов. Процесс создания новых приходов начался с 1840-х годов и усилился с 1860-х годов в связи с колонизацией Мурманского берега и увеличением числа населения на Кольском Севере. При каждом приходе причт состоял из двух штатных единиц: священника и псаломщика, которым отпускалось жалованье из казны.
Особо стоит отметить наименование в клировых ведомостях ряда новых приходов «лопарскими». При учете населения прихода в третьей части клировых ведомостей среди крестьян отмечалась их этническая принадлежность, а те приходы в которых саамы были «титульным» народом (в случае если приходская церковь располагалась в саамском погосте) назывались «лопарскими» (так как по терминологии того времени саамов называли лопарями). Таким образом, видно, что клировые ведомости несут в себе еще и этнографическую информацию.
Стоит более подробно остановиться на тех приходах, что вышли из Кольского прихода.
1. Печенгский лопарский приход был образован в 1855 году и открыт как самостоятельный приход при бывшей монастырской церкви во имя Сретения Господня при мощах Преподобного Трифона 11 ноября 1857 года для саамского населения. [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 9-12; там же. Д. 103. Л. 95-101].
После восстановления Печенгского монастыря в 1886 году приход остался при Трифоновской церкви (где были захоронены тела 116 печенгских мучеников погибших от рук шведского отряда в 1590 году). Церковь была построена «из часовни, стоявшей на месте бывшаго Печенгскаго Троицкаго монастыря» с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила в 1880 году колонистами, заселявшими это место с 1870 года [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 112. Л. 7-10; Федоров, 1996]. По возобновлению Печенгского монастыря на прежнем месте колонисты были переселены в колонию Гагарку, а Трифоновская церковь
игуменом монастыря Ионафаном была перенесена на средства обители на Баркинский кряж, при Печенгской губе. Церковь была построена из дерева, крестообразная на каменном фундаменте с крышей на 4 ската, снаружи обшита тесом и окрашена охрою (желтой краской). К церкви пристроены деревянная звонница («колокольница») над крыльцом, трапезная и паперть с глухим крыльцом и с двумя главами. «Утварью и ризницей Трифоновская церковь посредственная, с полным кругом богослужебных книг». [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 13-16, 65-68, 95-101; Там же. Д. 112. Л. 7-10].
Престол один, во имя Преподобного Трифона, просветителя лопарей, освящен на новом месте 22 октября 1900 года по благословению Преосвященного Иоанникия Епископа Архангельского и Холмогорского игуменом Печенгского монастыря Ионафаном. Св. Антиминс священнодействован и подписан Преосвященным Серапионом 29 января 1885 года.
После основания приход сначала включал в себя 4 погоста: Печенгский, Мотовский, Пазрецкий и Нявдемский и 8 колоний становищ: Монастырское, Баркино, Княжуха, Трифонов ручей, Ворьема, Малонемецкое, Столбовое, Китовка [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 7-10]. Располагался в 16,5 верстах от воссозданного Трифоно-Печенгского монастыря. В 1874 году Пазрецкий и Нявдемский погосты выделились в отдельный приход [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 11-15.], а с 1902 года колонии Китовка, Западная Лица, Вайда-Губа, МалоВолоковая, Ура и Мотовский погост выделились в Китовский приход [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1 Д. 310а. Л. 139-152]. В итоге в составе Печенгского прихода остались Печенгский погост, колонии Монастырская, Баркино, Княжуха, Трифонов ручей, Ворьема, Малонемецкая и Столбовых [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 71-82].
В разных пунктах описываемого прихода устроено пять деревянных часовен с крышами на 2 ската: 1) часовня во имя Св. Николая Чудотворца в Мотовском зимнем погосте в 90 (или 85) верст от приходского Трифоновского храма в Печенгской колонии, «построена в давние времена лопарями того же погоста», имела 2 небольших окна; 2) часовня во имя Воскресения Христова на Мурманском берегу в становище Китовка, в 50 верстах от приходской церкви, устроена в 1854 году саамами Мотовского погоста, имела 2 окна, снаружи была обшита тесом и окрашена охрой, с деревянным крестом поверх крыши; 3) часовня во имя прп. Трифона Печенгского на Мурманском берегу в Малонемецком становище, в 20 верстах от приходской церкви, устроена в 1806 году саамами Печенгского погоста, имела одно окно и деревянный крест поверх крыши; 4) часовня во имя Св. Николая Чудотворца, в становище Столбовых, устроена в 1871 году промышленниками Шиженской деревни Кемского уезда, в 50 верстах от приходской церкви, имела 2 окна, снаружи была обшита тесом и окрашена белилами, с деревянным крестом поверх крыши; 5) часовня во имя Св. Николая Чудотворца, в становище Ворьема, в 50 верстах от приходской церкви, устроена в 1873 году промышленниками-крестьянами Малошуйской деревни Онежского уезда, имела одно окно, снаружи обшита тесом и окрашена, с деревянным крестом поверх крыши [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 95-101].
В селении Баркине с 13 ноября 1893 года работала церковно-приходская школа, которая содержалась на средства Печенгского монастыря [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 95-101].
Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Василий Григорьевич Дьячков (11 ноября 1857-1860 годы) [Краткое историческое описание, 1896: 228];
2. Петр Степанович Лысков (1860-1866 годы) [Краткое историческое описание, 1896: 228];
3. Яков Васильевич Дмитриев, с 1866 по 1868 годы временно исполнял обязанности настоятеля Печенгского прихода, будучи настоятелем Кольского прихода (1858-1868 годы) [Федоров, 2017: 64];
4. Константин Прокопьевич Щеколдин (18 февраля 1868 - 10 августа 1874 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 7-10; Краткое историческое описание, 1896: 228];
5. Петр Иванович Ручьев (начало 1875 - октябрь 1882 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 86. Л. 1-4; Краткое историческое описание, 1896: 228];
6. Георгий Кириллович Терентиев (1882-1899, 1900-1903 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 95-101; Краткое историческое описание, 1896: 228; Федоров, 2017: 196];
7. Василий Федорович Спасский (1907-1922 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 44-50; Бардилева, 2015: 197-198; Федоров, 2017: 189].
С 1904 по 1906 год место настоятеля прихода было «вакантно», то есть пребывало без настоятеля [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 72-85; там же. Д. 310а. Л. 71-82; Бардилева, 2015: 197].
Приход фактически прекратил свое существование в 1920 году, с передачей его территории в состав Финляндии по Юрьевскому мирному договору между РСФСР и Финляндской республикой [Административно-территориальное деление, 1995: 27; Федоров, 2017: 152-153, 189, 196].
2. Пазрецкий лопарский приход был основан в 1874 году, выделившись из Печенгского лопарского прихода, и включал в себя 2 погоста: Пазрецкий и Нявдемский. Причем Нявдемский и часть земель Пазрецкого погостов (то есть почти все земли к западу от реки Паз, кроме участка земли, на котором стоит Борисоглебская церковь XVI века) отошли к Норвегии по российско-шведскому договору 1826 года о разграничении границ [Административно-территориальное деление, 1995: 22].
Река Паз стала границей между государствами. С середины XVI века по 1764 год эти погосты были приписаны к Печенгскому монастырю, с 1764 по 1856 годы — к Кольскому Собору, с 1856 по 1874 годы — к Печенгскому приходу. Саамы этих погостов вели полукочевой образ жизни, и в связи с этим причт также следовал за прихожанами [Краткое историческое описание, 1896: 218-225].
В Пазрецком весенне-летнем погосте было две деревянные церкви во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, они располагались по обеим сторонам реки Паз. Старая церковь на западной стороне, по преданию, была построена в 1565 году самим преподобным Трифоном Печенгским, а по другой версии, из описи 1856 года, была построена и освящена в 1632 году игуменом Илларионом. Но вероятно в этом году церковь была возобновлена и освящена уже во второй раз, так как она упоминается в писцовой книге Алая Михалкова. Новая церковь на восточной стороне построена в 1872 году по повелению великого князя Алексея Александровича и освящена 25 августа 1874 года [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 11-15].
В трех верстах от церквей на запад (на Норвежской территории) находилась пещера Трифона Печенгского, которую саамы почитали как святыню. Деревянные часовня святого великомученика Георгия Победоносца в Нявдемском погосте [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 11-15; там же. Д. 103. Л. 114-120].
В Пазрецком погосте 28 февраля 1888 года открыта церковно-приходская школа. Особенностью школы в Пазрецком погосте был сезонный характер обучения, разработанный К. П. Щеколдиным в соответствии с хозяйственным календарем саамов [Казакова, 2018: 26].
Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Константин Прокопьевич Щеколдин (10 августа 1874-5 октября 1915 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 11-15; там же. Д. 311а. Л. 87-102; Краткое историческое описание, 1896: 225; Бардилева, 2015: 199-200; Федоров, 2017: 228-229];
2. Назарий Алексеевич Синцов (1916-1918 годы), который в 1918 году вместе с причтом переезжает в Мурманск [Бардилева, 2015: 200; Федоров, 2017: 184-184].
Также как и Печенгский приход, Пазрецкий прекратил свое существование с передачей в 1920 году территории Печенгской области Финляндии согласно мирному договору [Административно-территориальное деление, 1995: 27; Федоров, 2017: 142-143, 184-185, 228-229].
3. Китовский Владимирский приход был основан в 1902 году, выделился из Печенгского прихода и включал в себя колонии Китовка, Западная Лица, Вайда-Губа, Мало-Волоковая, Ура и Мотовский погост. В клировых ведомостях «лопарским приходом» не назывался [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 139-152].
В приходе имелись две церкви. Первая — приходская церковь в становище Китовка, имела один престол во имя святого благоверного равноапостольного князя Владимира, была перенесена из становища «Порт-Владимир» и устроена на средства петербургского купца 1 гильдии Ивана Дмитриевича Шустрова. Здание церкви было деревянное, прочное и имело вид креста, с одной главой без колокольни. Вторая — приписная церковь в становище Китовка, располагалась на Китовском острове в 5 верстах от приходской, имела один престол во имя Святителя Алексия Митрополита Московского, в 1897 году перенесена на средства колониста Хипагина из становища «Порт-Владимир» и освящена 20 июня того же года. Здание церкви было деревянное в виде корабля, прочное, обнесенное оградой [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 139-152].
В приходе имелись три деревянные часовни: 1) часовня во имя св. Николая Чудотворца в становище Китовка, располагалась на Китовском острове в 5 верстах от приходской церкви (поскольку на острове помимо часовни находилась приписная Алексеевская церковь, то и богослужения летом совершались в церкви), была построена саамами в 1875 году, имела 2 окна и входные двери, крыта на 2 ската, посередине крыши имелся деревянный крест; 2) часовня во имя Воскресения Христова в Китовке; 3) часовня во имя святого Николая Чудотворца в Мотовском погосте, была перенесена на другое место и освящена в 1905 году [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 63-69; Там же. Д. 310а. Л. 139-152].
Утварью иризницей местная и приписная церкви были скудны, а также не имели богослужебных книг [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 63-69; там же. Д. 310а. Л. 139-152].
Расстояние от Архангельской духовной консистории до местной приходской церкви около 1200 верст по зимнему тракту; от Благочинного — около 300 верст; от Печенгской — зимою 50 верст, а летом 222 версты, от приписной в 4 верстах. Мотовский погост находился в 70 верстах от приходской церкви и «препятствий в сообщении нет» [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 139-152].
В приходе как не было ни раскольнических скитов и молелен, так не было ни церковных, ни «противораскольнических» (то есть узко ориентированных против старообрядчества) библиотек [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 139-152]. Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Елпидифор Александрович Преображенский (1904-1905 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 140-152; Бардилева, 2015: 214-215; Федоров, 2017: 164];
2. Николай Хрисанфович Азлов (1907-1918 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 63-69; Бардилева, 2015: 215; Федоров, 2017: 16-17].
В 1903 и 1906 годах место настоятеля прихода было «вакантно», то есть пустовало [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 139-152; Бардилева, 2015: 214].
4. Нотозерский лопарский приход был основан в 1862 г. и включал в себя 2 погоста: Нотозеркий и Сонгельский. В приходе имелись две церкви: Первая церковь — приходская церковь в Нотозерском погосте была построена в 1866 году на сумму Святейшего Синода, в количестве 1788 рублей 41 копейка, а 17 декабря 1870 года она была освящена в честь Богоявления. Здание церкви построено из дерева в виде креста, на каменном фундаменте, в одной связи с такой же колокольней, но «капитальных поправок не было со времени построения церкви» лишь в 1897 году стены с наружной стороны обшиты тесом, в 1898 году окрашены белилами, а в 1899 году внутренние стены церкви были обшиты тесом и окрашены голубою краскою; купола и кресты окрашены медянкой; крыша окрашена смолой с суриком [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
Вторая церковь — приписная церковь в Сонгельском погосте была построена в 1896 году, на средства саамов из того же погоста, в количестве 235 руб. 30 коп., в 1897 году в церковно-приходской школе в Сонгельском погосте был устроен алтарь для церкви, а была она освящена 8 февраля 1901 года во имя Преподобного Трифона Печенгского. Зданием церковь была деревянная в одной связи с церковно-приходскою школою; стенами и крышею крепка, капитальных поправок не было с построения церкви [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
Обе церкви утварью, ризницею и богослужебными книгами были снабжены достаточно [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
Приходская церковь находилась в расстоянии от Архангельской духовной консистории в 1065 верстах, от местного благочинного, а равно и от Кольского Собора в 65 верстах, от печенгской церкви в 150 верстах, от нотозерской часовни в 5 верстах, от сонгельской церкви-школы в 65 верстах [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
В приходе имелись 2 часовни: одна в Нотозерском погосте, освящена в честь Воскресения Христова, а вторая в Сонгельском погосте, освящена в честь Богоявления. Обе часовни были построены из дерева «в давния времена» местными саамами и несколько раз были переносимы ими с одного места на другое, что было связано с переселением жителей погостов на новые места [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 45-58; там же. Д. 310а. Л. 45-58; Краткое историческое описание, 1896: 212-214]. На 1906 год нотозерская часовня была крепкая и обшитая тесом, но не была окрашена, а сонгельская — была ветхая, в связи с чем «должна подлежать уничтожению». Обе часовни не имели ни
ризницы и ни церковной утвари, кроме ветхих икон, на реставрацию которых не было средств [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. Нотозерская часовня находилась в 5 верстах от приходской церкви, а сонгельская — в 75 верстах [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. Богослужение в них совершалось по 2 раза в год: в первой церкви — в Пасху и 6 января, и во второй — в январе и в одну из недель великого поста, «когда местные саамы исполняют христианский долг исповеди и причастия» [Краткое историческое описание, 1896: 212-214]. В 1904 году в нотозерской часовне богослужения отправлялись во второй день Богоявления Господня, в Великий пост в каждое воскресенье и во второй день Святого Воскресения. А в сонгельской часовне «за ветхостью бегослужения не отправлялись» [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
В обоих погостах было открыто по одной церковно-приходской школе, которые находились в отдельных зданиях. В 1899 году церковно-приходская школа в Нотозерском погосте была закрыта, но в 1902 году была открыта вторично как школа грамоты [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58].
Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Георгий Кириллович Терентиев (1862—1871 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 5-8; Федоров, 2017: 196];
2. Михаил Петрович Федоров (1872-1873, 1878-1880 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 72. Л. 1-3; Федоров, 2017: 213];
3. Павел Иванович Терентиев (1880-1883 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 13-20; Федоров, 2017: 198];
4. Павел Васильевич Дмитриев (1885-1891 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 112. Л. 11-14; Федоров, 2017: 64];
5. Иоанн Иосифович Костылев (1892-1906 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 45-58; Краткое историческое описание, 1896: 212-214; Бардилева, 2015: 195; Федоров, 2017: 106];
6. Иоанн Васильевич Быков (1906-1909 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 311а. Л. 45-58; Федоров, 2017: 38];
7. Виталий Михайлович Черняев (1909-1916 годы) [Бардилева, 2015: 195-196; Федоров, 2017: 222-223];
8. Назарий Алексеевич Синцов по указу Архангельской духовной консистории с 13 октября 1918 года временно исполнял обязанности настоятеля Нотозерского прихода, и как минимум по 1921 год, так как в этом году проживал в Нотозерском погосте) [ГАМО Ф. И-17 Оп. 1 Д. 330 Л. 30-36; Федоров, 2017: 183-184].
5. Ловозерский лопарский приход был основан в 1862 г. и включал в себя 4 погоста: Ловозерский, Лявозерский, Воронинский, Семиостровский (причем Семиостровский и Лявозерский приходы до этого входили в состав Понойского прихода) [Краткое историческое описание, 1896: 233-242] и 11 колоний на Восточном Мурмане: Териберка, Гаврилово, Шельпино, Щербиниха, Трящино, Рында, Золотая, Харловка, Семь Островов, Восточная Лица и Варзино.
В дальнейшем из колоний Восточного Мурмана было образовано три прихода: в 1885 году — Териберский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 99-112], в 1893 году — Гавриловский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 113-125] ив 1902 году — Рындский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 127-138]. Увеличение числа колонистов-лютеран (норвежцев, финнов и фильманов (саамов-лютеран) на Западном Мурмане, а позже, и появление Лютеранского
прихода, обусловили появление новых православных приходов в колониях, так как «значительное преобладание числа лютеран над православными на Западном Мурмане не могло не беспокоить русские власти» [Орехова, 2007: 45].
В Ловозерском погосте с 1887 года проживали оленеводы коми-ижемцы и их пастухи ненцы [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 109-113]. Они пришли из Печерского уезда со стадом оленей в 5 тыс. голов. «Это были энергичные и предприимчивые люди», которые «вели хозяйство коммерчески» [Ушаков, 1972: 345]. Как ниже будет видно, коми-ижемцы сыграли не последнюю роль в развитии Ловозерского прихода.
Первая приходская церковь в Ловозерском погосте была построена из дерева в 1862 г на средства Святейшего Синода в размере 1782 руб. 41 коп. Имела один престол и была освящена 10 декабря 1973 г. во имя Богоявления Господня, но с 24 на 25 марта 1896 г. сгорела вместе со всем имуществом [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 59; там же. Д. 310а. Л. 59; там же. Д. 330. Л. 37].
Вторая приходская церковь была построена, за место сгоревшей, там же в 1896-1898 годах по инициативе прихожан, на их пожертвования в размере 1000 руб. и при помощи надворного советника Федора Алексеевича Сахарова 700 руб. деньгами и церковной утварью. В деле строительства новой церкви принимали особенно деятельное участие проживающие в Ловозере коми-ижемцы Иван Наумович Терентиев, братья Поликарп Иванович Рочев (церковный староста) и Назарий Иванович Рочев. Церковь имела один престол, освященный 14 февраля 1897 года во имя Богоявления Господня. Здание храма было деревянное, по форме крестообразное, снаружи и внутри обшито тесом и окрашено белой маслянной краской. Отдельно была построена колокольня на средства и при непосредственном участии братьев Поликарпа и Назария Рочевых. Согласно клировым ведомостям в 1904, 1906 и 1918 годах здание церкви было прочным. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 59-59об.; там же. Д. 310а. Л. 59-59 об.; там же. Д. 330. Л. 37-37об].
Приписная церковь во имя Святителя Василия Великого в Семиостровском погосте была построена в 1899 году и освящена в 1900 году. Престол был один и освящён 8 февраля 1900 год. Строилась на средства саамов из того же погоста. Здание храма было построено в виде четырехконечного креста из дерева, с устроенной при ней звонницей на крыльце у входа в церковь [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 59-71].
В Ловозерском погосте на месте старого погоста сохранились следы старой часовни во имя Богоявления Господня, построенной в 1840 -х годах в 2-х верстах от настоящего погоста. В Воронинском погосте также была деревянная часовня, но сгорела в отсутствие жителей. А на постройку новой часовни у населения не хватает средств [Краткое историческое описание, 1896: 214-218].
В 1918 году в приходе имелось две часовни:
1) В 5 верстах от Лявозерского погоста находилась деревянная ветхая часовня во имя Рождества Христова, «неизвестно когда и кем построенная» и «на какую сумму». В 1896 году были пристроены деревянные сени под одну крышу с часовней. Из утвари в ней «кроме нескольких икон, ни ризницы и ни богослужебных книг не имеется». От Ловозерской приходской церкви находилась в 60 верстах. По клировой ведомости за 1918 год известно, что надзор за лявозерской часовней доверен часовенному старосте сааму Лявозерского погоста Фоме Николаевичу Мелентиеву. Богослужения в ней совершались: 26 декабря и 27 декабря [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 37-43а].
2) Варзинская часовня во имя апостолов Петра и Павла была построена согласно указу Архангельской духовной консистории от 26 августа 1888 года за № 6878 на средства саамов Варзинского (летнего Семиостровского) погоста, располагавшегося на восточной стороне Мурманского берега, на устье реки Варзина. Здание часовни было деревянное с такими же сенями, обшито тесом вместе с сенями, с крышей на два ската. Из утвари в ней «кроме нескольких икон, ни ризницы и ни богослужебных книг не имеется». Располагалась в 350 верстах от приходской церкви. По данным клировой ведомости за 1918 год надзор за часовней доверен сааму Семиостровского погоста Василию Малахиевичу Мелентиеву. Богослужения в данной часовне не совершались, «за отдаленностью от приходской церкви» [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 37-43а].
В конце 1893 г. в Ловозерском погосте была открыта церковноприходская миссионерская школа, в которой обучались саамские, ижемские, ненецкие и русские дети. Поскольку все школы, находящиеся в саамских погостах считались «инородческими», то курс обучения в этих школах имел свои особенности [Казакова, 2018: 145].
Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Клеоник Семенович Митрофанов (1862-1871 годы) [Федоров, 2017: 119];
2. Петр Иванович Ручьев (1873-1874 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 5-6; там же. Д. 86. Л. 1-4; Федоров, 2017: 173];
3. Георгий Кириллович Терентиев (1875-1882 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 5-8; Краткое историческое описание, 1896: 214-218; Федоров, 2017: 196];
4. Михаил Александрович Почезерский (1884-1892 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 112. Л. 25-28; Федоров, 2017: 163];
5. Николай Николаевич Шмаков (1893-1900 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 103. Л. 109-113; Федоров, 2017: 227-228];
6. Павел Иванович Розов (1901-1910 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 311а. Л. 59-70; Бардилева, 2015: 196; Федоров, 2017: 172];
7. Михаил Иванович Распутин (1910-1937 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 37-43а; Бардилева, 2015: 196-197; Федоров, 2017: 167].
6. Кильдинский лопарский приход был основан 28 мая 1894 г. и включал в себя 3 саамских погоста: Кильдинский, Масельский (Пулозерский) и Разнаволоцкий.
Приходская церковь во имя преп. Трифона Печенгского была построена в 1898 году в Кильдинском погосте на средства прихожан из дерева в форме корабля с одной главой и без колокольни. «Утварью и ризницей церковь достаточна, богослужебные книги имеются сполна» [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 23-29]. До постройки церкви в погосте имелась часовня во имя преп. Трифона Печенгского, построенная в 1887 г. усердием местных саамов. При приходе с 1889 г. существовала церковно-приходская школа.
В Разнаволоцком погосте имелась приписная церковь во имя Алексия Человека Божия, построена в 1895 г. «по благословению епископа Никанора на средства о. Иоанна Сергиева, протоиерея Кронштадского». Здание церкви было деревянное без колокольни и имело форму креста, крыша покрыта тесом на два ската, стены снаружи не были обшиты тесом. «Утварью достаточна, ризницею одно священническое облачение, богослужебными книгами достаточна». Церковь находилась в 110 верстах от приходской церкви [ГАМО Ф. И-17. Д. 305. Л. 31-44; там же. Д. 310а. Л. 31-44].
В Масельском погосте имелась часовня во имя Воскресения Христова, «очень древняя, когда и кем она построена, о том живущие при ней лопари не помнят». Здание часовни было деревянное, холодное и довольно старое. «Кроме небольшого числа икон ничего нет». Часовня располагалась в 75 верстах от приходской церкви. Богослужение в часовне бывает только в Великий пост [ГАМО Ф. И-17. Д. 305. Л. 31-44; там же. Д. 310а. Л. 31-44].
Настоятелями прихода в разное время были священники:
1. Василий Петрович Мартынов (1895-1899 годы) [Краткое историческое описание, 1896: 228-229; Федоров, 2017: 115];
2. Георгий Кириллович Терентиев (1899-1900 годы) [Федоров, 2017: 196];
3. Александр Николаевич Голубков (1901-1912 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 31-44; Бардилева, 2015: 194; Федоров, 2017: 57-58];
4. Николай Михайлович Диомидов (с 1912 года,в 1921 году продолжал жить в Кильдинском погосте) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 23-29; Бардилева, 2015: 189, 194; Федоров, 2017: 63-64].
Таким образом, на основе анализа архивных данных, главным образом клировых ведомостей, видно, что в XIX - начале XX веков на Кольском Севере происходил интенсивный процесс формирования «лопарских» приходов Архангельской епархии. В это время на Кольском Севере начинается активное строительство храмов, увеличивается число православных приходов и церковноприходских школ в них, а также духовенства в местах традиционного расселения коренного населения (саамов).
Список сокращений
ГАМО — Государственный архив Мурманской области
МОМ — Мурманский областной музей (устоявшаяся аббревиатура для обозначения Мурманского областного краеведческого музея, который до создания Мурманского областного художественного музея в 1991 г. был единственным областным музеем)
НВ — Научно-вспомогательный фонд
ПИД — коллекция «Письменные источники — Документы» Список источников
Архивные материалы
МОМ НВ 2029/25 ПИД «Клировые ведомости Кандалакшского прихода (1829-1905 гг.)»
ГАМО Ф. И-20. Оп. 1. «Кандалакшский приход (1721-1920, 1927-1931 гг.)»
ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. «Благочиние Мурманского округа Олонецкой епархии (1824-1938 гг.)».
ГАМО Ф. И-67. Оп. 1. «2-е Александровское благочиние Архангельской епархии (1899-1918 гг.)».
ГАМО Ф. И-73. Оп. 1. «2-е Кольское благочиние Архангельской епархии (1883-1899 гг.)».
Опубликованные источники
Жуков А. Ю. Саами в XIII - XVII вв. (публикация источников и комментарий) // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 298-322.
Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М.: Древлехранилище, 2009. 600 с.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3: Уезды Онежский, Кемский и Кольский. Издание Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. Архангельск: Типо-литогр. Наследн. Д. Горяйнова, 1896. 267 с.
Кучинский М. Г. Миссия Алексея Симонова // Этнографическое обозрение. №6, 1998. С. 104-111.
Список литературы
Административно-территориальное деление Мурманской области (19201993 гг.). Справочник / Архивный отдел Администрации Мурманской области, Государственный архив Мурманской области. Мурманск: «Север», 1995. 276 с.
Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века. Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. 253 с.
Казакова К. С. Первоначальное обучение детей коренного населения Кольского Севера в конце XIX - начале XX вв. // Труды Кольского научного центра. Гуманитарные исследования. Т. 9. № 2-13. С. 23-30.
Казакова К. С. Полярная «Одиссея» инспектора училищ Николая Козмина в 1911 г. // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2018. № 28. С. 140-147.
Митрофан (Баданин) Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси. Аборигены края и первые христианские поселения // Кольский Север в Средние века. Т. 2. Спб.: Ладан, 2017. 288 с.
Митрофан (Баданин) Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи. // Кольский Север в Средние века. Т. 3. Спб.: Ладан, 2017. 392 с.
Митрофан (Баданин) История Кандалакшского монастыря / игумен Митрофан (Баданин). Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск: Изд-во Мурманской епархии, 2012. 30 с.
Никонов С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы: в 2 ч. / С. А. Никонов. Мурманск: МГГУ, 2011. Ч. I: Очерки истории. 324 с.
Орехова Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега // IV Ушаковские чтения. Мурманск: Изд. МГПУ, 2007. С. 41-48.
Ушаков И. Ф. Кольская Земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков, под ред. И. П. Шаскольского. Мурманск: Кн. Изд-во, 1972. 672 с.
Фёдоров П. В. Православный словарь Кольского Севера. 2-е изд. испр. и доп. СПб.: Международный банковский институт, 2017. 232 с.
Фёдоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.) / П.В. Фёдоров; Фонд культуры, Мурм. гос. пед. ин-т, каф. истории. Мурманск: Север, 1996. 70 с.
Сведения об авторе
Зайцев Олег Алимханович, аспирант ФИЦ КНЦ РАН
Zaytsev Oleg Alimkhanovich,
postgraduate of FRC KSC RAS