РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Материалы Ученого совета 5 апреля 2007г. «Материально-техническое и финансовое обеспечение развития университета»
В. И. Андреев,
проректор по административно-хозяйственной работе МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Проводимая в течение последних лет финансово-экономическая политика университета позволила в значительной степени обновить материально-техническую базу.
Внутреннее содержание учебных корпусов изменилось к лучшему. Появились специализированные аудитории, отремонтированные актовые залы и фасады. Абитуриенты делают свои первые шаги в университете в просторных, отремонтированных коридорах и аудиториях 6 корпуса. Обустраивается территория.
Все это удалось за счет устойчивого роста бюджета университета, как в части федерального финансирования, так и в части внебюджетных средств, за счет рационального использования внутренних ресурсов и создания стабильных условий обеспечения процесса функционирования и модернизации системы герценовского образования в среднесрочной перспективе.
А теперь позвольте более подробно рассказать о проделанной работе за последний год.
Летом 2006 г. была проведена реконструкция первого этажа 1-го корпуса. Это сложнейшая работа, так как по первому этажу проходят все коммуникации университета: отопление, горячее водоснабжение, холодная вода, канализация, электропитание. Одновременно с заменой этих систем необходимо было заменить стояки отопления, провести ремонт буфетов, поменять холодильные камеры и другое изношенное оборудование столовой. График работ приходилось согласовывать с расписанием занятий и экзаменов, что это создавало определенные трудности. Работы проводились в две смены и были закончены в намеченные сроки. За лето были отреставрированы лицевые фасады 1-го и 2-го корпусов на наб. р. Мойки, лицевой фасад здания на Московском пр., д. 80.
Планировалось до конца 2006 г. запустить первый газогенератор и закончить реконструкцию котельной на наб. р. Мойки. К сожалению, выполнить намеченное мы не смогли. Специфика данных работ такова, что на них отводятся ограниченные сроки — межотопительный сезон. Срыв поставки оборудования на один месяц повлек за собой невозможность выполнения работ до начала отопительного сезона. Кроме этого, с каждым годом труднее проходят согласования проектов и договоров с государственными унитарными предприятиями-монопо-листами и надзорными органами. Как пример: более года невозможно заключить договор на поставку горячего водоснабжения между университетом и государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс». Конечно, есть и упущения в подготовительной работе с проектом, но невозможность ведения конструктивного диалога, количество бесконечных согласований наводит на грустные мысли.
Неделю назад Ростехнадзор вручил предписание о необходимости обучения ректора университета требованиям промышленной безопасности систем газораспределения и газопо-требления. И все разъяснения, что есть устав и изданный на его основе приказ о передаче проректорам части полномочий ректора, что доктору наук и академику нет необходимости заниматься распределением газа, проверяющих не удовлетворили, они упорно ссылались на свои ведомственные распоряжения. Мы уже получили распоряжение, подписанное губернатором, о необходимости получить паспорта на фасады зданий, охраняемых Государственной инспекцией по охране памятников, в приложении перечислены организации, которые могут
оказывать эти услуги. По нашим предварительным расчетам, паспорт на корпус 12 будет стоить 90 тыс. руб. Можно себе представить, сколько мы заплатим за бумаги, а не за ремонт самих фасадов. Несмотря на это, уже заканчиваются согласования по вводу в эксплуатацию газогенератора и готовится временный договор на горячее водоснабжение гостиницы, что снимет часть проблем, которые ежегодно возникают перед ректоратом. Службы университета делают все возможное, чтобы закончить реконструкцию котельной № 15 и установку блок-модульной котельной на Московском пр., д. 80 к новому отопительному сезону, хотя инженерных проблем там огромное количество. Пожалуй, необходимо отметить, что мы получили гарантийное письмо от дирекции присоединений Ленэнерго о выделении нам дополнительной мощности от новой ТП 109 А, что в перспективе значительно облегчит жизнь университета.
Все вышеперечисленные вопросы, а также значительно увеличившееся финансирование ремонтных работ и открытие двух целевых программ Федерального агентства по образованию требуют внесения изменений в структуру управления материально-технического развития и реконструкции.
С ректоратом согласовано создание в структуре управления отдела капитального строительства, который возьмет на себя целевые программы по реконструкции корпуса 1, строительство для биологов базы в пос. Вырица, реконструкцию здания на Новоизмайловском пр. под общежитие. Возможность участия в целевых программах Рособразования «Жилье» и «Образование» очень важна для университета. Думаю, что после завершения строительства одного из объектов мы будем претендовать на продление финансирования с новым проектом.
По пожарной безопасности в 2006 г. университет передан в ведение отдела надзора на особо важных объектах. В августе была проведена комплексная проверка корпусов университета. В предписании Госпожнадзора было отмечено 570 пунктов выявленных нарушений. Можно представить себе тот объем работы, который необходимо выполнить. Большая часть из пунктов предписания — это объективные требования, не нуждающиеся в больших затратах. Нарушения были допущены из-за нашей халатности и низкой дисциплины: заваленные мусором запасные выходы, отсутствие информационных табличек, хранение хозяйст-
венного, учебного и лабораторного оборудования в неположенных местах, незавершенные ремонтные работы и т. д. Вторая часть предписания требует больших денег: это установка пожарной сигнализации, ограждений на кровле, автоматических систем пожаротушения и дымоудаления, замена устаревшей электрической проводки, монтаж пожарного трубопровода. Несмотря на огромный список замечаний, надо отметить, что управлением охраны и пожарной безопасности проделана значительная работа. Составлен план устранения выявленных нарушений до конца 2008 г., согласованный с инженерными службами и руководством Госпожнадзора. Практически все замечания, которые необходимо было устранить к этому сроку, выполнены или находятся на стадии завершения. Очередная проверка, которая началась 02.04.07, надеюсь, это подтвердит.
Ректорат выделяет на эти цели значительные средства. Ведется плановая работа, но мы должны не забывать о делах, которые требуют ежедневного контроля со стороны руководителей структурных подразделений. В наших корпусах с деревянными перекрытиями, большим числом студентов и сотрудников, зачастую не желающих соблюдать элементарные правила пожарной безопасности, массой проблем, которые объективно накапливались из-за отсутствия финансирования, любая небрежность может привести к непоправимым последствиям. Большая работа проведена по обеспечению безопасности в общежитиях и учебных корпусах. Заканчиваются работы по установке уличного видеонаблюдения. На вахтах корпусов по другим адресам смонтированы турникеты, установлены камеры видеонаблюдения. Начаты конкурсные мероприятия по закупке пластиковых карт; надеюсь, что в этом году мы запустим первую очередь систем контроля управления доступом в университет. Подготовлена проектно-сметная документация по установке систем видеонаблюдения в коридорах всех учебных корпусов, и в этом году, при наличии финансирования, мы приступим к реализации этого проекта. Установлены тревожные кнопки на наб. р. Мойки, в гостиницах и ряде учебных корпусов. Закуплены системы радиосвязи, которые в обычное время будут использоваться отделом охраны, а в чрезвычайных условиях — штабом гражданской обороны.
Ректорат постоянно заботится об улучшении социально-бытовых условиях сотрудников и студентов.
РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
К юбилею завершится реконструкция фундаментальной библиотеки. Откроются зал редкой книги, большой читальный зал, зал медиатеки, зимний сад. В цоколе корпуса 2 разместится центр творческого развития и досуга студентов. В этом году практически впервые мы удовлетворим заявки на мебель от факультетов в полном объеме. Закончена реконструкция общежития по адресу: пр. Стачек, д. 30.
Ведется согласование с Комитетом государственной инспекции и охраны памятников на строительство центральной проходной у нового корпуса. В ней будут установлены турникеты и расположится постоянный пост охраны. Второй выход, в арке 20-го корпуса, готовим к открытию в ближайшее время. Строительно-монтажные работы выполнены, установлены новые ворота, заканчивается монтаж турникетов. Проход в районе шлагбаума будет закрыт.
Начаты конкурсные мероприятия по подготовке проекта реконструкции здания на Новоизмайловском пр., д. 5 под здание общежития на 180 мест. Есть приказ по университету о перепрофилировании под общежитие здания на Ли-говском пр., д. 46 после закрытия военной кафедры, с последовательной передачей площадей для проведения реконструкции. В данный момент готовятся поэтажные планировки для согласования с Госпожнадзором и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это даст прибавку еще 110 мест.
На сегодняшний день университет имеет 2209 мест в общежитиях (не считая филиалов): 1400 мест в межвузовском студенческом городке; 202 места в общежитии по адресу: пр. Стачек, д. 30; 240 места в учебно-жилищном комплексе по адресу: Лиговский пр., д. 275; 65 мест в общежитии по адресу: Казанская ул., д. 3; 302 места в общежитии гостиничного типа по адресу: Казанская ул., д. 6.
Этого, кончено, недостаточно. Не изменят кардинально положение к лучшему и дополнительные 290 мест, но на данный момент это все, что мы можем реально сделать. На Совете ректоров рассматривался вариант совместного строительства с Политехническим университетом студенческого городка на 3000 мест на их территории. Хотелось бы верить, что Рособразование включит строительство в целевую программу, хотя срок реализации этого проекта, конечно, далекая перспектива.
Наконец, о вопросе, который интересует большинство членов Ученого совета. Ведь не
зря на предыдущем заседании по теме «Инновационные образовательные программы и современные технологии обучения в контексте задач программы развития университета», состоявшимся 22 февраля 2007 г., по оценке преподавателей, на первое место поставлена необходимость совершенствования материально-технической базы учебного процесса.
Модернизация аудиторного фонда — одна из составляющих этого вопроса.
На рабочем совещании по реализации инновационной образовательной программы я уже говорил, что полезная площадь учебных корпусов университета чуть более 83 тыс. м2. По данным управления материально-технического развития и реконструкции, за период с 2001 по 2006 г. включительно в университете отремонтировано около 45 тыс. м2. Конечно, в ряде аудиторий выполнен только косметический ремонт, но в любом случае мы можем говорить о том, что практически половина помещений у нас приведена в порядок.
Если проанализировать планы ремонтных работ в университете, то можно заметить: приоритетными были работы по предотвращению аварий, созданию равных возможностей для развития всех факультетов. Возможно, в несколько лучших условиях оказались те факультеты, где ремонтные работы делались в последнее время или где деканы были более настойчивы и сумели в чем-то опередить своих коллег. Но после победы университета в конкурсе инновационных программ перед коллективами факультетов открылась уникальная возможность: каждый за счет своей активности может обозначить себя лидером в этой программе, получить приоритет в модернизации аудиторного фонда, оснащении его современным учебным и научным оборудованием.
Мне кажется, что факультеты, которые не успевают «заскочить на подножку уходящего поезда», рискуют надолго отстать в развитии материально-технической базы учебного и научного процесса. Это связано с тем, что наши внебюджетные средства за 2007 и 2008 г., предусмотренные на софинансирование инновационной программы (а это огромные деньги — 116 млн руб.), будут «работать» только на факультеты, занятые в ее реализации.
Просматривая список аудиторий, намеченных к модернизации в рамках инновационной образовательной программы, я искренне порадовался за факультеты иностранных языков и психолого-педагогический, мне кажется, там
указаны все закрепленные за ними помещения. Значительное количество аудиторий будет отремонтировано у филологов, юристов, на факультетах коррекционной педагогики, социальных наук, управления, информационных технологий, безопасности жизнедеятельности, у остальных — одна-две аудитории. Хочу повторить: еще есть время. Составленный список — это аудитории, которые практически все будут отремонтированы в 2007 г.
Я не хочу перегружать вас цифрами, но все-таки часть из них назову: в 2007 г. на реконструкцию, новое строительство, оборудование, капитальный и текущий ремонт выделено 350 млн руб.: 40 млн руб. — реконструкция 1-го корпуса; 60 млн руб. — строительство для биологов общежитий, столовой и актового зала в пос. Вырица; 118 млн руб. — оборудование и мебель; 77 млн руб. — бюджет и аренда на текущий и капитальный ремонт; 58 млн руб. — внебюджетные средства на модернизацию аудиторного фонда по инновационной программе. Можно приплюсовать 230 млн руб. бюджетных средств на закупку оборудования и повышение
квалификации в рамках инновационной программы.
Мало сказать, что это огромные деньги, у нас просто нет опыта освоения таких сумм. Ситуация будет усугубляться отсутствием серьезного опыта долгосрочного планирования, подготовки технических заданий и конкурсных документов, несогласованностью между структурными подразделениями в плане проведения финансовых документов.
Недавно состоялось совещание с руководителями университетских хозяйственных служб по вопросам изменения в законодательстве о закупках. Это полезное дело, но обучение руководителей, связанных с закупками и долгосрочным планированием, необходимо переводить на профессиональную и регулярную основу в системе института повышения квалификации. Мне кажется, совмещение обучения и практического участия в инновационной программе даст администрации незаменимый опыт в части долгосрочного планирования развития материально-технической базы под любые цели, которые впоследствии будут стоять перед университетом.
Н. В. Попова,
начальник планово-финансового управления ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Финансовая деятельность университета осуществляется в соответствии с Уставом РГПУ им. А. И. Герцена, свидетельством о государственной аккредитации, федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О федеральном бюджете на 2007 год», «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.
Источниками финансирования университета являются: средства федерального бюджета; средства дополнительного бюджетного финансирования, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности; внебюджетные средства университета, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе платного обучения.
Доля средств федерального бюджета (с учетом дополнительного финансирования от аренды) составляет 59,3% — 915,2 млн руб., внебюджетных средств 40,7% — 627,1 млн руб.
В последние годы сохраняется устойчивая тенденция увеличения объемов финансирования, выделяемого из федерального бюджета. Так, по отношению к 2006 г. прирост бюджетного финансирования составляет 33,0%.
В выделенных средствах из федерального бюджета по статье 211 «Заработная плата» предусмотрено планируемое повышение заработной платы с 01.09.2007 г. на 15%; по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению» предусмотрены средства на материальное обеспечение студентов из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и студентов института народов севера, находящихся на государственном обеспечении, предусмотрено увеличение расходов на питание с 75 руб. до 108 руб. в день, а также предусмотрены средства на проезд студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в объеме 1,46 млн рублей; по статье 290 «Прочие расходы» предусмотрены средства на планируемое повышение стипендии студентам с 01.09.2007 г. на 50%; по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» предусмотрено увеличение